Научная статья на тему 'Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение'

Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2923
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность образовательной среды / Междисциплинарный подход к обеспечению безопасности образовательной среды / Риски безопасности образовательной среды / Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды / Safety and security of educational environment / Multidisciplinary approach to the safety of the educational environment / Risks for safety and security of the educational environment / Psychological support of the safety of the educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаязова Лариса Альфисовна

Рассматриваются проблемы реализации системы мер, направленных на обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения. Обосновываются и приводятся направления деятельности по обеспечению безопасности образовательной среды, в числе которых находятся развитие соответствующих фундаментальных научных исследований, разработка и реализация системы мониторинга рисков и угроз безопасности образовательной среды, организация системы межведомственного взаимодействия. Одним из наиболее значимых направлений является обоснование содержания психологического сопровождения деятельности, направленной на обеспечение комплексной безопасности образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper regards the issue of implementing a system of measures aimed at ensuring the safety complex of educational institutions. The areas of activities for providing safety of the educational environment are outlined. They include the fundamental scientific research, the design and application of a system of monitoring risks and threats to the educational environment, and of a system of interdepartmental interaction and cooperation. The relevance of substantiation of the maintenance of psychological support of the activities for the maintenance of complex safety of the educational environment is argued.

Текст научной работы на тему «Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение»

17. MaleevaM. A. Mif kak sociokul'tumyj fenomen: Avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Cyerkessk: Kara-chaevo-Cyerkessk. gos. tehnologich. akademija, 2005. 21 s.

18. Mozhejko M. A. Mifologija // Novejshij filosofskij slovar' / Sost. A. A. Gricanov. Minsk, 1998.

S. 432.

19. Mitin I. I. Mifogeografija kak podhod k izucheniju mnozhestvennyh real'nostej mesta // Gumanitar-naja geografija. Vyp. 3 / Otv. red. i sost. D. N. Zamjatin. M.: Institut Nasledija, 2006. S. 64-82.

20. Nagovicyn A. E., Gavrilov D. A. O sovremennyh tendencijah vozrozhdenija tradicionnyh politeis-ticheskih verovanij // Schola-2004: Sbornik nauchnyh statej filosofskogo fakul'teta MGU / Pod red. I. N. Jablokova, P. N. Kostyleva. M.: Izd-vo «Social'no-politicheskaja mysl'», 2004. S. 179-186.

21. Nekljudov S. Ju. Struktura i funkcija mifa // Mify i mifologija v sovremennoj Rossii. Pod red. K. Ajmermahera, F. Bomsdorfa, G. Bordjukova. M.: AIRO-XX, 2000. S. 17-38.

22. Osmonova N. I. Kul'turnye osnovanija mifa kak faktora nacional'noj identifikacii // Kantovskie chtenija v KRSU (22 aprelja 2004 g.); Obshchechelovecheskoe i nacional'noe v filosofii: II Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija KRSU (27-28 maja 2004 g.): Materialy vystuplenij / Pod obshch. red. I. I. Ivanovoj. Bishkek, 2004.

23. Pain Е. A. Mezhdu imperiej i naciej: Modernistskij proekt i ego tradicionalistskaja al'ternativa v nacional'noj politike Rossii. M.; Fond «Liberal'naja missija», 2003. 164 s.

24. Polosin V S. Mif, religija, gosudarstvo. M.: Ladomir, 1999. 440 s.

25. Pospelov D. V Psihologicheskie osobennosti formirovanija politicheskih mifov. M.: Kardinal, 2002.

186 s.

26. Rogov D. V. Gosudarstvennaja molodjozhnaja politika kak faktor i vazhnejshij instrument poli-ticheskoj socializacii molodogo pokolenija // Sinergetika obrazovanija: Nauchnyj zhurnal. Vyp. 12. Armavir 2007; 2009.

27. Slovar' psihologa-praktika / Sost. S. Ju. Golovin M.: Harvest, AST, 2001. 976 s.

28. Smirnov M. Ju. Rossijskoe obwestvo mezhdu mifom i religiej: istoriko-sociologicheskij ocherk. SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2006. 228 s.

