ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Theory and Methods of Professional Education
УДК 623-057© В. М. Жуков, И. В. Пенькова, А. М. Ворожцов, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12007
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Соответствие содержания образовательного процесса по дисциплине «Огневая подготовка» требованиям компетентностного подхода
Жуков Виктор Михайлович \
старший преподаватель кафедры огневой подготовки. Е-т^1: Vizhu100872@gmail.com
Пенькова Ирина Витальевна \
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры огневой подготовки. Е-т^1: ipenkova@yandex.ru
Ворожцов Александр Михайлович 2,
кандидат социологических наук, доцент кафедры специальной подготовки. Е-т^1: kis1976@inbox.ru
1 Омская академия МВД России, Омск, 644092, Россия 2 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, 664074, Россия
Аннотация
Введение. Новая образовательная парадигма привела к пересмотру и изменению всех компонентов образовательной системы. Авторы определяют соответствие содержания образовательного процесса по огневой подготовке в образовательных организациях МВД России требованиям компетентностного подхода. В статье представлено изучение особенностей применения табельного оружия сотрудниками ОВД.
Материалы и методы. В целях определения факторов, влияющих на принятие решения о применении оружия сотрудниками ОВД, нами был проведен опрос действующих сотрудников полиции (п=101 респондент), проходящих повышение квалификации на базе факультета профессиональной подготовки Омской академии МВД России.
Результаты и обсуждение. Представлен анализ содержания Н00П-2017 с точки зрения его соответствия требованиям компетентностного подхода. Результаты опроса действующих сотрудников полиции позволили выявить факторы, влияющие на принятие решения о применении оружия. Содержание образовательного процесса по огневой подготовке в основном направлено на формирование технической составляющей профессиональной компетенции по правомерному и эффективному применению оружия, в то время как тактика применения оружия в условиях жесткой регламентации порядка выполнения упражнений, предусмотренных Н00П-2017, практически не формируется.
Выводы. На этапе завершения обучения дисциплине «Огневая подготовка» целесообразно использовать и нерегламенти-рованные упражнения, в которых отрабатывалось бы самостоятельное принятие решений по тактике применения оружия, а также комплексные упражнения, максимально полно отражающие условия применения оружия сотрудниками ОВД на практике.
Ключевые слова: огневая подготовка; профессиональные компетенции; содержание образования; условия применения оружия; техническая, тактическая и правовая подготовка.
Для цитирования: Жуков В. М, Пенькова И. В., Ворожцов А. М. Соответствие содержания образовательного процесса по дисциплине «Огневая подготовка» требованиям компетентностного подхода // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 2(77). С. 171-177. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12007
Основные положения:
1. Современное содержание образовательного процесса по огневой подготовке не соответствует требованиям компетентностного подхода в части формирования тактики применения оружия в условиях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности.
2. Использование различных упражнений с нежесткой регламентацией, в которых отрабатывалось бы самостоятельное принятие решений по тактике применения оружия, а также комплексных упражнений, максимально
полно отражающих условия применения оружия сотрудниками ОВД, позволит сформировать соответствующие профессиональные компетенции.
Введение. В настоящее время в системе высшего образования реализуются ФГОС третьего поколения, а содержание образовательного процесса по огневой подготовке регламентируется также ведомственными нормативно-правовыми актами, в первую очередь Наставлением по организации огневой подготовки в ОВД РФ (далее — НООП-2017) '. Эти новые стандарты ориентированы на
1 Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации :
приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
компетентностную модель выпускника. Поскольку они были внедрены в образовательный процесс сравнительно недавно, современное высшее образование находится на этапе перехода от традиционного образования к компе-тентностному. Все эти явления не обошли стороной и огневую подготовку курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, представляющую собой важную составляющую профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Цель данной статьи — определить соответствие содержания образовательного процесса по огневой подготовке в образовательных организациях системы МВД России требованиям компетентностного подхода.
Теоретические предпосылки. Переход на новую образовательную парадигму привел к пересмотру и изменению всех компонентов образовательной системы, в том числе и ее содержания. Проблема «чему учить?» никогда не потеряет актуальности и не перестанет быть предметом горячих споров. По мнению ученых, для российского высшего образования определяющую роль в образовательном процессе всегда играло его содержание, поскольку именно от него зависят результаты образования [1, с. 56]. В условиях компетентностного подхода решающее значение при определении содержания образовательного процесса имеет не столько получение выпускником готовых знаний, умений и навыков, сколько развитие способности действовать в реальных служебных ситуациях, применять полученные знания и умения на практике, стремление к осознанным и самостоятельным действиям в принятии ответственных решений.
