УДК 371.134:351.74:799.3 Пряхин Андрей Сергеевич
старший преподаватель кафедры физической подготовки Волгоградской академии МВД России
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАЙКБОЛЬНОГО ОРУЖИЯ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
https://doi.org/10.24158/spp.2017.7.24 Pryakhin Andrey Sergeevich
Senior Lecturer, Physical Training Department, Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs
USING AIRSOFT GUNS IN THE PROCESS OF IMPROVING THE TRAINING OF POLICE OFFICERS
Аннотация:
Статья посвящена вопросу совершенствования профессиональной подготовки сотрудников полиции России. Представлена и обоснована эффективность авторской методики совершенствования огневой подготовки сотрудников полиции на основе моделирования ситуаций при несении службы по охране общественного порядка. Доказана результативность использования страйк-больного оружия в тренировочных целях. Тренировки с использованием пневматического оружия моделируют реальный огневой контакт при условии эффективного подбора экипировки, что снижает воздействие негативных факторов на точность стрельбы. По итогам проведенных исследований сделаны выводы о том, что разработанная методика обучения сотрудников полиции по применению огнестрельного оружия несет колоссальный потенциал в совершенствовании их огневой выучки, способствует формированию у сотрудников смелости, решительности и уверенности в своих силах, обеспечивает повышение их психологической готовности к огневому контакту и создает предпосылки для успешного обезвреживания преступника.
Summary:
The article discusses the issue of improving the training of police officers in Russia. The author develops and justifies the efficiency of methods for improving the firearms training of police officers on the basis of modeling the situations while on duty to protect public order. The study proves the effectiveness of using air-soft guns for training purposes which allows one to simulate real firefight in case of effective equipment, thereby reducing the impact of negative factors on shooting accuracy. Based on the research results, the author concludes that the developed technique for training the police officers to use firearms creates an enormous potential for improving their firearms skills; contributes to the formation of the employees' courage, resolution, and self-reliance; enhances their psychological readiness for firefight and provides the prerequisites for the successful disposal of a criminal.
Ключевые слова:
страйкбольное оружие, сотрудники полиции, профессиональная подготовка, огневая подготовка, огневой контакт, экстремальная ситуация, точность стрельбы, охрана общественного порядка.
Keywords:
airsoft guns, police officers, training, firearms training, firefight, extreme situation, shooting accuracy, protection of public order.
Современные условия предполагают поиск новых и рациональных подходов к решению задач, связанных с безопасностью граждан Российской Федерации. Вступивший в силу федеральный закон «О полиции» № З-ФЗ предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке сотрудников полиции. Условия, в которых приходится работать сотрудникам ОВД, зачастую являются сложными и экстремальными. Применение огнестрельного оружия на фоне высокого эмоционального напряжения должно осуществляться правомерно, сотрудник полиции должен обладать высоким уровнем стрелковой подготовки, что позволит ему производить стрельбу точно, без риска для личной безопасности. Сотрудник ОВД должен находиться в состоянии постоянной психологической готовности к уверенным действиям в случае возникновения критической ситуации, предусматривающей применение оружия. Правильная оценка обстановки при ведении перестрелки и принятие того или иного решения - это не просто мышление, а сложная психофизиологическая деятельность, во многом зависящая от личности стрелка, его характера, степени обученности владению оружием и т. д. [1].
Проведенный анализ реальных огневых контактов сотрудников полиции позволил выделить их основные отличительные аспекты: ведение огня в экстремальной обстановке для сотрудника ОВД; невысокий расход боеприпасов; скоротечность ведения огня на предельно коротких дистанциях (расстояние до противника - 5-10 м); стрельба из положения стоя, с одной руки, без точного прицеливания; достижение пулей своей цели лишь в 25 % случаев. Основными аспек-
тами, влияющими на качество стрельбы при реальном огневом контакте сотрудника ОВД, являются большое эмоциональное напряжение и страх, который затормаживает ответные реакции сотрудника и предрасполагает его к действиям, нецелесообразным в критической ситуации [2].
В настоящее время огневая подготовка сотрудника ОВД состоит из обучения на факультетах профессиональной подготовки образовательных организаций МВД России обращению с огнестрельным оружием и учебных и контрольных стрельб, которые проводятся в рамках проведения профессиональной служебной подготовки в территориальных органах полиции [3].
В процессе прохождения первоначального обучения сотрудник полиции получает базовые навыки владения табельным огнестрельным оружием (результатом такой подготовки является умение сотрудника поражать неподвижную цель размером грудной мишени (формат А4) с расстояния 10—20 м), и впоследствии, из-за характера служебной деятельности и с учетом периодизации проведения учебных стрельб (не реже одного раза в две недели), эти навыки в лучшем случае будут находиться на начальном уровне, совершенствование их затруднительно. Такой метод подготовки должен являться лишь начальной базой перед тренировкой стрелковых навыков, применимых в реальной обстановке, во всем комплексе огневой подготовки сотрудников полиции. Подтверждением этому служат цифры статистики: 25 % случаев попадания в цель при реальном огневом контакте.
