«Дистанцирование» используют 18% студентов, то есть они игнорируют сложившуюся ситуацию; 85% имеют средний и низкий уровни данного копинга.
Практически все опрошенные (98%), кроме двух человек, пытаются разрешить возникшие проблемы. Но поражает тот факт, что достаточно высокий процент опрошенных (35%) не пытается нести ответственность, а в экстремальных ситуациях личная ответственность в присутствии других людей снижается.
Только у 9% данный копинг находится на высоком уровне, то есть они считают, что событиями, происходящими в их жизни, можно управлять.
К положительной переоценке склонны 93%, из них 44% имеют высокий уровень, такие люди делали выводы из сложившейся ситуации, приобретая жизненный опыт, и использовали её для личностного роста,
С целью изучения особенностей индивидуальных стилей саморегуляции поведения в ЧС у студентов нами был использован опросник «Стиль саморегуляции поведения» Моросановой В.И. [6].
Диагностика развития индивидуальной саморегуляции и её индивидуального профиля включает показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.
У большинства испытуемых студентов (56%) сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно, в то время как у испытуемых в 44% случаев потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично.
Следует обратить внимание на то, что у 47% опрошенных студентов проявляется нежелание продумывать последователь-
ность своих действий. Они предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путём проб и ошибок. Однако при этом 53% студентов всё же способны выделять значимые условия достижения целей. У них сформирована потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализировать и прорабатывать развёрнутость программ.
Интересной особенностью студентов явилась адекватность самооценки, сформированность и устойчивость субъективных критериев оценки результатов, способность быстро оценить изменение значимых условий (73%). При этом наблюдаем, что у 27% обучающихся ВУЗа планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, при отсутствии посторонней помощи у них неизбежно возникают регуляторные сбои.
Таким образом, исследование показало, что для студенческой молодёжи характерна высокая и хорошая нервно-психическая устойчивость. В сложных жизненных ситуациях большинство респондентов умеют контролировать свои действия, планировать решение проблем, обращаются за помощью к другим людям, но при этом дистанцируются от проблемы и не хотят нести за неё ответственность.
Следовательно, необходимо формировать важные поведенческие качества саморегуляции у студенческой молодёжи в случаях чрезвычайных ситуаций. Основные задачи должны включать: развитие способности к самоанализу, повышение представлений о ценности самого себя и других людей, развитие умения достигать поставленной цели, воспитание умения адекватно реагировать в различных чрезвычайных ситуациях, обучение конструктивным способам управления эмоциональным состоянием, формирование способности анализировать и адекватно оценивать своё состояние.
Библиографический список
1. Портал об окружающей среде и месте человека в ней. Available at: https://ecobloger.ru/primery-tehnogennyh-chs-v-rossii/
2. Рубинштейн Е., Александрова Л. Мы подожгли поролоновый кубик, как в «Зимней вишне». Московский комсомолец. 2018; № 27649; 30 марта.
3. Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. Москва, 1996.
4. Практикум по психологии состояний: учебное пособие. Под ред. проф. А.О. Прохорова. Санкт-Петербург: Речь, 2004.
5. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ). Журнал практического психолога. Москва, 2007; 3: 93 - 112.
6. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Available at: psychodiagnostics.cepsideks.ru / Morosanova.docf References
1. Portal ob okruzhayuschej srede i meste cheloveka vnej. Available at: https://ecobloger.ru/primery-tehnogennyh-chs-v-rossii/
2. Rubinshtejn E., Aleksandrova L. My podozhgli porolonovyj kubik, kak v «Zimnej vishne». Moskovskijkomsomolec. 2018; № 27649; 30 marta.
3. Druzhinin V.F. Motivaciya deyatel'nosti v chrezvychajnyh situaciyah. Moskva, 1996.
4. Praktikum po psihologii sostoyanij: uchebnoe posobie. Pod red. prof. A.O. Prohorova. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.
5. Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Oprosnik sposobov sovladaniya (adaptaciya metodiki WCQ). Zhurnalprakticheskogo psihologa. Moskva, 2007; 3: 93 - 112.
