М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2015. С.7-61.
6. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 286 с.
7. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002.
8. Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое явление : Дис. д-ра психол. наук: 19.00.05 : Ростов н/Д, 1998.
9. Скрипкина Т.П. Психология доверия. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия», 2000.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 2009.
11. Erikson E.H. Childhood and Society. New York: Norton, 1963. S. 592.
Китова Д.А.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОРРУПЦИИ В СОЗНАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Современная коррупция пронизывает все социальные институты общества, неуклонно расширяет свои границы, становится серьезной угрозой стабильному развитию государства, угнетает субъективное благополучие человека, деформирует его правосознание. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года коррупция названа в числе основных источников угроз национальной безопасности. Несмотря на то, что в последние годы статистика коррупционных преступлений остается примерно на одном уровне, а по отдельным показателям даже снижается, коэффициент латентности этих посягательств остается крайне высоким. Коррупция в России «... представляется не только опасной с социальной точки зрения как фактор, подрывающий государственную власть, но и как одна из главенствующих причин, определяющих организованную, экономическую, политическую преступность». Так, согласно официальным данным МВД России, почти половину всех зарегистрированных в 2015 году преступлений (45,7%) составляют хищения чужого имущества, которые совершены путем: краж - 911,9 тыс. (+11,7%), грабежа - 65,1 тыс. (-6,7%), разбоя - 12 тыс. (-4,9%) .
В связи с этими обстоятельствами Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» провозглашает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п. 6 ч. 1 ст. 3). Хотя эти направления просветительской деятельности наиболее трудоемки и не всегда дают быстрые и явные результаты, вести эту работу необходимо, и такая работа не может осуществляться вне взаимодействия с образовательными
учреждениями.
Психологические основы теоретического анализа экономического сознания и экономического правосознания личности.
Сфера экономического сознания личности - это свойственная человеку форма субъективного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей организации экономической деятельности государства, предприятий и домохозяйств (китова Д.А., 2010), в результате чего у человека происходит формирование внутренней модели экономического мира, посредством которого осуществляется познание и преобразование экономической действительности.
Проблема экономической сферы сознания, как и сознания в целом, имеет маргинальный статус и исследуется в контексте многих научных направлений: экономики, политологии, философии, логики, социологии, педагогики. каждая из названных наук выделяет в сфере экономического сознания свой аспект анализа и свой же объект теоретического и эмпирического анализа. Имеющиеся в современной психологической науке данные о сфере экономического сознания личности малочисленны и носят разрозненный характер (Дейнека О.С., Ерина С.И., Журавлев А.Л, купрейченко А.Б., ПозняковВ.П.и др.). В частности, Журавлев А.Л. определяет экономическое сознание как частную форму индивидуального или группового сознания. Автор относит к основополагающим компонентам экономического сознания такие феномены как: социальные представления об экономических объектах; отношение к экономическим объектам; социальные установки, стереотипы и предрассудки, связанные с экономическими объектами; осознаваемые экономико-обусловленные эмоции, чувства, переживания; феномен социальных ожиданий, связанных с экономическими объектами; социальная категоризация и интерпретация экономико-психологических явлений. Он же отмечает, что существуют и другие феномены экономического сознания, перечень которых может быть продолжен (Журавлев А.Л., 2004).
В русле нашего исследования целесообразно обратить внимание на концепции правового сознания личности. Правосознание не может быть представлено в какой-то одной системе координат, необходимо, по меньшей мере, несколько сечений, позволяющих обнажить его сложную структуру. При исследовании правосознания с точки зрения предмета отражения выделяются сферы правосознания, соответствующие различным отраслям права и различным видам правовых отношений. недифференцированное изучение проблем правосознания недостаточно продуктивно для понимания его роли в той или иной области жизни индивида и общества, что требует вычленения экономической сферы правосознания.
В частности, проведенный Е.В. Аграновской анализ правосознания личности позволяет выделить основные позиции для анализа экономического правосознания. Во-первых, экономическое правосознание является одной из составляющих общественного сознания, которое отражает распространенные в обществе политические, правовые, нравственные и научные взгляды людей
к реально протекающим экономическим процессам в обществе. Во-вторых, экономическое правосознание включает в себя личностные концепции, представления и ожидания различных индивидов и социальных групп на основе их включения в систему правоотношений. В-третьих, экономическое правосознание - это отображение юридической действительности через призму индивидуального мировоззрения и интереса и выступает как элемент мотивации экономических действий индивида, социальных групп в соответствии с нормами права. В-четвертых, экономическое правосознание есть осмысление, осознание социально-правовой действительности и способно опережать практику. Выявление особенностей экономического правосознания субъектов экономической деятельности позволяет прогнозировать развитие тех или иных процессов в сфере права.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что экономическое правосознание - это сфера общественного или индивидуального экономического сознания, отражающая экономико-правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, включающая в себя социально-правовые установки и ценностные ориентиры, регулирующие поведение людей в юридически значимых экономических ситуациях.
Эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование проводилось нами в восьми средних общеобразовательных школах (четырех городских и четырех сельских). Всего в исследовании приняли участие 198 учащихся 10 и 11 классов. Опросный лист включал в себя только открытые вопросы, варианты ответов школьникам не предлагались. Предполагалось, что при таком подходе старшеклассники наиболее свободно и полно объективируют свойственные им оценки, представления и отношения. Все вопросы, использованные при опросе, представлены в полном объеме в тексте статьи. Вопросы представлены в той же последовательности, в которой они задавались. Это позволяет не останавливаться отдельно на описании и объяснении заданных вопросов.
Представленность коррупции в правосознании старшеклассников. Перейдем к анализу социальной категоризации и интерпретации старшеклассниками экономико-правовых фактов, которые демонстрируют уровень коррупционной просвещенности старшеклассников. Для этого воспользуемся концепцией сознания У. Джемса. Обобщая свою теорию сознания, У Джемс отмечает, что возникновение сознания - это возникновение сознательных действий, сознательного поведения. Таким образом, мы можем исходить из того, что экономическое сознание (осознанное или неосознанное) находит свое отражение именно в сознательном экономическом поведении личности, которая преломляется через систему экономических знаний. В данном случае нас интересует уровень знаний старшеклассников, который позволяет говорить об уровне экономико-правовой компетентности, о понимании коррупции как правового явления, о проникновении в суть данного явления, о возможности идентификации данного явления, что связанно с точностью выделения признаков
коррупционного преступления.
Признаки явления, как известно, - это достаточные условия, необходимые для причисления его к некоторому классу. В нашем случае, признаки коррупции - это описание фактов, позволяющих сделать вывод о наличии коррупционного правонарушения или преступления, согласно законодательству РФ. Далее представлены признаки коррупционного преступления, выявленные посредством контент анализа из ответов старшеклассников на вопрос «Что такое коррупция?». Выявленные признаки представлены по мере убывания веса фактора в ответах респондентов. Исследование признаков коррупции в представлениях старшеклассников проведено совместно с Ю.П. Гармаевыми, отражает как психологические, так и юридические аспекты проблемы.
Рисунок 3. Признаки коррупции в представлениях старшеклассников
Итак, в представлениях старшеклассников признаки коррупции сконцентрированы в следующих утверждениях:
- коррупция - это деньги - 96,5%;
- коррупция - это взятка - 88,3%;
- коррупция - это оплата за конкретные действия или услугу - 86,9%;
- коррупция - это действия должностного лица - 61,1%;
- коррупция - это вымогательство, т.е. недобровольное, вынужденное действие - 48,0%;
- коррупция - это незаконные действия, преступление - 34,8%;
- коррупция - это крупное экономическое преступление - 30,8%;
- коррупция - это просто благодарность или подарок - 11,6%.
Для удобства восприятия и анализа полученные результаты отражены на
диаграмме (рис. 3).
Так, представленные на рисунке 3 результаты позволяют утверждать, что свыше 96% старшеклассников неверно оценивают юридические признаки коррупции. Результаты исследования позволили описать и представить ниже целый ряд типичных заблуждений, которые демонстрируют респонденты в своих ответах. Рассмотрим типичные заблуждения.
Заблуждение 1. коррупция - это взятка: коррупция это не только взятка, но и ряд других правонарушений и преступлений с использованием служебного положения или связанное с подкупом должностного лица.
Заблуждение 2. коррупция - это деньги: взятка - это не только деньги, ценные бумаги, но и иное имущество либо незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.).
Заблуждение 3. Коррупция - это вымогательство (т.е. недобровольное, вынужденное действие): взятка - это не только вынужденное вознаграждение «до» предоставления услуги («взятка-подкуп»), но и совершенно добровольно выраженная благодарность, реализованная после оказания услуги («взятка-благодарность»).
Заблуждение 4. Коррупция - это незаконные действия, преступление: взятка за законные действия по службе, за то, что должностное лицо и так вправе или обязано было сделать - это тоже преступление.
Заблуждение 5. Коррупция - это плата за конкретные действия или услугу: взятка - это вознаграждение не только за действия, входящие в служебные полномочия должностного лица, но и за то, чему оно может способствовать в силу должностного положения, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Заблуждение 6. Коррупция - это действия должностного лица: стать коррупционером можно не только будучи должностным лицом. например, субъектом коррупции может стать любое гражданское лицо, которому исполнилось 16 лет, предлагающее или дающее взятку должностному лицу.
