Научная статья на тему 'Оптимизация педагогических подходов к преподаванию огневой подготовки в процессе профессионального обучения'

Оптимизация педагогических подходов к преподаванию огневой подготовки в процессе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуальный подход / педагогическая работа / эффективная методика обучения / individual approach / pedagogical work / effective learning methods.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворожцов Александр Михайлович, Блудова Инна Николаевна

Целью исследования послужил поиск педагогических подходов к преподаванию огневой подготовки (руководителя стрельб), к формированию у обучающегося навыков в стрельбе из боевого оружия, задачей — подбор оптимальных методов и средств обучения, позволяющих качественно проводить педагогическую работу со слушателями в течение отводимых на обучение 4–6 месяцев. Для этого авторами был проведен педагогический эксперимент по обоснованию использования физических средств обучения при стрельбе из табельного оружия и необходимости применения отдельных педагогических приемов. В качестве испытуемых выступили две группы слушателей, возраст которых составил 22–25 лет. В результате эксперимента на экзаменационных испытаниях в опытной группе получена одна неудовлетворительная оценка (7,69%), в контрольной группе — три неудовлетворительные оценки (27,27%). На основании этого можно сделать вывод, что педагогическая работа руководителя стрельб с обучающимися и применение эффективной методики обучения во время профессиональной подготовки необходимы для качественного обучения умению стрелять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворожцов Александр Михайлович, Блудова Инна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of Pedagogical Approaches to Teaching Marksmanship in Professional Training

The research aims to seek pedagogical approaches used by the firearms instructor (or the commander) for forming learners' skills in firing service weapon, its task being selection of optimal methods and means of learning for effective pedagogical work among the trainees during four-six months of training. To achieve this the authors conducted a pedagogical experiment to prove the necessity of using physical means of training marksmanship and certain pedagogical methods. The respondents included two groups of trainees aged 22 to 25. The experiment showed the following outcomes: the experimental group received one unsatisfactory mark (7,69%), the control group received three unsatisfactory marks (27,27%). The results enable the authors to state that the marksmanship commander's pedagogical work among the trainees and application of effective learning methods during professional training are essential for professional skills in marksmanship.

Текст научной работы на тему «Оптимизация педагогических подходов к преподаванию огневой подготовки в процессе профессионального обучения»

УДК 377 © А. М. Ворожцов, И. Н. Блудова, 2018 DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14013

Оптимизация педагогических подходов к преподаванию огневой подготовки в процессе профессионального обучения

Ворожцов Александр Михайлович \

кандидат социологических наук, доцент кафедры специальной подготовки. E-mail: kis1976@inbox.ru

Блудова Инна Николаевна 2,

старший преподаватель кафедры физической подготовки. E-mail: Kristina.bludova2017@yandex.ru

1 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, 664074, Россия 2 Омская академия МВД России, Омск, 644092, Россия

Аннотация. Целью исследования послужил поиск педагогических подходов к преподаванию огневой подготовки (руководителя стрельб), к формированию у обучающегося навыков в стрельбе из боевого оружия, задачей — подбор оптимальных методов и средств обучения, позволяющих качественно проводить педагогическую работу со слушателями в течение отводимых на обучение 4-6 месяцев. Для этого авторами был проведен педагогический эксперимент по обоснованию использования физических средств обучения при стрельбе из табельного оружия и необходимости применения отдельных педагогических приемов. В качестве испытуемых выступили две группы слушателей, возраст которых составил 22-25 лет. В результате эксперимента на экзаменационных испытаниях в опытной группе получена одна неудовлетворительная оценка (7,69%), в контрольной группе — три неудовлетворительные оценки (27,27%). На основании этого можно сделать вывод, что педагогическая работа руководителя стрельб с обучающимися и применение эффективной методики обучения во время профессиональной подготовки необходимы для качественного обучения умению стрелять.

Ключевые слова: индивидуальный подход; педагогическая работа; эффективная методика обучения.

