Психология личности
Китова Д.А., Хубиева Р. Т.
На протяжении последних десятилетий в российском обществе ]
Психологическая готовность молодежи к экономическим отно] современных условиях
кардинальные социально-экономические преобразования, к которым основная масса россиян оказалась неготовой. Социальный опыт жизнедеятельности, сложившийся в годы Советской власти, оказался совершенно непригодным для выживания в условиях рыночных отношений. Психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности оказалась несформированной, т.к. в течение длительного времени россияне адаптировались к жестко ограниченным правам собственности, к чрезвычайно стесненным материальным условиям жизни. Результатом этого явилась утрата потребности в проявлении хозяйственной инициативы, необходимой для организации жизни и повышения личного экономического благосостояния. Современная ситуация России обнажила наличие противоречия между реальными потребностями и возможностями комфортной реализации себя в новых условиях социально-экономической деятельности и новых экономических отношениях.
Особенно важно наличие такой подготовки для молодежи, которая готовится к самостоятельному решению вопросов удовлетворения своих экономических потребностей. Решение данной проблемы усугубляется тем, что в большинстве своем психологи оказываются неготовыми к оказанию психологической поддержки молодежи при решении вопросов их включения в экономические отношения. До настоящего времени не разработаны экономико-психологические технологии оказания ей своевременной помощи, а также не определен круг проблем и специфика развития экономического сознания и самосознания, адекватных способов развития личностного и профессионального самоопределения личности, не выявлены детерминанты и механизмы необходимого психологического сопровождения этих процессов.
Противоречие между возросшей ролью экономического фактора в жизнедеятельности личности и отсутствием соответствующей подготовки у представителей будущих субъектов экономических отношений обусловило выбор темы исследования.
При формировании психологической готовности личности к экономическим отношениям, реализуемым в русле гуманистической парадигмы, следует исходить из необходимости развития способностей и личностных качеств, помогающих ей реализовать себя и как общественного существа, и как неповторимой индивидуальности со своими специфическими запросами и способами самореализации. Из этого следует, что практические психологи должны осуществлять психологическую помощь с учетом ценностных ориентаций молодежи. Исследование
психологической готовности молодежи к экономическим отношениям проводилось в период с 2005 года по 2007 гг. с различными категориями респондентов - со старшеклассниками, учащимися профессиональных лицеев, студентами вузов. Всего в исследовании приняли участие 387 испытуемых.
Результаты исследования показали, что наибольший удельный вес в структуре событий, порождающих эмоционально окрашенные переживания и представления изучаемых субъектов, приходится на экономическую сферу жизнедеятельности, точнее на материальные условия жизни - всего 88,1% (от общего числа событийного ряда). Ценность получения образования они тесно связывают с достижением высокого материального положения и гораздо меньше - с интересной творческой работой, с наличием интересных друзей и т.д. Большая зарплата, а не качественные и содержательные характеристики профессии становится решающим фактором при выборе места работы. Исследование показывает, что эта тенденция характерна для 65,3 % молодежи в возрасте от 16 до 24 лет. Выявлена также тенденция к актуализации экономического фактора у респондентов в структуре их представлений о ценностях супружеской жизни. По нашим данным, 98, 2% опрошенных девушек убеждены в том, что будущий муж, прежде всего, должен обеспечивать семью материально.
Для выявления того, насколько значимо в сознании молодежи представлены материальные условия жизни, вопросы быта семьи, в интервью и беседы был включен вопрос: «Какие события жизни семьи за последнее время более всего обрадовали Вас?». Из общего числа ответов на этот вопрос экономическую сферу упомянули 11,2 % опрошенных. Эти данные косвенно свидетельствуют о низкой удовлетворенности молодежи материальным положением родительской семьи.
Такой вывод подтверждают ответы и на второй вопрос: «Какие события в семье за последнее время более всего Вас огорчили?». Полученные данные показали, что наибольший удельный вес в структуре всех событий, порождающих эмоционально окрашенные переживания, приходится на экономическую сферу (87,9%). Подавляющему большинству экономических событий, происходящих в жизни, опрошенные дают отрицательную оценку, что свидетельствует о крайне низком уровне их экономической удовлетворенности материальными условиями жизни.
