АНАЛИЗ ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ «ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
А.А. Лямина
ANALYSIS OF THE CONCEPT "GRAPHIC CULTURE" IN PROFESSIONAL EDUCATION
Lyamina A.A.
The article views the analysis of the concept "graphic culture" in professional education. The author analyzed the pedagogical, psychological and polytechnic aspects of the graphic culture; determined the essence of the graphic culture oh future designer that is the component of professional culture as its integrative quality characterized by unity of graphic knowledges, skills, valuables attitude to the results of graphic activity and providing it professional creative self-development.
Статья посвящена анализу понятия «графическая культура» в профессиональном образовании. Автор подверг анализу педагогический, психологический, профессиональный и политехнический аспекты графической культуры; определяет сущность графической культурыi будущего конструктора-модельера, являющейся компонентом профессиональной культурыi специалиста, как его интегративное качество, характеризующееся единством графических знаний, умений и навыков, ценностного отношения к результатам графической деятельности и обеспечивающее его профессиональное творческое саморазвитие.
Педагогической целью учреждений профессионального образования является формирование профессиональной культуры будущих специалистов. Так как культура дифференцируется по типу и характеру человеческой деятельности, то правомерно в качестве базового компонента профессиональной культуры специалиста выделить графическую культуру наряду с другими ее видами: коммуникативной (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, О.И. Киселева и др.), экономической (В.И. Максакова, М.В. Владыка, Л.Н. Понамарев, В.П. Чичка-нов и др.), этической (А.А. Николаева, Л.И. Романова, Г.Н. Филонов и др.), эстетической (А. А. Андреева, А.И. Буров, Б. Неменский и др.), экологической (Э.М. Акопян, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и др.) и др. Выделение различных видов профессиональной культуры приобретает важное значение в связи с новыми требованиями общества к подготовке специалиста.
Анализ педагогической литературы показал, что термин «графическая культура» полностью не определен. Фундаментальная разработка данной проблемы в нашей стране началась только в последнее время.
Следует заметить, что попытки определить сущность понятия «графической культуры» предпринимались педагогами. А. А. Павлова в диссертационном исследовании графическую культуру рассматривает во взаимосвязи с понятием «общая графическая грамотность» (1, с. 31).
Лямина А.А.
«Анализ дефиниции понятия «графическая культура» в профессиональном образовании»
Более глубокий анализ сущности понятия «графическая культура» содержится в работах современных исследователей. В диссертации В.А. Куриной, посвященной формированию графической культуры будущего учителя технологии, данное определение рассматривается в тесной взаимосвязи с такими терминами как «общая культура», «профессиональная культура», «педагогическая культура» и «творческая деятельность» (2, с. 32).
А.В. Кострюков, исследуя теоретические основы и практику формирования графической культуры у студентов технических вузов, рассматривает ее как систему включающую в себя «профессионально значимые личностные качества инженера, профессионально необходимые знания, умения и навыки, творческий подход к решению инженерных задач» (3, с. 32-34).
М.В. Лагунова применительно к профессиональной подготовке инженера-педагога определяет графическую культуру как выражение зрелости и развитости продуктивно реализуемых в профессиональной деятельности системы качеств, включающих:
1. Широкий графический кругозор и тезаурус, образованный системой графических знаний.
2. Высокую продуктивность деятельности, основанную на системе графических умений и развитых на их базе способностей.
3. Высокий уровень пространственного мышления, обеспечивающий процессы восприятия, структурирования, декодирования, графической информации профессионального характера.
4. Интериоризированный ценностный комплекс графической области, обеспечивающий самоопределение, развитие и саморазвитие личности в профессиональной области (4, с. 108-109).
Несколько односторонний взгляд на графическую культуру представил В.П. Мо-лочков. Разработанная им концептуальная модель формирования графической культуры направлена на подготовку учителей, способных применять графические компьютерные технологии в учебном процессе обще-
образовательной школы. Данная концепция в основном ориентирована на развитие ме-диакультуры будущих педагогов (5, с. 5458).
В связи с тем, что понятие «графическая культура» широко и многогранно, то более правомерным будет рассматривать ее в широком и узком значении, как это делает В.В. Степакова (6, с.5-8). В широком значении она понимается автором как «совокупность достижений человечества в области создания и освоения графических способов отображения, хранения, передачи геометрической, технической и другой информации о предметном мире, а также созидательная профессиональная деятельность по развитию графического языка». Формирование графической культуры есть процесс овладения графическим языком, который используется в различных областях деятельности (науке, технике, производстве и др.). На наш взгляд данное определение является наиболее емким. В узком значении графическая культура рассматривается В.В. Степаковой как уровень совершенства, достигнутый личностью в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей.
