УДК:378
Промышленность Санкт-Петербурга: история, проблемы и перспективы развития
Канд. экон. наук Летюхин Иван Дмитриевич [email protected] Санкт-Петербургский филиал Национального Исследовательского Университета
«Высшая Школа Экономики» 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/2, каб. 111
В данной статье описывается история развития промышленности Санкт-Петербурга, ее современное состояние и роль в экономике города. Рассматриваются отраслевые особенности городской индустрии в ретроспективе и на современном этапе, предлагается оценка инвестиционной привлекательности отдельных отраслей в городе. Рассматривается ситуация на крупнейших предприятиях Петербурга, определяется их устойчивость к изменениям различных факторов внешней среды, оценивается влияние изменения этих факторов на возможность привлечения предприятиями инвестиций; параллельно выделяются отрасли промышленности, на развитие которых в городе следовало бы обратить особое внимание. Анализируется ситуация с занятостью на предприятиях Санкт-Петербурга, ее динамика и взаимосвязь с изменениями в структуре инвестиций в городскую промышленность. Проводится разбор существующих городских программ, регламентирующих развитие промышленности и предлагаются меры, позволяющие дополнить соответствующие городские программы.
Ключевые слова: промышленность. промышленность Санкт-Петербурга, история промышленности, инвестиции, стратегия развития Санкт-Петербурга.
The industry of Saint-Petersburg; history, problems and prospects of development
Ph.D. Letyukhin I.D. [email protected] School of Economics, City of Saint-Petersburg (HSE - Saint Petersburg), 193171, 55/2, SedovaStreet, St. Petersburg, Russia, room 111
This article describes the history of development of industry of St. Petersburg, her modern status and role on the economy of the city. The features of different branches of industry of the city was examined in historical phase and in our time, evaluation of investment attractiveness of branches of city industry proposed. The status of the largest enterprises of St. Petersburg explored, their resistance to changes of different factors of external environment is determined. The employment at the enterprises of Saint-Petersburg analyzed, and considered their relationship with changes in the structure of investments in city industry Analysis of existed regional programs is presented, and and proposes measures to complement the relevant regional programs.
Keywords:Industry. industry of St. Petersburg, the history of industry, investment, strategy of development of St. Petersburg
В настоящий момент Санкт-Петербург является одним из важнейших экономических центров России. Экономика города базируется в основном на промышленности и туризме. По уровню валового
регионального продукта город находится в числе лидеров среди регионов России. Бюджет Петербурга также является одним из крупнейших среди регионов России[ 1 ].
В то же время, несмотря на относительное благополучие, сейчас можно говорить о кризисе в развитии Санкт-Петербурга. Целый ряд решений, принятых городской властью в 2000-е годы в расчете на дополнительное пополнение бюджета, не только не решили экономических проблем города, но породили целый ряд новых проблем. Среди них, в частности, крайне дорогое жилье, массированный приток мигрантов, потребность которых возникает из-за низкой производительности труда в строительстве и на городских предприятиях, создание в Петербурге предприятий, размещение которых не является рациональным и т.д.
Исторический обзор промышленности Санкт-Петербурга
Исторически Санкт-Петербург формировался как торговый и промышленный центр. Первое иностранное торговое судно пришло в город уже в 1703 году всего через месяц после основания города. Промышленность же начала развиваться благодаря Северной войне: для борьбы со шведами требовался флот на Балтийском море. Уже в 1704 году на левом берегу Невы была заложена Адмиралтейская верфь, вокруг которой стали быстро строиться различные производства, обеспечивающие ее функционирование. В 1710 году появились Галерный двор и Партикулярная верфь, в 1711 - Литейный двор, производивший артиллерийские орудия, в 1715 - пороховые заводы на Охте.
Первой отраслью гражданской промышленности, появившейся в Петербурге, стало производство строительных материалов. Насаждение каменного строительства, проводимое Петром I, повлекло за собой появление целого ряда кирпичных заводов в самом городе и его окрестностях, а также способствовало освоению месторождений строительного камня.
В первой половине XVIII века в Петербурге было уже около 20 металлообрабатывающих производств и порядка 60 предприятий легкой промышленности и смежных с ней отраслей. В то же время в городе появились и принципиально новые для России производства - стеклодувное и фарфоровое. Последнее было создано выдающимся русским ученым Михаилом Ломоносовым.
