Научная статья на тему 'Промышленность Петербурга: эволюция специализации'

Промышленность Петербурга: эволюция специализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1913
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / КЛАСТЕР / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ST. PETERSBURG INDUSTRY / SPECIALIZATION / CLUSTER / MACHINE-BUILDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбаков Ф. Ф.

Рассматривается эволюция специализации промышленности Петербурга. Особое внимание обращается на ее изменения и причины, обусловленные данным явлением. Автор критически исследует современные направления развития специализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industry of St. Petersburg: evolution of specialization (Russia, St. Petersburg)

The article focuses on the evolution of industrial specialization in St. Petersburg, its changes over time and the consequences it produces

Текст научной работы на тему «Промышленность Петербурга: эволюция специализации»

ное планирование, развитие инфраструктуры), координация их промышленной и аграрной политики (в части реструктуризации промышленного производства, повышения конкурентоспособности АПК). Координация развития малого и среднего бизнеса может осуществляться за счет разработки совместных программ поддержки малого предпринимательства, объединения ресурсов. Информационно-аналитическое обеспечение процесса интеграции должно происходить на основе единых интегрированных показателей социально-экономического развития города и области, создания единой информационной базы.

Основные направления развития транспортного комплекса могут быть представлены в следующем виде: морские порты, дорожная сеть, интермодальные коридоры, железные дороги; развитие системы пригородного пассажирского транспорта (сезонные перевозки, пересадочные узлы). При этом целесообразно финансирование совместных проектов по аналогии с Кольцевой автодорогой (государственно-частное партнерство при строительстве скоростных платных автомагистралей). Эти мероприятия должны быть реализованы в рамках Стратегии развития транспортной системы Северо-Запада до 2020 года.

Если Петербург начнет развиваться по пессимистическому сценарию (№ 3), объединение с Ленобластью даст определенные возможности для дальнейшего функционирования и развития (в значительной мере экстенсивного) экономики города, для передислокации на территорию области ряда городских объектов. С меньшими затратами можно будет решать проблемы инфраструктурного, рекреационного характера, селитебных территорий. Основные параметры развития сложатся как средние между показателями сценариев № 1 и № 3. Предполагается более полное использование выгод геоэкономического положения города и области. Это возможно за счет перемещения в создаваемый макрорегион части транзитных функций, выполняемых странами Балтии, а также существенного увеличения инвестиционной привлекательности и потребительского спроса.

С учетом необходимости разработки Концепции социальноэкономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года и на

период до 2035 (в рамках нового Генерального плана Санкт-Петербурга) целесообразно рассмотреть базовый вариант Прогноза социально-экономического развития до 2030 года.

Прогноз основных характеристик социально-экономического развития Санкт-Петербурга к 2030 году

1. Динамика численности занятого населения.

Число родившихся увеличится на 45% в годовом исчислении. Население Санкт-Петербурга составит 5,2 млн человек. Развитие будет невозможно без механического притока квалифицированной рабочей силы. В сумме положительное сальдо составит 900 тысяч человек (в расчете 50 тысяч человек в год).

2. Доля трудоспособного населения.

До 2018 года она сохранится на уровне 60%, в дальнейшем существенно снизится. Продолжительность жизни составит 75,5 лет, средний возраст 39 лет. Занятость в промышленности сократится до 360 тысяч человек. Общая занятость составит около 3,2 млн человек, безработица — 1-2% от экономически активного населения.

3. Динамика ВРП.

Увеличится до 3 трлн рублей при приросте 8% годовых. Увеличится до 40% доля экспорта и его обслуживания. Динамичнее всего будет развиваться производство сложной бытовой техники для внутреннего рынка. Количество иностранных туристов достигнет 9,5 млн человек в год. Уровень инвестиций составит 35% от ВРП.

Дифференциация населения по уровню доходов составит 7,5 раз, уровень абсолютной бедности 5,5%. Реальные доходы на одного жителя достигнут 70 тыс. рублей в сопоставимых ценах.

4. Жилищное строительство.

Ежегодный объем ввода жилья увеличится до 4-4,5 млн кв. метров, величина жилищного фонда достигнет 190-200 млн кв. метров.

Прогнозом должны быть заданы ориентиры развития, согласованные с целевыми значениями улучшения качества городской среды и изменениями экономических условий деятельности реального сектора городской экономики в условиях присоединения России к ВТО.

Литература

1. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах СЗФО в 2011 году / Петрос-тат. — СПб., 2012.

