Научная статья на тему 'Дидактические условия тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов'

Дидактические условия тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ТЬТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TUTOR'S SUPPORT / DIDACTIC CONDITIONS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городецкая Наталья Ивановна

Выявлены дидактические условия тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов, ориентированного на профессиональное развитие педагога. Представлена модель тьюторского сопровождения, основанная на построении индивидуального образовательного маршрута профессионального развития педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Городецкая Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The didactic conditions of tutor’s support of distance professional development of teachers

Didactic conditions of tutor’s support in distance development of teachers which is focused on professional development are revealed in this article. The article presents the model of tutor’s support based on building teachers` individual educational route of professional development.

Текст научной работы на тему «Дидактические условия тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов»

Дидактические условия тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов

соцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров. - М.: АСТ «Аст-рель», 2012. - 88 с.

5. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. - 3-е изд., исправленное. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 391 с.

6. Примерная программа основного общего образования по математике [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2629 (дата обращения: 26.01.2013).

7. Стефанова Н.Л. Компетентность современного учителя математики и пути ее формирования в процессе методической подготовки в вузе // Проблемы теории и практики обучения математике: сб. науч. работ, представленных на Междунар. науч.

конф. «56-е Герценовские чтения». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 14-18.

8. Стефанова Н.Л., Пономарчук О.С. К постановке проблемы формирования предметной компетентности современного учителя математики // Проблемы теории и практики обучения математике: сб. науч. работ, представленных на Междунар. науч. конф. «58-е Герценовские чтения». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - С. 35-38.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр / магистр») [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru. (дата обращения: 10.08.2012).

УДК 37.4.7

Городецкая Наталья Ивановна

кандидат педагогических наук Нижегородский институт развития образования

nigorod@gmail. com

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Выявлены дидактические условия тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов, ориентированного на профессиональное развитие педагога. Представлена модель тьюторского сопровождения, основанная на построении индивидуального образовательного маршрута профессионального развития педагога.

Ключевые слова: дидактические условия, повышение квалификации педагогов, тьторское сопровождение, индивидуальный образовательный маршрут, дистанционные образовательные технологии.

Возрастающая популярность дистанционного формата обучения у потребителей образовательных услуг, а также принятие Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16) и издание Приказа Ми-нобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» создают предпосылки для активного использования дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, что позволяет образовательным организациям интенсивно расширять и обогащать спектр своих образовательных предложений. Разработка новых модульных образовательных программ дистанционного обучения в свою очередь актуализирует необходимость внедрения инновационных образовательных технологий, направленных на подержание вариативности и индивидуализации обучения, что само по себе обуславливает процессы внедрения технологий сопровождения в образовании.

Применительно к системе дистанционного повышения квалификации педагогов инновационный комплекс дидактических условий (совокупность ресурсных и процессуальных компонентов образовательного процесса), обеспечивающий переход к вариативности, индивидуализации и открытости образовательного процесса индуцируется посредством проектирования, разработки и реализации модульных образовательных программ с учетом принципа открытости к внешним запросам педагогической общественности. Выстраивание индивидуальных учебных планов (маршрутов) дистанционного повышения квалификации и их реализация на основе функционирования модели тьюторс-кого сопровождения, целевым ориентиром которой является профессиональное развитие педагогов, позволяет максимально приблизить предоставляемые образовательные услуги индивидуальным профессиональным запросам специалистов системы образования. Основываясь на концептуальной идее дистанционного обучения: предоставление качественных образовательных услуг по месту жительства обучаемых в соответствии с их образовательными потребностями, а также на имеющемся опыте педагогических практик тьюторского сопровож-

© Городецкая Н.И., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

121

дения, направленных на поддержание вариативности и индивидуализации процесса обучения, мы переосмыслили идею тьюторского сопровождения и разработали механизм ее использования в системе дистанционного повышения квалификации педагогов, ориентированной на профессиональное развитие педагогов. Тьюторское сопровождение дистанционного повышения квалификации нами представляется как управленческая технология организации целенаправленного взаимодействия преподавателей дистанционных модулей повышения квалификации, тьюторов, сопровождающих реализацию индивидуальных учебных планов, и обучающихся педагогов, включающая последовательную смену видов деятельности от проектирования содержания дистанционных модулей повышения квалификации до построения индивидуальных образовательных маршрутов и получения эффекта профессионального развития педагога. При этом условиями реализации механизмов вариативности, индивидуализации обучения, активизации процессов самообучения, профессионального развития педагога выступают принцип открытости образования к внешним запросам (свобода выбора обучаемым содержания курсовой подготовки - суперпозиции модулей дистанционного обучения) и организации тьюторского сопровождения учебного процесса.

