Научная статья на тему 'Типологические детерминанты развития субъектов образовательного процесса'

Типологические детерминанты развития субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дьячкова Елена Станиславовна, Хватова Марина Владимировна

The aim is to study students' typological peculiarities, which influence their professional and socialpsychological adaptation. The authors have studied emotional, communicative, personal spheres and analyzed the variability of heard rhythm. The research has showed that student-introverts have much more difficulties in the process of adaptation to university as new social environment. Studying student's individual-typological and psycho-physiological peculiarities allows to prove the complex of efficient measures which improve the process of students' adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дьячкова Елена Станиславовна, Хватова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological determinants of educational process subjects' development

The aim is to study students' typological peculiarities, which influence their professional and socialpsychological adaptation. The authors have studied emotional, communicative, personal spheres and analyzed the variability of heard rhythm. The research has showed that student-introverts have much more difficulties in the process of adaptation to university as new social environment. Studying student's individual-typological and psycho-physiological peculiarities allows to prove the complex of efficient measures which improve the process of students' adaptation.

Текст научной работы на тему «Типологические детерминанты развития субъектов образовательного процесса»

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Е.С. Дьячкова, М.В. Хватова

Dyachkova E.S., Khvatova M.V. Typological determinants of educational process subjects’ development. The aim is to study students’ typological peculiarities, which influence their professional and social-psychological adaptation. The authors have studied emotional, communicative, personal spheres and analyzed the variability of heard rhythm. The research has showed that student-introverts have much more difficulties in the process of adaptation to university as new social environment. Studying student’s individual-typological and psycho-physiological peculiarities allows to prove the complex of efficient measures which improve the process of students’ adaptation.

Актуальной задачей психологии является изучение развития человека на ступени его взрослости, к которой относится и студенческий возраст. В последние годы отмечается беспрецедентный рост психической и физической патологии среди студенческой молодежи. Поэтому здоровье молодого поколения должно стать проблемой государственного значения, ведь в недалеком будущем это поколение станет активным и ответственным членом общества.

Оценка процесса адаптации студентов как субъектов учебной деятельности имеет большое значение для анализа профессионального становления и развития личности. Психологическая адаптация студентов к образовательному процессу в вузе включает ряд аспектов: психолого-педагогический,

социально-психологический, мотивационноличностный, психофизиологический и некоторые другие. За этими аспектами стоят различные зоны трудностей, с которыми приходится сталкиваться студентам в период обучения [1].

Одной из важнейших характеристик социально-психологического уровня, оказывающей влияние на процесс адаптации, является показатель «экстраверсии - интровер-сии», который согласно работам Г. Айзенка [2] является базовым измерением индивидуальных различий личностной сферы человека. Несмотря на то, что типологический подход достаточно широко используется на практике, а экстраверсия является одним из разработанных понятий в психологии, данная проблема не исчерпана и остается интересной, требующей дальнейшего изучения, о чем свидетельствует ряд публикаций в современной литературе. Так, в работе С.В. Са-

фонцева, А.Н. Воронина представлены результаты влияния экстраверсии-интроверсии на взаимосвязь креативности с интеллектуальными способностями [3]. Авторами показано, что интеллект и креативность у экстравертов взаимосвязаны в большей степени, чем у интровертов, и сохраняются во всех возрастных группах, у интровертов эти показатели с возрастом становятся независимыми. В работе В.И. Моросаной, Е.М. Коноз изложен новый взгляд на проблему экстраверсии и нейротизма, дана характеристика их регуляторной основы с точки зрения индивидуально-типических способов самоорганизации достижения цели [4] . Результаты проведенного авторами исследования позволили сделать заключение, что при развитии высокого осознанного уровня саморегуляции происходит нивелирование влияния темперамента на индивидуальный профиль и может формироваться гармоничный стиль саморегуляции. Данное заключение порождает необходимость разрешения вопроса, имеющего методологическое значение: проявление гармоничного стиля является «улучшением» данной от природы регуляции, связанной с проявлением темперамента, или это включение принципиально иных механизмов субъектной активности, когда биологически данное человеку становится лишь материалом для их реализации.