Для цитирования: Ворожцов А. М, Блудова И. Н. Оптимизация педагогических подходов к преподаванию огневой подготовки в процессе профессионального обучения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4(75). С. 72-77. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14013

Основные положения

1. Огневая подготовка является одним из ведущих направлений профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

2. С каждым сотрудником необходимо проводить индивидуальную педагогическую работу по обучению стрельбе. Поэтому задача руководителя стрельб заключается в определении индивидуального набора оптимальных методов и средств обучения для каждого сотрудника.

Введение. Умение хорошо стрелять всегда было, есть и будет важным качеством, которым должен обладать сотрудник органов внутренних дел [1, с. 3]. Связано это с ежегодно увеличивающимся количеством огневых контактов правоохранителей, в которых гибнут сотни сотрудников ОВД. Однако указанным навыком может похвастаться не каждый сотрудник. Для исправления такого положения следует разработать и внедрить в профессиональную подготовку сотрудников ОВД эффективную методику обучения стрельбе, основанную на педагогической работе преподавателя огневой подготовки.

Занятия по огневой подготовке являются одним из ведущих направлений профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Большая часть из них — это практические занятия, на которых нужно выполнять различные упражнения по стрельбе из ручного стрелкового оружия и совершенствовать действия с оружием с соблюдением мер безопасности. Преподаватели огневой подготовки (руководители стрельб и их помощники) должны организовывать занятия так, чтобы максимальную часть времени обучающиеся работали с оружием и стрелковыми тренажерами. Для эффективности обучения преподавателю надлежит по-

стоянно контролировать действия обучающихся с оружием и при необходимости проводить индивидуальную педагогическую работу [1; 2].

Специфика проведения занятий по огневой подготовке в системе МВД России такова, что в большинстве случаев отсутствует возможность широкого использования принципа индивидуального подхода к слушателям. Занятия по огневой подготовке в период профессиональной подготовки, как правило, проводятся в группах численностью 25-30 человек, при которой руководитель занятия не способен уделить внимание каждому обучающемуся, что может сказаться на успеваемости [3].

На занятиях по огневой подготовке слушателям даются знания, вырабатываются умения и навыки. Как известно, знания — это не только сохраненное в памяти содержание сообщаемого руководителем стрельбы учебного материала, но и понимание его сущности, на основании чего обучающийся может сделать свои обобщения и выводы. Умения — это применение полученных знаний на практике, т. е. сознательное выполнение практических действий с использованием знаний. С ростом тренированности умения переходят в навыки. Навыки — это умения, доведенные до совершенства, когда процесс их выполнения автоматизируется. Навыки могут сформироваться лишь в результате многократных повторений действий с оружием и боеприпасами в процессе выполнения упражнений. Эффективная методика обучения должна помочь обучить максимальное количество слушателей до уровня навыка за 4-6 месяцев.

В настоящее время при обучении слушателей на факультетах профессиональной подготовки руководствуются работами Н. В. Астафьева [4], С. О. Гонюхова

[2], С. Г. Горбенкова [5], Е. Ю. Дьяковой, Н. В. Ковшова, Е. В. Шестопаловой [6], А. А. Хвастунова, В. Г. Колюхова [7], В. А. Торопова [8], И. В. Уракова [9], Ф. И. Жамкова [10] и др. Активно занимаются поиском педагогических подходов к обучающимся следующие авторы: В. М. Жуков, О. Р. Кривошеева, И. В. Руденко [11], А. А. Каримов, В. Н. Константинов [12], Ю. С. Крыжановский [3], С. А. Волостных [13], В. Г. Лупырь [14], Т. С. Купавцев, П. В. Никифоров [15], С. Г. Щеголев [16], Е. С. Щербинин, А. А. Моисеенко [17] и др. Однако до сих пор эффективная методика обучения стрельбе не выработана. Нормативные документы МВД России и имеющиеся методические издания по огневой подготовке не дают четкого представления об этом.

