УДК 378.147:648.5.002.6
П. Н. Осипов
ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ПРИОРИТЕТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: инновационное развитие, студент, конкурентоспособный специалист, профессиональное образование,
воспитание, самовоспитание.
Новые социально-экономические условия российского общества предъявляют новые требования к подготовке профессиональных кадров. Приоритетной задачей современного российского образования является формирование конкурентоспособных специалистов, решение которой, по мнению автора, возможно благодаря единству воспитания и самовоспитания студентов.
Keywords: innovation development, a student, a competitive specialist, professional education, training, self-education
The new Russian social and economic environment places new demands for training the professional staff. The priority task of the modern Russian education is to educate competitive specialists. This task can be fulfilled only in the unity of education and self-education of students.
Важнейшей задачей образования в современных социально-экономических условиях является подготовка конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда. Как справедливо замечает в предисловии к своей книге «Конкурентология» В.И. Андреев, «для того, чтобы Россия приобрела статус конкурентоспособной державы, мы должны воспитать новое поколение конкурентоспособных лидеров» [1, с.4].
Конкурентоспособный специалист - это человек, удовлетворяющий потребностям рынка труда по своим профессиональным, психологическим, нравственным и другим
качествам, обладающий адаптивностью и мобильностью, способностью быстро
перестраиваться в изменяющихся условиях,
принимать решения и нести за них ответственность. Это работник, который способен предложить себя как «товар» на рынке труда, вступить в определенные отношения (экономические, правовые и др.) с работодателем или самому выступить в роли предпринимателя. Это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей
деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества со своими
конкурентами
Понятие конкуренции связано с
экономической теорией, о чем свидетельствует даже Закон РФ, который так и называется «О конкуренции». Между тем, качество и
конкурентоспособность товаров и услуг - категория не только (и не столько) экономическая, сколько нравственная, психологическая, педагогическая. Конкуренция есть не что иное, как тип межличностного взаимодействия и потому её особенности исследуются с позиции и экономики, и политологии, и социальной психологии, а в последние годы и педагогики [1,4,6,7]. Так,
В.И.Андреев дает следующее определение этому феномену: «Конкурентоспособная личность -
личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях
состязательности, соперничества напряженной
борьбе со своими конкурентами» [1, с.26].
К сожалению, в научной литературе явно несправедливо и недостаточно мало внимания уделяется вопросу о том, что мешает готовить конкурентоспособных специалистов. Между тем, на этом пути немало трудностей и препятствий, главные из которых связаны не с нехваткой средств, а с самими субъектами образовательного процесса -преподавателями и особенно обучающимися, тем живым «материалом», которому в условиях превращения образования в сферу образовательных услуг и предстоит стать конкурентоспособным «товаром».
С технологической точки зрения, качество образования определяется качеством исходного продукта. В нашем случае - качеством знаний абитуриентов. Оно, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Словарный запас родного языка (будь то русского или иного) - беден. Пишут, как слышат -
«фход», «фчера». Налицо низкий уровень
гуманитарной подготовки абитуриентов, языковой грамотности.
Значительная часть абитуриентов обладает недостаточным научным мышлением, их ответы характеризуются обыденностью речи.
В числе важнейших психологических проблем - низкая мотивация учения студентов,
обусловленная в свою очередь низкой
престижностью образования. Имеет место крайний утилитаризм студенческой молодёжи (стремление добиться всего, в том числе получить диплом о высшем образовании, без особых усилий, "легким путем", не исключая и куплю).
В советские времена студентами, как правило, становились наиболее лучшие выпускники общеобразовательных и профессиональных школ. Сегодня студентом без особого труда и главное -без знаний! - становится любой желающий,
способный оплатить образование, ставшее сферой образовательных услуг.
Налицо очевидный факт, что для многих основными мотивами получения высшего образования сегодня являются желание повысить
социальный статус, получение высокооплачиваемой работы, самореализация. В структуру предпочтений также входит стремление родителей нарастить социальный капитал, оградить детей от
агрессивного влияния социальной среды, службы в армии.