6. Oprosnik «Stil'samoregulyaciipovedeniya» V.I. Morosanovoj. Available at: psychodiagnostics.cepsideks.ru / Morosanova.docy
Статья поступила в редакцию 06.08.18
УДК 316.6
Kanzychakova N.G., postgraduate, Department of Psychology and Social Work, Medical, Psychological and Social Institute of Khakass State University (Abakan, Russia), Е-mail: kanzychakova.nadia@yandex.ru
DEFINITION OF CORRUPTION IN THE FRAMEWORK OF PSYCHOLOGY. The article describes a problem of corruption. Currently, the phenomenon of corruption is one of most relevant problems. Most of research works on corruption reflecte law, legal, social, economic aspects of corruption behavior. However there is no analysis and interpretation of this phenomenon from a psychological point of view. Psychology is just at the beginning of joining process to the specific scientific disciplines dedicated to the study of this phenomenon. Nowadays, considering corruption under the psychological framework, it can be noted through scientific works of Y.M. Antoyan, Y.Y. Boldyrev, V.M. Pozdnyakov, O.V. Vannovsky, M.M. Reshetnikov, A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich, S.P. Glinkin, V.G. Morogin. The article proposes methods that can be used to predict and prevent corruption behavior.
Key words: corruption, corruption behavior, fight against corruption.
Н.Г. Канзычакова, аспирант каф. психологии, социальной работы, Медико-психолого-социальный институт Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Е-mail: kanzychakova.nadia@yandex.ru
ПОНЯТИЕ ФЕНОМЕНА КОРРУПЦИЯ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИИ
В данной статье рассматривается проблема коррупции. В настоящее время феномен коррупции является одной из актуальных проблем. Большинство исследовательских работ, посвященных коррупции, отражены в правовых, юридических, социальных, экономических аспектах коррупционного поведения, однако отсутствует анализ и интерпретация данного феномена с психологической стороны. Психология только начинает присоединяться к этим научным дисциплинам, изучающим данное явление. В настоящее время, рассматривая феномен коррупции в рамках психологии, можно отметить научные труды Ю.М. Антоняна, Ю.Ю. Болдырева, В.М. Позднякова, О.В. Ванновской, М.М. Решетникова, А.Л. Журавлева, А.В. Юре-вич, С.П. Глинкиной, В.Г. Морогина. В статье предложены методы, которые можно использовать для прогнозирования и профилактики коррупционного поведения.
Ключевые слова: коррупция, коррупционное поведение, борьба с коррупцией.
В настоящее время феномен коррупция является одной из актуальных проблем. С этим явлением люди сталкиваются лично или косвенно и имеют некоторые представления о данном феномене. Ежедневно говорят о коррупции в средствах массовой информации, что свидетельствует о том, что с этим понятием знаком каждый человек.
Большинство исследовательских работ, посвященных коррупции, отражены в правовых, юридических, социальных, экономических аспектах коррупционного поведения, однако отсутствует анализ и интерпретация данного феномена с психологической стороны. Коррупция многогранна, из-за этого она является предметом исследования самых разных научных дисциплин. Психология только начинает присоединяться к этим научным дисциплинам, изучающим данное явление.
Однако «без психологически обоснованных подходов здесь вряд ли что-то можно сделать, ибо коррупция - только в её последствиях правовая и экономическая проблема, а исходно - сугубо психологическая и общечеловеческая» [1].
Проблема коррупции изучается современными психологами, которые выделяют теоретические и практические аспекты проблемы, исследуют структурные, содержательные и процессуальные факторы коррупции (Ю.А. Антонян, О.В. Вановская, Е.Е. Гаврина, А.Л. Журавлев, Л.М. Закирова, Д.А. Китова, Т.А. Не-стик, В.А. Соснин, Д.В. Сочивко, А.В. Юревич). Среди наиболее известных исследований коррупции, проведённых российскими психологами, можно выделить следующие направления: психология субъектов коррупционных отношений (А.Л. Журавлев, А.П. Лиферов, В.А. Соснин, А.В. Юревич); психологические особенности формирования коррупционного поведения у госслужащих (Е.Е. Гаврина, Д.В. Сочивко); психологические методы противодействия коррупции (Ю.А. Антонян, Е.Е. Гаври-на, А.В. Молоткова, Т.А. Симакова); взаимосвязь коррупции и агрессии (А.В. Юревич, Д.В. Ушаков, И.П. Цапенко); психологические причины коррупционного поведения (Ю.М. Антонян); психологические особенности вымогательства и взяточничества (К.А. Болотова, О.М. Иванова, В.М. Статный, О.В. Цикайло); нравственные аспекты коррупционного поведения (А.В. Суль-дина); коррупционная устойчивость личности (Э.П. Бахчеева); социально-психологические факторы коррупции (С.В. Алексеев, А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, А.В. Юревич); исторический анализ коррупционных преступлений (Ю.А. Антонян); представления молодёжи о коррупции, отношение населения к коррупционным правонарушениям (Д.А. Китова) [2, с. 9].
Также можно выделить новое, формирующееся направление изучения коррупции: ценностно-потребностная сфера личности человека.