Обучение стрельбе в ОВД основывается на Наставлении по организации огневой подготовки, в котором содержится Курс стрельб, утверждающий упражнения и нормативы, обязательные для выполнения сотрудниками ОВД *. С помощью оружия и упражнений отрабатываются ситуации, имитирующие различные оперативно-служебные задачи, возможные при несении службы сотрудниками МВД. Предусмотрены подготовительные упражнения, подводящие к выполнению основного упражнения, отрабатываются нормативы с оружием и боеприпасами. Методы и средства, используемые при этом, «способствуют созданию специального фундамента для последующего совершенствования в стрельбе, развитию специальных физических качеств: координации, устойчивости, статической выносливости и силы, способствуют более быстрому освоению техники и тактики стрельбы, повышают огневую тренированность обучающихся» [4]. Четко прописаны оценочные критерии по их выполнению. Однако этого недостаточно для получения 100% результата в обучении стрельбе. Кроме того, «сотрудники часто нескоординированы, слабо развиты физически, не знают основ стрельбы, невнимательны к производимым действиям, психологически не готовы применить оружие...» [14]. Поэтому, как правило, часто необходима индивидуальная педагогическая работа руководителей стрельб с обучающимися.

Цель и задача. Целью исследования является оптимизация педагогической работы преподавателя огневой подготовки (руководителя стрельб) во время профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Задача исследования — подбор необходимых методов и средств обучения, позволяющих качественно проводить педагогическую работу со слушателями в течение отводимых на обучение 4-6 месяцев.

Материалы и методы. В качестве методов рекомендуется разделение большой группы (25-30 человек) на подгруппы (12-15 человек) по уровню подготовленности: 1) успешно успевающие; 2) слабо успевающие. Первая группа занимается коллективно, во второй больше внимания уделяется индивидуальной работе с обучающимися. Это необходимо для повышения качества

обучения и концентрации внимания на слабоуспевающих слушателях. Для разделения слушателей по уровню подготовленности на общем начальном этапе подготовки руководителю стрельб целесообразно организовать выполнение упражнения в одиночку, что позволяет сразу увидеть индивидуальные результаты. Как показывает практика, результат в этом случае будет на 15-25% выше, чем при стрельбе всей сменой одновременно (3-5 человек). Связано это с комфортностью при выполнении упражнения. Однако с тренированностью эти цифры уменьшаются — до 5-10%.

Для достижения целей учебного процесса по огневой подготовке необходимо применять следующие группы средств: физические упражнения; мысленные упражнения; технические средства [12]. Результаты выполнения упражнений рекомендуем заносить в разработанный нами журнал «Результаты стрельб и допускаемые ошибки при стрельбе». Используя журнал, можно провести анализ успеваемости, записать допускаемые конкретным слушателем ошибки. Указанный прием позволяет повысить качество обучения за счет напоминания допускаемых ошибок обучающимся и объяснения способов их устранения до момента открытия огня. Положительный эффект этого подтверждают и слушатели. Еще в 60-х гг. прошлого века Л. М. Вайнштейн считал ведение стрелкового дневника обязательным условием тренировочного процесса и залогом его успешности [18, с. 39], однако это касалось стрелков-спортсменов. В нашем случае удобнее вести один общий журнал преподавателю, в котором видны результаты всей группы.

Хорошо зарекомендовали себя и традиционные методы обучения: рассказ, показ, объяснение и многократное повторение выполняемых упражнений. При необходимости один метод можно заменить другим. Функция руководителя стрельб заключается в подборе оптимального метода обучения для конкретного слушателя. При работе с обеими категориями слушателей полезен и метод показа разучиваемого действия или упражнения стрельб, который может быть безупречным или с ошибками. После каждого показа проводится его разбор, для чего стоит привлекать наиболее подготовленных слушателей или делать это лично перед выполнением упражнения. К сожалению, не все руководители стрельб используют данный метод. Действия, показанные четко, правильно и красиво, производят на обучающихся сильное впечатление и вызывают желание их повторить, а показ ошибок позволяет их не допускать.