Содержание профессионального образования может быть определено, если известны объективные требования конкретной профессии к человеку. В ОВД от выпускников вуза ожидают свободного владения своей профессией и умения ориентироваться в смежных областях профессиональной деятельности, способности к эффективной работе, творческому подходу к решению профессиональных проблем, умения самостоятельно приобретать знания, сформированной готовности к постоянному профессиональному росту, а также способности осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, в том числе с применением огнестрельного оружия. Следовательно, начальным моментом в содержании огневой подготовки должны быть особенности применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД.
Анализ работ показал, что изучением данного вопроса постоянно занимаются преподаватели различных образовательных организаций МВД России, в частности В. Г. Лупырь, Д. В. Литвин [2; 3], З. И. Тагиров и Б. Х. Габ-делхаков [4], С. В. Кочеткова и А. Н. Таран [5], Г. Р. Хус-нетдинов и Е. Н. Карпов [6] и др., а также зарубежные исследователи Моррисон Грегори Б., Лонсдейл В. Марк [7;
0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0% 30,0% 35,0%
81. Однако вопросы соответствия содержания образова- л „ _
r r г Рис. 2. Расстояние до цели при применении огнестрельного
тельного процесса по дисциплине «Огневая подготовка» оружия сотрудниками ОВД
требованиям компетентностного подхода не получили (Fig. 2. Distance to the Target in Using Firearms
широкого освещения в доступной литературе. by Law Enforcement Officers)
2 Практика применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел (информационно-аналитический обзор). М., 2006. С. 4-5.
Материалы и методы. В целях определения факторов, влияющих на принятие решения о применении оружия сотрудниками ОВД, нами было проведено анкетирование действующих сотрудников полиции (п=101), проходящих повышение квалификации на базе факультета профессиональной подготовки Омской академии МВД России.
Результаты и обсуждение. Анализ информационно-аналитического обзора по практике применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками ОВД 2 показал, что условия его применения носят разнообразный характер, отличающийся различными дистанциями, положением для ведения огня, погодными условиями, освещенностью, психоэмоциональным и физическим состоянием и т. п. Так, в реальных условиях оперативно-служебной деятельности огнестрельное оружие применяется, как правило, в неблагоприятных условиях: в 33% случаев — в условиях ограниченной видимости; 21 — на фоне физической нагрузки; 24 — при наличии посторонних граждан в секторе обстрела; 13 — по групповым целям; 12% — в условиях вооруженного сопротивления правонарушителей (рис. 1).
Вооруженное сопротивление
Групповые цели
Физическая нагрузка
Посторонние граждане в секторе обстрела
Ограниченная видимость
ssss^si^^
15% 20% 25% 30% 35%
Рис. 1. Условия применения огнестрельного оружия сотрудниками ОВД (Fig. 1. Conditions for Using Firearms by Law Enforcement Officers)
Чаще всего оружие применялось с небольших дистанций: до 1 м — 11,7% всех случаев; до 5 м — 31,1; до 10 м — 29,8; до 25 м — 20,9; более 25 м — 6,5% всех случаев (рис. 2).
До 1 м
До 5 м
До 10 м
До 25 м
f8
Таким образом, значительная часть случаев применения огнестрельного оружия происходит с коротких расстояний, что предусматривает стрельбу с ограничением времени на приведение оружия в боевую готовность, ограниченную возможностью для прицеливания, быстротечность огневого контакта.
Изучая практику применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в Республике Татарстан с 2011 г. по 2014 г., Г. Р. Хуснетдинов и Е. Н. Карпов пришли к выводу, что применение оружия непосредственно против правонарушителей (на поражение) в общей структуре применения оружия невелико (в среднем 18%). При этом во всех случаях оружие применялось для защиты себя, отражения угрозы или попытки нападения. Для задержания пытающихся скрыться правонарушителей или защиты других лиц оружие не применялось [6, с. 111].
