Психологические аспекты готовности участников студенческого бизнес-инкубатора..,
модульная программа квалификационных курсов «Теория и практика дистанционного обучения в условиях введения ФГОС» (10 учебных модулей), позволила на основе анализа профессиональных компетенций педагогов выявить актуальные направления курсовой подготовки, спроектировать индивидуальные образовательные маршруты поэтапного повышение квалификации в сфере применения дистанционных образовательных технологий в образовательной практике школы.
На основе анализа образовательных запросов обучающихся педагогами были выявлены актуальные направления развития курсовой подготовки школьников и разработаны первые учебные программы, реализация которых планируется с применением дистанционных образовательных технологий. В настоящее время созданные педагогические разработки проходят экспертизу в научно-методическом совете НИРО и планируются к экспериментальной апробации в 2014-2015 учебном году. Таким образом, в условиях совершенствования региональной системы дополнительного профессионального педагогического образования в направлении достижения эффекта профессионального развития педагогов, реализация модели
тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов способствует повышению эффективности и продуктивности образовательного процесса, направленного на наиболее полное удовлетворение социальных заказов на обучение.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 70291362/
2. Гогоберидзе А.Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2002. - 537 с.
3. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования. - Н. Новгород: Изд-во НГЦ, 2005. - 342 с.
4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами / под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Академия, 2002. - 384 с.
УДК 159.9:62
Прохорова Мария Вячеславовна
кандидат психологических наук
Чепьюк Ольга Ростиславовна
кандидат экономических наук Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского [email protected], [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ УЧАСТНИКОВ СТУДЕНЧЕСКОГО БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА К ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ
Авторы статьи исследуют психологические аспекты способности и готовности студентов, обучающихся в студенческом бизнес-инкубаторе университета, к инновационной предпринимательской деятельности. В ходе исследования, в котором приняли участие 73 человека, оценивались профессиональные предпочтения и адапторско-инноваторский стиль. Обработка данных проводилась с помощью методов описательной статистики, непараметрического критерия Манн-Уитни, кластерного анализа.
Ключевые слова: инновационное предпринимательство, адаптор, инноватор, когнитивный стиль, профессиональные предпочтения, предпринимательский тип.
Студенческие бизнес-инкубаторы являются составной частью инновационной инфраструктуры, развитие которой определено Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» [4]. В круг задач бизнес-инкубаторов высшего профессионального образования входят: выявление заинтересованных и способных к созданию своего бизнеса студентов; развитие предпринимательских компетенций у молодёжи вуза; помощь в генерации и коммерциализации инноваций; содействие формированию рабочих команд.
Психологическая готовность молодых людей к ведению инновационной предпринимательской деятельности предполагает наличие у них соответствующих психических качеств.
Важность изучения психологии предпринимательской деятельности впервые отметил Й. Шум-петер: «.осуществление новых комбинаций представляет собой особую функцию и привилегию людей, которых гораздо меньше, чем тех, которые в принципе имели бы такую возможность, а часто тех людей, которые на первый взгляд лишены такой возможности. Именно поэтому предприниматели являют собой особый тип» [7, с. 177]. В рабо-
© Прохорова М.В., Чепьюк О.Р., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
125
те М.В. Прохоровой, О.Л. Белоконь установлены ключевые психические детерминанты успеха предпринимателей: креативность, внутренняя мотивация, настойчивость в достижении цели, организаторские способности, нонконформизм, лидерские способности [2, с. 400].
Инновационные предприниматели должны стать агентами изменений в экономике и организациях. Теория адапторства-инноваторства М. Киртона позволяет рассматривать способность и готовность человека к выдвижению, развитию, поддержке принципиально новых идей [8]. В контексте данной теории инноваторство обусловлено относительно устойчивыми индивидуальными особенностями познавательных процессов человека, которые выражаются в стратегии использовании новых данных для установления новых структур. Адаптеры же вводят новые данные в уже существующие структуры.
Изучение психологических аспектов способности молодых людей к инновационной предпринимательской деятельности и готовности стать проводниками изменений в российской экономике послужило задачей данной работы.
