ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д . Б . ЭЛЬКОНИНА КАК ОСНОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В СПОРТЕ
ГБ . Горская1
Среди многочисленных видов человеческой деятельности есть такие, в которых достижение высоких результатов возможно лишь при условии ранней профессионализации. Это балетное искусство, инструментальное и вокальное музыкальное исполнительство, спорт. О понимании значимости проблемы ранней профессионализации для развития интеллектуального и творческого потенциала общества свидетельствует появление посвященного ей раздела в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 гг., утвержденной Правительством Российской Федерации в 2008 г. [6].
Ранняя профессионализация - это многообразное явление. Под ним понимается и включение личности в профессиональное развитие в детском возрасте, и профилирование обучения учащихся средних школ для облегчения их профессионального самоопределения, и приближение содержания обучения студентов вузов к требованиям конкретного направления будущей профессиональной деятельности для ускорения профессиональной адаптации молодых специалистов. Ранняя профессионализация выражается в смещении нормативных этапов профессионального развития на более ранние по сравнению с большинством профессий этапы онтогенеза.
Включение детей в раннюю профессионализацию чаще рассматривается как фактор развития способностей. В меньшей степени принимаются во внимание ее эффекты, проявляющиеся в особенностях социализации детей, их интеллек-
1 Горская Галина Борисовна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Эл. адрес: [email protected]
Исследование выполнено в рамках научного проекта № 08-06-99014, поддержанного грантом РФФИ.
туального и личностного развития. Литературные данные свидетельствуют о том, что влияние ранней профессионализации на психическое развитие не является однозначным. Отмечаются как позитивные, так и негативные ее последствия [13; 15; 18].
Для исследований ранней профессионализации характерно то, что в них констатируется факт смещения нормативных фаз профессионального развития на более ранние возрастные периоды, а также неизбежность влияния этого смещения на психическое развитие детей, вовлеченных в нее [4; 12]. Констатируется и противоречивость влияния ранней профессионализации на психическое развитие. Но остается открытым вопрос о том, являются ли наблюдаемые эффекты закономерными и предсказуемыми.
В данной статье рассматриваются теоретические основания прогнозирования психологических эффектов ранней профессионализации детей-спортсменов.
Полученные в ранее проведенных исследованиях данные говорят о том, что негативные последствия ранней профессионализации чаще касаются личностной сферы детей и реже проявляются в интеллектуальном развитии. Это побудило обратиться к теории психического развития Д.Б. Эльконина, которая рассматривает соотношение интеллектуального и личностного развития на протяжении детства [14]. Суть концепции развития психики Д.Б. Эльконина в авторском изложении состоит в том, что «в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе - развитие моти-вационно-потребностной сферы, с другой стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение способов действий с предметами и на этой основе - формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их опера-ционно-технических возможностей» [14, с. 75]. Следовательно, можно ожидать, что если включение ребенка в тот или иной вид деятельности способствует реализации магистрального для определенного возрастного периода направления психического развития, то его влияние будет позитивным. Включение же в вид деятельности, осложняющий нормальное развертывание процессов, связанных с магистральным направлением психического развития, повлечет негативные эффекты.
Соотнесение данных о магистральном направлении психического развития на том или ином этапе онтогенеза с данными об эффектах ранней профессионализации позволяет объяснить причины как позитивных, так и негативных ее последствий.
Одна из наиболее распространенных форм ранней профессионализации детей - включение их в профессиональные по своей сути занятия спортом. Профессиональная карьера спортсменов начинается в младшем школьном возрасте, захватывает подростковый, старший школьный возраст и завершается в
большинстве случаев в период ранней взрослости. Мы проанализировали имеющиеся факты о последствиях ранней профессионализации в младшем школьном и подростковом возрастах.
Согласно концепции Д.Б. Эльконина, младший школьный возраст - это период, когда фокус развития находится в области освоения предметной действительности, требующего продвижения в интеллектуальном развитии. Освоение двигательной деятельности требует от юных спортсменов способности к анализу образца двигательного действия, осмысления способов его выполнения, планирования выполнения действия, сопоставления результатов собственного действия с образцом. Следовательно, можно ожидать, что занятия спортом будут способствовать становлению таких психических новообразований младшего школьного возраста, как рефлексия, внутренний план действия, поисковое планирование, постигающий анализ.
Эмпирические данные подтверждают позитивное влияние занятий спортом на становление перечисленных психических новообразований. Согласно данным исследований [11], юные спортсмены младшего школьного возраста опережают своих ровесников, не занимающихся спортом и обучающихся по традиционным программам, по сформированности постигающего анализа, поискового планирования, внутреннего плана действия, содержательной рефлексии. Частота сформированности этих интеллектуальных новообразований намного выше, чем в массовой школе, и близка к той, которая зарегистрирована у детей, обучающихся в начальной школе по методике Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [10] .
