личности на педагогическую деятельность, более активное внедрение современных методов и технологий обучения в процесс профессионального обучения, а со стороны государства повышение социальной престижности и поддержки спортивных педагогов.
литература
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.
2. Ли Ц. В.Направленность личности в профессиональном становлении педагога-тренера по спорту: диссертация ... кандидата педагогических наук: 19.00.13./ Цзянь Вэнь Ли. - СПб., 1999.- 149 с.
3. Николаева С.Ю. Проблема направленности личности студента и его мо-тивационная ориентация в профессиональной подготовке / С.Ю. Николаева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S28. - С. 16-20.
4. Полещук Ю.А. Динамика профессиональной направленности студентов социономических профессий в процессе обучения / Ю.А. Полещук // Психология в вузе: научно-методический журнал: издается с января 2003 года / Ред. Е.И. Горбачева. - 2012. - №3 (май-июнь 2012). - С.74-77.
Китова Д.А.
психологические особенности отношения современной молодежи к коррупции
Актуальность проблемы исследования. Рост коррупции и ее негативное влияние распространяется на все социальные процессы в современном обществе. Специалисты считают, что все основные социальные институты общества оказались подвержены коррупции (Журавлев, 2012, 2013, 2014; Китова, 2015, 2016; Нестик, 2002; Соснин, 2014; Юревич, Журавлев, 2012, 2013). При этом, психологические факторы противодействия коррупции, как и противодействие коррупции в целом, выступают самостоятельными теоретическими и прикладными направлениями исследований (Журавлев, Юревич, 2012; Соснин, Журав-
лев, 2013; Юревич, Журавлев, 2013; Китова, 2015).
Если обратиться к психологической теории отношений, как основного методологического принципа анализа отношений молодежи к коррупции, следует начать с анализа самого феномена «отношения». В частности, В.Н. Мясищев полагал, что отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, которые, основываясь на личном опыте, задают направленность будущего поведения личности (Мясищев, 1957). Ряд авторов указывает на особенности феномена отношений, проявляющихся в актах социального поведения личности. В частности, в социальной психологии представлены следующие позиции: отношения проявляются в социальных действиях и поступках (Шорохова, 1999); отношения являются способом решения личностью основных проблем ее жизнедеятельности (Абульханова, 1995).
На современном этапе развития отечественной социальной психологии концепция психологических отношений наиболее систематизирована профессором В.П. Позняковым. Автор отмечает, что: «Психологические отношения ... это особые состояния сознания, которые предшествуют реальному поведению личности и выражают готовность к этому поведению (в чем выражается поведенческая сторона отношений). Они включают в себя, наряду с готовностью к определенному поведению, и эмоциональный аспект, выражающийся в эмоциональных переживаниях и в оценке объектов отношений». Таким образом, «отношения» включают в себя феномены или характеристики сознания личности, которые предшествуют реальному поведению личности, обобщает автор (В.П. Позняков, 2012).
Опираясь на представленную теоретико-методологическую концепцию, нами проведен эмпирический анализ представлений молодежи о коррупции. В данной статье представлены результаты анализа отношения молодежи к коррупции (в частности, к коррупционерам и последствиям коррупции). Эмпирическое исследование проводилось среди студентов 1-4-х курсов гуманитарных факультетов в возрасте от 18 до 25 лет. В исследовании приняли участие 134 юноши и 113 девушек (всего 247 человек).
В общей сложности, респонденты ответили на 17 различных вопросов о коррупции, два из которых были направлены на выявление отношения молодежи к коррупции. В частности, нас интересовали: отношение молодежи к личности коррупционера и к последствиям коррупции. Отношение к коррупционерам выявлено с помощью контент анализа из общего количества ответов на вопросы анкеты. Ответы об отношении к коррупции являются результатами обработки незавершенного предложения: «Последствиями коррупции является.».
Если условно классифицировать полученные характеристики коррупционеров, которые идентифицируются таковыми самими студентами, в соответствии с психологической структурой личности можно выделить несколько структурных психологических блоков отношения молодежи к коррупции (все выявленные нами оценки отражены в таблице 1).