Процедура исследования
Выборка испытуемых. В исследовании приняли участие 73 студента, которые проходили обучение и участвовали в конкурсах бизнес-инкубатора Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ им. Н.И. Лобачевского) [6]. Среди участников исследования были 66 женщин и 7 мужчин в возрасте от 18 до 27 лет, получающих высшее образование на 10 факультетах Нижегородского государственного университета.
Методы сбора данных. Оценка адапторско-инноваторского стиля проводилась с помощью методики «КА1МА», разработанной М.В. Прохоровой и А.Д. Терегуловой [3, с. 24-30] в соответствии с концепцией М. Киртона [8]. Тест включает 39 утверждений, с каждым из которых испытуемый выражает степень своего согласия по пятибалльной шкале, отметив выбранный вариант в соответствующем столбце. К тесту прилагаются женские и мужские нормы, представленные в десятибалльной шкале (стенах).
Для оценки профессиональных предпочтений использовался одноимённый опросник Дж. Холлан-да, адаптированный Г.В. Резапкиной [5]. Тест включает 30 пар профессий, которые поочерёдно сравниваются между собой. Полученные результаты переводятся в три стандартизированных балла, который показывают яркую, среднюю и слабую выраженность шести профессиональных типов: реалистического, интеллектуального (исследовательского), артистического, социального, предпринимательского и конвенционального (офисного).
Обработка данных и обсуждение полученных результатов
При обработке данных, полученных по тесту «КА1МА», использовалась описательная статистика. Определение структуры профессиональных предпочтений проводилось с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни и кластерного анализа. Для обработки данных использовался пакет 10.0».
Адапторско-инноваторский когнитивный стиль. Участники студенческого бизнес-инкубатора проявили среднюю выраженность адапторско-инновоторского когнитивного стиля, что следует из показателей первичной описательной статистики. Среднее выборочное значение, мода и медиана составляют норму, приближаясь к её верхней границе (табл. 1).
Студенты, обладающие такой выраженностью когнтивного стиля, по-разному рассматривают новые данные и решают проблемы, не проявляя тяготения только к поиску путей усовершенствования уже имеющихся концепций или разработке принципиально новых идей. Участники студенческого бизнес-инкубатора могут стать «мостиком» или связующим звеном между крайними адапторами и крайними инноваторами, которым трудно договориться и сработаться друг с другом. Готовностью самостоятельно искать новые проблемные области и стимулировать изменения обладает лишь малая часть данной группы студентов (рис. 1), которые могут стать лидерами бизнес-проектов. На распределении адапторско-инноваторского стиля студентов, которое близко к нормальному, можно выде-
Показатель п=73
Среднее арифметическое 6,192
Стандартная ошибка среднего арифметического 0,254
Мода 7,000
Медиана 6,000
Стандартное отклонение 2,171
Асимметрия -0,221
Стандартная ошибка асимметрии 0,281
Эксцесс -0,190
Стандартная ошибка эксцесса 0,555
Критерий Колмогорова-Смирнова 0,111
Таблица 1
Описательная статистика выраженности адапторско-инноваторского когнитивного стиля
Психологические аспекты готовности участников студенческого бизнес-инкубатора...
Ожнд
2 4 6
Уровень выраженности адапторско-инноваторского стиля
Рис. 1. Распределение участников студенческого бизнес-инкубатора на континууме адапторско-инноваторского стиля
лить незначительную правостороннюю асимметрию.
Профессиональные предпочтения. Предпринимательский профессиональный тип получил третий ранг на выборке участников студенческого бизнес-инкубатора после артистического и социальных типов (таблица 2).
Использование непараметрического критерия Манна-Уитни позволило установить достоверно значимые различия между выраженностью предпринимательского и артистического типа (р=0,018), который получил первый ранг. Значимые различия обнаружены между предпринимательским и тремя профессиональными типами, получившими соответственно четвёртый, пятый и шестой ранги. Предпринимательский тип отличается от интеллектуального на уровне значимости р=0,05, от реалистического и конвенционального на уровне значимости р=0,01. Достоверных различий между выраженностью предпринимательского и социального типов не обнаружено (р=0,422).
Использование метода кластерного анализа позволило выделить два кластера профессиональных типов участников студенческого бизнес-инкубатора (рис. 2).
