Научная статья на тему 'Психоэмоциональное состояние женщин-сотрудников органов внутренних дел в процессе учебной стрельбы из табельного оружия'

Психоэмоциональное состояние женщин-сотрудников органов внутренних дел в процессе учебной стрельбы из табельного оружия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
443
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоции / удовлетворенность жизнью / психоэмоциональное состояние / уровни саморегуляции / огневая подготовка / табельное оружие / стрессовая ситуация / emotions / life satisfaction / psycho-emotional state / levels of self-regulation / firearms training / service weapon / stressful situation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фишер Игорь Владимирович, Фишер Татьяна Александровна

Состав сотрудников системы МВД все чаще пополняется женщинами. При этом предъявляемые требования к дисциплине «Огневая подготовка» в рамках профессиональной подготовки женщин ничем не отличаются от общестандартных. Вместе с тем при проявлении эмоциональных состояний на какую-либо стрессорную ситуацию существует как общая, так и индивидуальная специфика распознавания эмоций с учетом гендерных особенностей. Эмоции оказывают непосредственное влияние на учебный процесс и во время обучения могут овладевать стрелком в зависимости от свойств его личности. Стрессовая ситуация затрагивает сразу несколько уровней саморегуляции: физиологический как адаптационный маркер процессов в организме, психический как актуализация необходимой сенсорной информации и личностный как регуляторная система, созидающая, самоопределяющаяся и развивающаяся. Выдвигается предположение, что удовлетворенность жизнью — показатель различных аспектов жизни, отражающий качество саморегуляции и позитивные эмоции, сдерживает развитие ситуативной стрессовой реакции, что необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД для повышения качества огневой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фишер Игорь Владимирович, Фишер Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-emotional State of Female Police Officers when Mastering Service Weapon

The system of the Ministry of Internal Affairs is more frequently staffed with female police officers, the requirements set to the subject “Firearms training” within female officers' professional training being the same to the general norms. Meanwhile dealing with emotions to the stress there is both common and individual specifics of revealing emotions according to gender peculiarities. Emotions directly influence the learning process and in the course of studies can capture the marksman due to the personal qualities. The stressful situation affects several levels of self-regulation: physiological as an adaptation mark of the process in the body, psychic as actualization of necessary sensor information and personal as a regulatory system which creates, self-identifies and develops. The authors suppose that life satisfaction as a mark of different life aspects which reflects the quality of self-regulation and positive emotions restrains development of situational stress reaction and that must be considered in law enforcement officers' professional training to increase the level of mastering firearms.

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональное состояние женщин-сотрудников органов внутренних дел в процессе учебной стрельбы из табельного оружия»

УДК 796.015 © И. В. Фишер, Т. А. Фишер, 2018

Психоэмоциональное состояние женщин-сотрудников органов внутренних дел в процессе учебной стрельбы из табельного оружия

Фишер Игорь Владимирович,

старший преподаватель Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России Тюмень, Россия. e-mail: [email protected]

Фишер Татьяна Александровна,

кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Тюменского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук Тюмень, Россия. e-mail: [email protected]

Состав сотрудников системы МВД все чаще пополняется женщинами. При этом предъявляемые требования к дисциплине «Огневая подготовка» в рамках профессиональной подготовки женщин ничем не отличаются от общестандартных. Вместе с тем при проявлении эмоциональных состояний на какую-либо стрессорную ситуацию существует как общая, так и индивидуальная специфика распознавания эмоций с учетом гендерных особенностей. Эмоции оказывают непосредственное влияние на учебный процесс и во время обучения могут овладевать стрелком в зависимости от свойств его личности. Стрессовая ситуация затрагивает сразу несколько уровней саморегуляции: физиологический как адаптационный маркер процессов в организме, психический как актуализация необходимой сенсорной информации и личностный как регуляторная система, созидающая, самоопределяющаяся и развивающаяся. Выдвигается предположение, что удовлетворенность жизнью — показатель различных аспектов жизни, отражающий качество саморегуляции и позитивные эмоции, сдерживает развитие ситуативной стрессовой реакции, что необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД для повышения качества огневой подготовки.

Ключевые слова: эмоции; удовлетворенность жизнью; психоэмоциональное состояние; уровни саморегуляции; огневая подготовка; табельное оружие; стрессовая ситуация.

