Научная статья на тему 'Психофизиологические профили преподавателей высшей медицинской школы, формирующиеся в процессе адаптации к деятельности'

Психофизиологические профили преподавателей высшей медицинской школы, формирующиеся в процессе адаптации к деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М А. Сорокина, В П. Риклефс

The research has been focused on the medical school teachers. Factor analysis has been used. The psychophysiologic profiles based on the parameters characterizing the personal qualities, functional state of central nervous system, higher mental functions, heart rate regulating systems, satisfaction with quality of life and intensity of emotional burnout syndrome are constructed. The obtained results extend the apprehension of compensatory and adaptive reactions forming in the course of professional activity of teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — М А. Сорокина, В П. Риклефс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGIC PROFILES OF MEDICAL SCHOOL TEACHERS FORMING IN COURSE OF ADAPTING TO WORK ACTIVITIES

Зерттеуге жоғары медициналық мектеп оқытушылары қатысты. Зерттеуде факторлы талдау қолданылды. Психофизиологиялық қалыптар мынадай көрсеткіштер бойынша анықталды: әр зерттелушінің мінез-құлығының ерекшелігі, орталық жүйке жүйесінің жоғары психикалық қызметінің, жүрек ырғағының басқару қызметтік қалпы, өмір сүру деңгейіне қанағаттануы және эмоционалды қажу дәрежесі синдромының қарқындылығы. Алынған мәліметтер оқытушылардың мамандыққа бейімделу барысында компенсаторлы-бейімделу реакциялары жайлы кең көлемде мәлімет беруіне септігін тигізеді.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические профили преподавателей высшей медицинской школы, формирующиеся в процессе адаптации к деятельности»

МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

М. А. Сорокина, В. П. Риклефс

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФИЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ, ФОРМИРУЮЩИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Межкафедральная физиологическая лаборатория Карагандинского государственного медицинского университета

Деятельность преподавателей высшей медицинской школы связана с целенаправленным восприятием студентов, пациентов и воздействием на них. Она подразумевает умение активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать различные виды информации, в условиях ограниченного времени взвешивать альтернативы и принимать решения. На преподавателях лежит повышенная нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров - пациентов, студентов. Довольно часто приходится иметь дело с так называемым психологически трудным контингентом [5, 7, 12].

Все это специфические особенности профессиональной деятельности преподавателей высшей медицинской школы. Актуальным является исследование различных вопросов, касающихся психофизиологической адаптации к данной деятельности. В этом аспекте можно организовать работу в нескольких направлениях:

Оценивать состояние функциональных ресурсов, необходимых для совершенной и устойчивой адаптации (например, состояние центральной нервной системы, высших психических функций, различных уровней регуляции вегетативного гомеостаза) [15].

Изучать качество жизни преподавателей как критерия здоровья и резервов адаптации [8].

Исследовать возможные компенсаторно-приспособительные реакции организма преподавателей, развивающиеся в процессе адаптации к психо-эмоционально нагруженной деятельности, например, эмоциональное выгорание [18].

Одновременно необходимо выделение личностных, генетически обусловленных характеристик преподавателей, предопределяющих успешность психофизиологической адаптации к профессиональной деятельности [14].

В данной работе была предпринята попытка объединить все выше рассмотренные направления, и с целью прогнозирования успешности развития психофизиологической адаптации, разработки мероприятий по недопущению развития дезадаптации проводилось выделение психофизиологических профилей преподавателей, формирующихся в процессе их профессиональной деятельности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 137 преподавателей медицинского университета (102 женщины и 35 мужчин), в возрасте от 23 до 59 лет.

Выделение психофизиологических профилей проводили на основе показателей, характеризующих личностные особенности, состояние функциональных резервов адаптации, регулятор-ных систем организма, качество жизни, выраженность эмоционального выгорания.

Для реализации поставленной цели в работе использовали совокупность методов многомерной статистики, которые на основе объективно существующих корреляционных взаимосвязей признаков позволяют выявлять латентные (или скрытые) обобщающие характеристики структуры изучаемых объектов и их свойств, т.е. проводили факторный анализ [4]. В факторном анализе было использовано 54 показателя.