В условиях поиска подходов и определений графической культуры, которая имеет интегративную основу, уместным является обсуждение различных ее аспектов (педагогического, психологического, политехнического и профессионального) применительно к специальности 2808 «Моделирование и конструирование швейных изделий».
Педагогический аспект. Взяв за основу существующие в науке аксиологический, деятельностный, личностно-творческий подходы, перейдем к выработке понятия «графическая культура» специалиста.
Аксиологический подход включает ориентацию педагога на - общечеловеческие, национальные и профессиональные ценности, ценностную направленность в педагогической деятельности. Ценности образования - это цели, значения, смыслы, идеальные формы педагогической деятель-
ности, направленные на развитие человека на основе ценностных ориентаций.
Иерархия ценностей, выявленная в результате анализа источников по проблеме ценностных ориентации педагога, позволила установить, что ученые рассматривают образование, познание личности учителя и учащегося, их деятельность как профессиональные ценности: например, личность учителя (Б.С. Гершунский), личность учащегося (В.А. Сухомлинский, Е.В. Бондаревская), общечеловеческие ценности (З.И. Равкин, В.А. Караковский), воспитательные ценности (Б.Т. Лихачев, Н.Е. Щуркова), духовные ценности (Н.Д. Никандров), ценности педагогической деятельности (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов) и др (7).
Под ценностями графической деятельности мы понимаем те ее особенности, которые позволяют конструктору-модельеру удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Культурологическая направленность графической подготовки основана на ее роли в сохранении, генерации и трансляции духовно-культурных ценностей, в частности представлений о графическом языке гак синтетическом, имеющем различные системы (изобразительную, знаковую) отображения информации о трехмерных объектах, его зарождении, развитии и месте среди других языков, созданных мировой культурой. Следует учитывать ценность и значимость для каждого студента получаемых графических знаний и умений, что обеспечивает индивидуализацию и субъект-ностъ образования, способствующих непрерывному самообразованию и саморазвитию человека. Таким образом, приведенный выше анализ позволяет заключить, что с аксиологических позиций графическая культура выступает как ценность.
Основываясь на мнении о том, что деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности, для теоретического анализа сущности культуры, рассмотрим деятельностный аспект графической культуры студентов.
Деятельность рассматривается нами как целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Исходной
формой такого преобразования является труд. Графическая деятельность человека является производной от труда и несет в себе его главную черту - творческое преобразование окружающего мира, в ходе чего человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития.
Определение соотношения понятия «познание» и «обучение» является важной проблемой педагогики, в том числе и для исследования деятельностного аспекта графической культуры. Познание как учебное, так и научное, выступают в качестве одного из важных способов культурного творчества. Приведенные выше рассуждения согласуются с определениями С.Л. Рубинштейна понятий «учение» и «деятельность». Так, под учением он понимает «совместное исследование, проводимое учителем и учеником», а понятие «деятельность» рассматривает как «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» и отмечает следующие особенности учебной деятельности: субъектный характер; необходимость являться предметной, содержательной творческой и самостоятельной (8, с.70-80).
Таким образом, на основании вышеизложенного и с учетом анализа деятельност-ного аспекта графической культуры мы определяем графическую деятельность студентов как культуротворческий процесс, направленный на создание нового, уникального и предполагающий диалог культур его субъектов.
На этом основании считаем важным представить в создаваемом нами определении графическую культуру студентов как динамический процесс, в котором личность не только потребляет ценности культуры, что указывает на ее связь с другими видами культур, но и создает, и обогащает материальную и духовную действительность с помощью графических знаний, умений и навыков.
Графическая деятельность - это всегда творчество. Она полностью соответствует определению творческой деятельности, данному Л.С. Выготским, в работах которого особенно ярко выступает проблема связи ценностей культуры с личностью и творче-
ы
ШЛямина А.А.
«Анализ дефиниции понятия «графическая культура» в профессиональном образовании»
ской деятельностью. Творчеством он называет «всякую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» (9).
Мы используем определения творчества в соотношении с деятельностью, данные педагогами на основе логико-эвристического подхода. По определению А.В. Хуторского, «творчество - это всегда выход за рамки, за границы, это изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного в программу усвоения» (10, с. 120-125). Подобной точки зрения придерживаются многие ученые: И.П. Калошина, М.И. Махмутов, М.Г. Ярошевский (11) и др.