Для цитирования: Фишер И. В., Фишер Т. А. Психоэмоциональное состояние женщин-сотрудников органов внутренних дел в процессе учебной стрельбы из табельного оружия // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74). С. 68-72. Р01: 10. 24411/1999-6241-2018-13012

Сотрудники ОВД должны не только иметь знания, умения и навыки обращения с огнестрельным оружием, но и быть психологически готовыми к этому, что зависит как от уровня профессиональной подготовленности, так и от развития профессиональных качеств и состояния личности [1-5]. В последнее время отмечается замещение традиционных «мужских специальностей» женщинами, в том числе в структуре МВД [6]. Предъявляемые требования к дисциплине «Огневая подготовка» в рамках профессиональной подготовки женщин ничем не отличаются от общих Однако возникает вопрос, как строить процесс обучения женщин стрельбе из табельного оружия, нужно ли учитывать гендерные особенности [7-9].

Известно, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин [10]. Мужчины более эмоциональны в выражении гнева и агрессии, а женщины — страха и печали. В случае необходимости женщины демонстрируют эмоциональную сдержанность, мужчины — высокую чувствительность [11], т е происходит исчезновение гендерных различий В свою очередь, эмоции оказывают самое непосредственное влияние на учебный процесс и могут овладевать стрелком в зависимости от свойств его личности [12; 13]. С одной стороны, эмоции мобилизуют стрелка для преодоления себя во время выстрела, особенно первого, с другой — стрелок находится в состоянии повышенного нервно-психического напряжения (стрельба как стрессор).

Стрессовая ситуация затрагивает сразу несколько уровней саморегуляции: физиологический как адаптационный маркер организменных процессов; психический — актуализация сенсорной информации, нужной для запуска необходимого сценария и взаимодействия внешней среды и организма [14]; личностный — личность как регуляторная система, созидающая, самоопределяющаяся и развивающаяся в условиях противостояния «сиюминутным импульсам и внешним стимулам» [15; 16].

Одним из показателей благополучия личности является удовлетворенность жизнью [17]. В то время как неудовлетворенность жизнью выступает сигналом о необходимости изменений (путем приспособления к условиям или изменения себя) Поэтому в рамках образовательных программ обучения огневой подготовке наиболее важно уделять внимание образовательному и воспитательному процессам, а также эмоциональной устойчивости как способности сохранять высокий уровень психических характеристик (волевых, когнитивных и др ), необходимых для принятия решения в трудных, экстремальных ситуациях, в ситуациях неопределенности, связанных с профессиональными рисками В связи с этим целью работы послужило выявление психоэмоциональных особенностей женщин-сотрудников ОВД во время первых учебных стрельб из табельного оружия

Материалы и методы исследования. Исследование проведено в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России. Обследовано 20 женщин-сотрудников ОВД, проходящих профессиональную подготовку, возраст которых состаоил 25-27 лет, поступивших на службу в МВД в течение года. Ни одна из испытуемых ранее не имела опыта стрельбы из табельного оружия. Замеры проводились за 20 минут (1-й замер) до стрелтбы из псстолета Макарова и через 20 мину-(2-й замер) после стрельбы. Средний результат попадания в мишень на первых учебных; стрельбах из табельного оружия составил 3,44 ±0,28. Для диагностик и стресса на лииностном уровнк была испнльзов-на Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера, которая выступила индикатором субъективного благополучия/неблагополучия.

Телт содержит сертло вопрнсов, по суммации коно-рых складывается шкала удовлетворенности:

1) в основном моя жизнь близкс к идеалу;

2) ибстоятнльства моей жизни мнключительно благоприятны;

3а я полностью удовлетворен моей жизнью;

4) у меня есть в жизни то, чти мне по-настоящему нужно;

5) если бы мне пришлось жить еще раз, я бы оставил все как есиь.

Интерпретация результатов в компьютерной версии!: 0-20% — низкий уровень; 21-40 — пониженный; 41-60 — средний; р1-80 — повышенный; 81-100% —высокий у;ровень

12,5%

S Светлое, приятное

□ Радостное

□ Восторженн

62,5%

Рис 1. Эмоциональное состояние до стрельбы, % (Fig. 1. Emotional State prior to Firing Service Weapon)

43,75%

31,25%

О Светлое, приятное О Радостное Q Безразличное

25%*

Рис. 2. Эмоциональное состояние после стрельбы, % (Fig. 2. Emotional State after Firing Service Weapon)

Для самооценки эмоциональных состояний применялась методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» Н . П . Фетискина, являющаяся индикатором эмоциональных состояний и преднэзтаченная длн экспресс-диагностиэи эмэций на основании выбора эталонных масок (спокойное, скучное, неудовлетвореннне, дремотное, радостное, светлое, приятное, безразличное, восторженное, пресыщенное).