Сопоставление предполагаемых условий обогащения, выделяемых молодыми людьми, с реальными условиями социально-экономической практики позволило получить информацию о представлениях молодежи об условиях достижения экономического благополучия. Исследование показало, что респонденты выделяют шесть типов условий, способствующих обогащению личности в рыночных условиях: политические, экономические, правовые, личностные, нравственные и фаталистические.
Политические условия обогащения - богатство объясняется негативным влиянием государства на материальные условия жизни граждан. Так, 6,0% молодежи считают причиной богатства некоторых граждан непродуманную политику государства. Вторыми по значимости условиями обогащения названы экономические условия - наличие хорошей работы или (и) своего бизнеса. Такой позиции придерживаются 60,8% опрошенных. По мнению многих респондентов, определяющими условиями достижения материального достатка является откровенно
криминальный путь обогащения. Здесь главенствующим является мнение, что значительное богатство можно нажить только посредством нарушения закона (38,3 %). Часть респондентов склонна думать, что обогащение никак не зависит от самого человека, его поступков и воли, т.е. является следствием фатальных условий и судьбы. Почти каждый четвертый молодой человек (24,5%) считает ведущим условием обогащения (иногда и единственным) везение, удачу, выигрыш в лотерею, наследство и т.п.
Часть молодых людей связывают причины обогащения с нравственными характеристиками личности. Так, 34,2 % респондентов склонны оценивать условия обогащения как преступление против морали, сделку с совестью и попрание духовных ценностей. Незначительное число опрошенных (3,0%) уверены, что качество и своевременность образовательного багажа личности является одним из определяющих условий достижения экономического благосостояния в современных условиях. Они склоны считать, что в новых социально-экономических условиях любая успешная деятельность по материальному самообеспечению не может быть свободна от работы на компьютере, наличия знаний и понимания особенностей рыночных отношений, экономики и бизнеса, финансовых и правовых знаний, основ маркетинга и сбыта, иностранных языков.
Отдельно можно выделить временные параметры обогащения, которые хоть и не являются абсолютно самостоятельными условиями обогащения, но сопровождают все вышеперечисленные причины. Говоря об экономических или личностных условиях обогащения, 2,1% респондентов отмечают, что достижение материального благополучия - это не сиюминутное явление, а результат планомерных и длительных усилий. Остальные 97,9% опрашиваемых не осознают значимость одного из самых главных условий достижения материального благополучия - ресурса времени.
Сопоставление предполагаемых условий обогащения выделяемых молодежью с реальными условиями социально-экономической практики позволило обобщить информацию о готовности молодежи к экономическим отношениям и выявить основные проблемы. В частности, основная ошибка оценки молодежью экономических проблем заключается в том, что они воспринимают результат (конечный продукт) экономической деятельности в отрыве от процесса по достижению экономических целей, который составляет непрерывную цепь событий от осознания своих материальных потребностей через цели, мотивы, способы действий к конечному результату. Таким образом, психологическое воздействие должно быть направленно на «доведение» до сознания молодежи мотивационной и деятельностной составляющих экономических достижений.
Объективные трудности обустройства частной жизни личности усугубляются еще и тем, что молодежь психологически слабо подготовлена к выживанию в рыночных условиях. Наше исследование было ориентировано и на выявление субъективных факторов, указывающих на уровень психологической готовности молодежи к экономическим отношениям в современных социально-экономических условиях. В этом русле исследования нами выявлены следующие психологические трудности, преодоление которых становиться необходимым условием адаптации личности к современным экономическим условиям.