Основываясь на имеющемся методическом материале, который подтверждается личным опытом, мы сделали вывод, что при работе со слабоуспевающими слушателями на начальном этапе требуется формирование правильного стереотипа движения с развитием определенных групп мышц. Данное суждение подтверждает-

* Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880.

ся и другими авторами: «Для воспитания физических качеств необходимо мышцы обучающегося, непосредственно участвующие в производстве выстрела, развивать на начальном этапе обучения» [19], «на начальных этапах становления спортивного мастерства стрелков основным звеном подготовки является формирование двигательных навыков. В дальнейшем, с ростом спортивного мастерства, возрастает роль физической подготовленности» [10].

Результаты исследования и обсуждение. Нами был проведен педагогический эксперимент по обоснованию использования физических средств обучения при стрельбе из табельного оружия. В качестве испытуемых выступили две группы слушателей (контрольная группа — 11 человек, опытная группа — 13 человек). Возраст 22-25 лет.

В опытной группе при обучении наряду с традиционными применялись средства для развития физических качеств. Для этого использовались следующие упражнения: сжатие-разжатие кистевого экспандера (от 15 до 30 повторений на каждую руку, 2-4 подхода), стойка на кулаках в упоре лежа (в течение 1-2 минут, 2-4 подхода), удержание в вилке, образуемой большим и указательным пальцами, килограммовой гантели после принятия изготовки для стрельбы с одной руки (15 секунд одной рукой, затем другой, 2-3 подхода по 8-12 раз), жонглирование теннисным мячом. Данные и другие упражнения укрепляют лучезапястные суставы. Рекомендуется разучивать их на занятии, а выполнять в период самоподготовки к занятию [19]. В контрольной группе использовались только традиционные методы и средства обучения: теоретическая подготовка, тренировка «вхолостую» и выполнение подготовительных упражнений из пистолета.

На основном этапе эксперимента слушатели обеих групп выполняли одни и те же упражнения курса стрельб согласно тематическому плану и проводили тренировку «вхолостую». Слушатели контрольной группы занимались в составе смен, опытной — в одиночку. При выполнении упражнения всей сменой внимание преподавателя распределяется на всех стрелков и практически отсутствует индивидуальная работа. Преимущественно контролируется соблюдение мер безопасности и отсутствие грубых ошибок стреляющих. При стрельбе в одиночку проводится индивидуальная педагогическая работа. Далее следует разбор результатов стрельб на рубеже осмотра мишеней, который организуется так, чтобы этот комментарий слышала вся смена стреляющих, учитывала чужие ошибки и делала выводы. В конце занятия подводятся его итоги и указываются наиболее характерные ошибки, а также способы их недопущения. Параллельно слушатели опытной группы продолжали использовать средства развития физических качеств стрелка. Конечный результат подготовки был подведен на экзамене по огневой подготовке.

На экзамене представители опытной группы продемонстрировали более высокий уровень сформирован-ности навыков стрельбы из табельного оружия. Сред-

ний балл в опытной группе оказался на 12% выше, чем в контрольной. Так, в опытной группе получена одна неудовлетворительная оценка, что составило 7,69%; в контрольной группе — три неудовлетворительные оценки (27,27%). Произведенные расчеты свидетельствуют о достоверном преимуществе опытной группы в сравнении с контрольной. Можно сделать вывод, что применение рассмотренных методов и средств обучения оказало положительное влияние на результаты стрельбы при сдаче экзамена по огневой подготовке.