Расчет производился в процентном отношении ча-стоны выб ора.

Для невербальной диагностики эмоционального состоянпя использоватся метод цветовых; выборов Лю-шера . Метод отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека и является объективным показателем с точно измеряемой частотой, абсолютно одинаков для всех культур и образовательного уровня, пола и возраста, расы. Цвета воспринимаются объоктивно и не проещфуются.

Изучаемые качественные и количественные признаки подвергала етатистическей о(5работке с использованием интегрированного пакета программного обеспечения «IBM SPSS Statistics 221»». Проводинось сравнение между статистическими характеристиками, полученными прс исследовании српвнисаемык выборок (по t критерию Стьюдента). При значении коэффициента различий р < 0,05 считалось достоверным и достаточным для признания разницы значений сравниваемых величин статистически значимой

Результаты и обсуждения. По результатам полученных данных эмоциональное состояние во время первой учебной стрельбы из табельного оружия у женщин-сотрудников ОВД определялось как «светлое, приятное», «радостное» и «восторженное», что свидетельствует о положительных эмоциях и настрое на предстоящие стрельбы (рис 1) После стрельбы выбор эталонных масок, отражающих эмоциональное состояние, несколько меняется: «светлое, приятное» повышается в 1,25 раза, «радостное» достоверно снижается (р<0,05), а «восторженное» состояние сменяется на «безразличное» (незаинтересованность, безучастность) (рис. 2). Это можно расценивать как реакцию психической диссоциации (механизм психологической защиты) на перенапряжение психической нагрузки, защищающую от избыточных непереносимых эмоций При этом другие эмоциональные соотояния, такие как «опокорное», «скучное», «неудовлетворенное», «дремотное» и «пресыщенное», не возникали ни до, ни после стрельбы из табельного оружия. Это свидетельствует о том, что эмоциональное состояние «безразличное» (43,75%) у женщин-сотрудников ОВД является адаптивным механизмом, защищающим от сложных ситуаций, требующим немедленной адекватной оценки для реагирования с холодным расчетом. Ведь эмоции возникают не только вследствие внутренних процессов, но и под воздействием внешней обстановки. Значение эмоций при стрельбе очень велико, так как является одним из факторов оценки (снижения или удовлетворения) уровня профессиональных ошибок

По мнению Н . А. Гончаровой и О. А. Жидковой, ошибки в эмоциональном реагировании проявляются в виде неправильных действий, в принятии неадекватных решений, в срывах деятельности, что в целом снижает уровень надежности субъекта. Именно ошибка выступает в качестве главного элемента нарушения надежности эмоциональной сферы личности [13]. Несмотря на полученные результаты, динамика эмоциональных состояний, в частности в группе женщин-сотрудников ОВД, не совпадает с другими исследованиями, так как чаще всего описываются такие состояния, как страх, тревога и пр , особенно перед первой стрельбой [18; 19; 20].

При изучении физиологического уровня методом Люшера, отражающего характеристику общего настроения, стремления, мотивированного самопонимания происходящего, эмоционального отношения к ситуации, в которой человек находится, достоверных различий не обнаружено, но определены некоторые тенденции (рис. 3). Тест Люшера позволяет выявить «дорефлексивные, довербализуемые переживания и отношения», а также диагностировать функциональное состояние человека Так, испытуемые по интерпретации интегральных показателей как до стрельбы из табельного оружия, так и после гетерономны, что означает пассивность, склонность к зависимому положению от окружающих, спонтанному поведению, сензитивности В свою очередь экцентричность характеризуется интересом к своему окружению и источникам получения помощи, т е перед первой стрельбой может выглядеть как ситуативная беспомощность, которая возникает в стрессовых ситуациях

Баланс личностных свойств и вегетативной нервной системы свидетельствует о неустойчивости и противоречии в данный момент, а также о преобладании тонуса симпатической нервной системы и катаболической направленности обменных процессов в организме, т е

о перенапряжении на физиологическом уровне В зависимости от того, в каком состоянии находится организм, вегетативный баланс склоняется в ту или иную сторону. Таким образом, данные интегральные показатели позволяют заключить, что имеет место некоторое дисфункциональное состояние, т е совокупность защитных психофизиологических реакций, наступающих в организме у женщин, которые усиливаются после стрельбы Это состояние подтверждается тем, что работоспособность чуть снижена, а стрессовое состояние находится на умеренном уровне, возможно, это позволяет мобилизовать свои силы, действовать более эффективно и является адаптивным механизмом, дающим возможность встретить раздражающий фактор «в боевой готовности» Иными словами, стрельба, особенно первый выстрел из табельного оружия, есть стрессор, вызывающий в организме состояние напряжения, что очередной раз подтверждает различные исследования [21].

