психология личности
Китова Д.А., Журавлев А.Л., Соснин Б.А., Юревич А.Б.
коррупция в предметном поле психологических исследований1
Актуальность проблемы. Коррупция является острой и многоаспектной проблемой современного общества, пронизывает многие социальные институты и становится серьезной угрозой стабильному развитию государства. Так, в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. коррупция названа в числе основных источников угроз национальной безопасности.
Исследователи отмечают, что в современном обществе происходит «корпо-ративизация коррупции» (Глинка, 2012), начинает формироваться феномен «принуждения к коррупции» (Макеев, 2016), коррупционное поведение превращается в «образ жизни» (Алексеев, 2011), а Россия причисляется не просто к коррумпированным, а «системно коррумпированным» государствам (Ниненко, 2012), где количество желающих дать взятку превышает «коррупционный спрос» (Алексеев, 2011; Журавлев, Юревич, 2012 и др.). Коррупция имеет и психологические последствия. Она угнетает субъективное благополучие человека (Китова, 2016), деформирует правосознание молодежи (Китова, 2016; Соснин, Журавлев, 2013).
состояние социально-психологических исследований коррупции. Коррупция исследуется с различных позиций (экономической, правовой, социальной, моральной и нравственной). В частности, коррупция рассматривается как исторически обусловленный социально-психологический феномен, общенациональная государственная проблема, источник прямой угрозы экономической безопасности государств, глобальная общемировая проблема (Д.И. Аминов, Е.А. Вандышева, И.А. Сапсай, В.Р. Соловьев, Й. Ламмерс, Э. Мигел, С. Роуз-Аккер-ман, Р. Фисман, А.А. Цвырко и др.).
Коррупция активно изучается и психологами, которые выделяют теоретические и практические аспекты проблемы, исследуют структурные, содержательные и процессуальные факторы коррупции (Ю.А. Антонян, О.В. Вановская, Е.Е. Гаврина, А.Л. Журавлев, Л.М. Закирова, Д.А. Китова, Т.А. Нестик, В.А. Соснин, А.В. Юревич). Психологами выделяются следующие направления исследований:
_- психология субъектов коррупционных отношений (А.Л. Журавлев, А.П.
1. Работа выполнена по гранту РНФ, проект № 14-18-03271
Лиферов, В.А. Соснин, A.B. Юревич);
- психологические особенности формирования коррупционного поведения у госслужащих (Е.Е. Гаврина, Д.В. Сочивко);
- психологические методы противодействия коррупции (Ю.А. Антонян, Е.Е. Гаврина, A.B. Молоткова, Т.А. Симакова);
- взаимосвязь коррупции и агрессии (А.В. Юревич, Д.В. Ушаков, И.П. Ца-пенко);
- психологические причины коррупционного поведения (Ю.М. Антонян);
- психологические особенности вымогательства и взяточничества (К.А. Болотова, О.М. Иванова, В.М. Статный, О.В. Цикайло);
- нравственные аспекты коррупционного поведения (А.В. Сульдина);
- коррупционная устойчивость личности (Э.П. Бахчеева);
- социально-психологические факторы коррупции (С.В. Алексеев, А.Л. Журавлев, А.В. Юревич);
- исторический анализ коррупционных преступлений (Ю.А. Антонян);
- представления молодежи о коррупции, отношение населения к коррупционным правонарушениям (Д.А. Китова).
Из литературных источников можно выделить новые, формирующиеся направления исследований коррупции: коррупции и греха; «бифуркационного» состояния современного мира как фактора распространения коррупции; влияния на коррупцию индивидуалистических и коллективистических концепций развития; коррупционных угроз государственного уровня и их психологических коррелят; психологических последствий коррупции для развития государства и рыночных отношений.
Методологические подходы к исследованию коррупции. Разнообразие теоретических позиций исследователей накладывает свой отпечаток на методологические подходы к исследованию коррупции. Вот некоторые их примеры:
- исследуя коррупцию, исходя из базового принципа бизнеса - «как можно больше прибыли для себя», Моррис с коллегами показали, что этическая ориентация руководящих менеджеров современных компаний скорее подтверждает их приверженность к коррупции, чем приверженность к следованию законодательным нормам государства (Morris, Rehbein, Hosseini, Armacost, 1995);
- влияние ситуационных параметров на коррупцию в организациях выявлялось с акцентом на такие эмпирические факторы как размер «сообщества», «время существования бизнес-организации» (Rabl, 2011);
- в основу экспериментального выявления типологии коррупционного поведения был положен механизм «оправдания» (Lascomes, Tomescu-Hatto, 2008);
- в основу исследования была заложена авторская модель коррупционного поведения: коррупционная среда — мотивация — коррупционное поведение и коррупционная саморегуляция (Климовицкий, Карепова, 2016) и др.