В первый вошли три профессиональных типа, получившие наибольшие баллы (артистический, социальный, предпринимательский); второй кластер образован тремя типа с меньшими баллами (реалистический, интеллектуальный и конвенциональный). Следует отметить, что в соответствии с теорией Дж Холлан-да [1, с. 12] профессиональные предпочтения участников студенческого бизнес-инкубатора однородны.
Участники бизнес-инкубатора в наибольшей степени ориентированы на художественное творчество, актёрскую деятельность, им интересна работа с людьми, организация групповых мероприятий, обучение, воспитание, оказание помощи. В данных сферах они готовы проявлять предпринимательские способности (рисковать, участвовать в соревновательной деятельности, управлять проектами и людьми, вести рекламные кампании). Участие в работе бизнес-инкубатора даёт студентам возможность проявить себя, пройти обучение в открытой, свободной от условностей форме, сформировать навыки сотрудничества и понимания других людей, проявить свои вербальные способности. Выделенная триада (три профессиональных типа) способствует формированию первичных
Таблица 2
Меры центральной тенденции профессиональных предпочтений участников студенческого бизнес-инкубатора
Профессиональный тип Среднее значение Ранг среднего Медиана Мода Стандартное отклонение
Реалистический 4,24 5 4,00 4,00 1,76
Интеллектуальный (исследовательский) 4,50 4 5,00 5,00 1,93
Артистический 6,38 1 7,00 8,00 2,36
Социальный 5,73 2 6,00 6,00 1,78
Предпринимательский 5,49 3 5,00 5,00 1,94
Конвенциональный (офисный) 3,63 6 3,00 2,00 2,32
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
127
Рис. 2. Дендрограмма профессиональных предпочтений участников студенческого бизнес-инкубатора.
Р - реалистический, И - интеллектуальный (исследовательский), К - конвенциональный (офисный), А - артистический, С - социальный, П - предпринимательский
предпринимательских навыков у студентов в ходе обучения и работы в бизнес-инкубаторе, но такое сочетание не позволяет обеспечить запуск большого числа новых бизнес-проектов. С одной стороны, для этого необходимо подбирать для обучения в бизнес-инкубаторе студентов с высоким уровнем потребности в достижениях, материальном благополучии, склонности к риску, амбициозных, а с другой, - развивать в ходе тренингов и проектных заданий лидерские и организаторские способности.
Заключение
Студенты, проходящие подготовку в бизнес-инкубаторе, обладают средним уровнем выраженности адапторско-инноваторского когнитивного стиля. Предпринимательский тип входит в профессиональные предпочтения участников студенческого бизнес-инкубатора, но не является лидирующим. Отсюда следует, что в большинстве своём студенты, обучающиеся в бизнес-инкубаторе, готовы к инновационному предпринимательству на уровне, незначительно превышающем средний.
Возможности для вывода студенческих бизнес-проектов на посевную стадию и обеспечения их успеха в дальнейшем лежат в нескольких направлениях.
Во-первых, в формировании команд, где лидирующие позиции займут студенты, обладающие максимальной выраженностью инноваторского стиля и предпринимательского типа. Эти лидеры смогут при содействии кураторов бизнес-инкубатора повести за собой команды.
Во-вторых, в использовании преимущественно активных методов обучения (тренингов и мозговых штурмов), в ходе подготовки будущих предпринимателей из числа студентов, что позволит развить
как лидерские, так и креативные способности участников бизнес-инкубатора.
В дальнейшем при организации обучения в студенческом бизнес-инкубаторе следует отбирать студентов, обладающих высоким или выше среднего уровнем инноваторства и доминированием предпринимательского типа.
Библиографический список
1. Воробьёв А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. Опросник профессиональных предпочтений. Руководство. -Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1997. - 22 с.
2. ПрохороваМ.В., Белоконь О.Л. Психические детерминанты эффективной предпринимательской деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 5 (1). - С. 396-402.
3. Прохорова М.В. Бизнес-планирование в деятельности психолога. - Нижний Новгород: Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2013. - 52 с.
4. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»
5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2010. - 208 с.
6. Студенческий бизнес-инкубатор ННГУ им. Н.И. Лобачевского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innoforum.unn.ru/sbi/ (дата обращения 11.04.2014).
7. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.
8. Kirton M.J. Adaptors and innovators: a description and measure // Journal of Applied Psychology. - 1976. - P. 622-629.