По результатам теста Динера уровень удовлетворенности жизнью у женщин, которые служат в органах внутренних дел, определяется как повышенный (78%), позволяющий гибко реагировать на ситуацию, жить в непрерывно изменяющемся мире По мнению А. Г. Асмолова, «"изменяющаяся личность в изменяющемся мире" должна обладать гибкими механизмами саморегуляции и самоорганизации, которые позволяют ей, оставаясь в главном стабильной, сохранять потенциал большой гибкости и реагирования на то, что с ней происходит Такая личность способна не только адаптировать себя к изменяющимся обстоятельствам, но и к изменяющимся обстоятельствам к себе и к своим собственным ценностно-смысловым ориентациям» [22]. Следовательно, удовлетворенность жизнью — это комплексная позитивная оценка различных аспектов жизни, отражающая качество саморегуляции, что помогает справиться со стрессовой ситуацией

9,86

1,06

Ш

0,8

8,53 8,53

0,5

Гетеромность-автономность

ш

-1,06

-1,33 Концентричность-эксцентричность

Баланс личностных свойств

Баланс вегетативной НС Работоспособность

Стрессовое состояние

□ До стрельбы □ После стрельбы

Рис. 3. Динамика интегральных показателей по тесту Люшера до и после стрельбы из табельного оружия (Fig. 3. Dynamics of integral indicators for the Luscher test before and after firing from the service weapon)

8 -

6

4

2 -

1,2

0,2

0,13

0

2

Таким образом, полученные эмпирические данные представляют интерес для проверки выдвинутого предположения как дальнейшая перспектива изучения комплексного, интегрированного подхода, связывающего психический, физиологический и личностный уровни В связи с этим при обучении стрельбе женщин-сотрудников ОВД важно учитывать не только их психоэмоциональное состояние, но и критерии личностных особенностей, что позволяет улучшить качество огневой подготовки в процессе профессиональной подготовки Соответственно, в ходе занятия преподавателю важно позитивно поддерживать стрелка во время стрельбы из табельного оружия, особенно женщин Это актуализирует необходимость продолжения исследования для улучшения качества огневой подготовки Немаловажное значение имеют исследование новых направлений (интеграционного плана) и поиск путей решения проблем по формированию компетентности сотрудников органов внутренних дел в создании комфортного пространства, одним из которых является учет ген-дерных особенностей участников огневой подготовки

Выводы:

1 Исследование показало, что первая стрельба, в том числе ситуация ожидания выстрела из табельного оружия, является для женщин-сотрудников ОВД ситуацией умеренного стрессового напряжения с включением защитных механизмов после стрельбы

2 Во время первой учебной стрельбы из табельного оружия у женщин-сотрудников ОВД эмоциональное состояние характеризуется как «светлое, приятное», «радостное» и «восторженное», что свидетельствует о положительных эмоциях и настрое на предстоящие стрельбы .

3. Выявлено, что после стрельбы включаются психологические защиты, направленные на минимизацию отрицательных переживаний (эмоциональное состояние безразличия) и небольшое напряжение на физиологическом уровне (преобладание тонуса симпатической нервной системы) Это отражается на результатах попадания в мишень (3,44 ± 0,28), которое можно оценить как результат достаточно низкой эффективности, что для первых стрельб неудивительно

4. Установлено, что после стрельбы из табельного оружия (тест Люшера) женщины испытывают пассивность, склонность к зависимому положению от окружающих, спонтанному поведению, сензитивности, ожидают получения помощи извне, что характеризуется как ситуативная беспомощность при стрессовых ситуациях или как временная реакция на неподконтрольные человеку события

5. Выдвинуто предположение, что повышенный уровень удовлетворенностью жизнью сдерживает развитие ситуативной стрессовой реакции во время стрельбы у женщин-сотрудников ОВД, так как является показателем различных аспектов жизни, отражающих качество саморегуляции и позитивных эмоций

Список литературы

1. Косовский В. Б., Мартынюк С. Н. Особенности формирования психологической устойчивости и готовности в процессе огневой подготовки // Альманах современной науки и образования . 2015 . № 3(93). С. 52-56.