29. Sofronov G A. Religioznye psihopraktiki v istorii kul'tury. Harkov: HGAK, 2004. 304 s.

30. Toporkov A. L. Mif: tradicija i psihologija vosprijatija // Mify i mifologija v sovremennoj Rossii. M., 2000. S. 39-64.

31. Torchinov E.A. Religii mira: opyt zapredel'nogo. Psihotehnika i transpersonal'nye sostojanija. SPb, 1998. 384 s.

32. Tugarinov V. P. Izbrannye filosofskie trudy. L., 1998. S. 276.

33. Furman I. Granicy nauchnosti // Kul'tivator. 2010. № 2. S. 2-3.

34. HalimulinaR. S. Mifologicheskaja kartina mira (gnoseologicheskij aspekt): Dis. ... kand. filos. nauk. Orenburg, 2008. 131 s.

35. HromovaI. S. Problemy prepodavanija istorii v sovremennoj shkole. http://www.rusidea.ru

36. Hjubner K. Istina mifa. M.: Respublika, 1996. 448 s.

37. Shinkarenko V D. Smyslovaja struktura sociokul'turnogo prostranstva: Mif i skazka. M.: Knizhnyj dom «Librokom», 2009. 208 s.

38. Jeliade M. Aspekty mifa. M.: Akademicheskij proekt, 2000. 222 s.

39. Jung K. G. O psihologii bessoznatel'nogo. M., 1994. 320 s.

Л. А. Гаязова

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Рассматриваются проблемы реализации системы мер, направленных на обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения. Обосновываются и приводятся направления деятельности по обеспечению безопасности образовательной среды, в числе которых находятся развитие соответствующих фундаментальных научных исследований, разработка и реализация системы мониторинга рисков и угроз безопасности образовательной среды, организация системы межведомственного взаимодействия. Одним

из наиболее значимых направлений является обоснование содержания психологического сопровождения деятельности, направленной на обеспечение комплексной безопасности образовательной среды.

Ключевые слова: безопасность образовательной среды, междисциплинарный подход к обеспечению безопасности образовательной среды, риски безопасности образовательной среды, психологическое сопровождение безопасности образовательной среды.

L. Gayazova

ENSURING IMPLEX SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND ITS

PSYCHOLOGICAL SUPPORT

The paper regards the issue of implementing a system of measures aimed at ensuring the safety complex of educational institutions. The areas of activities for providing safety of the educational environment are outlined. They include the fundamental scientific research, the design and application of a system of monitoring risks and threats to the educational environment, and of a system of interdepartmental interaction and cooperation. The relevance of substantiation of the maintenance of psychological support of the activities for the maintenance of complex safety of the educational environment is argued.

Keywords: safety and security of educational environment, multidisciplinary approach to the safety of the educational environment, risks for safety and security of the educational environment, psychological support of the safety of the educational environment.

Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды является одной из фундаментальных проблем современности. Несмотря на отсутствие системного подхода при анализе статистических данных, касающихся происшествий в стенах общеобразовательных учреждений или с участием учащихся вне школы, даже отдельные цифры, касающиеся асоциального и антисоциального поведения, зависимости, насилия и ряда других, свидетельствуют о необходимости новых организационно-управленческих и содержательных подходов к обеспечению безопасности образовательной среды.

Ключевыми понятиями, определяющими содержание рассматриваемой проблемы, являются образовательная среда, безопасность образовательной среды и комплексная безопасность образовательного учреждения. Образовательная среда является психологопедагогической реальностью, содержащей специально организованные условия для формирования и развития личности учащихся, включенные в социальное и про-

странственно-предметное окружение [2, с. 4]. Безопасность образовательной среды можно рассматривать как такое состояние организационных, пространственно-

предмет-ных и социальных аспектов образовательной среды, которое, помимо обеспечения жизни и здоровья субъектов образования, выступает необходимым условием для развития и формирования их личности и обеспечивает правовую, социальную, психологическую, информационную защищенность учащихся, педагогов, родителей. Комплексная безопасность образовательного учреждения определяется как состояние защищенности учащихся и работников образовательного учреждения от угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование [4; 5].