Работы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкиным, Я.А. Пономаревым, О.К. Тихомировым, в которых развиты основные положения психологии творчества мышления, позволили составить концепцию развития творчества в культурно-историческом плане, что имеет для нас принципиальное значение для рассмотрения личностно - творческого аспекта графической культуры студента и решения проблемы развития его творческого потенциала. И.А. Шаршов, развивая творческий аспект деятельности считает, что так как в творчестве выражен синтез личностного и дея-тельностного начал при доминирующем значении первого, то для решения проблемы развития творчества применительно к личности необходимо подойти к проблеме ее саморазвития. Эту взаимосвязь И.А. Шар-шов выражает в понятии «творческое саморазвитие», понимая под саморазвитием «сознательный процесс личностного становления с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний» и выделяя в нем четыре функциональных блока: самопознание, самоорганизацию, самообразование, самореализацию (12, с. 20-45,41). Все эти блоки, присутствуют в графической деятельности.
Основную роль самореализации Н.Б. Крылова видит в нацеливании личности на максимальное раскрытие творческих способностей, на адекватное и гибкое поведение, на выполнение действий, соответствующих ожиданию значимых других и собственных задач, в раскрытии потенциала личности (13, с. 88-89). Очевидно, что в условиях графическо-творческой среды каждая личность независимо от уровня ее интеллектуального развития может максимально раскрыть свои творческие возможности, пройти путь творческой самореализации. На этом основании можно утверждать, что графическая деятельность студента необходима для самоопределения и самореализации его личности, что, в свою очередь, отражает современные цели образования.
Вне социального взаимодействия, как считает Л.Н. Коган, культура лишь выступает потенциальной возможностью культурной деятельности. Неслучайно Р.Р. Кондратов отмечает, что «образовательная культура личности» не должна быть результатом «замкнутого интеллектуального совершенствования», а должна превратиться в способ практического действия и отношения к другим людям (14, с. 96). Это высказывание можно отнести и к графической культуре личности. Субъект - субъектное взаимодействие в процессе обучения позволяет личности успешно входить в социальную жизнь. Поэтому графическая деятельность является также и средством осуществления процесса социализации личности.
Таким образом, самоопределение, творческое саморазвитие и социализация личности являются обязательным условиями и результатом графической деятельности, что позволяет использовать эти понятия для отбора в определение феномена графической культуры студентов.
Психологический аспект. Рассмотрение психологического аспекта графической культуры невозможно без учета положений о единстве обучении и психического развития личности и ведущей роли обучения, сформулированные в исследованиях Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова,
А.Н. Гальперина и др., психологических закономерностей и специфических особенностей формирования графических знаний, умений и навыков, пространственного мышления (А.Д. Ботвинников, Г.И. Лернер, Б.Ф. Ломов, И.С. Якиманская и др.). Именно на отмеченных положениях основывается развитие таких факторов технического мышления как пространственное представление и пространственное воображение.
Ориентация человека во времени и пространстве на основе пространственных представлений является необходимым условием успешного понимания и активного преобразования действительности. Более высоким (по сравнению с пространственным представлением) уровнем развитого технического мышления является пространственное воображение. Оно способствует свободному манипулированию закрепленными в памяти представлениями об объектах. В развитии мышления и познавательных способностей обучаемых, огромная роль принадлежит графической деятельности (15). В процессе обучения графическим дисциплинам развивается наглядно-образное мышление, которое выделяется наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим.
При определенной направленности заданий на трансформацию и комбинирование исходных графических данных оперирование пространственными образами стимулирует логическое мышление. Наглядно-образное мышление, в свою очередь, способствует развитию технического мышления, т.к. является одним из его компонентов (16).
В процессе графической деятельности совершенствуется репродуктивное и продуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира и построении новых (конструирование, совершенствование, преобразование и т.д.). Отмеченные интеллектуальные операции, задействованные в названных процессах, носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности.
Сказанное позволяет увидеть универсальность графического знания и деятельно-
сти для развития познавательных способностей человека, расширения круга используемых мыслительных средств и умственных операций, что, в свою очередь, повышает адаптивные возможности человека.
Пространственное мышление связано с продуктивными формами деятельности человека: конструированием, изобразительным (графическим), научно-техническим творчеством (17). Графическая деятельность способствует развитию творческого мышления, т.е. достижению одного из самых высоких уровней процесса интеллектуализации. Развитие творческой графической деятельности студентов необходимо при изучении всех разделов графических дисциплин, что обеспечивает применение знаний и тем самым завершает процесс их усвоения.
