УДК 364.628+622.817.9 © Яблочников С.Л., Яблочникова И.О., 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты обеспечения психологической безопасности, как составляющей комплексной безопасности образовательной сферы. Анализируются публикации педагогов и психологов, связанные с проблемами безопасности в образовании. Определены направления деятельности по обеспечению безопасности образовательного пространства, в число которых входит развитие соответствующих психолого-педагогических исследований, разработка и реализация мониторинга рисков и угроз безопасности образовательной среды. Обосновывается содержание управленческой деятельности, направленной на обеспечение комплексной безопасности образовательной среды.
©Yablochnikov S., Yablochnikova 1, 2015 PSYCHOLOGICAL COMPONENT SAFETY EDUCATION SYSTEM
Abstract. Examines the theoretical aspects of psychological security, as part of a comprehensive safety educational sphere. Reviewed scientific publications of scientists teachers and psychologists related to security issues in education. Considered activities to ensure the safety of educational space, which include the development of relevant scientific psychological and educational research, development and implementation of monitoring security risks and threats of the educational environment and so on. Substantiates the content management activities aimed at providing integrated security of the educational environment.
Keywords: safety education space, psychological safety, security risks, security management in education.
Ключевые слова: безопасность образовательного пространства, психологическая безопасность, риски безопасности, управление безопасностью в образовании.
Актуальность проблемы. Разрабатывая и реализуя достаточно большую совокупность мер защиты, государство и общество формируют сложную систему общей безопасности. В современном неспокойном мире, создавая различные военные, политические и экономические союзы и иные сообщества, определенные группы стран интегрируют свои усилия, стремясь при этом сформировать систему коллективной безопасности.
Образование и наука (в первую очередь естественная) являются интернациональными априори. Их глобальные цели функционирования в различных странах если не тождественны, то очень близки по своей сущности, а поэтому данные отрасли вполне могут быть своеобразным «цементирующим» (связующим) элементом, который обеспечивает эффективное и результативное функционирование упомянутой выше системы коллективной безопасности.
Система образования - это неотъемлемая часть сложной совокупности социально-экономических отношений в государстве и обществе [4]. А так как для любой страны одним из важнейших вопросов является обеспечение ее безопасности в целом ряде сфер, в частности, в военной, технической, технологической, экономической, финансовой, социальной, политической, экологической, информационной сферах, то вполне понятно, что образовательная сфера не может являться исключением из приведенного выше перечня.
Системный анализ проблем безопасности в образовании, формирование и поддержка безопасного состояния образовательного пространства являются элементами важной государственной задачи обеспечения качественного и дос-
тупного образования для всех граждан Российской Федерации. В частности, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года (№273-Ф3), вступившим в силу с 01.09.2013 года, в обязанности любой образовательной организации входит «...создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся...» (ст. 28, п. 2).
Цель исследования: обосновать содержание психологической составляющей в процессе безопасности системы образования.
Результаты исследования. Актуализация проблем связанных с обеспечением безопасности человека, в том числе и психологической, в современном мире, во многом определяется существенным ростом числа техногенных и природных катастроф, динамичными социальными изменениями в обществе, которые, как правило, приводят к разрушению привычных стереотипов поведения. Кроме того, такая актуализация обусловлена значительным увеличением объема хранимой и перерабатываемой информации, формированием огромных информационных потоков и общим ускорением жизненного темпа. Все перечисленное нами выше нарушает привычные условия жизни людей, обуславливает потребность в безопасности и защищенности от неблагоприятных воздействий.
В связи с этим, в психолого-педагогической литературе исследования, посвященные изучению психологической безопасности личности, которая является составной частью общей безопасности, ряд ученых определяют в качестве самостоятельного научного направления. А непосредственно сама психологическая безопасность личности учеными-психологами рассматривается, как правило, в связи с соответствующей существенной мобилизацией ресурсов человеческой психики в трудных и экстремальных условиях.
Кроме того, практическая реализация потребности личности в безопасности понимается рядом отечественных и зарубежных исследователей, как сохранение психологической целостности индивида, формирование у него чувства удовлетворенности в настоящем и уверенности в будущем, ощущения защи-
щенности основных интересов и ценностей, а также успешной его интегриро-ванности в окружающую действительность (И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Б.А. Еремеев, П.Н. Ермаков, М.Е. Зеленова и другие).
