студентов различных факультетов, подготовленная студентами с участием преподавателей факультета - кандидатами филологических наук Хандархаевой Ириной Юрьевной и Корпусовой Еленой Васильевной. Заставила размышлять студентов о ценностных ориентирах и нравственной позиции встреча с писателем-драматургом Геннадием Башкуевым.
В настоящее время в университете реализуются различные идеи и проекты. Их реализация может осуществляться только при определенных условиях. Одним из этих условий, на наш взгляд, является сопровождение и научно-методическое обеспечение деятельности факультетов университета, обучение студенческого актива, зам. деканов по воспитательной и спортивной работе, кураторов групп.
Отдел социальной и воспитательной работы проводит круглогодичный семинар для заместителей деканов «Инновационные подходы к воспитательному процессу в современном вузе» с выдачей сертификатов. Начал работать в университете координационный совет по профилактике заболеваний и развитию здорового образа жизни студентов и сотрудников университета. Второй год проходит выездная школа студенческого актива, встречи с активом и студенческим самоуправлением на каждом факультете.
Планируется организация работы по вовлеченности факультетов, кафедр, преподавателей в различные формы воспитания студентов. Конечно, это специальная работа. Как показывает опыт, эффективным средством такого вовлечения являются конкурсы, рейтинги.
Разрабатывается положение о конкурсе проектов воспитательной деятельности, участниками проекта могут быть факультеты, кафедры и другие структурные подразделения. Внесены предложения о включении в рейтинг преподавателей критерии и показатели воспитательной работы, которые учитываются при аттестации и аккредитации вуза.
Хотелось бы отметить, что воспитательная деятельность студентов в классическом университете, на наш взгляд, должна:
- развивать у студентов способность самим при содействии педагогов и других социальных партнеров организовывать свою жизнь на основе общечеловеческих, нравственных ценностей и сотрудничества с разными людьми.
- создавать условия для формирования у студентов способности к продуктивному действию - созиданию путем включения в решение значимых для них личных и социальных проблем.
Воспитание не может ограничиваться и осуществляться преимущественно в культурно-массовой и досуговой деятельности, следует создавать условия для самореализации во всех сферах учебной, научной, спортивной, творческой и общественной жизни университета.
Литература
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10.
2. Гришанова И. А. Развитие компетентности специалий как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика / под ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто. - М., 2002. - Кн. 6.
3. Концепция воспитательной деятельности в Бурятском государственном университете. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006. - 35 с.
4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации / Правительство РФ. - М., 2006.
Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по социальной политике и воспитательной работе Бурятского госуниверситета, тел. (301-2) 211586
Rogaleva Galina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, pro-rector on social policy and education activities of Buryat State University, tel. (301-2) 211586
УДК 378.147
ТА. Слмвмна, Е.П. Кунстман
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В статье рассматривается подход к решению общепедагогической проблемы поиска условий, технологий, механизмов и средств формирования конкурентоспособности будущего специалиста в образовательном процессе вуза. Доказывается, что одним из наиболее эффективных средств является проектная деятельность. Определяется значимость применения метода проектов при организации проектной деятельности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособная личность, конкурентоспособный специалист, учебная деятельность, формирование конкурентоспособного специалиста, метод проектов, проектная деятельность.
T.A. S/ivina, E.P. Kunstman PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF SPECIALIST'S COMPETITIVENESS FORMATION
The approach to solution the general pedagogical problem of search conditions, mechanisms, technologies and means of formation future specialist’s competitiveness in educational process of high schools is considered in the article. It proves the effectiveness of project method, the significance of its application in organization of the project activity is defined.
Keywords: competitiveness, competitive person, competitive specialist, formation of competitive specialist, project method, project activity.
Важной характеристикой молодых людей, начинающих трудовую деятельность (попадающих в условия конкуренции) является конкурентоспособность, которая становится предметом целенаправленного формирования и развития в вузе, результатом же этого процесса является конкурентоспособный специалист.
Сущность понятия «конкурентоспособность специалиста» тесно связана понятиями «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособная личность», «конкурентоспособный специалист».