Вплоть до середины XIX века большинство крупных предприятий Петербурга были казенными. Особенно это было заметно в сфере металлообработки, где в частных руках был только чугунолитейный завод Чарльза Берда.
Новый этап активного развития промышленности Петербурга начался с 1840-1850-х гг. В этот период на первый план кратковременно вышло текстильное производство, но уже во второй половине XIX века город вернулся к своей исторической специализации: среди вновь создаваемых предприятий стали снова преобладать металлообрабатывающие и машиностроительные заводы. Создавались они как за счет отечественного, так и иностранного капитала. Роль промышленности Петербурга в этот момент была особенно высокой: во второй половине XIX века город давал до 70% продукции машиностроения, выпускавшейся в стране. К началу Первой Мировой войны в городе производилось 70% российской электротехники и примерно 25% машин и оборудования. В 1913 году в городе работало свыше тысячи крупных и средних предприятий.
Индустриализация в период с 1917 по 1941 год смогла добавить сравнительно немного новых предприятий. Промышленность города к этому моменту практически сформировалась, развитие ее велось в основном за счет модернизации существующих производств. Единственной отраслью, в которой были созданы принципиально новые предприятия, стала пищевая. После революции и последовавшей за ней национализации 1918 года в городе исчез целый ряд небольших пищевых производств. Им на смену пришли новые крупные предприятия (крупные хлебозаводы, мясокомбинат «Самсон» и т.д.)
После Великой Отечественной войны в городе также появилось немного новых предприятий. Основные изменения в городской промышленности происходили за счет реорганизаций. В начале 60-х в Ленинграде возникли первые производственные объединения, чуть позднее появились научно-производственные объединения на базе научно-исследовательских институтов.
В начале 1980-х город и область давали более 3% промышленной продукции страны. На их долю приходилось 52% производства турбин и генераторов, 26% полиграфического оборудования, 12% кузнечно-прессовых машин, 11% приборов и средств автоматизации, 50% фотоаппаратов, 20% пылесосов, 7% часов, 5% кожаной обуви.
К началу 90-х годов машиностроение и металлообработка давали 52,7% объема промышленной продукции города, пищевая промышленность - 13,3%, электроэнергетика - 1,9%, легкая промышленность - 15,5%. Продукция ленинградской промышленности в значительной своей части шла на экспорт. 90% промышленного экспорта города отправлялась в социалистические страны в рамках реализации Комплексной программы экономической интеграции стран - членов СЭВ. При этом 70% поставок в страны Совета Экономической Взаимопомощи составляла продукция машиностроения: турбины и турбогенераторы, оборудование для электростанций, портальные и мостовые краны, дизели, тракторы, станки, приборы, фото- и киноаппаратура[2].
Резкие изменения в экономике Санкт-Петербурга произошли после распада СССР в 1991 году. С одной стороны, резко сократился оборонный заказ, что привело к сокращению объемов производства в традиционных для города отраслях промышленности, с другой стороны - получил развитие малый и средний бизнес, стала постепенно набирать обороты туристическая индустрия, возникли новые производства, в том числе и с участием иностранного капитала.
Сегодня Санкт-Петербург - один из крупнейших промышленных центров России. По объему отгруженных товаров и услуг обрабатывающих производств город занимает второе место среди других регионов, обеспечивая 8,5% от общего объема продукции по стране. Промышленность - основа экономики Санкт-Петербурга и главный источник формирования доходов бюджета[3] (рис.1).
Рис.1. Доля налоговых платежей в общем объеме поступлений по Санкт-Петербургу в 2013 году
Промышленное производство в городе осуществляют более 730 крупных и средних предприятий, часть из которых входит в число крупнейших предприятий России. На долю крупных и средних
Современное состояние промышленности Санкт-Петербурга
Доля налоговых платежей в общем объеме поступлений по Санкт-Петербургу в 2013 году
□ Прочие поступления
предприятий приходится свыше 90% всей промышленной продукции и почти 75% численности работников отрасли. Хозяйственную деятельность в сфере промышленности также осуществляют более 21 тыс. малых предприятий.
