К 300-летию САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ф.Ф. Рыбаков
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТРЕХВЕКОВОГО ПУТИ
На протяжении трех веков промышленность Санкт-Петербурга играла решающую роль в экономическом развитии города. Апогей ее господства в экономике приходится на конец Х1Х-начало XX в. Однако в современном мире место и роль промышленности меняются. Постиндустриальное общество по-иному расставляет приоритеты, промышленность уступает лидирующее место сфере услуг. С известными деформациями это характерно как для России в целом, так и для Санкт-Петербурга. Следует помнить, что старое уступает место новому лишь тогда, когда это старое полностью выполнило свою историческую миссию. В этом контексте вряд ли пробил час заката питерской индустрии. Она еще ’ послужит городу и России. Дело в том, что экономика России отстает от передовых стран Европы, США и Японии. Если там эпоха фабричных труб сменилась сервисной революцией в 50-60-е годы XX в., то в России и Санкт-Петербурге этого еще не произошло. Поэтому форсировать угасание промышленности искусственно, секвестировать ее экономический потенциал неразумно и недальновидно. Она еще долго будет вносить весомую лепту в создание валового регионального продукта (ВРП).
Историческое развитие промышленности города прошло несколько этапов. Но периодизация - дело чрезвычайно тонкое. Эволюция промышленности не связана с датами жизни правящих особ. Здесь иные критерии. Наш великий город, как известно, основан 16 мая 1703 г. Это было время Северной войны, и ориентация экономики города на первостепенное обеспечение нужд армии и флота вполне объяснима. Судостроение и производство военного снаряжения - пионеры питерской промышленности. Индустриализация по-петровски, т.е. в начале XVIII в., когда Россия существенно отставала от стран Центральной и Западной Европы, проводилась как активное проникновение государства во все сферы экономики. Но экономическую основу промышленности составляли казенные мануфактуры. В этом принципиальная особенность первого этапа развития промышленности Санкт-Петербурга.
РЫБАКОВ
Феликс Федорович
- д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики СПбГУ. Заслуженный работник высшей школы РФ. Окончив экономический факультет (1969) и аспирантуру (1973), преподавал на факультете. После защиты докторской диссертации с 1986 по 1993 г. заведовал кафедрой политэкономии и был проректором по научной работе Института культуры. Читал лекции в Японии, Норвегии, Финляндии. В 1993 г. вернулся в Университет. Научные интересы - экономика социально-культурной сферы и экономическое реформирование России в XX в. Автор 195 научных работ, в том числе 9 индивидуальных и 14 коллективных монографий. Рад работ опубликован в США, Германии и Финляндии. В 1994 г. избран действительным членом Академии гуманитарных наук и действительным членом Нью- Йоркской Академии наук.
© Ф.Ф. Рыбаков, 2003
Промышленные предприятия того времени некоторые исследователи делят на три группы: казенные мануфактуры, работавшие на военные нужды (судостроение,
производство пушек и ядер, пороха и иного снаряжения); дворцовые мануфактуры, производившие предметы роскоши (шпалерная мануфактура, предприятия по производству бархата, парчи, позументов и других); частные мануфактуры, работавшие непосредственно на рынок. Это, как правило, предприятия, обеспечивавшие население города продуктами питания и одеждой.1
К сожалению, статистика того времени отсутствует, и структуру промышленности по трем названным выше группам установить не удалось. Однако по косвенным данным можно утверждать, что было безусловное господство казенных мануфактур. Адмиралтейство, например, имело комплексную структуру. Помимо собственно судостроительных заводов (десяти эллингов), оно включало вспомогательные учреждения Смоляной двор, водяные пильные мельницы на реке Ижоре (именно там в 1722 г. был основан Ижорский завод), ветряные мельницы на Мойке, кирпичные заводы и даже собственный водочный завод.2
В первой половине XVIII в. в городе было 20 металлообрабатывающих заводов. Однако лишь в 1792 г. появился первый частный металлообрабатывающий завод, основанный шотландцем Чарльзом Бердом.
Что касается легкой и прежде всего текстильной промышленности, то ее становление началось лишь через 95 лет после основания города. Первая прядильно-ткацкая фабрика была создана в 1798 г.3 Но бурный рост этой отрасли приходится уже на 30-50-е годы XIX в., т. е. на период фабричного производства. Были, разумеется, небольшие текстильные мануфактуры, причем как казенные, так и частные. Но сколь-либо существенной роли в тот период они не играли.
