Н.А. БРЕДНЕВА (Липецк)
формирование проектной культуры студентов в вузе
Рассматривается понятие «проектная культура студента». Предлагается использовать метод междисциплинарных проектов и программу проектной деятельности для ее развития. Предложены педагогические условия, определены критерии и уровни сформирован-ности проектной культуры студентов. Сделан вывод о необходимости целенаправленной работы педагога по ее развитию с целью повышения качества профессиональной подготовки и уровня конкурентоспособности студентов.
Ключевые слова: проектная культура, проектная компетентность, проектная деятельность, проектное мышление, креативность.
Проектирование все больше проникает во все сферы нашей жизни. Ряд ученых (И.А. Зимняя, Н.В. Матяш, В.Ф. Сидоренко и др.) определяют современный этап развития социума как «всепоглощающую проектность». Окружающая действительность требует решения различных проектных задач. Особенно это касается профессиональной деятельности, где в условиях жесткой конкуренции становятся ценными проектные умения и навыки, высокий уровень проектной компетентности и культуры.
Основы проектной культуры закладываются еще в школе, но именно в вузе студенты должны достичь ее высокого уровня, чтобы активно использовать в будущей профессиональной деятельности. интерес к методу проектов объясняется еще и тем, что данная технология позволяет сформировать не только важные умения и навыки, но и личностные качества, необходимые будущим специалистам, чтобы быть востребованными на рынке труда. Целями и задачами нашей статьи являются рассмотрение понятия «проектная культура студентов», описание методов и средств ее формирования, характеристика критериев и уровней ее сформированности.
исследователи неоднозначно трактуют понятие «проектная культура». Так, О.И. Ге-нисаретский считает, что суть ее составляет концептуализм как общая творческая установка. По его мнению, проектная культура - это
КИЕ НАУКИ -
высший уровень сферы дизайна, надстраивающийся над текущим проектным процессом преобразования и / или воссоздания среды, над такими его составляющими, как проектирующие сообщества, проектное хозяйство, проектируемые части среды и, разумеется, над инфраструктурой дизайна, т.е. функциональными службами, обеспечивающими нормальное течение проектного процесса. Проектная культура - это надуровень проектного процесса, как инфраструктура - подуровень его [2]. Проектная культура включает в себя 3 аспекта: экологический, концептуальный и аксиологический [Там же].
Феномен «проектная культура» рассматривается учеными с точки зрения психологии, социологии, педагогики. Психологи воспринимают данный феномен через внутренние состояния личности (Н.В. Матяш, А.П. Марков). В социологии проектная культура исследуется в контексте понятия «социальные технологии» (Н.С. Данакин, Л.В. Нургалиев).
В педагогике понятие «проектная культура» тесно связано с разработкой педагогических условий и средств, которые обеспечивают ее успешное формирование. Концептуальные основы проектирования в контексте педагогики высшей школы заложены в трудах П.П. Блонского, Г.Л. Ильина, Н.Ю. Пахо-мовой, Е.С. Полат, С.Т. Шацкого и др. В диссертационном исследовании Л.А. Филимонюк проектная культура понимается как способ творческой самореализации человека, включающий ценностно-смысловые образцы проектируемой предметной среды; ценностные ориентации субъектов проектирования; мыслимые, чувственные и осязаемые ценности проектной культуры и достижимые в ней ценностные состояния, необходимые для личностной реализации проектного процесса [4]. Т.Л. Стенина в основу создания модели проектной культуры ставит тезис о том, что «студент, в полной мере овладевший проектной культурой, обладает способностью не только успешно реализовывать социальные инновации на основе проектного метода, но и самосовершенствоваться и развиваться как личность» [3, с. 45], отмечая тем самым значимость данного явления для социализации и самосовершенствования личности.
В целом проектная культура понимается в педагогике как способ выражения креативности личности, как совокупность методов и технологий и как опыт проектной деятельности.
О Бреднева Н.А., 2018
Исследователи подчеркивают в определении данного термина возможность творческой самореализации и ценностные ориентации субъектов педагогического процесса.
Мы определяем проектную культуру студента как интегративное качество личности, включающее в себя проектную компетенцию, проектное мышление, творческую инициативность, ценностные ориентации, умение проектировать не только профессиональную деятельность, но и повседневную жизнь. Данное качество способствует самореализации обучаемого, позволяет ему стать конкурентоспособным специалистом.
Для формирования проектной культуры студентов необходимо внедрение в учебный процесс определенных методов и средств. Мы предлагаем использовать метод проектов в условиях междисицплинарной интеграции, под которым понимаем самостоятельную работу студентов, предполагающую создание продукта (проекта), направленную на решение профессионально ориентированной задачи, предполагающую развитие профессиональных качеств, умений, навыков, необходимых современному конкурентоспособному специалисту. Средством является разработанная нами программа проектной деятельности, реализуемая в рамках дисциплины «Иностранный язык» на неязыковых специальностях вуза, предполагающая последовательное создание четырех проектов (мини-проекта, реферативного, группового мультимедийного и индивидуального мультимедийного) в условиях интеграции трех дисциплин - иностранного языка, специальности, информационных технологий. Овладение проектной культурой, таким образом, осуществляется последовательно от мини-проекта к индивидуальному мультимедийному параллельно с развитием соответствующих умений, навыков и проектного мышления.
