УДК 316.6+159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дударева Евгения Игоревна.
Сибирский государственный университет путей сообщений, Новосибирск, студент, [email protected].
Демидова Лариса Иосифовна.
Сибирский государственный университет путей сообщений, Новосибирск, доцент, [email protected].
Аннотация. В статье рассматриваются основные понятия и психологические механизмы профилактики конфликтов в организациях. В исследовании выявлены различия стилей поведения в конфликте у мужчин и женщин.
Ключевые слова: конфликт, профилактика конфликта, поведение в конфликте; тест на определение уровня конфликтности личности «Типы поведения в конфликте» К. Томаса.
PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF CONFLICTS IN ORGANIZATIONS
Dudareva Evgenia.
Siberian State Transport University, Novosibirsk, student, [email protected].
Demidova Larisa.
Siberian State Transport University, Novosibirsk, associate professor, [email protected].
Abstract. The article deals with the basic concepts and psychological mechanisms of conflict prevention in organizations. The study revealed differences in men and women's behavior in conflict.
Key words: conflict, conflict prevention, behavior in conflict, test for determining the conflict level of personality "Types of behavior in conflict" K. Thomas.
Данная работа опирается на научные труды таких исследователей как: А.Я Анцупов, И.В Брылина, Е.В Буртовая и многих других.
Проблема конфликтов в организации является одной из самых актуальных тем в современном мире, так как конфликты содержат все сферы деятельности людей, их социальные взаимоотношения, и социальные взаимодействия.
Конфликт - это столкновение мотивов, целей, ценностей участников социального взаимодействия [3].
Существует пять типов поведения в конфликтных ситуациях: соперничество - стремление добиться своих интересов в ущерб другому;
приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого; компромисс - соглашение на основе взаимных уступок, предложение варианта, снимающего возникшее противоречие; избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон [3,4].
Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех или иных организаций: производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, общественных и т.д. [2].
Причинами столкновений могут быть такие проблемы как: материальные ресурсы, властные полномочия, статусно-ролевые различия и многое другое. Таким образом, имеют место неравенство в распределении ресурсов, а также различия в возможностях высшего руководства реализовать властные функции, что в свою очередь и может вызвать конфликт.
Организация - элемент общественной системы, самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума [7].
Психологическим аспектом в организации является упорядоченное объединение индивидов, взаимодействующих между собой на основе общих целей и интересов. Различают организацию формальную организацию, которая имеет административно - юридический статус, ставящую индивида в зависимость от обезличенных, функциональных связей и норм поведения и неформальную организацию, представляющую собой общность людей, объединенных личным выбором и неформальным общением. Если по каким - либо причинам в нормах поведения, взаимодействиях между сотрудниками или целях и интересах сотрудников организации возникает разлад или конфликт - это влияет на деятельность и общую работоспособность сотрудников в целом [7].
Чтобы облегчить и свести к минимуму конфликты, любой организации необходима профилактика конфликтов
Профилактика конфликтов - это предупреждение конфликтов. Профилактика конфликтов заключается в создании условий, которые бы минимизировали возникновения противоречий между сотрудниками [5].
Управление конфликтом предполагает создание условий для его предупреждения, большую значимость имеет профилактика конфликта. Так же не малое значение имеет и то, что разные люди склонны в конфликтных ситуациях вести себя по- разному, что так же сказывается на успех разрешения конфликтной ситуации [6].
Для проведения исследования, цель которого заключалась в выявлении различий в поведении в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин, нами были использованы следующий метод: тестирование (тест на определение уровня конфликтности личности «Типы поведения в конфликте» К. Томаса, метод математической статистики 1 - критерий Стьюдента.
В исследовании приняли участие 20 респондентов, работников научно-исследовательский института электронных приборов (НИИЭП) в возрасте 36-47 лет, из них 10 мужчин и 10 женщин.