Приведенные выше предпосылки определили актуальность настоящего исследования, состоящую в необходимости уточнения закономерностей влияния типологических факторов на различные стороны деятельности человека, а также поиск возможных путей коррекции и компенсации особенностей темперамента, препятствующих успешному

достижению цели и личностно-профессиональному развитию субъектов образовательного процесса. Кроме того, актуальность нашего исследования была продиктована и запросами практики, поскольку в настоящее время в число приоритетных задач практической психологии входит организация психологической службы сопровождения участников образовательного процесса.

Целью настоящей работы стало изучение типологически обусловленных факторов детерминации развития личности студентов.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие студенты разных специальностей Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. На основании опросника Г. Айзенка (EPI) были отобраны испытуемые и сформированы две группы - экстраверты и интроверты. В последующем в этих группах было проведено дальнейшее исследование в соответствии с поставленной целью.

Эмоционально-волевая сфера была изучена с использованием клинического опросника для выявления и оценки невротических состояний К.К. Яхина - Д.М. Менделевича, Торонтской алекситимической шкалы, теста на силу воли. Коммуникативные особенности и индивидуальные стратегии оценивались по методикам: УСК Дж. Роттера, предрасположенность личности к конфликтному поведению К. Томаса, самоконтроль в общении М. Снайдера. Кроме того, было проведено многофакторное исследование личности по Р. Кеттеллу.

Поскольку экстраверсия-интроверсия

как индивидная характеристика имеет биологическую обусловленность и отражает энергетические возможности организма, нами исследовалось состояние регуляторных систем. Оценка регуляторных систем организма по показателям вариабельности сердечного ритма производилась с помощью аппаратурно-программного комплекса типа «ПолиСпектр» (фирмы «НейроСофт» г. Иваново). В основе работы прибора лежит методика, разработанная в космической медицине P.M. Баевским [5].

Статистическая обработка данных производилась с помощью программы SPSS 11.5 for Windows. Результаты комплексного ис-

следования по психологическим и физиологическим показателям были подвергнуты корреляционному анализу с вычислением коэффициента Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование показало, что все студенты по типологическим особенностям распределились следующим образом: 25 % всех респондентов составили экстраверты, 9 % -интроверты и 66 % - амбиверты. В дальнейшем исследовании приняли участие студенты с выраженными типологическими особенностями.

Одним из компонентов развития личности студентов является сформированность эмоционально-волевой сферы. Мы разделяем мнение исследователей, согласно которому развитию эмоциональной сферы индивидуальности студентов в вузе не придается должного значения, хотя эмоции пронизывают все психические процессы и явления и создают фон, который часто определяет продуктивность учебной деятельности студентов и эффективность психической регуляции их поведения, создают основу для порождения личностных смыслов [6]. Анализ результатов настоящего исследования позволил выявить ряд отличий состояния эмоционально-волевой сферы у студентов с разными типологическими особенностями (табл. 1).

Исследование невротической предрасположенности студентов с разными типологическими особенностями показало, что среди интровертов чаще встречаются лица с эмоциональными нарушениями. Согласно среднегрупповым показателям, у интровертов в зоне риска находятся значения по шкалам депрессии, истерии, обсессивно-фобическим нарушениям, при этом по шкале истерии между группой экстравертов и интровертов выявлены достоверные отличия, т. е. истерия как реакция на ситуацию более свойственна интровертам. Исследование алекситимии выявило, что средние значения у студентов-экстравертов входят в диапазон нормы [7], а у интровертов наиболее близки к показателю больных неврозами - 70,1±1,3 [8].

Анализ особенностей волевой сферы характеризует экстравертов как волевых людей с твердым характером. Вместе с тем показатель силы воли у интровертов, по сравнению

с экстравертами, достоверно выше, что характеризует их как людей с очень твердыми волевыми побуждениями, с более выраженными способностями действовать в соответствии с целью, подавляя при этом свои внутренние желания и стремления, их поведение достаточно ответственно. Волевые усилия, при соответственных конструктивных установках и смыслах действий, позволяют регулировать активность человека и организовывать его целенаправленную деятельность, направленную на преодоление многообразных жизненных ситуаций. Поэтому волевую регуляцию целесообразно использовать в акмеологическом проектировании деятельности студентов.