Для совершенствования проектной культуры обучаемых мы используем в учебном процессе такие специальные педагогические условия, как создание проектной среды, инициация креативной деятельности, профессиональная направленность, рефлексия, настрой на инновационную деятельность.
Проектная среда - это окружающее студента образовательное пространство, позволяющее в полной мере реализовать идею проекта, использование всех ресурсов учебного заведения с целью достижения результата (выполнение успешного проекта). Проектная среда включает в себя:
- инструментарий (оборудование - аудитория, ноутбук, экран, проектор);
- методическое обеспечение (разработанные рекомендации и памятки для студентов и преподавателей по выполнению проектов);
- педагогическую поддержку и сопровождение в ходе реализации проекта (консультации, советы, помощь преподавателя);
- управление проектом (определение целей, задач проекта, результата, контроль качества, коррекция, оценка).
организация благоприятной проектной среды, которая постоянно должна окружать студента, нацеливать его на создание креативного проекта, - задача педагога.
Инициация креативной деятельности в ходе работы над проектом подразумевает настрой студента на активное самовыражение, максимальное проявление творчества. Проект развивает творческое мышление, способность к генерированию новых идей. Преподаватель инициирует креативность обучаемых, поощряет их стремление к самореализации.
Профессиональная направленность предполагает выполнение проектов, имеющих целью решение профессиональной проблемы. Данное педагогическое условие имеет большое значение для формирования будущего специалиста, т.к. позволяет ему расширить профессиональный кругозор, развить интегрированное профессиональное мышление, получить более широкое представление о своей специальности.
Создание успешного проекта невозможно без рефлексии, т.е. анализа собственной деятельности. Рефлексия касается оценки используемых методов и средств, актуальности информации, результата. Это качество позволяет корректировать свою работу, совершенствовать ее. Рефлексия выступает движущей силой профессионального и личностного роста и развития.
Проект является инновационным, т.к. в процессе его выполнения осуществляется поиск оригинальных решений, идей, студент овладевает новой информацией, получает незнакомый ему до этого опыт, делает для себя открытия. Инновационная деятельность предполагает готовность и стремление к познанию нового, способность к риску, проявлению креативности. Проект реализует инновационный потенциал личности обучаемого.
Вышеперечисленные педагогические условия позволяют задействовать интеллектуальные, творческие, мотивационные и эмоциональные возможности студентов. Среди ком-
понентов проектной культуры мы выделяем проектную компетентность, проектное мышление, ценностные ориентации.
Проектная компетентность студентов -это способность субъектов образовательного процесса применять современные технологии, проектные умения и навыки для создания интегрированных проектов, использовать организованную проектную деятельность для решения задач профессионального роста и развития [1].
В ходе реализации вышеуказанной программы проектной деятельности происходит последовательное развитие проектного мышления студентов, которое подразумевает проектирование, конструирование будущего проекта, представление его в своем воображении, видение основных черт, итогов. Данный вид мышления предполагает умение планировать, осуществлять прогноз, соотносить свою работу с конечным результатом.
В процессе создания проектов формируются ценностные ориентации студентов, которые представляют собой установки, мировоззренческие ориентиры, настраивающие на профессиональное, духовное и культурное совершенствование и развитие.
Наблюдения над проектной работой студентов позволяют нам выделить критерии сформированности проектной культуры:
- деятельностный - наличие проектных, интегративных, исследовательских навыков;
- когнитивный - развитость познавательных процессов - мышления, памяти, восприятия, представления, воображения;
- ценностный - ценностное отношение к профессиональной и учебной деятельности;
- творческий - наличие креативного мышления и умение его использовать для решения задач проекта;
- рефлексивный - умение анализировать, корректировать, оценить свой и чужой проект.
Субъект, обладающий проектной культурой, способен самостоятельно выполнить проект с максимальным использованием интеллектуальных, креативных, когнитивных способностей.
исходя из опыта проектной деятельности студентов, мы выделили следующие уровни сформированности проектной культуры: высокий, достаточный, низкий.
Для высокого уровня характерно наличие проектной компетентности, хорошо развитые когнитивные процессы и проектное мышление, наблюдается стремление к проявлению творчества, ценностное отношение к будущей
кие науки -
профессии и учебе, умение адекватно оценить проект по предложенным критериям. Проекты отличаются новизной, оригинальностью, креативностью. Обучаемый владеет информацией по теме, хорошо отвечает на вопросы.
Студенты с достаточным уровнем проектной культуры демонстрируют владение проектными умениями и навыками, необходимыми для создания проектов среднего уровня. их интеллектуальные способности, творческое и проектное мышление довольно развиты. Проекты удовлетворительные, но не оригинальные. Студент в целом владеет информацией, но отвечает не на все вопросы.