Таблица 1
Отношение молодежи к коррупционеру
Характеристики коррупционера
1 Авторитарный 2 Уход от ответственности 3 Неумелый
4 Агрессивный 5 Коварный 6 Неучтивый
7 Алчный 8 Ленивый 9 Отчужденный
10 Аморальный 11 Лживый 12 Подлый
13 Безжалостный 14 Лицемерный 15 Подозрительный
16 Безликий 17 Малокультурный 18 Порочный
19 Безответственный 20 Меркантильный 21 Презрительный
22 Безразличный 23 Надменный 24 Склонный к рутине
25 Беспринципный 26 Не любит профессию 27 Скользкий
28 Бестактный 29 Не общительный 30 Скрытный
31 Бесчувственный 32 Невежественный 33 Скупой
34 Вероломный 35 Невоздержанный 36 Собранный
37 Грубый 38 Недобросовестный 39 Угрюмый
40 Двуликий 41 Некомпетентный 42 Упрямый
43 Жадный 44 Ненадежный 45 Циничный
46 Закрытый 47 Неразборчив в средствах 48 Черствый
49 Замкнутый 50 Несговорчивый 51 Чинопочитатель
52 Низкая самооценка 53 Несправедливый 54 Эгоистичный
55 Заносчивый 56 Несчастный 57 Эгоцентричный
58 Злобный 59 Неуважительный
Психологические характеристики коррупционера для удобства восприятия и оценки сведены в несколько блоков. Первый блок - это система отношений коррупционера к окружающему миру, которая отражает его потребности, мотивы поведения, интересы, убеждения и мировоззрение. здесь употребляются такие характеристики личности, как жадный, аморальный, циничный, эгоистичный, чинопочитатель. Второй блок включает в себя задатки и способности человека: некомпетентный, неумелый, скользкий. Третий блок отражает психологические особенности поведения человека, такие как агрессивный, надменный, грубый, неучтивый, ненадежный, черствый, злобный. Четвертый блок включает морально-нравственные характеристики человека. Среди морально-нравственных описаний можно отметить такие характеристики, как аморальный, подлый, двуликий, лживый, эгоистичный, коварный. Пятый блок включает эмоциональную оценку внутреннего мира коррупционера - несчастный, с низкой самооценкой, подозрительный, закрытый, замкнутый. Шестой блок - стилистические особенности поведения - малокультурный, бестактный, лицемерный. Седьмой блок отражает его отношение к работе - безответственный, безразличный, не
любит свою профессию.
Исходя из приведенных характеристик личности коррупционера, можно говорить: во-первых, о преобладающем негативном отношении молодежи к коррупционерам; во-вторых: о возможности разработки социально-психологического портрета коррупционера, посредством опроса людей, непосредственно признающих себя вступавшими в коррупционные отношения. Разработка методологических подходов, методов, методик, выявления и описания социально-психологического портрета коррупционера, конечно же, требуют дополнительных исследовательских усилий.
Далее представлены результаты, полученные по завершении предложения «Последствиями коррупции являются.». Обработка полученных ответов позволила вывести 16 позиций, раскрывающих экономические, политические, правовые, социальные и психологические последствия коррупции в представлениях респондентов (таблица 2).
Таблица 2
Отношение молодежи к социальным последствиям коррупции
№ Последствия коррупции Всего (%)
1 Нерациональное расходование бюджетных средств 60,7
2 Разрушение эффективной конкурентной среды 40,9
3 Рост теневой экономики 36,4
4 Снижение инвестиций 35,2
5 Отток квалифицированных кадров в другие страны 26,3
6 Снижение собираемости налогов 22,3
7 Неэффективное использование человеческих ресурсов 18,2
8 Замедление экономического роста 16,6
9 Повышение издержек товаропроизводителей и предпринимателей 13,0
10 Препятствование естественному функционированию рыночной экономики 12,6
11 Рост социального неравенства 10,5
12 Увеличение социальной напряженности в обществе 8,9
13 Снижение качества общественного сервиса со стороны государства 8,1
14 Дисфункции системы государственного управления 4,9
15 Снижение имиджа власти 3,6
16 Снижение общественной морали 2,8
Из приведенных таблиц можно сделать несколько выводов.