Известным является факт существования двух типов стратегий, посредством которых человек приписывает (атрибутирует) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности. Характерный для человека атрибутивный стиль (локус контроля) универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Проведенное нами исследование локуса контроля студентов с разными типологическими особенностями выявило достоверные отличия по шкале, отражающей интернальность в семейных отношениях (табл. 2). Интроверты возлагают на себя ответственность за события, происходящие в их семейной жизни. Экстраверты считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в семье. Анализ среднегрупповых показателей выявил, что для экстравертов характерны более низкие значения интернальности в области достижений, следовательно, им свойственно приписывать свои успехи, достижения и ра-

дости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Для интровертов характерен высокий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями, они считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. С одной стороны, интроверты более ответственны, их внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью, но с другой стороны, во-первых, подобная ориентация на всеобъемлющий контроль за ситуацией является фактором риска возникновения психоэмоциональной дезадаптации [9], во-вторых, на наш взгляд, недооценка социальных ресурсов не позволяет в некоторых ситуациях сформировать копинговое поведение.

Стратегии поведения в конфликте у студентов с разными типологическими особенностями достоверно различаются по шкале избегания (табл. 2). Представленные результаты свидетельствуют, что интроверты достоверно чаще применяют стратегию избегания конфликтов по сравнению с экстравертами. Исследование самоконтроля в общении по методике М. Снайдера показало, что среди экстравертов больше людей с высоким коммуникативным контролем, которые легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют впечатление, которое производят на окружающих. Интроверты относятся к группе людей со средним коммуникативным контролем, их отличает искренность, но несдержанность в своих эмоциональных проявлениях, вместе с тем они стараются считаться в своем поведении с окружающими людьми.

Таблица 1

Показатели эмоционально-волевой сферы студентов с разными типологическими особенностями

Показатели Экстраверты Интроверты

Тревога 2,14±2,68 3,57±2,26

Невротические расстройства (по К.К. Яхину -Д. М. Менделевичу) Депрессия 1,41±4,56 0,04±3,96

Астения 5,25±2,53 2,3±3,56

Истерия 2,9±2,69 -0,34±2,25*

Обсессивно-фобические расстройства 1,18±4,02 0,71±1,81

Вегетативные нарушения 5,86±6,07 6,46±3,59

Алекситимия 65,43±11,31 70,33±4,9

Сила воли 19,00±4,1 23,11±3,37*

Обозначения: * - достоверные различия р < 0,05 между исследуемыми группами.

Таблица 2

Характеристика стратегий поведения и коммуникативных особенностей студентов с разными типологическими особенностями

Показатели Экстраверты Интроверты

Общая интернальность 4,64±І,69 5,33±2,73

Атрибутивные Интернальность в области достижений 4,64±2,І3 6,67±І,75

Интернальность в области неудач 4,7І±І,98 5,67±2,07

(локус контроля по Дж. Роттеру) Интернальность в области семейных отношений 4,93±І,94 7,І7±2,І4*

Интернальность в области производственных отношений 5,79±5,65 5,50±2,74

Интернальность в области межличностных отношений 6,00±І,66 6,33±І,50

Интернальность в области здоровья и болезни 5,35±І,45 6,50±3,08

Соперничество 6,35±2,96 4,89±3,4І

Стратегии поведения Сотрудничество 5,90±І,52 5,78±2,05

в конфликте Компромисс 6,95±2,56 5,78±2,05

(по К. Томасу) Избегание 5,75±2,55 7,00±2,00*

Приспособление 4,95±І,73 6,56±2,І9

Самоконтроль в общении 6,76±І,70 4,44±І,42**

Обозначения: * - достоверные различия р < 0,05 между исследуемыми группами; ** - достоверные различия р < 0,01 между исследуемыми группами.