Анализ проблемных ситуаций, связанных с обеспечением безопасности образовательной среды, показывает, что на сегодняшний день можно выделить, как минимум, четыре категории рисков ее нарушения. В их числе — риски, связанные с проявлением насилия в

межличностном взаимодействии в образовательной среде школы, любых видов, типов и форм проявления агрессии одного человека по отношению к другому или к группе людей с целью нанесения ущерба их физическому и психическому здоровью, нарушения их психологического благополучия. Ксенофобия и экстремизм, являющиеся, по существу, также проявлением насилия, тем не менее, выступают сегодня отдельной категорией рисков для субъектов образовательной среды. Это связано с особым содержательным наполнением и социальным значением проявлений ксенофобии и экстремизма, а также с высокой степенью опасности для формирующейся личности, еще не имеющей устойчивой гражданской и нравственной позиции, но довольно часто обладающей выраженной потребностью быть частью группы, противопоставляющей себя нормам общества. Следующая категория рисков нарушения безопасности образовательной среды относится к саморазру-шающему поведению, включающему разнообразные действия детей и подростков, которые связаны с нанесением ущерба собственной жизни и здоровью; это — различные виды зависимостей, асоциальное и делинквентное поведение, суицидальное поведение. К отдельной категории рисков нарушения безопасности образовательной среды можно отнести риски, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Разнообразие рисков нарушения безопасности образовательной среды, как и разнообразие «мишеней», на которые они воздействуют, ставят проблему реализации междисциплинарного подхода на различных уровнях деятельности по обеспечению комплексной безопасности образовательного учреждения. Анализ вышеперечисленных рисков и угроз безопасности образовательной среды может осуществляться через оценку социально-психологического, психологического, педагогического, информационного, правового, медицинского, а также

материально-технического аспектов безопасности образовательной среды.

Представляется целесообразным рассмотреть элементы системы безопасности образовательного учреждения современной школы. По мнению С. В. Петрова, в их число входят такие категории, как субъекты обеспечения безопасности образовательного учреждения, физическая защита здания, охрана, технические средства охраны и безопасности образовательного учреждения и его финансовое и ресурсное обеспечение. Кроме того, к элементам системы безопасности образовательного учреждения автор относит организацию взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и с органами местного самоуправления, воспитательную работу с учащимися, работу с родителями, родительскими комитетами и попечительскими советами, организацию подготовки персонала школы к соответствующей деятельности. Также в число элементов системы безопасности вошел ряд моментов, касающихся правовых, медицинских, кадровых, управленческих вопросов [4]. Психологическое обеспечение включено автором в систему обеспечения безопасности, однако раскрывается только через методики психологической подготовки к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, через методики психологической реабилитации; тренинги, ролевые игры.

Как следует из приведенной работы, система обеспечения безопасности образовательного учреждения включает довольно большое количество разноуровневых элементов, которые, по-видимому, целесообразно объединить в более крупные группы. В частности, на уровне субъектов образовательной среды это учащиеся, педагоги, администрация школы и родители. На уровне организационно-управленческом в систему обеспечения безопасности образовательного учреждения включаются органы безопасности и местного самоуправления. Но довольно трудно принять точку зрения автора о том, что психологическое обеспече-

ние безопасности образовательного учреждения представляет собой только формирование навыков поведения в чрезвычайной ситуации и реабилитацию субъектов образования после попадания в опасные для жизни ситуации.