В качестве функциональных резервов психофизиологической адаптации в работе использовали функциональную активность центральной нервной системы и высшие психические функции (внимание и память) [15]. Психофизиологические показатели, характеризующие функциональную активность центральной нервной системы, получали по результатам выполнения зрительно-моторных реакций. Показатели, полученные при выполнении простой зрительно-моторной реакции: среднее время реакции (SRTm), среднеквадратичное отклонение времени реакции (SRTs). Показатели сложной зрительно-моторной реакции: безошибочность (CRTeO), среднее время реакции (CRTm), среднеквадратичное отклонение времени реакции (CRTs) [37, 4].

Показатели, характеризующие внимание -по результатам выполнения теста на произвольное внимание (безошибочность при выполнении теста на произвольное внимание (ATTeO), среднее время реакции (ATTm), среднеквадратичное отклонение времени реакции (ATTs) [16]. Показатели, характеризующие память, получали по результатам выполнения теста на рабочую память (безошибочность при выполнении теста на рабочую память (MEMeO), среднее время реакции (MEMm), среднеквадратичное отклонение времени реакции (MEMs) [16].

В качестве показателей, характеризующих личностные особенности преподавателей, использовали шестнадцать факторов Кеттелла: А (замкнутость - общительность), В (оперативность мышления), С (эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность), Е (подчиненность - доминантность), F (сдержанность - экспрессивность), G (низкая нормативность поведения -высокая нормативность поведения), Н (робость -смелость), I (жесткость - чувствительность), L (доверчивость - подозрительность), М (практичность - мечтательность), N (прямолинейность - дипломатичность), О (спокойствие - тревожность), Q1 (консерватизм -

радикализм), Q2 (конформизм - нонконформизм), Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль), Q4 (расслабленность - напряженность). Кроме того, использовали показатель ^Х), характеризующий ситуационную тревожность [10].

Собственные значения фак

значения каждого фактора должны превышать 1. Общая доля дисперсии, объясняемая общими факторами, должна быть больше 70%. В табл. 1 показаны собственные значения и процент общей дисперсии полученных четырех факторов ^1, F2, F3, F4).

Таблица 1.

и процент общей дисперсии

Факторы Собственные значения факторов Процент общей дисперсии Накопленные собственные значения Накопленный процент общей дисперсии

1 4,773 36,72 4,773 36,72

2 3,499 26,91 8,272 63,63

3 1,762 13,55 10,03 77,18

4 1,113 8,563 11,15 85,75

В качестве показателей, характеризующих регуляторные системы организма, использовали показатели сердечного ритма. Были выбраны показатели, отражающие активность различных звеньев вегетативного гомеостаза [1]: частота сердечных сокращений (HR), отношение длины эллипса ритмограммы к ширине (ЬМ), спектральные характеристики: относительная мощность высокочастотного диапазона относитель-

ная мощность низкочастотного диапазона относительная мощность очень низкочастотного диапазона (VLF%), относительная мощность ультранизкочастотного диапазона (ULF%) отношение мощности низкочастотного диапазона к мощности высокочастотного диапазона (LF/HF).

В исследовании были использованы показатели качества жизни: сферы (физическая ф1), психическая ф2), социальная ф3)), окружающая среда ф4) на основании опросника WHOQOL-BREF [3].

Показатели симптомов и фаз эмоционального выгорания, использованные для выделения психофизиологических профилей: переживание психотравмирующих обстоятельств (1.1), неудовлетворенность собой (1.2), "загнанность в клетку" (1.3), тревога и депрессия (1.4), напряжение (1), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (2.1), эмоционально-нравственная дезориентация (2.2), расширение сферы экономии эмоций (2.3), редукция профессиональных обязанностей (2.4), резистенция (2), эмоциональный дефицит (3.1), эмоциональная отстраненность (3.2), личностная отстраненность (деперсонализация) (3.3), психосоматические и психовегетативные нарушения (3.4), истощение (3) [11].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В качестве метода факторизации корреляционной матрицы был выбран метод анализа главных компонент. Для определения количества общих факторов в модели использованы следующие критерии: Критерий Кайзера - собственные

Четыре общих полученных фактора (F1, F2, F3, F4) объясняют 85,8% общей вариации признаков. При этом на первый фактор приходится 36,7% общей дисперсии, на второй -26,9%, на третий фактор - 13,6%, на четвертый - 8,6% вариации признаков. Матрицы воспроизведенных и остаточных коэффициентов корреляции показали достаточно хорошее приближение исходной информации, заложенной в корреляционной матрице признаков до проведения факторного анализа.

