СТРАТЕГИЯ РАЗБИТИЯ РЕГИОНА
УДК 338.22
промышленность санкт-петербурга и вызовы хи века
ф. ф. рыбаков,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и экономической политики e-mail: boxrff@gmail. com санкт-Петербургский государственный университет
Рассмотрены эволюция промышленности Санкт-Петербурга и ее изменения в соответствии с требованиями времени. Особое внимание обращено на современное состояние промышленности города. Приведены рекомендации по модернизации промышленности Петербурга.
Ключевые слова: промышленная политика, экономика Санкт-Петербурга, модернизация.
Петербург по праву считается старейшим индустриальным центром России, несмотря на его относительно небольшой по историческим меркам возраст. Уже с середины XIX в. экономика города лидировала в области отечественного машиностроения. Анализируя эволюцию промышленности города, можно выделить три события, которые существенно повлияли на индустриальный облик города, его роль в хозяйственном комплексе страны.
Первое из этих событий - начало железнодорожного строительства, что в конечном итоге значительно повлияло на развитие металлургии, транспортного и иного машиностроения. Уже в последней трети XIX в. четыре петербургских завода - Путиловский, Александровский, Невский, Нобеля, а также Петербургско-Варшавские железнодорожные мастерские производили паровозы. Первоначально подвижной состав был иностранный, но уже в 1845 г. на Александровском заводе
был построен первый паровоз. С 1870 г. паровозы создают на Невском заводе. Транспортное машиностроение потребовало развития целого шлейфа смежных отраслей, включая металлургию.
Вторая веха на пути становления петербургской промышленности - переход после Крымской войны к паровому броненосному флоту. Парусный деревянный флот ушел в историю, и его заменили корабли совершенно иного типа. Петербургские верфи стали создателями нового флота. Основная часть линейных кораблей и бронепалубных крейсеров была построена в Петербурге. Развитие парового флота также вызвало мощный бум в смежных отраслях. Балтийский, Адмиралтейский, Обуховский, Ижорский, Невский и другие заводы стали определять хозяйственный профиль города.
Третий фактор, повлиявший на изменения структуры промышленности города, - формирование электротехнической промышленности. Еще в 1856 г. четыре брата Сименс и механик Гальске открыли телеграфную мастерскую, а к началу XX в. в Петербурге были два десятка заводов электротехнического профиля.
Приведенные примеры наглядно характеризуют эволюцию трех технологических укладов (от энергии падающей воды к паровой и электрической энергии).
В советский период также можно выделить несколько знаковых этапов, которые заметно повлияли
на специализацию и структуру промышленности города.
Прежде всего, это реализация плана ГОЭЛРО предприятиями города. Металлический завод, завод «Электросила», Невский завод и другие предприятия активно сотрудничали в разработке и создании турбин и генераторов. Город стал признанным лидером отечественного энергомашиностроения. К 1980 гг. 52 % турбин и генераторов страны были с маркой города на Неве.
В 1940-1950-е гг. Ленинград становится центром радиоэлектроники. На базе небольших предприятий местной промышленности (тарных и мешочных фабрик) создавались новые заводы приборостроительного и радиоэлектронного профиля. К 1990 г. в городе работало более 50 заводов данного профиля. В 1940-1970-е гг. эти отрасли развивались самыми высокими темпами. В конце 1970 гг. Невский завод наладил производство газоперекачивающих турбин (ГТН-25), а Ижорский завод стал специализироваться на атомном машиностроении. Таким образом, наряду с традиционным судостроением и транспортным машиностроением в городе развивались энергомашиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, атомное машиностроение. Так промышленность Ленинграда отвечала на вызовы ХХ в. Однако это уже история. На дворе XXI в., новые реалии.
Индустриализация, научно-техническая и сервисная революции существенно повлияли на специализацию промышленности. Город лидировал по многим направлениям наукоемкой и высокотехнологичной промышленности.
1990-е гг. внесли свои коррективы. Рыночная трансформация заметно повлияла на структуру занятости и расстановку приоритетов. Число занятых в промышленности сократилось более чем в два раза, многие предприятия просто прекратили свое существование в связи с банкротством (подобное произошло со знаменитым станкостроительным предприятием завод «Свердлов», в прошлом ЛСПО им. Свердлова). Ушли в историю заводы «Русский дизель», «Россия» и др.