2. Санкт-Петербург в 2011 году / Петростат. — СПб., 2012.

3. Ленинградская область в 2011 году / Петростат. — СПб., 2012.

4. Жук В.А. Региональная жилищно-строительная политика в стратегии развития крупного города. — СПб.: НПК «РОСТ», 2012.

5. Ясин Е.Г. Сценарии для России на долгосрочную перспективу. Новый импульс через два десятилетия. — М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012.

6. Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 № 275). — СПб.: КЭРППиТ, 2012.

промышленность Петербурга: эволюция специализации

Ф.Ф. Рыбаков,

профессор кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ

[email protected]

Рассматривается эволюция специализации промышленности Петербурга. Особое внимание обращается на ее изменения и причины, обусловленные данным явлением. Автор критически исследует современные направления развития специализации.

Ключевые слова: Санкт-Петербург, промышленность Санкт-Петербурга, специализация, кластер, машиностроение.

УДК 338.22 ББК У9(2)-55-230.38(2Р31)

Трехвековая история города свидетельствует о динамичном ры — яркие представители первого технологического уклада. На

развитии промышленности, эволюции специализации, ее пути от реках (Охта, Сестра, Ижора и других) строили плотины, а энергия

простого к сложному. падающей воды вращала рабочие колеса различных механизмов.

Смена технологических укладов четко прослеживается на Специализация в свою очередь трансформировалась в более

примере, промышленности Петербурга. Петровские мануфакту- современные формы под влиянием научно-технического про-

гресса, задач обороноспособности, общей динамики факторов производства.

Через год после основания города, было создано первое промышленное предприятие — Адмиралтейские верфи (первоначально Адмиралтейство). В современной системе координат это был определенный кластер, включающий целую гамму предприятий — от строительства кораблей до их оснащения всем необходимым (парусные и канатные мануфактуры, смоляной двор, мельницы, пекарни и даже водочный завод).

С самого начала промышленность города была ориентирована на обеспечение нужд армии и флота. Шла Северная война. Поэтому оборонно-промышленный комплекс (ОПК) формировался наряду со становлением промышленности города. Четыре верфи, литейный двор, пороховые мельницы, оружейный завод и другие предприятия составляли основу военной промышленности. Утверждения о том, что ВПК (ОПК) — детище социализма, не соответствуют действительности. На протяжении трех веков военная промышленность развивалась и в значительной степени определяла хозяйственный профиль города.

Как известно, в 1712 г. столица государства переместилась в Петербург, а столичные функции города обусловили появление новых отраслей промышленности. Уже во времена Петра I в городе действовало 4 типографии. Монетный Двор, Шпалерная мануфактура, производство предметов роскоши и т.д. Все это связано со столичными функциями города.

Город строился и рос, а это требовало развития предприятий, производящих строительные материалы — песок, щебень, кирпич, стекло и т. д. В пригородах Петербурга (Тосно, Стрельна, Ораниенбаум, Колтуши, Назия) указанные предприятия создавались и развивались. Наконец, жителей необходимо было кормить и одевать. Хлебопекарни, пивоварни, мясопереработка, а также цеха и мастерские по производству одежды и обуви создавались в городе наряду с предприятиями, обеспечивающими нужды армии и флота. Таковы в общих чертах отрасли специализации промышленности в период ее формирования. Казенные мануфактуры, использующие труд приписанных к ним крестьян — основа экономики Петровского периода. Первый частный завод металлообрабатывающего профиля появился лишь через 90 лет после основания города — завод Чарльза Берда.

Фабрично-заводская промышленность возникла значительно позже. Ее материально-техническая основа — паровой двигатель. Трансформация мануфактурной экономики в фабрично-заводскую — качественно новый этап для городской промышленности. Первая треть XIX века и последующий период — время формирования новых заводов и фабрик — Путиловский (1801 г.), Александровский чугунно-литейный (1826 г.) и другие. Несколько позже были основаны Металлический, Балтийский (Карра и Макферсона), Нобеля, Лесснера, Розенкранца.

В Петербурге по объективным причинам развивалась обрабатывающая промышленность. Добывающих предприятий не было.