Исследование личностных особенностей по методике Р. Кеттелла показало, что достоверных различий между экстравертами и интровертами выявлено не было, вместе с тем следует отметить, что по фактору Н («робость - смелость») показатели у интровертов входят в диапазон значений ниже среднего, что свидетельствует о застенчивости и неуверенности в своих силах, в то время как у экстравертов эти показатели выше среднего и свидетельствуют об их социальной смелости и активности.

Как известно, экстраверсия-интроверсия является свойством индивида, которое рассматривается с точки зрения энергетического потенциала. В связи с этим мы посчитали уместным применение методики, объективно оценивающей активность систем организма. Примененный нами метод вариационной пульсометрии позволил дать оценку вегетативного гомеостаза и соотношению активностей симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы у студентов с разными типологическими особенностями, на основании чего можно судить об их функциональном состоянии и степени напряжения регуляторных систем.

Анализ состояния регуляторных систем у студентов с разными типологическими особенностями выявил достоверные отличия по показателям Амо и ПАПР (табл. 3), которые свидетельствуют о наличии у интровертов умеренного напряжения со стороны па-

расимпатической системы и вовлечении гуморального уровня регуляции, в то время как у экстравертов данные показатели находятся в диапазоне средних значений, что расценивается как норма. Кроме этого, такие показатели, как CKO, ВР, ВПР, отражают аналогичную тенденцию в регуляции функций организма у интровертов и свидетельствуют о весомой доле парасимпатических влияний и вовлечении высших центральных уровней управления (в данном случае контура Б по P.M. Баевскому, который является межсис-темным уровнем регуляции, где гипоталамусу отводится ведущая роль) [5]. Усиление парасимпатической системы у интровертов в регуляции функций может быть объяснено, согласно имеющимся в литературе данным, направленностью внимания преимущественно на анализ внутренней информации.

Использование комплексного подхода позволяет нам проследить некоторые психовегетативные взаимодействия у студентов с разными типологическими особенностями. Корреляционный анализ выявил достаточное число значимых связей (р < 0,0І) между психологическими характеристиками и параметрами вегетативной регуляции сердечного ритма, при этом их количество превалирует у студентов-экстравертов.

Проведенный корреляционный анализ психофизиологических показателей в группе экстравертов позволил выявить две основные группы плеяд (рис. І). Первая плеяда объеди-

Таблица 3

Средние значения показателей, характеризующих состояние регуляторных систем у студентов с разными типологическими особенностями

Показатели Экстраверты Интроверты

Амо 32,2±12,88 23,47±3,75*

ПАПР 38,18±14,73 27,30±8,37*

ЧКЦ 418,09±71,38 409,00±82,20

R-R 0,89±0,22 0,90±1,62

СКО 0,12±0,26 0,06±0,02

Мо 0,85±0,14 0,90±1,60

Me 0,89±0,22 0,90±0,16

ВР 0,63±1,02 0,32±0,94

ВПР 3,49±2,09 4,19±2,49

ИН 48,24±22,86 51,48±36,63

ИН/ИН 1,52±0,63 1,21 ±0,41

ЧСС 71,09±10,16 68,89±13,72

Обозначения: Амо - амплитуда моды; ПАПР - показатель адекватности процессов регуляции; СКО - среднеквадратическое отклонение; Мо - мода; Me - медиана; ВР - вариационный размах; ВПР - вегетативный показатель ритма; ИН - индекс напряжения; ИН/ИН - соотношение индексов напряженности; ЧСС - частота сердечных сокращений; R-R - средняя длительность кардиоинтервалов; чкц - число кардиоциклов; * - достоверные различия р < 0,05 между исследуемыми группами.

Рис. 1. Корреляционные связи психофизиологических показателей экстравертов.

Обозначения: C, I, G, E, O, H, B, Q3 - факторы по Р. Кеттеллу; Комп - шкала компромисса методики К. Томаса; Пр - шкала приспособления методики К. Томаса; Из - интернальность в области здоровья по методике УСК Дж. Роттера; ВПР - вегетативный показатель ритма; Амо - амплитуда моды по P.M. Баевскому; ИВР - индекс вегетативного равновесия; ИН - индекс напряжения по P.M. Баевскому; СКО - среднеквадратическое отклонение по P.M. Баевскому; ВАР - показатель вариационного размаха по P.M. Баевскому; ПАПР - показатель адекватности процессов регуляции по P.M. Баевскому.

