ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Михаил Алексеевич Шансков, кандидат биологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Борис Петрович Усольцев, кандидат технических наук, профессор, Балтийский государственный технический университет ВОЕНМЕХ им. Д. Ф. Устинова (БГТУ Военмех им. Д. Ф. Устинова),
Санкт-Петербург,
Геннадий Николаевич Пономарев, доктор педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты психодиагностического исследования личностных особенностей студентов педагогических инженерно-технических вузов. Установлены различия в учебно-профессиональной деятельности студентов, обучающихся по специальностям «физическая культура» и «спортивный менеджмент», которые требуют обязательного учета при построении программ подготовки специалистов в современных условиях.
Ключевые слова: эффективность учебно-профессиональной деятельности, образовательная среда, физическая культура, спортивный менеджмент.
THE FACTORS PROVIDING THE EFFICIENCY OF EDUCATIONAL AND
PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL AND TECHNICAL UNIVERSITIES
Michael Alekseevich Shanskov, the candidate of biological sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Boris Petrovich Usoltsev, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Ustinov Baltic State Technical University “VOENMEKH”,
St.-Petersburg,
Gennadii Nikolaevich Ponomarev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia,
St.-Petersburg
Annotation
The article presents the results of psycho diagnostic research of personal features of students of pedagogical technical higher institutions. The distinctions in educational and professional activity of students trained by specialties «physical culture» and «sports management» have been established which require the obligatory consideration at modeling the programs for preparation of experts in modern conditions.
Key words: efficiency of educational and professional work, educational environment, physical culture, sports management.
ВВЕДЕНИЕ
Современная тенденция развития производства приводит к необходимости подготовки менеджеров, осуществляющих управление предприятием в рыночных условиях. От таких специалистов требуется высокий уровень предприимчивости, независимости, широты мышления, гибкости поведения, общей и профессиональной культуры. Менеджмент в спорте является относительно новым в нашей стране направлением
подготовки кадров, поэтому теоретические и практические аспекты его функционирования как учебно-профессиональной дисциплины в вузах являются недостаточно разработанными (Усольцев Б.П., Шансков М.А., 2009).
Цель настоящего исследования состояла в определении факторов, обусловливающих эффективность учебно-профессиональной деятельности студентов педагогических и инженерно-технических вузов.
МЕТОДИКА
Решение поставленной задачи в данной работе осуществлялось с использованием компьютерного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр». В исследовании принимали участие 114 студентов БГТУ (инженерно-технических специальностей и спортивного менеджмента) и РГПУ (факультета физической культуры). Применялись методики оценки свойств личности (по тестам 5-ФЛО, Г. Айзенка и Я. Стре-ляу), оценки социально-психологического климата в учебных группах по О. Михалюк и А. Шалыто, оценки хронического утомления, субъективного психологического статуса, личностной тревожности, типов поведения в конфликтной ситуации и нервнопсихического напряжения.
Результаты тестирования, помимо количественных выражений, оценивались по 10-стэновой шкале. Факторный анализ проведен по методу главных компонент с ротацией референтных осей по варимакс-критерию.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тестирование показало достаточно выраженные межгрупповые отличия избранного контингента студентов в зависимости от специальности обучения. Так, у студентов инженерно-технических специальностей достоверно выше показатели доминирования, доверчивости, понимания и уважения других, ответственности, самоконтроля, привязанности, волевого контроля. При этом учебно-профессиональная деятельность данного контингента студентов протекает на фоне более высоких показателей тревожности, депрессивности, демотивации, хронического утомления и организационного стресса. Для студентов специальности «спортивный менеджмент» оказались характерны более высокие показатели сотрудничества (по тестам 5-ФЛО и Томаса), динамичности, гибкости поведения, активности и продуктивности, при меньшем уровне личностной тревожности. Студенты специальности «физическая культура» отличаются высокими показателями артистичности, сензитивности, настойчивости и широты интересов. Таким образом, нахождение студента в конкретной локальной образовательной среде обусловливает специфику становления личности будущего специалиста. Для выявления факторов, обусловливающих эффективность учебнопрофессиональной деятельности, был проведен анализ 82 показателей по 9 психодиагностическим тестам у студентов специальностей физическая культура и спортивный менеджмент.
Факторный анализ показал, что у студентов факультета физической культуры эффективность учебно-профессиональной деятельности определяется 10 самостоятельными факторами, охватывающими 100% всей дисперсии выборки (рис. 1).
