Научная статья на тему 'Психологические и психофизиологические факторы, влияющие на личностно-профессиональное развитие студентов в условиях образовательной среды вуза'

Психологические и психофизиологические факторы, влияющие на личностно-профессиональное развитие студентов в условиях образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
398
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дьячкова Е. С.

The aim of the article is to study the psychological and psychophisiological factors, which influence professional and personal development. Emotional, communicative, personal spheres have been studied and the variability of heard rhythm has been analyzed. The factors which influence personal and professional development of students are revealed. The research has shown that the conditions of educational environment determine life image and influence formation of students' psychological features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and psychophysiological factors having an influence on students' personal and professional development in conditions of higher education institution

The aim of the article is to study the psychological and psychophisiological factors, which influence professional and personal development. Emotional, communicative, personal spheres have been studied and the variability of heard rhythm has been analyzed. The factors which influence personal and professional development of students are revealed. The research has shown that the conditions of educational environment determine life image and influence formation of students' psychological features.

Текст научной работы на тему «Психологические и психофизиологические факторы, влияющие на личностно-профессиональное развитие студентов в условиях образовательной среды вуза»

ми ситуациями медицинских работников двух выборок, рекомендуется участие врачей в социально-психологическом тренинге, что позволит развить рефлексивные способности личности, умение анализировать поведение других людей и свое, анализировать социальные ситуации и себя в них.

1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., 1999.

2. Тюмасева З.И., Богданов Е.Н., Щербак Н.П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологиче-ские и экологические тайны. СПб., 2004.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. М., 1998.

4. Психология профессионального здоровья / под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб., 2006.

5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М., 2000.

6. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. М., 2005.

7. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. // Вопр. психологии. 1998. № 2. С. 3-10.

8. Чудновский В.Э. // Психолог. журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 129-135.

9. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. М., 2003.

10. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: моногр. СПб., 2001.

11. Абрамова Г.С. Психология в медицине. М., 1998.

Поступила в редакцию 13.12.2006 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Е.С. Дьячкова

Dyachkova E.S. Psychological and psychophysiological factors having an influence on students’ personal and professional development in conditions of higher education institution. The aim of the article is to study the psychological and psychophisiological factors, which influence professional and personal development. Emotional, communicative, personal spheres have been studied and the variability of heard rhythm has been analyzed. The factors which influence personal and professional development of students are revealed. The research has shown that the conditions of educational environment determine life image and influence formation of students’ psychological features.

Личностно-профессиональная сформи-рованность студента определяет индивидуальный стиль его деятельности в конкретной социокультурной среде и должна закладываться в общую концепцию его развития в вузе [1]. На этапе профессиональной подготовки личностно-профессиональное развитие представляет собой необратимый процесс изменений, характеризующийся появлением новообразований, достижением качественно новых уровней готовности студентов к реализации профессиональной деятельности [2]. Формирование высокого уровня развития личностно-профессиональных качеств выступает одновременно как цель, результат и критерий продуктивности названной систе-

мы, выражает интегративную характеристику личности, которая проявляется в его удовлетворенности учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельностью.

На сегодняшний день все более актуальной становится проблема исследования факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие студентов в условиях образовательной среды вуза. Вероятно, растущий интерес к данной проблематике связан с тем, что знание закономерностей развития и поведения человека в системе его взаимодействия со средой (в нашем случае образовательной) предполагает возможность прогноза, например, психологических свойств будущих специалистов. Научно-практическое значение

имеет как определение круга внешних и внутренних факторов, которые участвуют в формировании того или иного психологического феномена, так и оценка сравнительного вклада этих факторов в прогнозируемые эффекты. Известны некоторые критерии образовательной среды вуза [3], свидетельствующие о том, что обучение в вузе сопровождается рядом специфических особенностей, которые в совокупности могут явиться мощным фактором риска для здоровья студентов.

Приведенные выше предпосылки определили актуальность настоящего исследования, состоящую в необходимости изучения психологических и психофизиологических факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие студентов в условиях образовательной среды вуза.

Мы предположили, что личностнопрофессиональное развитие студентов обусловлено рядом внешних (связанных с условиями образовательной среды) и внутренних (связанных с особенностями личности студента) факторов; при этом существуют неблагоприятные факторы, нарушающие здоровье студентов.