---- положительная корреляция;------отрицательная корреляция; двойная линия -р < 0,01, одна линия -

р < 0,05

няет вегетативные показатели - ПАПР, Амо и факторы по Р. Кеттеллу - Е («конформность - доминантность»), Н («робость - смелость») (положительные корреляции) и фактор О («спокойствие - обеспокоенность») (отрицательная корреляция). На основании выявленных связей можно судить, что для экстравертов смелые и энергичные действия, уверенность в своих возможностях, отстаивание своих прав, стремление к доминантности влечет за собой напряжение со стороны регуляторных систем организма, в частности, симпатической нервной системы. Согласно точке зрения некоторых авторов [10], данный факт можно рассматривать как повышение энергетического потенциала экстравертов.

Вторая плеяда представлена многочисленными связями, включающими как группу личностных, коммуникативных характеристик, так и вегетативных показателей, что в целом отражает тесную межсистемную связь психологического и вегетативного уровней регуляции функций и поведения у экстравертов. Анализ данной плеяды показал, что все пять вегетативных показателей связаны со шкалой приспособления по К. Томасу, а три из них с фактором I («жесткость-мягкосердечность») по Р. Кеттеллу. При этом все вегетативные показатели СКО, ВАР (положительная связь), ВПР, ИВР, Пн (отрицательная связь), отражают автономный характер регуляции сердечного ритма, децентрализацию в управлении регуляторными системами организма, что принципиально отличается от показателей, входящих в первую плеяду. С физиологической точки зрения такая регуляция энергетически не затратна; чем выше СКО, ВАР и ниже ВПР, ИВР, Ин, тем меньше напряжение в регуляции функций.

Представляют интерес связи вегетативных показателей с другими психологическими характеристиками. Так, чем выше СКО, тем больше студенты-экстраверты проявляют эмоциональную неустойчивость (г = -0,577), тем реже пользуются тактикой компромисса (г = -0,475); чем ниже ВПР, тем больше непостоянство, нечестность, меньше добросовестность (г = 0,566), тем больше интерналь-ность в области здоровья (г = -0,686); чем ниже ИВР, тем ниже самоконтроль (г = -0,605); чем выше ВАР, тем больше проявляется кон-

кретное мышление (г = 0,554). Совокупность всех связей данной корреляционной плеяды указывает, что использование стратегии приспособления в конфликте экстравертами и чувствительность в структуре их личности сопряжено с децентрализацией в регуляции функций, что в свою очередь сопровождается эмоциональной неустойчивостью, появлением недобросовестности в делах, возрастанием ответственности за здоровье, снижением самоконтроля и конкретизацией мышления. О напряжении работы системы в целом свидетельствует также выраженное число связей в данной плеяде. Мы предполагаем, что стратегия приспособления и чувствительность как свойство личности не свойственны экстравертам, вместе с тем, учитывая их высокую гибкость поведения в новых условиях [4, с. 59-73], они могут вынужденно прибегать к их использованию, что вызывает психологическое напряжение.

В группе интровертов также выявлены две основные корреляционные плеяды (рис. 2). Первая плеяда отражает следующую закономерность: чем более выражена интроверти-рованность, тем выше соотношение индексов напряжения (ИН/ИН) (т. е. более централизованна регуляция функций), тем меньше значение показателя депрессии (т. е. депрессия более выражена согласно значениям опросника Д.М. Менделевича) и тем выше самоконтроль в общении. То есть чем более выражена интровертированность, тем больше централизация в регуляции функций, тем больше вероятность возникновения депрессии и тем выше самоконтроль у студентов-интровертов.

Вторая плеяда, представленная на рис. 2, достаточно тесно связывает показатели атрибутивных стилей поведения и состояния регуляторных систем. На основании выявленных связей можно предположить, что общая интернальность, принятие ответственности на себя, особенно в области семейных отношений и неудач, обходится интровертам ценой напряжения вегетативной системы, что проявляется в усилении парасимпатической активности и одновременном привлечении высших уровней активации гуморальной регуляции.