Переход от мануфактуры к фабрике ускорил процесс формирования Петербурга как центра машиностроения и металлообработки. Этому способствовали два важных события, оказавшие колоссальное влияние на становление Петербурга как общероссийского центра машиностроения. Во-первых, начало железнодорожного строительства и, во-вторых, переход от парусного деревянного флота к паровому броненосному. В 1837 г. была проведена первая в России железная дорога (Санкт-Петербург - Царское Село), а уже в 1851 г. железная дорога связала Петербург с Москвой (Николаевская, а затем Октябрьская). Это потребовало строительства паровозов, вагонов и многих других видов техники. Петербургские заводы - Путиловский, Невский, Нобеля, Александровский - строили паровозы и другие транспортные средства. Только на Невском заводе до 1917 г. было построено свыше 4 тыс. паровозов, а Путиловский завод выпускал в конце XIX в. 24 паровоза в месяц.
Параллельно с этим шел процесс строительства парового флота Гражданский паровой флот создавался на заводах Берда, Ижорском и других. Но главное началось после Крымской войны, когда была утверждена судостроительная программа на 20 лет. Петербург стал центром создания парового броненосного флота. Всего в Российском Императорском флоте (до 1917 г.) было 43 линкора и броненосца. И 28 из них были построены на питерских верфях.4
Эпоха индустриализации на машинной основе началась, как известно, с широкого использования паровых машин. Только за 30 лет (60-90-е годы XIX в.) мощность паровых двигателей в промышленности Петербурга увеличилась в 18 раз, а количество предприятий, их имеющих, - со 103 до 325.5
Таким образом, второй этап развития промышленности города - это время, когда фабрики прочно вытеснили мануфактуру, а машиностроение стало лидирующей отраслью. Новые заводы - Невский (Семянниковский), Обуховский, Лесснера (старый и новый, затем
«Двигатель» и ПО им. Карла Маркса), «Феникс», Нобеля и другие - позволили Петербургу занять лидирующие позииии в отечественном машиностроении. Отличительная черта питерских заводов - их многопрофильное™. Они смело брали разнообразные заказы. Путиловский завод, например, изготовлял паровозы, тракторы, автомобили, суда, турбины и многое другое. На некоторых предприятиях машиностроение и металлургия были соединены вместе. Это Ижорский, Путиловский, Обуховский и друг ие заводы.
Рождение электротехники - третий этап развития промышленности города. Уже в 1857 г. открылась главная телеграфная мастерская Торгового дома «Симменс и Гальске». С этого времени в Петербурге развивается электротехническая промышленность. «Завод кабелей, проводников и углей для электротехнических целей» (1879), завод динамомашин фирмы «Симменс-Шуккерп> (1898), фирма «Шуккерт и К°» (1877) и другие предприятия, которых к началу XX в. в городе было 19, составили основу электротехнической промышленности.
Однако характеристика промышленности города была бы неполной, если не назвать такую ее отрасль, как химическая. Тентельевский завод (1875), свинцово-белильный и красочный завод (1867), Киноваевский ультрамариновый завод (1878) и другие предприятия сделали химическую промышленность отраслью преимущественной специализации экономики города.
Развивалась легкая и пищевая промышленность. Уже в 60-е годы XIX в. в Петербурге было 52 фабрики текстильного и прядильного профиля. Однако они работали на иностранном сырье - американском и египетском хлопке.
Промышленность Санкт-Петербурга - это не только крупные и средние предприятия. Развитие производства ремесленного типа было особенно характерно для XVIII-XIX вв. Например, уже во второй половине XVIII в. в городе было 44 ремесленных цеха - портные, сапожники, камнерезы, часовщики и т. д. В 1789 г. цех русских портных состоял из 178 мастеров, 295 подмастерьев и 365 учеников, а цех русских сапожников - из 255 мужских и 77 женских сапожников и башмачников, 270 учеников, 155 работников и 116 учеников женских башмачников.6
Говоря современным языком, малый бизнес, или малое предпринимательство, имеет глубокие корни и хорошие традиции, многие из которых, к сожалению, утрачены.