Вместе с тем С. В. Петров подчеркивает значимость «человеческого фактора», говоря о том, что без учета данного фактора ценность вложения финансовых и технических средств сводится к нулю, и утверждая, что приоритет культуры безопасного поведения зачастую важнее других элементов системы безопасности. Главные элементы системы и культуры безопасности, по мнению автора, это — знания о возможных угрозах в образовательном учреждении, о способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям; навыки правильного поведения и владения техническими средствами в чрезвычайной ситуации; серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности образовательного учреждения.

О роли человеческого фактора в обеспечении безопасности образовательной среды упоминается в работе В. П. Соломина, Л. А. Михайлова, О. В. Шатрового, Т. В. Маликовой. Исследователи подчеркивают, что каждый человек по-своему интерпретирует общепринятое представление о значимости опасной ситуации, исходя из личностных особенностей, определяющих отношение к опасной ситуации, которое, в свою очередь, складывается из значения опасности, приписываемого ей обществом, а также из личностного смысла ситуации для человека [6].

В качестве дополнительного аргумента в пользу важности учета человеческого фактора, значимости и первоочередности решения проблемы психологического обеспечения безопасности образовательного учреждения приведем пример из зарубежного опыта. Это рекомендации, данные участниками серии открытых для общественности совещаний, проведенных в штате Флорида (США) в 2001 г. и посвященных вопросам

обеспечения безопасности образовательных учреждений. В числе ключевых звеньев поддержания безопасности школы для участников образовательного процесса были выделены разработка планов антикризисного реагирования с участием всех представителей соответствующих служб, установление эффективной системы внутришкольно-го взаимодействия, а также взаимодействия с соответствующими ведомствами в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Сюда же были отнесены разработка местными правоохранительными органами индивидуальных для каждой школы планов реагирования в чрезвычайной ситуации, поиск и реализация стратегий и методов преодоления «кодекса молчания», учет мнения самих учащихся при обеспечении безопасности, предоставление дополнительных ресурсов на всех уровнях школьного обучения [7].

Авторы публикации обращают внимание на то, что наличие дружеских доверительных отношений между учащимися и администрацией могут привнести значительный вклад в обеспечение безопасности и снизить риски возникновения насилия в отношении субъектов образовательной среды и предотвратить опасные ситуации. Более того, именно учащиеся должны быть активными участниками процесса обеспечения безопасности образовательной среды и должны иметь возможность взаимодействовать по вопросам безопасности с родителями и администрацией. Иными словами, в числе направлений деятельности по созданию системы безопасности образовательной среды специалистами выделяются готовность субъектов образовательной среды, учащихся в первую очередь, быть активными участниками процесса обеспечения безопасности.

Современные технологии обеспечения безопасности учреждений, развитие системы межведомственного взаимодействия, ресурсы, направленные на повышение квалификации сотрудников образовательного

учреждения, не могут гарантировать требуемый сегодня уровень безопасности образовательного учреждения без учета человеческого фактора и, что особенно важно, без соответствующей подготовки самих учащихся к активному включению в данный процесс. Активность субъектов образования становится, таким образом, условием эффективности, создаваемой на различных уровнях системы безопасности образовательного учреждения. Принятие данной позиции позволяет, в частности, ответить на нередко задаваемый специалистами вопрос, касающийся концепции психологической безопасности образовательной среды. Один из ключевых тезисов концепции заключается в том, что безопасная образовательная среда свободна от любых проявлений насилия, характеризуется удовлетворенностью ее участниками межличностным взаимодействием и является референтной для ее субъектов. Вопрос касается того, что среда, полностью отвечающая подобным требованиям, становится, своего рода, особой благополучной зоной, значительно отличающихся от условий внешкольной среды, в которой ребенок далеко не всегда защищен от опасных ситуаций. Подобное расхождение может стать причиной того, что часть детей, проводящая значительную часть времени в благоприятных условиях, окажется не способна к действиям, адекватным опасности ситуации. И в данном случае развитие и формирование активной позиции детей и подростков в отношении вопросов безопасности, их готовность осуществлять действия, сообразные степени и характеру риска, снимают приведенную проблему и вновь подчеркивают значимость деятельности по психологическому сопровождению безопасности образовательной среды.