Таким образом, специфика спортивной деятельности благоприятствует становлению интеллектуальных новообразований младшего школьного возраста. Этим объясняется ее позитивное влияние на интеллектуальное развитие детей.
Не так однозначно влияние занятий спортом на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста. Ряд психологов высказывают мнение, что детям тяжелы эмоциональные стрессы, связанные с участием в соревнованиях. Эмоциональные перегрузки, перенесенные в этом возрасте, являются фактором преждевременного прекращения спортивной карьеры [17].
В подростковом возрасте фокус развития смещается в сферу освоения социальных отношений, требующего продвижения в личностном развитии, приобретения социального опыта [14]. В подростковом возрасте начинается активное становление самосознания, формирование Я-концепции [16]. Эти процессы протекают нормативным образом в том случае, когда у подростков есть возможность приобретения разнопланового социального опыта. Занятия спортом, которые юные спортсмены сочетают с обучением в общеобразовательной школе, оставляют мало времени на необходимое в этом возрасте неформальное общение со сверстниками. Общение с товарищами по тренировочной группе по мере роста мастерства и включения в соревновательную деятельность неизбежно окраши-
ваются отношением конкуренции. Все эти особенности жизни юных спортсменов подросткового возраста скорее осложняют нормативное развитие самосознания, чем способствуют ему. В то же время имеет место постоянная обратная связь: результаты деятельности и выявление собственных возможностей в ходе соревнований могут стать фактором, побуждающим к формированию реалистичной самооценки. Таким образом, исходя из теоретических представлений о магистральных направлениях психического развития в подростковом возрасте и специфике спортивной деятельности, можно ожидать, что ранняя профессионализация спортсменов-подростков проявится в определенных дисгармониях становления их самосознания, хотя возможны и некоторые позитивные ее влияния.
Правомерность предположений о влиянии серьезных занятий спортом на становление личности, и прежде всего самосознания спортсменов-подростков, может быть подтверждена или опровергнута эмпирическими данными о соотношении характеризующих его параметров у подростков, занимающихся спортом, и у подростков, не вовлеченных в какие-либо формы ранней профессионализации. Рассмотрим имеющиеся на этот счет данные исследований как проведенных под руководством автора, так и имеющихся в литературе.
Сравнение показателей мотивации достижений детей 9-11 и 12-13 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, показало, что в младшей возрастной группе между юными спортсменами и их ровесниками, не занимающимися спортом, достоверные различия по параметрам мотивации достижения практически отсутствуют. В группе детей 12-13 лет картина иная. Если по стремлению к успеху дети, занимающиеся и не занимающиеся спортом, достоверно не различаются, то юные спортсмены меньше детей, не занимающихся спортом, опасаются неудач, причем эта тенденция более отчетливо проявляется в группе девочек. Показатели боязни неудач, связанной либо с угрозой санкций, либо с ущербом самооценке, у девочек-спортсменок достоверно ниже, чем у девочек, не занимающихся спортом, по пяти параметрам из шести измеряемых. У мальчиков лишь по одному из шести параметров отмечено достоверное различие между спортсменами и не занимающимися спортом [3].
Сопоставление самооценки и уровня притязаний подростков, занимающихся и не занимающихся спортом, показало, что различия между ними отмечаются в группе детей 12-13 лет. При очень высоких показателях уровня притязаний у всех подростков между юными спортсменами и подростками, не занимающимися спортом, есть различия по самооценке. Причем у мальчиков-спортсменов самооценка достоверно выше, чем у их ровесников, не занимающихся спортом, а у девочек-спортсменок показатели самооценки достоверно ниже, чем у девочек, не занимающихся спортом.
Параметром, характеризующим благополучие личностного статуса, является величина расхождения самооценки и уровня притязаний. Этот показатель до-
стоверно выше у спортсменов обоего пола по сравнению с подростками, не занимающихся спортом. Увеличение расхождения самооценки и уровня притязаний сопровождается ростом тревожности [3]. Это говорит о справедливости точки зрения, что у детей, занимающихся спортом, часто переживающих успехи и неудачи во время соревнований, выше риск психических перегрузок [17]. Однако сопоставление параметров школьной тревожности свидетельствует о том, что они у юных спортсменов обоего пола достоверно ниже, чем у их сверстников, не занимающихся спортом [3].