А. А. Каримов проанализировал практику применения оружия сотрудниками 22 регионов за период 2007-2012 гг. и получил другие результаты. Так, им было установлено, что чаще всего (34,5% случаев) оружие применялось именно для задержания правонарушителей, пытающихся скрыться, а в ситуациях самообороны —в 10% случаев. В 66% случаев оружие применялось в темное время суток в условиях ограниченной видимости. Дистанция стрельбы зависит от цели применения оружия: для отражения нападения в 81% случаев она составляла 1-5 м; при задержании правонарушителей в 77% случаев — 5-10 м, для остановки транспортного средства в 71% — 10-25 м. При этом в 60% случаев стрельба велась из положения стоя [9, с. 12].
Таким образом, по результатам проведенного анализа можно предположить, что практика применения оружия сотрудниками полиции может иметь региональные особенности, что, в свою очередь, должно найти отражение в содержании образовательного процесса по огневой подготовке. В связи с этим нами был проведен анализ применения огнестрельного оружия сотрудниками УМВД России по Омской области в период с 2010 г. по 2017 г.
Установлено, что оружие по различным основаниям применялось 56 раз. Условия его применения также отличаются разнообразием дистанций ведения огня. Стоит обратить внимание на количество выстрелов, произведенных на расстоянии свыше 10 м. Если в 2010 г. доля выстрелов с данной дистанции составила 4% от общего количества, то к 2017 г. этот показатель увеличился до 62,5%.
Расстояние, с которого применялось огнестрельное оружие: а) в упор (менее 1 м) — 2 раза (3,6% случаев); б) до 2 м — 3 раза (5,3%); в) до 3 м — 5 раз (8,9%); г) до 5 м — 10 раз (17,9%); д) до 10 м — 1 раз (1,8%). Остальные случаи применения оружия (62,5%) произошли на расстоянии более 10 м (рис. 3).
На поражение (пп. 1, 2, 4, 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции») огнестрельное оружие применялось 8 раз (15,7%), из них: по ногам — 6 раз (75%), израсходовано 8 патронов, из кото-
до 1 м от 1 до 2 м от 2 до 3 м от 3 до 5 м от 5 до 10 м
0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0%
Рис 3. Соотношение применения табельного оружия по расстоянию (Fig. 3. Using Firearms according to the Distance)
рых 7 выстрелов (87,5%) достигли цели; по руке — 2 раза (25%), израсходовано 3 патрона, из которых 1 выстрел (33,3%) достиг цели (рис. 4).
Достигли цели
По рукам
Достигли цели
20,0
40,0
60,0% 80,0
100,0
Рис. 4. Количество израсходованных патронов
и достигших цели пуль (Fig. 4. The Number of Spent Cartridges and Bullets reaching the Target)
Случаи, когда огнестрельное оружие применялось для отражения нападения на сотрудника: ДПС — 7 раз (13,7%); ППС — 7 раз (13,7%); УУП — 2 раза (3,9%); ОУР — 1 раз (1,9%) (рис. 5).
ОУР
-
УУП
-
ДПС
2,0% 4,0% 6,0% 8,0% 10,0% 12,0% 14,0% 16,0
Рис. 5. Соотношение применения оружия различными службами ОВД (Fig. 5. Using Firearms by Different Departments)
более 10 м
0,
0,
Обобщая полученные данные, можно сделать вывод, что при определении содержания огневой подготовки курсантов и слушателей Омской академии МВД России уделять внимание нужно формированию у сотрудников ОВД не только навыка ведения огня с близких расстояний в условиях дефицита времени, но и техники скоростной прицельной стрельбы.
Как известно, содержание образовательного процесса по огневой подготовке, помимо ФГОС ВО, регламентируется ведомственными нормативно-правовыми актами, в первую очередь НООП-2017.
С. В. Корягиным и В. Ф. Выштикалюком было проведено изучение содержания Курсов стрельб с 1947 г. по настоящее время, в результате чего выяснилось, что в содержании образовательного процесса по огневой подготовке произошли ключевые изменения: уменьшились расстояния до цели, сократилось время выполнения упражнений, уменьшились зоны поражения специальных мишеней, предельно упростились критерии оценки выполнения упражнений. При необходимости руководитель стрельб мог вносить изменения и усложнять порядок выполнения упражнения (бронежилет, противогаз, ситуационная задача) [10].
