Научная статья на тему 'Взаимосвязь профессионального типа личности студентов и компонентов их готовности к профессиональному самоопределению'

Взаимосвязь профессионального типа личности студентов и компонентов их готовности к профессиональному самоопределению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
459
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ТИП ЛИЧНОСТИ / CONCEPTION / PERSONALITY / SELF-DETERMINATION / PERSONALITY TYPE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сайфетдинов Р. С.

В статье представлены результаты и выводы опытно экспериментальной работы, раскрывающей особенности профессионального самоопределения в зависимости от профессионального типа личности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сайфетдинов Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interrelation between the professional type of students and the components of their readiness for professional self-determination

The article covers experiment results and some conclusions, revealing the features of professional self-determination in terms of professional personality type of students.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь профессионального типа личности студентов и компонентов их готовности к профессиональному самоопределению»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

удк 370.174:371.048.4

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ И КОМПОНЕНТОВ ИХ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

© Р. С. САЙФЕТдинОВ Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского, кафедра педагогики и психологии профессионального обучения e-mail: [email protected]

Сайфетдинов Р. С. - Взаимосвязь профессионального типа личности студентов и компонентов их готовности к профессиональному самоопределению // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. C. 1020-1024. -

В статье представлены результаты и выводы опытно-экспериментальной работы, раскрывающей особенности профессионального самоопределения в зависимости от профессионального типа личности студентов. ключевые слова: концепция, личность, самоопределение, тип личности.

Sayfetdinov R. C. - Interrelation between the professional type of students and the components of their readiness for professional self-determination // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1020-1024. - The article covers experiment results and some conclusions, revealing the features of professional self-determination in terms of professional personality type of students.

Keywords: conception, personality, self-determination, personality type.

для опытно-экспериментального подтверждения существования взаимосвязи компонентов, характеризующих формирование готовности будущего инженера к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности и профессионального типа личности, основное внимание в процессе исследования отводилось анализу взаимовлияния отношения студентов к труду и профессионального типа их личности. В этих целях проводился корреляционный анализ по критерию Спирмена.

корреляционная матрица была рассчитана по 18 показателям: 1 показатель методики определения интересов, склонностей и способностей и. В. дубровиной, 8 показателей методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича, 3 показателя методики интегральной удовлетворенности трудом по а. В. Батарше-ву и 6 показателя по методике «Определение профессионального типа личности» (методика дж. Холланда в модификации г. Резапкиной).

из таблицы видно, что большее количество значимых корреляций (3-4) приходится на показатель «реалистичный тип», «офисный тип» и «артистичный тип» методики дж. Холланда в модификации г. Резапкиной.

Перейдем к интерпретации полученных результатов. Все переменные методики дж. Холланда в модификации г. Резапкиной, связаны с переменными теста М. Рокича, методики В. М. дубровиной, методи-

ки А. В. Батаршева, что позволяет сделать вывод о взаимосвязи показателей типологических особенностей личности старшеклассников и студентов, измеренных методикой дж. Холланда в модификации г. Резапки-ной, и показателей их отношения к труду в процессе деятельности по профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности.

Взаимосвязь между показателем «реалистический тип» методики дж. Холланда в модификации г. Резапкиной и показателем «удовлетворенность достижениями в работе» методики А. В. Батаршева статистически значима на 5 % уровне и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен реалистический тип личности студентов, тем выше их удовлетворенность достижениями в работе и наоборот.

установленная взаимосвязь вполне закономерна, поскольку реалистический тип проявляет предпочтение к деятельности, которая дает ощутимый результат и требует совершенствования своих профессиональных качеств и умений и является основой его успешности в разрешении конкретных задач и выполнения необходимой совокупности скоординированных действий.

Взаимосвязь между показателем «реалистический тип» методики дж. Холланда в модификации г. Резапкиной и показателем «материально обеспеченная жизнь» теста М. Рокича статистически значима

на 5 % уровне и отрицательна. Полученная обратно пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен реалистический тип личности старшеклассников и студентов, тем ниже ранг терминальной ценности «материально обеспеченная жизнь», тем более предпочитаемой она является и наоборот.