Эволюция петербургских машиностроительных предприятий, как показывает опыт Ижорского завода, предприятия Ч. Берда и других шла по схеме: пильные мельницы, металлургия, машиностроение. Ко второй половине XIX века в Петербурге сложился мощный промышленный комплекс, основу которого составляло машиностроение. Этому способствовали два значимых структурных сдвига. Первый был связан с началом железнодорожного сообщения. Второй — с переходом от парусного деревянного к паровому броненосному флоту. Как известно, Царскосельская железная дорога была введена в строй в 1837 г., а уже в 1851 г. началось железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой (Николаевская железная дорога). Первоначально паровозы и вагоны закупались за границей, но уже в 1845 г. Александровский завод выпустил первый паровоз. К концу XIX века на пяти предприятиях города производили паровозы (Путиловский, Невский, Александровский, Нобеля, а также мастерские Петербургско-Варшавской железной дороги). Ряд предприятий наладили выпуск вагонов. Транспортное машиностроение — локомотив промышленного развития города во второй половине XIX века наряду с судостроением. После поражения в Крымской войне Россия приступила к строительству парового броненосного флота. Петербург внес весомую лепту в создание нового флота. Корабли строили не только специализированные заводы — Балтийский, Франко-Русский (бывший Ч. Берда), Ново-Адмиралтейский, но и Металлический, Невский и другие. Примерно две трети линейных кораблей были построены на верфях Петербурга. Это в свою очередь заметно повлияло на специализацию многих предприятий-смежников. Го-

род оставался центром отечественного судостроения. Кооперация заметно усилилась. «Новый Лесснер» стал специализироваться на производстве самодвижущихся мин (торпед). «Людвиг Нобель» освоил производство двигателей внутреннего сгорания. Морское ведомство выкупило ряд заводов. Как уже отмечалось, город к последней трети XIX века прочно занял лидерство в отечественном машиностроении. По опубликованным данным с 1862 по 1895 гг. в Петербурге возникло около 100 металлообрабатывающих заводов. В их числе завод Нобеля (1862 г.), «Фенике» (1868 г.), Барановского (1877 г.), Обуховский (1863 г.) и другие. [3, с. 102] Специализация в области машиностроения — характерная особенность промышленности Петербурга. Вторая половина XIX — первая половина XX веков — становление и развитие фабрично-заводской промышленности, основанной на втором технологическом укладе. В России активно развиваются рыночные отношения, но догоняющий тип развития сохранялся.

Приближалось время великой электротехнической революции. В 1856 г. братья Симменс основали главные телеграфские мастерские. Это было первое предприятие электротехнического профиля в Петербурге. В последней трети XIX века основано несколько заводов электротехнического профиля, в их числе знаменитые «Севкабель», «Электросила» и другие. К началу XX века в городе функционировали 19 заводов электротехнического профиля. Но самый мощный импульс развития этой отрасли дала реализация плана ГОЭЛРО (но это уже советский период).

В конце XIX — начале XX веков в городе были попытки основания автомобильной промышленности. На заводе «Старый Лесснер» с 1904 по 1909 гг. было выпущено тринадцать разновидностей автомобилей, включая автобусы, пожарные и почтовые фургоны. Вскоре эта продукция была передана на «Руссо-Балт» в Ригу. К началу I Мировой войны в городе функционировало 6 авиационных заводов. Однако ни автомобили, ни самолеты не определяли основную продукцию машиностроения Петербурга. До начала XX века судостроение являлось основной отраслью специализации, но электротехническая и другие отрасли решительно завоевывали свое место под солнцем.

По опубликованным данным в 1913 г. промышленность Петербурга производила 12% продукции отечественной индустрии, а машиностроения — 25%. Одна десятая часть металлообрабатывающих предприятий находилась в городе на Неве. [2, с. 5]

Специализация на наиболее наукоемких для своего времени отраслях, производящих сложнейшую продукцию, требовала высокой квалификации трудовых ресурсов, инженерного опыта творческой инициативы. Петербургские металлисты — гордость рабочего класса, его золотой фонд. В Петербурге возникли первые заводские лаборатории, а в начале XX века научно-прикладные институты — будущие отраслевые НИИ. В XIX веке существовали разнообразные ремесленные школы, где дети рабочих получали первые профессиональные навыки. Система профессиональной подготовки развивалась и совершенствовалась, а трудовые традиции передавались из поколения в поколение.

Специализация промышленности развивалась не только в направлении машиностроения, она охватывала и другие отрасли промышленности. М.И. Туган-Барановский считал, что на фабрике существенная часть процесса производства выполняется машинами, поэтому «история машин есть, вместе с тем, история фабрики». [7, с. 80] С появлением машин в текстильной промышленности появились прядильно-ткацкие фабрики. Первая из них возникла в 1798 г., то есть почти через век после основания города. До этого данная отрасль была представлена мануфактурами. Рост числа хлопчато-бумажных фабрик приходится на 1830-1850 гг. По опубликованным данным в начале века на долю металлообрабатывающей промышленности приходилось 47% работающих; текстильной — 17%; химической — 10%; полиграфической — 9%. [2, с. 5] Промышленность города развивалась как многоотраслевой комплекс, где лидирующую роль занимало машиностроение.