Изменение собственных значений в зависимости от номера фактора представлены на "графике каменистой осыпи" (Scree plot) на рис. 1. Этот график подтверждает правильность выбора в качестве общих факторов первых четырех, собственные значения которых превышают 1.

номер фактора

Рис. 1. Собственные значения совокупных факторов (график каменистой осыпи)

Таким образом, факторы определены объективно с использованием многомерных методов статистической обработки информации без предварительных собственных субъективных суждений.

Вращение методом Варимакс является наиболее употребимым и ставит своей целью упростить столбцы факторной матрицы, приближая все значения к 1 и 0. В табл. 2 представлены

Таблица 2.

Расчетные нагрузки общих факторов

Показатель F 1 F 2 F 3 F 4 Показатель F 1 F 2 F 3 F 4

SRTm -0,038 0,025 -0,895 0,053 Q4 -0,748 0,181 0,161 0,257

SRTs -0,184 0,004 -0,745 -0,061 HR -0,108 0,873 0,110 0,128

CRTeO -0,002 0,052 -0,752 -0,002 L/w 0,206 0,842 0,274 -0,437

CRTm -0,101 0,327 -0,904 -0,004 HF% -0,147 -0,507 -0,164 0,866

CRTs 0,026 0,215 -0,776 -0,032 LF% -0,035 0,404 0,035 -0,778

ATTeO 0,159 -0,012 -0,073 0,128 VLF% 0,270 0,232 0,136 -0,705

ATTm 0,346 0,514 -0,830 -0,271 ULF% 0,087 0,295 0,167 -0,356

ATTs 0,306 0,248 -0,286 -0,286 LF/HF 0,190 0,823 0,316 -0,341

MEMeO 0,028 -0,139 0,315 0,150 D1 0,812 -0,062 0,200 -0,193

MEMm 0,261 0,218 -0,857 -0,338 D2 0,896 0,128 0,124 -0,089

MEMs 0,223 0,181 -0,841 -0,328 D3 0,814 -0,100 0,227 -0,055

ANX -0,835 -0,075 -0,136 0,306 D4 0,848 0,016 0,263 -0,109

A 0,726 -0,077 -0,259 -0,366 1.1 -0,790 -0,143 0,144 -0,162

B -0,113 0,176 0,795 0,092 1.2 -0,730 -0,280 0,127 -0,254

C 0,844 -0,320 0,152 -0,179 1.3 -0,327 -0,751 -0,139 -0,380

E 0,071 -0,741 -0,003 -0,183 1.4 -0,771 -0,397 0,166 -0,080

F 0,340 -0,767 0,027 -0,199 1 -0,455 -0,809 0,105 -0,310

G 0,023 0,041 -0,808 0,265 2.1 -0,774 0,178 0,307 -0,040

H 0,336 -0,813 -0,115 -0,081 2.2 -0,246 0,069 0,768 -0,169

I 0,017 0,287 0,077 0,324 2.3 -0,720 0,020 0,521 -0,114

L -0,211 -0,753 -0,114 -0,139 2.4 -0,519 0,176 0,746 -0,198

M -0,038 0,068 0,798 -0,220 2 -0,653 0,163 0,874 -0,191

N 0,175 0,221 -0,358 0,221 3.1 -0,777 0,148 -0,118 -0,234

O -0,800 0,269 -0,114 0,289 3.2 -0,335 0,014 -0,317 -0,346

Q1 -0,313 -0,302 0,123 -0,194 3.3 -0,629 -0,155 -0,158 -0,785

Q2 0,009 0,299 0,244 -0,154 3.4 -0,626 -0,286 -0,322 -0,737

Q3 0,179 0,179 -0,732 0,254 3 -0,735 -0,075 -0,287 -0,432

Значимые факторные нагрузки выделены жирным шрифтом, >0,700

расчетные нагрузки общих факторов, полученные с использованием метода вращения факторных осей Варимакс (Varimax row).

