Территория науки. 2015. № 3
ПСИХОЛОГИЯ
Бондарева Ю.М., Кадацких И. Ю.
ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: конфликт, способы регулирования конфликтов, внутриличностный конфликт.
Key words: conflict, conflict management methods, intrapersonal conflict.
Аннотация: В данной статье изучены психологические особенности конфликта, способы регулирования конфликтов. Проведено исследование особенностей конфликтного поведения студенческой молодежи.
Abstract: This paper studied the psychological characteristics of the conflict, the methods of conflict management. A study of the features of conflict behavior of students.
Конфликты всегда сопровождали человеческое сообщество, но бывают периоды, когда порог конфликтности повышается. ХХ! век отличает разнообразие конфликтов: социальные, политические,
этнические, религиозные и т.п.
Изучением психологии конфликта занимались такие ученые как В. Зигерт, Л.Ланг, Л. Коузер, К.Томас, Ф. М. Бородкин, Н. М.Коряк и др. [2].
В психологии под конфликтом понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов.
Конфликты охватывают все сферы человеческих отношений. Выделяют следующие виды конфликтов: внутриличностный
конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт
К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: соперничество, приспособление, компромисс, избегание,
сотрудничество [1].
На базе АНОО ВПО «ВЭПИ» ф-л г. Старый Оскол среди студентов 1-2 курсов, в количестве 40 человек, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Психология»,
26
Территория науки. 2015. № 3
«Экономика», «Менеджмент» было проведено исследование по определению особенностей конфликтного поведения современной студенческой молодежи.
Анализ анкетирования показал, что, по мнению студентов, конфликт - это ссора между людьми, возникающая в результате разногласия, несовпадения интересов и мнений. Уровень конфликтности, на взгляд студентов, в современном мире достигает 70%. Среди главных причин возникновения конфликтов были выделены особенности характера, разногласия во мнениях и интересах, недопонимание, ложь. В качестве способов решения конфликта студенты чаще выбирают компромисс, взаимные уступки, согласие с мнением оппонента, уход от разговора. Свой уровень конфликтности студенты оценивают как средний и утверждают, что сами редко вступают в конфликты.
Проанализируем результаты тестирования, полученные с помощью методики К.Н.Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» (см. Таблица 1).
Таблица 1 - Способы регулирования конфликтов, %
Способы регулирования конфликтов Результат
Соперничество 25
Сотрудничество 7,5
Компромисс 27,5
Избегание 10
Приспособление 30
Анализ результатов показал, что 30% респондентов используют приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого. 27,5% респондентов в качестве способа регулирования конфликтов прибегают к компромиссу как соглашению между участниками конфликта, достигнутого путем взаимных уступок. 25% респондентов выбирают соперничество, которое выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 10% респондентов выбирают в качестве способа регулирования конфликтов избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Всего 7,5% респондентов прибегают к сотрудничеству - приход к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Анализ результатов уровня конфликтности личности показал, что ни один из респондентов не имеет низкий уровень конфликтности,
27
Территория науки. 2015. № 3
80% имеют средний уровень конфликтности и 20% респондентов имеют высокий уровень конфликтности (см. Таблица 2).
Таблица 2 - Оценка уровня конфликтного поведения, %
Уровень конфликтности личности
Низкий Средний Высокий
- 80 20
Одной из причин возникновения конфликтов является внутриличностный конфликт - состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения.
Методика Кноблоха-Факольнетта позволила определить у респондентов склонность к внутриличностному конфликту, оценив данный критерий по двум шкалам: «эгохватание» и «гармоничность». Результаты исследования представлены на рисунке 1.
Шкала склонности к внутриличностному конфликту, %
80 60 40 20 0
Гармоничность Эгохватание Эгохватание,
гармоничность
Рис. 1 Склонность к внутриличностному конфликту
Результаты теста показали, что 60% респондентов соответствует гармоничность - спокойствие, уверенность в себе, сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний, последовательность поведения. 25% респондентов склонны к эгохватанию, что означает внутреннюю конфликтность личности, склонность к самообвинениям, нерешительности и неуверенности в себе, потребность в постоянной опеке. 15% респондентов в равной степени сочетают в себе гармоничность и эгохватание.
28
Территория науки. 2015. № 3
Таким образом, можно сделать вывод, что результаты анкетирования были подтверждены результатами тестов. Оценка уровня конфликтности показала, что большей части респондентов соответствует средний уровень конфликтности, и лишь незначительная часть респондентов имеет высокий уровень конфликтности. Большей части респондентов соответствует гармоничность, что свидетельствует о низком уровне склонности студентов к внутриличностному конфликту. В ситуации конфликта респонденты прибегают к таким способам регулирования конфликтов как компромисс, приспособление и соперничество. Менее часто респонденты выбирают в качестве способа регулирования конфликтов избегание и сотрудничество.
Список литературы
1. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. А74 Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., пере- раб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: Инфра-М, 2000. - 224 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
4. Психологический Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990-494с.
5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002г.
Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н.
ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ В ДИАДЕ РУКОВОДИТЕЛЬ-ПОДЧИНЕННЫЙ
Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.
Гагарина
Ключевые слова: личность, мораль, психологические особенности, воинский коллектив, военнослужащий, психология, руководитель, подчиненный.
Keywords: personality, morality, psychological characteristics, military staff, military personnel, psychology, supervisor, subordinate.
29