Принцип открытости предполагает гармоничную интеграцию различных технологий обучения и позиционируется нами как системообразующий принцип реализации механизма тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов, способствующего повышению эффективности образовательного процесса, ориентированного на наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей обучаемых. Это позволяет каждому педагогу становиться действительным субъектом своего образования, профессионального развития и саморазвития, что становится особенно актуальным в условиях введения ФГОС и профессионального стандарта педагога, предполагающего освоение новых профессиональных, наукоемких и общекультурных компетенций, способствующих более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

В соответствии с принципом открытости мы определяем систему дистанционного повышения квалификации педагогов как открытую образовательную систему с присущим ей свойством целостности и новым качеством дополнительного профессионального образования педагогов, включающую специфические входы, процессы и выходы и обладающую совокупностью организационных, телекоммуникационных, и научно-методических ресурсов, вовлеченных в разработку и реализацию образовательных программ профессионального развития педагогов с применением дистанционных

образовательных технологий. При этом тьюторс-кое сопровождение, как управленческая технология, является ведущим способом функционирования открытой системы дистанционного повышения квалификации педагогов, компоненты которой взаимодействуют не только друг с другом, но и с внешней средой. В соответствии с исследованиями Г.А. Игнатьевой [8; 9; 10], посвященными разработке инновационной модели повышения квалификации педагога как самообучающейся организации, базирующейся на концепции проектирования деятель-ностного содержания профессионального развития педагога, модель тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации представляется нами в контексте образовательной ситуации открытого типа, позволяющей на основе создания оптимальных условий разработки ресурсной базы деятельностного содержания образовательного процесса и организации процессов позиционного самоопределения субъектов инновационной деятельности обеспечить реализацию целевых установок модели тьюторского сопровождения - достижения эффекта профессионального развития педагога.

Анализ нормативных правовых актов, действующих на федеральном уровне и регламентирующих процессы внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательную практику, позволяет выделить основные компоненты ресурсного комплекса как объекта взаимодействия субъектов образовательного процесса, реализуемого с использованием дистанционных образовательных технологий: нормативно-правовые и документаци-онные, кадровые, материально-технические, информационно-методические ресурсы. Наиболее важными условиями построения эффективной модели тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов являются:

- социокультурные условия, включающие в себя ценностно-целевые ориентации субъектов повышения квалификации;

- нормативно-правовые условия, определяющие порядок и нормы применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;

- возрастно-психологические, определяющие характер социальной ситуации профессионального развития педагога в электронной информационно-образовательной среде;

- информационно-коммуникационные, интегрирующие совокупность компьютерных и телекоммуникационных средств, включая аппаратное и программное обеспечение;

- содержательно-деятельностные, связанные с разработкой новых типов дистанционных курсов и новых форм их освоения (индивидуальные образовательные планы (маршруты));

а "а

Рис. 1. Модель тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов

Й »

К н

Л

^

о К

а

и о се

М

Н в-8 н о ■а

о К о

о а ■о

о -

о

X

а ¡а

Й а

о

н »

X

В

а о

X X

о -1

о

а о а е-

а а ¡а

к

а

»

й а ■е-а к к а а а

Й

-1

о -1

о а

- организационно-методические, включающие комплекс дидактических и методических средств проектирования содержания тьюторского сопровождения и диагностики эффекта профессионального развития.

Тьюторское сопровождение, как управленческая технология, является центральным функциональным компонентом модели, включающим в себя сопряженные механизмы взаимодействия субъектов образовательного процесса (тьютора, преподавателя дистанционного курса и обучающегося) по построению и реализации индивидуального образовательного маршрута дистанционного повышения квалификации.

Процессуальным полем функционирования модели тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов, а также важным функциональным инструментом профессионального развития субъектов образовательного процесса является электронная информационно-образовательная среда, включающая себя «электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [1].

Центральным процессуальным компонентом тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов является проектирование индивидуального образовательного маршрута - способа организации деятельности обучающегося в образовательном процессе, основанного на личностных смыслах, потребностях и ценностях, что предполагает развитие субъектной и профессиональной позиции обучающегося на основе личной ответственности и определенной свободы в достижении поставленных целей [2].

Целевые установки функционирования модели тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации направлены на формирование комплекса профессиональных педагогических компетенций современного педагога, обеспечивающих достижение им эффекта профессионального развития - объективного процесса перехода (кардинального сдвига) педагога от позиции специалиста к позиции профессионала, связанной с фундаментальной способностью педагога становиться и быть подлинным субъектом собственной деятельности в профессиогенезе [3].

Принятые целевые установки модели тьюторс-кого сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов определяют специфику проектирования индивидуального образовательного маршрута. Деятельность тьютора включает последовательную смену этапов от идентификации профессиональной позиции обучающегося, проек-

тирования индивидуальной стратегии освоения дистанционных курсов повышения квалификации, разработки технологической карты дистанционного обучения, включая организационно-методическое сопровождение и поддержку реализации индивидуального учебного плана (маршрута) до мониторинга результативности дистанционного обучения. Деятельность обучающихся направлена на освоение содержания дистанционных модулей учебной программы, являющихся составляющими индивидуального учебного плана (маршрута), и осуществляется через прохождение технологических этапов позиционного самоопределения от рефлексии имеющихся средств и способов профессиональной деятельности, проектирования индивидуальной стратегии дистанционного повышения квалификации, реализации индивидуальной стратегии на основе технологической карты до оформления образовательных результатов и перехода к конструированию авторских педагогических продуктов.