Вместе с технической и физической подготовкой обучающихся важна и их психологическая готовность к производству выстрела. «.На первоначальном этапе обучения технике стрельбы из пистолета у обучающихся проявляется ряд типичных стрелковых ошибок, исправление которых требует продолжительной индивидуальной работы» [11, с. 59]. В ходе педагогической деятельности руководителя стрельб основными задачами психологической подготовки слушателей являются: преодоление боязни и ожидания выстрела, а также волнения при стрельбе боевыми патронами; тренировка психологической устойчивости [2; 12; 17; 20]. Причем психологическая готовность к стрельбе важна как в сильной, так и в слабо успевающей группах. Первых может подвести излишняя самоуверенность, вторых — боязнь выстрела. Для исключения этого значительный объем психологической подготовки обучающегося должен отводиться саморегуляции и идеомоторной тренировке. Как известно, «стрельба из боевого оружия отличается очень высокой и тонкой координацией действий и большими психическими нагрузками. Поэтому роль и значение ЦНС в данном виде деятельности чрезвычайно возрастает, и психологическая сторона мобилизационной готовности сотрудника является основой построения всех учебно-тренировочных занятий» [8]. Приведем примерный текст идеомоторной тренировки: «Встать лицом к мишени. Извлечь пистолет из кобуры, добиться правильного расположения рукоятки пистолета в руке. Принять изготовку. Пистолет держать все время в направлении стрельбы. По команде „Заряжай!" зарядить пистолет. Доложить о готовности к стрельбе. По команде „Огонь!" разогнуть правую руку, левой рукой поддерживать руку с оружием. Положить первую фалангу указательного пальца на спусковой крючок, сохраняя зазор между пальцем и рукояткой оружия. Проверить тонус мышц, удерживающих пистолет. Навести оружие в цель, совместить ровную мушку с районом прицеливания и, не дожидаясь их устойчивого положения, начать обработку спуска и задержку дыхания. Добиваясь согласованности нажатия на спусковой крючок с прицеливанием, все внимание сосредоточить на удержании ровной мушки, воздействуя на спусковой крючок, пока не произойдет выстрел. После выстрела навести оружие в район прицеливания, удерживая ровную мушку 2-3 секунды, провести его анализ. Во время паузы проверить хват пистолета, если есть необходимость — поправить его. Продолжать стрельбу, последовательно выполняя предыдущие пункты» [8].

Для тренировки психологической устойчивости обучающихся целесообразно создавать соответствующую атмосферу психоэмоционального напряжения на занятии. Приступать к этому необходимо лишь после освоения элементов выстрела и получения устойчивых результатов. Для этого проводить занятия в форме соревнования, решения определенных задач, при выполнении упражнения по стрельбе произносить заученные фразы (например: «Стой! Полиция. Сержант полиции Иванов. Положить оружие и прекратить противоправные действия» и др.), приглашать на занятия непосредственных начальников и руководителей, производить замену руководителей стрельб. Небольшие стрессы психологически закаляют слушателей и подготавливают к контрольным стрельбам. Как показывает практика, через несколько подобных занятий слушатели привыкают к психоэмоциональной нагрузке и показывают свои обычные результаты в стрельбе и даже выше.

Чтобы проведенное занятие осталось в памяти у обучающихся, в заключительной части руководитель стрельб обязан подвести итоги, рассказать о выполнении учебных целей; объявить индивидуальные результаты, похвалить лучших. Слабо успевающих слушателей рекомендуется подбодрить за правильное выполнение какого-либо элемента выстрела. Отметить, что необходимо сделать для устранения выявленных недостатков, и подчеркнуть достигнутые результаты стрельбы группы в целом. Для закрепления полученных знаний и навыков руководитель стрельб дает задание на самоподготовку. Желательно, чтобы слабо успевающие получили индивидуальные задания (по выработке чувства времени, по заучиванию идео-моторной тренировки стрелка, развитию силовой выносливости и др.). Возможна подготовка докладов по приемам и правилам стрельбы.