Анализ НООП-2017 показал, что совершенствование содержания огневой подготовки продолжается в направлении расширения технических элементов выполнения прицельного выстрела в соответствии с практикой применения огнестрельного оружия, т. е. технической базой, закладываемой в процессе обучения. Данное обстоятельство продиктовано требованиями п. 3 ст. 19 Федерального закона «О полиции» (причинение минимального ущерба), что предполагает выполнение прицельного выстрела в заданную зону поражения, которое невозможно без должного уровня формирования навыка прицельной стрельбы.
Упражнения, представленные в НООП-2017, наиболее полно отражают условия применения оружия на практике и соответствуют требованиям к технической подготовленности сотрудников ОВД. Так, в процессе освоения предложенных упражнений у сотрудников будут формироваться следующие умения и навыки в технике выполнения меткого выстрела, составляющего основу компетенции по силовому пресечению правонарушений, задержанию правонарушителей, правомерному и эффективному применению табельного оружия: скоростной прицельной стрельбы из положений стоя и с колена; скоростной стрельбы на коротких расстояниях (7-10 м) и с заданной зоной поражения; скоростной прицельной стрельбы на более длинных расстояниях (20-15 м); скоростной стрельбы после передвижения; с разворотом и переносом огня по фронту; со сменой магазина; из-за укрытия с выбором цели; из салона автомобиля, а также скоростной стрельбы не только с двух рук, но и с правой и левой руки отдельно.
Вместе с тем в содержании образовательного процесса по огневой подготовке совершенно не учитывается следующее. Сотрудники ОВД в процессе применения огнестрельного оружия сталкиваются с определенными
проблемами, среди которых можно выделить отсутствие психологической готовности к применению мер принуждения; вариативность возможных последствий применения оружия, например, таких как смерть или тяжкие телесные повреждения; наступление возможных негативных последствий как для сотрудника ОВД, так и для объекта применения; слабую тактическую и правовую подготовку. Как указывают А. И. Каплунов, С. Ф. Милюков и Н. И. Уткин [11], применение оружия сотрудниками ОВД в установленных законодательством случаях происходит, как правило, в сложных психологических условиях конфликтной ситуации. Следовательно, в процессе решения оперативно-служебных задач сотрудник полиции должен быть готов к самому нежелательному повороту событий, принимать решения и действовать максимально быстро, на уровне навыков.
Результаты опроса. Анкетированием было установлено, что главным фактором, влияющим на принятие решения о применении оружия, является неспособность правильно выбрать тактический вариант применения оружия. На это указали 34 человека (33,6%). В качестве главного фактора отметили недостаточную правовую подготовку (неспособность моментально оценить правомерность применения оружия) 26 человек (25,7%); психологическую неподготовленность — 18 (17,8%); слабую техническую подготовку — 9 (8,9%) (рис. 6).
Недостаточная техническая подготовка
Психологическая неподготовленность
Недостаточная правовая подготовка
Недостаточная тактическая подготовка
И!
0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00% 40,00%
Рис. 6. Факторы, влияющие на принятие решения о применении оружия сотрудниками ОВД (Fig. 6. Factors influencing Law Enforcement Officer's Decision to Use the Weapon)
Таким образом, по результатам анкетирования можно сделать вывод, что сотрудники имеют достаточный запас технической подготовки, полученной при обучении дисциплине «Огневая подготовка», т. е. у них прочно сформирован навык скоростной прицельной стрельбы, но вместе с тем возникают проблемы, в первую очередь тактической, затем правовой и психологической готовности.
Для изучения данного обстоятельства нами был проведен педагогический эксперимент. Слушателям, завершающим обучение по программам первоначальной профессиональной подготовки (п=73), было предложено выполнить упражнение стрельб, не имеющее четкой регламентации.
Был определен исходный рубеж 20 м. Огневой рубеж от 15 м и ближе. На дистанции 10 м было поставлено стандартное укрытие. В качестве цели использовались как мишени, так и попперы, расположение которых менялось для каждого стреляющего. Все цели имели маркировку трех цветов: красный — цель опасна; оранжевый — цель потенциально опасна; зеленый — цель неопасна. Кроме того, использовались непоражаемые цели. Необходимо было поразить 3 цели: 2 красные и 1 оранжевую. Для поражения трех целей выдавалось 4 патрона.
