Научная статья на тему 'Особенности формирования субъектной позиции спортсменов в юношеском возрасте'

Особенности формирования субъектной позиции спортсменов в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
459
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СПОРТСМЕНОВ / DEVELOPMENT OF ATHLETES IN THEIR PERSONAL CAPACITY / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / SUBJECT POSITION / САМОСОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPTION / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / YOUTHFUL AGE / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / A PERSON SUBJECT (TO) / DEVELOPING PROGRAMME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ольшанская С. А.

Исследование посвящено влиянию спортивной деятельности на развитие самосознания спортсменов юношеского возраста. Сравнение особенностей самосознания спортсменов и их ровесников, не занимающихся спортом, показало, что и у тех, и у других отмечаются признаки незрелости Я-концепции, однако у спортсменов отмечается еще и сужение Я-концепции. Приведены данные о позитивном влиянии на становление самосознания спортсменов тренинговой программы, разработанной автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE FORMATION OF ATHLETES SUBJECT POSITION IN THE YOUTHFUL AGE

The given research is devoted to the problem of sport activity influence on the development of self-consciousness of youthful age athletes. The comparison of peculiarities of selfconsciousness of athletes and persons of the same age, who dont go in for sport, showed that signs of immaturity of the self-conception are evident in both of them, but as for athletes, the narrowing of the self-conception is even marked here too. The data about the positive influence of the worked out by the author training programme on the athletes` consciousness coming-to-be have been adduced in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования субъектной позиции спортсменов в юношеском возрасте»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СПОРТСМЕНОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Кандидат психологических наук, старший преподаватель С. А. Ольшанская

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Исследование посвящено влиянию спортивной деятельности на развитие самосознания спортсменов юношеского возраста. Сравнение особенностей самосознания спортсменов и их ровесников, не занимающихся спортом, показало, что и у тех, и у других отмечаются признаки незрелости я-концепции, однако у спортсменов отмечается еще и сужение я-концепции. Приведены данные о позитивном влиянии на становление самосознания спортсменов тренинговой программы, разработанной автором.

Ключевые слова: личностное развитие спортсменов, субъек-тность, субъектная позиция, самосознание, я-концепция, юношеский возраст, развивающая программа.

Происходящие в нашей стране социально-экономические изменения дают широкие возможности для применения человеком своих способностей, но не обеспечивают его социальную защищенность, требуют готовности самостоятельно решать свои проблемы, строить свою жизнь, неся ответственность за нее . Это возможно, если человек уверен в себе, постоянно расширяет свои возможности, использует их на практике, что и является проявлением его субъектной позиции [1, 4, 9] .

Приобретение такой позиции осложняется противоречием между требованием от молодого поколения самостоятельности в принятии решений и сильными авторитарными традициями семейного и школьного воспитания Фактором, затрудняющим формирование субъектной позиции, является сокращение возможностей приобретения подростками и юношами социального опыта . Оно обусловлено ослаблением позиции школы и семьи, играющих важнейшую роль в формировании мировоззрения, ценностей и нравственности Это привлекает внимание к другим составляющим образовательной среды, таким как спортивные школы, которые имеют большие возможности для стимулирования развития как специальных способностей, так и различных видов компетентности, позволяющих молодым людям активно реализовывать жизненные планы [14] . Влияние их на развитие субъектной позиции в подростково-юношеском возрасте недостаточно исследовано, следовательно, не используется в полной мере

Развитие субъектной позиции в значительной степени определяется способностью к осознанию себя, сформи-рованностью позитивной и устойчивой Я-концепции [7, 11] . Именно она лежит в основе эффективных стратегий

поведения, помогающих человеку приспосабливаться к быстрым изменениям, адаптивно взаимодействовать с окружающим миром, является важнейшим ресурсом преодоления стресса. Подверженность или устойчивость к психосоциальным расстройствам, в том числе к алкоголизму, наркомании, девиантному поведению, зависят от уровня развития личностных ресурсов, от осознания себя субъектом своей жизни [3].

В спорте человек выступает как объект и как субъект деятельности. Это способствует осознанию себя. Вместе с тем раннее включение в занятия спортом может вызвать ограничения в получении социально-психологического опыта и привести к сужению Я-кон-цепции . С одной стороны, у спортсменов большая предрасположенность к развитию субъектности, чем у обычных школьников, чему способствует более демократичное, чем в общеобразовательной школе, общение с тренерами С другой стороны, это формирует иждивенческую позицию, склонность к инфантилизации, так как педагоги и тренеры обеспечивают весь процесс совершенствования спортсмена [2, 5, 12] .