Суммарная дисперсия четырех наиболее представительных факторов достигает 64,2% общей дисперсии выборки. При этом на долю трех наиболее значимых приходится более половины (55%) общего веса. Наиболее весомым - 26,77% - в модели комплекса обеспечения учебно-профессиональной деятельности студентов факультета физической культуры оказался фактор, состоящий из 18 показателей, характеризующий коммуникативную работоспособность. В нем ведущее место заняли эмпатия, тревожность, а также показатели, характеризующие способность преодолевать хроническое утомление, физиологический и когнитивный дискомфорт. Второй фактор с дисперсией 15,35% содержит в себе 14 параметров, характеризующих надежность, организованность, волевой контроль, взаимодействие с людьми.
1 ■ 2 В 3 415 6 ■ 7 8 ■ 9 ■ 10 ■ 11
Рис. 1. Факторный анализ психофизиологических показателей студентов факультета
физической культуры
Каждый из показателей играет важную роль, о чем свидетельствуют высокие значения корреляционных коэффициентов (от 0,924 до 0,802). Этот фактор определен как организационная надежность. Третий фактор образуют 9 показателей, характеризующих личностные особенности студентов факультета физической культуры. Его дисперсия достигает 13,23%. В этом факторе сосредоточены: экстраверсия, ответственность, доверчивость, активность. Этот фактор был назван фактором экстравертиро-ванной регуляции поведения.
Четвертый фактор с дисперсией 9,37% составлен из 8 показателей, характеризующих мечтательность, любопытство, самодостаточность, сенсорная чувствительность. Он получил название игривость, аналогично фактору, выделенному А.Б. Хромовым (2000). Пятый фактор с дисперсией 7,86% составили всего лишь два показателя (сотрудничество и избегание), обладающих высокими корреляционными взаимосвязями (0,927 и -0,675). Оба они входят в показатели теста Томаса. Эти показатели характеризуют особенности поведения в конфликтных ситуациях, поэтому фактор нами определен как кооперативное сотрудничество. В следующем, шестом факторе, на долю которого приходится 6,94% общей дисперсии, сгруппировались 7 показателя, из которых 4 - с отрицательными значениями корреляционных связей. Это показатели компромисса (-0,951), адаптированности (-0,815), соперничества (0,716), социальная желательность (-0,657). Этот фактор определен как доминантность поведения.
Следующий, седьмой фактор, с дисперсией 6,38% образован четырьмя показателями. В него входят общительность, способность к самопознанию уважение других и поиск впечатлений. Это характеризует его как когнитивную контактность. Последние четыре фактора не занимают большого места в выборке, так как дисперсия каждого из них находится в пределах 3-5%. Это - факторы бесконфликтности (5,63%), социальной ответственности (3,52%), артистичности (3,05) и пластичности поведения (2,40%).
Факторизация полученных результатов при тестировании студентов спортивного менеджмента показала другую картину. У этих студентов таких факторов оказалось 16, охватывающих 98,89% всей выборки (рис. 2).
К числу наиболее значимых относятся не 4, а 5 факторов, с весовыми коэффициентами от 7,24% до 17,59%. Иной выглядит и структура отдельных факторов.
Самым весовым (17,59%) и многослойным (17 показателей) оказался фактор, в котором доминирующее положение заняли характеристики тревожности, нейротизма, настойчивости, эмоциональной реактивности, самоуничижения. Эти показатели имеют исключительно высокие коэффициенты корреляции - от 0,918 до 0,803. Он получил название социальная ответственность.
Второй фактор образован 7 показателями, первые шесть из которых относятся к тесту 5-ФЛО: общительность, привязанность, доверчивость, экстраверсия, сотрудничество, теплота. Поэтому он был назван фактором коммуникативной регуляции.
1,88
4,19 4,54
1 И2 ИЗ 4 ■ 5 6 7 3 19 10 11 12 ■ 13 14 15 16
Рис. 2. Факторный анализ психофизиологических показателей студентов специальности «спортивный менеджмент»
Дисперсия третьего фактора равна 10,99%. Он состоит из 10 компонентов, основными из которых являются волевой контроль, ответственность, настойчивость, самочувствие, мотивация, психическая активность. Это подчеркивает особую важность психической регуляции учебно-профессиональной деятельности будущих спортивных менеджеров. Он определяется как фактор волевой регуляции.