Порядок выполнения упражнения. Слушатель находился на исходном рубеже спиной к целям. Свет был выключен. Расположение целей ему неизвестно. По команде «Вперед» стрелок разворачивался лицом к мишеням и выдвигался на огневой рубеж, в это время включался свет. Стрелок оценивал обстановку и принимал тактические решения по выбору дистанции для стрельбы, положения для стрельбы, места ведения огня, очередности поражения целей и т. д. При выполнении упражнения стрелок мог свободно передвигаться в пределах огневого рубежа, строго соблюдая меры безопасности при обращении с оружием.
Для оценки технической стороны огневой подготовленности слушателей фиксировались время выполнения упражнения и количество попаданий.
Для оценки тактической подготовленности слушателей фиксировались следующие показатели:
— используемые положения (стоя, с колена);
— использование или неиспользование укрытия;
— порядок поражения целей (сначала красную, затем оранжевую; сначала ближайшую, затем более удаленную);
— выбор дистанции для стрельбы;
— выбор направления для стрельбы.
Оценка правомерности применения огнестрельного оружия слушателями проводилась на основании:
— соблюдения требований Федерального закона «О полиции» (согласно п. 1 ст. 19 перед применением мер принуждения сотрудник обязан сообщить о том, что он является сотрудником полиции, и предупредить о намерении применить огнестрельное оружие и физическую силу; в соответствии с п. 2 ст. 19 сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить огнестрельное оружие и физическую силу);
— поражение непоражаемых целей.
Полученные результаты представлены в таблице.
Среднее время на выполнение упражнения составило 18,8 с. При этом лучший результат — 14,1 с при 3 пораженных целях. Двое слушателей превысили 30 с, причем поразив только 2 цели. Не превысили 20 с на выполнение упражнения 50 слушателей (68,5%). Поразили 2 цели 29 слушателей (39,7%), а 41 (56%) — 3 цели, что свидетельствует о хорошей технической подготовленности.
При оценке тактической подготовленности было выявлено следующее. Положение для стрельбы с колена, являющееся более устойчивым и безопасным, использовали только 12 (16,4%) слушателей. Еще 16 (21,9%) производили 1-2 выстрела из положения стоя, а затем принимали положение с колена. Большинство слушателей (45 (61,6%)) выполняли упражнения из положения стоя как наиболее привычного.
Грамотно использовали укрытие (для производства всех 4 выстрелов полностью за него скрывались) только 28 (38,4%) обучающихся, столько же не использовали укрытие совсем, 24% стреляющих использовали его для выполнения 1-2 выстрелов. При этом 62% не использовавших или частично использовавших укрытие производили стрельбу с дистанции 10 м. Поскольку зона ведения огня была обозначена от 15 м и ближе, то с тактической точки зрения уменьшение дистанции повышало вероятность попадания в мишень. Однако все слушатели доходили до укрытия (10 м), даже если не использовали его, все равно к цели сильно не приближались. В качестве тактических просчетов можно выделить и то, что слушатели выполняли по одному выстрелу в мишень, независимо от ее поражения. В половине случаев поражения двух целей это были одна красная и одна оранжевая цели. При этом вторая красная цель (как более опасная) оставалась непораженной. Отмечался и неправильный выбор места для стрельбы относительно цели, так как слушатели не привыкли передвигаться вдоль огневого рубежа (вправо-влево).
При оценке правового аспекта установлено, что 56 (77%) стрелявших действовали в соответствии с требованиями п. 1 ст. 19 Федерального закона «О полиции», а именно перед применением оружия сообщали о том, что они являются сотрудниками полиции, и предупреждали о своем намерении применить оружие. При этом стрелявшие поражали цели в различном порядке, не всегда выбирая в первую очередь цель, представлявшую наибольшую опасность. По всей видимости, предупреждение о намерении применения огнестрельного оружия подавалось «на всякий случай», во избежание признания неправомерного применения оружия. 11 (15%) стрелявших действовали согласно требованиям п. 2 ст. 19 данного Закона. При этом они в первую очередь поражали
Таблица. Результаты выполнения упражнения (Table. Results of the Exercises)
Время стрельбы Количество попаданий Положение для стрельбы Использование укрытия Действовали в соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «О полиции» Действовали в соответствии с п. 2 ст. 19 ФЗ «О полиции» Действовали неправомерно
до 20 с 1 2 3 стоя с колена стоя, с колена да нет
50 (68,5%) 3 (4,1%) 29 (39,7%) 41 (56%) 45 (61,6%) 12 (16,4%) 16 (21,9%) 28 (38,4%) 28 (38,4%) 56 (77%) 11 (15%) 6 (8%)
цели, представлявшие наибольшую опасность, тем самым с точки зрения правомерности применения огнестрельного оружия действовали верно. Оставшиеся 6 (8%) человек действовали неправомерно.