Это объясняется тем, что для реалистического типа важна максимально полная реализация имеющихся в личности способностей и задатков, в том числе, практичности, упорства, независимости, тщательности. Реализация этого личностного потенциала определяет профессиональные достижения и создает желаемый профессиональный образ своего действия.

Взаимосвязь между показателем «реалистический тип» методики дж. Холланда в модификации г. Резапкиной и показателем «рационализм» теста М. Рокича статистически значима на 5 % уровне и отрицательна. Полученная обратно пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен реалистический тип личности студентов, тем ниже ранг терминальной ценности «рационализм», тем более предпочитаемой она является и наоборот.

Это связано с тем, что реалистический тип предпочитает механические виды деятельности и управление деятельностью, требующей точности, ловкости, тонкой моторной координации.

Взаимосвязь между показателем «реалистический тип» методики дж. Холланда в модификации

г. Резапкиной и показателем «эффективность в делах» теста М. Рокича статистически значима на 5 % уровне и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен реалистический тип личности старшеклассников и студентов, тем выше их эффективность в делах и наоборот.

Это обусловлено предпочтением, которое реалистический тип проявляет по отношению к опережающему конструированию действий по сравнению с моделированием на уровне мыслительной деятельности.

Например, Виктория М. с большим удовольствием занимается математикой, не наблюдается страха перед новой деятельностью, так как адекватно оценивает свои возможности.

Она не завышает и не занижает их при выполнении того или иного вида деятельности. Рассудительна, всегда мотивирует свои поступки, не действует под влиянием эмоций. Самостоятельна, активна. на занятиях всегда вносит элемент творчества (например, подготовка доклада с использованием мультимедийных средств). Проявляет высокую ответственность. Требовательна к себе.

В ее действиях проявляется стремление к саморазвитию в отношении формирования необходимых для выполнения деятельности умений. Однако, не проявляет «погони за оценкой». Занимается теми видами деятельности, которые ей интересны.

Таблица 1

Корреляционная матрица показателей методики М. Рокича, методики И. В. Дубровиной, методики А. В. Батаршева и методике Дж. Холланда в модификации Г. Резапкиной

Показатель Р ин с ОФ П АР

Удовлетворенность достижениями в работе 0,20 0,09 0,05 0,04 -0,11 0,09

Уровень притязаний в профессиональной деятельности 0,00 -0,23 0,00 0,04 0,03 -0,22

Удовлетворенность условиями труда 0,07 -0,14 -0,14 0,23 0,09 0,18

т1 -0,12 -0,17 -0,10 -0,17 0,27 0,29

т4 -0,18 0,21 0,04 0,03 -0,14 0,21

т7 -0,22 -0,14 0,03 -0,21 0,11 0,13

т18 0,07 -0,14 0,20 0,09 0,18 0,06

и3 0,12 0,00 -0,05 0,16 0,28 -0,05

и10 -0,21 -0,06 0,15 0,14 -0,11 0,03

и11 -0,12 -0,06 -0,17 -0,16 -0,17 0,17

и17 0,23 0,12 -0,12 0,27 0,02 0,10

группа -0,01 -0,03 -0,14 -0,05 0,10 0,10

Примечание. Р - реалистический тип, ИН - интеллектуальный тип, С - социальный тип, ОФ - офисный тип, П - предпринимательский тип, АР - артистический тип - показатели методики определения профессионального типа личности дж. Холланда в модификации Г. Резапкиной; удовлетворенность достижениями в работе, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями труда - показатели методики интегральной удовлетворенности трудом А. В. Батаршева, показатель; т1 - терминальная ценность «активная деятельная жизнь», т4 - терминальная ценность «интересная работа», т7 - терминальная ценность «материально обеспеченная жизнь», т18 - терминальная ценность «уверенность в себе», и3 -инструментальная ценность «высокие притязания», и10 - «рационализм», и11 - инструментальная ценность «самоконтроль», и17 - инструментальная ценность «эффективность в делах» - показатели методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича; группа - интегральный показатель методики определения интересов, склонностей и способностей И. В. дубровиной.

Жирным шрифтом в таблице выделены 10 значимых положительных коэффициентов корреляции (уровень значимости 0,05 и 0,01) и 5 значимых отрицательных коэффициентов корреляции (уровень значимости 0,05 и 0,01).