Как уже говорилось ранее, исторически ведущими отраслями промышленности Санкт-Петербурга были машиностроение (особенно судостроение, станкостроение, энергомашиностроение), приборостроение, электронное и радиотехническое производство. Значительное количество предприятий работало на нужды военно-промышленного комплекса. При этом характерной особенностью промышленности города являлся высокий уровень концентрации производства, что было обусловлено наличием в городе целого ряда крупных предприятий[4]
Развал Советского Союза достаточно сильно изменил структуру петербургской промышленности. Сократился оборонный заказ, изменился спрос и на гражданскую продукцию, что привело к исчезновению одних отраслей и изменению структуры производства в других: так, в городе практически перестали выпускаться металлорежущие станки. Тенденция к исчезновению старых предприятий не исчезла и в 2000-2010-е годы. Изменились причины, которые способствовали этому. Так, в 2011 году остановилось производство трамваев и вагонов метро на «Вагонмаше», прежде являвшемся единственным поставщиком соответствующих транспортных средств для Санкт -Петербурга. Прекращению производства поспособствовал только один фактор - нерациональные действия менеджмента[5].
В то же время в городе продолжили формироваться новые отрасли промышленности. В 2000-е годы в Петербурге были построены пять автомобильных заводов, началось производство ряда комплектующих для этих предприятий.
Второй отраслью, создаваемой в городе практически с нуля, является фармацевтическая. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге реализуется ряд проектов по созданию фармацевтических производств, в том числе таких крупных отечественных компаний, как «Биокад», «Герофарм», «Вертекс». В ближайшее время будет построен завод швейцарской фирмы «Новартис».
В результате рост производства в Санкт-Петербурге в период 2008-2013 годов был обеспечен прежде всего за счет реализации крупных инвестиционных проектов. В металлургии в этот период существенно расширилось производство и возросли объемы выпуска чугунных и стальных труб, стального проката (ОАО «Ижорский трубный завод», обособленное подразделение Листопрокатный цех № 3 ОАО «Северсталь»), получила развитие новая для Санкт-Петербурга отрасль -автомобилестроение, с 2008 года налажено серийное производство бытовой техники в ООО «БСХ Бытовые приборы».
Также по сравнению с докризисным периодом значительно увеличился выпуск энергооборудования (ОАО «Силовые машины»), подъемно-транспортного оборудования (Санкт-Петербургский филиал ООО «ОТИС лифт»), производство полупроводниковых элементов и приборов (ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника»).
В 2012 году отгрузки продукции распределялись по отраслям следующим образом:
В то же время, несмотря на наблюдающийся в городе рост производства, численность занятых в городской промышленности перестала расти в 2010 году и по состоянию на 2012 год составила 345 тысяч человек (таблица 1)[7].
6,3%2%
□ Обрабатывающие производства
□ Производство и распределение электроэнергии, га за и воды
□ Добыча полезных ископаемых
Рис.2 Структура объема отгруженной продукции в промышленности Санкт-Петербурга в 2012 году (в % к итогу по промышленности)[6]
Таблица 1.
Численность занятых в промышленности Санкт-Петербурга и количество свободных вакансий
Год Численность занятых в промышленности, тысяч человек % от общего числа работников Количество вакансий на конец года % от общего числа занятых
2008 404,8 19,7 7444 1,8
2009 357,9 17,9 6864 1,9
2010 345,1 17,1 6348 1,8
2011 346,7 17,1 6928 2,0
2012 345,4 17,1 н.д. н.д.
Численность работников так и не восстановилась с момента кризиса 2008 года. Количество вакантных рабочих мест в промышленности Санкт-Петербурга при этом сохраняется примерно на одном уровне. Можно предположить, что в промышленности Петербурга возросла производительность труда, но это не подтверждается структурой инвестиций в основной капитал, рассмотренной ниже.
Отраслевые особенности промышленности Санкт-Петербурга
Чтобы перейти к рассмотрению отдельных отраслей, играющих наибольшую роль в экономике Санкт-Петербурга, проанализируем отраслевую структуру инвестиций предприятий города в основной капитал, представленную в таблице 2[8].