Третий технологический уклад внес свои коррективы в специализацию промышленности города. Особенно ярко это проявилось уже в советское время при реализации плана ГОЭЛРО. Энергомашиностроение становится отраслью специализации промышленности города. Уже во второй половине 20-х годов XX века Ленинград производил половину всей электротехнической продукции страны. [1, с. 279] Почти век энергомашиностроение наряду с судостроением является ведущими отраслями промышленности города. План ГОЭРЛО, как известно, состоял из двух программ, согласно которых предусматривалось восстановление действующих и строительство 25 новых электростанций. В советский

период энергомашиностроение динамично развивалось. После 1979 г. Невский завод освоил производство газоперекачивающих турбин, а Ижорский завод стал крупнейшим представителем атомного машиностроения. Турбины, генераторы, дизельные двигатели, судовые силовые установки и другая номенклатурная продукция энергомашиностроителей с маркой Ленинградских предприятий поставлялась как во все регионы страны, так и за рубеж.

Как уже отмечалось, промышленность Петербурга всегда отличалась высокой долей предприятий оборонного профиля. По опубликованным данным доля ОПК в 80-е годы XX века составляла 30-35% от общего объема промышленного производства, в 2000-е годы — 10-15% [5, с. 134-138]. Предприятия ОПК Петербурга — жемчужина в короне отечественного машиностроения. Именно они служат локомотивами инновационного развития.

Специализация — не нечто застывшее. Ее развитие наглядно свидетельствует об эволюции производительных сил, смене технологических укладов, освоении новых технологий и многом другом.

Петербург был монополистом в создании атомного ледокольного флота России, полиграфического оборудования, крупных электрических машин и других изделий.

В 1940-1950-е годы промышленность города осваивала производство новой продукции. Этот период становления радиоэлектроники как отрасли специализации. Возникали новые заводы на базе площадей и мощностей предприятий местной промышленности (тарных, мешочных и иных фабрик), а также путем перепрофилирования ряда заводов. К 70-м годам в городе сложился мощный комплекс радиоэлектроники, включающий более полусотни заводов («Радиоприбор», «Новатор», «Ленинец», «Техприбор», «Прибор», «Пирометр» и другие). Параллельно с промышленными предприятиями развивались отраслевые НИИ радиоэлектроники (ВНИИ РА, ВНИИ Телевидения, НИИ мощного радио) и другие. Радиоэлектроника прочно заняла место в наборе отраслей специализации.

На протяжении индустриальной стадии развития в городе действовали предприятия станкостроения. Флагманом а этой отрасли по праву считается завод «Феникс», основанный в 1868 г. (в советское время ЛСПО им. Я.М. Свердлова). Позднее был основан завод станков-автоматов, а также завод шлифовальных станков. Апогей питерского станкостроения пришелся уже на 1960-1970-е годы XX века, когда станки с маркой ленинградских предприятий охотно покупались за рубежом. Станки с ЧПУ, обрабатывающие центры и другое сверхточное и уникальное оборудование производилось в городе на Неве. В наши дни станкостроение как отрасль специализации необходимо возродить, ибо без этого модернизация останется пустым звуком.

К концу 80-х — началу 90-х гг. XX в. промышленность города представляла мощный диверсифицированный комплекс, где отраслями специализации были судостроение, энергомашиностроение, радиоэлектроника и приборостроение, точное машиностроение.

В промышленном комплексе были представлены легкая и пищевая промышленность, деревообрабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность.

90-е годы XX века — время деградации и примитивизации промышленности. Объемы производства в наукоемких отраслях сократились в разы, при внушительных темпах роста пивоваренной и табачной промышленности. Доля машиностроения сократилась с 50% до 30%, а доля «пищевки» возросла с 11-14% до 35%. [6, с. 98-112] Однако подобная ситуация не могла долго продолжаться. Промышленность с конца 90х годов начала возрождаться. И здесь произошли определенные изменения в специализации. Прежде всего, это связано с форсированным развитием автосборочного кластера. Пять действующих автосборочных заводов к 2011 г. производят 30% машиностроительной продукции города, а общее количество легковых автомобилей, собранных из комплектующих изделий, в 2011 г., составили 269 тыс. По планам правительства

города к 2020 г. сборка легковых автомобилей должна достичь 1 млн ед. в год. Занято на пяти заводах 8 тыс. чел. Автосборочный кластер — новое направление развития специализации промышленности города, хотя дважды предпринимались попытки наладить производство автомобилей (на «Старом Лесснере» и Кировском заводе). Однако однозначной оценки пока здесь нет. Сторонники развития автосборочного кластера часто вступают в полемику с оппонентами. Жизнь покажет кто прав. Пока же НИОКР находится за рубежом, а отверточное производство—удел стран, находящихся на начальной стадии индустриализации.