При работе со слабо успевающей подгруппой руководителю стрельб необходимо психологически поддерживать обучающихся и вселять в них уверенность по умению поражать мишень. Для этого при выполнении упражнений можно выделять небольшие задачи или сокращать требования критериев оценки. Это важно, так как в начальный период обучения на обучающихся воздействует нервозность, связанная со стрельбой из боевого оружия. В дальнейшем надлежит оценивать в соответствии с оценочными критериями упражнения. Для сильной подгруппы, наоборот, можно усложнять и добавлять новые элементы в упражнения. «...На занятиях практиковать индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Отстающие не должны задерживать успевающих, а успевающие должны помочь отстающим, для чего последние привлекаются на занятиях к работе в качестве помощников руководителя стрельб.» [10, с. 7]. К сожалению, сказанное не находит отражения в нормативных документах МВД. Проводимая педагогическая работа и умение руководителя стрельб дифференцированно подходить к оценке результатов в стрельбе позволяют быстрее справиться с волнением стреляющему и достичь нужного результата. Напоминание о внима-

тельном отношении к каждому элементу выстрела или похвала за правильно выполненное действие также будут вселять уверенность в действия обучающихся. Вследствие применения такого педагогического подхода уже на следующем занятии обучающийся качественнее выполняет упражнение и, как правило, через 2-3 занятия поражает мишень в соответствии с оценочными критериями [21, с. 23].

Заключение. Эффективная педагогическая работа руководителя стрельб во время профессиональной подготовки необходима для скорейшего обучения стрельбе. Без нее обучение может затянуться на неопределенный срок. Только индивидуальная работа с обучающимися и использование различных средств и методов обучения позволяют добиться высокого результата в обучении стрельбе. На основе проведенного эксперимента, а также опыта практического обучения нами были сформулированы некоторые рекомендации руководителям стрельб по формированию эффективной методики обучения стрельбе на начальном этапе профессиональной подготовки.

1. Обязательное выполнение руководителем стрельб или назначенным слушателем образцового показа всех новых действий и упражнений с последующим их разбором.

2. Использование руководителем стрельб на занятиях специального журнала «Результаты стрельб и допускаемые ошибки при стрельбе».

3. На начальном этапе профессиональной подготовки руководителю стрельб необходимо находиться рядом (за спиной примерно на расстоянии вытянутой руки) с обучающимся. Оказывать ему методическую помощь и моральную поддержку, подсказывать и проводить индивидуальную работу.

4. Оценивать не только результаты стрельбы по оценочным критериям, но и правильные технические действия обучающегося.

5. Для развития физических качеств стрелка можно порекомендовать использование предложенных нами и В. Гутом [19] упражнений: сжатие-разжатие кистевого экспандера, стойку на кулаках (отжимания) в упоре лежа, удержание в вилке, образованной большим и указательным пальцами, килограммовой гантели, жонглирование теннисным мячом и др.

6. В начальный период обучения интенсивно использовать учебное оружие «вхолостую» и тренажер по отработке правильного нажатия на спусковой крючок для выработки мышечной памяти (другие подобные тренажеры и утяжелители).

Результаты проведенного эксперимента и исследовательской работы могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки по должности «Полицейский» в образовательных организациях МВД России. Применение предложенных нами методов и средств на занятиях поможет улучшить индивидуальную педагогическую работу руководителя стрельб и составить эффективную методику обучения огневой подготовке в период профессиональной подготовки.

Список литературы

1. Ворожцов А. М., Ненашев Л. Н., Антипин А. А. Приемы и правила стрельбы из пистолета : учеб.-метод. пособие. Иркутск, 2016. 66 с.

2. Гонюхов С. О. Защита и нападение. Красноярск, 1993. 114 с.

3. Крыжановский Ю. С. Особенности методики обучения в группе стрельбе из пистолета в ограниченное время сотрудников полиции, имеющих различный уровень подготовки : учеб.-метод. пособие. Домодедово, 2011. 80 с.

4. Астафьев Н. В. Изготовки к стрельбе из пистолета и обращение с ним при выполнении оперативно-служебных задач сотрудниками правоохранительных органов : учеб. пособие. М., 2004. 104 с.

5. Горбенков С. Г. Методика огневой подготовки слушателей учебных заведений МВД России : дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 203 с.