Необходимо также отметить, что именно аспекты психологической безопасности образования, названные нами выше ученые, указывают в качестве одного из совокупности основных факторов, определяющих перспективы развития образовательного пространства. По их мнению, психологическая безопасность может также выступать в качестве основания для эффективного проектирования и адекватного моделирования психолого-педагогических условий обучения и воспитания, одновременно способствуя укреплению и развитию психологического здоровья всех без исключения участников образовательных процессов [1].
В частности И.А. Баева в одной из своих публикаций обосновывает сущность понятия «психолого-педагогическая безопасность» и определяет ее как состояние защищенности от психологического насилия, удовлетворенности основных потребностей в личностно-доверительном общении. Она также утверждает, что психолого-педагогическая безопасность является одним из условий, «запускающих» позитивные возможности психического и профессионального развития всех субъектов образовательного процесса [2].
Л.А. Гаязова, развивая научные идеи И.А. Баевой, пишет о комплексной безопасности образовательного учреждения и образовательного пространства в целом. В частности, она предлагает рассматривать безопасность образовательного пространства, как «... такое состояние организационных, пространственно-предметных и социальных аспектов сферы образования, которое помимо обеспечения жизни и здоровья субъекта образования выступает необходимым условием для успешного развития и формирования его личности и обеспечивает правовую, социальную, психологическую, информационную защищенность учащихся, педагогов, родителей» [3].
В тоже время, Л.А. Гаязова в одной из своих публикаций, раскрывая сущность понятия «комплексная безопасность образовательного учреждения», характеризует его, как некоторое состояние защищенности учащихся и работников учреждения образования от совокупности угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование [3].
Таким образом, отмеченные выше исследователи подводят нас к мысли о том, что психологическая безопасность участников образовательных процессов фактически напрямую зависит от имеющихся в наличии и прогнозируемых угроз, источниками которых являются природа в целом, общество, а также экономическая, технологическая, техническая и информационная сферы деятельности человека.
В свою очередь, исходя из вышесказанного, безопасность образовательного пространства, которое является продуктом целенаправленной деятельности человека, должна рассматриваться нами как обязательное условие обеспечения психического здоровья всех активных участников образовательных процессов вследствие наиболее полного удовлетворения основных потребностей в личностно-доверительном общении в референтной среде, свободной от проявлений насилия в межличностном взаимодействии.
Все приведенное нами выше фактически трансформируется в следующую схему:
1. Эффективная деятельность человека в большинстве сфер способствует формированию безопасного пространства (в том числе и его образовательного сегмента), в котором он непрерывно существует, воспринимая его как некоторый эталон.
2. Это дает возможность человеку чувствовать себя комфортно, в первую очередь психологически, удовлетворяя, при этом, свои потребности в постоянном общении с другими людьми, которые не проявляют к нему неприятия и аг-
рессии, порожденными многочисленными и разнородными угрозами их безопасности.
Если же рассматривать психологическую безопасность на уровне личности, то можно прийти к выводу, что это система отношений к разнообразным сторонам действительности и к другим людям, это ценности и идеалы, которые во многом определяют поведение человека. На уровне субъекта деятельности психологическая безопасность - совокупность способов и технологий практической реализации активности, создающих или снижающих степень угрозы другому человеку или обществу в целом, а на уровне индивидуальности - цели и ориентиры человека, адекватно отображающие его жизненные приоритеты, а также экзистенциональная сущность [1].
В психолого-педагогической литературе принято выделять ряд различных критериев, уровней и компонент в иерархической структуре психологической безопасности взаимодействующих субъектов. Как правило, основным критерием психологической безопасности считается целостность физической структуры человека, соответствующая некоторым нормам стабильного функционирования организма.
Следующей по значимости является группа критериев, относящихся к индивидуально-психологическому уровню. В эту группу входят такие элементы, как адекватность отражения внешнего мира и отношения к нему, уровень защищенности психики, степень адаптивности функционирования, а также защищенность сознания человека от различного рода манипуляционных воздействий.
Личностному иерархическому уровню критериев психологической безопасности, по мнению Соломина В.П. и Михайлова Л.А. соответствуют особенности переживания социальных потрясений, физического и психологического насилия, возникающие вследствие конкретных событий и поведенческих актов,
несущих угрозу собственной безопасности или безопасности близкого человека
[5].
