REFERENCES
1. Barysheva T. A. Kreativnost'. Diagnostika i razvitie: Monografija. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2002. 205 s.
2. Barysheva T. A., Zhigalov Ju. A. Psihologo-pedagogicheskie osnovy razvitija kreativnosti: Ucheb.posobie. SPb.: SPGUTD, 2006. 268 s.
3. Tvorchestvo: teorija, diagnostika, tehnologii: Slovar'-spravochnik / Pod obshch. red. T. A. Baryshevoj. SPb.: OOO «Knizhnyj dom»,2008. 296 s.
Л. А. Гаязова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В представленной работе рассматривается проблема обеспечения безопасности образовательной среды в аспектах создания модели комплексной безопасности образовательной среды и системы ее мониторинга. Безопасность образовательной среды рассматривается как состояние организационных, пространственно-предметных и социально-психологических аспектов образовательной среды, которое обеспечивает жизнь и здоровье субъектов образования, выступает условием для развития и формирования личности учащихся, обеспечивает правовую, социальную, психологическую, информационную защищенность участников образовательного процесса. В статье представлены основные задачи по разработке модели, приведены исследования, способные выступить ее теоретическим обоснованием. Кроме того, обозначено содержание системы социально-психологического мониторинга безопасности образовательной среды и критерии его эффективности.
Ключевые слова: безопасность образовательной среды, психологическое содержание безопасности образовательной среды, мониторинг в образовании, мониторинг безопасности образовательной среды.
L. Gayazova
The Psychological Bases of Monitoring Safety of Educational Environment
The issues of safety of educational environment in terms of designing a model of complex safety of educational environment and a system of its monitoring are discussed. Safety of educational environment is regarded as a condition of organizational, spatial, subject, social and psychological aspects of the educational environment, providing life and health of subjects of education, legal, social, psychological, information safety of the participants of the educational process, promoting development of the personality ofpupils,. The main objectives of the development of the model are suggested based on the theoretical literature review. The content of the system of social and psychological monitoring of safety of the educational environment and the criteria of its efficiency are also discussed.
Keywords: safety of educational environment, psychological content of safety of educational environment, monitoring in education, monitoring of safety of educational environment.
Согласно концепции Долгосрочного со- ним из значимых результатов перехода к
циально-экономического развития Россий- инновационному социально ориентированной Федерации на период до 2020 года, од- ному типу экономического развития являет-
ся развитие человеческого потенциала России и развитие образования, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности. Развитие такой личности возможно только в условиях такой образовательной среды, которая отвечает критериям безопасности для физического и психического здоровья и благополучия ребенка.
Принимая во внимание тот факт, что образовательная среда современной школы является открытой системой, отражающей все закономерности жизнедеятельности и тенденции развития социальной среды, можно признать, что на сегодняшний день в ней преломляются и проблемы, характерные для современного российского общества. Это порождает ситуации, нарушающие безопасность образовательной среды, и, как следствие, ограничения прав и потребностей ребенка в условиях, способствующих сохранению его здоровья, благополучия и обеспечивающих максимальную реализацию его возможностей. Из совокупности основных социальных проблем, характерных для российского общества, особую опасность представляют те, что затрагивают процессы формирования личности подрастающего поколения и оказывают непосредственное влияние на систему отношения детей, подростков и молодежи к социальным явлениям, к другому человеку и к себе самому. Актуализация проблем, связанных, в первую очередь, с высоким уровнем преступности, с употреблением психоактивных веществ, с негативными проявлениями в отношении к представителям другой национальности и социальной группы, внутри школьной среды становится не только фактом, характеризующим жизнедеятельность общества, но фактором, обусловливающим тенденции его развития в будущем.
Обеспечение безопасности образовательной среды является не только важнейшей задачей в организации деятельности образовательных учреждений, но условием, позволяющим реализовать все те задачи,
которые ставит перед системой образования общество и государство. Развитие и формирование качеств личности, в которых нуждается современное общество, внедрение инновационных технологий в систему обучения, ускорение процессов информатизации — все это уже является ощутимой нагрузкой для ребенка, и отсутствие должного уровня качественных характеристик образовательной среды, в том числе и уровня ее безопасности, может вызвать большие затруднения в достижении требуемого результата [9].