Более того, само определение психологической безопасности, рассматриваемой как «... состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и

внутренние воздействия» [1, с. 32], предполагает активность субъекта. Согласно И. А. Баевой, психологическую безопасность можно рассмотреть в соответствии с уровнями развития человека: индивид — личность — субъект деятельности — индивидуальность. На уровне индивида можно говорить о физической безопасности человека, так как индивид тождественен со своей жизнедеятельностью. Физическая безопасность человека в большинстве случаев обеспечивается другим человеком, социально-психологический аспект присутствует и на этом уровне. На уровне личности — это система отношений к разнообразным сторонам действительности и к другим людям, это ценности и идеалы, которые определяют поведение. На уровне субъекта деятельности психологическая безопасность представляет собой совокупность способов и технологий активности, создающих или снижающих угрозу другому человеку или обществу в целом. На уровне индивидуальности как высшего уровня развития человека — это смысложизненные ориентации человека, его экзистенциональная сущность, где соединяются физическая и психологическая безопасность человека как смысл бытия и сохранности человечества и социума [1].

Несмотря на то, что на уровне субъекта деятельности психологическая безопасность здесь рассматривается в контексте активности человека в отношении других людей, представляется актуальным расширить данный тезис и дополнить его тем, что упомянутые технологии активности могут быть направлены на снижение угроз не только в отношении другого человека, но и самого субъекта деятельности. В подтверждение правомерности такого подхода приведем мысль Л. С. Выготского о том, что отношение человека к среде должно быть активным, человек не должен находиться в состоянии зависимости от среды. Кроме того, Л. С. Выготский подчеркивал, что адаптация человека к условиям среды не исклю-

чает необходимость борьбы с отдельными условиями и всегда подразумевает активные взаимоотношения человека со средой [3].

Проанализированные исследования в области обеспечения комплексной безопасности позволили выделить несколько направлений деятельности, реализация которых необходима для построения эффективной системы безопасности образовательной среды, в числе которых — и ее психологическое сопровождение. К первоочередной задаче можно отнести развитие системы фундаментальных научных исследований в области обеспечения безопасности образовательной среды с учетом наработок различных научных направлений, исследующих психологические, педагогические, социальные, медицинские, правовые, информационные и материально-технические аспекты обеспечения и сопровождения безопасности в образовании. На данный момент требует уточнения и обоснования понятийный аппарат проблемы безопасности образовательной среды, необходимо создание классификации рисков и угроз безопасности образовательного учреждения.

Актуальным направлением деятельности по обеспечению безопасности в образовании становится организация системы мониторинга безопасности образовательной среды учреждений различных видов и типов, позволяющей осуществлять своевременное выявление возможности актуализации рисков нарушения безопасности образовательной среды в конкретных образовательных учреждениях. Поскольку эффективность системы диагностики безопасности образовательной среды определяется, в первую очередь, ее чувствительностью к показателям нарушения тех или иных аспектов безопасности, разработка системы индикаторов, позволяющих с достаточной долей точности выявлять не только наличие риска, но и возможность его превращения из потенциальной возможности в реальную угрозу, является важнейшей задачей.

Организация системы взаимодействия силовых ведомств, органов местного само-

управления и образовательных учреждений является другой приоритетной задачей обеспечения безопасности образовательной среды. Консолидация усилий специалистов различного профиля в совместной деятельности по разработке антикризисных планов, предусматривающих подробное и последовательное описание действий в соответствии с характером возникшей опасной ситуации, фактически является определяющим фактором успешности мероприятий, направленных на обеспечение безопасности образовательной среды. При решении данной задачи представляется актуальным учет зарубежного опыта по обеспечению безопасности образовательной среды и анализ возможности интеграции наиболее эффективных результатов в систему отечественного образования.

В число актуальных задач входит совершенствование управленческого, правового, кадрового ресурсов по вопросам, касающимся обеспечения комплексной безопасности образовательной среды. В частности, это подготовка специалистов, обладающих компетенциями в области обеспечения различных аспектов безопасности образовательного учреждения и владеющих технологиями создания, поддержки и коррекции состояния безопасности образовательной среды.