Добровольность занятий спортом, положительная мотивация самосовершенствования, осознание взаимосвязи приложения собственных сил и достигаемых результатов, самоутверждение за счет достигаемых успехов оказывают благоприятное воздействие на формирование личности спортсмена, способствуют развитию самостоятельности и уверенности в себе [8] .

Негативными сторонами спорта оказываются: высокая вероятность психологического давления со стороны взрослых, требующих от юных спортсменов достижения высоких результатов, неизбежность возникновения монокритерия межличностного сравнения, которым выступают спортивные достижения [13] .

Реализация возможностей спорта как образовательной среды, способствующей формированию субъектной позиции личности, требует анализа реальных особенностей его влияния и разработки программ психологического сопровождения подготовки юных спортсменов, позволяющих использовать занятия спортом для их личностного развития .

Важным моментом в формировании субъектности является подростково-юношеский возраст, так как в этот период формируется Я-концепция .

Исследование посвящено изучению возможностей спорта как среды, способствующей развитию субъектности личности спортсмена, и способов реализации этих возможностей в подростково-юношеском возрасте .

Соотношение позитивного и негативного влияния занятий спортом на развитие личности зависит не только от объективных особенностей спорта как вида деятельности, но и от особенностей организации работы с подрастающим поколением . Следовательно, спортивные школы как среда, способствующая формированию психологических предпосылок субъектной активности юных спортсменов, обладают потенциалом, использование которого возможно при эффективном психологическом сопровождении работы с ними

В исследовании решались следующие задачи:

1. Установить влияние занятий спортом на особенности личностной идентификации успеха, эмпатии, деловых качеств, интеллекта, признания, идеального-Я, заботы, безопасности, привязанности и веселья у спортсменов старшего школьного возраста

2 . Выявить содержание Я-концепции юных спортсменов

3 . Определить показатели ответственности и уверенности в себе спортсменов старшего школьного возраста .

4 . Разработать программу психологического тренинга, направленного на развитие субъектности личности спортсменов . Апробировать ее в группах спортсменов разного возраста и различной спортивной специализации

В исследовании применялись следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы .

2 . Методы психодиагностики: методика Э . Г. Эйдмилле-ра «Предпочитаемый тип симпатии», Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98», метод свободных описаний «Кто Я?» М . Куна и Т . Макпартлэнда, методика В . П . Прядеина «Ответственность», тест «Уверенность в себе» .

В исследовании принимали участие мальчики 9-х (п=50) и 11-х (п=48) классов, учащиеся средних школ и спортсмены 9-х (п=33) и 11-х (п=30) классов, учащиеся спортивных классов средних и спортивных школ г . Краснодара .

3 . Метод формирующего эксперимента (психологический тренинг)

Тренинг проводился на базе спортивного интерната № 3 г. Краснодара, участниками которого были спортсмены, учащиеся 9-го (п=11) и 11-го (п=13) классов, и на базе детско-юношеской школы олимпийского резерва гребли и каноэ г. Краснодара, участниками которого были гребцы, всего 8 человек

4 Методы математической статистики

Теоретический контекст формирования субъектности

спортсменов задают работы А . Ц . Пуни, О . А. Конопкина, В . Д . Шадрикова, касающиеся системогенеза деятельности и его влияния на личность В психологии спорта предтечей современных исследований субъектности являются работы А Ц Пуни, раскрывающие сочетание в личности спортсмена свойств субъекта и объекта С одной стороны, спортсмен является объектом самопознания на разных уровнях взаимодействия с окружающей средой С другой стороны, спортсмен как субъект своей жизнедеятельности сам определяет свой жизненный путь, формирует цели, определяет ценности, совершенствует свое профессиональное мастерство, организует свою деятельность и саморегуляцию (А . Ц . Пуни, Е . П . Ильин) .