Приведенные данные свидетельствуют о том, что включение в занятия спортом дает подросткам важный опыт успехов и неудач, связанных с их усилиями и умениями, что, согласно результатам исследований, повышает готовность к неудачам. Тем самым спортивная деятельность выступает как фактор, способствующий становлению самооценки - одного из важных новообразований подросткового возраста. Вместе с тем спортивная деятельность, ориентированная на достижение максимальных результатов, связанная с демонстрацией достижений в условиях соревнований, может провоцировать рост психической напряженности, в частности, за счет роста расхождения притязаний и самооценки. Риск такого расхождения усиливается получающим все большее распространение давлением взрослых на юных спортсменов.
Анализ особенностей становления Я-концепции младших и старших подростков, занимающихся спортом, обнаружил тенденцию к ее сужению. Оно проявляется в меньшем количестве признаков, воспроизводимых при самоописании спортсменами по сравнению с ровесниками, не занимающимися спортом [5; 8]. Сужение Я-концепции спортсменов можно объяснить ограниченной возможностью включения в различные ситуации взаимодействия с социальным окружением, позволяющие осознать разные стороны собственной личности. Занятость тренировками и соревнованиями, учебой в общеобразовательной школе неизбежно ограничивает возможности приобретения многопланового опыта, без которого сложно представить себе становление полноценной Я-концепции. Активное включение в занятия спортом может сказаться и на модальности Я-концепции. Исследования показывают, что самоотношение спортсменов формируется не только под влиянием спортивных достижений, но и в зависимости от академической успешности, которая, как правило, снижается по мере роста квалификации юных спортсменов и увеличения затрат времени на тренировки и соревнования [18]. Следовательно, возрастает риск усиления негативного самоотношения.
Важной составляющей развития самосознания в подростковом возрасте является полоролевая социализация. Поэтому включение в занятия спортом может сказаться на становлении гендерной идентичности как мальчиков, так и девочек. Несмотря на то что в современных условиях занятия спортом в равной степени доступны для мальчиков и девочек, они в разной степени поощряются
родителями и другими значимыми взрослыми в силу того, что сохраняется стереотип отношения к спорту как более подходящему для мальчиков [2]. С этим связано отмечаемое многими исследователями более критичное отношение к своим спортивным возможностям у девочек по сравнению с мальчиками [2; 3].
Включение девочек в занятия «мужскими» видами спорта вызывает, с одной стороны, снижение социальной адаптации, с другой стороны, своего рода защитные реакции, связанные с утверждением собственного соответствия ген-дерным стереотипам. Примером такой защитной реакции является преувеличение, например, девушками-футболистками приемлемости футбола для женщин при более жестком отрицании по сравнению с представительницами «женских» видов спорта приемлемости для женщин тяжелой атлетики, бокса, борьбы [2]. Девушки-спортсменки, особенно, занимающиеся «мужскими» видами спорта, имеют более высокие показатели маскулинности, чем девушки, не занимающиеся спортом. Следовательно, спорт до некоторой степени затрудняет становление психологического пола девушек. Но это не означает, что спортсмены-юноши не испытывают давление полоролевых стереотипов.
Спорт в силу своей специфики укрепляет маскулинность мальчиков. Это способствует социальной адаптации, особенно в подростковом возрасте. Однако позитивное в этом плане влияние спорта зависит от степени соответствия избранной спортивной дисциплины гендерным стереотипам. Более маскулинными и социально адаптированными оказываются футболисты по сравнению, например, с мальчиками, которые занимаются спортивными танцами [5]. Вместе с тем необходимость доказывать свою успешность в соревнованиях может быть источником психологического давления на мальчиков, поскольку успешность является значимым компонентом стереотипа мужественности. Это подтверждается более высокими показателями боязни неудач юных спортсменов по сравнению со спортсменками [2].
Ещё одно направление развития личности в подростковом возрасте - становление готовности к профессиональному самоопределению. Занятия спортом снижают интерес спортсменов к выбору будущей профессии [1]. Поглощенность тренировками и соревнованиями заставляет часть спортсменов отодвигать планирование профессионального будущего на неопределенное время. Этому способствует во многих случаях и позиция тренеров, считающих, что мысли о получении профессии, попытки совмещать получение профессионального образования со спортивной карьеры только мешают спортсменам достигать высоких результатов в спорте. Пренебрежение проблемой профессионального самоопределения способствует возникновению кризиса завершения спортивной карьеры у спортсменов высокого класса [12].
Подростковый период - это время приобретения детьми опыта социальных отношений, существенный вклад в который вносит неформальное общение со
сверстниками [14]. Это период, когда дети стремятся, с одной стороны, к автономии от взрослых, а с другой стороны, к доверительным отношениям с ними.
