Научная статья на тему 'Психологические особенности формирования экономического сознания студентов'

Психологические особенности формирования экономического сознания студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
553
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ECONOMIC CONSCIOUSNESS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / СУБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ECONOMIC SELF-REALIZATION / ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ECONOMIC LEGAL CONSCIENCE / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ / FORMATION OF ECONOMIC CONSCIOUSNESS / SUBJECT OF ECONOMIC ACTIVITIES / ECONOMIC-LEGAL REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гочияев А. И., Китова Д. А.

Кардинальные экономические преобразования последних десятилетий привели к тому, что социальные институты общества оказались не способными эффективно организовать процесс подготовки учащихся к успешной экономической социализации. Суть исследования заключается в выявлении структурных, содержательных и процессуальных элементов экономического сознания молодежи, психолого-педагогических механизмов и программ коррекции и формирования сознания, адекватного современным условиям экономической деятельности. Исследование показало, что экономическое сознание молодежи имеет фрагментарный и противоречащий характер, являясь искаженным отражением экономико правовых явления (связей и отношений) современного общества. Программа формирования экономического сознания молодежи должна быть ориентирована на инициацию творческой активности, на овладение способами мысленного моделирования, знаниями и приемами оперативного и стратегического планирования экономических результатов, а также на осмысление временного континуума реализации целевых задач и установок, обеспечивающих экономическую успешность в заданных экономико-правовых условиях внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological peculiarities of students' economic awareness

Cardinal economic transformations of last decades have led to that social institutes of a society have appeared not capable effectively to organize process of preparation of pupils to successful economic socialization. The research essence consists in revealing of structural, substantial and remedial elements of economic consciousness of youth, psihologo-pedagogical mechanisms and programs of correction and formation of the consciousness adequate to modern conditions of economic activities. Research has shown that the economic consciousness of youth has fragmentary and contradicting character, being the deformed reflection economic-legal the phenomena (communications and relations) a modern society. The program of formation of economic consciousness of youth should be focused on initiation creative activity, on mastering by ways of mental modeling, knowledge and receptions of operative and strategic planning of economic results, and also on judgment of a time continuum of realization of target problems and the installations providing economic success in set economic-legal environmental conditions.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности формирования экономического сознания студентов»

2. Воронцов О.И. Кредитные линии на предприятиях санаторных услуг при использовании банковских карт //Финансы. - 2010. - №1. - С.34-38.

3. Ненашев А.К. Преимущества предприятий по производству медицинских услуг при оплате товара клиентами, имеющими пластиковые банковские карты // Новости Москвы. - 2010. - №3. - С.28-29.

Гочияев А.И., Китова Д.А

Психологические особенности формирования экономического

сознания студентов

Формирование социально-экономических качеств молодежи происходит, как известно, в результате овладения и воспроизводства ими исторически сформировавшихся достижений и опыта человечества. Из-за кардинальных экономических преобразований, которые произошли в российском обществе на протяжении последних десятилетий, взрослая часть российского населения, социализировавшаяся в советскую эпоху, оказалась не готовой к успешной экономической самореализации в условиях рыночных отношений. Не успев овладеть новыми концепциями, формами и методами подготовки молодежи к экономической деятельности в условиях рыночных отношений, социальные институты общества оказались не способными эффективно организовать процесс подготовки учащихся к успешной экономической социализации, лишив молодых людей эволюционной возможности естественного овладения современной экономической действительностью.

Экономическая социализация современной молодежи до настоящего времени происходит в условиях стихийного воздействия на личность социально-экономических факторов и ситуаций в семье и обществе. Вследствие этого экономические потребности, которые должны выступать в качестве предпосылки развития личности и движущей силы развития молодых людей, порождают внутренние противоречия между экономическими потребностями молодежи и реальными возможностями их удовлетворения, создают непосильные для автономного решения экономические проблемы, порождают деструктивные психологические процессы и состояния.

Выявление направленности, динамики, интенсивности изменений, происходящих в сознании молодежи, поможет разработать программу формирования экономического сознания молодых людей, ориентированную на развитие их способности адекватно воспроизводить экономическую действительность, что предполагает наличие представлений о роли и месте человека в экономическом мире, об экономической свободе и ответственности, об особенностях индивидуальной экономической социализации личности, о направленности российских и мировых экономических процессов, о богатстве и многообразии экономических отношений.