Выводы. Содержание образовательного процесса по огневой подготовке в основном направлено на формирование технической составляющей профессиональной компетенции по правомерному и эффективному применению оружия, в то время как тактика применения оружия в условиях жесткой регламентации порядка выполнения упражнений, предусмотренных НООП-2017, практически не формируется. Несомненно, что деятельность сотрудников ОВД сопряжена с большими физическими и психическими нагрузками, наличием значительного числа непредвиденных ситуаций, опасностями и высоким риском, поэтому нельзя
спрогнозировать, описать и алгоритмизировать все возможные сценарии развития событий при выполнении служебных задач, в том числе связанных с применением огнестрельного оружия, но вполне возможно и необходимо на занятиях моделировать наиболее типичные ситуации его применения, что позволит сформировать профессиональные компетенции по правомерному и эффективному применению огнестрельного оружия. Следовательно, на завершающем этапе обучения по дисциплине «Огневая подготовка» должны использоваться различные упражнения с нежесткой регламентацией, в которых отрабатывался бы навык самостоятельного принятия решений по тактике применения оружия, а также комплексные упражнения, максимально полно отражающие условия применения оружия сотрудниками ОВД на практике.
Список литературы
1. Бугрий Е. П. Качество образования в высшей школе: проблемы и способы решения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 57. С. 55-68.
2. Лупырь В. Г., Литвин Д. В. Формирование у слушателей вузов МВД России профессиональных компетенций правомерного применения огнестрельного оружия в ходе оперативно-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3(54). С. 12-17.
3. Литвин Д. В., Лупырь В. Г. Особенности профессиональной компетентности сотрудников полиции в области применения мер непосредственного принуждения (на примере Краснодарского края) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1(64). С. 23-29.
4. Тагиров З. И., Габделхаков Б. Х. Некоторые актуальные вопросы совершенствования профессиональной служебной огневой подготовки на основе проблемного анализа современной практики применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции (на примере субъекта Российской Федерации Республики Татарстан) // Вестник Казанского юридического института. 2014. № 3(17). С. 104-111.
5. Кочеткова С. В., Таран А. Н. Теоретико-методологические основы совершенствования огневой подготовки сотрудников ОВД // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 137-140.
6. Хуснетдинов Г. Р., Карпов Е. Н. Актуальные вопросы совершенствования огневой подготовки // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 2(24). С. 108-113.
7. Моррисон Грегори Б. Полицейский должен метко стрелять // Солдат удачи. 1995. № 12. С. 12-16.
8. Лонсдейл В. Марк. Штурмы: руководство по тактике высокого риска при проведении арестов и обысков / пер. с англ. В. Варганова. М., 2004. 306 с.
9. Каримов А. А. Некоторые аспекты по совершенствованию огневой подготовки исходя из статистики применения табельного оружия // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. № 1(68). С. 8-15.
10. Корягин С. В., Выштикалюк В. Ф. О содержании и развитии огневой подготовки сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3(66). С. 55-58.
11. Каплунов А. И., Милюков С. Ф., Уткин Н. И. Правовые основы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел : учеб. пособие / под ред. В. П. Сальникова. М., 2004. 275 с.