Взаимосвязь между показателем «интеллектуальный тип» методики дж. Холланда в модификации г. Резапкиной и показателем «уровень притязаний в профессиональной деятельности» методики А. В. Батаршева статистически значима на 5 % уровне и отрицательна. Полученная обратно пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен интеллектуальный тип личности студентов, тем ниже ранг показателя «уровня притязаний в профессиональной деятельности», тем более предпочитаемой она является и наоборот.

Полученная закономерность может быть объяснена следующим образом: для интеллектуального типа личности наиболее важным является познание нового в процессе исследовательской работы. Это предполагает его готовность использовать интеллект как средство профессионального самоопределения. В условиях профессиональной подготовки будущих инженеров, этот фактор способствует достижению образа специалиста независимого, самостоятельного, совершающего профессиональные действия с опорой на самого себя.

Взаимосвязь между показателем «интеллектуальный тип» методики дж. Холланда в модификации г. Резапкиной и показателем «интересная работа» теста М. Рокича статистически значима на 5 % уровне и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен интеллектуальный тип личности старшеклассников и студентов, тем важнее возможность самореализации в процессе трудовой деятельности и наоборот.

Это взаимосвязано с предпочтением интеллектуального типа личности к удовлетворению в процессе труда своей любознательности, оригинальности и эрудированности. данный тип личности более склонен ограничить общение с другими людьми, чем не реализовать свою креативность.

Например, Татьяна А. отличается тем, что она успешна в учебе, но с ней общаются не охотно, потому что ее стремление к анализу, методичность ее действий, повышенная независимость, погруженность в работу, приводит, с точки зрения сверстников, к недостаточному оцениванию значимости коммуникативных аспектов трудовой деятельности. Преобладание стремления реализовать свои интеллектуальные возможности вызывает настороженность у сверстников с высоким уровнем развития и агрессивность у сверстников с низким уровнем интеллектуального развития. В целом, это приводит к достаточно напряженным межличностным отношениям, что сглаживается в ситуации поиска решения в нестандартной профессиональной ситуации.

Взаимосвязь между показателем «социальный тип» методики дж. Холланда в модификации г. Резапкиной и показателем «уверенность в себе» теста М. Рокича статистически значима на 5 % уровне и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен социальный тип личности студентов, тем выше уверенность в себе и наоборот.

Установленная взаимосвязь вполне закономерна. Это связано с тем, что социально-активный тип личности, прежде всего, испытывает потребность во взаимодействии с другими людьми. Его профессиональное действие основано, прежде всего, на реализации готовности к профессионально-значимой коммуникации. Поэтому любое профессиональное действие интересует его, прежде всего, с точки зрения реализации вербальных способностей и активного взаимодействия с другими людьми. как правило, это либо хорошие организаторы, либо активные неформальные лидеры профессиональных групп.

Так, например Николай Ф., проявлял постоянное стремление к обучению других сверстников. На любом этапе занятия в вузе разъяснял товарищам содержание и структуру их действий в процессе решения вариативных заданий. На этапе закрепления пройденного материала и пропедевтики изучения новых дидактических единиц он, как правило, выступал консультантом, был связующим звеном между педагогических действием и учебной рефлексией сверстников. Его действия отличались экстравертностью, гумани-стичностью, пониманием других. Однако, в процессе исследования выделилась двойственная направленность реализации социального типа личности. Это взаимосвязано с видом культуры, которая составляла основу воспитания и социализации юноши. В случае с Николаем Ф. в основе его воспитания и социализации находилась культура духовности, что приводило к идеалистичности восприятия им результатов своих действий.

Юноши, прошедшие процесс воспитания и социализации на основе культуры полезности, проявляли те же свойства, что и Николай Ф., но предпочитали проявить готовность к консультированию и помощи на основе предполагаемых аналогичных действий от сверстников в других ситуациях, вызывающих у них затруднения.

Взаимосвязь между показателем «офисный тип» методики дж. Холланда в модификации г. Резапкиной и показателем «удовлетворенность условиями труда» методики А. В. Батаршева статистически значима на 5 % уровне и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен офисный тип личности старшеклассника и студента, тем выше его стремление к удовлетворенности условиями труда.