2 . Николаев Н. О. Психические свойства стрелка в процессе огневой подготовки сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // Концепт. 2016. № 2 (февраль). С. 41-45 .

3 . Павлов А. В. Выбор методов обучения на разных этапах образовательного процесса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 3(62). С. 87-92.

4. Пенькова И. В., Осипов О. О. Самоанализ результатов стрельбы как важный фактор совершенствования огневой подготовки в образовательных организациях МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3(66). С. 62-65.

5. Цилик В. А. Оценка профессионально-личностных качеств сотрудников ОВД в зависимости от вида профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015 . № 3(62). С. 113-116.

6 . Кузнецова О. В. Гендерные особенности правосознания у сотрудников органов внутренних дел // Психология и право .

2016. Т. 6, № 2 . С. 142-151.

7. Алешкина Т. Н. К вопросу о проблемах женщин-сотрудников полиции // Современные проблемы права и управления : сб . докл. 6-й междунар. науч . конф . Тула, 2016. С. 10-12 .

8. Гаврилина П. П. Психологические особенности женщин-сотрудников органов внутренних дел // Проблемы теории и практики современной психологии : мат-лы XVI еже-год. всерос. (с междунар . участием) науч . -практ. конф . Иркутск,

2017. С. 417-420.

9 Галиева Г. И. Психологические проблемы женщин-сотрудников правоохранительных органов // Гуманитарные научные исследования . 2017. № 4(68). С. 322-326.

10. Куликова Л. В. Психические состояния : хрестоматия . СПб. , 2001.512 с.

11. Учебно-методический комплекс дисциплины «Гендер-ная психология» / под ред. Ж . А . Битановой. Астана, 2013. 87 с .

12. Фишер И. В. Влияние стрельбы из табельного оружия на психоэмоциональное состояние сотрудников органов внутренних дел // Концепт. 2014. Т. 20 . С. 2746-2750.

13. Гончарова Н. А., Жидкова О. А. Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надежности деятельности сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С. 11-15 .

14. Китаев-Смык Л. А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти М , 2012 С 464

15. Кузнецова О.В. Личностные детерминанты эффективности служебной деятельности женщин-сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах 2016 № 2(65) С 37-41

16 . Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3-27.

17. Хашумов М. А. К. Содержание понятия «удовлетворенность жизнью» в зависимости от ее уровня у сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4(67). С. 79-83.

18 . Саутин А. А. Учет индивидуальных особенностей курсантов в ходе обучения стрельбе из табельного оружия // Педагогика в юридическом вузе : мат-лы межвуз науч -практ конф СПб , 2002 С 23-28

19 Каримов А. А. Особенности техники стрельбы из пистолета с элементами тактико-специальной подготовки : учеб пособие Иркутск, 2005 68 с

20 Крикунова А. С. Особенности формирования психологической устойчивости и готовности в процессе огневой подготовки // Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности : мат-лы межвуз науч -практ. конф. Иркутск, 2017. С. 83-87.

21. Таран А. Н., Напалков Ю. А. Стресс и его влияние на 22. Асмолов А. Г. Психология личности : учебник. М. , 1990.

организм сотрудников полиции в процессе обучения стрельбе 367 с. из пистолета // Вестник Краснодарского университета МВД

России. 2017. № 2(36). С 254-259. Поступила 29.09.2017

UDC 796.015

Psycho-emotional State of Female Police Officers when Mastering Service Weapon

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Igor V. Fisher,

senior lecturer at the Tyumen Advanced Training Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs Tyumen, Russia. e-mail: [email protected]

Tatyana A. Fisher,

Candidate of Sciences (Biology), senior research worker at the Tyumen Scientfic Centre

of Siberian Branch of the Russian Academy of Science Tyumen, Russia. e-mail: [email protected]

The system of the Ministry of Internal Affairs is more frequently staffed with female police officers, the requirements set to the subject "Firearms training" within female officers' professional training being the same to the general norms. Meanwhile dealing with emotions to the stress there is both common and individual specifics of revealing emotions according to gender peculiarities. Emotions directly influence the learning process and in the course of studies can capture the marksman due to the personal qualities. The stressful situation affects several levels of self-regulation: physiological as an adaptation mark of the process in the body, psychic as actualization of necessary sensor information and personal as a regulatory system which creates, self-identifies and develops. The authors suppose that life satisfaction as a mark of different life aspects which reflects the quality of self-regulation and positive emotions restrains development of situational stress reaction and that must be considered in law enforcement officers' professional training to increase the level of mastering firearms.

