45
УДК 379.8.092
Психолого - педагогические условия формирования здорового образа жизни
современной молодежи
Г.В Ганьшина, .доцент РГУТиС, Москва В.А. Овчаренко, доцент РГУТиС, Москва
В статье представлены результаты исследования уровня знаний о здоровом образе жизни у современной молодежи, обоснованы психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни студенческой молодежи.
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, здоровый образ жизни, социальное воспитание, психолого - педагогические условия формирования здорового образа жизни современной молодежи.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно зависят от состояния здоровья детей, подростков, молодежи.
Изучение и анализ содержания практического опыта современных российских общеобразовательных учреждений по проблеме формирования в них здоровьесберегающей среды и наличия объективных условий для представления услуг оздоровительного сервиса позволили нам сделать ряд выводов.
Под здоровьесберегающей средой понимается комплексная программа, которая базируется на соответствующей социальной инфраструктуре определенного типа и включает в себя образовательные, воспитательные, медицинские, административно-
управленческие и другие формы работы по обеспечению здоровья молодежи в процессе образования.
Проведенное нами исследование формирования здорового образа жизни молодежи позволило констатировать, что в настоящее время процесс социального воспитания молодежи, как на федеральном, так и на региональном уровне проработан не достаточно.
В процессе исследования мы обнаружили, что на практике не выработано системного представления у молодежи и педагогов о путях реализации
здоровьесберегающих технологий и активного использования существующих оздоровительных услуг, способствующих формированию здорового образа жизни;
- практически отсутствует процесс интеграции деятельности медицинских, образовательных, культурно-досуговых и правоохранительных органов по формирования
46
образовательной среды, создающей условия для сохранения и улучшения основных компонентов здоровья молодежи и способствующей выработке у них осмысленной, мотивированной потребности в здоровом образе жизни;
- у современной молодежи нет целостного понимания сущности здорового образа жизни;
- забота о здоровье подрастающего поколения в современной системе образования и воспитания построена без учета основных принципов здравоведения, что является малопродуктивной;
- отсутствует целенаправленная научно-организованная система подготовки
специалистов, использующих здоровьесберегающую педагогику;
- имеющиеся модели учебно-воспитательного процесса в большинстве случаев не отвечают требованиям системности, последовательности и доступности, поскольку в них основной акцент делается на знания, умения и навыки, а не на самого субъекта воспитания - человека;
- не проводится мониторинг о реальном состоянии здоровья студенческой молодежи по основным компонентам здоровья и раскрытия социальных, психолого-педагогических причин его ухудшения;
- к сожалению законодательная и нормативная база в отношении охраны здоровья подрастающего поколения не обеспечивает координацию действий федеральных и местных органов, правоохранительных, лечебно-профилактических, образовательных структур и учреждений Госсанэпидемнадзора;
- повсеместно не выделяются необходимые средства на достаточное финансирование существующих программ формирования здорового образа жизни и развитие сети оздоровительных услуг.
В настоящий момент существует достаточно моделей и программ формирования здорового образа жизни современной молодежи на федеральном и региональном уровне, но анализ научной литературы показывает, что имеются определенные противоречия и трудности в организации этой деятельности. С одной стороны, мы наблюдаем недостаточное внимание различных структур и ведомств к проблеме организации отдыха и оздоровления студенческой молодежи, с другой стороны, недостаточная активность самих студентов по применению современных оздоровительных технологий, способствующих приобщению к основам здорового образа жизни.
На основании вышеизложенного, мы попытались выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни молодежи, которые были разделены нами на две группы:
47
а) общие педагогические условия, которые определяются особенностями субъектов оздоровительной деятельности:
человека, как главного субъекта педагогического процесса, с его индивидуальноличностными характеристиками;
временного коллектива с точки зрения характеристики количественных процессов (количественный состав, уровень /стадия/ развития коллектива) и качественной характеристики социально-психологического взаимодействия (характер взаимодействий; психологический климат - атмосфера доверия, товарищества);
педагога-организатора оздоровительной деятельности, как специалиста, обладающего комплексом профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих эффективность взаимодействия всех субъектов педагогического процесса;
б) частные педагогические условия определяются содержанием социального воспитания и особенностями его организации в процессе приобщения молодежи к использованию услуг оздоровительного сервиса:
- наличие педагогической программы формирования здорового образа жизни молодежи в условиях образовательной деятельности и оздоровительного отдыха, основанной на сочетании принципов организации и самоорганизации, и ее направленность на самораскрытие личности под воздействием внутренних и внешних факторов взаимовлияния социально-культурной среды и активной позиции человека, формирование определенных умений и навыков, установок и позиций;
- интеграция деятельности медицинских, образовательных, культурно-досуговых и правоохранительных органов по формированию образовательной среды, создающей условия для сохранения и улучшения основных компонентов здоровья молодежи и способствующей выработке у них осмысленной, мотивированной потребности в здоровом образе жизни;
- проведения диагностики реального состояния здоровья студенческой молодежи по основным компонентам здоровья и раскрытия социальных, психолого-педагогических причин его ухудшения;
- введения в учебный план образовательных учреждений специализированных курсов по организации оздоровительной деятельности молодежи с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей личности;
- эффективности анализа, контроля и оценки реализуемой программы формирования здорового образа жизни с опорой на использование услуг оздоровительного сервиса.
Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является во-первых, увеличение потенциала здоровья здоровых лиц. Во-вторых, возвращение здоровья больным вне стадии
48
обострения, лицам, находящимся в состоянии предболезни, за счет системы методов восстановительной медицины.
Наряду с вышеназванными, потребность в системном решении проблемы, связанной с усилением мер по охране и укреплению здоровья здоровых в Российской Федерации определяется также следующими основными обстоятельствами:
• необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;
• признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;
• высокой экономической эффективностью профилактических программ (соотношение затрат и экономии достигает 1:8);
• необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;
• необходимостью формирования культуры здоровья, широкого внедрения информативных методов самооценки и эффективных способов самооздоровления.
В качестве наиболее оптимальной методологии охраны здоровья здоровых, в соответствии со стратегией ВОЗ, рассматривается мониторинг функциональных резервов, донозологическая диагностика на ранних стадиях развития адаптационного синдрома и своевременная коррекция функционального состояния. Для того, чтобы прогнозировать состояние функциональных резервов, необходимо применять определенную классификацию и методические подходы.
Назревшей научной задачей, имеющей важное практическое значение, является исследование и анализ психологических и социальных факторов, детерминирующих состояние здоровья студентов, а также изучение влияния индивидуально-психологических особенностей подростков на формирование психосоматических заболеваний. В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Создать концептуальную базу мультимодального мониторинга здоровья студентов.
2. Дать научное обоснование психологического и психофизиологического
диагностического инструментария, адекватного ключевым (индикаторным)
характеристикам состояния и детерминантам физического, социального и духовного здоровья студентов.
3. Организовать и провести мониторинг физического, социального и духовного здоровья студентов Московского государственного университета сервиса.
4. Создать динамическую модель многоуровнего полисистемного исследования особенностей этиопатогенеза психических и психосоматических отклонений у студентов.
49
Мы разработали многоуровневый подход к исследованию, который включает в себя следующие разделы многоуровневого динамического изучения здоровья студентов МГУСа.
• психологический: изучение преморбидных особенностей личности, структуры личности больных, способов психологической защиты, копинг-поведения, поведения и ситуациях фрустрации, отношения к болезни и др.;
• социальный: изучение социального, профессиональною статуса, интерперсональных взаимодействий, семейных отношений и др.;
• психосоматический (психобиологический): изучение наследственной отягощенности, соматического и нейрогормонального статуса во взаимосвязи с социальнопсихологическими параметрами;
• типологический: выделение и изучение психосоматических типов;
• синдромологический: выделение и изучение ведущих синдромов социальнопсихологической дезадаптации;
• психотерапевтический: использование психотерапевтических методов в комплексном лечении психосоматических больных.
Диагностические плоскости и методы исследования здоровья студентов
Плоскость диагностики Содержание исследования Методы и методики исследования
Физическое благополучие 1. Изучение соматических особенностей Соматометрия
2. Определение уровня физического развития студентов на основании антропометрических данных. Оценка уровня соматического здоровья по шкале Г. Л. Апанасенко
3. Определение группы здоровья, оценка тяжести имеющегося заболевания Анализ медицинских сведений, полученных от медицинских работников
4. Определение ведущей репрезентативной системы Опросник «Мультимодальный интегративный опросник». Опросник КАВД (автор Ф. Пьюселик, модифицирован В. А. Ананьевым).