Администрация города заявляет о формировании фармацевтического кластера, что безусловно актуально. Кластер фармацевтической и медицинской промышленности — относительно новое направление специализации промышленности города, хотя со времен Петра I на Аптекарском острове действовали предприятия данного вида (в советские времена завод «Красногвардеец»). В настоящее время реализуются ряд проектов по созданию новых производных фармацевтических препаратов (ЗАО «Биокад», ООО «Фармасинтез» и др.). Судостроение было и остается одной из основных отраслей специализации промышленности города. Как известно, в Петербурге довольно высокий уровень локализации производственного и научного потенциалов в области судостроения. Здесь расположены 43 организации, где работают более 50 тыс. чел. Судостроение Петербурга — это более 50% продукции ОПК города. [4, с. 41] Объем отгруженной продукции в 2011 г. составил 32,1 млрд руб. (для сравнения производство транспортных средств, включая автомобили, железнодорожные вагоны и т.д., составил 197,8 млрд руб.). [4, с. 41]

Сохраняется ведущее значение радиоэлектроники для хозяйственного комплекса города. Объем отгруженной продукции в 2011 г. составил там 58,9 млрд руб. (это в два раза превышает аналогичный показатель для судостроения). [4, с. 41] Радиоэлектроника — это более 100 организаций науки и промышленности. После обвала 90-х годов кластер радиоэлектроники набирает обороты.

В последние годы «кластеризация» промышленности превращается в компанейщину. Подобно тому, как в 1960-1970-е годы шло создание производственных и научно-производственных объединений (ПО и НПО), в наши дни во всех видах экономической деятельности предпринимаются попытки формирования кластеров. Здесь не следует впадать в те ошибки, которые уже были при создании ПО и НПО. Очевидно компанейщина никогда и нигде успеха не сулит. Кластер, по А. Маршаллу и М. Портеру — концентрация специализированных производств на компактной территории, целевая функция которых повышение конкурентоспособности. Кластер — это гамма однородных предприятий и организаций, в конкретной географической области, включая не только производственные, но и обслуживающие и вспомогательные предприятия.

Подчеркнем еще раз, что перспективное и полезное для экономики дело не должно превращаться в компанейщину. Созданию кластера должна предшествовать тщательная экспертиза и технико-экономическое обоснование.

Таким образом, на протяжении трех веков промышленность города развивалась и совершенствовалась. Менялась и специализация. К началу XXI века в городе четко сложилось несколько направлений специализации, ведущие из которых судостроение, энергомашиностроение, радиоэлектроника. Набирает обороты автосборочный и фармацевтический кластеры. Однако этим не исчерпывается набор отраслей специализации. В начале XXI века машиностроение, пищевая промышленность, металлургия и энергетика давали 86% промышленной продукции города.

Петербург — многоотраслевой центр индустрии, специализация которого развивается в направлении передовых технологий. Задача первостепенной важности — сохранить и приумножить роль промышленности города в освоении высокотехнологичной и наукоемкой продукции.

Литература

1. История социалистической экономики СССР. Т. 2. — М.: Наука, 1976. — 479 с.

2. Ленинградская промышленность за 50 лет / Под ред. П.П. Анисимова и др. — Л.: Лениздат, 1967. — 438 с.

3. Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 т. — Т. 2: Девятнадцатый век. — Кн. 4. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. — 838 с.

4. Отчет о социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга за 2011 год. СПб.: КЭРППиТ, 2012. — 53 с.

5. Рыбаков Ф. Ф. Россия и Санкт-Петербург: социально-экономическая динамика. — СПб.: Нива, 2005. — 146 с.

6. Рыбаков Ф. Ф. Экономика Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущие. — СПб.: Гидрометеоиздат, 2000. — 272 с.

7. Туган-Барановский М. И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. (Памятники экономической мысли — Избранное). — М.: Наука, 1997. — 735 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.