В XX в. промышленность города вступила как ведущая отрасль экономики города. В 1913 г. структура промышленности по числу занятых выглядела следующим образом: металлообработка, включая электротехническую промышленность, - 41,5%; текстильная и швейная - 18,5; химическая - 8,9; прочие отрасли - 31,1%. Петербург уже в конце XIX в. производил свыше 70% всех машин и механизмов, создаваемых в России.7
Особую роль играла военная промышленность (в современной терминологии ВПК или ОПК). Судостроение, производство артиллерийских орудий, бронепоездов и бронеавтомобилей, самолетов (к 1914 г. в городе было 6 авиационных заводов), торпед и снарядов, патронов и амуниции - вот далеко не полный перечень продукции этого блока экономики. Причин столь высокой концентрации оборонных предприятий в Санкт-Петербурге несколько. Во-первых, со дня основания город был местом сосредоточения военной промышленности. Петр I обращал особое внимание на нужды армии и флота и по сути дела подчинил экономику этим целям. Во-вторых, Россия на протяжении XVII-XIX вв. участвовала во многих военных конфликтах и войнах. Только с середины XIX в. по 1917 г. это были: кавказские кампании 1853, 1854 и 1855 гг.; Русско-турецкая война 1877-1878 гг.; Туркестанские походы 60-х годов; Хивинский поход 1873-1876 гг., Китайская война 1900 г.; Русско-японская война 19С4—1905 гг.; Первая мировая война.8 Сами по себе войны выступали мощным стимулом развития военной техники, а значит, и отраслей, ее производящих. В-третьих, :иногопрофильность питерских машиностроительных заводов
позволяла им довольно успешно осваивать казенные военные заказы, а высокая квалификация инженеров и рабочих способствовала высокому качеству продукции. В-четвертых, экономика города опиралась на использование достижений науки и техники. И прежде всего в производстве военной техники. Видные ученые России - акад. А.Н. Крылов, проф. Д.И. Менделеев и другие - тесно сотрудничали с военным ведомством. В-пятых, развитая инфраструктура и концентрация военных учебных заведений (все военные академии России были расположены в Петербурге - Генерального штаба, Михайловская артиллерийская, Инженерная, Военно-морская) - способствовали быстрому освоению передовых образцов вооружений в армии и флоте. Однако не все было так гладко на деле. Несмотря на лидерство в ключевых направлениях науки и техники (изобретения А С. Попова, А.Ф. Можайского и др.), по общему техническому уровню армия и флот России уступали передовым странам Запада.
Промышленность города в советский период - предмет особого разговора. Наряду с несомненными достижениями - разработкой новых технологий и конструкций, созданием изделий, превосходящих мировые аналоги; реконструкцией и модернизацией - структура промышленности города была утяжелена предприятиями ВПК. Явление это противоречивое. С одной стороны, вкладывая все в ВПК, государство держало на голодном пайке другие отрасли, производящие товары народного потребления. Доля ВПК в общем объеме промышленного производства составляла 33-35%. С другой стороны, мировая практика свидетельствует о том, что передовые технологии чаще используются именно на оборонных предприятиях. Не случайно внимание к так называемым двойным технологиям. В советский период 9 промышленных министерств входили в ВПК. Было и гражданское машиностроение, структурированное в 12 промышленных министерств. Оно по техническому и технологическому уровню безнадежно отставало от предприятий ВПК. В Ленинграде 1960-1980-х годов все передовое оборудование, лучшие кадры и наука были сконцентрированы в ВПК. Так было, впрочем, во всех промышленных центрах ВПК.
Тесно связана с развитием ВПК такая отрасль промышленности, как радиоэлектроника. Ее становление приходится на 40-е годы XX в. Тогда на базе самых различных предприятий - лыжных и мешочных фабрик - создавали новые заводы радиоэлектронного профиля. Им отдавали территорию и здания названных фабрик. И через некоторое время мощный блок заводов радиоэлектроники и приборостроения - «Кулон», «Мезон», «Радиоприбор», «Ленинец» и другие - занял достойное место в питерской оборонке. Это уже следующий этап развития промышленности города.
В советский период промышленность города производила от общесоюзного уровня: 52% турбин и генераторов, 26 - полиграфического оборудования, 11 - приборов, 50 -фотоаппаратов, 20 - пылесосов, 7 - часов, 5% кожаной обуви.9
Заметной вехой на сложном пути развития городской промышленности была знаменитая Программа «Интенсификация-90». Сейчас о ней забыли. Только некоторые комментаторы иронично вспоминают о ней как о последней попытке административнокомандной системы обновигь производственный аппарат. Между тем Программа была задумана и частично реализована с большим знанием дела. Промышленность города успела получить солидный запас прочности, благодаря чему не произошло ее полной деградации
Что же сегодня происходит в промышленности Петербурга? Вопрос весьма интересный, ибо ответы на него так или иначе дают оценку периода реформирования. Однако спектр подобных оценок многообразен - от полного отрицания всего положительного до восторженных гимнов в пользу либеральных реформ. Примером подобной апологетики, например, является недавно выпущенная книга, подготовленная сотрудниками Леонтьевского Центра.10
Есть и бесспорные истины. Одна из них в том, что за годы либеральных реформ промышленность Санкт-Петербурга принципиально изменилась, особенно ее структура Не вызывает разногласий и другой факт - колоссальные институциональные преобразования, имевшие место как в целом по экономике города, так и в промышленности. Но хорошо это или плохо?