К большому сожалению, в современном обществе в последнее время начинает превалировать тенденция, заключающаяся в том, что реализация деятельности, как его отдельных членов, так и целых социальных групп граждан в основном направлена на осуществление процесса успешного выживания в условиях агрессивной и динамичной внешней среды.
То есть, большинство элементов общества в той или иной мере конфликтуют друг с другом вместо того, чтобы обеспечивать взаимное согласование действий, направленных на достижение общей глобальной цели. А это уже серьезная угроза для общества и государства в целом. Это также существенно влияет на уровень обеспечения психологической безопасности, в частности в сфере образования.
Учреждения образования всех без исключения форм собственности также существуют и функционируют, фактически борясь за выживание в условиях конкуренции с подобными им элементами, выстраивая организационную, учебную, экономическую, финансовую, социальную, информационную, кадровую, хозяйственную политику в соответствии с нормами поведения, сформированными на международном рынке образовательных услуг. Это отвлекает активные элементы системы образования от реализации возложенных на них обществом и государством функций, в результате чего формируются соответствующие угрозы
[6].
В общей теории безопасности, а также в соответствующих нормативных документах, определяющих политику государственной, экономической и информационной безопасности достаточно широко используется понятие «угроза безопасности». В свою очередь, под угрозой психологической безопасности в системе образования мы будем понимать совокупность реальных и гипотетических воздействий (внутренних и внешних) на ее активные элементы и систему в
целом, которые прямо или косвенно могут нанести ущерб психологическому здоровью участников образовательных процессов.
В приведенном выше определении понятия «угроза безопасности» под нанесением ущерба безопасности, в свою очередь, нами подразумевается преднамеренное или непреднамеренное нарушение состояния психологической защищенности отдельных активных элементов системы образования, а также совокупности реализуемых ими образовательных процессов.
По нашему мнению, соответствующие понятия «психологическая безопасность» и «угроза психологической безопасности» в образовании есть смысл рассматривать с точки зрения своевременного выявления и, с большой долей вероятности, предвидения (или прогнозирования) возможных источников таких угроз. Возникновение угроз достаточно логично трактовать, как сложные вероятностные события, практическая реализация которых зависит от степени обеспечения баланса между отдельными интересами активных элементов системы образования или реализуемыми ими образовательными процессами.
В зависимости от места возможного нахождения и прогнозирования соответствующих источников угроз, в общем случае их можно классифицировать как внутренние и внешние по отношению к сфере образования. Вектор направленности действия таких видов угроз будет определять структуру и параметры системы психологической безопасности в целом, а также комплекс и программу адекватных действий по эффективному управлению ею [6].
Осуществление функционирования системы психологической безопасности в образовании и ее администрирование могут трактоваться как эффективное управление рисками в процессе обеспечения соответствующего баланса существующих, планируемых и прогнозируемых угроз психологической безопасности, а также комплекса мероприятий по их компенсации.
Выводы.
1) Образование - это открытая динамическая система. Она, как и большинство ее элементов имеет сложную организацию и структуру. Функционирование такой системы в условиях полной изоляции невозможно. Невозможно также обеспечить ее стопроцентную открытость. Это приведет к ее распаду или интеграции отдельных элементов в другие системы, имеющих аналогичные функции и цели осуществления деятельности.
2) Безопасность сферы образования - новая отрасль психолого-педагогической науки, теоретические основы которой фактически не разработаны. Однако, важность и актуальность реализации подобных научных исследований не вызывает сомнений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки / Под науч. ред. И.А.Баевой, С.В.Тарасова. - СПб.: ЛОИРО, 2014. - 269 с.
2. Баева И. А. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 289 с.
3. Гаязова Л. А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение / Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. - Вып. №142, 2011. - С.27-33.
4. Кутузов А.И. Проблемы формирования организационно-экономической модели российских университетов с учетом задач повышения международной конкурентоспособности. [Электронный ресурс] / А.И. Кутузов, Э.Д. Мирзоев // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. № 1 (8). Режим доступа: http://hшmioшrnal.rzgmш.m/art&id=125. (дата обращения 01.05.2015)
5. Соломин В. П., Михайлов Л. А., Шатровой О. В., Маликова Т. В. Психологическая безопасность: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2008. - 288 с.
6. Jablochnikov S. Aspects of Safety of the education Systems. IDIMT-2012. Support for Complex Systems. 20th Interdisciplinary Information Management Talks, September 12-14, 2012. - Jindrichuv Hradec, Czech Republic. - Р. 359-362.