Психологическ ое благополучие Изучение личностных особенностей: • Определение уровня личностной тревожности Шкала самооценки Ч. Спилбергера-Ю. Ханина. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера-Ю. Ханина. Методика интегративной оценки уровня и характера тревожности (автор Е. Е. Ромицына).
Определение уровня агрессивности Опросник Ч. Спилбергера для исследования
50
агрессивности (адаптирован С.Л. Соловьёвой) Опросник агрессивности Басса-Дарки.
Определение уровня выраженности алекситимических черт Торонтская шкала алекситимии.
Изучение эмоциональной сферы (диагностика актуального эмоционального состояния) Проективный рисунок «Где живут чувства?» (В. А. Ананьев, Е. А. Горская), тест Люшера..
Выявление клинических признаков нарушенного поведения Опросник выраженности психопатологической симптоматики.
Духовно- нравственное. благополуч. Качественный анализ духовно-нравственного развития личности Социально-психологические анкеты «Стороны жизни», «Духовно-нравственные потребности человека», «Аспект веры»
Социальное благополучие. Изучение особенностей социальносемейной ситуации Проективный рисуночный тест «Семейная социограмма», диагностика межличн. отношений. Т. Лари.
Проведенная исследовательская работа позволила установить: несмотря на то, что молодёжь владеет достаточными навыками ведения здорового образа жизни, уровень развития положительного отношения к данному образу жизни недостаточен. Поэтому, очень важно при педагогической работе, уметь не только объяснить молодым людям, что истинное, центральное значение здорового образа жизни состоит именно в образе жизни, который способствует укреплению здоровья, профилактике болезней и несчастных случаев, но также воспитать у юношей правильное восприятие здорового образа жизни, умение грамотно использовать разнообразные услуги оздоровительного сервиса.
УКД (075\8)361\362
Роль специалиста социально - культурной сферы в оздоровительном сервисе.
Н.Ю. Баклагина, преподаватель кафедры психологии РГУТиС, Москва
В статье показана роль специалистов социально-культурной деятельности в оздоровительном сервисе. Статус специалиста социальной сферы модифицируется в связи с многофункциональностью ролей, которые он выполняет.
В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой
51
деятельности, наполнении ее разнообразными рекреационными мероприятиями, способствующими оздоровлению и восстановлению их физических и духовных сил.
Ключевые слова: социально - культурный сервис, оздоровление, анимация, досуг.
В настоящее время в экономике любой страны все большее развитие получает не столько производство продукции, сколько оказание услуг. В странах с развитой рыночной экономикой доля занятых в сфере услуг весьма велика и наблюдается тенденция увеличения этой доли.
Что же касается ситуации в нашей стране, однозначно можно утверждать, что рынок услуг находится в еще более зачаточном состоянии, чем остальные составляющие российской экономики. В этой связи можно подчеркнуть, что в ближайшее время вложение капитала в создание предприятий малого бизнеса, специализирующихся на оказании различного рода услуг может и должно стать приоритетным направлением инвестиций. В настоящий момент складывается такая ситуация: многие люди уже готовы тратить значительную часть своих доходов не на покупку товарной продукции, а на получение качественных и доступных по цене услуг. За последние 10-15 лет отечественный сервис освоил множество разновидностей услуг, с которыми общество советского периода впрямую не сталкивалось: консалтинг, инжиниринг, лизинг,
психологическое и семейное консультирование, культурно-валеологические услуги, игровой и шоу-бизнес и др.
В связи с этим в последние десятилетие в нашей стране неуклонно растет спрос на специальности, связанные с сервисом. Развитие рынка нашей станы сделало отрасль сервиса более выгодной, чем промышленная отрасль. Современный гражданин России, вследствие улучшения своего жизненного уровня, требует к себе все большего внимания.
Сервис сегодня - это наукоемкая сфера, имеющая большое будущее, особенно в России, где в силу исторических обстоятельств сервис долгое время был «ненавязчив». Совершенно очевидно, что люди, пришедшие в эту область экономики в начале 21 века, будут работать в данной приоритетной сфере на протяжении многих десятилетий. Эта отрасль нуждается в людях, которым легко дается общение, которые мыслят нестандартно, креативны, коммуникабельны и в полном смысле слова современны. Сфера услуг сегодня - это мощный и быстро развивающийся рынок, предъявляющий целый ряд новых, более высоких требований и к кадрам специалистов.
Исключительно важным является вопрос о современном юридическом, экономическом социальном статусе менеджера - аниматора.