Заблуждение 7. Коррупция - это крупное экономическое преступление: вопреки распространенному заблуждению, у взятки фактически нет минимального размера.
Заблуждение 8. Коррупция - это просто благодарность или подарок: можно согласиться, не все, что передается или дарится, является взяткой. Существуют подарки, которые должностное лицо принять вправе, и по законодательству «обычный подарок» - это не взятка. но никто из опрошенных старшеклассников не смог назвать отличия подарка от взятки.
Для наглядности результатов сведем выявленные заблуждения старшеклассников о признаках коррупции в таблицу (таблица 1). В первом столбце таблицы представлены признаки коррупции, во втором - дана правовая
оценка достоверности ответа, в третьем - зафиксирована протокольная точность ответа. Таблица позволяет наглядно увидеть все заблуждения, высказанные респондентами в ходе исследования.
Таблица 1
Признаки коррупции в представлениях старшеклассников и их правовая оценка
№ Признаки коррупции Правовая оценка Точность ответа
1 Деньги не только нет
2 Взятка не только нет
3 Услуга не только нет
4 Субъект преступления - должностное лицо не только нет
5 Вымогательство не обязательно нет
6 Вознаграждение за незаконные действия не обязательно нет
7 Крупное преступление (с экономической точки зрения) не обязательно нет
8 Подарок не всегда нет
По теории У Джемса, экономическое сознание, выполняя функцию приспособления, адаптируется к заданным социально-экономическим условиям среды. В случае, когда запасов, адекватных требованиям среды и потребностям личности, реакций недостаточно для адекватной адаптации к возникающей социально-экономической ситуации, экономическая сфера сознания фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида на основе его личных экономических предпочтений и приоритетов. Остается только предположить, сколько неверных решений может быть принято старшеклассниками на основе функционирующих в их сознании правовых заблуждений.
Полученные результаты, свидетельствующие о низкой правовой просвещенности старшеклассников, не являются уникальными или неожиданными. Так, проведенные группой юристов под руководством Гармаева Ю.П. опросы показали, что свыше 80% государственных служащих и служащих органов местного самоуправления в корне неверно оценивают юридические признаки уголовно-наказуемых коррупционных деяний (было опрошено 320 государственных служащих, служащих органов местного самоуправления Забайкальского края и Республики Бурятия). Таким образом, показанные старшеклассниками результаты демонстрируют частный случай типичного для россиян низкого уровня правовой компетентности населения.
Прикладные аспекты противодействия коррупции в образовательных учреждениях.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости системной
организации в школах серии мероприятий по вопросам предупреждения коррупции.
Хотелось бы подчеркнуть, что в рамках антикоррупционного просвещения необходимо разъяснять, как минимум:
- отдельные нормы антикоррупционного, в том числе, уголовного законодательства (например, ст. 290-291.1 УК РФ и др.);
- типичные заблуждения относительно разграничения преступных коррупционных посягательств и правомерных;
- дать информацию, за какие коррупционные действия граждане привлекаются к юридической ответственности;
- приводить типичные примеры из судебной практики по делам соответствующей категории.
Из приведенных проблем совершенно очевидно то, что предлагаемые мероприятия не могут быть представлены отдельно в сфере уголовно-правового, криминологического, криминалистического или оперативно-розыскного характера, что требует разработки и внедрения соответствующих рекомендаций по принципу «разно-отраслевое в одном». Также очевидно, что ни один юрист, психолог или педагог в своей профессиональной практике не может охватить уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, психологическую и педагогическую аспекты проблемы. Поэтому разработка проблемы (структура, форма, содержание) и ее доведение до потребителя возможна лишь при триедином подходе, с участием юристов, психологов и педагогов. С учетом духа времени о полноценном распространении таких научных продуктов можно говорить лишь при использовании современных интернет-технологий и коммуникаций, что требует участия в такого рода коллективах еще и 1Т-специалистов: программистов и технологов.
Выводы.
1. Коррупция выступает серьезным источником угрозы национальной безопасности: подрывает государственную власть, детерминирует организованную, экономическую, политическую преступность. Согласно официальным данным МВД России, в последние годы рост коррупционных преступлений удается удерживать, тем не менее, коэффициент латентности этих преступлений крайне высок. Добиться решения проблемы лишь путем ужесточения контроля государства не удается. Это актуализирует необходимость разработки и реализации программ антикоррупционного просвещения населения, что отмечается на уровне национального плана противодействия коррупции.
2. Просветительские программы противодействия коррупции необходимо реализовать и среди школьников, которые уже в процессе обучения в школе достигают возраста полной уголовной ответственности. Такую работу целесообразно начинать с анализа экономического сознания старшеклассников и выявления психологических «очагов» возможного распространения коррупционного поведения.