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций по видам экономической
деятельности за 1 полугодие 2014 года
Использован о, млн. руб. В % к январю-июню 2013 В % к общему объему инвестиций
Всего: 124 289 125,3 100
Из них обрабатывающие производства: 25847 106,3 20,8
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 6 096 114,9 4,9
текстильное и швейное производство 1020 149,4 0,8
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 6 101,2 0,0
обработка древесины и производство изделий из дерева 147 111,5 0,1
целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 290 1,5 р. 0,2
химическое производство 827 72,9 1,1
производство резиновых и пластмассовых изделий 115 71,1 0,2
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 540 70,2 0,8
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 1236 63,7 2,0
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 3219 101,1 3,2
производство транспортных средств и оборудования 9577 111,6 8,7
прочие производства 289 86,6 0,3
другие производства (производство машин и оборудования, производство нефтепродуктов) 2485 130,6 1,9
Наиболее крупные инвестиции в 2012 году осуществили следующие предприятия [9]:
1. В производстве машин и оборудования:
1.1. ОАО «Силовые машины»
1.2. ОАО ГОЗ «Обуховский завод»
1.3. ООО БСХ «Бытовые Приборы»
2. В производстве транспортных средств и оборудования:
2.1. ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС»
2.2. ООО «Дженерал Моторз Авто»
2.3. ООО «Тойота Мануфэкчуринг Россия»
2.4. СПб ОАО «Красный Октябрь»
2.5. ОАО «Климов»
3. В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования
3.1. ОАО «Завод радиотехнического оборудования»
4. В металлургии производстве готовых металлических изделий:
4.1. ООО «ОМЗ -С пецсталь»
4.2. ЗАО «Ижорский трубный завод»
4.3. ОАО «Ижорские заводы»
5. В пищевой промышленности:
5.1. ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
5.2. Филиал ООО «Пивоварни «Хейнекен» ОПХ в Санкт-Петербурге»
Как можно видеть, основная часть инвестиций пришлась на вновь созданные предприятия, преимущественно принадлежащие зарубежному капиталу. Одна из немногих отраслей, где развитие идет в основном за счет модернизации давно существующих предприятий - это пищевая промышленность. В сфере металлургии и готовых металлических изделий только предприятия, входящие в группы ОМЗ и «Северсталь», ведут активную инвестиционную деятельность. Стоит отметить, что развитие значительной части давно существующих предприятий ведется за счет государственных инвестиций или поступлений от государственного заказа.
При этом развитие традиционной для города судостроительной отрасли сейчас практически не ведется. Основная проблема здесь - отсутствие четкой стратегии развития судостроительной промышленности в регионе, несмотря на внесение данной отрасли в список приоритетных. Планы строительства верфи в Кронштадте на замену «Адмиралтейским верфям», которые до сих пор не осуществились, доведение до банкротства «Балтийского завода» в 2011 году, ликвидация вошедшего в состав ОСК Кронштадтского морского завода - вот далеко не полный список действий, подтверждающих это.
Еще одной проблемой петербургского судостроения является то, что сейчас снова наметилась тенденция на его переориентацию на выпуск военной продукции. Так, основной продукцией «Адмиралтейских верфей» сейчас снова стали подводные лодки, вытеснив производившиеся ранее танкеры.
Предприятие строит дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 для Черноморского флота. По контракту до 2016 года флот должен получить шесть лодок этого проекта. Три лодки в данный момент спущены на воду, еще три - достраиваются[10].
Лодка спроектирована центральным конструкторским бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин». В его основе - разработка того же «Рубина» 1970-х годов - лодка, получившая название «Варшавянка», поскольку создавалась для экспорта в страны Варшавского договора.
Кроме того, в 2013 году Адмиралтейские верфи возобновили строительство двух дизель-электрических подводных лодок проекта 677. Их корпуса были заложены в первом десятилетии XXI века, однако затем работы заморозили. По информации Адмиралтейских верфей, около двух месяцев назад Минобороны РФ подтвердило намерение подписать с предприятием контракт на достройку этих лодок.
Подводные лодки экспортной модификации этого же проекта Адмиралтейские верфи изготавливают по межгосударственному контракту с Вьетнамом. Для зарубежного заказчика предприятие должно построить шесть лодок до 2018 года, четыре уже находятся в работе [11].
Схожим образом дела обстоят и на других судостроительных заводах. «Северная верфь» сейчас занята строительством надводных военных кораблей, Средне-Невский судостроительный завод -тральщиков.