52
В нынешних условиях происходит ярко выраженная дифференциации приоритетных ролевых функций субъектов (основных участников) социально-культурных процессов. Множество взаимодействующих в социально-культурной сфере субъектов (различных групп населения), профессионалов отдельных организаций включает три основные категории:
1) социальные заказчики, представляющие в своем лице потребителя социальнокультурных благ и услуг;
2) менеджеры — организаторы социально-культурной сферы, являющиеся по существу основными фигурами в реализации многочисленных досуговых проектов и программ;
3) творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, непосредственно занятые созданием социально-культурных ценностей, наполнением содержания досуговых проектов и программ[1].
В каждой из названных категорий широко представлены как отдельные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициативные группы, ассоциации и т. д. Кардинально меняется и традиционная целевая установка профессионального организатора-методиста.
Социально-культурная сфера объективно становится условием совершенствования социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества.
В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности. Вместе с тем социальный статус современного организатора досуга сложился в последние годы в условиях опыта, свободного от жесткой регламентации и администрирования. Этот статус определяется социальной ролью специалиста, а поскольку речь идет о множественности таких ролей, правомерно поставить вопрос о модификации самого статуса.
Нельзя не учитывать своеобразие, специфические черты социально-культурной деятельности в процессе разработки и реализации тех или иных социально-культурных проектов или анимационных программ.
53
Аниматор - это та личность, за которой люди готовы идти, идеям которой они всегда
верят.
Аниматоры (чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать, круглые сутки. Основная задача этих работников - не дать людям соскучиться. Днем туристы могут их видеть за прилавком бутика или обучающими новичков на корте, на спортивных состязаниях или рыбалке, организованных для туристов. Вечером те же аниматоры организуют красочное шоу, предусматривающее участие в нем туристов. В качестве формы аниматоры обычно имеют яркие футболки, позволяющие туристам видеть и узнавать их издалека. На футболке - карточка с именем аниматора и флагами стран, языками которых он владеет. Они приветливы. Здороваются с туристом как со старым знакомым: «Ну, как вчерашняя экскурсия, понравилась? Пойдемте с нами играть в волейбол». Хорошая память на лица - их профессиональная обязанность.
Работа аниматоров интересна и весела. Но все же хлеб этот нелегкий. Утром аниматоры проводят занятия по аэробике, развлекают туристов на пляже. Днем сопровождают их на экскурсиях и за покупками (помогут найти магазин, где подешевле, и поторговаться с продавцом). Вечером - шоу, а потом еще надо проследить, чтобы не скучали посетители бара. Кого-то надо пригласить потанцевать, с кем-то просто поговорить. Поэтому традиционно аниматорами работают молодые люди.
Наличие языкового барьера не помогает непринужденному общению. Поэтому одним из основных требований к аниматорам является знание языков - минимум двух, но лучше нескольких. Тогда аниматор может работать с туристами из разных стран и становится востребованным специалистом.
Как хороший пример работы аниматоров можно привести такую работу на курортах системы «С1иЬ Мей». Люди, попадающие на работу аниматорами в «С1иЬ Мей», отличаются знаниями и умением поистине универсальными. Они должны не только быть молоды и энергичны, знать как минимум два языка, но и быть
коммуникабельными, артистичными. Здесь изобрели особую должность - «джи оу» «милые организаторы». Главная задача - создавать ту особую атмосферу свободы и естественности, которой отличаются все городки «С1иЬ Мее». Если за столиком в баре заскучали, непременно подсядет «джи оу», затеет непринужденный разговор. У них всегда припасена шутка, какая-нибудь интересная затея. Кстати, и клиентов тут именуют по-особому, уважительно -«джи эм» «милые члены клуба». Благодаря аниматорам, представляющим 80 стран, отдых в любом городке «С1иЬ Мей» превращается в сплошной праздник.
54
Для организации и анимации туров большое значение имеет использование календаря праздников и знаменательных событий. Интерес туристов к тем или иным датам, мотивация и обыгрывание этих интересов в «оживленном» (анимационном) виде, опять-таки с личным участием туристов, также позволяет значительно оживить программу обслуживания. Правда, организация каждый раз новых по содержанию праздников довольно дорого стоит. Поэтому лучше реализовывать постоянно действующие анимационные программы.