На долю четвертого фактора приходится 8,99% общей дисперсии выборки. Его образуют 10 компонентов, 4 из которых с довольно высокими корреляционными коэффициентами (от 0,884 до 0,620). К ним относятся игривость, пластичность, доминирование и любопытство. Все это характеризует качество свободного восприятия необычных образов, чувств, мыслей и дает основания, чтобы назвать этот фактор артистичность. Пятый фактор, на который приходится 7,24% от общей дисперсии, также содержит в себе 3 самостоятельных признака с довольно высокими значениями корреляционных коэффициентов. К ним относится экстраверсия (0,927), ассертивность (0,798) и активность (0,762). Он может быть назван фактором напористости.
Все остальные факторы (с 6 по 16) обладают незначительными долями в дисперсии (от 6,1% до 1,4%) и каждый из них отражает только отдельные характеристики личностных свойств индивидуума.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Факторный анализ показал, что учебно-профессиональная деятельность студентов в различных локальных образовательных средах имеет различный характер. У студентов, обучающихся по специальности «физическая культура», наиболее значимыми оказались факторы с дисперсией от 9,37% до 26,7%. Это - факторы коммуникативной работоспособности, организационной надежности, экстравертированной регуляции поведения и игривости. Сущность последнего - это игра, которая даёт возможность личности плавно «переключаться» из реального мира в нереальный, воспринимать необычные образы, мысли, чувства, символику искусства (Хромов А.Б., 2000). Все они демонстрируют необходимость высокого развития коммуникативных и организационных навыков в сочетании со способностями к эстетическому восприятию и внешней направленностью профессиональной деятельности у будущих специалистов по физической культуре.
У студентов специальности «спортивный менеджмент» к числу наиболее значимых относятся 5 факторов с дисперсией от 9% до 17,6%. Этими факторами являются социальная ответственность, коммуникативная регуляция, волевая регуляция, арти-
стичность и напористость. Как и у студентов, специализирующихся в физической культуре, у будущих спортивных менеджеров большое значение играют навыки коммуникации и артистичности. В то же время управление предприятием требует социальной ответственности, волевых усилий и напористости. Это подтверждается несколько иным наполнением отдельных факторов и сравнительно большими величинами некоторых показателей учебно-профессиональной деятельности.
Таким образом, установлен факт содержательного различия в учебнопрофессиональной деятельности студентов, обучающихся по специальностям «физическая культура» и «спортивный менеджмент», который требует обязательного учета при построении программ подготовки специалистов в современных социокультурных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Усольцев, Б.П. Средства и методы определения эффективности учебнопрофессиональной деятельности студентов вуза, обучающихся по специальности «менеджмент в спорте» / Б.П. Усольцев, М.А. Шансков // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма : научные труды XII Международной научно-практической конференции. - Ростов, 2009. - Том II. - С. 315-316.
2. Хромов, А.Б. Пятифакторный опросник личности : учебно-методическое пособие / А.Б. Хромов ; Курганский университет. - Курган : [б.и.], 2000. - 23 с.
Контактная информация: [email protected]
ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРИОБЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ
Светлана Юрьевна Щетинина, кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск
Аннотация
В работе обосновывается актуальность интеграции школы и семьи учащегося, рассматриваются вопросы социализации школьников.
Представлена модель взаимодействия школы по организации совместной физкультурноспортивной деятельности образовательного учреждения и социума и доказана эффективность внедрения данного проекта в малых поселениях северных территорий.
Ключевые слова: интеграция, школа, семья учащегося, социализация, физическая культура и спорт, Дальний Восток. Integration of a school and family as a factor of socialization and joining of schoolchildren and parents to studies of physical culture and sport in Far East of Russia
INTEGRATION OF SCHOOL AND FAMILY AS A FACTOR OF SOCIALIZATION AND JOINING OF SCHOOLCHILDREN AND PARENTS TO STUDIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN FAR EAST REGION OF RUSSIA
Svetlana Jurevna Schetinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Pacific State University,
Khabarovsk
Annotation
This article gives grounding for integration of schoolchildren’s school and family, the questions of socializing of schoolchildren are looked into.
The model of interaction of school in sphere of organizing the common physical-sport activity of educational institution and society is reflected as well here, and efficiency of implementation of this project in small settlements of north territories.
Key words: integration, school, schoolchild’s family, socialization, physical culture and sport,