НАМ ПИШУТ
© Ясько Б. А., 2003
Б. А. Ясько
ВРАЧ-ПЕДИАТР: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кафедра прикладной психологии Института экономики и управления Кубанской государственной медакадемии, РФ
Профессиональная медицинская деятельность предъявляет повышенные требования к психической устойчивости и адаптационным возможностям специалиста. Настало время признать, что складываются эти персонифицированные качества врача не только, а, возможно, и не столько в процессе обучения профессиональным знаниям, умениям, навыкам. Существенную роль в этом процессе должна занять комплексная система психологического сопровождения непрерывного профессионального образования.
Поставив задачу определить типологические особенности личности врача-педиатра, возьмем за основу известную теоретическую концепцию профессионального выбора Дж. Холланда, которая отражена в известной психодиагностической методике «Опросник профессиональных предпочтений» [2]. Согласно взглядам Дж. Холланда, большинство людей могут быть отнесены к одному из 6 типов — реалистическому (Р-тип), исследовательскому (И-тип), артистическому (А-тип), социальному (С-тип), предпринимательскому (П-тип) и конвенциаль-ному (К-тип). Каждый тип есть идеализация, гипотетическая конструкция, позволяющая провести описание определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Тип характеризуется своими психологическими особенностями — способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей. Эти особенности являются результатом взаимодействия множества факторов — социокультурных, личностных и др. Под влиянием этих факторов личность первоначально предпочитает одни и отвергает другие виды деятельности и социальной активности. Затем предпочтительные деятельности становятся преобладающими интересами. Эти интересы ведут к развитию определенных способностей. И, наконец, интересы и способности личности формируют определенные личностные диспозиции, которые определяют то, как человек воспринимает окружающий мир, чувствует, думает и действует.
Существует 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское и конвенци-альное. В каждом виде окружения доминирует соответствующий тип. Так, в социальном окружении функцио-
нирует гораздо больший процент людей С-типа, чем, например, Р-типа. В силу того, что различные личностные типы имеют разные интересы, способности и диспозиции, они стремятся окружить себя такими людьми, предметами, материалами и решать такие проблемы, которые были бы конгруэнтны их запросам. Характерно, что люди ищут такое окружение, которое бы позволило им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблемы и брать на себя соответствующие запросам роли. Так, Р-тип ищет реалистическое окружение, С-тип ищет, соответственно, социальное и т.д. Аналогично и окружение привлекает к себе наиболее соответствующих ему людей.
Одной из важнейших составных частей окружения является профессия человека, его профессиональная деятельность. Профессии также могут быть расклассифицированы по наличию в них элементов 6 типов. Так, медицина, как вид профессионального окружения, относится к С-типу, а профессия врача, являясь социально ориентированным видом деятельности, предполагает наличие у субъекта черт данного типа. Другой составной частью окружения является досуг человека, его времяпрепровождение вне работы. Поведение личности определяется взаимодействием между ее личностными особенностями и характеристиками ее окружения.
Дж. Холланд утверждает, что если мы знаем типологические особенности личности и характеристики его окружения, мы можем высказать предположение относительно его удовлетворенности, потенциальной текучести достижений, мотивации стремления к совершенствованию [3]. Так, люди, занятые в профессии и находящиеся в окружении, соответствующих их типу, более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. И, наоборот, люди, выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу, будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию.
Взаимоотношения между 6 выделенными типами описывается, согласно теории Дж. Холланда, гексагоном — шестиугольником, на вершинах которого расположены типы личности в определенном порядке: Р—И—А—С— П—К (см. рисунок).
Б. А. Ясько
ПЕДИАТРИЯ № 5, 2003 г.
Рисунок. Гексагон Дж. Холланда (пояснение в тексте).
Шестиугольник позволяет определить однородность, дифференцированность и конгруэнтность личности профессионала. Эти понятия трактуются следующим образом.