Перейти к системному видению, к постижению целых совокупностей связей в процессе деятельности специалиста не возможно без активного развития пространственного мышления. Совершенствование образного восприятия помогает мысли подняться на новый уровень. Эстетическое, целостное видение способствует переходу в мышлении от категоричности, жесткости к относительности, гибкости, диалектичности. Таким образом, уровень профессиональной подготовки конструктора-модельера в большой мере определяется тем, насколько развито и подвижно его пространственное мышление.
Профессиональный аспект. С целью выявления профессионального аспекта графической культуры необходимо остановиться на рассмотрении сущностных характеристик профессиональной культуры и подходах к ее определению.
В педагогике, как правило, выделяются в профессиональной культуре следующие базовые элементы: а) профессиональные знания; б) профессионально значимые приёмы и навыки; в) профессиональные ценности.
Существующие подходы к рассмотрению понятия профессиональная культура позволяют рассматривать ее в нескольких смыслах:
ы
ШЛямина А.А.
«Анализ дефиниции понятия «графическая культура» в профессиональном образовании»
- уровень и условие профессиональной деятельности,
- состояние и свойство субъекта деятельности,
- результат целенаправленного процесса подготовки к профессиональной деятельности.
Е.С. Романова представила в своем исследовании психологический анализ и про-фессиограммы 99-ти популярных профессий, в том числе и модельера (18, с. 21). Она выделяет качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, к которым относит 1) способности и 2) личностные качества, интересы и склонности.
Более продуктивным на наш взгляд является рассмотрение профессиограммы конструктора-модельера, в которой личностные качества разделяются на креативные, когнитивные и оргдеятельностные. К креативным качествам личности относятся: воображение, оригинальность, творчество, прогнозирование, инициативность, интуиция, вдохновение т.д. Креативные качества личности имеют важнейшее значение, так как именно творчество является неотъемлемым качеством профессиональной деятельности и формой самореализации конструктора-модельера, а следовательно, и способом измерения культурного потенциала профессии. К когнитивным качествам относятся - логическое познание, системное видение объектов, умение задавать вопросы, обобщать, делать выводы, и т.д. А к оргдея-тельностным - планирование, целеустремленность, работоспособность, способность к коммуникации, самооценка и т.д.
Следовательно, сущность профессиональной культуры конструктора-модельера, которая заключается в выражении профессиональной зрелости и развитости продуктивно реализуемых в профессиональной деятельности совокупности качеств, включающих в себя:
- профессиональные знания (знание основных направлений моды, положений действующей нормативной документации, методики моделирования и конструирования одежды и т.д.);
- умения, навыки и развитые на их основе способности, позволяющие продуктивно осуществлять профессиональную деятельность (умения создавать эскизы моделей, работать с технологической документацией, наличие творческих способностей и т.д.);
- пространственное мышление;
- совокупность личностных качеств (креативные, когнитивные и оргдеятельно-стные) и ценностей (проявление ответственности за выполняемую работу, положительное отношение к профессиональной деятельности, сохранение и передача накопленного опыта профессиональной деятельности и т.д.), эстетический вкус.
Таким образом, развивать профессиональную культуру конструктора-модельера - это значит развивать все её элементы, в том числе и систему ценностных ориента-ций личности, так как идеальная модель профессиональной деятельности конструктора-модельера включает в себя не только факторы технико-технологического характера, но и социокультурные. Ведь конструктор-модельер создает людям необходимую среду, в которой они становятся добрее счастливее и духовно богаче, дарит людям радость обновления, а поэтому он должен обладать развитым эстетическим вкусом, уметь легко ориентироваться в вопросах современной моды и адаптироваться к новым быстро изменяющимся условиям жизни, понимать специфику современной культуры.
Политехнический аспект. В различных отраслях промышленности усилилась тенденция схематизации, формализации изображений, замены наглядных изображений условными обозначениями с целью придания им более универсального значения. Возрастают требования к качеству знаний важнейших правил и способов выполнения чертежей, установленных государственными стандартами ЕСКД в связи с непрерывно усиливающейся ролью чертежа как международного языка техники. Графическая документация становится все более значимой в условиях широкого использовании компьютерной техники и перехода промышленности на безбумажную организацию единого
информационного пространства. Особенности приема, опознания, переработки информации условно графического характера при работе с компьютерной техникой предполагают свободные преобразования пространственных образов в широком смысле.