Элементы анимационной деятельности
Исходя из этого, можно сформулировать методические основы анимационного туроперейтинга:
- тесное взаимодействие оператора с центрами досуга и развлечений, организаторами фестивалей и карнавалов и т.п., а также активное включение данных мероприятий в программы обслуживания;
- составление сценариев отдыха (или мероприятий), учитывающих тематику и личностно-психологическое восприятие происходящего;
- реализация полного комплекса обслуживания на базе разработанного сценария, предусматривающего все возможные потребности туриста на маршруте, взаимоувязка услуг и действия;
- работа аниматоров с туристами по внесению изменений в сценарий в соответствии с погодой и другими обстоятельствами.
В общем смысле анимационный туроперейтинг следует понимать как тесное взаимодействие досугово-развлекательного и сервисного комплексов с личностным подходом к обслуживанию и развлечению каждого туриста.
Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.
Говоря о сервисе применительно к проблеме оздоровления, следует отметить, что здоровый образ жизни по праву занимает ведущие место в жизни современного человека -поколение Next выбирает здоровье. Ярким подтверждением данного постулата является
55
небывалый рост числа разнообразных спортивных комплексов, тренажерных залов, фитнес-центров, боулинг-клубов, соляриев, танцевальных клубов, горнолыжных курортов, фито-баров, который мы могли наблюдать в последние годы. Во многом этому способствовало большое внимание со стороны государства к вопросам сохранения здоровья населения. Подобное внимание буквально вдохнуло новую жизнь в постепенно умиравшие (в экономическом плане) стадионы и оздоровительно-спортивные клубы. На сегодняшний день ни одно уважающее себя учреждение, предназначенное для отдыха и лечения, не может обойтись без хорошо оборудованного фитнес - центра, сочетающего в себе разнообразный комплекс упражнений и здоровое питание. Фитнес не ставит своей целью сделать из нас олимпийских чемпионов. В переводе с английского to be fit означает «быть в форме», поэтому данное направление разработано специально для тех, кто заботится о своем физическом состоянии в целом. В большинстве случаев данные комплексы включают еще и залы для боулинга, с целью активного отдыха после занятий есть возможность посетить фито-бар, где можно насладиться соком свежих фруктов или целебным настоем из трав.
Множество турфирм, салонов красоты, строящихся и действующих, а также развлекательных центров направлены на оздоровление. Вот здесь-то и нужны люди, способные, после соответствующей подготовки, организовать приятный отдых, интересные встречи, яркие развлечения.
Специалист по сервису и туризму становится всесторонне развитой личностью:
- он имеет современное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками психосоматического самосовершенствования;
- он знает возможности современных технологий, необходимых для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;
- он понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, внедряет современные знания, передовые технологии в социально-культурном сервисе и туризме, культурно-валеологическом сервисе;
- он способен, в условиях изменяющейся социальной практики, к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;
- умеет приобретать новые знания, использовать современные технологии;
- владеет несколькими иностранными языками при оказании услуг социальнокультурного сервиса и туризма;
- владеет приемами и методами формирования системы межличностного общения;
- обладает знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм;
56
- владеет знаниями для принятия оптимальных решений в экстремальных ситуациях, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, специалист социльно- культурной сферы, организуя досуговую деятельность отдыхающих, наполняет ее разнообразными рекреационными
мероприятиями, которые способствуют оздоровлению и восстановлению их физических и духовных сил.
Литература
1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Программа. М., МГУКИ, 2003
УДК 379.8.092
Молодежь и наркотики: проблемы оздоровления.
Л.П. Шиповская, профессор РГУТиС,
Москва
И.Е. Лукьянова, доцент кафедры психологии РГУТиС, Москва
К проблемам молодежи, как объекту социальной работы повышается интерес во всем мире, для России актуальность вопросов профилактики наркотизации молодого населения и оздоровления наркозависимых усиливается необходимостью поиска эффективных путей перехода общества от нестабильности к устойчивому развитию.
Тяжелые последствия употребления наркотических препаратов в молодом возрасте, к которым в том числе следует отнести алкоголь и табак, требует не только лечебных, но других, оздоровительных мероприятий.
Ключевые слова: молодежь, наркотики, последствия употребления, оздоровление.
Институт социальной защиты и социальной работы, формирование которого было начато 15 лет назад в нашей стране, выполняет важнейшую задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития, преодоления кризисов.
Сегодня в связи с расширением сферы деятельности специалистов социальной работы появились новые отрасли профессиональной деятельности, в том числе - медикосоциальная работа. В процессе подготовки социального работника с новой, медикосоциальной специализацией особое место занимает изучение конкретных