Поступила 21.02.2018
UDC 623-057© V. М. Zhukov, I. V. Penkova, А. М. Vorozhtsov, 2019
DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12007
13.00.08 Theory and Methods of Professional Education
Compliance of the Educational Content in the Subject "Firearms Training" with the Requirements of Competency-based Approach
Victor M. Zhukov \
senior lecturer at the department of Firearms Training. Е-mail: Vizhu100872@g mail.com
Irina V. Penkova \
associate-professor at the department of Firearms Training. Е-mail: ipenkova@yandex.ru
Alexandr M. Vorozhtsov 2,
Candidate of Sciences (Sociology), associate-professor at the department of Special Training. Е-mail: kis1976@inbox.ru
1 Оmsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Omsk, 644092, Russia
2 East Siberian Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, Irkutsk, 664074, Russia
Abstract
Introduction. A new educational paradigm caused review and change of all the elements of the educational system. The authors consider whether the content of education on the subject "Firearms Training" at educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs complies with the requirements of the competency-based approach. The article comprises the study of peculiarities of using the service weapon by law enforcement officers.
Materials and Methods. To identify the factors influencing law enforcement officer's decision to use the weapon a poll among current police officers was conducted (n=101 respondents), the respondents having advanced training courses at the Professional Training Faculty of the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs.
Results and Discussion. The content of the 2017 Guidance on Firearms Training was analyzed in regard to its compliance with the requirements of the competency-based approach. The results of the survey conducted among current police officers enable the authors to reveal the factors influencing the decision to use the weapon. The content of the education in firearms training field focuses on the development of technical component of the professional competence related to lawful and effective usage of weapon, and tactics of using the weapon under strict regulation of fulfilling the exercises provided by 2017 Guidance on Firearms Training is practically not formed.
Conclusions. At the final stage of learning the subject "Firearms Training" it is also reasonable to introduce non-regulated exercises where independent decisions of using the weapon are developed, and complex exercises with utmost creation of real conditions of using the weapon by law enforcement officers.
Keywords: firearms training; professional competencies; educational content; conditions of using the weapon;
technical, tactical and legal training.
Citation: Zhukov V. M., Penkova I. V., Vorozhtsov A. M. Compliance of the Educational Content in the Subject "Firearms Training" with the Requirements of Competency-based Approach. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 24, No. 2 (77), 2019. Pp. 171-177 (In Russ). DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-12007
References
1. Bugriy E. P. The Quality of Education in Higher Education: Problems and Solutions. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science. 2008. No. 57. Pp. 55-68. (In Russ.)
2. Lupyr V. G., Litvin D. V. Formation of the Professional Competences of Lawful Use of Firearms in the Course of Operational Activities in Students of the Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2013. No 3(54). Pp. 12-17. (In Russ.)
3. Litvyn D. V., Lupyr V. G. Features of the Police Officers' Professional Competence in the Application of Measures of Direct Coercion (on the example of the Krasnodar Region). Psychopedagogy in Law Enforcement. 2016. No 1(64). Pp. 23-29. (In Russ.)
4. Tagirov Z. I., Gabdelhakov B. Kh. Some Topical Issues of Improving Professional Service Firearms Training based on the Problem Analysis of Modern Practice of Using Firearms by Police Officers (the example of the Republic of Tatarstan). Bulletin of the Kazan Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2014. No 3 (17). Pp. 104-111. (In Russ.)
5. Kochetkova S. V., Taran A. N. Theoretical and Methodological Basis for Improving Law Enforcement Officers' Firearms Training. Theory and Practice of Social Development. 2014. No. 3. Pp. 137-140. (In Russ.)
6. Khusnetdinov G. R., Karpov E. N. Relevant Issues of Improving Firearms Training. Bulletin of Kazan Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2016. № 2 (24). Pp. 108-113. (In Russ.)
7. Morrison Gregory B. A Policeman must be a Marksman. Soldier of Fortune. 1995. No. 12. Pp. 12-16. (In Russ.)
8. Lonsdale W. Mark. Storms: a High Risk Tactics Guide for Arrests and Searches. Transl. by V. Varganova. Moscow, 2004. 306 p.
9. Karimov A. A. Some Aspects of Improving Firearms Training basing on Statistics on the use of Service Weapons. Bulletin of the East-Siberian Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2014. No 1 (68). Pp. 8-15. (In Russ.)
10. Koryagin S. V., Vyshtikalyuk V. F. On the Content and Development of Police Officers' Firearms Training. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2016. No 3 (66). Pp. 55-58. (In Russ.)
11. Kaplunov A. I., Milyukov S. F., Utkin. N. I. Legal Basis for Using Firearms by Internal Affairs Officers. Moscow, 2004. 275 p. (In Russ.)
Submitted 21.02.2018