Профессиональная деятельность специалиста требует от него умения ориентироваться в основных направлениях технического прогресса, умения разбираться в технике и технологии современного швейного производства, понимания конструкции изделий, пространственного отношения элементов в костюме. Такие дисциплины, как «Инженерная графика и перспектива», «Спецрисунок и художественная графика», являются основой профессиональной подготовки конструктора-модельера, так как способствуют развитию технического мышления, приемов и способов «чтения» графической информации производственного характера (изображений деталей конструкции изделия, технологических процессов и т. д.). В настоящее время чертеж является основным документом, при помощи которого конструктор передает информацию о швейном изделии, а портной реализует ее в продукте своего труда. Неслучайно, Е.Л. Сурин отмечал, что «воображение конструктора и выполняемый им чертеж постоянно находятся в диалектическом взаимодействии и взаимно дополняют друг друга, так как конструктор не может удерживать в сознании настолько ясные и устойчивые пространственные образы, чтобы оперировать ими в уме, не прибегая к чертежу. В этом отношении конструирование без чертежа можно было бы сравнить с игрой в шахматы не глядя на доску» (19). Таким образом, путь к политехническим обобщениям лежит через широкое использование условных графических изображений и обозначений, воспроизводящих общие закономерности рассматриваемых объектов.
Графическая культура студентов, как компонент профессиональной культуры, выражает ведущие характеристики процесса становления специалиста, инициирует способности к творческой самореализации, определяет эффективность познавательной
деятельности, способствует перенесению графических знаний, умений и навыков исследования в область познавательной и практической деятельности.
На основании вышеизложенного мы определяем сущность графической культуры будущего конструктора-модельера, являющейся компонентом профессиональной культуры специалиста, как его интегратив-ное качество, характеризующееся единством графических знаний, умений и навыков, ценностного отношения к результатам графической деятельности и обеспечивающее его профессиональное творческое саморазвитие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Павлова А. А. Методические основы графической подготовки учителя труда и общетехнических дисциплин: Дис. ... канд. д-ра пед. наук.-М., 1992.
2. Курина В.А. Формирование графической культуры у будущего учителя технологии: Дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 1997.
3. Кострюков А.В. Теоретические основы и практика формирования графической культуры у студентов технических вузов в условиях модернизации высшего профессионального образования (на примере начертательной геометрии и инженерной графики): Дисс... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2004.
4. Петров Ю.Н., Червова А.А, Лагунова М.В. Теоретические основы формирования графической культуры инженера-педагога. - Н. Новгород, 2001.
5. Молочков В.П. Концептуальная модель формирования графической культуры в вузе // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 4.
6. Степакова В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. для учителя./ В.В. Степакова. - М.: Просвещение, 2001. - 93 с.
7. Педагогическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории. / Под ред. А.В. Брушлинского. - М.: Педагогика, 1997. - 348 с.
8. Дьяков А.А., Зайцев Н.И., Машненкова Л.П. Культура как способ реализации творческих возможностей человека // Введение в культурологию. - М.: Владос, 1995.
9. Выготский Л. С. Лекции по психологии. -СПб: Союз, 1997. - 144 с.
Лямина А.А.
«Анализ дефиниции понятия «графическая культура» в профессиональном образовании»
10. Хуторской А. Выход из капкана: эвристическое обучение как реальность // Народное образование. - 1999. - № 9.
11. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 168 с.; МахмутовМ.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с.; Ярошев-ский М.Г. История психологии. - 3-е изд., перераб. -М.: Мысль, 1985.- 575 с.
12. Шаршов И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: Дис... канд. пед. наук. -Белгород, 2000. 156 с.
13. Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. - Вып. 2. -М.: Инноватор, 1995. - С. 67-102.
14. Философско-психологические проблемы развития образования / В.В. Давыдов, А.С. Ар-сеньев и др.; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Центр инновации в науке, технике, образовании, 1994. -156 с.
15. Ботвинников А.Д., Ломов Б.В. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М., 1979. -256 с.
16. Вопросы совершенствования графической подготовки инженера-педагога // Сб. науч. тр. Свердловск. 1988. -120 с.
17. Дембинский С.И., Кузьменко В.И. Методика преподавания черчения в средней школе. М., 1968. -319. с.
18. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограм-мы. СПб., 2004.
19. Сурин Е.Л. Роль пространственного воображения в практике конструкторской работы и в преподавании графических дисциплин во втузах // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М., Изд. АПН РСФСР. 1961.
Об авторе
Лямина Алла Амировна старший преподаватель кафедры теории и истории педагогики Ставропольского государственного педагогического института, соискатель кафедры педагогики и психологии высшей школы СевероКавказского государственного технического. Область научных интересов - формирование графической культуры в колледже.