В результате судостроительная промышленность Санкт-Петербурга вновь попадает в опасную зависимость от государственного оборонного заказа, который в свою очередь зависим от цен на экспортируемые природные ресурсы. В случае падения их экспорта или резкого снижения цен на них это чревато остановкой работы всех петербургских верфей.
В 2012 году Петербург сохранил первое место в России по количеству малых предприятий на 100 тыс. человек. Общее их количество увеличилось до 360 тыс. За прошлый год на 28% выросли и поступления в городской бюджет от малого бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения и по системе единого налога на вмененный доход. Свыше 4 млрд рублей город получил от выкупа малым и средним бизнесом объектов недвижимости и земельных участков [12].
Исходя из вышесказанного промышленность Санкт-Петербурга можно поделить на три основные группы. К флагманам можно отнести производство машин и оборудования, пищевую промышленность, химическую и фармацевтическую промышленность, металлургию и производство готовых металлических изделий, производство транспортных средств и оборудования. Предприятия указанных отраслей развиваются достаточно активно, основная часть инвестиций сейчас достается им.
При этом устойчивость предприятий в указанных отраслях в условиях спада в российской экономике различается достаточно сильно. В наилучшем положении находится пищевая промышленность, спрос на продукцию которой будет сохранятся вне зависимости от экономической ситуации в стране. Несколько сложнее ситуация в химико-фармацевтической отрасли: создаваемые там предприятия пока находятся в процессе становления; резкое изменение условий может быть губительно для них. Наименее устойчивы предприятия, связанные с государственным оборонным заказом, а также с производством потребительских товаров длительного пользования.
Металлургия и производство готовых металлических изделий, равно как и производство машин и оборудования, находится между этими полюсами. С одной стороны, эти предприятия достаточно сильно зависят от общего состояния экономики страны и бюджетного финансирования крупных проектов, с другой стороны, производство на них достаточно инерционно. Портфели заказов предприятий, аналогичных «Силовым машинам, зачастую формируются на 4-5 лет вперед, что позволяет сгладить последствия проблем в экономике страны.
Из значимых отраслей к «середнякам» также можно отнести производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Особенностью данной отрасли в Петербурге является то, что в нее инвестируется сравнительно немного средств. Как уже упоминалось выше, Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам среди осуществивших крупные инвестиции был отмечен только переезжающий на новую площадку «Завод радиотехнического оборудования». При этом в указанной отрасли за последние 20 лет практически не создавалось новых предприятий.
Для производителей электронного и оптического оборудования характерной чертой является значительные объемы производства продукции для нужд обороны, что опять-таки делает их уязвимыми перед резким сокращением бюджетных расходов.
В сфере производства электротехнической продукции дела обстоят несколько лучше, потому что основные предприятия там работают на рынке В2В. Но устойчивость их к падению объема заказов ниже, чем, например, у «Силовых машин», за счет более короткого производственного цикла. При этом проблемы этой группы предприятий не носят системного характера, в отличие от производства электроники, на котором, в дополнение к отставанию, сложившемуся в советский период, сказалось хроническое недоинвестирование в последние 20 лет.
К «середнякам» можно отнести и такую специфическую отрасль, как полиграфическую. В ней присутствуют как крупные предприятия, так и множество небольших типографий и издательств. Характерной чертой данной отрасли является достаточно высокая конкуренция, что обусловлено сравнительно низкими входными барьерами. Прорыва от данной отрасли ожидать не следует, но и серьезных проблем в ней быть не должно.
В Санкт -Петербурге сейчас остались две отрасли, находящихся под угрозой полного исчезновения. Это текстильное производство и производство кожи и изделий из кожи. Как уже говорилось ранее, в советское время эти отрасли занимали видное место в промышленности Ленинграда. После распада СССР часть текстильных, швейных и обувных фабрик города закрылась. В результате в обувной промышленности сейчас успешно функционирует только фабрика «Скороход». Что касается швейных предприятий, то в этой сфере наблюдается тенденция по выводу производств из города. Так, «БТК групп» предпочло перевести часть своего производства в Псковскую область, где затраты на рабочую силу ниже. Кроме того, «БТК групп» не менее предприятий тяжелых отраслей зависит от госзаказа — в 2012 году компания была назначена единственным поставщиком вещевого имущества для Вооруженных Сил РФ [13].