Для совершенствования дальнейших умений и навыков сотрудника полиции была смоделирована полоса препятствий, способная отчасти воспроизвести физическую и эмоциональную напряженность, которую сотрудник полиции испытывает при ситуациях, которые могут возникать при несении службы по охране общественного порядка. В нее входят: дистанция в 100 м, которая преодолевается бегом с максимальным ускорением (бег до жилого массива); прохождение «лабиринта» (бег через проходную и внутренний двор); подъем с ускорением в гору (аналог бега по лестнице жилого здания). Огневой рубеж из 5 мишеней расположен после прохождения полосы препятствий. Сотрудник попадает на огневой рубеж, производит подготовку к выстрелу, самостоятельно производит выстрел по первой мишени, затем поражает еще 3. Номера мишеней для поражения по одному, непосредственно перед выстрелом, в хаотическом порядке ему называет находящийся рядом руководитель стрельб. Время для поражения мишени после оглашения ее номера - не более 2 секунд.
Для проведения описанного эксперимента были приглашены 4 сотрудника ОВД: 3 девушки и 1 мужчина. В качестве оружия применялись пневматические реплики пистолета Макарова и Colt 1911, по своим массогабаритным размерам идентичные оригиналу, в которых имелась система blowback.
Перед полосой препятствий все испытуемые провели стрельбу с 10 м по листу бумаги формата А4 4 выстрелами. В результате девушки поразили мишени в 87,5 % случаев, мужчина - в 100 %. После испытуемыми была преодолена полоса препятствий, проведены контрольные стрельбы. Во время проведения стрельб сотрудником мужского пола был использован шумовой заряд для создания стрессовой обстановки. Результатом прохождения данного теста выступили следующие показатели: девушки поразили мишень в 31,25 %, мужчина - в 25 % случаев. Общая точность составила 28,12 %.
Полученные показатели полностью подтверждают, что существующий метод подготовки должен являться лишь начальной базой перед тренировкой стрелковых навыков, применимых в реальной обстановке, во всем комплексе огневой подготовки сотрудников полиции.
Ранее приведенные выводы хорошо показывают необходимость обучения сотрудников ведению боя в динамике. Такие методы существуют (например, комплексные тесты, подвижный стрелковый тир), однако не позволяют полностью воссоздать динамику реального боя. Лучшим решением этого вопроса является использование лазерных тиров, где объекты, по которым ведется стрельба, обладают примитивным «искусственным интеллектом». Но в таких тирах теряется элемент экстремальности ситуации для стрелка, который в большинстве случаев принимает статическое положение для стрельбы.
Объединить два параметра, а именно объекты, по которым ведется огонь, обладающие своим интеллектом, и экстремальные условия ведения боя для сотрудника ОВД, позволяет тренировка с использованием пневматического оружия.
Объектами, по которым будет вестись огонь, выступают сотрудники, которые могут анализировать сложившуюся ситуацию и принимать самостоятельные решения аналогично преступникам в реальной обстановке. Подобные тренировки позволят выработать у сотрудников полиции комплекс знаний, умений и навыков, важных для успешного выполнения оперативно-служебных задач и повышения индивидуальной физической, огневой и тактической выучки. Использование BB шаров вместо холостых патронов позволяет наглядно и осязаемо обозначить попадание в цель. Сотруд-
ники, получившие «ранения», смогут проанализировать свои ошибки и не допустить их уже в реальных условиях огневого контакта. Немаловажно, что пневматическое оружие почти со 100 %-й точностью копирует свои боевые аналоги как по внешнему виду, весу, так и по принципам работы, что повышает у сотрудников чувство реальности происходящего при тренировке. Одной из главных причин снижения точности стрельбы при реальном огневом контакте является экстремальность сложившейся ситуации, формирующая страх. Тренировки с использованием пневматического оружия моделируют реальный огневой контакт при условии эффективного подбора экипировки, что позволит снизить воздействие негативных факторов на точность стрельбы.
По итогам проведенных исследований и в соответствии с полученными показателями можно сделать вывод, что разработанная методика обучения сотрудников полиции по применению огнестрельного оружия несет колоссальный потенциал в совершенствовании их огневой выучки, способствует формированию у сотрудников смелости, решительности и уверенности в своих силах, обеспечивает повышение их психологической готовности к огневому контакту и создает предпосылки для успешного обезвреживания преступника.
Ссылки:
1. Панова О.С.: 1) Организационно-методические аспекты применения физической силы сотрудниками полиции // Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты расследования преступлений : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул, 2016. С. 141-143 ; 2) Основные виды противодействия правонарушителями сотрудникам полиции России // Там же. С. 144-146.
2. Белецкий А.А. Актуальные направления модернизации процесса обучения по дисциплине «Огневая подготовка» курсантов и слушателей системы МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С. 119-123 ; Panova O.S. Basic Ways and Means to Enhance the Functioning of the Regional Systems of Russian Athletes' Training // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, no. 6 S5. P. 35-42.
3. Евглевский Р.О., Трощий О.В. Применение страйкбольного оружия на практических занятиях по тактической подготовке // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : сб. ст. по материалам 71-й науч.-практ. конф. преподавателей по итогам НИР за 2015 г. Краснодар, 2016. С. 444-445.