Системно-дидактический комплекс - совокупность взаимосвязанных учебных средств, методов и организационных форм обучения - обеспечивает деятельностное содержание процесса дистанционного обучения педагогов. Проектирование системно-дидактического комплекса осуществляется на основе разработки модульных программ дистанционного повышения квалификации, позволяющих предоставить современному педагогу новое содержание и средства профессиональной деятельности с учетом его индивидуальных профессиональных потребностей и предпочтений. При этом механизм обратной связи, функционирующий в разработанной нами модели по принципу рефлексивного управления (цикличное взаимодействие управляющего и управляемого) [4], позволяет сфокусировать образовательный процесс на достижение эффекта профессионального развития педагога посредством развития позиционного самоопределения от позиции специалиста-предметника через рефлексию к позиции профессионала, а затем - к позиции эксперта, конструирующего новое содержание и новые средства педагогической деятельности [3].

Внедрение модели тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации педагогов осуществляется в ГБОУ ДПО НИРО в условиях функционирования электронной информационно-образовательной среды, размещенной по адресу www.moodle.niro.nnov.ru, и реализации накопительной системы повышения квалификации, регламентирующей организацию образовательного процесса по индивидуальным учебным планам. В качестве примера приведем реализацию описанной выше модели при организации повышения квалификации группы педагогов МБОУ Новинская СОШ в сфере применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Специально разработанная

Психологические аспекты готовности участников студенческого бизнес-инкубатора..,

модульная программа квалификационных курсов «Теория и практика дистанционного обучения в условиях введения ФГОС» (10 учебных модулей), позволила на основе анализа профессиональных компетенций педагогов выявить актуальные направления курсовой подготовки, спроектировать индивидуальные образовательные маршруты поэтапного повышение квалификации в сфере применения дистанционных образовательных технологий в образовательной практике школы.

На основе анализа образовательных запросов обучающихся педагогами были выявлены актуальные направления развития курсовой подготовки школьников и разработаны первые учебные программы, реализация которых планируется с применением дистанционных образовательных технологий. В настоящее время созданные педагогические разработки проходят экспертизу в научно-методическом совете НИРО и планируются к экспериментальной апробации в 2014-2015 учебном году. Таким образом, в условиях совершенствования региональной системы дополнительного профессионального педагогического образования в направлении достижения эффекта профессионального развития педагогов, реализация модели

тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов способствует повышению эффективности и продуктивности образовательного процесса, направленного на наиболее полное удовлетворение социальных заказов на обучение.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 70291362/

2. Гогоберидзе А.Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2002. - 537 с.

3. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования. - Н. Новгород: Изд-во НГЦ, 2005. - 342 с.

4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами / под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Академия, 2002. - 384 с.

УДК 159.9:62

Прохорова Мария Вячеславовна

кандидат психологических наук

Чепьюк Ольга Ростиславовна

кандидат экономических наук Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского [email protected], [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ УЧАСТНИКОВ СТУДЕНЧЕСКОГО БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА К ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Авторы статьи исследуют психологические аспекты способности и готовности студентов, обучающихся в студенческом бизнес-инкубаторе университета, к инновационной предпринимательской деятельности. В ходе исследования, в котором приняли участие 73 человека, оценивались профессиональные предпочтения и адапторско-инноваторский стиль. Обработка данных проводилась с помощью методов описательной статистики, непараметрического критерия Манн-Уитни, кластерного анализа.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, адаптор, инноватор, когнитивный стиль, профессиональные предпочтения, предпринимательский тип.

Студенческие бизнес-инкубаторы являются составной частью инновационной инфраструктуры, развитие которой определено Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» [4]. В круг задач бизнес-инкубаторов высшего профессионального образования входят: выявление заинтересованных и способных к созданию своего бизнеса студентов; развитие предпринимательских компетенций у молодёжи вуза; помощь в генерации и коммерциализации инноваций; содействие формированию рабочих команд.

Психологическая готовность молодых людей к ведению инновационной предпринимательской деятельности предполагает наличие у них соответствующих психических качеств.

Важность изучения психологии предпринимательской деятельности впервые отметил Й. Шум-петер: «.осуществление новых комбинаций представляет собой особую функцию и привилегию людей, которых гораздо меньше, чем тех, которые в принципе имели бы такую возможность, а часто тех людей, которые на первый взгляд лишены такой возможности. Именно поэтому предприниматели являют собой особый тип» [7, с. 177]. В рабо-

© Прохорова М.В., Чепьюк О.Р., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.