Научная статья на тему 'Индивидуальные особенности студентов бакалавров экономических профессий в ситуации конфликта'

Индивидуальные особенности студентов бакалавров экономических профессий в ситуации конфликта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
772
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / стратегии поведения в конфликте / уровень конфликтности / тип темперамента / бакалавр экономических профессий / conflict / the strategy of behavior in conflict / the level of conflict / temperament type / bachelor of economic occupations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демидова Лариса Иосифовна

В статье рассмотрены понятия конфликта, стратегии поведения в конфликте, уровень конфликтности личности, тип темперамента и его основные характеристики. Сделан анализ особенностей поведения в конфликте студентов бакалавров экономических профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL FEATURES OF UNDERGRADUATE STUDENTS IN THE ECONOMIC PROFESSION IN CONFLICT SITUATIONS

The article discusses the concept of conflict, the strategy of behavior in conflict, the level of conflict of personality, temperament, type and its main characteristics. The analysis of the behavior of undergraduate students of economic professions in conflict is given.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные особенности студентов бакалавров экономических профессий в ситуации конфликта»

УДК 378.633.015.324:316.48 ББК 74.48+ 65р+88.6

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА

Демидова Лариса Иосифовна.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, доцент, demidova272@mail.ru.

Аннотация. В статье рассмотрены понятия конфликта, стратегии поведения в конфликте, уровень конфликтности личности, тип темперамента и его основные характеристики. Сделан анализ особенностей поведения в конфликте студентов бакалавров экономических профессий.

Ключевые слова: конфликт, стратегии поведения в конфликте, уровень конфликтности, тип темперамента, бакалавр экономических профессий.

INDIVIDUAL FEATURES OF UNDERGRADUATE STUDENTS IN THE ECONOMIC PROFESSION IN CONFLICT SITUATIONS

DemLdovа Larisa I.

Siberian State University of Railway Engineering, Novosibirsk city, Associate Professor, demidova272@mail.ru.

Abstract. The article discusses the concept of conflict, the strategy of behavior in conflict, the level of conflict of personality, temperament, type and its main characteristics. The analysis of the behavior of undergraduate students of economic professions in conflict is given.

Key words: conflict, the strategy of behavior in conflict, the level of conflict, temperament type, bachelor of economic occupations.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время интерес преподавателей, работодателей к знанию индивидуальных особенностей студентов бакалавров экономических профессий и будущих специалистов повышается. Особое значение приобретает поведение человека в конфликтных ситуациях. Одним из факторов конфликтности выступает тип темперамента.

Конфликт - это столкновение или противодействие людей и групп по значимым для них целям, ценностям, интересам, установкам [2].

В зависимости от того, какие интересы преследует человек (свои или интересы оппонента) К. Томас выделяет пять стратегий поведения в конфликте: если учитываются только свои цели, то используется стратегия соперничества, если учитываются и свои и цели другой стороны, то

63

используется стратегия сотрудничества. При компромиссе стороны частично учитывают свои цели и цели другого. Также К. Томас выделяет стратегию избегания (уклонения) и приспособления [5].

В рамках нашего исследования важно рассмотреть тип темперамента, так как темперамент играет существенную роль в возникновении и развитии конфликтов.

Тип темперамента - это врожденная характеристика человека. Проявляется темперамент в поведении, в речи, в эмоциональном реагировании на ситуации взаимодействия, особенно когда эти ситуации нестандартные, стрессовые, конфликтные или вовсе угрожающие жизни

[4].

В зависимости от характеристик нервной системы (силы, уравновешенности, подвижности) выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) имеет сочетание свойств экстраверта и эмоциональной стабильности. Для него характерно: инициативность и активность, общительность и открытость, высокая работоспособность и оптимизм, жизнерадостность и эмпатия, выразительность мимики и уверенная речь. Он сообразителен и находчив, но однообразие монотонной работы переносит плохо, его настроение изменчиво.

Холерик (сильный, неуравновешенный, чрезмерно подвижный) имеет сочетание свойств и эмоциональной нестабильности. Характерными чертами холерика являются следующие: резкие движения, быстрый громкий голос, обидчив, возбудим, импульсивен, активный, но несдержанный, излишне прямолинеен и нетерпелив, с интересом относится ко всему новому, при трудностях не теряется, настойчив и целеустремлен, имеет резкие смены настроения, конфликтен.

Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный) имеет сочетание свойств интроверта и эмоциональной стабильности. Он характеризуется достаточно низким уровнем активности в поведении и деятельности. Флегматик медлителен и спокоен, сдержан и миролюбив, ровен в отношениях, уравновешен и терпелив, доводит дело до конца, не склонен к аффектам, выдержан и основателен во всем, рассчитывает свои силы и не тратит их попусту. Его основные отрицательные качества - лень и безволие, склонность к выполнению привычных действий, бедность и слабость эмоций, др.Может формировать конфликт вследствие некоторых своих характерологических особенностей.