Комплексный подход к обеспечению безопасности образовательной среды представляется относительно новым в противовес существующим вариантам, основанным на отражении пространственно-предметных аспектов или социально-психологических сторон проблемы. Безусловно, исследование различных аспектов безопасности образовательной среды является принципиально важным при решении отдельных задач социальной практики, а также фундаментальных проблем отраслевых знаний. Вместе с тем отсутствие единого понимания содержательной и организационно-управленческой модели безопасности образовательной среды не может не сказываться на эффективности процесса обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений.
В числе проблемных вопросов, решение которых позволит выстроить эффективную систему управления процессом обеспечения комплексной безопасности образовательной среды, следует обозначить, во-первых, отсутствие единой модели безопасности образовательной среды, содержание которой способно выступить основой для выработки согласованных действий различных участников процесса обеспечения ее безопасности; во-вторых, отсутствие механизма систематического сбора актуальной информации о состоянии безопасности образовательной среды. Данные вопросы предлагаются к рассмотрению в нашей работе, цель которой состоит в анализе существующих
подходов к проблеме построения модели безопасности образовательной среды и в выделении теоретических оснований, способных выступить базой для разработки системы социально-психологического мониторинга уровня безопасности образовательной среды.
Решение задачи по построению модели комплексной безопасности образовательной среды позволит описать содержание исследуемого феномена и определить причинноследственные связи между условиями и процессами, определяющими конечный результат — безопасность образовательной среды конкретного учебного заведения. Кроме того, модель, отражающая не только содержательное наполнение описываемого феномена, но структуру взаимосвязи ее компонентов, повысит эффективность практической работы по обеспечению безопасности.
Разработка модели комплексной безопасности образовательной среды предполагает решение следующих основных задач. В их числе:
- анализ существующих подходов к пониманию структуры образовательной среды образовательного учреждения, выработанных в рамках психолого-педагогических исследований и смежных областей знаний, способных выступить платформой для разработки модели комплексной безопасности образовательной среды;
- анализ работ, затрагивающих различные аспекты проблемы обеспечения безопасности образовательного учреждения;
- определение основных структурных компонентов модели комплексной безопасности образовательной среды и их содержательное наполнение с учетом характера деятельности различных участников процесса обеспечения безопасности образовательных учреждений;
- анализ подходов к моделированию организационно-управленческих процессов и выработка оптимального варианта, соответствующего повышению эффективности
управления процессом обеспечения комплексной безопасности образовательной среды.
Согласно выделенным выше позициям, рассмотрим некоторые работы, посвященные проблеме описания образовательной среды.
Анализ научных публикаций проявил обилие разнообразных работ, выполненных в рамках психолого-педагогического направления, представляющих подходы к пониманию понятия «образовательная среда» и ее структурно-содержательного наполнения. Анализ этих работ приведен в публикации И. А. Баевой, Е. Б. Лактионовой, рассматривающих образовательную среду как совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования, и специально организованных психолого-педагогических условий для формирования и развития личности [2; 3]. Авторы приводят ряд отечественных и зарубежных исследований, подтверждающих данную позицию.
В их числе — С. В. Тарасов, предлагающий трехкомпонентную структуру безопасности образовательной среды, включающую пространственно-семантический компонент (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства школьников, герб, традиции и др.), содержательнометодический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации обучения и др.) и коммуникационно-организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера, особенности управленческой культуры). Согласно исследованиям В. А. Яс-вина, в образовательной среде представлены такие компоненты, как пространственно-архитектурный (предметная среда, окружающая учителя и ученика), социальный (определяется особой формой детско-взрослой общности) и психодидактический (содержание образовательного процесса,
осваиваемые ребенком способы действий, организация обучения).
Согласно Е. А. Климову, образовательная среда включает социально-контактную часть (личный пример, культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения; учреждения, организации, группы их представителей, с которыми приходится взаимодействовать; «устройство» своей группы и других коллективов, с которыми контактирует человек, реальное место человека в структуре своей группы, включенность его в другие группы и группировки), информационную часть (правила внутреннего распорядка, устав учебного заведения, традиции, правила личной и общественной безопасности, средства наглядности, персонально адресованные воздействия), соматическую часть (собственное тело и его состояния) и предметную часть (материальные, физико-химические, биологические, гигиенические условия).