В 90-х гг. ХХ века Ю.М. Антоняном было проведено исследование личности и поведения взяточников, где основное внимание уделялось их мотивации на коррупционное поведение. В результате выявили два ведущих мотива. Один из них - видимый, внешний - это корысть, стремление обеспечить себя материальными благами. Другой -глубинный, смысловой, заключающийся в отношении к коррупции как к опасной и увлекательной игре. Эти мотивы переплетаются и мощно детерминируют друг друга [3, с. 1020].
А.Л. Журавлев и А.В. Юревич, рассмотрев коррупцию в рамках юридической, экономической и политической литературы, предприняли попытку теоретико-психологического анализа проблемы коррупции, и в плане конкретных психологических приёмов диагностики коррупционного поведения предложили полиграфическое исследование.
Психологические исследования коррупционного поведения, предпринятые О. Ванновской, носят более конкретный, прибли-
женный к жизни характер. На основании полученных данных О. Ванновская представила следующий психологический портрет коррупциогенной личности: стремление к роскоши как показателю счастья, неосознанная мотивация и недифференцированная структура установок нравственного поведения, негативное самоотношение и неадекватная самооценка, экстернальный локус контроля, импульсивный тип реагирования.
В современных научных работах довольно часто встречается сравнение коррупционного поведения с аддиктивным поведением, в частности психолог РР Гарифулин рассматривает коррупцию как «взяткоманию», характеризующуюся четырьмя стадиями. Первая - имеет характер разового получения вознаграждения. На второй стадии возникает зависимость (взяточник ждёт этого события, прокручивая в голове образ ситуации получения взятки). На третьей стадии появляются деперессивные признаки, приоритетной остаётся только одна ценность - взятки, которые превращаются в определённый допинг, позволяя испытывать ощущение комфорта. Последняя четвёртая стадия характеризуется тем, что человек отрывается от реальности, теряет чувство сопереживания и уже не радуется тому, что получает. Р.Р. Гарифулин подчёркивает, что подобная личность возвращается в реальность «только оказавшись за решёткой» [4].
Актуальность проблемы коррупции в современном обществе, прежде всего, в том, что данный феномен проник во все сферы жизни общества. С коррупцией сталкивается большинство государств в мире, как развитые, так и развивающиеся страны.
В соответствии с мировым рейтингом уровня коррупции Россия занимает 119 позицию из 168 возможных, рейтинг ежегодно составляется международной неправительственной организацией Transparency International.
Согласно данным за 2016 год, наименее коррумпированным государством в мире является Дания, которая набрала 91 балл из 100 возможных и заняла первое место в рейтинге. Россия улучшила своё положение в рейтинге и заняла 119 место, набрав 29 баллов. Такой же результат показали Азербайджан, Гайана и Сьерра-Леоне. Самыми коррумпированными странами в мире являются Южный Судан (163), Судан (165), Афганистан (166), Северная Корея (167) и Сомали (167) [5].
Коррупция (от лат. corruption - подкуп) - прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личностного обогащения. Как правило, сопровождается нарушением законности [6].
В документах ООН коррупция определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции», под коррупцией понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя и третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение таких деяний от имени или в интересах юридического лица» [7, с. 243].
Таким образом, согласно закону, коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, незаконное использование должностным лицом своего должностного положения наперекор законным интересам общества и государства в целях получения выгоды.
Для борьбы с коррупцией необходима массовая пропагандистская кампания с широким вовлечением СМИ и других средств воздействия на массовое сознание, которая должна быть хорошо продуманной психологически. Кроме вышеперечисленного, одним из способов решения проблемы коррупции со стороны психологии является специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа, как и психологические тесты при решении трудоустройства, психологические мониторинги законов антикоррупционной направ-
Библиографический список
ленности, а также разработка индивидуальных опросных методик.
Таким образом, коррупция в современном обществе выступает сложной и многоаспектной проблемой, требующей своего изучения и разрешения. Проблемы коррупции получают широкое освещение в современной научной литературе. При этом описанные меры не исчерпывают возможные пути решения в борьбе с коррупцией, главное в том, что психологии необходимо активно решать эту проблему.
1. Решетников М. Психология коррупции: утопия и антиутопия. Санкт-Петербург: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2008: 107.
2. Китова Д.А., Журавлев А.Л., Соснин В.А., Юревич А.В. Коррупция как объект социальнопсихологических исследований: состояние и перспективы. Социальная и экономическая психология. Издательство ИП РАН, 2017; Т. 2; 3 (7).
3. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции. Вестник Российской Академии наук. Научный и общественно-политический журнал. 2015; № 11; Т. 85: 1019 - 1027.