Н . А. Худадов, Е . П . Щербаков, Ш . А. Амоношвили, Н . И . Пономарев, С В Дмитриев, Д Д Донской отмечают неполноту представлений о регуляции двигательных действий, в которых не учитываются цели, ценности спортсмена, личностный смысл выполняемых им действий, раскрывают проблему «бессубъектности» теории спортивной деятельности . Усиление внимания к психологическим факторам

как регуляторам деятельности спортсменов определяет тенденцию преодоления «бессубъектности» теории спортивной деятельности, способствует развитию психологии спорта в целом, закреплению ее более адекватной позиции в системе наук о спорте Как альтернативу изучению спортивной деятельности независимо от субъекта А Ц Пуни рассматривает изучение деятельной личности как «действующего, понимающего, творящего, общающегося, переживающего, преобразующего действительность и самого себя» человека . В результате он приходит к заключению, что исследования в психологии спорта необходимо переориентировать на изучение личности спортсмена как субъекта деятельности, на анализ путей становления субъектных свойств личности .

Изучение личностной половозрастной идентичности по методике «Предпочитаемый тип симпатий» Э . Г. Эйдмил-лера не обнаружило достоверных различий результатов идентификаций между учащимися средних школ и спортсменами, что означает, что процессы их развития протекают нормативно в соответствии с их биологическим полом и возрастом Однако как у спортсменов, так и у не занимающихся спортом, выявлены признаки незавершенности процесса формирования личностной идентичности, признаком чего является путаница ролей Качества, которые стереотипно принадлежат мужчинам, приписываются женщинам, и наоборот .

Например, мужчины идентифицируются с успехом, интеллектом и одновременно с привязанностью, специфичной для женщин . Женщины идентифицируются с заботой, эмпатией и одновременно с безопасностью, что специфично для мужчин

Изучение личностной идентичности юных спортсменов обнаружило признаки потребности в защите и опеке

К ним относятся: идентификация спортсменов себя с младшим возрастом, идентификация безопасности с объектами женского пола. Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания Осознание своей половозрастной роли вырабатывает понимание процесса роста и развития, улучшает ориентировку во времени и пространстве, способствует возникновению чувства ответственности

Раскрытие содержательной стороны личностной идентичности юных спортсменов, осуществленное с помощью методики Келли, подтвердило их потребность в защите и опеке К ним относится идентификация по многим параметрам с представительницами женского пола, с матерью, которая является самым значимым источником идентификации, идеализация женского образа (матерей)

Отнесение к наиболее значимым качествам: доброты, заботы, внимания, понимания, которые идентифицируются с родительскими качествами . Причиной этого является увеличивающаяся конкуренция в спортивной среде по мере роста спортивного мастерства, являющаяся основным источником общения, поэтому вырастает потребность в поддержке и защите, которую могут дать родные . Вместе с тем спортсмены старшего школьного возраста продемонстрировали более высокий адаптационный потенциал, чем их сверстники, не занимающиеся спортом . На это указывает меньшая жесткость системы личностных конструктов спортсменов .

Данные, полученные по методике «Кто Я», показали, что включение в углубленные занятия спортом приводит к сужению показателей самопрезентации у спортсменов, низкому уровню осознания ролевых характеристик, своих интересов, к отсутствию в описаниях представлений о

своей взрослости и самостоятельности, обязанностей, особенностей поведения Отсутствие в самоописаниях спортсменов представлений о будущем свидетельствует о недостаточной ориентации на жизненные перспективы (табл 1)

Показатели самопрезентации у спортсменов ниже, чем у их сверстников, не занимающихся спортом . В группе 9-классников различия между занимающимися и не занимающимися спортом статистически достоверны, в группе 11-классников близки к достоверному уровню .

Изучение ответственности юных спортсменов показало, что самыми высокими показателями ответственности у спортсменов 9-классников являются когнитивный, результативный и эмоциональный .

Это означает эмоционально положительное отношение к ответственности, понимание сути ответственного поведения, его общественной значимости С возрастом показатели ответственности снижаются, ответственность вызывает отрицательные эмоции и находится в зоне ситуативных проявлений (табл . 3) .

Снижение показателей ответственности у спортсменов может быть обусловлено опытом ее реализации, учитывающим степень готовности стать субъектом ответственности . Именно таким опытом можно объяснить изменение соотношения показателей ответственности спортсменов и их ровесников, не занимающихся спортом, от 9-го к 11-му классу . Если в 9-ом классе спортсмены превосходят не занимающихся спортом по уровню уверенности, то в 11-ом классе уступают им Если принять во внимание факт, что 11-классники средних школ, понимая и принимая ответственность, не имеют достаточного опыта проявления ее, можно предположить, что их уверенность в себе не подкреплена практикой, следовательно, и не обладает адекватностью (табл 2)

На основании полученных выводов констатирующего эксперимента была разработана развивающая программа в виде психологического тренинга, который направлен на развитие самосознания, являющегося системообразующим и регулирующим фактором личностного роста и творческой активности человека и отражающегося в поведении и деятельности человека Эффективность этого процесса зависит от степени развития рефлексии, способствующей процессам саморегуляции, то есть повышению ответственного поведения Поэтому после выполнения каждого упражнения мы проводили тренинг, который способствовал развитию, прежде всего, саморефлексии Тренинг также направлен на развитие уверенности в себе спортсменов, которая необходима для достижения ими поставленных целей .