Кроме того, И. А. Баевой, Е. Б. Лактионовой приводятся зарубежные исследования, значительная часть из которых, по мнению авторов, рассматривает образовательную среду как социальную систему, включающую характеристики эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса (К. Маклафлин, K. Reid, D. Hopkins) [3]. В рамках приведенных исследований анализируются понятие эффективности школы, выраженной в сочетании определенных показателей, уникальных для конкретного образовательного учреждения, и качество образовательной среды как состояние пространственно-предметного содержания данной среды, особенностей социальных отношений и связей между пространственнопредметными и социальными компонентами среды.
Наиболее емкое и точное определение понятия представлено в публикациях И. А. Баевой и В. В. Рубцова, где образовательная среда рассматривается как психолого-
педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования и развития личности учащихся, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение [4].
Попытка анализа исследовательских работ, посвященных проблеме обеспечения комплексной безопасности образовательной среды, позволила выявить, что понятие «комплексная безопасность» в области образования, как правило, используется при описании безопасности образовательного учреждения и характеризует, в первую очередь, предметно-пространственные и некоторые организационно-управленческие аспекты среды.
В частности, В. Ф. Пилипенко рассматривает комплексную безопасность образовательного учреждения как состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, антропогенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Модель комплексной безопасности образовательного учреждения включает такие компоненты, как пожарная безопасность, антитеррористическая защищенность, физическая охрана и инженернотехническое оборудование, гражданская оборона, профилактика правонарушений, профилактика наркомании и токсикомании, первая медицинская помощь, охрана труда, электробезопасность. Автор обращает внимание на то, что подобная модель не является в полной мере исчерпывающей и завершенной и требует постоянной доработки в соответствии с изменениями, происходящими в текущих условиях [8].
Согласно позиции С. В. Петрова в систему безопасности образовательного учреждения современной школы входит множество элементов, в числе которых — субъекты обеспечения безопасности образовательного учреждения, физическая защита здания, охрана, технические средства охраны и безопасности образовательного учреждения и его финансовое и ресурсное обеспечение.
Кроме того, к элементам системы безопасности образовательного учреждения автор относит организацию взаимодействия с органами безопасности и органами местного самоуправления, воспитательную работу с учащимися, работу с родителями, с родительскими комитетами и попечительскими советами, организацию подготовки персонала школы к соответствующей деятельности. Также в число элементов системы безопасности вошёл ряд моментов, касающихся правовых, медицинских, кадровых, управленческих вопросов. Психологическое обеспечение автором включено в систему обеспечения безопасности и раскрывается через методики психологической подготовки к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, через методики психологической реабилитации; тренинги, ролевые игры [7].
В представленных позициях, безусловно, осуществлена попытка охватить максимально широко различные элементы, относящиеся к обеспечению безопасности образовательного учреждения, и выработанные подходы полностью отвечают задачам, относящимся к определенным сферам социальной практики. Вместе с тем возникают вопросы, касающиеся однородности заявленных структурных компонентов безопасности образовательного учреждения, наиболее адекватного способа внедрения в структуру безопасности организационноуправленческих компонентов, а также вопрос о роли и месте блока социальнопсихологических характеристик, относящихся к безопасности образовательной среды образовательного учреждения, в числе которых — и так называемый «человеческий фактор», о котором упоминается в ряде отечественных и зарубежных исследований [5; 7; 10; 12].
Эти положения позволили убедиться в правомерности определения безопасности образовательной среды как состояния организационных, пространственно-предметных и социально-психологических аспектов образовательной среды, которое обеспечи-
вает жизнь и здоровье субъектов образования, выступает условием для развития и формирования личности учащихся, обеспечивает правовую, социальную, психологическую, информационную защищенность участников образовательного процесса — учащихся, педагогов, родителей [9].
Поиск наиболее эффективных подходов к моделированию организационно-управленческих аспектов комплексной безопасности образовательной среды привел к предположению о возможности использования некоторых технологий управления процессами и качеством, разработанных в недрах таких прикладных отраслей знаний как менеджмент и маркетинг. В частности, SWOT- и PEST-анализ могут быть рассмотрены в качестве элемента управления системой безопасности образовательной средой образовательного учреждения и адаптированы для анализа информации о состоянии системы и принятия соответствующих управленческих решений.