Анализ определений термина «конкуренция» позволил сделать вывод, что это процесс воздействия субъектов друг на друга, сопровождающийся активизацией субъектов действия и, как следствие, взаимными изменениями их поведения, деятельности, отношений, установок.
Конкурентоспособность же можно понимать как способность субъекта выдержать конкуренцию, а это подразумевает наличие комплекса характеристик, «выгодно» отличающих его от других участников конкуренции, и лишь наличие комплекса характеристик у субъекта конкуренции обеспечивает ему способность выдержать конкуренцию. Вышесказанное указывает на то, что конкурентоспособность - это комплексная деятельностная характеристика конкурирующего субъекта отвечать потребностям рынка, выгодно отличающая его от других участников конкуренции. Конкурентоспособность может проявляться только в конкуренции (соперничестве, борьбе).
Совокупность качеств личности, определяющая ее способность осуществлять определенную деятельность эффективнее других (в условиях состязательности, соперничества и борьбы со своими конкурентами), есть «конкурентоспособность личности». Личность, обладающая данными характеристиками, является конкурентоспособной личностью.
В последнее время наряду с понятием «конкурентоспособная личность» в педагогику стало прочно входить такое понятие, как «конкурентоспособный специалист».
Характеризуя конкурентоспособного специалиста, большинство исследователей (В .И. Андреев, А. Бандура, С.А. Борисенко, В.А. Ведеников, Б.С. Гершунский, Э.Ф. Зеер, П.Ф.Зеер, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Р. Мартенс, Л.М. Митина, А.В. Петровский, Н.В. Фомин, В.Д. Щедриков, Э. Эриксон и др.) выделяют следующие признаки:
- профессиональная компетентность;
- высокий уровень теоретической и практической подготовки;
- высокая степень освоения последних достижений науки и техники и современных технологий;
- целеустремленность, ценностные ориентации, настойчивость в достижении целей и преодолении препятствий;
- стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и профессиональному росту;
- стремление к успеху;
- способность к творчеству и инновационной деятельности;
- умение выбирать перспективу, прогнозировать свое развитие и системно видеть проблему;
- способность адаптироваться к современным технологиям производства, легко переходить от одного вида труда к другому, а также обладание знаниями, умениями и способностями, необходимыми для широкого круга профессий;
- гибкость мышления;
- способность к самооценке,
- способность принимать ответственные решения;
- трудолюбие, ориентация на эффективность и качество;
- способность к риску;
- коммуникативность.
Формирование конкурентоспособности, как базового основания личности, связано с общепедаго-
гической проблемой поиска условий, технологий, механизмов, специально организованного педагогического процесса, направленного на развитие личностных качеств, реализацию возможностей и способностей человека.
Выдающийся педагог прошлого А. Дистервег (1790-1866) писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...» [2].
Практика подтверждает, что студенты, которые не научились самостоятельно работать, редко становятся высококвалифицированными специалистами. Только интенсивное учение самого студента позволит ему стать полноценным профессионалом. Учитывая это, организация образовательного процесса должна включать оказание помощи студентам в осуществлении учения, не подменяя их собственных усилий.
Основным видом деятельности для студента вуза является учебная деятельность, которая определяется разными учеными в соответствии с их концепциями. В педагогическом словаре (авторы Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) учебная деятельность определяется так: это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность по решению учебных задач [3], что в большей степени соответствует традиционной парадигме образования.
Для Д.Б. Эльконина важно наличие личных целей в учебной деятельности: «учебная деятельность
- это деятельность, сознательно направленная учеником на осуществление целей обучения и воспитания, воспринимаемых им в качестве своих личных целей» [7]. Для нас важно то, что учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте [8].
В.В. Давыдов в определении учебной деятельности выделяет особую форму активного сотрудничества учителя и учащихся, направленную на самоизменение, самосовершенствование ученика как субъекта обучения» [1].
Мы разделяем взгляд на учебную деятельность В.В. Давыдова, в котором подчеркивается направленность процесса на развитие и изменение, самоизменение, самосовершенствование ученика как субъекта в активном сотрудничестве с учителем.