Установленная взаимосвязь вполне закономерна, поскольку офисный тип предпочитает структурированную деятельность, предполагающую знаковой обеспечение взаимосвязи личностных особенностей и их реализации в информационном поле деятельности. Профессиональный выбор личности офисного типа непосредственно взаимосвязан с процессом углубления информационного обеспечения как процесса социализации, так и процесса трудовой деятельности. В ходе опытно-экспериментальной работы выявилось два уровня удовлетворенности личностью офисного типа условиями труда, что связано с социальноличностными характеристиками человека. В первом

случае, интровертная личность офисного типа получает удовлетворение от реализации алгоритмом деятельности с офисным оборудованием. Во втором случае, экстравертная направленность деятельности офисного типа личности позволяет ощутить удовлетворение от реализации управленческих функций в процессе информатизации труда.

Взаимосвязь между показателем «офисный тип» методики Дж. Холланда в модификации Г. Резапкиной и показателем «материально-обеспеченная жизнь» теста М. Рокича статистически значима на 5 % уровне и отрицательна. Полученная обратно пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен офисный тип личности старшеклассников и студентов, тем ниже ранг показателя «материальнообеспеченная жизнь», тем более предпочитаемой она является и наоборот.

для офисного типа характерно в проявлении в процессе труда самоконтроля, конформности, упорства и практичности. Это предполагает превалирование в системе ценностей ценности материального обеспечения. для данного типа личности материальнообеспеченная жизнь - один из ведущих мотивов проявления готовности к эффективному профессиональному самоопределению.

Взаимосвязь между показателем «офисный тип» методики дж. Холланда в модификации г. Резап-киной и показателем «эффективность в делах» теста М. Рокича статистически значима на 1 % уровне и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен офисный тип личности старшеклассника и студента, тем выше его стремление к эффективности в делах.

Предпочтения офисного типа личности взаимосвязаны прежде всего с практической направленностью и результативностью профессионального выбора, который, зачастую, социально обусловлен. Если учесть к тому же высокий уровень математических способностей, стремление к проявлению тонкой ручной моторики и наличие педантичности и организованности, мы получаем явную зависимость его самодостаточности от эффективности конкретных дел совершаемых в трудовой деятельности.

Например, Роман И. ведет себя с окружающими по-разному. С преподавателями держится уверенно, спокойно, стремится разговаривать на равных, а вот с сокурсниками проявляет избирательность и практичность. Он стремится честно обосновать невозможность взаимодействия с конкретным человеком исходя из невозможности достичь конкретного результата или в связи с отсутствием четкого плана взаимодействия. Однако, при педагогическом сопровождении Роман И. активно включается в групповое взаимодействие, проявляя при этом достаточный уровень самоконтроля. На семинарских занятиях он демонстрирует свои способности и эрудицию. Активен при выполнении тех заданий, которые обеспечивают положительную оценку непосредственно в процессе занятия. При этом он проявляет организованность, аккуратность и педантичность.

Взаимосвязь между показателем «предпринимательский тип» методики дж. Холланда в модификации г. Резапкиной и показателем «активная деятельная жизнь» теста М. Рокича статистически значима на 1 % уровне и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен предпринимательский тип личности студента, тем выше его стремление к активной деятельной жизни.

Это взаимосвязано с тем, что предпринимательский тип личности характеризуется готовностью проявить в деятельности оптимистичность, амбициозность, азартность. К тому же его поведение характеризуется стремлением к популярности, к посещению различных собраний, где он является не только зрителем, но и активным участником. Активность пронизывает не только профессиональную деятельность, но и досуговые проявления данного типа личности.

Взаимосвязь между показателем «предпринимательский тип» методики дж. Холланда в модификации г. Резапкиной и показателем «высокие притязания» теста М. Рокича статистически значима на 1 % уровне и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен предпринимательский тип личности старшеклассника и студента, тем выше его высокие притязания.

Полученная закономерность может быть объяснена следующим образом: для предпринимательского типа характерными чертами его поведения является уверенность в себе, организованность и готовность проявить организаторские способности в процессе межличностного взаимодействия. как правило, личность данного типа проявляет стремление к власти, к позиции лидера и любовь к популярности.