Рассмотрим составляющие каждого из выделенных факторов. В первом факторе четко выделяются следующие показатели: замкнутость

- общительность (А), эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность (C), расслабленность - напряженность (Q4), спокойствие

- тревожность (О), тревожность (ANX), переживание психотравмирующих обстоятельств (1.1), неудовлетворенность собой (1.2), тревога и депрессия (1.4), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (2.1), расширение сферы экономии эмоций (2.3), эмоциональный дефицит (3.1), "истощение" (3), самооценка по всем

сферам качества жизни ф1, D2, D3, D4).

Следует обратить внимание, что показатели объединились в данный фактор с разными знаками факторных нагрузок. Так, показателям А, С, D1 - D4 соответствовали факторные нагрузки со знаком «+». Показателям ANX, О, Q4, 1.1, 1.2, 1.4, 2.1, 2.3, 3.1, 3 - факторные нагрузки со знаком «-». Это можно объяснить таким образом, что чем больше значения показателей из первой группы (факторная нагрузка с «+»), тем меньше значения показателей из второй группы (факторная нагрузка с «-»). Основываясь на выше сказанном, проинтерпретируем результаты и получим первый психофизиологический профиль. При этом логично будет начать с генетически обусловленных личностных характеристик. Чем

ярче проявление общительности, эмоциональной стабильности, спокойствия и расслабленности, тем выше удовлетворенность качеством своей жизни. То есть, тем выше удовлетворенность своим физическим, психическим состоянием, социальной стороной жизни, а также рядом аспектов физического окружения, не связанных со здоровьем, (защи-щенность в повседневной жизни, благоприятность окружающей физической среды, достаточность денег для удовлетворения потребностей, удовлетворенность жилищными условиями и т.д.). Показатели, характеризующие синдром эмоционального выгорания, вошли в данный фактор со знаком «-», это означает, что описанное выше сочетание личностных характеристик не предрасполагает к развитию данных симптомов и фаз эмоционального выгорания, выраженных через показатели 1.1, 1.2, 1.4, 2.1, 2.3, 3.1, 3.

Поскольку факторы Кэттелла, по сути, имеют два полюса, то полученные результаты можно проинтерпретировать и другим образом. Наличие личностных генетически обусловленных черт -замкнутость, эмоциональная нестабильность, повышенная напряженность и тревожность - чаще всего является основой, способствующей развитию в процессе профессиональной деятельности эмоционального выгорания (этот вывод сделали на основании того, что в рассматриваемый фактор вошло самое большее количество показателей, отражающих выраженность синдрома эмоционального выгорания). Одновременно у лиц с данными личностными особенностями субъективно снижена удовлетворенность качеством жизни в целом, что является плохим прогностическим признаком в отношении успешности психофизиологической адаптации к деятельности.

Второй фактор ^2) наиболее сильно нагружает признаки, связанные, во-первых, с личностными особенностями, отражающими позицию в межличностных отношениях: подчиненность - доминантность (Е), сдержанность - экспрессивность (Р), доверчивость - подозрительность робость - смелость (Н). Во-вторых, с функциональной активностью систем, регулирующих ритм сердца (показатели: HR, LF/HF, L/W). И, в-третьих, с симптомом эмоционального выгорания «загнанность в клетку» (1.3), фазой «напряжение» (1). На основании того, что показатели, характеризующие личностные характеристики, симптомы и фазы эмоционального выгорания вошли со знаком «-», а показатели вариабельности сердечного ритма со знаком «+», то низкие значения показателей, характеризующих личностные характеристики и синдром эмоционального выгорания соответствуют высоким значениям показателей, характеризующих регуля-торные механизмы сердечного ритма. Таким образом, в основе второго, выделенного психофизиологического профиля, стоят следующие генетически обусловленные личностные особенности: подчиненность, сдержанность, доверчивость, робость. И чем сильнее проявление данных лич-

ностных особенностей, тем выше средний уровень функционирования системы кровообращения со смещением вегетативного гомеостаза в симпатическую сторону, одновременно тем менее вероятно возникновение такого симптома эмоционального выгорания, как «загнанность в клетку» и такой фазы эмоционального выгорания, как «напряжение».