Согласно статистике, текстильные предприятия получают определенный объем инвестиций, но он не слишком велик. Скорее всего, эти предприятия в перспективе также будут выведены из города.
Основные проблемы промышленности Петербурга
В целом, ситуация с развитием промышленности Санкт-Петербурга является отражением ситуации с промышленностью на всей территории России. Неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие доступа к недорогим кредитам, не всегда оправданные ограничения со стороны государственных органов - вот далеко не полный перечень проблем, тормозящих промышленный рост в России.
К сожалению, в 2000-е годы в Санкт-Петербурге не было принято комплексной программы развития промышленности, в которой бы были отображены как перспективы развития существующих предприятий, так и создания новых. В результате промышленность в городе развивалась достаточно хаотично. Новые предприятия создавались без учета ситуации на рынке труда (прежде всего это относится к автомобильным заводам), просчета логистических потоков
У государства отсутствует понимание, какие отрасли городу необходимо развивать и почему. Согласно концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года, «в ближайшие десять лет высокотехнологичная промышленность и связанная с ней научно-исследовательская деятельность станут базовыми отраслями экономики и выступят лидерами экономического роста. Совокупная доля промышленности и обслуживающего его сектора услуг составит 46 %. Доля сектора услуг связанных с исследованиями и разработками увеличится в три раза и составит 5,8%. Ключевыми предприятиями сектора услуг станут предприятия, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (R&D), инжиниринг, технологические
сервисы и наладки, разработку программного обеспечения и другие. Возрастет доля промышленности в ВРП за счет открытия современных производств, а также замещения предприятий традиционных секторов экономики высокотехнологичными производствами в сфере фармацевтики, судостроения, автомобилестроения, информационных технологий, радиологии, энергомашиностроения. Среднегодовой темп прироста промышленного производства составит 6,5-7,7%»[14]. Что касается стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года, то там говорится только о самых общих вещах, без выделения приоритета развития каких-либо отраслей [15].
Несмотря на выделение в качестве одной из приоритетных отраслей автостроения, согласно оценкам экспертов, эта отрасль «не может стать драйвером роста петербургской промышленности. Это всего лишь сборочное производство, а все то, что выходит за рамки сборки, находится за пределами Петербурга. Инвестиции в этой сфере не такие уж и большие, если по-честному посчитать затраты на рекультивацию земель после автопроизводства и суммы налогов, поступающие в бюджет»[16].
Так и осталась не определенной роль государства в поддержке петербургской промышленности. Вопрос о том, необходимо ли инвестировать в индустрию региона государству, остается открытым. Со стороны промышленников по-прежнему звучат требования о государственных инвестициях в промышленность. По словам президента Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Валерия Радченко «без госинвестиций не будет роста, а с начала 1990-х годов государство практически ничего не вложило в промышленность»[17].
Сохранение (а зачастую и рост) уровня концентрации производства снижает конкуренцию и препятствует повышению эффективности промышленных предприятий.
Еще одной проблемой является слабое использование потенциала научных и образовательных учреждений города. В Санкт -Петербурге сохранилось немало учебных заведений, которые готовят специалистов фактически «в никуда»: рабочих мест для их трудоустройства в городе нет. Так, в Петербурге по-прежнему ведется подготовка рабочих для нужд обувной промышленности, хотя в городе эта отрасль почти исчезла. С другой стороны, представители ряда отраслей [18] жалуются на нехватку квалифицированной рабочей силы.
Заключение
Для решения вышеперечисленных проблем можно предложить комплекс мер. Во-первых, это поддержка развития традиционных для города отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, электротехника, судостроение, станкостроение, транспортное машиностроение, точная механика, военная промышленность).
Запрет на размещение новых трудоемких производств на территории Петербурга и прилегающих районов Ленинградской области (за исключением непосредственно связанных с обслуживанием населения). Поддержка предприятий, обеспечивающих прирост объемов производства и повышения фондоотдачи за счет роста производительности труда без наращивания численности работников, ликвидацию на предприятиях тяжелого физического труда, снижение доли занятых ручным трудом. Данная мера будет способствовать снижению спроса на работников невысокой квалификации на территории города, что приведет к снижению объемов иммиграции, в том числе нелегальной.