Меланхолик (слабый, неуравновешенный, малоподвижный) имеет сочетание свойств интроверта и эмоциональной неустойчивости. Он, как правило, неуравновешен и замкнут, не разговорчив и даже угрюм, тревожен и нерешителен, медлителен и впечатлителен, пессимистичен и часто уходит в себя. Его чувства глубокие и устойчивые, но слабо выражены, речь невыразительная, тихая. В благоприятных условиях меланхолик - хороший работник: исполнительный и ответственный,

добросовестный и дисциплинированный. Вследствие характерологических особенностей чаще всего у меланхолика формируется внутриличностный конфликт [1, 4].

Некоторые свойства темперамента могут оказывать существенное влияние на формирование конфликтов, влияют на поведение человека в конфликте. Так, холерики легко вовлекаются в конфликт. Они склонны решать конфликты, отстаивая только свои интересы, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя, он более объективен в конфликте, способен вовремя и спокойно предоставить аргументы. Меланхолики не склонны к ведению споров и уж тем более к активному вовлечению в ситуацию конфликта, поскольку сила нервных процессов им этого не позволит - это приведет очень быстро к истощению их сил. Однако у них часто формируются внутриличностные конфликты.

Зачастую конфликты формируются вследствие столкновений типов темперамента, когда имеет место их несовместимость.

Поэтому формирование работоспособной команды является таким сложным и ответственным делом. Хороший специалист - менеджер по персоналу, должен уметь хорошо диагностировать индивидуально -психологические особенности человека особенно при отборе, подборе персонала. Кроме того, знание специалиста своих особенностей может помочь ему в работе, при взаимодействии с людьми [3].

На основе теоретического исследования мы провели эмпирическое. Целью эмпирического исследования явилось определение стратегий поведения в конфликте студентов специальности «Управление персоналом» четвёртого курса Сибирского государственного университета путей сообщения г. Новосибирска в количестве 47 человек. Для этого был использован опросник К. Томаса, анкетирование с целью выявления уровня конфликтности, также был проведен тест на исследование типа темперамента по методике Х. Айзенка. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица - 1. Результаты исследования стратегий поведения в конфликте, уровня конфликтности и типа темперамента студентов бакалавров._

Стратегии поведения в конфликте Всего человек, 47 Уровни конфликтности Тип темперамента

Высокий Средний Низ кий Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик

Соперничество 17 12 5 - 13 4 - -

С отрудничество 20 3 15 2 1 18 1 -

Компромисс 4 - 4 - - 2 2 -

Избегание 3 - - 3 - - 2 1

Приспособление 3 - - 3 - 3

Как следует из таблицы 1, в конфликтной ситуации выбирают

стратегию поведения сотрудничество - 20 человек, соперничество -17 человек, компромисс - 4 чел., приспособление и избегание - по 3 человека.

Среди них уровни конфликтности распределились следующим образом: высокий уровень конфликтности -15 человек, средний уровень вступления в конфликт - 24 чел., низкий уровень - 8 человек. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для студентов бакалавров характерна стратегия поведения - сотрудничество и средний уровень конфликтности.

Что касается типов темперамента, то они распределились следующим образом: холерик - 14 человек, сангвиник - 24 человека, флегматик - 5 человек, меланхолик - 4 человека. Представим результаты наглядно (рисунок 1).

30 25 20 15 10 5 0

Средний

Сотрудничество

Соперни

ничество

Высокий

Компромисс Изб, Пр

Холе

С

рик

ангвиник

Низкий

исп

Флегматик Мел анхолик

Стратегиии Уровень Тип темперамента

поведения конфликтности

Рис. 1. Анализ результатов исследования студентов бакалавров СГУПСа,

человек

В соответствии с таблицей 1 и рисунком 1, респонденты с типом темперамента холерическим предпочитают стратегию поведения в конфликте - соперничество; у сангвиников преобладает стиль поведения -сотрудничество; флегматики выбирают компромисс и избегание, и меланхолики предпочитают приспособление.

Однако, учитывая тот факт, что нет хороших и плохих стратегий поведения, и нормой считается, если человек использует в конфликте все стратегии поведения в зависимости от сложившейся ситуации, можно обозначить основным недостатком в данной учебной группе склонность использовать в конфликте одну стратегию поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что у респондентов-бакалавров экономических профессий преобладает стратегия поведения в конфликте - сотрудничество, уровень конфликтности при этом средний, тип темперамента сангвинический.

Можно предположить, что будущие менеджеры по персоналу вступают в конфликт в соответствии с объективными причинами,

предпочитая решать конфликты конструктивно через сотрудничество, учитывая интересы свои и противоположной стороны.

Результаты данного исследования могут быть полезными в работе работодателей, менеджеров при отборе, подборе, адаптации персонала.

Библиографический список:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов - 4-е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2009. - 512с.

2. Демидова Л.И., Кашник О.И., Брызгалина А. А. Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности./ Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии// Сборник статей по материалам XXXV международной научно-практической конференции № 12(35) декабрь 2013. Часть II. - Новосибирск: Изд-во СибАК, 2013. - С. 88-92.

3. Демидова Л. И. Индивидуально-личностные особенности современного слушателя института перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров./ Дополнительное профессиональное образование в условиях реформирования: материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию дополнительного профессионального образования Сибирского государственного университета путей сообщения. г. Новосибирска от 24 апреля 2015г. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2015г. - С. 43-51

4. Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.Н. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 2003 г.

5. Томас. К. Управление энергией конфликта. - СПб.: Лань, 2009 г. -345 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.