Низкий уровень проектной культуры характеризуется слабым владением проектными умениями и навыками. Проектное мышление, рефлексия не развиты, проявления творческих способностей не наблюдается. ценностное отношение к профессиональной и учебной деятельности не сформировано. Студент затрудняется при ответе на вопросы. Проекты поверхностные, шаблонные, им не свойственна креативность.
Таким образом, достижение высокого уровня проектной культуры студента должно стать одной из целей современного высшего образования, определяющей высококачественный характер профессиональной подготовки, поэтому задачей педагога является систематическая и целенаправленная работа по формированию проектной культуры студента.
список литературы
1. Бреднева Н.А. Формирование проектной компетентности студентов в образовательном процессе вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5(71): в 2 ч. Ч. 2. С. 166169.
2. Генисаретский О.И. Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. М.: ВНИИТЭ, 1987.
3. Стенина Т.Л. Становление проектной культуры студентов. Ульяновск: УлГТУ, 2011.
4. Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Махачкала, 2008.
* * *
1. Bredneva №А. Formirovanie ргоекш] кот-petentnosti studentov V obrazovatel'nom processe vu-za // Filologicheskie жаикг Voprosy teorii i р^ИМ. 2017. № 5(71): V 2 Л. СЬ 2. S. 166-169.
2. Genisaretskij О.1. Social'no-kul'turnye ргоЫету оЫжа zhizni i predmetnoj sredy. М.: VNIITJe, 1987.
3. Stenina T.L. Stanovlenie ргоек1жу киПшу studentov. Ul'janovsk: иЮШ, 2011.
4. Filimonjuk L.A. Foimirovanie proektnoj kul'-tury pedagoga v processe professional'noj podgotov-ki: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Mahachkala, 2008.
Formation of students' project culture in higher schools
The article deals with the notion of "student's project culture". It is proposed to use the method of interdisciplinary projects and the programme of project activities for its development. The pedagogical conditions are offered, the criteria and levels offormation of students' project culture are defined. The conclusion is made about the necessity of teacher's work on its development in order to improve the quality of vocational training and the level of competitiveness of students.
Key words: project culture, project competence, project activity, project thinking, creativity.
(Статья поступила в редакцию 29.01.2018)
Е.А. ПоМЕльНиковА (Самара)
акмеологическое моделирование
профессиональной деятельности как фактор становления профессионала
Рассматривается процесс профессионального самоопределения будущих специалистов в рамках высшего образования. Описываются результаты опроса, выявляющие необходимость создания условий прогнозирования профессиональной деятельности и формирования представлений о путях достижения вершин в профессии и факторах успеха. Средством в условиях вуза становятся технологии акмео-логического моделирования.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, акмеологическое моделирование, профессиональное становление, компетентный специалист, психологическая готовность к профессиональной деятельности, представления о профессиональном успехе.
оптимальным решением глобальных проблем в современном мире считается наличие специалистов, обеспечивающих высокую результативность труда, эффективное решение профессиональных задач во взаимодействии
с другими людьми, обладающих профессионально важными качествами личности [1]. В условиях новой парадигмы образования в высшей школе, согласно ФГОС ВПО, подготовка специалистов, способных к самоопределению, саморазвитию и творческой деятельности, ведется по образовательным стандартам третьего поколения с использованием компетент-ностного подхода, в рамках которого компетентность понимается как индивидуальная готовность человека выполнять работу на высоком уровне [4, с. 31].
Целью профессионального образования становится компетентный профессионал, «человек, усвоивший ценностные ориентации в профессии, выполняющий профессиональную деятельность на уровне требований профессии, осознанно развивающий свою личность средствами профессии» [1, с. 304]. Профессионализм, однако, не только включает в себя уровень «умелости» профессионала и его соответствие требованиям профессии, но и зависит от профессиональной направленности, профессионально важных способностей [3]. Формулируются критерии профессионализма: стремление развивать себя в профессиональной деятельности, внутренний локус профессионального контроля, профессиональное сознание, развитие себя средствами профессиональной деятельности, видение себя как профессионала, самостоятельная компенсация недостающих качеств, оценка профессионала в себе [4, с. 40-41, 59, 254]. Кроме того, отмечается мотивационная сторона профессиональной деятельности: «Настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной устойчивой мотивационно-эмоциональной заряжен-ностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата» [1, с. 53].
Итак, выпускник высшего учебного заведения должен быть готовым осуществлять профессиональную деятельность. С педагогической точки зрения готовность - это совокупность умений, навыков и знаний, которые являются основой способности выполнять деятельность. В свою очередь, готовность к профессиональной деятельности рассматривается как двухуровневая система, состоящая из положительного отношения к профессии и профессиональному самосовершенствованию и теоретических знаний и умений, навыков и обученности способам выполнения профессиональных действий. Некоторые ученые вы-
© Помельникова Е.А., 2018