Осуществление SWOT-анализа предполагает определение сильных и слабых сторон организации и рассмотрение внешних возможностей и угроз, а также установление связей между ними. Основоположником идеи анализа соотношения внутренних условий организации и условий внешней среды считается К. Эндрюс, разработавший модель — прообраз SWOT-анализа, — в основе которой находятся вопросы, связанные с определением сильных и слабых сторон, общеорганизационных и личных ценностей, возможностей и угроз внешних условий окружающей среды, а также ожидания заинтересованных лиц [11]. Универсальность данной методики и ее возможности в построении стратегий развития организации позволяет рассмотреть ее в качестве одного из возможных инструментов анализа состояния безопасности образовательной среды и планировании деятельности, направленной на ее поддержание. Содержание PEST-анализа состоит в определении политических, экономических, социальных и
технологических аспектов внешней среды, влияющих на деятельность организации. Соответственно данный инструмент можно рассматривать при анализе внешних условий, определяющих состояние безопасности образовательной среды, оказывающих непосредственное влияние на уровень безопасности того или иного образовательного учреждения.
Решение задачи, направленной на разработку механизма систематического сбора актуальной информации о состоянии безопасности образовательной среды, фактически отсылает к проблеме создания системы мониторинга комплексной безопасности образовательной среды.
С. А. Иванов, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, О. Э. Крутова рассматривают мониторинг в системе образования как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за состоянием этой системы и прогнозирование развития. Согласно мнению авторов, мониторинг сегодня выступает как функция управления, поскольку является средством сбора достоверной информации для принятия управленческих решений.
Авторы выделяют следующие виды мониторинга:
• информационный мониторинг — накопление и распространение информации; основная функция информационного мониторинга состоит в слежении за объектом исследования;
• базовый мониторинг — выявление проблемы и опасности; основная функция
— своевременное обнаружение рисков, дающее возможность предотвращения развития проблемы;
• проблемный мониторинг — исследование закономерности процессов, степени опасностей и типологии проблем;
• управленческий мониторинг — отслеживание и оценка эффективности, послед-
ствий и вторичных эффектов принятых решений [6].
В работе С. В. Алехиной мониторинг рассматривается как многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления и позволяет судить о состоянии объекта мониторинга, при необходимости обеспечивая прогноз его развития. Такое определение, отражая его структурные и организационные составляющие, позволяет в полной мере раскрыть содержание мониторинга безопасности образовательной среды и обозначить основные его составляющие [1].
Мониторинг является функцией управления, средством сбора достоверной информации для принятия управленческих решений [6]; мониторинг безопасности образовательной среды представляет собой систему сбора и анализа информации о состоянии различных параметров безопасности образовательной среды с целью получения актуальных данных, предназначенных для уточнения содержания и планирования деятельности, направленной на повышение уровня безопасности образовательной среды.
В качестве критериев эффективности системы мониторинга могут выступать прикладной характер полученных данных и возможность их использования в процессе принятия управленческих решений; отражение в параметрах и показателях мониторинга рисков и угроз безопасности образовательной среды, наиболее актуальных для образовательных учреждений мегаполиса. В первую очередь, это ситуации проявления различных форм насилия, риски употребления психоактивных веществ, проявление ксенофобии и экстремизма, чрезвычайные ситуации. В числе таких критериев можно также обозначить учет в системе параметров и показателей условий, опосредованно
влияющих на актуализацию некоторых рисков и некоторые технологические характеристики, связанные с ресурсоемкостью методов сбора информации.
Кроме того, важнейшим критерием эффективности системы мониторинга безопасности образовательной среды является возможность использования данных о динамике ее показателей для построения прогностической модели безопасности образовательной среды, позволяющей анализировать и оценивать вероятность развития ситуаций, связанных с риском для субъектов образования.