Рис. 2. Корреляционные связи психофизиологических показателей интровертов

Обозначения: Экстр - шкала экстраверсии опросника Г. Айзенка; Депр - шкала депрессии методики Менделевича; СОбщ - шкала самоконтроля в общении М. Снайдера; Ио, Ин, Ис - шкалы интерналь-ности теста УСК; ИН/ИН - соотношение индексов напряжения по P.M. Баевскому; R-R - средняя длительность кардиоинтервалов; Мо - показатель моды по P.M. Баевскому; Me - показатель медианы по P.M. Баевскому.

----положительная корреляция;------отрицательная корреляция; двойная линия - р < 0,01; одна линия -

р < 0,05.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детерминантами развития личности студентов могут стать типологические особенности. Понимание типологической обусловленности необходимо для обеспечения психологического здоровья, достижения профессионализма и личностного роста субъектов образовательного процесса.

Проведенные исследования показали, что студенты с интроверсией хотя и составляют небольшую часть исследуемой выборки, вместе с тем являются группой риска в плане психического здоровья и личностнопрофессионального развития. Так, среди интровертов чаще встречаются лица с нарушениями в эмоциональной сфере. У интровертов в зоне риска находятся показатели де-

прессии, обсессивно-фобических нарушений, отмечаются невротические расстройства в форме истерии. О неблагополучии эмоционально-когнитивной сферы свидетельствует также значение алекситимии, которое у интровертов близко к показателю больных неврозами.

Среди других психологических особенностей интровертов необходимо отметить следующие. Интроверты являются обладателями сильной воли, они готовы действовать в соответствии с целью, подавляя при этом свои внутренние желания и стремления. Для интровертов характерен высокий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями, они возлагают на себя ответственность за события, происходящие в их семейной жизни.

Интроверты относятся к группе людей со средним коммуникативным контролем, что может быть препятствием в построении межличностных отношений в новой среде. Наиболее часто используемая стратегия поведения в конфликте - избегание.

Со стороны регуляторных систем организма у интровертов наблюдается напряжение парасимпатической системы и привлечение к управлению высших центральных уровней, обеспечивающих гуморальную регуляцию.

Сопоставление и анализ взаимоотношений разных уровней регуляции и психологических особенностей у интровертов показал, что чем больше у них централизация в регуляции функций, тем больше вероятность возникновения депрессивных состояний и тем выше самоконтроль. Принятие ответственности на себя интровертами сопровождается активацией высших уровней гуморальной регуляции и парасимпатической активностью, т. е. ответственность, самоконтроль, акцент на самоанализе влечет напряжение со стороны вегетативной системы и централизацию в управлении функциями.

Для студентов-интровертов прогнозируема вероятность возникновения проблемных ситуаций, которые могут быть связаны с процессом адаптации к образовательной среде вуза, а также в будущем транслироваться на другие сферы - семейную, профессиональную. Одной из проблем для интровертов является низкая способность к коммуникации, а отсюда избегание конфликтной ситуации как способа решения конфликтов, истерия как реакция на ситуацию, при этом локу-са контроля смещен в сторону интернально-сти. Все это создает почву для эмоционально-негативных состояний. Вместе с тем, свойственная интровертам высокая волевая регуляция может явиться опорным механизмом, который целесообразно использовать в акмеологическом проектировании деятельности студентов по преодолению эмоционально-негативных состояний. При соответственных конструктивных установках и смыслах действий волевые усилия позволяют регулировать активность человека и организовывать его целенаправленную деятельность, направленную на преодоление многообразных жизненных ситуаций. В работе с интровертами целесообразно акцентировать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внимание на усиление использования социального ресурса при формировании копинг-стратегий.