При этом исследователи экономического сознания личности (О. С. Дейнека, А. Л. Журавлев, Ю.М. Забродин, А. Д. Карнышев, А.И. Китов, С.В. Ковалев, А.В. Филиппов) не рассматривают его как предмет психолого-педагогического изучения, ориентированный на изменение сознания в контексте новых социально-психологических противоречий и порождаемых ими психологических факторов. Суть нашего исследования заключается в выявлении структурных, содержательных и процессуальных элементов экономического сознания молодежи, психолого-педагогических механизмов и программ коррекции и формирования сознания, адекватного современным условиям экономической деятельности. Имеющийся в современной психологической литературе материал по изучению экономического сознания личности не отражает психолого-педагогических проблем формирования экономического сознания современных студентов в процессе обучения в вузе.

Таким образом, возросшее значение экономического сознания в жизнедеятельности человека и общества, потребность современной педагогической теории и практики в обоснованных теоретико-методологических подходах к формированию экономического сознания молодежи в процессе обучения, с одной стороны, и неразработанность данной проблемы, отсутствие соответствующих программ, с другой, явилось основным противоречием, обусловившим выбор темы исследования.

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы особенности формирования экономического сознания вузовской молодежи в ситуации изменяющегося общества. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - экономическое сознание молодежи в условиях изменяющегося общества, а его предмет - психологические особенности формирования экономического сознания студентов в процессе обучения в вузе.

В современной психологической науке сознание трактуется как высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. А.Н.Леонтьев назвал сознание «центральной тайной человеческой психики», а Ф. Перлз - «испытанием величайшей тайны».

Проблема сознания, как и проблема человека в целом, имеет маргинальный статус и исследуется в контексте многих наук: философии, логики, нейрофизиологии, антропологии, социологии, педагогики и т.д. Каждая из названных наук выделяет в сознании свой аспект изучения. Полученные в конкретных исследованиях данные трудно соединимы в целостное научное представление о сознании. Некоторые ученые сводят к нему всю психику, другие рассматривают как незначительную часть психики, третьи вовсе исключают его из рассмотрения в рамках психологической науки. В частности, сознание определяют как некую самоочевидную, неоспоримую субъективную данность

человеку его собственных психических переживаний (Рене Декарт); как взаимодействие представлений (И. Гербарт); как постоянно изменяющийся поток впечатлений (У. Джемс); как часть процессов поведения, которая может быть вызвана или заменена словами, т.е. вербализована (Дж. Уотсон); как паутину, сотканную из значений или смысла слов (М. Вебер); психическую причинность (В.Вунд); восприятие и понимание окружающего (В. Даль); особую функцию мозга, благодаря которой человек приобретает знания о природе и самом себе (Ж.Ламерти); как отношение к среде (К.Маркс) и т.д.

Экономическое сознание личности - это свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей организации экономической деятельности государства, предприятий и домохозяйств, в результате которого у него формируется внутренняя модель экономического мира. Посредством этой модели происходит познание и преобразование субъектом экономической действительности.

Экономическое сознание - сложное структурное образование, регулирующее человеческое поведение в экономически значимых ситуациях, которое может быть раскрыто через анализ составляющих его структурных элементов. Если исходить из позиции, что экономическое сознание - это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая социальную действительность в форме экономических знаний, представлений и отношений к экономике и экономической деятельности, то возникает необходимость исследовать сущность таких понятий, как экономические знания, представления и отношения. Это создаст теоретическую основу для эмпирического анализа особенностей экономического сознания молодежи.

Эмпирический анализ проблемы осуществлялся среди студентов 3-5 курсов Карачаево-Черкесского государственного университета им. УД. Алиева и Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, общий объем выборки 236 человек.

Знания испытуемых по рыночной экономике изучались с помощью теста «Знаете ли вы основы рыночной экономики?», который содержит 18 вопросов. Вопросы касались самых разнообразных проблем, количественный и качественный анализ которых выявил незнание студентами элементарных основ рыночной экономики: в среднем, ошибки допускает каждый третий студент. Это объясняется тем, что экономика в вузе изучается в некотором отрыве от обыденных экономических проблем студентов. Отсутствие осознаваемой связи положений теорий рыночных отношений с личностными интересами, намерениями и планами студентов лишает предлагаемые экономические знания личностной привлекательности.