Тренинг оказал влияние на развитие субъектной позиции спортсменов в подростково-юношеском возрасте .

После тренинга достоверно возросло количество пока-

зателей самопрезентаций, уровень самопрезентации стал высоким, больше стало осознаваться ролевых характеристик, шире представлены способности, свойства спортсменов, черты характера, умения, круг интересов, ценности, появились представления о собственной взрослости, самостоятельности, описания жизненных планов, своей внешности, особенностей поведения (табл . 2) .

Это свидетельствует о развитии самосознания и такого важного процесса, как рефлексия Положительное самоотношение к себе у всех спортсменов сохранилось, что способствует работе над собой и дальнейшему развитию .

Компоненты ответственности изменились достоверно повышением конструктивных и снижением деструктивных показателей (табл 3)

Эмоциональное принятие и интернальность в проявлении ответственности возросли, понимание ответственного поведения стало более глубоким, но по-прежнему не хватает устойчивой мотивации в реализации ответственности, хотя эти показатели и выросли, но еще находятся в зоне ситуативного проявления . Это может быть связано с недостаточным опытом принятия на себя ответственности .

Показатели всех компонентов ответственности изменились конструктивно . Это говорит о том, что после тренинга выявлена тенденция к развитию ответственности, которая является критерием зрелости личности .

После тренинга достоверно выросли показатели уверенности (табл 4) Тренинг проходил в условиях соревновательной деятельности . Свои успехи спортсмены связывали с тренингом, что способствовало укреплению веры в себя . Результаты подтверждают, что субъектная позиция спортсменов возросла за счет расширения границ самосознания, увеличения показателей ответственности и уверенности, что говорит об эффективности психологического тренинга

Результаты тренинга подтверждаются данными других исследователей [6,10] .

Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные о существенном сходстве показателей развития личностных предпосылок субъектности спортсменов и их сверстников, не занимающихся спортом, а также данные о достоверном усилении субъектности спортсменов под влиянием развивающей программы подтверждают гипотезу исследования о том, что реализация потенциала спорта как образовательной среды развития личности спортсменов возможна при эффективном психологическом сопровождении их подготовки

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1 У спортсменов юношеского возраста, так же как и у их сверстников, не занимающихся спортом, проявляются признаки незавершенности процесса формирования личностной идентичности, индикатором которой явля-

Таблица 1

Показатели самопрезентации различных возрастных групп (баллы) (Х± 5)

Класс Характеристики самопрезентации

Количество характеристик (Х± 5) Уровень презентации Ролевые характеристики (Х± 5) Время Самоотношение

Ученики 9 кл . (п= 50) 15,7 ± 2,93 средний 3,26 + 1,78 Настоящее +

Ученики 9 кл . сп . (п= 33) 8,9±3,41 средний 1,8 + 0,97 Настоящее +

Ученики 11 кл . (п= 48) 14,86 + 2,61 средний 4,05 + 2,41 Настоящее +

Ученики 11 кл . сп . (п= 30) 11,57 + 3,58 средний 1,1 + 0,89 Настоящее +

Примечание: жирным шрифтом выделены достоверные различия (р<0,01).

Таблица 2

Влияние тренинга на показатели содержания категорий образа-Я

№ Категория высказываний Спортсмены Показатели,%

до после

1. Формально-биографические, ролевые сведения 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 100 84,6 100 100 100 100

2 . Самооценка, принятие себя, качества личности, характер 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 100 100 87,7 100 100 100

3 . Умения, интересы, способности, интеллект 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 72,7 92,3 100 100 100 100

4 . Отношения с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками) 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 54,5 92,3 37,5 72,7 92,3 50

5 . Ценности, убеждения, обязанности, идеалы 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 27.3 15.4 87,7 100 92,3 87,8

6 . Чувства, переживания, мотивы 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 9,1 39,5 25 90,9 84,5 87,8

7 . Отношение к своему возрасту, представление о собственной взрослости, самостоятельности 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 0 0 0 54,5 46,2 12,5

8 . Жизненные планы (кем быть, каким быть) 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 0 0 0 36,3 53,9 37,5

9 . Внешность, отношение к сверстникам противоположного пола 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 54,5 46,2 0 72,7 53,9 75

10 . Особенности поведения 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 0 0 0 54,5 53,9 75

Примечание: достоверные различия фэм > фкр (р<0,01) выделены жирным шрифтом.