Студенты-экстраверты, согласно проведенным нами исследованиям, имеют такие характеристики, которые позволяют успешно адаптироваться к новой среде. В структуре личности экстравертов показатели эмоционально-волевой сферы, в том числе алекси-тимии, соответствуют нормативному значению. Среди экстравертов больше людей с высоким коммуникативным контролем, следовательно, они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют впечатление, которое производят на окружающих. Их отличает более низкая интернальность, что позволяет часть ответственности за происходящее приписывать внешним обстоятельствам, ситуации, другим людям. Данный факт может быть оценен как способность экстравертов и умение пользоваться ситуацией.

Характерное для личности экстравертов стремление к доминантности, смелость, уверенность в своих возможностях, отстаивание своих прав сопровождается умеренной активацией со стороны симпатической нервной системы, что можно рассматривать как адекватное повышение энергетического потенциала для достижения результатов деятельности. Поскольку экстраверты обладают высокой гибкостью поведения, они могут прибегать в условиях новых обстоятельств к не совсем им свойственной стратегии поведения -приспособлению, что вызывает у них психологический дискомфорт, при этом отсутствие необходимости в действиях сопровождается снижением энергетической активности со стороны регуляторных систем организма, что в целом порождает напряжение в работе системы.

Таким образом, полученные нами данные могут быть использованы в организации психологической службы вуза и психофизиологическом сопровождении учебной деятельности студентов. Типологическая обусловленность влечет за собой определенную систему взаимоотношений психологического и физиологического уровня, порождающую соответствующее поведение. Типологический подход является обоснованным в плане прогноза сохранения психического здоровья, личностно-профессионального развития, ин-

дивидуального становления субъектов образовательного процесса.

1. Бибрих P.P. // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев, 1990.

2. Айзенк Г.Ю. Структура личности. СПб., 1999.

3. Сафонцева С.В., Воронин А.Н. // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 5. С. 56-64.

4. МоросановаВ.И, Коноз Е.М. // Вопр. психологии. 2001. № 2. С. 59-73.

5. Баевский P.M. и др. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М., 1984.

6. Кондратьева М.В. Анализ взаимосвязи мотивации достижения и ценностных ориентаций личности // http://science.ncstu.ru/articles/hs/09

7. Ересъко Д.Б. и др. Алекситимия и методы ее определения при пограничных расстройствах. СПб., 1994.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2003.

9. Гапонова С.А. // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 3. С. 131-135.

10. Лешин В.В. // Акмеология: методология, методы и технологии: материалы научной сессии, посвящ. 75-летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Н.В. Кузьминой. М., 1998.

Поступила в редакцию 22.09.2006 г.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ В ОТНОШЕНИЯХ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ

Е.В. Алтухова

Altukhova E.V. Psychological mechanism of empathy forming in student-teacher relations. In the article the psychological-pedagogical empathy essence in student-teacher relations is revealed. The basic properties of empathy, its functions, its psychological factors, and also pedagogical situations of empathic relations manifestation are distinguished.

Современные процессы демократизации общества, социально-экономические изменения, возрастающий интерес к проблемам человека в последние десятилетия повлекли за собой изменения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании.

Смена образовательной парадигмы ставит ряд нерешенных задач, среди которых особую значимость и актуальность приобретает проблема изучения эмпатии в отношениях преподаватель - студент.

Известно, что гуманные отношения между людьми во многом определяются способностями сочувствовать, сопереживать и понимать внутренний мир другого человека. Эти отношения особенно необходимы в квазипрофес-сиональной деятельности студента и преподавателя, в которой эмпатическое общение является одной из главных составляющих.

По мнению К. Изарда, способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии стала одним из признаков человеч-

ности, сформировав «новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимого для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации» [1].

Проблема эмпатии активно изучалась и продолжает изучаться как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Т.П. Гаврилова, Т.П. Пашукова, М.Л. Гофман, Р. Мэй и др.). Среди современных психолого-акмео-логических исследований выделяются работы, в которых исследуются эмпатическое общение, его зависимость от индивидуальных особенностей личности (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, Н. И. Серджвеладзе и др.), способность к эмоциональному сопереживанию в процессе межличностного взаимодействия (В.В. Бойко, Л.А. Сивитская и др.).

Для настоящего исследования особое значение имеет изучение эмпатии в отношениях между преподавателем и студентами, выявление ее роли в межличностных отно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.