«Знание» выступает как категория, которая позволяет не только познавать, но и преобразовывать мир. Это допускает обращение к анализу деятельностной основы в исследовании представлений личности, которая выражается в построении образа, средств и результата предполагаемой экономической деятельности субъекта. Представления о способах достижения экономического

благополучия, в заданном ключе, выступают исходным инструментарием оценки экономического сознания студентов путем анализа индивидуальной программы экономической самореализации.

Экономико - правовые знания молодежи, складывающиеся в результате учебной деятельности (по степени осмысленности, обобщенности, достоверности и глубине освоения экономико-правовых основ рыночной экономики), являются фрагментарными, искаженно отражают экономико -правовые явления (связи и отношения), функционирующие в современном обществе. Реальные экономические знания студентов складываются на уровне обыденного сознания, имеют формально усвоенный характер и не могут обеспечить проникновение в сущностные связи и условия, характеризующие современную рыночную экономику. В частности, теоретическое осмысление и обобщение основных концепций экономической самореализации студентов показало, что молодые люди не могут выстроить структурно-логическую схему экономической самореализации (с адекватными целью, мотивом, способами действий и ожидаемым результатом).

Далее был проведен эмпирический анализ отношения студентов к современной экономической действительности. Категории «отношения» присущи такие признаки, как заданная субъектом векторизованность психического акта, избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действия и др. Наиболее приемлемым способом достижения экономического благополучия респонденты считают предпринимательскую деятельность (48,7%).

Изучение структуры планируемых респондентами доходов и возможности их сочетания показало, что часть студентов намерена достичь материального благополучия посредством сочетания наемной работы с предпринимательской деятельностью (30,5%), с индивидуальной трудовой деятельностью (18,2%), с единовременными заработками (11,0%), с социальными трансфертами (7,9%). Более трети студентов (13,6%) намерены достигать экономического благополучия за счет профессиональной карьеры строго в качестве наемного работника.

Выявлено, что ряд студентов допускает возможность использования противоправных способов достижения экономического благополучия. Здесь определяющими выступают представления, что значительного богатства можно добиться только посредством нарушения законодательства (так полагают 41,2% юношей и 30,2% девушек). При этом юноши проявляют большую убежденность в необходимости преступить закон для достижения высокого материального достатка. Отсюда проистекает весьма печальный вывод: у трети обследованных студентов (35,7%) складывается весьма терпимое отношение к достижению экономического благополучия с использованием нелегитимных способов обогащения (незаконного присвоения активов, коррупции и взяточничества, нарушения прав интеллектуальной собственности, искажения финансовой отчетности, отмывания денег и т.д.)

Чтобы исследовать представления студентов о социально-экономических детерминантах достижения экономического благополучия, мы включили в опросный лист вопрос: «Почему, по вашему мнению, одни люди добиваются высот материального благосостояния, а другие - нет?». Обобщение и анализ полученных ответов показали, что в представлениях студентов находят отражение несколько типов социально-экономических детерминант, способствующих обогащению личности в рыночных условиях. Среди них: социально-экономические - наличие хорошей работы или/и своего бизнеса (30,1%); моральные - экономическое поведение, не выдерживающее высоких моральных критериев оценки (23,2 %); правовые, связанные с нарушением легитимных норм поведения в обществе (22,3%); случайные - представления, будто обогащение детерминировано внешними, неуправляемыми человеком случайными факторами (13,5%); политические - использование административного ресурса (5,6%); компетентностью - зависимость уровня материального благополучия от уровня экономических компетенций человека (4,2%); процессуальные (протяженные во времени) - уровень жизни представляется как результат планомерных и длительных действий (1,1%).

В целом, можно сделать вывод о том, что существуют как индивидуальные, так и типологические особенности отношения студентов к экономической деятельности. Наиболее показателен в этом отношений локус контроля. Так, студенты с внешним локусом контроля оценивают социально-экономические условия для осуществления экономической деятельности как менее благоприятные, предполагают значительную зависимость результатов экономической деятельности от представителей государственных и местных органов власти. Подавляющее большинство из них считают, что развитие экономической деятельности мало зависит от их собственных усилий. Студенты с внутренним локусом контроля более высоко оценивают собственные возможности в достижении экономического благополучия. Основными мотивами их экономической самореализации оказались автономия, творчество, возможность реализовать способности. Эти студенты склонны более высоко оценивать зависимость экономического благополучия от собственных усилий.