Учитывая, что студент, получая высшее профессиональное образование, пребывает в образовательном учреждении в течение 4-6 лет, что не может не отразиться на изменениях его личности.
Студенчество - это особая социальная категория молодежи, организационно объединенная институтом высшего образования. Для студенчества характерны высокий образовательный уровень, социальная активность, профессиональная направленность, высокий уровень профессиональной мотивации.
В последнее время считается, что объем знаний удваивается каждые 5-7 лет, и по этой причине в мировой и отечественной педагогике все активнее обсуждается вопрос о том, как совместить ограниченные сроки подготовки профессионала, лимитированный бюджет учебного времени образовательного учреждения с угрожающе быстрым расширением знаний, проблем, задач, ситуаций, которые выпускник должен знать и уметь профессионально решать. Поиском ответа на этот вопрос занимались многие ученые (А.А. Бодалев, С.А. Борисенко, Н.В. Борисова, Н.Я. Гарафутдинова, О.В. Душкина, Э.Ф. Зеер, В.А. Оганесов, О.И. Полькина, Н.Э Пфейфер, М.В. Семенова, Н.В. Фомин, Д.В. Чер-нилевский и др.), они пришли к выводу, что образовательное учреждение должно готовить личность, способную разбираться в проблемах, не пасовать перед трудностями, проявлять инициативу и самостоятельность, находить основания для правильных решений, непрерывно продолжая учиться самостоятельно. Одним словом, развивать личностные качества в образовательном процессе. Такой подход должен быть присущ не только всему образовательному учреждению, но и деятельности факультета, кафедры, преподавателя.
Образование в рамках так называемой учебно-дисциплинарной модели с ее строгой регламентацией учебной технологии, закрепленной в жестком учебном плане, расписании занятий, в программах и методических пособиях с одинаковым усредненным подходом к обучающимся, в недостаточной степени создает условий для развития в единстве личностных и профессиональных качеств, необходимых для конкурентоспособного специалиста. С.И. Осипова в исследовании отмечает, что «такое обучение не ориентировано на формирование навыков саморазвития личности, оставляет вне поля зрения познавательную активность и личностные особенности обучаемых» [4].
Для обоснования выбора средств формирования конкурентоспособного специалиста в образовательном процессе вуза мы опираемся на основные принципы личностно-ориентированного образования, сформулированные в исследовании С.И. Осиповой:
- признание уникальности личности студента как самоценной индивидуальности, имеющей позитивную, конструктивную сущность, заложенную в нем в виде потенциала;
- признание права студента на свободное развитие и проявление своих способностей;
- направленность образования на самоактуализацию, саморазвитие и самореализацию студентов в различных видах деятельности;
- изменение позиции педагога по отношению к студенту и самому себе, переход участников учебного процесса в субъектную позицию, установление субъект-субъектных отношений между педагогом и студентом;
- использование активно-деятельностной роли студентов в многообразном процессе учения [4].
Реализация принципов личностно-ориентированного образования приводит к изменению позиции
педагога по отношению к студенту и к самому себе, то есть обеспечивает субъект-субъектные отношения, для которых характерно отношение педагога к обучаемым как к самостоятельным субъектам, способным учиться не по принуждению, а по собственному желанию и свободному выбору. Образовательный процесс становится не процессом усвоения ЗУНов, но средством развития личностных качеств у студента, необходимых для конкурентоспособности. Становясь субъектом учебной деятельности, студент обретает необходимые для этого свойства и качества личности, такие как гибкость мышления и поведения, самостоятельность, умение поставить цель, анализировать и оценивать свои действия и другие, необходимые для конкурентоспособного специалиста.
Одним из наиболее эффективных средств формирования и развития личностных качеств, характеризующих конкурентоспособного специалиста, является проектная деятельность. Осуществление проектной деятельности возможно с применением метода проектов. В условиях проектной деятельности повышается заинтересованность студентов в более глубоком понимании изучаемой проблемы, развиваются познавательные навыки, критическое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также творческие способности. Кроме того, студенты получают опыт в решении профессионально-ориентированных задач, приобретают навыки коммуникативного общения, учатся вести себя в различных быстроменяющихся ситуациях, развивают гибкость поведения.