Распространенность среди молодежи иждивенческих настроений. Значительная
часть респондентов нечетко осознает, что материальный достаток в условиях рыночных отношений можно обеспечить только собственными усилиями. Некоторым из них представляется, что можно найти такой способ материального обеспечения, который не требует затраты собственных сил. В частности, они возлагают надежды на государственную опеку, не понимают, что проведенная в связи с переходом к рыночным отношениям приватизация лишила государство возможности взять на себя решение проблемы материального обеспечения граждан.
Неумение грамотно построить систему целей, достижение которых может привести к успеху в частной жизни. Многие респонденты подчиняются внешне навязанным программам поведения и деятельности и не проявляют собственной инициативы в организации и планировании частной жизни. У респондентов нет понимания факта, что к успеху в экономическом обустройстве жизни приводит система четко сформулированных, взаимосвязанных, поддерживающих друг друга целей и непрерывная деятельность по их реализации.
Часть респондентов характеризуется внешним локусом контроля. Им кажется, что события их жизни (в том числе и экономические) детерминированы внешними условиями среды и мало зависят от их собственных усилий. Подобная позиция приводит к заблуждению, будто «что ни делай, успеха не будет», поскольку судьбу человека определяют внешние социально-экономические условия жизнедеятельности.
Неумение вглядываться в свое будущее, прогнозировать (в той или иной мере) свою собственную судьбу. Многие респонденты живут сегодняшним днем, у них нет достаточных знаний и умений, необходимых для предвидения и прогнозирования своего будущего, хотя бы для определения контуров или основного вектора своей будущей жизнедеятельности в сложившихся социально-экономических условиях. Конечно, это происходит и в силу объективной сложности социально-экономической ситуации в стране, которая чрезвычайно сложна, изменчива и мало предсказуема.
Нет у респондентов опыта проектирования социально-экономической деятельности на сколько-нибудь далекое будущее, хотя бы лет на 10-15. В лучшем случае они готовы к ближайшим значимым событиям жизни, а о дальнейшей перспективе думают немногие. Но даже эти «дальнозоркие» респонденты не могут построить обоснованного проекта жизненного пути.
Вызывает беспокойство , что далеко не все респонденты настроены на достижение экономического благополучия. Если кто и мечтает о высотах социального статуса или материального положения, то четкого представления о том, как его достигнуть, у них нет. Вследствие этого надежда на успех, если и возникает, то остается мечтой, неподкрепленной четким алгоритмом его достижения.
Все это показывает, что процесс обучения молодежи основам обустройства экономической жизнедеятельности представляет собой сложную и трудно разрешимую практическую проблему. Исследовательская задача в первую очередь состоит в том, чтобы выявить психологические ресурсы участников хозяйственной деятельности и их соотношения с успехами и неудачами в сфере экономической деятельности, а также раскрыть, при каких условиях ресурсы эти дадут наивысший экономический эффект. В ряду экономически значимых психологических ресурсов человека по своей важности на первом месте стоит готовность личности к экономическим отношениям. Для определения такой готовности необходимо
разобраться в требованиях, которые рыночная экономика предъявляет к личности как к участнику хозяйственной деятельности.
Важнейшей характеристикой рыночной экономики является экономическая свобода, которая означает, что человек обладает возможностью самостоятельно выбирать форму собственности и сферу приложения своих способностей, а также способы распределения полученных доходов и их потребления. Экономическая свобода, понимаемая таким образом, одновременно означает высокую ответственность человека за свои решения и важнейшие результаты. Такая экономическая свобода требует от человека, участвующего в хозяйственной деятельности, проявления хозяйственной инициативы, самостоятельности, умения экономически мыслить, т.е. уметь анализировать жизненную ситуацию под углом зрения экономических потребностей человека. Если нет этого качества, то экономическая свобода сама по себе никакого эффекта на жизнь человека не оказывает, она становится невостребованной, не может быть использована для улучшения экономических условий жизни. Отсюда важнейшие требования к хозяйствующей личности - способность к экономическому творчеству, проявлению хозяйственной инициативы и хозяйственной самодеятельности.