Обобщая результаты эмпирической части исследования, можно отметить следующее. В силу неадекватно сформировавшегося экономического сознания (комплекса экономических знаний, представлений и отношений) молодые люди искаженно воссоздают соответствующие экономические объекты, события и явления окружающего мира. Это является деструктивным начальным звеном процессов построения социально-экономического и правового образа мира, средств и результатов экономической деятельности, соответствующей программы поведения

Формирование экономического сознания личности должно опираться на следующие позиции. Развитие личности в экономической деятельности регулируется уникальной системой индивидуальных мотивов и целей, присущих конкретной личности. Методологически данный подход может реализовываться

посредством внешнего психолого-педагогического воздействия, опирающегося на индивидуальную систему экономических ценностей и знаний, способствующих достижению (сохранению) целостности личности и не нарушающих правовые основы социально-экономической деятельности личности в обществе. В этом случае каждый молодой человек, под руководством преподавателя, сам берет на себя ответственность за решение актуальных экономических проблем, которая принимается им на основе осознания смысла жизни и соответствующих данному смыслу социально-экономических и общественно-политических потенций, а также разработкой и выбором социально приемлемых способов их реализаций.

Методика формирования психологической готовности студента к экономической деятельности предполагает реализацию комплекса психологических функций, среди которых: диагностика уровня и структуры готовности; самопознание личностных характеристик человека, необходимых для достижения экономически значимых результатов; поиск личностного смысла и смысла экономической деятельности; анализ и коррекция знаний рыночной среды; нейролингвистическое программирование и тренинги, ориентированные на оптимизацию наличных ресурсов личности.

Разработанная авторская программа позволяет диагностировать частные и общие характеристики развития экономического сознания студентов и на их основе формировать индивидуальную способность к самоуправлению и осознанному отношению к экономическим явлениям, фактам и событиям в изменяющихся условиях жизнедеятельности, в соответствии с компетентностными новообразованиями в поле сознания. Содержательно авторская программа включает в себя когнитивный, эмоциональный, поведенческий и деятельностный компоненты, которые отражают специфику успешной экономической социализации личности в современных условиях развития общества. Результаты опытно-экспериментальной работы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Изменения экономического сознания студентов

Показатели Количество рсспоЕсдсшов (% от оГи 1 кто числа) с уровнем показателя

низким средним высоким низким средним высоким

На констатирующем этапе После формирующего эксперимента

Знание основ рыночной ЭКОНОМИКИ 28,8 ЗК,5 32,7 14,0 23,7 62,3

Представления об условиях экономической деятельности 43,7 27,4 28,9 16,3 25,9 57,К

Психолого-педагогическая программа формирования экономической компетентности должна подчиняться закономерной логике психолого-педагогического воздействия. Сначала у молодежи формируются знания и представления о предмете или явлении, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему и далее осваиваются адекватные способы поведения и деятельности в реально заданной ситуации. Это является психолого-педагогическим условием формирования (развития) экономического сознания студентов в процессе обучения в вузе.

Никитин М.В.

Маркетинговые программы клиентоориентированности санаторных учреждений в условиях рековернации курортов черноморского побережья Кубани

Термин «рековернация курортов» был введен в специальную литературу известным французским курортологом и экономистом J.P. Blomar (1993). Указанный исследователь, приняв за основу английское слово «recorver» (восстановление, обновление), использовал его в более широком смысле, издав ряд научных трудов, затрагивающих вопросы медицинского, социального, экономического, природно-экологического и культурного развития тех французских курортов, которые образовались как лечебные местности во второй половине XIX века. Как отмечал в своих ис-следованиях Жюль-Поль Бломар (1993, 1996), «дело было не только в том, чтобы найти привлекательный повод для мотивированных инвестиций, необходимых для ремонта изрядно обветшавших лечебных павильонов на курортах Франции, сколько в том, чтобы заставить современного предпринимателя сознательно вложить миллионы франков на природоохранные технологии по сбережению всемирно знаменитых французских лечебных минеральных вод, которые еще много столетий могли бы служить здоровью народа Франции».

Термином «рековернация» в середине 90-х годов XX века стали активно пользоваться скандинавские ученые (U. Pelttonnen, 1995; Н. Wil-lertrost, 1996; G. Gallert, 1997) при разработке специальных программ развития курортов Балтики. Примерно в этот же период адаптированные для России программы рековернации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.