Обобщая результаты проведенного анализа вопросов по разработке модели комплексной безопасности образовательной среды и ее мониторинга, рассмотрим рабочий вариант системы показателей безопасности образовательной среды школы. В число таковых могут войти проблемная на-груженность района — территории расположения образовательного учреждения; характеристика безопасности инфраструктуры образовательного учреждения; социальнодемографическая характеристика контингента учащихся; характеристика ситуаций нарушения безопасности субъектов образовательной среды, выраженная в официальной статистике и выявленная при анонимном опросе. Далее идут показатели, связанные с организацией деятельности образовательного учреждения, направленной на по-
вышение безопасности образовательной среды и отраженной в таких позициях, как повышение квалификации сотрудников образовательного учреждения в области профилактики нарушения безопасности образовательной среды; организация внеучебной деятельности детей и подростков; наличие реализуемых программ сопровождения учащихся, направленных на адаптацию различных групп детей к образовательной среде; организация мероприятий, направленных на формирование знаний и навыков деятельности субъектов образовательной среды в случае возникновения чрезвычайной ситуации; обеспечение информационно-психологической безопасности образовательного учреждения, и, наконец, показатели, отражающие психологические явления и феномены, определяющие поведение человека (субъектов образовательной среды, в данном случае) в ситуациях риска — это характеристика социально-психологических особенностей образовательной среды, включающих описание групповой динамики и групповых процессов в школьном коллективе, убеждения и установки субъектов образовательной среды, информированность субъектов о последствиях и об ответственности за поступки, носящие асоциальный и противоправный характер, а также характеристики психологической безопасности и комфортности образовательной среды для ее субъектов.
ПРИМЕЧАНИЯ
* Аббревиатура от англ. strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
**Аббревиатура от англ. political (политические), economic (экономические), social (социальные), technological (технологические) (аспекты внешней среды).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехина С. В., Битянова М. Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. № 4(21). С. 66-73.
2. Баева И. А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И. А. Баевой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. 289 с.
3. Баева И. А., Лактионова Е. Б. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды // Педагогическая психология / Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. СПб.: Питер, 2010. 416 с.
4. Баева И. А., Рубцов В. В. Образование как национальный ресурс сохранения здоровья школьников и обеспечения психологической безопасности // Информационно-методический бюллетень № 2 Городской экспериментальной площадки второго уровня / Ред.-сост. И. А. Баева, В. В. Ковров. М.: Экон-Информ, 2009. С. 3-8.
5. Гаязова Л. А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 142. СПб., 2011. С. 27-32.
6. Иванов С. А., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Крутова О. Э. Мониторинг и статистика в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М.: АПК и ППРО, 2007. 128 с.
7. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. М.: Издательство: НЦ ЭНАС, 2006. 248 с.
8. Пилипенко В. Ф. Обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения: Справочник руководителя: Серия «В помощь руководителю образовательного учреждения. М.: Центр «Школьная книга», 2009. 210 с.
9. Рубцов В. В., Баева И. А., Гаязова Л. А. Обеспечение безопасности образовательной среды: комплексный подход // Психологические проблемы безопасности в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. И. А. Баевой, В. В. Рубцова. М.: МГППУ, 2011. Т. 1. С. 3-7.
10. Соломин В. П., Михайлов Л. А., Шатровой О. В., Маликова Т. В. Психологическая безопасность: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2008. 288 с.
11. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / К. Фляйшер, Б. М. Бенсуссан: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005. 541 с.
12. Florida State Dept. of Education T, Southeastern Regional Vision for Education (SERVE) T. Voices from the Field: Working Together for Safe and Secure Schools. Summary of Findings from Florida Education Commissioner Charlie Crist's School Safety and Security Summits. [serial online]. October 1, 2002; Available from: ERIC, Ipswich, MA. Accessed June 1, 2011.
REFERENCES
1. Alehina S. V., Bitjanova M. R. Monitoring kak vid professional'noj dejatel'nosti pedagoga-psihologa // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2009. № 4(21). S. 66-73.
2. Baeva I.A. i dr. Psihologija bezopasnosti kak teoreticheskaja osnova gumanitarnyh tehnologij v sot-sial'nom vzaimodejstvii / Pod red. I. A. Baevoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena. 2007. 289 s.
3. Baeva I. A., Laktionova E. B. Osnovnye podhody k raskrytiju ponjatija «obrazovatel'naja sreda», ti-pologija i struktura obrazovatel'noj sredy // Pedagogicheskaja psihologija / Pod red. L. Regush, A. Orlovoj. SPb.: Piter, 2010. 416 s.