В условиях рыночных отношений каждый участник хозяйственной деятельности должен обладать собственностью (собственность может быть и интеллектуальная), которая является инструментом для получения прибыли за счет ее использования. В условиях рынка отношения собственности между людьми должны быть равнозначными и равноправными: обмен собственностью, ее передача из рук в руки, должна осуществляться исключительно с обоюдного согласия сторон.
Нетерпимость к иждивенчеству в любой форме, резкое ограничение бесплатных услуг населению: никто не может рассчитывать на чужую собственность, в том числе и на государственную, без того, чтобы предоставить собственнику равноценную услугу в форме труда, денег, материальных ценностей. Вследствие данного требования в условиях рыночных отношений актуализируется потребность личности в экономическом самообеспечении, исключающая иждивенческие ожидания.
Рынок сопряжен с острой конкурентной борьбой за экономические ресурсы: трудовые, финансовые, материальные. На один и тот же объект собственности, на одни и те же материальные ценности обычно претендуют несколько человек. Обладание этим объектом собственности осуществляется в острой конкурентной борьбе и ее выигрывает тот, кто способен вести за этот объект собственности напряженную и плодотворную интеллектуальную борьбу. В этом смысле рыночные отношения служат лакмусовой бумагой интеллектуальных и волевых характеристик человека.
В условиях рынка изменяются отношения человека и государства. Государство, которое лишилось собственности в период приватизации, не имеет возможности оказывать трудоспособному человеку экономическую помощь, оно вынужденно жить за счет налогов и сборов, которые поступают от населения. Поэтому в условиях рынка резко возрастает значение уважительного отношения к нуждам государства и особое значение приобретает правопослушность населения, исполнение гражданского долга по уплате государству налогов и сборов.
Важнейшая особенность рыночных отношений - возрастание роли фактора времени в экономических операциях. В условиях рынка доход собственника зависит не столько от цены товара или услуг, сколько от скорости оборота средств.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что психологическая готовность молодежи к экономическим отношениям нужно начинать с преодоления «установки на бедность» и мобилизации резервов личности на достижение материального благополучия, и формирования уверенности в том, что создание материального достатка собственными силами возможно.
В условиях рыночных отношений экономика и образование объединены между собой неразрывными узами, только такое единение поможет обеспечить успешное движение общества к экономическому благополучию. Сегодня в России есть понимание того, что школа должна обучать и воспитывать подрастающее поколение, исходя из актуальных требований жизни с учетом реальной социально -экономической ситуации. Чем более сложной становится наша экономика, тем полнее следует изучать и учитывать экономические законы, действующие в ней, и, соответственно, совершенствовать экономическую компетентность молодежи.
1. Автономов В.С. Экономика для школьников: [Эксперим. учеб. для 9-11-х кл.] / В.С. Автономов, Э.Г. Голдстин. - М.: Эконов, 1996. - 219 с.
2. Годфри Дж. Как научить ребенка обращаться с деньгами / [пер. с англ.: У. Сапцина]. - М.: Добрая книга, 2006. - 219 с.
3. Гольдберг Л. Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить: книга для умных родителей / Лилия Гольдберг. Дети и деньги: все, что нужно знать ребенку, чтобы реально заработать: 33 способа детского заработка / Илона Озерова. - СПб.: Вектор, 2008. - 239 с.
4. Перл Дж. Дети и деньги: Уроки финансового благополучия (для детей и их родителей) / [Пер. с англ. А. Логвинской]. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 278 с.
5. Просветов Г. И. Экономика для школьников: Задачи и решения / Г.И. Просветов. -М.: Альфа-Пресс, 2008. - 232 с.
6. Резник С.Д. Управление семейной экономикой: Учеб. пособие для студентов вузов / С.Д. Резник, В.А. Бобров. - [2. изд., перераб. и доп.]. - М.: Экономика, 2003. - 439 с.
7. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учеб.-метод. пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2006. - 255 с.
8. Экономическое воспитание дошкольников: Пример. программа, перспектив. планирование, конспекты занятий / [Авт.-сост. Е.А. Курак и др.]. - М.: Творч. центр
Сфера, 2002. - 78 с.