Безусловно, среди студентов и сегодня есть очень умные, мотивированные на получение знаний. Есть выпускники, получающие приглашение в аспирантуру и продолжающие образование за рубежом. Понятно, что они владеют не только знаниями по своей профессии, но и иностранным языком. К сожалению, их не так много, но с учетом присоединения России к Болонскому процессу таким должен быть каждый!
Анализ сегодняшней ситуации в образовании показывает, что эта цель достижима не скоро.
В условиях рыночной экономики и соответствующих отношений в вузе должны присутствовать такие формы организации образовательного процесса, которые научили мы студентов ориентироваться в условиях рынка, зарабатывать деньги, трудиться так, чтобы было и интересно, и выгодно.
Есть две методики обучения: обучающая (традиционная), ориентированная на
преподавателя и тренирующая, ориентированная на обучающегося. Обучающийся при этой методике -активное звено, он сам выявляет и обогащает информацию, сам добывает знания. Преподаватель
- эксперт, тренер, арбитр.
Использование активных методов обучения не является сегодня чем-то особенно новым. И, тем не менее, далеко не каждый преподаватель пользуется ими. По-прежнему преобладают традиционные формы: лекции и семинары, которые в большинстве случаев не пользуются у студентов особой любовью и посещаются без особого удовольствия.
Преподаватель может рассказать студентам
- и они забудут, преподаватель может показать - и студенты запомнят, но если преподаватель включит студентов в дело - они научатся.
Повысить качество подготовки будущих специалистов можно через
практикоориентированность образования. Студент должен не на веру, а на практике убедиться в необходимости и полезности тех или иных знаний.
Обучение должно быть максимально приближено к реальной профессиональной практике, заняться которой предстоит студенту в ближайшем будущем, а по возможности заниматься которой ему лучше уже сегодня, сочетая обучение и практику.
В новых социально-экономических условиях российского общества выпускник вуза должен рассчитывать, прежде всего, на самого себя, свои способности, знания и умения. Вряд ли научить всему этому могут лекции и семинары.
Сегодня как никогда возрастает роль и значение самостоятельной работы обучающихся [2,3]. Образование - не столько взаимодействие
обучающегося с обучающим, сколько с источником информации, в качестве которого может быть не только преподаватель.
Подготовить конкурентоспособного
специалиста может только конкурентоспособный педагог в конкурентоспособном учебном заведении. От педагогов сегодня требуется:
- психологическая приспособляемость к изменениям и восприятию нового (овладение новыми педагогическими технологиями, информационными системами, условиями работы, расширение функциональных обязанностей, в частности, освоение исследовательской функции);
- готовность к работе в инновационном
режиме;
- психологический настрой на постоянный научный поиск, способность и готовность заниматься им, создавать научный продукт;
- готовность к переучиванию, самообразованию, духовному самосовершенствованию.
Высшая школа испытывает сегодня много проблем различного характера, которые
обусловлены социальными факторами, поэтому их успешное решение зависит в первую очередь от решения стоящих перед обществом социальноэкономических проблем. В то же время есть проблемы, решение которых посильно самим вузам. Сегодня здесь особенно необходимы:
- гуманизация и гуманитаризация
образования, формирование в учебных заведениях комфортной гуманной среды, содействие
свободному развитию личности каждого
обучающегося, интеграции её в систему мировой и национальной культуры;
- индивидуализация и дифференциация содержания, форм и методов обучения на основе многообразных программ и систем обучения, периодически обновляемых на основе интересов и запросов обучающихся, требований рынка труда;
- смещение акцента на самостоятельную работу студентов как средство моделирования их профессиональной деятельности. Это обусловлено тем, что студент - субъект познавательной и профессиональной деятельности, наделенный активностью и самостоятельностью.