Для проведения исследования в качестве модели различных средовых условий обучения было сформирована выборка из двух групп испытуемых - студентов специальностей «Физическая культура» и «Физика», отличающихся по уровню информационной нагрузки и двигательной активности. Группы исследовались лонгитюдно на I и IV курсе. Блок психодиагностических методик включал изучение: сферы межличностных отношений (Т. Лири), силы воли, коммуникативного контроля (методика оценки самоконтроля в общении М. Снайдера), мотивов достижения и избегания неудач А. Мехрабиана, предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, выявление и оценку невротических состояний (клинический опросник К.К. Яхина и Д.М. Менделе-вича), исследование уровня нейротизма и экстраверсии-интроверсии (тест-опросник

Г. Айзенка ЕР1), многофакторное исследование личности Р. Кеттелла, механизмов психологической защиты с помощью методики индекса жизненного стиля (Ь81). Оценка психофизиологических возможностей организма испытуемых осуществлялась с помо-

щью аппаратурно-программного комплекса «Поли-Спектр». Оценку вегетативного статуса и степени централизации управлением в сердечно-сосудистой системе проводили по статистически значимым показателям вариационной пульсометрии.

Статистическая обработка данных производилась с помощью программы SPSS 11.5 for Windows. Результаты комплексного исследования по психологическим и физиологическим показателям были подвергнуты факторному анализу. После процесса факторизации выявленные факторы были восстановлены как переменные, и с ними проводилась дальнейшая статистическая работа.

По итогам факторного анализа была получена 6-факторная структура. Каждый из факторов был назван в соответствии с теми шкалами, которые в него вошли после процесса факторизации.

Первый фактор образован следующими шкалами: средняя длительность R-R интервала (,943), мода (,937), индекс напряжения (,617), среднеквадратическое отклонение (,424), частота сердечных сокращений (-,941), число кардиоциклов (-,853), вегетативный показатель ритма (-,418), индекс вегетативного равновесия (-,512), показатель адекватности процессов регуляции (-,441). Содержание фактора отражает степень напряжения регуляторных систем, поэтому фактор был обозначен как «напряжение регуляторных систем».

Второй фактор объединил шкалы личностной (-,764) и реактивной тревожности (-,687), шкалу депрессии (,678), астении (,653), нейротизма (-,621), фактор А «замкнутость - общительность» (,550), фактор Q4 «расслабленность - напряженность» (-,545), шкалу регрессии (-,524), фактор В «интеллект» (,438), фактор G «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения» (,420). По совокупности входящих в данный фактор переменных он был интерпретирован как «фактор эмоциональной устойчивости».

Третий фактор составили такие показатели, как индекс напряжения (,604), вегетативный показатель ритма (,808), вариационный размах (-,805), амплитуда моды (-,745), индекс вегетативного равновесия (,717), показатель адекватности процессов регуляции (-,700), среднеквадратическое отклонение (-,479). Фактор содержит показатели как

симпатической, так и парасимпатической регуляции, поэтому он был назван «тип вегетативной регуляции».

Четвертый фактор объединил шкалы методики индекса жизненного стиля - регрессия (,484), проекция (,745), реактивное образование (,674), вытеснение (,665), замещение (,637), рационализация (,440), поэтому он получил название «механизмы психологической защиты».

В пятый фактор вошли следующие показатели: фактор Н «робость - смелость» (,612), самоконтроль в общении (,579), фактор 02 «конформизм - нонконформизм» (-,539) и фактор О «уверенность в себе -тревожность» (-,483) методики Р. Кеттелла. Фактор был интерпретирован как «социальная адаптация».

Шестой фактор составили такие переменные, как избегание (-,638), сотрудничество (,502) методики К. Томаса, шкала отрицание реальности (,412) методики индекса жизненного стиля и фактор 01 «консерватизм - радикализм» (-,407) методики Р. Кет-телла. Фактор был обозначен как «стиль поведения».

Сравнительный анализ переменных выявил достоверные различия между студентами разных специальностей по первому фак-

*

-0,15---------------------------------------------------------

-0,2---------------------------------------------------------

-0,25-|-------------------------------------------------------1-,-,-1-г

1 2 3 4 5

тору, который отражает степень напряжения регуляторных систем (рис. 1). При этом наибольшее напряжение со стороны регуляторных систем организма имеет место в группе студентов специальности «Физика», в отличие от тренированных студентов специальности «Физическая культура».

Нами проведен анализ переменных по обозначенным факторам в группах исследуемых специальностей первого курса. Установлено, что студенты первого курса разных специальностей отличаются по фактору «стиль поведения». Студенты специальности «Физическая культура» не боятся конфликтных ситуаций, выбирают сотрудничество как стратегию поведения при их разрешении, при этом они более консервативны, имеют тенденцию препятствовать изменениям, придерживаются традиций. Лучше чувствуют себя в ситуациях, характеризующихся стабильностью и предсказуемым исходом (рис. 2). Студенты-физики на первом курсе прибегают к стратегии избегания при разрешении конфликта и отличаются такими психологическими особенностями, как скептичность, критическое мышление, стремление к переменам. Они любят экспериментировать и обычно хорошо информированы.

