УДК 159.99
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
Браткова Валерия Алексеевна.
Россия, Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», студент, [email protected].
Демидова Лариса Иосифовна.
Россия, Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный
университет путей сообщения», кандидат психологических наук, доцент, demidova272@mail. ru.
Аннотация. В статье рассматриваются понятия стресса и конфликтного поведения. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи стрессоустойчивости личности и стилей поведения в конфликте.
Ключевые слова: стресс, конфликтное поведение, эмпирическое исследование.
RELATIONSHIP OF A PERSONALITY STRESS-STABILITY AND CONFLICT BEHAVIOR STYLES
Bratkova Valeria Alekseevna.
Russia, Novosibirsk, Siberian State University of Communications, student, lera. [email protected].
Demidova Larisa Iosifovna.
Russia, Novosibirsk, Siberian State University of Communications, Cand. psychol. Sciences, associate professor, [email protected].
Abstract. The article discusses the concepts of stress and conflict behavior. The empirical study results of an individual stress tolerance interaction and conflict behaviors are presented here.
Key words: stress, conflict behavior, empirical research.
Актуальность темы исследования заключается в том, что возрастание интенсивности, конфликтности, напряженности жизни в современных условиях увеличивает частоту возникновения стресса у человека. В таких случаях важным становится развитие его стрессоустойчивости.
По данным ВЦИОМа на 2013 год стрессы - одна из главных причин возникновения болезней. По данным на 2017 год ситуация не изменяется [9,10].
Стресс играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления [3, 6].
Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде [3, 5].
Ганс Селье выдвинул и блестяще доказал гипотезу общего адаптационного синдрома, от которой он пришел к универсальной концепции стресса. Активность
- одна из возможностей борьбы со стрессом [3, 8].
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [1, 7].
Конфликт может нести как негативный, так и положительный смысл [1].
М. Роберт, Ф. Тильман рассматривают конфликт, как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур [4].
По мнению К. Томаса, важно учитывать стили поведения в конфликте, такие как: приспособление, компромисс, сотрудничество, уклонение, соперничество или конкуренция [1, 2, 7].
В ходе исследования мы сделали предположение о том, что существует взаимосвязь между стрессоустойчивостью личности и стилями его поведения. Исследование проводилось в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения» с участием студентов первого курса направления «Государственное и муниципальное управление» факультета «Управление персоналом» в составе 25 человек.
Нами были использованы следующие методы и методики: тестирование (тест на исследование перцептивной оценки типа стрессоустойчивости; тест К. Томаса на изучение типов поведения в конфликте); метод математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона) [1, 2, 6].
Эмпирическое исследование показало, что по типу стрессоустойчивости преобладающим в выборке является склонность к типу А, далее следует склонность к типу Б, затем тип А. Тип Б выявлен не был.
По стилям поведения в конфликтных ситуациях преобладающим в выборке является стиль поведения - «Сотрудничество», далее - «Соперничество», «Избегание», менее представлены стили поведения - «Компромисс» и «Приспособление».
В результате использования метода математической статистики (коэффициент корреляции Пирсона) нами были выявлены взаимосвязи между:
- типом стрессоустойчивости и стилем поведения в конфликтной ситуации -«Соперничество» (г = 0,182 прир = 0,05). Это означает, что студенты, настойчиво добивающиеся своих интересов в ущерб другому и идущие по головам, обладают стрессоустойчивостью, но в только некоторых ситуациях;
- типом стрессоустойчивости и стилем поведения в конфликтной ситуации -«Приспособление» (г = 0,142 прир = 0,05). Это означает, что студенты, для
которых принесение в жертву собственных интересов ради другого, в некоторых ситуациях обладают стрессоустойчивостью, но зачастую будут испытывать стресс;
- типом стрессоустойчивости и стилем поведения в конфликтной ситуации -«Компромисс» (г = 0,991 прир = 0,01). Это означает, что студенты, для которых характерно соглашение на основе взаимных уступок, обладают стрессоустойчивостью, но в некоторых ситуациях могут испытывать стресс;
- типом стрессоустойчивости и стилем поведения в конфликтной ситуации -«Избегание»(г = -0,776 прир = 0,05). Это означает, что студенты, не имеющие стремления к кооперации и к достижению собственных целей, обладают стрессоустойчивостью, но в только некоторых ситуациях.
Таким образом, знание взаимосвязи стрессоустойчивости личности и стилей поведения в конфликте может способствовать сохранению здоровья человека, стать основой дальнейшего просвещения людей о том, как их поведение в негативных ситуациях влияет на возникновение стрессов.
Библиографический список:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов /
A.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.
2. Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема / В.М. Афонькова. - М.: Просвещение, 1974. - 231 с.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление /
B.А. Бодров. - М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. - 528 с.
4. Воробьева Л.И. Неосознанные причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / Л.И. Воробьёва. - М.: Просвещение, 1986. - С. 104-111.
5. Демидова Л.И. Анализ социально-психологической адаптации первокурсников вуза // Проблемы антикризисного управления и экономического развития (ПАУЭР-2016): Материалы III Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, Изд-во СГУПСа, 2017. - С. 57-63.
6. Демидова Л.И. Исследование стресса у участников образовательного процесса // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014.- Вып. 31. - С. 170-174.
7. Демидова Л.И. Индивидуальные особенности студентов - бакалавров экономических профессий в ситуации конфликта // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. 27 июня 2016г. / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. - С. 63-68.
8. Демидова Л.И. Управление социально-психологической адаптацией студентов вуза // Современные проблемы теории и практики управления персоналом: Сборник научных статей / отв. ред. Г.М. Залесов. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2010. - С. 136-140.