Процесс профессионального становления будущего специалиста сегодня затруднен как никогда. Как может обучать профессии преподаватель, не получающий достойной зарплаты, студента, выбравшего эту профессию случайно, которая ему не нужна, работать по которой он не намеревается?!
Неосознанное самоопределение и внутреннее стремление студента к самореализации, не связанной с получаемой в учебном заведении профессией, приводит его к внутреннему конфликту (с самим собой), отражается на его профессиональном и в конечном итоге жизненном самоопределении.
Для успешного профессионального становления студентов необходимо, чтобы в учебновоспитательном процессе вуза у них в основном
завершилось профессиональное самоопределение, то есть сформировалось отношение к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности.
После окончания учебного заведения студентов ждет этап профессионализации, активного освоения профессии. Результаты исследований позволяют обратить внимание на то, что многие выпускники не вступят в этот этап, а стало быть, начнут своё профессиональное
становление сначала. В таком случае его следующая стадия (мастерство) будет значительно отодвинута. А это значит потерянное время и средства. И соответствующее качества труда, к выполнению которого приступит выпускник вуза, имея не знания, а диплом.
В условиях интеграции России в международное экономическое пространство каждый человек, где бы и кем он не работал, должен подумать: соответствует ли мой труд мировым стандартам? Каждому из нас необходимо серьезно задуматься над своим отношением к труду, порядку, организованности, своим обязанностям, над своим поведением. Только человек, обладающий новым мировоззрением, необходимыми знаниями, убежденностью, будет стремиться к формированию в себе определенных нравственных,
профессиональных и других качеств. «В
современной экономической и социокультурной ситуации в России проблема саморазвития конкурентоспособности встает перед каждым из нас, и особенно перед учащейся и студенческой молодежью исключительно остро и значимо» (Андреев В.И.).
Поэтому одной из важнейших и первоочередных задач всего образования сегодня является развитие у всех обучающихся
заинтересованности и потребности в самоизменении, превращении в подлинный субъект образовательного процесса, жизнетворчества, стимулирование у них самопроцессов -самопознания, самооценки, самообразования, самовоспитания, повышение социальной
ответственности юношей и девушек за своё социальное и профессиональное благополучие.
Студент должен быть готов к переучиванию, самообразованию, уметь сам добиваться успеха, не надеясь ни на кого, в том числе и государство, быть психологически приспособляем (адаптируем) к изменениям и
восприятию нового.
Происходящие в настоящее время в российском обществе изменения предъявляют новые требования к каждой личности. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития,
самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности. В новых социально-экономических условиях очень важно выдвижение на первый план задачи побуждения каждого человека к самовоспитанию и повышение индивидуальной ответственности за его результаты.
Целью образования сегодня провозглашена подготовка конкурентоспособных, мобильных,
востребованных на рынке труда специалистов. Достижение этой цели невозможно вне единства образования и самообразования, воспитания и
самовоспитания обучающихся.
Обучение и воспитание, составляющие основу образования, не могут быть эффективными, если не опираются на активность и
самостоятельность самих обучающихся, на их самодисциплину, ответственность.
Воспитание и самовоспитание - процессы взаимно действующие, однако на практике это далеко не учитывается. Отсюда задача -
переориентировать педагогическое мышление на необходимость обеспечения студентов в своем развитии.
Прежде всего, необходимо пересмотреть наше устоявшееся представление о воспитании как воздействии одних, пусть даже наилучшим образом подготовленных, на других.
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства». А в статье 2, определяющей основные понятия этого документа, сказано, что «воспитание -деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [9].
Определяя основные принципы
государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, закон предусматривает «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [9].
А в статье 47, определяющий правовой статус педагогических работников, четко прописано, что «в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная
(преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая,
подготовительная, организационная,
диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами
воспитательных, физкультурно-оздоровительных,
спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися» (выделено автором -П.О.).