т □ физическая культура □ физика

6

Рис. 1. Распределение факторных нагрузок у студентов разных специальностей. Обозначения факторов: 1 - напряжение регуляторных систем; 2 - эмоциональная устойчивость; 3 - тип вегетативной регуляции; 4 - механизмы психологической защиты; 5 - социальная адаптация; 6 - стиль поведения.

* - достоверные различия р < 0,05 между исследуемыми группами

0,8П

0,6

0,4-

0,2-

0

-0,2-

-0,4-

-0,6

-0,8-1

ы

+1

□ 1 курс "Физическая культура"

□ 1 курс "Физика"

1 2 3 4 5 6

□ 4 курс "Физическая культура"

□ 4 курс "Физика"

Рис. 2. Распределение факторных нагрузок у студентов первых и четвертых курсов. Обозначения факторов см. на рис. 1.

* - достоверные различия р < 0,05 между исследуемыми группами

□ 1 курс "Физическая культура"

□ 4 курс "Физическая культура"

□ 1 курс "Физика"

□ 4 курс "Физика"

Рис. 3. Распределение факторных нагрузок у студентов разных курсов и специальностей. Обозначения факторов см. на рис. 1.

* - достоверные различия р < 0,05 между исследуемыми группами

Сравнительный анализ групп студентов 1 и 4 курса специальности «Физическая культура» (рис. 3) показал, что группы достоверно различаются по 4 и 6 фактору - «механизмы психологической защиты» и «стиль поведения». Это говорит о том, что первокурсники чаще прибегают к использованию механизмов психологической защиты, чем четверокурсники. Первокурсники являются более консервативными.

Сравнительный анализ групп студентов

1 и 4 курса специальности «Физика» (рис. 3) выявил достоверные различия между исследуемыми группами по факторам - «напряжение регуляторных систем», «эмоциональная устойчивость», «механизмы психологиче-

ской защиты», «социальная адаптация» и «стиль поведения». К четвертому курсу у

студентов-физиков происходит снижение гуморального канала регуляции, что свидетельствует об истощении адаптационных механизмов организма. Имеет место высокая степень напряжения регуляторных систем организма вследствие высоких интеллектуальных нагрузок. Различия в группах по второму фактору свидетельствуют о снижении эмоциональной устойчивости студентов к 4 курсу, что проявляется их нейротичностью, раздражением, астенией и депрессивными тенденциями. Выявленные факторы можно расценивать как признак дезадаптации студентов специальности «Физика». Студенты значительно реже используют механизмы психологической защиты на 4 курсе. В тоже время они стали более социабельны - контролируют себя в общении, уверены в своих силах.

Различия между исследуемыми группами по фактору «стиль поведения» показывает, что четверокурсники более консервативны, чем студенты 1 курса.

Сравнительный анализ групп студентов 4 курса разных специальностей показал (рис. 2), что группы достоверно различаются по факторам «напряжение регуляторных систем», «эмоциональная устойчивость», «стиль поведения». К 4 курсу у студентов-физиков имеет место высокая степень напряжения регуляторных систем организма вследствие высоких нагрузок в отличие от студентов специальности «Физическая культура», которые показали низкую степень напряжения вегетативной регуляции. Студенты специальности «Физическая культура» более эмоционально устойчивы. Об этом свидетельствуют различия между группами по

2 фактору. Различия между исследуемыми специальностями по 6 фактору свидетельствуют о большей либеральности студентов специальности «Физическая культура». Такие люди не терпят однообразия, стремятся к переменам. К тому же четверокурсники специальности «Физическая культура» стараются избегать конфликтных ситуаций, что является не самой благоприятной стратегией поведения при разрешении конфликта. Однако избегание может быть вполне конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию [4]. Студенты-физики на четвертом курсе стараются выбирать позицию в ситуации конфликта, которая удовлетворяет обоих партнеров по общению, но саму ситуацию конфликта они избежать не стараются. К тому же они консервативны: уважают принципы, убеждены в правильности того, что им привили во время учебы, принимают все как проверенное, несмотря на противоречия; склонны к осторожности, имеют тенденцию препятствовать изменениям, придерживаются традиций. Лучше чувствуют себя в ситуациях, характеризующихся стабильностью и предсказуемым исходом. По-видимости, у студентов-физиков затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Такие психологические особенности студентов, вероятно, связаны с изучением на протяжении всего обучения физико-математических дисциплин, которые отличаются исторически консервативными структурой и содержанием, и традиционно

опираются на основополагающие принципы. Поэтому у физиков формируется консервативное сознание. Низкую эмоциональную устойчивость физиков можно объяснить высоким уровнем интеллектуальной, умственной нагрузки и недостатком двигательной активности.