Таким образом, проектная деятельность ориентирована на самореализацию личности студента путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Для того чтобы осуществить проектирование, личность, создающая проект, должна научиться вырабатывать собственное видение мира, опираясь на свой жизненный опыт. Проектное видение профессиональной деятельности способствует значительному росту специалиста. С этой точки зрения проектная деятельность дает студенту возможность учиться в соответствии с его способностями и интересами, актуализировать личностный опыт, иметь перспективу в развитии рефлексии, понимания себя самого и другого человека. Применительно к вузу проектная деятельность рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Проектная деятельность способствует активизации всех сфер личности студента - его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность.
Как отмечает Е.С. Полат, проектный метод, используемый для осуществления проектной деятельности, позволяет:
- научить учащихся самостоятельно, критически мыслить;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли [5].
Метод проектов как дидактическая категория - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, творческих областей, способности
прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник вуза оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Образование с использованием метода проектов может способствовать формированию конкурентоспособности через участие в деятельности в малых группах, где необходимо входить в ролевые позиции, участвовать в дискуссиях, групповых исследованиях, проявлять активность, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие студента с преподавателем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одновременным отсутствием диктата со стороны преподавателя и достаточной степенью самостоятельности для студента. В отличие от пассивных способов обучения метод проектов вовлекает студента в деятельность, где целью является получение результата - результата работы над проектом, что является сильным мотивантом. В большинстве случаев при работе традиционным способом студенту зачастую остается неясным, для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. Кроме карающей или поощряющей отметки преподавателя других мотивантов в поле зрения студента, как правило, нет.
При работе над проектом студент сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Оценка преподавателем его личностных качеств, проявленных в процессе работы (инициативность, находчивость, воля в преодолении трудностей, дисциплинированность, ответственность, сообразительность и другие), становится для студента более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Вопросы воспитания и самовоспитания приобретают большую значимость для развивающейся личности. Появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии. Интерес к проекту и результату выполнения проекта обеспечивается методикой его использования.
Эффективность применения метода проектов для осуществления проектной деятельности была подтверждена практикой. Проектная деятельность организовывалась в рамках дисциплины «Информатика» для студентов Сибирского государственного аэрокосмического университета. С помощью метода проектов осуществлялся личностно-деятельностный подход к обучению и воспитанию. На предмете «Информатика», с ярко выраженной практической направленностью, деятельностные формы обучения позволяют обучать предметной деятельности в процессе учебной деятельности. Под предметной деятельностью мы понимаем деятельность в пределах одной предметной области. Для информатики предметная область очерчивается содержанием преподаваемого предмета с его расширениями и углублениями при профилированном преподавании. Так, целью проекта являлся практический результат, получаемый с помощью компьютера, программных сред, пакетов программ, оболочек и пр., которые каждый студент освоил в процессе обучения. Проект дал возможность организовать эту деятельность в увлекательной для студентов форме, направив на значимый для них результат - продукт коллективной познавательной, творческой работы. Усиливалась целенаправленность практического занятия. Освоение программных средств и вычислительной техники становилось более осмысленным, работа студентов - осознанной, увлекательной, прагматически и познавательно мотивированной.
При работе над большим проектом, требующим пошаговой организации, системного подхода, в проектной деятельности появляется возможность обучать студентов системной самоорганизации мышления и деятельности. Работа по продвижению шаг за шагом от задачи к задаче, не теряя из виду главной цели проекта, носит поисковый характер, позволяет научить системному подходу в решении проблем проекта. В то же время применение метода проектов на предмете «Информатика» дает возможность организовать групповое обучение. В процессе творческой проектной деятельности студентов групповое взаимодействие, предусмотренное по ходу выполнения проекта, позволяет воспитывать и развивать важные для конкурентоспособности качества личности. Это способность работать в коллективе, взаимодействовать, помогать друг другу, учиться друг у друга, работать на одну общую цель, совместно планировать работу и оценивать вклад и результаты работы каждого.