Поддержка освоения производства необходимой городу техники на существующих предприятиях вместо закупки техники в других регионах и за рубежом. Только для городского коммунального хозяйства Петербург закупает технику на 75 млн долларов в год [19]. Возможности для этого у города есть: опыт производства систем малой механизации есть у завода «Климов», тяжелой коммунальной техники - у дочерних предприятий Кировского завода
Проведение «энергетической амнистии» для предпринимателей: подключение по максимально упрощенным схемам мощностей до 15 кВ для предпринимателей, не имеющих сейчас договоров на подключение.
Предоставление льготных бюджетных кредитов для предприятий, вводящих при строительстве или реконструкции собственные генерирующие мощности. Параллельно должен быть максимально сокращен пакет документов, необходимых для создания таких мощностей. В результате за счет реконструкции котельных в мини-ТЭЦ на части территории города окажется решена проблема с мощностями
При создании новых предприятий должны учитываться потенциал вузов города и потенциал научных учреждений. Последнее смогли реализовать в 90-е годы малые предприятия, организованные выходцами из НИИ (в основном они появились в приборостроительной отрасли).
Необходимо изменение системы управления экономикой города. Сейчас наблюдается тенденция к резкому росту числа комитетов, отвечающих за развитие экономики города. Так, если в 2012 году в экономический блок городской администрации входили два комитета (экономического развития, промышленной политики и торговли и комитет по инвестициям и стратегическим проектам), то после реформы 2013 года их число возросло до пяти. Особенностью комитетов, входящих в правительство Петербурга, является тот факт, что их информация о ситуации в экономике Санкт-Петербурга не совпадает [20] .
Только комплексные меры могут решить структурные проблемы промышленности Санкт-Петербурга и повысить ее устойчивость в условиях кризисов.
Список литературы (References)
1. http://info.minfin.ru/subj_analitics.php (дата обращения 20.10.2014)
2. Платова Е.К. Экономическая история Невского края СПбГУ- АП. СПб. 2003.
3. http://kppi.csiogv.demo.netrika.ru/media/uploads/userfiles/2014/03/24/IT0GI_2013.pdf (дата обращения 20.10.2014)
4. http://www.peterlife.ru/travel/saint-petersburg/228067.html#.VEWye2d_tdU (дата обращения 20.10.2014)
5. http://www.mcpu.ru/news/vagonmash_priznali_bankrotom.phtml (дата обращения 20.10.2014)
6. http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2013/07/25/Prom_SPb_2008-2012.pdf (дата обращения 20.10.2014)
7. http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2013/07/25/Prom_SPb_2008-2012.pdf (дата обращения 20.10.2014)
8. http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/a2cc738040dfd49b98deff367ccd0 f13/01inv_g.pdf (дата обращения 20.10.2014)
9. http://kppi.csiogv.demo.netrika.ru/media/uploads/userfiles/2014/03/24/Pating_2012.pdf (дата обращения 20.10.2014)
10. http://admship.ru/?p=4982 (дата обращения 20.10.2014)
11. http://www.defenseindustrydaily.com/Vietnam-Reportedly-Set-to-Buy-Russian-Kilo-Class-Subs-05396/ (дата обращения 20.10.2014)
12. http://expert.ru/northwest/2013/21/problemyi-prostyih-predprinimatelej/ (дата обращения 20.10.2013)
13. http://www.btcgroup.ru/press/pdf/73 (дата обращения 20.10.2014)
14. Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года.
15. http://spbstrategy2030.ru/?page_id=894 (дата обращения 20.10.2014)
16. http://expert.ru/northwest/2013/24/sosredotochenie-investitsij/ (дата обращения 20.09.2013)
17. http://expert.ru/northwest/2013/14/promyishlennyie-perspektivyi-peterburga/ (дата обращения 20.09.2013)
18. http://spp.spb.ru/ru/node/5133 (дата обращения 20.10.2014)
19. http://expert.ru/northwest/2013/23/chuzhie-v-gorode/ (дата обращения 20.10.2013)
20. http://top.rbc.ru/spb_sz/16/10/2014/953316.shtml (дата обращения 20.10.2014)