С методологических позиций целесообразно акцентировать внимание на междисциплинарном исследовании коррупции, необходимости разработки специфических методологических подходов к изучению различных уровней
коррупции, сложности разграничения коррупционных правонарушений и других видов экономических преступлений. Разнообразие методологических подходов накладывает дополнительные трудности на разработку конкретных исследовательских методик и их валидизацию.
эмпирические исследования коррупции. для борьбы с коррупцией важно изучение т.н. «третьей стороны» коррупционных сделок — «простого человека», а также норм и ценностей массового сознания.
Наиболее полно отношение личности к коррупции и коррупционным правонарушениям выражается в сфере ее экономического сознания. Исследование экономического сознания личности, тесно связанного с социально-экономической активностью, стало ведущим основанием изучения отношения к коррупции различных слоев населения (несовершеннолетних, молодежи, взрослых и др.). В основе эмпирического исследования лежит использование незавершенных предложений. В исследовании приняли участие более 500 респондентов (Социально-психологические исследования ..., 2016).
эмпирический анализ факторов коррупции в экономическом сознании старшеклассников позволил сформулировать ряд выводов.
Концепция экономической самореализации в основных своих чертах ко времени окончания школы формируется практически у всех старшеклассников, но у подавляющего их большинства она складывается стихийно, оказывается фрагментарной и неадекватной условиям рыночных отношений. Способы, которыми респонденты намерены достичь желаемого экономического благополучия, можно свести в шесть подгрупп: работать в бюджетной сфере; работать по полученной специальности; создать свой бизнес; работать там, где хорошо платят; занимать руководящие должности; работать за рубежом; позиция «пока ничего не могу сказать».
Многие старшеклассники связывают свою судьбу с государственными структурами, но весьма своеобразно: трудовая деятельность становится средством получения доступа к распределению материальных и духовных благ, которые находятся в ведении государства. Намерения части старшеклассников, по достижению экономического благополучия, характеризуется откровенно криминальной направленностью: ведущим является мнение, что значительное богатство можно нажить только посредством нарушения законодательства, в том числе и через участие в коррупционных сделках.
Старшеклассники связывают коррупцию с взяткой (а это еще целый ряд преступлений с использованием служебного положения), с деньгами (хотя это не только деньги, но и предоставление услуг или иных имущественных прав), с вымогательством (хотя это может быть добровольно выраженная благодарность, реализованная после оказания услуги), с незаконными действиями (но взятка за законные действия по службе - это тоже преступление), с платой за конкретные услуги (но это может быть плата за общее покровительство или попустительство по службе), с действиями должностного лица (но субъектом коррупционного правонарушения может стать любой человек, предлагающий или дающий
взятку должностному лицу), с крупным экономическим преступлением (вопреки распространенному заблуждению, у взятки фактически нет минимального размера), просто с благодарностью или подарком (но ни один из опрошенных старшеклассников не смог назвать отличия подарка от взятки).
Приведенные позиции демонстрируют многочисленные заблуждения старшеклассников в отражении экономических реалий. Эти негативные экономические явления могут стать опасными для общества и губительными для самой развивающейся личности.
эмпирический анализ представлений молодежи о коррупции показал, что большинство респондентов (83,7%) указывает на коррупцию как на разновидность экономических преступлений.
К ведущим социальным факторам коррупционного поведения личности респонденты относят наличие традиционно устоявшейся коррумпированной среды в государственных организациях, вынужденную необходимость следовать стереотипам коррупционного поведения.
Респонденты склонны считать, что пренебрежение культурно-исторической обусловленностью коррупции может расцениваться окружающими как вызов принятым правилам поведения и провоцировать социальное осуждение.
К экономическим детерминантам коррупционного поведения респонденты относят низкий уровень жизни представителей бюджетных организаций и населения в целом. эти социальные слои населения имеют еще и низкий уровень социальных гарантий со стороны государства, считают респонденты.
экономические и социальные детерминанты коррупционного поведения вызывают у многих респондентов сочувствие к коррупционерам, создают вокруг них ситуацию если не одобрения, то понимания их поведения.
В представлениях молодежи о коррупции актуализируются более 30 сфер ее распространения, которые имеют разный вес и величину.
Анализ полученных ответов позволяет говорить о том, что лишь десятая часть молодежи (9,75) осознает социальные последствия коррупции: рост социального неравенства, увеличение социальной напряженности, снижение качества государственных услуг, дисфункции системы государственного управления, снижение имиджа власти.