Действительно, отраслевая структура промышленности города претерпела большие изменения. Более чем в десять раз сократил свои объемы ВПК. Оттуда ушла молодежь, а оставшиеся там работники с каждым годом стареют. Те незаметные всплески активности, связанные с новыми заказами, пока мало что меняют. Промышленность Петербурга из наукоемкой превратилась в нечто иное. Лидирующие позиции заняла пищевая промышленность, а в ней пивоваренные компании - «Браво», «Вена», «Балтика». Сюда идут инвестиции, осуществляется техническое перевооружение. Между тем потенциал ВПК может бьгть успешно использован для технического перевооружения экономики в целом. Еще не все утрачено. Свидетельство тому - иностранные заказы на продукцию питерских оборонщиков. Греция, например, подписала контракт на строительство третьего десантного корабля типа «Зубр», а эта страна - член НАТО. .
Особенно тревожное положение дел с предприятиями радиоэлектронного профиля. Их в городе более 50. Либерализация внешнеэкономической деятельности и отсутствие реальной поддержки отечественных производителей привели к тому, что бытовая радиоэлектроника практически перестала производиться. Так, производство цветных телевизоров сократилось с 1990 по 2000 г. с 412 до 6 тыс. шт., т.е. в семьдесят раз! Магнитофонов в 1990 г. было произведено 266 тыс. шт. В 2000 г. их вообще не изготовляли. Фотоаппаратов соответственно производили 1400 тыс. шт. и 32 тыс. шт. - в пятьдесят раз меньше." Иногда раздаются голоса в пользу полной переориентации на зарубежных производителей бытовой радиоэлектроники и иной техники. Это недальновидно.
Обладая огромным опытом разработки и создания радиотехнических устройств военного назначения, наша промышленность может освоить производство современной и качественной продукции для нужд потребителя. Необходимы инвестиции. Они пока идут в пищевую промышленность. Иностранные инвесторы не хотят вкладывать средства в наши радиотехнические предприятия. Да и конкуренция здесь достаточно велика. Значит, надо искать средства внутри страны. Но то, что продукция бьгговой электроники может бьгть отечественного производства, несомненно. И речь здесь идет не о квасном патриотизме. Высокая доля добавленной стоимости, устойчивый спрос, новые рабочие места, а главное простаивающие мощности полусотни заводов - вот аргументы в пользу направления финансовых потоков в эту отрасль.
Другая отрасль специализации промышленности города - энергомашиностроение. Мощности здесь явно недогружены (при производстве паровых турбин - лишь на 17,8%). Энергомашиностроение в Петербурге - существенное звено его промышленного и научнотехнического потенциала. Однако в 2000 г. производство паровых турбин (по мощности, в тыс. кВт) сократилось более чем в семь раз по сравнению с 1990 г., а производство гидравлических турбин - в два раза.12 Энергомашиностроение - мощное конкурентное преимущество города. Однако до сих пор оно используется недостаточно. Здесь необходима государственная поддержка и четкая политика. Во-первых, питерское энергомашиностроение - основа технического перевооружения энергетики России. А там работы непочатый край. Только в Петербурге и Ленинградской области коэффициент износа основных фондов в электроэнергетике составляет соответственно 54,0 и 62,8%.13 Во-вторых, данная отрасль всегда была ориентированной на экспорт. Электростанции в Азии и Африке, Южной Америке и других регионах мира могут выступать потребителями
продукции питерских энергомашиностроителей. И подобный опыт есть. Его необходимо переосмыслить с учетом рыночных реалий.