С другой стороны, совокупность личностных качеств - доминантность, экспрессивность, подозрительность, высокая активность в социальных контактах чаще всего приводит к развитию симптома «загнанность в клетку». Это логически объяснимо, поскольку личность с данными характеристиками в силу своих особенностей постоянно пытается что-то изменить, еще и еще раз обдумывает неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов. Она не находит выхода, не срабатывает никакое средство психологической защиты и человек переживает ощущение «загнанности в клетку», т.е. состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. И как следствие, у этих лиц чаще, чем у других возникает состояние нервного (тревожного) напряжения в процессе адаптации к деятельности, что в свою очередь может являться «запускаю-щим» механизмом в формировании отклонений со стороны физического и психического здоровья. Интересен тот факт, что рассмотренные эмоциональные реакции развиваются на фоне повышенной активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Наблюдаемое состояние регуляторных систем может свидетельствовать об уменьшении центральных влияний на ра-боту сердца при стрессе, что имеет определе-нный биологический смысл. С биологических позиций полученные данные можно интерпретировать следующим образом. При стрессе все системы организма подчинены достижению цели, и требования, предъявляемые к работе сердца, упрощаются: оно должно развить лишь максимальную производительность [9]. В подобных ситуациях роль высших вегетативных центров состоит в создании более экономичного режима работы сердца, что соответствует задачам и возможностям парасимпатической нервной системы.

Третий фактор (F3) составили показатели, характеризующие интеллектуально-волевые особенности личности: оперативность мышления (В), практичность - мечтательность (М), низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения (G), низкий самоконтроль - высокий самоконтроль (Q3); состояние резервов психофизиологической адаптации: функциональное состояние центральной нервной системы (SRTm, SRTs, CRTm, CRTs, CRTeO), рабочей памя-

ти (MEMm, MEMs) и произвольного внимания (ATTm), выраженность симптомов «эмоционального выгорания»: эмоционально-нравственная дезориентация (2.2), редукция профессиональных обязанностей (2.4), выраженность фазы «эмоционального выгорания»: резистенция (2). Факторные нагрузки для показателей: В, М, , 2.2, 2.4, 2 имели знак «+», а факторные нагрузки для показателей G, Q3, SRTm, SRTs, CRTm, CRTs, MEMm, MEMs, ATTm - противоположный знак. Это позволило определить третий психофизиологический профиль следующим образом: чем сильнее проявляется совокупность личностных особенностей (оперативность мышления, мечтательность, низкая нормативность поведения, низкий самоконтроль), тем выше быстродействие и стабильность, но ниже безошибочность во время выполнения ряда психофизиологических тестов, оценивающих резервы психофизиологической адаптации. И тем более сформирована фаза симптома эмоционального выгорания «резистенция», симптомы «эмоционально-нравственная дезориентация» и «редукция профессиональных обязанностей». Эмоционально-нравственная дезориентация проявляется тем, что эмоции не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства, хотя профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не знает исключений. Наблюдается ситуация, когда в привычку входит исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения. Редукция (упрощение) проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Наличие же низкой безошибочности может быть объяснено либо низкой стрессоустойчи-востью, либо установкой на «быстродействие за счет безошибочности». В рассмотренном случае во время психофизиологической адаптации к деятельности происходит осознанное стремление к психологическому комфорту, к снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в распоряжении средств, т.е. с участием эмоционального выгорания и использованием эмоционально-нравственной дезориентации и редукции профессиональных обязанностей. Наблюдается проявление психологической защиты в форме резистенции (сопротивление), когда человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Лица с данным профилем соответственно не могут выполнять профессиональную деятельность в соответствии с имеющимися требованиями. На этой почве возникают недоразумения и конфликты - эмоциональное выгорание проявляется своей дисфункциональной стороной [13].