В 1990-е гг. иностранные инвестиции шли преимущественно в пищевую промышленность (главным образом в пивоваренную и табачную). Ее доля в общем объеме промышленной продукции увеличилась в три раза. Машиностроение заметно сократило объем производства, и его доля в начале XXI в. составляла около 30 %.
Теряя старые машиностроительные заводы, город создал новый для себя вид производства -автосборочный. Правда, еще в 1904-1909 гг. на Старом Лесспере производили 13 типов автомобилей (автобусы, почтовые и др.). В 1933-1934 гг. на Красном Путиловце создали опытную партию легковых автомобилей «Л-1» (несколько сотен единиц). Однако до XXI в. автомобилестроение в городе не являлось отраслью или специализацией. В настоящее время функционируют пять заводов («Тойота», «Дженерал Моторс», «Ниссан», «Жердей», «Скания») - три в промышленной зоне «Шушары» и два в промышленной зоне «Парнас». Принято решение о строительстве еще одного завода - «Фиат». В Ленинградской области работает завод «Форд-Всеволожск».
В июле 2011 г. начато строительство завода по производству «Ё-мобилей» (45 тыс. ед. в год).
К 2011 г. на всех автосборочных заводах города работало около 6 тыс. чел. (более 2 % от общего числа занятых в промышленности Петербурга).
Город теряет заводы радиоэлектронного профиля и создает автосборочные. Возникает вопрос: эквивалентна ли замена? Отверточное производство -удел развивающихся стран. Экономика Петербурга даже с учетом гигантских потерь от безалаберной приватизации остается довольно высокотехнологичной. Поэтому структурные сдвиги последних лет нельзя оценить как безусловно положительные. Примитивизация и деградация промышленности имели место. Этот факт затушевывать не следует. По опубликованным данным, в структуре отгруженной продукции обрабатывающих производств в 2009 г. 36 % приходилось на производство кокса и нефтепродуктов [2, с. 20]. Дело в том, что на налоговый учет в городе в последние годы поставили ряд компаний, добывающих, перерабатывающих и транспортирующих углеводороды. Так, например, компания «Газпромнефть» в 2010 г. перечислила в бюджет города 12 млрд руб. Раньше эти средства поступали в бюджет Омской области (примерно треть всех поступлений). В последние годы на налоговый учет в Петербурге встали «Трансаэро», «Совкомфлот», «Транснефтепродукт» и ряд других компаний. Однако подобная практика переманивания богатых налогоплательщиков вряд ли продуктивна и с этической, и с экономической точек зрения.
Косвенно подтверждает тенденцию примитивизации промышленности и тот факт, что среди
РЕГИОНАЛЬНАЯ экономикА: теория и практика
3
крупнейших налогоплательщиков находятся пивоваренные компании и предприятия, производящие сигареты. Разумеется, это лишь самые общие предположения. С постановкой на налоговой учет крупных нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и нефтетранспортирующих компаний существенно изменилась структура отгружаемой продукции обрабатывающих производств. Так, если в 2007 г. на долю производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, приходилось 30,9 %, то в 2009 г. — уже 18,8 %. На долю трех видов экономической деятельности, представляющих машиностроение, — соответственно 30,0 и 25,3 % [2, с. 20].
Структурные изменения характеризуют общий вектор развития промышленности. Определенная часть этих изменений обусловлена объективными причинами, другая - неэффективным менеджментом. Острая нехватка финансовых средств, отсутствие необходимых объемов финансирования вынуждают местные органы власти искать новые источники, которые максимально будут обеспечивать бюджеты различных уровней. Этим объясняется фантастический рост производства пива и сигарет. По России в целом с 1992 по 2009 г. производство пива увеличилось с 279 до 1 071 млн дкл, а сигарет -со 148 до 416 млрд шт. (включая папиросы) [5, с. 232]. В Петербурге эта тенденция просматривается еще более отчетливо. С 1990 по 2006 г., например, производство пива увеличилось с 18,9 до 945,5 млн дкл., а сигарет - с 23,0 до 147,4 млрд шт. [3, с. 283; 4, с. 151—152]. В 2010 г. предприятия по производству табачных изделий перечислили в бюджетную систему России 36,6 % от общей суммы отчислений обрабатывающих производств города [4, с. 9].