4. Baeva I. A., Rubtsov V V. Obrazovanie kak natsional'nyj resurs sohranenija zdorov'ja shkol'nikov i obe-spechenija psihologicheskoj bezopasnosti // Informatsionno-metodicheskij bjulleten' № 2 Gorodskoj eksperi-mental'noj ploshchadki vtorogo urovnja / Red.-sost. I. A. Baeva, V. V. Kovrov. M.: Ekon-Inform, 2009. S. 3-8.
5. Gajazova L. A. Obespechenie kompleksnoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy i ee psihologicheskoe so-provozhdenie // Izvestija RGPU im. A. I. Gertsena. SPb., 2011. № 142. S. 27-32.
6. Ivanov S. A., Pisareva S. A., Piskunova E. V., Krutova O. E. Monitoring i statistika v obrazovanii: Uchebno-metodicheskij komplekt materialov dlja podgotovki t'jutorov. M.: APK i PPRO, 2007. 128 s.
7. Petrov S. V. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'nogo uchrezhdenija. M.: Izdatel'stvo: NTs ENAS, 2006. 248 s.
8. Pilipenko V F. Obespechenie kompleksnoj bezopasnosti obrazovatel'nogo uchrezhdenija: Spravochnik rukovoditelja: Serija «V pomoshch' rukovoditelju obrazovatel'nogo uchrezhdenija. M.: Tsentr «Shkol'naja kniga», 2009. 210 s.
9. Rubtsov V V., Baeva I. A., Gajazova L. A. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'noj sredy: kompleksnyj podhod // Psihologicheskie problemy bezopasnosti v obrazovanii: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. / Pod red. I. A. Baevoj, V. V. Rubtsova. M.: MGPPU, 2011. T. 1. S. 3-7.
10. Solomin V P., Mihajlov L. A., Shatrovoj O. V., Malikova T V. Psihologicheskaja bezopasnost': Uchebnoe posobie. M.: Drofa, 2008. 288 s.
11. Fljajsher K. Strategicheskij i konkurentnyj analiz. Metody i sredstva konkurentnogo analiza v biznese / Fljajsher K., Bensussan B. M.: BINOM, Laboratorija znanij, 2005. 541 s.
12. Florida State Dept. of Education T, Southeastern Regional Vision for Education (SERVE) T. Voices from the Field: Working Together for Safe and Secure Schools. Summary of Findings from Florida Education Commissioner Charlie Crist's School Safety and Security Summits. [serial online]. October 1, 2002; Available from: ERIC, Ipswich, MA. Accessed June 1, 2011.
А. Н. Занковский
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО В ПРОСТРАНСТВЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Доказывается, что доминирующие в настоящее время подходы к лидерству эффективны только на низших уровнях организационной иерархии. На более высоких уровнях управления лидерство в большей степени детерминировано не поведенческими, а личностными факторами. Предложена, обоснована и эмпирически верифицирована новая модель организационного лидерства, ключевым измерением которой выступает культурно-ценностное измерение, определяющее этическую направленность поведения лидера и выбираемых им общих целей организации. Новая типология лидерского поведения, разработанная на основе предложенной модели, позволила дифференцировать не только поведенческие, но и мотивационно-ценностные параметры лидерства. Рассмотрение организационного лидерства в пространстве корпоративной культуры выявило и обосновало основные типы взаимодействия лидерства и культуры.
Ключевые слова: группа, организация, лидерство в группе, организационное лидерство, корпоративная культура, культурно-ценностное измерение, стили лидерства, ценностные ориентации.
A. Zankovsky
Organizational Leadership in the Space of Corporate Culture
The paper argues that traditional approaches to leadership dominating today are effective only at the lowest level of organizational hierarchy. At the higher levels of management leadership is determined mainly not by behavioural, but by personality characteristics of the leader. A new model of organizational leadership has been suggested, theoretically grounded and empirically verified. The key dimension of this model is value/cultural dimension that determines ethical aspects of leader’s behaviour and goal setting. A new typology of leadership styles based on the model that has been suggested allows to differentiate motivational and value-laden parameters of leadership behaviour. The study of organizational leadership within the space of corporate culture has revealed the basic interaction types between leadership and culture.
Keywords: group, organization, group leadership, organizational leadership, corporate culture, value/cultural dimension, leadership styles, value orientations.
История психологических исследований вают, что наибольшую популярность у ис-
лидерства и обобщение достижений совре- следователей и практиков имеет поведенче-
менной психологии в этой области показы- ский подход. Именно в рамках поведенче-