Четвертый фактор (F4) имеет наибольшие нагрузки со спектральными показателями сердечного ритма, определяющими функциональное состояние вегетативной нервной системы (HF%, LF%, VLF%), с показателями, определяющими симптомы эмоционального выгорания «личност-

ная отстраненность (деперсонализация)» (3.3), «психосоматические и психовегетативные нарушения» (3.4). Показатель, характеризующий парасимпатическую активность вегетативной нервной системы в регуляции ритма сердца вошел в данный фактор со знаком «+». Показатели, отражающие симпатическую активность сегментарных и надсегментарных (корково-лим-бических) систем вегетативной нервной системы и VLF%), и показатели выраженности симптомов и фаз эмоционального выгорания - со знаком «-».

Следовательно, психофизиологический профиль на основании четвертого фактора можно объяснить таким образом: симптомы эмоционального выгорания, такие, как «личностная отстраненность (деперсонализация)» (3.3), «психосоматические и психовегетативные нарушения» (3.4), сопровождаются повышенной активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы. В данном профиле уже прослеживается переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики, что свидетельствует о том, что эмоциональная защита в виде формирования синдрома эмоционального выгорания самостоятельно не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида [2]. Как можно заметить, выделенный профиль не содержит в своей основе каких-либо генетически обусловленных личностных характеристик и сам по себе является результатом срыва компенсаторно-приспособительных механизмов в процессе профессиональной деятельности преподавателей.

ВЫВОДЫ

В результате проведенных исследований были выявлены психофизиологические профили преподавателей, формирующиеся в процессе психофизиологической адаптации к деятельности и характеризующиеся различным соотношением и выраженностью психофизиологических показателей. Установлено, что развитие тех или иных компенсаторно-приспособительных реакций в процессе адаптации к профессиональной деятельности главным образом зависит от личностных особенностей преподавателей.

Также установили, что такие личностные особенности, как замкнутость, эмоциональная нестабильность, повышенная напряженность и тревожность, чаще всего являются основой, способствующей развитию синдрома «эмоционального выгорания», снижению удовлетворенности качеством жизни в процессе адаптации к профессиональной деятельности. В подобной ситуации для преподавателей этого психофизиологического профиля можно рекомендовать организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение эмоциональной устойчивости, снижение напряжения и тревожности. С целью снижения риска развития эмоционального выгорания, повышения удовлетворенности качеством жизни и, в итоге, для успешности адаптации к

деятельности в целом необходимо организовать обучение управлению эмоциями, овладение способом эмоциональной саморегуляции, аутотренинга. Что касается такой личностной характеристики, как повышенная замкнутость и связанных с ней обособленностью, необщительностью, склонностью к излишней строгости в оценке людей и трудностями в установлении межличностных и непосредственных контактов, то ее наличие вообще не располагает к рассматриваемой деятельности, и это уже относится к проблемам профессионального отбора.

Совокупность таких личностных качеств, как доминантность, экспрессивность, подозрительность, высокая активность в социальных контактах чаще всего приводит к развитию в процессе профессиональной деятельности симптома «загнанность в клетку». И это является основой возникновения состояния нервного (тревожного) напряжения, что, в принципе, является «запускающим» механизмом в формировании отклонений со стороны физического и психического здоровья. Преподавателям с психофизиологическим профилем, в основе которого лежат личностные характеристики, определяющие позицию в межличностных отношениях, можно рекомендовать в целях профилактики развития дезадаптации применение различных психологических приемов, тренингов (обучение правильному поведению в ситуациях межличностного общения, выработке профессиональных коммуникативных умений).

Такие личностные характеристики, как высокая оперативность мышления, мечтательность, низкая нормативность поведения, низкий самоконтроль, с одной стороны, сочетаются с достаточно высоким уровнем функциональных резервов психофизиологической адаптации (по активности центральной нервной системы и состоянию высших психических функций). Но, с другой стороны, во время адаптации к профессиональной деятельности у лиц этого профиля происходит развитие эмоционального выгорания в форме резистенции (сопротивление), проявляющейся «эмоционально-нравственной дезориентацией» и «редукцией профессиональных обязанностей». Лица этого профиля не могут выполнять профессиональную деятельность в соответствии с имеющимися требованиями.