Участие в проектах меняет роль студентов в учении: они становятся активными участниками про-
цесса, деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», при этом формируется конструктивное критическое мышление, которому трудно научить в традиционном образовании.
Организация работы осуществлялась поэтапно. На первом мотивационно-ценностном этапе для студентов создавались условия, приближенные к реальным условиям конкуренции, для которых характерны соперничество, борьба за достижение лучшего результата. Моделировалась конкурентная среда, опираясь на принципы жесткого представления условий конкуренции, что определяло конечный продукт, условия результативной деятельности, организационные условия проектной деятельности:
1) цель - создание сайта «Мой факультет». При этом под конечным результатом понимался продукт учебной деятельности. Целенаправленный характер учебной деятельности студентов позволял студентам проявить активность, творческую самостоятельность, повысить свой образовательный уровень, научиться конкретному делу, приобрести достаточно универсальных знаний, помогающих ему в работе и способствующих его индивидуальному развитию;
2) условие результативности деятельности: по результатам проектной деятельности выбирался один проект-победитель - это главное условие в конкурентной борьбе. Анализ представленных проектов по выбранным критериям, способность студентов аргументировать и организовывать свою деятельность демонстрируют способность участников проекта к преобразовательной деятельности, различные уровни проявления активности и самостоятельности, способность осознанно управлять собой и своей деятельностью при наличии адекватной самооценки на основе рефлексии;
3) организационный аспект: для работы над проектом студенты самостоятельно разбивались на группы для того, чтобы ощутить себя в роли конкурирующих предприятий, фирм.
На втором деятельностном этапе осуществлялась проектная деятельность, которая носила состязательный характер - как важный признак конкуренции.
При формулировании задания мы придерживались принципов, предусматривающих индивидуальное развитие каждого студента в конкретной целенаправленной деятельности. Создание сайта факультета представляет деятельность, проникающую в жизнь факультета, конкретной группы, каждого студента, а чем больше деятельность проникает в жизнь, то есть приближена к реальной жизни, чем больше направленности на конечный результат, тем активнее проявляется творческая самостоятельность студента, тем больше у него стимул повысить свой образовательный уровень, научиться конкретному делу, приобрести достаточно универсальных знаний, не только помогающих ему в работе, но и способствующих его индивидуальному развитию.
При этом под конечным результатом понимается продукт учебной деятельности, который соответствует самым строгим требованиям экспертов (в роли которых выступают преподаватели и студенты). Конечный продукт оценивался по критериям, предложенным преподавателем и самими студентами, которые разрабатывались и обсуждались в начале проектной деятельности, учитывая актуальность, необходимость и важность созданного продукта для факультета и университета.
Критерии оценивания выполнения проекта
Оцениваемый параметр Макс. балл Оценка
Содержание
Соответствие теме 15
Логика изложения 10
Сформированные идеи ясно изложены 10
Дизайн
Общий дизайн и графика соответствуют содержанию 10
Единство стиля и оформления разных частей работы 10
Читаемость текста, наглядность, расстановка акцентов 10
Мультимедиа. Использование звука, видео. 10
Организация
Количество слайдов обосновано 5
Слайды представлены в логической последовательности 5
Творческий подход и оригинальность 15
Общие баллы 100
С педагогической точки зрения строгость требований к результатам деятельности имеет двойственный смысл: с одной стороны, она (строгость) «отпугивает», вызывает неуверенность в своих си-
лах и знаниях, с другой - способствует повышению активности, увеличению интереса, желанию попробовать, разобраться и в конце концов победить, выдержать конкуренцию.
Для студентов, работающих над проектом создания сайта, появилась возможность использования новых информационных технологий, совокупности всех изучаемых дисциплин, кроме того, они должны знать о всех (или почти всех) дисциплинах, которые еще предстоит изучить, иметь свежую информацию о происходящем в жизни университета, факультета, группах, знать все новости, а также возможность «поработать» в должности журналистов, переводчиков, компьютерщиков, организаторов, дизайнеров, то есть реализовывать различные виды деятельности. Перед студентами стояла задача не только разработать проект, но и показать его конкурентные преимущества.