Экономика XXI в. - это прежде всего инновационная экономика, а значит, и адекватная ей промышленность. Необходимо перейти от рентной экономики к инновационной, а для этого нужна новая индустриализация.
В специальной литературе можно прочитать высказывания, суть которых в отрицании ведущей роли промышленности и передаче ее сфере услуг. Такая позиция не соответствует реальному положению дел. Сфера услуг, действительно, создает более половины ВНП, но только этим критерием руководствоваться неправомерно. Все технические средства и устройства, технологическое оборудование и многое другое производятся в промышленности. В современных условиях при соответствующем уровне развития науки и техники и производитель-
ности труда необходимый обществу ассортимент промышленных товаров производится меньшей численностью работников. Кроме того, освоение свободного времени, чем занимается значительная часть сферы услуг, требует больших трудозатрат. Рост образовательного уровня населения и средней продолжительности жизни - результат действия многих факторов, в том числе и роста занятых в сфере услуг и ее отраслях. Все это не означает того, что промышленность ушла на задний план. Однако пропорции между реальным сектором и сферой услуг меняются в пользу второй. Таковы современные реалии.
В Петербурге доля услуг в ВРП составляет 59 % и в соответствии с программными документами к 2025 г. увеличится до 65 % [1, с. 24].
Промышленность Петербурга долгие годы страдала от двух основных недостатков - высокой доли устаревшего оборудования и острой нехватки трудовых ресурсов. Первая проблема связана с недостаточными темпами обновления основных фондов на протяжении всего советского периода. Новое оборудование, производимое в том числе и на заводах города, направлялось во вновь осваиваемые регионы, где формировались новые заводы и фабрики. Коэффициент обновления на местных предприятиях не превышал 3,5 %. Масштабное решение этой проблемы начиналось в 1980-е гг., когда была разработана и частично реализована территориально-отраслевая программа «Интенси-фикация-90». Однако в силу ряда причин сделать все, что было намечено, не удалось.
Новое оборудование поступало в первую очередь на заводы оборонно-промышленного комплекса. В гражданском машиностроении, например, не было ни одного робототехнического устройства.
Модернизация, о необходимости которой говорят первые лица государства, возможна лишь на основе современной технической и технологической базы. Поэтому инвестиции для обновления основного капитала реального сектора экономики -фундамент модернизации. Пока инвестиционный процесс явно не отвечает вызовам XXI в., несмотря на многочисленные высокие рейтинги мировых агентств. Промышленности города инвестиций явно недостаточно. Особенно нуждаются в переоснащении и техническом перевооружении предприятия легкой промышленности, которые не выдержали конкуренции с западными производителями после либерализации внешнеэкономической деятельности.
Доля легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции сократилась на порядок.
Xарактеризуя трудовой потенциал петербургской промышленности, заметим, что уже в 1970-е гг. профессия станочника перестала быть престижной для городской молодежи. Кадры станочников - токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков - формировались за счет приезжих из других регионов и поселяемых в общежитиях по лимитной прописке. Причин подобного несколько, но одна из них - противоречия между отраслевыми и региональными интересами. В городе размещались производственные мощности десятков промышленных и иных министерств, которые так формировали плановые задания для своих предприятий, что без привлечения дополнительной рабочей силы их выполнить было невозможно. Регион не мог обеспечить столь бурный рост численности работающих. Вот и использовали старый метод оргнабора, привлекая лимитной пропиской.
Механический прирост (превышение числа приезжающих над числом выезжающих) в 1960-1970-е гг. доходил до 50 тыс. чел. в год [6, с. 54]. Xроническая нехватка рабочей силы в наши дни решается другими путями, за счет таджиков и узбеков. Однако они не работают станочниками, а заняты преимущественно в строительстве, ЖКX и торговле на подсобных работах.