в ходе исследования было выявлено также отношение взрослой части населения к коррупции. Полагаясь на мнения респондентов, которым приходилось реально сталкиваться с коррупцией, обобщены социально-психологические характеристики коррупционеров, среди которых выделено несколько структурных блоков таких характеристик: система отношений коррупционера к окружающему миру; природные задатки и способности; психологические особенности поведения; морально-нравственные характеристики коррупционера; эмоциональная оценка внутреннего мира коррупционера; стилевые особенности поведения; отношение к работе.
в структуре отношения населения к коррупции обнаруживается наличие моральных, социальных, правовых и экономических противоречий, которые мо-
гут оказывать негативное влияние на социальное поведение и психологическое благополучие человека.
Так, практически все респонденты (97,3%) указывают на недопустимость преступлений против внешнеполитических интересов государства (что может свидетельствовать даже о высоком уровне патриотизма), но при этом абсолютное большинство из них (87,9%) считает допустимыми те или иные экономические правонарушения, направленные против государства и (или) государственной собственности.
Представления респондентов о коррупции противоречат друг другу в зависимости от того, оценивает ли человек свои действия со стороны «дающего» или «берущего» взятку: разница в ответах на одни и те же вопросы в пользу «берущего» составляет 44,9%.
Основная масса респондентов (92,6%) признает коррупцию острой проблемой современного общества. Тем не менее, 69,7% из них утверждают, что им уже приходилось участвовать в коррупционных сделках; более 60% допускают возможность нечестной уплаты налогов в бюджет государства; 37,3% признают, что прибегли бы к «даче взятки» для положительного разрешения своих личных экономических или социальных проблем.
Одними из главных препятствий в борьбе с коррупцией в современной России являются коррумпированность значительной части чиновников, размытость границ между высшей государственной властью и властвующей элитой, практическая безнаказанность крупных коррупционеров и др. Основными направлениями участия психологов в борьбе с коррупцией могут стать мониторинг проектов законов антикоррупционной направленности; выявление психологических особенностей чиновников и построение социально-психологической типологии; психологический отбор к выполнению профессиональный деятельности; применение социально-психологических методов диагностики и профилактики коррупционного поведения.
Можно выделить следующие перспективные направления социально-психологического исследования коррупции: макропсихологические факторы коррупции; социально-психологические особенности и типы коррупционеров; социально-психологические характеристики коррумпирующих; личностные и групповые факторы отношения к коррупции в обществе; социально-психологические меры противодействия коррупции; этнопсихологические и региональные особенности коррупционного поведения и некоторые другие.
Заключение. Коррупция в современном обществе является острой социальной проблемой, сложность противодействия которой обусловлена историческими традициями и коррумпированностью среди самих чиновников.
Проблемы коррупции в современной психологической науке находятся пока в недостаточно разработанном состоянии.
Субъектами коррупционного поведения и одновременно - объектами социально-психологического исследования коррупции выступают должностные лица и население.
Наиболее полно отношение личности к коррупции выражается в сфере его экономического сознания.
в сознании части несовершеннолетних (старшеклассников) экономический фактор порождает негативные эмоциональные переживания, граничащие с коррупционными намерениями.
Многие молодые люди (студенты) уверены, что коррупционные угрозы связаны с низким уровнем жизни населения и наличием относительно устоявшейся коррумпированной среды в современном обществе.
В структуре отношений взрослой части населения к коррупции актуализированы психологически обусловленные противоречия, которые могут оказывать негативное влияние на их самочувствие и поведение.
Основными социально-психологическими технологиями противодействия коррупции являются психологическая экспертиза проектов законодательных актов и диагностика психологических характеристик личности, а перспективными направлениями исследований - формирование антикоррупционных установок и ценностей, норм и правил поведения среди различных социальных групп российского населения, особенно детей, подростков и молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журавлев А.Л., Соснин В.А. Феномен коррупции в России как социопо-литическая и психологическая проблема // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. С. 8-24
2. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Коррупция в современной России: психологический аспект // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 56-65
3. Китова Д.А. Представления о коррупции в сознании старшеклассников // Гуманизация образования. 2016. № 6. С. 131-140
4. Китова д.А. Психологические аспекты отношения населения к коррупции // Вестник Университета Российской академии образования. 2016. № 5. С. 91-97.
5. Соснин В.А., Журавлев А.Л. Коррупция в России как политическая и социально-психологическая проблема // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2013. № 4 (67). С. 6-16.
6. Социально-психологические исследования коррупции / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.А. Китова, В.А. Соснин. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017
7. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Психологические факторы коррупции в современной России // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 3. С. 43-52.