И, наконец, одним из наиболее перспективных и значимых направлений деятельности, направленных на обеспечение безопасности образовательной среды, является разработка системы ее психологического сопровождения. Проведенный анализ показал, что, в целом, психологическое сопровождение безопасности образовательной среды должно быть направлено на решение проблемы человеческого фактора, а также на решение проблемы обеспечения безопасности образовательной среды через субъектно-деятельностный подход, предполагающий, что каждый участник образовательного процесса является активным участником процесса.

Традиционный во многих психологиче- уровнях, также может быть использован

ских исследованиях подход, рассматриваю- при разработке содержания психологиче-

щий те или иные процессы на когнитивном, ского сопровождения безопасности в обра-

поведенческом и эмоционально-личностном зовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баева И. А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 289 с.

2. Баева И. А., Рубцов В. В. Образование как национальный ресурс сохранения здоровья школьников и обеспечения психологической безопасности // Информационно-методический бюллетень Городской экспериментальной площадки второго уровня / Ред.-сост. И. А. Баева, В. В. Ковров. М.: Экон-Информ, 2009. № 2. С. 3-8.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ; Астрель; Люкс, 2005. 671 с.

4. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. М.: Изд-во: НЦ ЭНАС, 2006. 248 с.

5. Пилипенко В. Ф. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика. М.: Изд-во: Айрис-Пресс, 2006. 192 с.

6. Соломин В. П., Михайлов Л. А., Шатровой О. В., Маликова Т. В. Психологическая безопасность: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2008. 288 с.

7. Florida State Dept. of Education T, Southeastern Regional Vision for Education (SERVE) T. Voices from the Field: Working Together for Safe and Secure Schools. Summary of Findings from Florida Education Commissioner Charlie Crist's School Safety and Security Summits. [serial online]. October 1, 2002; Available from: ERIC, Ipswich, MA. Accessed June 1, 2011.

REFERENCES

1. Baeva I. A. i dr. Psihologija bezopasnosti kak teoreticheskaja osnova gumanitarnyh tehnologij v so-cial'nom vzaimodejstvii. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2007. 289 s.

2. Baeva I. A., Rubtsov V V Obrazovanie kak nacional'nyj resurs sohranenija zdorov'ja shkol'nikov i obespechenija psihologicheskoj bezopasnosti // Informacionno-metodicheskij bjulleten' Gorodskojjeksperi-mental'noj ploshchadki vtorogo urovnja / Red.-sost. I. A. Baeva, V. V. Kovrov. M.: Ekon-Inform, 2009. № 2. S. 3-8.

3. VygotskijL. S. Pedagogicheskaja psihologija. M.: AST; Astrel'; Ljuks, 2005. 671 s.

4. Petrov S. V. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'nogo uchrezhdenija. M.: Izd-vo: NC ENAS, 2006. 248 s.

5. Pilipenko V F Obespechenie kompleksnoj bezopasnosti v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Teorija i praktika. M.: Izd-vo: Ajris-Press, 2006. 192 s.

6. Solomin V P., Mihajlov L. A., SHatrovoj O. V., Malikova T. V. Psihologicheskaja bezopasnost': ucheb-noe posobie. M.: Drofa, 2008. 288 s.

7. Florida State Dept. of Education T, Southeastern Regional Vision for Education (SERVE) T. Voices from the Field: Working Together for Safe and Secure Schools. Summary of Findings from Florida Education Commissioner Charlie Crist's School Safety and Security Summits. [serial online]. October 1, 2002; Available from: ERIC, Ipswich, MA. Accessed June 1, 2011.

Е. Е. Алексеева

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Выделены основные психологические особенности будущего учителя новой школы,

представлен его психологический портрет. Определены критерии профессиональной дезадаптации учителя и предложена модель психологической подготовки учителя в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.