6. Щипин А. И., Ковшов Н. В., Шестопалова Е. В., Дьякова Е. Ю. Огневая подготовка в органах внутренних дел : учеб.-метод. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2005. 238 с.

7. Колюхов В. Г., Хвастунов А. А. Основы первоначального обучения стрельбе из боевого пистолета : учеб. пособие. Курск, 1999. 282 с.

8. Торопов В. А. Огневая подготовка : учебник. СПб., 2000. 368 с.

9. Ураков И. В. Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России (Педагогический аспект) : дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 245 с.

10. Жамков Ф. И. Начальная подготовка стрелка-спортсмена. М., 1989. 47 с.

11. Жуков В. М., Руденко И. В., Кривошеева О. Р. Ошибки и коррекция негативных психологических состояний сотрудников ОВД в период формирования навыка стрельбы из пистолета // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3(66). С. 59-62.

12. Каримов А. А., Константинов В. Н. Внедрение методики практической стрельбы в учебно-тренировочный процесс огневой подготовки : учеб. пособие. Иркутск, 2014. 120 с.

13. Волостных С. А. Контроль как основной элемент обеспечения безопасности сотрудника полиции при досмотре помещений : учеб.-практ. пособие. Домодедово, 2016. 101 с.

14. Лупырь В. Г. Педагогические технологии в боевой подготовке обучающихся // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 3(34). С. 15-18.

15. Купавцев Т. С., Моисеенко А. А., Никифоров П. В., Семенов В. В. Огневая подготовка сотрудников органов внутренних дел : учеб.-метод. пособие. Барнаул, 2014. 342 с.

16. Шестопалова Е. В., Щеголев С. Г. Обучение стрельбе из стрелкового оружия : учеб.-метод. пособие. М., 2009. 272 с.

17. Щербинин Е. С., Моисеенко А. А. Методические приемы обучения участковых уполномоченных полиции применению оружия в условиях внезапно изменяющейся обстановки // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 2(33). С. 208-209.

18. Вайнштейн Л. М. Основы стрелкового мастерства. М., 1960. 232 с.

19. Пельж З., Гут В. Общефизическая подготовка стрелков : метод. пособие. Львов, 2014. 59 с.

20. Галкин В. Н. Совершенствование методики преподавания огневой подготовки в вузах МВД России // Проблемы оптимизации подготовки сотрудников ОВД, курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД к служебной деятельности. Волгоград, 2017. С. 26-29.

21. Ворожцов А. М. Некоторые вопросы методики обучения огневой подготовке // Проблемы оптимизации подготовки сотрудников ОВД, курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД к служебной деятельности. Волгоград, 2017. С. 21-26.

Поступила 03.04.2018

UDC377

Optimization of Pedagogical Approaches to Teaching Marksmanship

in Professional Training

Alexandr M. Vorozhtsov

Candidate of Sciences (Sociology), Associate-professor at the department of Special Training. E-mail: kis1976@inbox.ru

Inna N. Bludova 2,

senior lecturer at the department of Physical Education. E-mail: Kristina.bludova2017@yandex.ru

1 East-Sberian Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, Irkutsk, 664074, Russia 2 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Omsk, 644092, Russia

The research aims to seek pedagogical approaches used by the firearms instructor (or the commander) for forming learners' skills in firing service weapon, its task being selection of optimal methods and means of learning for effective pedagogical work among the trainees during four-six months of training. To achieve this the authors conducted a pedagogical experiment to prove the necessity of using physical means of training marksmanship and certain pedagogical methods. The respondents included two groups of trainees aged 22 to 25. The experiment showed the following outcomes: the experimental group received one unsatisfactory mark (7,69%), the control group received three unsatisfactory marks (27,27%). The results enable the authors to state that the marksmanship commander's pedagogical work among the trainees and application of effective learning methods during professional training are essential for professional skills in marksmanship.

Keywords: individual approach; pedagogical work; effective learning methods.

Citation: Vorozhtsov A. M., Bludova I. N. Optimization of Pedagogical Approaches to Teaching Marksmanship in Professional Training. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(75). 2018.