4. Хаванова И.С. Исследование феномена коррупции в рамках психологии. Available at: www.intelros.ru/pdf/gumnauka/2013_04/9.pdf
5. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции. Available at: // gmarket.ru / ratings/corruption-perceptions-index/info
6. Большой энциклопедический словарь. Главный ред. А.М. Прохоров. Изд-е 2-е, перераб. и допол-е. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1998: 576.
7. Морогин В.Г., Мазилов В.А. Коррупция: возможная психодиагностика, необходимая профилактика. Ярославский педагогический вестник. 2014; № 2; Том II (Психолого-педагогические науки): 242 - 250.
References
1. Reshetnikov M. Psihologiya korrupcii: utopiya i antiutopiya. Sankt-Peterburg: Vostochno-Evropejskij institut psihoanaliza, 2008: 107.
2. Kitova D.A., Zhuravlev A.L., Sosnin V.A., Yurevich A.V. Korrupciya kak ob'ekt social'nopsihologicheskih issledovanij: sostoyanie i perspektivy. Social'naya i 'ekonomicheskaya psihologiya. Izdatel'stvo IP RAN, 2017; T. 2; 3 (7).
3. Zhuravlev A.L., Yurevich A.V. Psihologicheskie faktory korrupcii. Vestnik Rossijskoj Akademii nauk. Nauchnyj i obschestvenno-politicheskij zhurnal. 2015; № 11; T. 85: 1019 - 1027.
4. Havanova I.S. Issledovanie fenomena korrupcii vramkah psihologii. Available at: www.intelros.ru/pdf/gumnauka/2013_04Z9.pdf
5. Rejting stran mira po urovnyu vospriyatiya korrupcii. Available at: // gmarket.ru / ratings/corruption-perceptions-index/info
6. Bol'shoj 'enciklopedicheskijslovar'. Glavnyj red. A.M. Prohorov. Izd-e 2-e, pererab. i dopol-e. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 1998: 576.
7. Morogin V.G., Mazilov V.A. Korrupciya: vozmozhnaya psihodiagnostika, neobhodimaya profilaktika. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2014; № 2; Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki): 242 - 250.
Статья поступила в редакцию 18.09.18
УДК 796.01
Moskvin V.A., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Psychology Department, Russian University of Physical Education,
Sport, Youth and Tourism (Moscow, Russia), E-mail: luria-2007@mail.ru
Moskvina N.V., Cand. of Sciences (Psychology), Psychology Department, Russian University of Physical Education, Sport,
Youth and Tourism (Moscow, Russia), E-mail: 1700018v@mail.ru
SPECIFICS OF TIME PECEPTION IN YOUNG PEOPLE SHOWING SIGNS OF INTERNET ADDICTION. The article examines individual features of time perception in university students with symptoms of Internet addiction (17-18 years, n = 90) and with different signs of functional asymmetries. To study the specifics of temporal perception, F. Zimbardo's method was used, the study of individual features was carried out using the R. Cattell test (Form A). The criteria of partial dominance by A.R. Luria was used to investigate asymmetries. During statistical processing, factor analysis was used, which allowed establishing significant factors of asymmetry connection and individual features of time perception with manifestations of Internet addiction. Identified individual differences show that a higher level of Internet addiction is associated with predominance of right hemisphere dominance and a greater focus on present and past.
Key words: functional asymmetries, Internet addiction, individual characteristics, temporary perception, young people.
В.А. Москвин, д-р. психол. наук, проф., Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва, E-mail: 1700018v@mail.ru
Н.В. Москвина, канд. психол. наук, доц., Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва, E-mail: 1700018v@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00856 А: «Индивидуальные особенности психического здоровья человека и его психофизиологические предпосылки (на примере исследования особенностей интернет-аддикции)».
В статье изучены индивидуальные особенности временной перцепции у студентов вуза с проявлениями интернет-аддик-ции (17 - 18 лет, n = 90) и с разными признаками функциональных асимметрий. Для исследования особенностей временной перцепции была использована методика Ф. Зимбардо, исследование индивидуальных особенностей проводилось с помощью теста Р. Кеттелла (форма А). Для исследования асимметрий использовались критерии парциального доминирования по А.Р. Лурия. При статистической обработке был использован факторный анализ, что позволило установить значимые факторы связи асимметрии и индивидуальных особенностей восприятия времени с проявлениями интернет-аддикции.
Выявлены индивидуальные различия - более высокий уровень интернет-аддикции связан с преобладанием правополу-шарного доминирования и большей ориентацией на настоящее и прошлое.
Ключевые слова: функциональные асимметрии, интернет-аддикция, индивидуальные особенности, временная перцепция, молодые люди.