В результате проведенных исследований по совокупности используемых психофизиологических характеристик был выявлен психофизиологический профиль, указывающий на наличие состояния срыва адаптации. Лицам с данным профилем показано проведение комплекса оздоровительно-реабилитационных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА 1. Баевский Р. М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации) //Вестник аритмологии. - 2001. -

№24. - С. 65 - 87.

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. -472 с.

3. Ендриховский С. Н. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях //Сенсорные системы. -1996. - Т. 10. - №2. - С. 13 - 29.

4. Иберла К. Факторный анализ. - М.: Статистика, 1980. - 398 с.

5. Кучеренко В. З. Здоровье преподавателей высшей медицинской школы / В. З. Кучеренко, М. С. Микерова //Экономика здравоохранения. -2006. - 1 (100). - С. 26 - 29.

6. Лоскутова Т. Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции //Физиологический журнал СССР. - 1975. -Т.61. - №1. - С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Микерова М. С. Здоровье и условия труда преподавателей ВУЗа //Вестник РГМУ. Периодический медицинский журнал. - 2006. - №2 (49).

- С. 322 - 323.

8. Новик А. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине /А. А. Новик, Т. И. Ионова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2002.

- 320 с.

9. Ноздрачев А. Д. Современные способы оценки функционального состояниия автономной (вегетативной) нервной системы /А. Д. Ноздра-чев, Ю. В. Щербатых //Физиология человека. -2001. - Т. 27. - №6. - С. 95 - 102.

10. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования /Под. ред. К. М. Гуревича. - М.: Педагогика, 1981.- 232 с.

11. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. - М.: «БахраХ-М», 2004. - 668 с.

12. Рыжов А. Я. Профилактические аспекты оптимизации труда преподавателей вуза. - Тверь, 2004. - 160 с.

13. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания //Медицинские новости. - 2002. - №7.

- С. 3 - 9.

14. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. - М.: Аспект-пресс; 1995. - 271 с.

15. Филиппов М. М. Психофизиология функциональных состояний. - К.: МАУП, 2006. - 240 с.

16. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. -М.: ООО "Издательство АСТ", 1997. - 256 с.

17. Е U R O H I S: Разработка общего инструментария для опросов о состоянии здоровья. - М.: Права человека, 2005. - 193 с.

18. Maslach С. Prevention of burnout: New perspectives /Maslach С., Goldberg J. /Applied and Preventive Psychology. 1998. - V. 7. - P. 63 - 74.

M. A. Sorokina, V. P. Ricklefs

PSYCHOPHYSIOLOGIC PROFILES OF MEDICAL SCHOOL TEACHERS FORMING IN COURSE OF ADAPTING TO WORK ACTIVITIES

The research has been focused on the medical school teachers. Factor analysis has been used. The psychophysiologic profiles based on the parameters characterizing the personal qualities, functional state of central nervous system, higher mental functions, heart rate regulating systems, satisfaction with quality of life and intensity of emotional burnout syndrome are constructed. The obtained results extend the apprehension of compensatory and adaptive reactions forming in the course of professional activity of teachers.

М. А.Сорокина

МАМАНДЫОДА БЕЙ1МДЕЛУ БАРЫСЫНДА ДАМИТЫН ЖОРАРЫ МЕДИЦИНАЛЬЩ МЕКТЕП ОКЫТУШЫЛАРЫНЬЩ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯЛЫК калыптары

Зерттеуге жорары медициналык мектеп окытушылары катысты. Зерттеуде факторлы талдау колданылды. Психофизиологиялык калыптар мынадай керсетюштер бойынша аныкталды: эр зерттелуш^ч мшез-кулырыньщ ерекшелiгi, орталык жYЙке жYЙесiнiч жорары психикалык кызмет^ч, жYрек ыррарыныч баскару кызметтiк калпы, емiр CYPУ дечгейше канараттануы жэне эмоционалды кажу дэрежес синдромыныч каркындылыры. Алынран мэлiметтер окытушылардыч мамандыкка бейiмделу барысында компенсаторлы-бейiмделу реакциялары жайлы кеч келемде мэлiмет беруше септiгiн тигiзедi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.