На завершающем этапе подводились итоги совместной работы студентов. Проводилась качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта, всего узнанного и приобретенного. Группы студентов представляли свои проекты в виде презентаций, показывали конкурентные преимущества, оценивание проектов проводилось студентами и руководителем по выработанным критериям. По результатам оценки выбирался лучший проект для внедрения, все участники проекта получали оценки. Подводились итоги воспитательного характера. Работа в команде, совместное взаимодействие, творчество студентов, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, гибкость поведения и гибкость мышления, способность к разумному риску, умение адаптироваться в быстроизменяющей ситуации - все это несомненно положительные результаты, требующие обобщения и оглашения перед всей группой.
По окончании проектной деятельности с целью выявления динамики формирования качеств, необходимых конкурентоспособному специалисту, проводилось тестирование (заключительный этап) посредством теста САТ [6]. Динамика сформированности личностных качеств студентов представлена на рис. 1.
Рис. 1. Динамика сформированности личностных качеств студентов
Анализ показал, что в результате проектной деятельности в моделируемой конкурентной среде у студентов отмечена положительная динамика по всем шкалам теста, что подтверждает целесообразность ее использования в образовательном процессе при формировании конкурентоспособного специалиста и приобретения студентами опыта конкурентной борьбы, доказывает, что проектная деятельность является эффективным средством формирования конкурентоспособности будущего специалиста.
Литература
1. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1982.
2. Дистервег А. Собр. соч. - М., 1961. - Т. 2. - С.68.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2001. - 176 с.
4. Осипова С.И. Теоретическое обоснование и реализация модели образования, способствующей становлению субъектной позиции учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. - Томск, 2000.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000.
6. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. - 671 с.
7. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.
8. Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.
Сливина Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М.Ф. Решетнева. E-mail: [email protected].
Кунстман Екатерина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общественных связей Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М.Ф. Решетнева. E-mail: [email protected]
Slivina Tatyana Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of applied mathematics department of M.F. Reshetnev Siberian State Aerospace University.
Kunstman Ekaterina Petrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of PR department of M.F. Reshetnev Siberian State Aerospace University.
УДК 378.147
Я.В. Тараскина
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА
В статье рассматривается проектное обучение как средство формирования компетенций студентов языкового вуза на начальном этапе. Особое внимание уделяется такому компоненту ключевых компетенций, как социальная компетенция, которая является важной составляющей образованности будущего специалиста.
Ключевые слова: проектное обучение, ключевые компетенции, социальная компетенция, групповое обучение, продукты, этапы работы, презентация, оценивание.
Ya V Taraskina
PROJECT LEARNING AS A WAY OF FORMING SOCIAL COMPETENCES BY STUDENTS
OF LANGUAGE INSTITUTION
The article deals with the project method as a means of formation competencies of students of language institutions at the opening. Particular attention is paid to such a component of key competences, as social competence, which is an important component of future specialist education.
Keywords: project learning, key competence, social competence, small group of learners, product, project phase, presentation, evaluation.
В лексикон ученых, исследователей прочно входят такие понятия, как компетентностный подход, компетентность. Нам хотелось бы остановиться на двух категориях, которые составляют суть компе-тентностного подхода: компетенция и компетентность. Так, группа ученых РАО (В.А. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков) рассматривает эти понятия синонимично, не разделяя их. В то же время нам ближе точка зрения И.А. Зимней, которая занимаясь проблемами методики преподавания иностранных языков, замечает, что основанный на компетенции подход прежде всего подчеркивает практическую, действенную сторону. Тогда как подход, основанный на понятии «компетентность», включающем собственно личностные качества, определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования.
По мнению А.В. Хуторского, компетентность - это владение, обладание обучающимися соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности обучающегося (совокупность качеств) и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Дальнейший анализ литературы по проблеме, в том числе зарубежной, выявил сложность и неоднозначность трактовки и содержания этих понятий. Одни исследователи прежде всего выделяют личностные свойства (В .И. Байденко, Э.Ф. Зеер, Дж.Равен), вторые - знания и умения (А.М. Новиков,