Keywords: emotions; life satisfaction; psycho-emotional state; levels of self-regulation; firearms training;

service weapon; stressful situation.

Citation: Fisher I. V., Fisher T. A. Psycho-emotional State of Female Police Officers when Mastering Service Weapon. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(74), 2018. P. 68-72. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-13012

References

1. Kosovsky V. B. , Martynyuk S . N . Formation of Psychological Stability and Alertness in Firearm's Training. Almanac of Modern Science and Education. No . 3(93), 2015. Pp . 52-56. (In Russ. )

2 . Nikolaev N. O. Marksman Psychic Features in Law Enforcement Officers' Firearms' Training Concept. No. 2 (Febr. ), 2016. Pp. 41-45 . (In Russ.)

3 . Pavlov A . V Selection of Teaching Methods at different Stages of Education . Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3, 2015 . Pp. 87-92. 4. Pen'kova I . V. , Osipov O. O . Self-Analysis of Marksmanship as an Important Factor of Improving Fireamrs' Training at the Russian

MIA Educational Organizations. Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 3 (66), 2016. Pp . 62-65. (In Russ. )

5 . Tsilik V. A . Assessment of Law Enforcement Officers' Professional Personal Qualities due to Professional Activity. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3, 2015 . Pp. 113-116. (In Russ.)

6. Kuznetsova O. V Gender Specifics of Law Enforcement Officers' Legal Consciousness. Psychology and Law. Vol. 6, No. 2, 2016. Pp. 142-151 .

7 . Aleshkina T. N. To the Question of Female Police Officers' Problems. Modern Issues of Law and Management. Collected Theses of the 6th International Scientific Conference (Institute of Jurisprudence and Administration of All-Russian Police Association) . 2016. Pp. 10-12 . (In Russ . )

8 . Gavrilina P. P. Psychological Peculiarities of Female Police Officers. Problems of Theory and Practice of Modern Psychology. Materials of the 16th Annual All-Russian Science-to-Practice Conference . Irkutsk State University. 2017 . Pp. 417-420. (In Russ . )

9 . Galieva G . I . Psychological Problems of Female Police Officers . Humanities Scientific Researches. No . 4(68), 2017. Pp . 322-326.

10 . Kulikova L.V. Psychic States. St Petersburg, 2001. 512 p. (In Russ.)

11 . Learning-Methodical Guidelines on "Gender Psychology". Kazakh Humanities and Law University. Ed by Bitanova Zh. A. Astana, 2013.87 p.

12 . Fisher I . V. Firing Service Weapon and Its Impact on Police Officers' Psycho-Emotional State . Concept. Vol. 20, 2014. Pp . 2746-2750.

13 . Goncharova N . A. , Zhidkova O. A . Emotional-Volitional Regulation as the Condition of Reliability of Police Officers' Activity. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(70), 2017. Pp. 11-15 . (In Russ. )

14. Kitaev-Smyk L. A. Organism and Stress: Life Stress and Death Stress . Moscow, 2012 . P. 464. (In Russ . )

15 . Kuznetsova O. V. Personal Determinants of Effective Service of Female Police Officers . Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 2(65), 2016. Pp. 37-41. (In Russ.)

16. Leontiev D. A. New Ways of Understanding Personality in Psychology: from Necessary to Possible. Issues of Psychology. No. 1, 2011 . Pp. 3-27.

17 . Khashumov M . A . K. Content of the Term "Life Satisfaction" according to its Level among Law Enforcement Officers . Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 4(67), 2016. Pp . 79-83. (In Russ. )

18 . Sautin A . A . Consideration of Cadets' Individual Features in Teaching them Firing Service Weapon . Pedagogy in a Law Institute. Collected articles St Petersburg, 2002 Pp 23-28 (In Russ )

19 . Karimov A . A . Specifics of Mastering a Handgun with Elements of Special Tactics Training. Irkutsk, 2005. 68 p . (In Russ . )

20 . Krikunova A. S . Specifics of Building Psychological Stability and Alertness in Firearms' Training. Topical issues of Maintaining Public Security and Order. Collected articles. Irkutsk, 2017. Pp. 83-87. (In Russ. )

21. Taran A. N . , Napalkov Yu. A. Stress and its Influence on Police Officers' Organism in Handgun' Training. Bulletin of the Krasnodar University of the Russian MIA. No. 2(36), 2017. Pp. 254-259. (In Russ . )

22 . Asmolov A . G . Psychology of a Person . Moscow, 1990. 367 p . (In Russ . )

Submitted 29.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.