Представления молодежи о коррупции имеют типовые и индивидуальные особенности. К типовым особенностям представлений можно отнести негативную оценку разрушительного влияния коррупции на все уровни взаимодействия личности, групп, общества и государства.
К психологическим детерминантам коррупционного поведения респонденты относят личностные, поведенческие и нравственные характеристики коррупционера. Респонденты приводят более 50 оценочных психологических характеристик коррупционера, при этом среди приведенных характеристик практически нет ни одной положительной оценки с точки зрения поведенческих или нравственных позиций.
В представлениях молодежи о коррупции находит свое отражение преимущественно бытовой уровень коррупции. Этот факт позволяет предположить, что респонденты рассуждают о коррупции с учетом бытовых ситуаций, с которыми им реально приходилось сталкиваться.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта // Основы общей и прикладной акмеологии. - М., 1995.
2. Гармаев Ю. П. Экономико-правовая компетентность личности: проблемы формирования в условиях рыночных преобразований // Гуманитарные науки и образование в Сибири/ Ю. П. Гармаев, Д.А. Китова - Новосибирск: НГИ, 2015. - № 9. - С. 56-58.
3. Журавлев А.Л, Юревич А.В. Коррупция в современной России: психологический аспект // Знание. Понимание. Умение. 2012а. № 2. С. 56-65.
4. Журавлев А.Л, Юревич А.В. Психологические факторы коррупции // Нравственность современного российского общества: психологический анализ. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012б.
5. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции // Прикладная юридическая психология. 2012в. № 1. С. 8-21.
6. Китова Д.А. Егизов УС. Психологические особенности коррупционных представлений молодежи // Вестник Университета российской академии образования. Москва, 2015. № 4. С. 50-54.
7. Китова Д.А., Найманова Б.А. Правовые аспекты в представлениях студентов о способах достижения экономического благополучия // Вестник Университета российской академии образования. Москва, 2016. № 1. С. 83-87.
8. Позняков В. П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности//Психологический журнал. -2012. - №5. - с. 5-15.
9. Соснин В.А. Феномен коррупции в России как социополитическая, со-
циокультурная и социально-психологическая проблема // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 3.
10. Соснин В.А., Журавлев А.Л. Феномен коррупции в России как социо-политическая и психологическая проблема // Прикладная юридическая психология. 20136. № 2. С. 8-24.
11. Социальная психология экономического поведения // Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1999.
Булгучева P.M., Байсонгуров И.Б.
проблема потребностей в современной гуманитарной науке и образовании
Среди стратегических задач развития современного общества наиболее приоритетными являются идеи реформирования политической и экономической систем России, что невозможно без соответствующего реформирования многоуровневой системы профессионального образования. За последние десятилетия государством предпринят ряд мер по укреплению и развитию финансовой, информационной, кадровой, правовой и научно-методической базы образовательных учреждений. Немало внимания уделяется и повышению роли образования в решении социально-экономических задач, т.к. образование непосредственным образом определяет нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал и траекторию развития государства. Вместе с тем, образование как социальная система общества участвует в сохранении и воспроизводстве всего общества, способствует решению многих современных социально-экономических и политических проблем.
Среди основных функций образования можно выделить такие как:
- формирование рационально мыслящего человека с современным взглядом на мир, природу и общество;
- организация социализации молодежи, обеспечение безболезненного вхождения молодежи в социальную среду, развитие способности к практической и теоретической деятельности;
- подготовка к решению сложных социально-экономических и политических проблем, которые по своей природе требуют мультидисциплинарного подхода;
- систематизация и отбор целевых ориентиров общественного развития в поле разнообразных знаний и технологий;
- развитие инновационного потенциала общества, коррекция принципов его развития, изменение технологий и содержания обучения и воспитания.