ются элементы путаницы ролей. Они состоят в том, что смешиваются признаки, стереотипно принадлежащие мужчинам и женщинам . Мужчины идентифицируются с успехом, интеллектом и одновременно с привязанностью, специфичной для женщин . Женщины - с заботой, эмпа-тией и одновременно с безопасностью, что специфично для мужчин

2 . В личностной идентичности спортсменов обнаруживаются признаки потребности в защите и опеке . К ним относятся: идентификация спортсменов себя с младшим возрастом, а славы и успеха - со старшим; идентификация по многим параметрам с представительницами женского пола, с матерью, которая является самым значимым источником идентификации; отнесение к наиболее значимым качествам: доброты, заботы, внимания, понимания, которые идентифицируются с родительскими качествами

Причиной этого является увеличивающаяся конкуренция в спортивной среде по мере роста спортивного мастерства, являющаяся основным источником общения, поэтому вырастает потребность в поддержке и защите, которую могут дать родные .

3 . Углубленные занятия спортом в старшем школьном

возрасте приводят к сужению Я-концепции спортсменов, что проявляется в более низких показателях их самопрезентации, что может стать причиной дисгармонии в личностном развитии . Отсутствие в самоописаниях спортсменов представлений о будущем свидетельствует о недостаточной ориентации на жизненные перспективы и может привести к их дезадаптации после окончания спортивной карьеры

4 . Спортсмены в старшем школьном возрасте демонстрируют ситуативность проявления ответственности, недостаток уверенности в собственных силах . Вместе с тем у них отмечается более высокий адаптационный потенциал, чем у их сверстников, не занимающихся спортом . На это указывает меньшая жесткость системы личностных конструктов спортсменов .

5 . Тренинг оказывает конструктивное влияние на изменение характеристик самосознания, повышая уровень самопрезентации . Об этом свидетельствуют более глубокое осознание ролевых характеристик, повышение полноты представленности способностей, свойств личности, черт характера, умений, круга интересов, ценностей; появление отсутствовавших до тренинга описаний: жизненных

Таблица 3

Влияние тренинга на развитие ответственности спортсменов

Компоненты ответственности Спортсмены До тренинга(баллы) (Х± 5) После тренинга (баллы) (Х± 5)

конструктивные деструктивные конструктивные деструктивные

Динамический 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 22,0±3,9 18,0±5,0 20,0±3,6 18,82±5,27 23,29±4,49 16,4±1,8 23,0±3,3 23,0±3,7 20,8±3,8 16,7±4,26 17,85±2,99 14,0±1,1

Мотивационный 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 22,0±3,6 20,0±4,1 20,8±3,8 19,0±5,5 18,0±5,3 25,5±3,5 24,0±2,7 23,0±2,1 23,0±2,6 17,0±5,4 13,0±2,7 23,6±3,3

Когнитивный 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 26,0*±3,8 26,0±5,4 24,9±1,4 15,73±6,43 21,57±4,43 21,0±2,6 28,0*±3,4 28,0±2,4 26,1*±1,5 15,0±5,77 17,46±2,79 18,5±1,9

Результативный 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 26,0±4,5 21,0±3,3 25,0±3,0 25,0±4,7 23,0±5,3 28,0±3,7 26,0±4,0 26,0±2,2 26,0±3,4 23,0±3,0 23,0±3,9 24,5±1,8

Эмоциональный 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 27,0±3,0 23,0±6,2 28,0±1,1 22,0±4,1 28,0±3,4 24,5±2,9 29,0*±3,2 27,0±4,9 29,4*±1,5 18,0±3,9 21,0±3,3 21,3±2,1

Регуляторный 9 класс (п=11) 11 класс (п=13) гребцы (п=8) 24,0*±3,8 21,0±2,1 25,0 ± 5,0 18,0±4,6 18,0±4,6 19,0±4,4 26,0*±2,7 26,0*±2,9 26,0*±4,6 17,0±4,6 17,0±5,0 18,0±4,9

Примечание: жирным шрифтом выделены выраженные показатели ответственности. Полученные изменения достоверны. * - достоверное превышение конструктивными деструктивных показателей ответственности.