Таким образом, и личный, и вещественный факторы производства в Петербурге далеки от своего совершенства. Годы рыночных преобразований в конечном итоге обернулись деградацией и примитивизацией городской промышленности. Станочный парк не обновлялся в должной мере, а подготовка квалифицированных рабочих сократилась в несколько раз. Поэтому перед городской администрацией стоят задачи по разработке промышленной политики, способной адекватно отражать вызовы XXI в. Санкт-Петербург - один из немногих городов России, в которых основы промышленной политики закреплены законодательно - принят закон Санкт-Петербурга от 08.06.2009 №№ 221-47 «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга». Реализация заложенных в этом документе положений направлена:
• на привлечение инвестиций;
• на разработку и внедрение инновационных проектов;
• на развитие производственных зон с инженерной, энергетической и транспортной инфраструктурой;
• на подготовку кадров.
Технологическое перевооружение и кадровое обеспечение - два мощных рычага, с помощью которых промышленность может совершить инновационный прорыв.
Промышленная политика в наиболее общем виде - это создание «правил игры» (рамочных условий) для хозяйствующих субъектов промышленности. Государство задает эти правила, руководствуясь теми задачами, которые наиболее актуальны для данного этапа. Для Петербурга, как уже отмечалось, техническое перевооружение означает выход на новые рубежи конкурентоспособности, производительности труда и в конечном итоге придания промышленности принципиально нового облика. По опубликованным данным, объем инвестиций в основной капитал промышленности города составил в 2010 г. 82 млрд руб., или 29 % от общего объема инвестиций по городу [4, с. 11]. Принципиально важно и то, что по сравнению с 1990-ми гг. изменились приоритеты в инвестиционной деятельности. Три вида экономической деятельности, представляющие машиностроение, получили в 2010 г. 28,4 % инвестиций в основной капитал, а производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, - 10,6 %. В 1990-е гг. производство пищевых продуктов получало на порядок больше, чем машиностроение. Истина, которую, наконец, поняли все, состоит в приоритетном развитии машиностроения, инновационной составляющей промышленности. По опубликованным данным, уровень инновационной активности в Петербурге с 2008 по 2009 г. увеличился с 13,5 до 15,5 %, что несколько выше среднероссийского (9,6 и 9,4 %). Затраты на технологические инновации в Петербурге в 2007 и 2009 гг. соответственно составили 5,6 и 6,9 млрд руб. [4, с. 12]. Динамика положительная, но для Петербурга с его исторически сложившейся специализацией промышленности этого недостаточно. Поэтому курс на внедрение инновационных технологий, содействие реализации инновационных проектов красной нитью проходят через промышленную политику города. Облик городской экономики, безусловно, меняется. Что-то безвозвратно потеряно в лихие 1990-е гг. Что-то еле-еле выживает. Созданы некоторые новые предприятия, особенно в пищевой промышленности и автомобилестроении.
Промышленность Петербурга может и должна ответить на вызовы XXI в. Прежде всего это означает лидирующую роль диффузии нововведений. Производство наукоемкой и высокотехнологичной
продукции состоит в ее разработке, освоении и тиражировании. Последнее может осуществляться и на предприятиях, расположенных вне инновационного центра, но с использованием разработок предприятий, которые их создают и осваивают (инновационный центр и периферия, тиражирующая нововведения).
В 2009—2011 гг. в данном направлении действовало несколько специальных программ. Инновационные проекты в промышленности Петербурга в значительной степени направлены на формирование ряда кластеров - автосборочного, фармацевтического и др.
Особые экономические зоны технико-внедренческого типа, технопарки и другие современные формы организации инновационного процесса способствуют реализации грядущих задач, которые стоят перед промышленностью города.
Список литературы
1. Концепция социально-экономического развития Петербурга до 2025 года. СПб, 2007. URL: www. spp. spb. т/й^/КонцСПб2025 нояб. doc.
2. Промышленное производство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2009 году. СПб: Петростат, 2010.
3. Промышленность России. М.: Росстат, 2006.
4. Промышленность Санкт-Петербурга 2010: стат. сборник. СПб: Петростат, 2011.
5. Россия в цифрах 2011. Официальное издание. М.: Росстат, 2011.
6. Рыбаков Ф. Ф. Экономика Санкт-Петербурга: прошлое, настоящее, будущее. СПб: Гидроме-теоиздат, 2000.
7. Санкт-Петербург в 2006 году. СПб: Петро-стат, 2007.