Однородность. Понятие показывает, что одни типы более схожи друг с другом, другие - менее. Так, С- и А- типы более схожи друг с другом, чем, например, И- и П-типы. Так как реальная личность (как и окружение) содержит в себе элементы разных типов, то она может быть более или менее однородной. Чем ближе друг к другу на гексагоне расположены типы, составляющие содержание конкретной личности, тем она более однородна. Например, реалистический индивид, который также имеет интерес к исследовательской и конвенциональной деятельности (код: РИК), личностно более однороден, чем реалист, ориентированный на социальную и предпринимательскую активность (код: РПС). Однородность — это показатель степени соответствия профессиональных интересов личности избранной профессии.
Дифференцированность. Некоторые личности или окружения демонстрируют бульшую принадлежность к одному типу и меньшую к другим. Есть личности и окружения, в которых разные типы представлены в равной степени. Индивиды или окружения, в которых разные типы представлены в примерно равных пропорциях, рассматриваются как слабо дифференцированные. Степень дифференцированности типа личности есть показатель значимости, которую имеет в интересах человека избранная профессиональная деятельность.
Конгруэнтность. В соответствии с данным понятием разные типы личности требуют соответствующего окружения. О конгруэнтности можно говорить в том случае, когда индивид живет и работает в окружении того же типа, к которому принадлежит и он сам. Неконгруэнтность, например, будет иметь место в том случае, если Р-тип будет работать или жить в окружении С-типа.
По результатам тестирования определяется 3-буквен-ный код испытуемого. Он показывает, в какой степени его профессиональные предпочтения соответствуют каждому из 6 личностных типов, определяемых Дж. Холландом. Первая буква кода указывает на тип, которому он соответствует в большей степени, вторая — на меньшее соответствие, а третья — отражает тип, которому соответствует личность в еще меньшей степени. Типы, которые не вошли в буквенный код, — это те типы, которым обследу-
емый практически не соответствует. Полученный код используется для определения соответствия профессиональной деятельности (окружения) испытуемого особенностям его личности.
Настоящее исследование проводилось среди врачей-педиатров терапевтического профиля лечебно-профилактических учреждений Краснодара, Краснодарского края и преподавателей кафедры педиатрии Кубанской государственной медакадемии, Краснодарского краевого базового медицинского колледжа. Всего в обследовании приняли участие 81 специалист, все имеют стаж врачебной деятельности свыше 10 лет и обладают 1-й или высшей квалификационной категорией. Подгруппу врачей, имеющих стаж медицинской деятельности от 10 до 15 лет, составили 47 человек, а подгруппу со стажем 10—20 лет — 34 респондента. Сказанное позволяет считать группу эталонной. Целью исследования явилось определение профессиональных предпочтений, выражающихся в типах личности, наиболее характерных для врачей-педиатров.
Из многообразия личностных кодов по типам профессиональных предпочтений, предлагаемых Дж. Холлан-дом, в обследуемой группе выявлено 3 основных. Распределились они следующим образом (см. таблицу).
Таблица
Особенности профессиональных предпочтений врачей-педиатров
Стаж работы, годы Типы личности в профессии
ИРС ИСР ИСП пр чие
10—15 27,7 ( 13)* 9,1 (9) 4 4,7 (21) 8,5 (4)
16—20 17,6 (6) 20,6 (7) 5 5,9 (19) 5,9 (2)
В целом 22,7 ( 19) 19,9 (1 6) 50,3 (40 7,2 (6)
* данные представлены в %, в скобках- абсолютное число.
Бульшую часть врачей-педиатров представляет тип ИСП. Будучи типом средней степени однородности, он уже этим одним отражает особенность педиатров как психолого-профессионального социума. Исследовательский характер в сочетании с ориентацией на людей и оказание им помощи, внутренняя готовность и стремление помочь советом, объяснить — это качества, делающие представителей данной группы высокими профессионалами. Для большинства из них, именно благодаря С -обусловленным личностным чертам, не свойственны психологические «зажимы» и «барьеры» в общении как с пациентами, так и с их близкими. Коммуникативность, способность к организации взаимодействия, развитая эмпатия в общении — преобладающие личностные качества педиатров. Более того, многолетний субъективный опыт автора этих строк показывает: наиболее эффективно педагогическое общение в системе медицинского профессионального образования удается построить именно педиатрам, пришедшим волею профессиональной судьбы к педагогической, образовательной деятельности. Пример тому — плеяда известных не только на Кубани врачей-педиатров, среди них яркие личности: доктор медицин-
ских наук, профессор К. И. Бжассо; кандидат медицинских наук, доцент Е. М. Мазалецкая; кандидат медицинских наук, доцент Н. Г. Соболева; неонатолог, врач и преподаватель высшей квалификационной категории Л. П. Маркелова; заслуженный учитель России, до недавнего времени — директор Краснодарского краевого базового медицинского колледжа С. В. Мосева и многие, многие другие. О таких говорят: «Врач — от Бога». Добавим: и педагог — от Бога!