Результаты исследования представлены на рисунках 1, 2,3
Рис. - 1. Типы поведения в конфликте у мужчин и женщин
соперничество
приспособление
компромис
избегание
сотрудничество
Рис. - 2. Типы поведения в конфликте у мужчин
соперничество I приспособление I компромис | избегание I сотрудничество
Рис. - 3. Типы поведения в конфликте у женщин
Рассмотрим подробнее группу мужчин. Как можно увидеть из рисунков 2 и 3, большая часть опрошенных мужчин относится к подтипу соперничество (80%). Это означает, что данные респонденты в споре стремятся выполнить интересы только своей стороны, и не уступят своему оппоненту.
Следующей по численности в их группе идут респонденты, относящиеся к подтипу сотрудничество (20%). Это означает, что респонденты данной подгруппы в конфликтной ситуации склонны приходить к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Большую часть опрошенных женщин, составляют респонденты подгруппы сотрудничества и подгруппы компромисса, что составило в равной степени по 40% от общего числа их группы и означает, что:
Респонденты, ищущие в конфликте сотрудничества (40%), стремятся в конфликте удовлетворить интересы обеих сторон и прийти к альтернативному разрешению конфликта.
Респонденты, выбравшие компромисс (40%), склонны искать общего соглашения на основе взаимных уступок и в результате совместного решения приходят к общему выводу.
Следующей по численности в группе женщин идут респонденты подгруппы избегание, что составило 20% от общего числа группы женщин - это означает, что данные респонденты склонны к отсутствию стремления к кооперации. Респонденты данной подгруппы обычно не способны к чувственному восприятию противоположной стороны.
Данное исследование было подтверждено методами математической обработки по t - критерию Стьюдента и дало следующие результаты:
По шкале «Соперничество» - эмпирическое значение t (7.7) находится в зоне значимости, что означает, что мужчины в данной организации склонны к соперничеству, в то время как женщины не склонны к соперничеству вообще.
По шкале «Приспособление» - эмпирическое значение t (0.7) находится в зоне незначимости, что означает, что приспосабливаться к оппоненту в ситуации конфликта мужчины и женщины данной организации способны в равной степени.
По шкале «Компромисс» - эмпирическое значение t (2.6) находится в зоне неопределенности, что означает, что мужчины и женщины данной организации не имеют значимых различий по данному параметру, но все же женщины более склонны искать компромисса в конфликтной ситуации, нежели мужчины.
По шкале «Избегание» - эмпирическое значение t (3) находится в зоне значимости, что означает, что женщины данной организации, в отличие от мужчин, стараются избегать конфликта, мужчины, напротив, идут на него.
По шкале «Сотрудничество» - эмпирическое значение t (0.1) находится в зоне незначимости, что означает, что мужчины и женщины данной организации в равной степени стараются сотрудничать в конфликте со своим оппонентом.
Таким образам, учитывая результаты тестирования, можно сделать вывод, что женщины в данной организации более склонны к избеганию конфликтов, а мужчины к соревнованию - это указывает на положительные стороны
разнополого коллектива в данной организации и будет служить препятствием для появления конфликтных ситуаций.
В данной ситуации можно рекомендовать: проведение тренингов, направленных на снижение конфликтности в коллективе, установить правила для всего коллектива, проводить мероприятия способствующие снятию стресса, что снизит возможность возникновения конфликта.
Библиографический список:
1. Брылина И.В. Конфликтология в социальной работе. учебное пособие / И.В. Брылина. - Томск: ТПУ, 2004.
2. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие / Е.В.Буртовая. - М.: Юнити, 2002. - 578 с.
3. Демидова Л. И. Индивидуальные особенности студентов - бакалавров экономических профессий в ситуации конфликта./ Наука и социум: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. 27 июня 2016г. / отв. ред. Е. Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. - 171с.
4. Демидова Л. И. Поседаева К.Н. Агрессивные и враждебные реакции как фактор конфликтности студентов вуза гуманитарных и технических профессий. / Наука и социум: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. 27 июня 2016г. / отв. ред. Е. Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. -171с.
5. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М.Емельянов. - СПб.: Питер, 2004. - 400 с.
6. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбрук. - М.: Инфра-М, 1996. - 256 с.
7. Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Б.И Хасан. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.