Таким образом, нами были выявлены факторы, влияние которых определяет личностно-профессиональное развитие студентов. К ним относятся «напряжение регуляторных систем», «эмоциональная устойчивость», «тип вегетативной регуляции», «механизмы психологической защиты», «социальная адаптация», «стиль поведения». По результатам исследования мы видим, что два фактора - «механизмы психологической защиты» и «стиль поведения» - достоверно изменились как в группе студентов специальности «Физическая культура», так и в группе студентов специальности «Физика». При этом использование механизмов психологической защиты снизилось независимо от специальности, что свидетельствует о том, что данный фактор оказывает влияние на всех студентов. Фактор «стиль поведения» изменился, но в противоположном направлении - к 4 курсу физиков отличает, с одной стороны, отсутствие стремления избегать конфликтов, с другой - сотрудничество при их разрешении; студенты становятся более консервативными. Студенты специальности «Физическая культура» прибегают к избеганию конфликтов и отличаются либеральными тенденциями.

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Условия образовательной среды определяют образ жизни и влияют на формирование психологических особенностей студентов. При этом закономерности динамики изменения психофизиологических свойств у студентов обусловлены личностными особенностями и спецификой образовательной среды.

2. Выявлены факторы, влияющие на личностно-профессиональное развитие студентов в условиях образовательной среды вуза, - «напряжение регуляторных систем», «эмоциональная устойчивость», «тип вегетативной регуляции», «механизмы психологической защиты», «социальная адаптация» и «стиль поведения».

3. Образовательная среда специальности «Физика» является условием, способствующим перенапряжению и истощению организма студентов. Особенно выражены нарушения психофизиологического здоровья у студентов четвертого курса.

1. Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: автореф. дис. ... д-ра псих. наук. М., 2001.

2. Чеботарев С.С. // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всерос. съезда психологов 25-28 июня 2003 г.: в 8 т. СПб., 2003. Т. 8. С. 245-248.

3. ХватоваМ.В., Дьячкова Е.С. // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 74-89.

4. Диагностика психических состояний и свойств личности в физкультурно-спортивной деятельности: в 2 ч. / авт.-сост.: В.Ф. Попов, А.В. Сычев. Тамбов, 2003. Ч. 2.

Поступила в редакцию 19.01.2007 г.

МЕТОДИКА И НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕЧТАНИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Т.В. Юрьева

Yuryeva T.V. Methods and some results of studying the professional dreams of psychology students. The article offers the method of indirect investigation of the level of formation of students’ dreams about their professional career. The diagnostic validity of this method has been examined. The article compares the level of dream formation, indicators of alexithymia and emotional saturation of dreams.

Как свидетельствуют акмеологические исследования [1, 2], развитие профессионализма у специалистов различных специальностей осуществляется по сходным закономерностям, приводящих к формированию системы профессионально важнейших свойств и умений личности, называемых акмеологиче-скими инвариантами. По мнению исследователей, общими акмеологическими инвариантами профессионализма, не зависящими от конкретных сфер деятельности, являются: высокий уровень саморегуляции, умение принимать решения, устойчивая образная сфера, хороший интеллект и др. Особое место в ряду этих качеств занимает антиципа-ционная состоятельность - способность предвосхищать события и строить программы поведения на разные случаи жизни [2]. В последние десятилетия прогностическая предвосхищающая функция психики, связанная с построением моделей потребного будущего человека, все более привлекает внимание психологов.

В ситуации выбора профессии и в процессе овладения ею наилучшим образом ан-тиципационную функцию выполняет мечта. Сложная детерминация феномена мечты, ее

связь с потребностями и ценностными ориентациями личности, множественность выполняемых ею функций, интимно-индивидуальный характер, способность влиять на настоящее делают исследование мечты психологически значимым и перспективным. Казалось бы, это должно найти отражение во множестве публикаций, посвященных данному феномену. Однако это не так. Мечта исследуется в основном в связи с проблемами эмоций [3], творчества [4], воображения [5, 6] и т. д. Специально же проблеме мечтаний не посвящено ни одного сколько-нибудь серьезного исследования. Получается, что мечта как бы обделена вниманием исследователей.

Вопрос о причинах подобного несоответствия однажды уже ставился в истории психологии. В свое время Н.Н. Ланге, проведя сопоставительный анализ разделов психологии, назвал главу об эмоциях «Золушкой психологии», имея в виду, что функций, которые выполняют эмоции, много, а место, отводимое им в системе психологического знания, явно не пропорционально их значимости. Данную ситуацию он объяснял трудностью изучения эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.