3. В зону психологического анализа экономического сознания школьников
целесообразно включить исследование экономического правосознания личности. Экономическое правосознание рассматривается, как сфера общественного или индивидуального сознания, отражающая экономико-правовую действительность. Экономическое сознание и экономическое правосознание выступают регуляторами поведения людей, как в повседневной деятельности, так и в юридически значимых экономических ситуациях.
4. К основополагающим компонентам экономического правосознания личности относятся различные феномены. В русле нашего исследования анализируются такие феномены как социальная категоризация и интерпретация экономико-правовых фактов, которые прямо отражают уровень коррупционной просвещенности старшеклассников.
5. В представлениях старшеклассников о коррупции отражены признаки коррупции, которые определяются ими как деньги, взятка, оплата за конкретные услуги, действия должностного лица, вымогательство, незаконные действия, преступление, крупное экономическое преступление, подарок. Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что свыше 96% старшеклассников неверно оценивают юридические признаки коррупции. Эти результаты демонстрируют частный случай типичного для россиян низкого уровня правовой компетентности населения. В работе описан ряд типичных заблуждений, которые демонстрируют респонденты в своих ответах.
6. В рамках образовательной среды важно разработать программы подготовки молодых людей не только к рациональному поиску путей профессиональной самореализации, но и к строгой необходимости в процессе реализации профессиональных и личных целей держаться в рамках законодательства. Поэтому перспективные исследования современных педагогов и психологов должны быть направлены на поиск адекватных времени техник формирования антикоррупционного правосознания молодежи.
7. В прикладном аспекте проблемы необходимо разработать методологические основы междисциплинарных научных продуктов предупреждения коррупции среди молодежи. При создании таких продуктов ведущими критериями должны стать не только научные позиции, но краткость и доступная форма изложения. Такая продукция позволит организовать в школах серию открытых лекций и круглых столов по вопросам предупреждения коррупции. Разработку и распространение специальных памяток, как в бумажном, так и в электронном виде, должно сопровождаться созданием для старшеклассников электронной консультационной базы противодействия коррупции в сети Интернет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гармаев Ю. П. Экономико-правовая компетентность личности: проблемы
формирования в условиях рыночных преобразований // Гуманитарные науки и образование в Сибири/ Ю. П. Гармаев, Д.А. Китова - Новосибирск: НГИ, 2015. - № 9. - С. 56-58.
2. Журавлев А.Л, Юревич А.В. Коррупция в современной России: психологический аспект // Знание. Понимание. Умение. 2012а. № 2. С. 56-65.
3. Журавлев А.Л, Юревич А.В. Психологические факторы коррупции // Нравственность современного российского общества: психологический анализ. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012б.
4. Журавлев А.Л. Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 83-88.
5. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Психологические факторы коррупции // Социологические исследования. 2014б. № 7. С. 63-71.
6. Китова Д.А. Егизов У. С. Психологические особенности коррупционных представлений молодежи // Вестник Университета российской академии образования. Москва, 2015. № 4. С. 50-54.
7. Китова Д.А. Экономическая психология субъекта жизнедеятельности: теория, методология, практика // Сборник научных статей «Экономическая психология в современном мире», посвященной памяти основателя российской экономической психологии А.И. Китова. Москва: Экон-информ. Москва, 2012. С. 148-162.
8. Китова Д.А., Гочияева П.И. и др. Формирование экономического правосознания молодежи как стратегический фактор развития современного общества: коллективная монография. Изд-во КЧГУ им. УД. Алиева. Карачаевск, 2011. -197 с.
9. Китова Д.А., Найманова Б.А. Правовые аспекты в представлениях студентов о способах достижения экономического благополучия // Вестник Университета российской академии образования. Москва, 2016. № 1. С. 83-87.
10. Китова Д.А., Семенова Ф.О. и др. Актуальные проблемы социальной психологии и психологии профессиональной деятельности: коллективная монография. Изд-во: НИЦ АРТ, Санкт Петербург, 2015. - 201 с.
11. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168).
12. Позняков В.П., ЖуравлевА.Л. Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 3. С. 46-64.
13. Соснин В.А. Феномен коррупции в России как социополитическая, социокультурная и социально-психологическая проблема // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 3.
14. Соснин В.А., Журавлев А.Л. Коррупция в России как политическая и социально-психологическая проблема // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2013а. № 4 (67). С. 6-16.
15. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 года»
16. Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».
17. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Психологические аспекты коррупции // Наука. Культура. Общество. 2013а. № 2, 3. С. 81-92.
18. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Психологические факторы коррупции // Психология в экономике и управлении. 2012б. № 1. С. 57-66.
19. Юревич А.В., Журавлев А.Л. Психологические факторы коррупции в современной России // Психологический журнал. 2012в. Т. 33. № 3. С. 43-52.