Обращает на себя внимание, что продолжительность профессиональной деятельности не повлияла существенным образом на изменение профессиональных предпочтений педиатров. Типы ИРС и ИСР, будучи близкими по составу, отражают в равной пропорции предпочтения как в группе врачей, имеющих профессиональный стаж 10—15 лет, так и в группе со стажем более 15 лет. Кроме того, оба типа имеют среднюю степень однородности, что также позволяет рассматривать их как близкие по сути. Заслуживает внимания и показатель уровня дифферен-цированности интересов, способностей и предпочтительных видов деятельности. Значительная часть педиатров — 49,4% (40 чел.) — обнаружила низкую дифференци-рованность типа личности, а 35,8% (29 чел.) — среднюю. Это свидетельствует о сформировавшейся направленности профессиональных интересов большинства респондентов, осознании ими собственной профессиональной карьеры. Исследовательский характер врачебной деятельности для представителей этой части респондентов воплощается в развитом рефлексивном профессиональном мышлении, равно сочетающемся с мотивированной рационалистической активностью, направленной на решение социально значимой профессиональной задачи — оказание врачебной помощи ребенку. Высокая дифференцированность типа личности у 14,8% опрошенных позволяет предположить необходимость уточнения ими системы профессиональных «координат», в том числе направления углубленной специализации. Возможно, одной из причин определенной «разбалансированности» профессиональных интересов и предпочтений, обнаруженной у этой части врачей, является высокий уровень социальной фрустриро-ванности медицинских работников в современных социально-экономических условиях Российского общества [1].
Приведенные данные в совокупности позволяют пред-
положить наличие в психограмме врача-педиатра определенного сочетания личностных типов (И, С, Р), обладающих средним уровнем однородности, а также состояние незначительной дифференцированности профессиональной направленности личности. Это свидетельствует о высокой степени соответствия профессиональных интересов врача-педиатра избранной профессии и значимости, которую она имеет для его личности.
Психологический анализ личностно-типологических особенностей субъекта педиатрической врачебной деятельности, на наш взгляд, может способствовать расширению поля рефлексивного профессионального мышления врача, способствовать достижению им вершин самоактуализации. Полученные сведения о профессионально-личностных предпочтениях врача-педиатра могут быть использованы при проведении профориентационной работы с молодежью, избирающей врачебную профессию, для уточнения индивидуально целесообразной образовательной специальности, а также в психологическом консультировании студентов педиатрических факультетов и молодых специалистов-педиатров при решении ими вопроса о выборе профиля специализации.
Анализ результатов исследований в области психологии медицинского труда, проводимых нашей кафедрой, подтверждает назревшую потребность включения психологических компонентов не только в образовательно-профессиональную программу подготовки специалиста, в воспитательно-развивающие программы, реализуемые медицинскими вузами. Концепция психологического сопровождения процесса профессионального развития личности врача позволит определять конструктивные и оптимальные пути профессионализации специалиста, достижения врачом вершин личностной самоактуализации.
ЛИТЕРАТУРА
Х.Ломакина Л. И., Ясько Б. А. // Проблемы судебной медицины, экспертизы и права / Под ред. В. А. Породен-ко. — Вып. Х. — Краснодар, 2000. — С. ХХХ—ХХ8.
2 . Опросник профессиональных предпочтений (Руководство). — Ярославль, Х994.
3. Holland J. L. Making vocational choices: a theory of careers. — Englewood Cliffs; New Jersey, Prentice-Hall, Х 973.