Например, Марина г. с первых дней обучения в вузе показала себя как личность, обладающая высоким уровнем социального опыта, стремящейся руководить и организовывать. Она включилась в деятельность студенческой профсоюзной организации. Проявляла явные лидерские способности и навыки межличностного взаимодействия. При организации поездок студентов по культурно-историческим центрам России она проявляла социабельность, оптимистичность. В отдельных ситуациях ей была свойственная азартность и амбициозность.

Взаимосвязь между показателем «артистический тип» методики дж. Холланда в модификации г. Резапкиной и показателем «уровень притязаний в профессиональной деятельности» методики А. В. Батаршева статистически значима на 5 % уровне и отрицательна. Полученная обратно пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен артистический тип личности студентов, тем ниже ранг показателя «уровень притязаний в профессиональной деятельности», тем более предпочитаемой она является и наоборот.

Это объясняется тем, что артистический тип личности проявляет вербально-лингвистические способности, импульсивность, стремление к самовыражению и демонстративность. Поэтому его профессио-

нальное самоопределение соотносится с особенностями информатизации жизнедеятельности человека и, прежде всего, с ее открытой знаковой системой передачи информации. Поэтому, данный тип личности, как правило, включается в процесс самоопределения с обозначения самодостаточного уровня результата, который ему необходим. Это не означает, что он будет стремится к нему и его достигнет. Так как он зачастую не практичен и его действия беспорядочны, что нарушает основу самоопределения личности в информационном поле деятельности, заключающуюся в алгоритмизации действий человека.

Взаимосвязь между показателем «артистический тип» методики дж. Холланда в модификации г. Резапкиной и показателем «активная деятельная жизнь» теста М. Рокича статистически значима на 1 % уровне и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен артистический тип личности студента, тем выше его потребность в активной деятельной жизни.

Стремление данного типа личности к активной деятельной жизни основывается на его потребности в самовыражении и наличии артистических способностей проявляющихся на основе достаточного уровня самостоятельности.

Взаимосвязь между показателем «артистический тип» методики дж. Холланда в модификации г. Резапкиной и показателем «интересная работа» теста М. Рокича статистически значима на 1 % уровне и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем более выражен артистический тип личности студента, тем выше его потребность в интересной работе.

Опытно-экспериментальная работа показала стремление артистического типа избегать однообразных действий, что соотносится с креативностью, эмоциональностью, его стремлением к оригинальности самоопределения и поиску альтернативных вариантов решения проблем.

Например, катя Б. являлась активным участником студенческих музыкальных вечеров. к третьему курсу выпустила три сборника своих стихотворений. Стремилась в процессе производственной практики к изменению структуры и содержания взаимодействия с коллегами по работе. В процессе освоения способов информационного самоопределения делала попытки изменения алгоритмов профессионального

действия, что неоднократно приводило к созданию вариативных ситуаций. В конечном итоге занятия в области искусства и культуры превратились из хобби в основной вид профессиональной деятельности.

Таким образом, в ходе проведенного корреляционного анализа была подтверждено наличие взаимосвязи между профессиональным типом личности студента и различными компонентами формирования готовности личности к профессиональному самоопределению.

Выявленные взаимосвязи позволили наметить основные направления педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов различных профессиональных типов по формированию у них позитивного отношения к труду.

Полученные результаты корреляционного анализа дали возможность в рамках проектной деятельности по формированию готовности будущих инженеров к профессиональному самоопределению сосредоточить усилия на развитии тех способностей и интересов каждого студента, которые в наибольшей степени, определяют для него потребность в формировании готовности личности к эффективному профессиональному действию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь, 2005. 208 с.

2. Башмаков А. И. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные.М.: Европ. центр по качеству, 2003. 383 с.

3. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен. Education: historical and cultural phenomenon. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 702 с.

4. Бодалев А. А. Общая психодиагностика. Санкт-Петербург: Речь, 2006. 438 с.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academia, 2007. 301 с.

6. Шамова Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения. Москва: Московский пед. гос. ун-т, 2005. 197 с.

7. Щедровицкий Г. П. Методология и философия оргу-правленческой деятельности: Осн. понятия и принципы: Курс лекций / Г. П. Щедровицкий. М.: Путь, 2003. 284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.