Таблица 4

Показатели эффективности психологического тренинга спортсменов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели Спортсмены До тренинга После тренинга Достоверность различий

Уровень самопрезентации (балл) (Х±5) 9 класс(п=11) 11 класс(п=13) гребцы (п=8) 8,9 + 3,41 11,4 + 3,86 4,87± 1,64 21,1 + 1,51 22,4+ 2,3 21,4+ 1,4 с^ с^ с^ о" о" о" VI VI VI

Каузальная атрибуция, % 9 класс(п=11) 11 класс(п=13) гребцы (п=8) 18,2 30,8 0 72,7 84,6 23,75 ± 14,08 VI VI

Уверенность в себе (балл) (Х±5) 9 класс(п=11) 11 класс(п=13) гребцы (п=8) 75,1 + 6,76 70,0±14,1 70,6+12,5 80,27 + 8,08 81,0±9,11 83,9+ 12 с^ с^ с^ с^ с^ с^ VI VI VI

планов, своей внешности, особенностей поведения, свидетельствующих о развитии таких важных процессов, как интеграция, рефлексия, самосознание и самопознание спортсменов в старшем школьном возрасте

6 . Тренинг укрепляет субъектную позицию спортсменов в старшем школьном возрасте, что подтверждается достоверным ростом уверенности в себе, положительным самоотношением, достоверным превышением конструктивных показателей ответственности над деструктивными .

7 . Предложенная программа развития субъектности личности дала позитивные результаты в группах спортсменов разного возраста, представителей индивидуальных и командных видов спорта .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова К . А . Мировоззренческий смысл и научное значение психологической категории субъекта . Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики . - М . , 1997 . - С . 56-76 .

2 . Багина В . А . Психолого-педагогические условия активации юных спортсменов в профессиональном самоопределении: авто-реф . дис . ... канд . пед. наук . - М . , 1995 . - С . 20 .

3 . Божович Л . И . Личность и ее формирование в детском возрасте . - М . ,1998 .

4 . Брушлинский А . В . Проблемы психологии субъекта . - М . , 1994 .

5 . Горская Г . Б . Психологические факторы самореализации профессионалов высокого класса: дис . ... докт . психол . наук. - Краснодар, 1999 .

6 . Зернова Т . И . Влияние различных форм ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие подростков: дис . ... канд . психол . наук. - Краснодар, 2004 . -192 с .

7 . Кон И . С . Категория «Я» в психологии // Психологический журнал . - 1981. - Том 2 . - № 2 . - С . 25-37 .

8 . Мартенс Р . Социальная психология и спорт . - М . : Физкультура и спорт, 1999 . - 176 с .

9 . Ольшанский Д . В . Новая педагогическая психология . - М . : Академический проект, 2002 - 528 с

10 . Пархоменко Е . А . Влияние ранней профессионализации на личностное и интеллектуальное развитие спортсменов в игровых видах спорта: дис . ... канд . пед . наук . - Краснодар, 2002 . - 196 с .

11. Фельдштейн Д . И . Психология развивающейся личности . -М . -Воронеж, 1996 .

12 . Cooley C . H . Human Nature And Social Order. N .Y . 1964 .

13 . Heyman S . R . Counselling and psychotherapy with athletes special concideration // Sport psychology (Eds . J . R . May, M . J . Asken) N . - Y . PMA Publishing Corp . , 1987 . P . 135- 156 .

14 . Thomas P . CCPR initiatives in youth sport // Международный форум «Молодежь . Наука . Олимпизм . » 14-18 июня 1998г. -М . ,1998 . -С334-336 .

PECULIARITIES OF THE FORMATION OF ATHLETES' SUBJECT POSITION IN THE YOUTHFUL AGE

S. Olshanskaya, Candidate of Psychology, Senior Teacher,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

The given research is devoted to the problem of sport activity influence on the development of self-consciousness of youthful age athletes . The comparison of peculiarities of self-consciousness of athletes and persons of the same age, who don't go in for sport, showed that signs of immaturity of the self-conception are evident in both of them, but as for athletes, the narrowing of the self-conception is even marked here too .

The data about the positive influence of the worked out by the author training programme on the athletes' consciousness coming-to-be have been adduced in the article

Key words: development of athletes in their personal capacity, subject position, a person subject (to), consciousness, self-conception, youthful age, developing programme .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.