Исследование особенностей взаимоотношений спортсменов подросткового возраста с ближайшим социальным окружением показало, что по сравнению с ровесниками, не занимающимися спортом, они значительно меньше проявляют стремление к автономии. Об этом говорит факт, что у подростков, не занимающихся спортом, наряду со значимым семейным окружением появляются не менее значимые сверстники, что характерно для данного возраста. У спортсменов-подростков, особенно мальчиков, явный приоритет имеет семейное окружение. К наиболее значимым лицам относятся родители. В то же время почти не наблюдается нормативного для данного возраста усиления значимости сверстников [9]. Зафиксированная картина объясняется присущей спорту конкуренцией, усиливающей потребность юных спортсменов в безоговорочном принятии и психологической поддержке, источником которой становится семья. Данную интерпретацию представленных фактов подтверждает отмеченное у спортсменов предпочтение таких типов отношений с социальным окружением, как помощь и защита по сравнению с отношениями понимания и доверия. Другим подтверждением значимости для спортсменов-подростков психологической поддержки семьи являются положительные корреляционные связи показателей социально-психологической адаптации с показателями значимости родителей, а также с показателями значимости отношений помощи и защиты [9].
Особенность взаимоотношений подростков со сверстниками заключается в освоении норм и правил, которые регулируют отношения между людьми, интерес к которым проявляется в появлении в подростковых группах неписаных правил, названных Д.Б. Элькониным и его сотрудниками «кодексом подростков». В числе этих правил важное место занимает верность дружбе. Конкуренция, свойственная спорту, подвергает испытанию дружеские отношения, вовлекая подростков в ситуации соперничества с друзьями [6]. Столкновения со случаями нарушения правил честной спортивной борьбы не только сказываются на моральном развитии юных спортсменов, но и вызывают недоверие к окружающим как раз в тот период жизни, когда у молодых людей возникает потребность в близких доверительных отношениях [13].
Соотнесение представленных эмпирических фактов, отражающих особенности личностного развития спортсменов-подростков по сравнению с их сверстниками, не занимающимися спортом, с характеристикой ведущих направлений психического развития в подростковом возрасте подтверждает предположение о том, что эффекты ранней профессионализации обусловлены тем, способствует или препятствует спортивная деятельность становлению психических новообразований данного возраста.
Таким образом, проведенный анализ подтверждает возможность прогнозирования психологических последствий ранней профессионализации на основе
оценки влияния деятельности, в которую вовлекаются дети, на нормативное течение психического развития в определенный его период.
Библиографический список
1. Багина В.А. Психолого-педагогические условия активации юных спортсменов в профессиональном самоопределении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.
2. Бондаренко Н.А. Влияние полоролевых стереотипов на мотивацию и самоотношение спортсменов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006.
3. Вълканова Я.Х. Влияние занятий спортом на развитие личностных предпосылок устойчивости к стрессу в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2005.
4. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар: КГУФКСТ, 2008.
5. Зернова Т.И. Влияние различных форм ранней профессионализации на личностное развитие подростков: автореф. дис. . канд. психол. наук. Краснодар, 2004.
6. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: Физкультура и спорт, 1984.
7. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 гг. URL: http://www.concept_dev_clt_art_rf .
8. Ольшанская С.А. Развитие психологических предпосылок субъектности у спортсменов старшего школьного возраста: автореф. дис. . канд. психол. наук. Краснодар, 2004.
9. Пархоменко Е.А. Особенности личностного и интеллектуального развития спортсменов в условиях ранней профессионализации: автореф. дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 2002.
10. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.
11. Соленова А.М., Эфендиев С.А. Сравнительный анализ уровня сформированнос-ти мышления у детей 7-10 лет, занимающихся и не занимающихся спортом // Физическая культура, спорт - наука, практика. 2008. № 1.
12. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб: Центр карьеры, 1999.
13. Хайрутдинова Н.У. Социально-психологические проблемы спортивного совершенствования учащихся ДЮСШ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.
14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
15. Brettschneider W.-D. Adolescent involvement in top level sport: developmental tunnel or benefit for life. //2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. Thessaloniki, 2004. Vol. 1.
16. Erikson E.H. The life cycle completed. N. Y.: W.W. Norton &Co, 1982.
17. Lidor R. Children in sport: when to begin competitions? // 2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. Thessaloniki, 2004. Vol 1.
18. Wylleman P.R.F. The career development of elite athletes: a life-span perspective // 2004 Pre-Olympic Congress. Proceedings. Thessaloniki, 2004. Vol 1.