Как и три века назад, судостроение является локомотивом промышленности. Более 20% российских объемов судостроения приходится на Петербург. Строятся эсминцы и фрегаты, сухогрузы и танкеры. Но мощности недогружены, технический уровень питерских верфей далек от современных требований. Однако и в XXI в. эта отрасль бесспорно останется в наборе отраслей преимущественной специализации городской экономики. Ибо в Петербурге есть все для развития судостроения: наука, подготовка
высококвалифицированных кадров, опыт и традиции. Развитие логистических схем «Север-Юг» и «Восток-Запад», транспортных коридоров, а также строительство новых портов требует коренного обновления российского флота. А его состав и тоннаж за годы реформ существенно уменьшился. Число судов в морском торговом флоте России с 1995 по 2000 г. сократилось с 5509 до 3908, а тоннаж - с 7590 до 3132 тыс. т.14
Промышленность Санкт-Петербурга - это и современное станкостроение. Обрабатывающие центры, станки с ЧПУ и другое современное металлообрабатывающее оборудование с питерской маркой широко известно как внутри России, так и за ее пределами. Однако производство металлорежущих станков с 1990 по 2000 г. упало с 3128 до 56 ед. (или в 56 раз!!!), а кузнечно-прессовых машин - с 1480 до 205 (в 7,2 раза!!!).15 О каком обновлении станочного парка может идти речь при таком падении производства в станкостроении? Решение проблемы упирается в инвестиции. Опять инвестиции! Где их взять? Мы долго и много говорили об этом. Кое-что, безусловно, сделано. Но инвестиционная пауза в машиностроении явно затянулась. Как уже отмечалось, пищевая промышленность города получает инвестиций на порядок больше, чем машиностроение. Поэтому подчеркнем еще раз: неразумно и недальновидно ориентировать промышленность города исключительно на развитие отраслей с низкой наукоемкостью.
В структуре ВРП города доля промышленности - 20-21%, общая же доля отраслей, производящих товары, - около 30% Почти две трети (64%) приходится на производство услуг. Вроде бы складывается картина, адекватная развитым европейским странам, США и Японии. Но это лишь на первый взгляд. В действительности же главный фактор роста доли услуг в ВРП - опережающий рост цен и тарифов на них. Физический же объем услуг значительно сократился. Например, объем платных услуг в физическом выражении в 2000 г. составил менее 20% от уровня 1990 г.
Промышленность на фоне этих сногсшибательных цифр выглядит падчерицей. Однако нельзя ориентироваться лишь на кажущиеся тенденции. Реалии таковы, что промышленность среди других сфер экономики города все еще лидирует и по стоимости основных фондов, и по вкладу в доходы города, и по научному потенциалу. Промышленность имеет колоссальный запас прочности и даже в условиях небывалого спада сохранила свой потенциал.
Примитивизация структуры промышленности - постоянный спутник реформирования 90-х годов XX в. Коснулось это и Санкт-Петербурга. Однако если в России утяжеление структуры промышленности означает рост сырьевых отраслей, то в Петербурге происходило увеличение доли пищевой промышленности. Ее доля в общем объеме промышленного производства практически сравнялась с долей машиностроения, чего никогда не было.
Еще одно замечание. В современных условиях вряд ли правомерно говорить о машиностроении вообще, не разделив его на определенные группы. Советская статистика включала в него 58 отраслей. Но дело даже не в этом. Машиностроительные заводы сегодня резко дифференцированы по степени сложности изготовляемых изделий. Одни делают
ограды и металлические двери, другие - сложную технику. Даже на радиотехнических заводах подчас работают одни механические цеха. Сборочные же простаивают. Поэтому общая картина заведомо искажена.
Будущее промышленности Петербурга - высокие технологии. Информационное общество другого не примет. Есть все основания и предпосылки принципиальной модернизации промышленности, с которой город вошел в XXI в. Основой же высоких технологий и полигоном их отработки всегда служит ВПК. Так складывалось исторически. Поэтому первостепенная задача - сохранить то, что еще осталось и на этой основе начать масштабную модернизацию. Но это - предмет особого разговора.
I См., напр.: Петербург петровского времени. Очерки / Под ред. А В. Предтеченского. Л., 1948. С. 52. Мавродин В. Основание Петербурга. Л., 1978. С. 114.
3 Ленинградская промышленность за 50 лет / Под ред. П.П. Анисимова. Л., 1967. С. 307.
4 Корабли Российского Императорского флота. Энциклопедия. Минск, 2000. С. 20-64.
Ленинград. Энциклопедический справочник. М.; Л., 1957. С. 54
6 Георги И.Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного, с планом. СПб., 1996. С. 201
7 Санкт-Петербург-Петроірад-Ленинград. Энциклопедический справочник. М., 1992. С. 514.
“Подробно: Керсеновский А. А. История русской армии. Т. 2, 3. М., 1993-1994.
5 Волков А.АКлименко К.Д., Мелещенко В.И. Ленинградский социально-экономический комплекс. Л., 1979. С. 24.
10 Десятилетие экономических реформ в Санкт-Петербурге / Под ред. С. А Васильева. СПб., 2001. С. 336.
II Санкт-Петербург в 2000 году. Официальное издание. СПб., 2001. С. 158.
12 Там же. С. 153.
13 Промышленность Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Официальное издание. СПб., 2001. С. 157.
14 Экономика и время. 2002. № 5. С. 6.
15 Санкт-Петербург в 2000 году. С. 153.
Статья поступила в редакцию 17 марта 2003 г.