P 72-77. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14013

References

1. Vorozhtsov A. M., Nenashev L. N., Antipin A. A. Methods and Rules of Firing a Handgun. Irkutsk, 2016. 66 p. (In Russ.)

2. Gonyukhov S. O. Defence and Offence. Krasnoyarsk, 1993. 114 p. (In Russ.)

3. Kryzhanovsky Yu. S. Peculiarities of Teaching Handgun Marksmanship in Group in Short Time with Police Officers with Different Competence Level. Domodedovo, 2011. 80 p. (In Russ.)

4. Astafyev N. V. Ready to Fire a Handgun and Law Enforcement Officers' Handling it when Performing Operative Tasks. Moscow, 2004. 104 p. (In Russ.)

5. Gorbenkov S. G. Methodics of Firearms Training at the Russian MIA Educational Institutions. Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Moscow, 1997. 203 p. (In Russ.)

6. Schipin A. I., Kovshov N. V., Shestopalova E. V., Dyakova E. Yu. Firearms Training in Law Enforcement agencies. 2nd edition. Moscow, 2005. 238 p. (In Russ.)

7. Kolyukhov V. G., Khvastunov A. A. Fundamentals of Initial Firing a Service Handgun. Kursk, 1999. 282 p. (In Russ.)

8. Toropov V. A. Firearms Training. St Petersburg, 2000. 368 p. (In Russ.)

9. Urakov I. V. Improvement of Cadets' and Trainees' Firearms Training at the Russian MIA Educational Institutions. (Pedagogical Aspect). Candidate of Sciences (in Pedagogy) dissertation. Moscow, 2003. 245 p. (In Russ.)

10. Zhamkov F. I. Basis Training of a Marksman. Moscow, 1989. 47 p. (In Russ.)

11. Zhukov V. M., Rudenko I. V., Krivosheeva O.R. Mistakes and Correction of Negative Psychological Conditions of Law Enforcement Officers at the stage of Developing their Handgun Skills. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(66). 2016. Pp. 59-62. (In Russ.)

12. Karimov A. A., Konstantinov V. N. Introduction of Methodics of Practical Marksmanship into the Learning Process of Firearms Training. Irkutsk, 2014. 120 p. (In Russ.)

13. Volostnykh S. A. Control as the Main Element of Police Officer's Security when Searching Premises. Domodedovo, 2016. 101 p. (In Russ.)

14. Lupyr V. G. Pedagogical Technologies in Cadets' Combat Training. Psychopedagogy in Law Enforcement. No.3(34). 2008. Pp. 15-18. (In Russ.)

15. Kupavtsev T. S., Moiseenko A. A., Nikiforov P. V., Semenov V. V. Law Enforcement Officers' Firearms Training. Barnaul, 2014. 342 p. (In Russ.)

16. Shestopalova E. V., Schegolev S. G. Mastering Small Arms. Moscow, 2009. 272 p. (In Russ.)

17. Scherbinin E. S., Moiseenko A. A. Methods of Teaching District Police Officers' Mastering Weapon in Changing Conditions. Bulletin of Barnaul Law Institute of the Russian MIA. No. 2(33). 2017. Pp. 208-209. (In Russ.)

18. Vainstein L. M. Basic Marksmanship. Moscow, 1960. 232 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Relzh Z., Gut V. Marksmen General Physical Fitness. Lviv, 2014. 59 p.

20. Galkin V. N. Advanced methods of Firearms Training at the Russian MIA Educational Institutions. Problems of Optimization of Law Enforcement Officers', Cadets' and Trainees' Proficiency in Service. Volgograd, 2017. Pp. 26-29. (In Russ.)

21. Vorozhtsov A. M. Some Issues of Firearms' Training Methods. Problems of Optimization of Law Enforcement Officers', Cadets' and Trainees' Proficiency in Service. Volgograd, 2017. Pp. 21-26. (In Russ.)

Submitted 03.04.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.