Любой вуз располагает богатым и неоценимым воспитательным потенциалом,
который включает:
воспитательные средства преподавания
учебных дисциплин,
воспитательные средства руководства самостоятельной работой студента,
воспитательные средства студенческого
самоуправления;
культурно-досуговую составляющую. Воспитательная деятельность - особый вид педагогической деятельности, осуществляется в системе педагогических отношений и направлена на совершенствование людей и отношений между ними, создание благоприятных условий для
развития личности.
Рассмотрим уровни осуществления воспитательной деятельности.
1. Общеуниверситетский уровень:
- создание структур, регламентирующих и координирующих воспитательную работу;
- социальный мониторинг и диагностика проблем студенческой жизни;
- организация психолого-педагогического и юридического консультационного центра для преподавателей и студентов;
- создание студенческой
самоуправляющейся организации - Союза студентов;
- издание многотиражной газеты вуза, издание студенческой газеты, информационных бюллетеней;
- создание Доски и Книги почета и разработка системы поощрения лучших студентов и преподавателей;
- ежегодное проведение "Дня посвящения в студенты", "Дня вручения диплома", "Дня науки";
- проведение спортивно-оздоровительных мероприятий со студентами, преподавателями и сотрудниками;
- проведение научно-методических
конференций и семинаров по вопросам формирования и становления личности, единства учебного, научного и воспитательного процессов.
2. Факультетский уровень:
- подбор кадров для воспитательной работы по курсам;
- создание банка данных о творческих, организаторских и других способностях и увлечениях студентов;
- регулярные встречи руководства факультета со студентами курсов, потоков, групп;
- организация посещения всеми
первокурсниками музея вуза;
- организация регулярных посещений общежития преподавателями с целью обеспечения воспитательной работы со студентами, пропаганды здорового образа жизни, морально-нравственных и этических норм поведения;
- помощь студсовету в проведении конкурсов на лучшую комнату, лучший блок, этаж в студенческих общежитиях;
- содействие в подготовке фестиваля студенческой самодеятельности, конкурсов талантов, курсовых и факультетских вечеров;
- проведение семинаров кураторов студенческих групп;
- подготовка и проведение вечеров-встреч выпускников вуза;
- оказание помощи кафедре физического воспитания в проведении массовых спортивных мероприятий со студентами факультета;
- заслушивание отчетов заведующих кафедрами о реализации концепции воспитательной работы;
- проведение заседаний Ученого совета факультета по проблемам учебной и воспитательной работы.
3. Кафедральный уровень:
- подбор кадров для воспитательной работы на кафедре;
- проведение тематических заседаний по проблемам учебной и воспитательной работы;
- проведение заседаний кафедр с приглашением студентов, посвященных знакомству с научными школами и ведущими учеными;
- организация и проведение олимпиад, конкурсов по профессиям;
- проведение научных студенческих конференций, тематических вечеров и встреч;
- проведение экскурсий на передовые предприятия;
- оказание помощи студентам в организации экскурсий в музеи, на художественные выставки, посещений театров, концертов;
- проведение совместных вечеров отдыха студентов и преподавателей;
- выпуск совместно со студентами информационных бюллетеней, оформление стендов кафедр;
- регулярное посещение преподавателями студенческого общежития;
- оказание помощи кураторам в организации
и проведении воспитательной работы со
студентами;
- проведение со студентами групп, потоков бесед о соблюдении ими правил поведения в вузе, общежитии и поддержании чистоты и порядка в университете;
- проведение лекций и бесед со студентами ведущими учеными и преподавателями о перспективах развития вуза;
- заслушивание на заседаниях кафедры отчетов преподавателей о проводимой ими воспитательной работы со студентами.
4. Воспитательная работа в учебной группе предусматривает решение трех групп функций:
Первая связана с непосредственным влиянием преподавателей на студентов: изучение их индивидуальных особенностей, окружения, интересов; программирование совместных действий; реализация комплекса методов и форм
индивидуальной работы со студентом; анализ эффективности воспитания и самовоспитания.
Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды: сплочение
коллектива; формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; включение студентов в разнообразные виды социальной деятельности; развитие студенческого самоуправления.
Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений студента: координация
педагогических усилий, социальная помощь семье; коррекция воздействия средств массовой коммуникации; нейтрализация негативных воздействий социума; взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
Организатором воспитательной работы в учебной группе является куратор и студенческий актив, который помогает ему в этом. Куратор решает четыре типа задач:
- социальные - защита молодого человека, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования его индивидуальности;
- диагностические (изучение студента);
- воспитательные - ориентация молодого человека на критерии добра и зла, постановка молодых людей в ситуацию нравственного выбора, конкретизация нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах;
- процессуальные - выбор эффективных педагогических средств работы со студентами, планирование работы, контроль и коррекция деятельности.
Воспитание - это взаимодействие человека с совокупностью материальных и духовных элементов окружающей его действительности, условий общественной жизни, среды, являющихся средством накопления и поддержания его жизненных сил, необходимых для личностного и профессионального самоопределения,
самореализации, становления.
Педагогическая сущность воспитания состоит в сознательном, организованном взаимодействии педагога и студентов, основанном на стимулировании активной деятельности студентов по овладению профессиональным и социальным опытом, ценностями, отношениями.
Психологическая - в переводе внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм и правил во внутренний психический план личности, в её убеждения, установки, поведение, т.е. в переводе студента из одного состояния в другое (с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации).
Самовоспитание - сознательное и целенаправленное освоение человеком
многообразного социального опыта, в том числе и профессионального, совершенствование себя в различных направлениях развития в соответствии с интересами личности и общества.
Самовоспитание предусматривает:
- анализ собственной личности с помощью самонаблюдения, сравнения себя с другими, идеалом, самооценку; выделение своих качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать; определение того, что необходимо в себе преодолеть; принятие решения о работе над собой;
- постановку цели и разработку программы деятельности - определение того, что, когда и как предстоит сделать, чтобы совершенствовать одни и устранять другие качества, достичь намеченных целей и поставленных перед собой задач;
- собственно деятельность - учебную, трудовую, профессиональную, познавательную, эстетическую, физическую - по достижению поставленных задач, совершаемую с помощью волевого усилия над собой;
- саморегуляцию этой деятельности, предусматривающую самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректирование - уточнение целей и задач, поиск оптимальных средств и способов самоизменения.
Несмотря на почти всеобщее признание необходимости самовоспитания, далеко не все студенты целенаправленно и регулярно им занимаются и соответственно достигают значимых результатов. Они не всегда умеют правильно познать и оценить себя, свои возможности, наметить себе общественно значимые цели и пути их достижения. Поэтому здесь нужна педагогическая поддержка, стимулирование самовоспитания учащихся. В чем его сущность?
В процессе стимулирования
самовоспитания студентов преподаватель решает следующие задачи:
- способствует их самопознанию, формированию у них адекватной самооценки;
- способствует включенности студентов в разнообразные виды деятельности и в социальные отношения и тем самым овладению ими системой социальных ролей;
- помогает студентам определенным образом организовать их жизнедеятельность, отбирает из окружающих условий необходимый материал;
- осуществляет отбор, модификацию и включение в учебно-воспитательный процесс педагогически целесообразных средств и стимулов самовоспитания;
- создает условия для саморазвития студентов.
Стимулирование самовоспитания
эффективно при следующих условиях:
- если оно основано на единстве педагогической диагностики самовоспитания и самопознания студентов, учитывает их предшествующий опыт, уровень и особенности работы над собой, преемственно с ним взаимосвязано и ориентирует студентов на развитие рефлексивного отношения к себе и предстоящей профессиональной деятельности,
- если оно пронизывает весь учебновоспитательный процесс и внеучебную работу вуза, направлено на освоение студентами социальных ролей и учитывает личностно значимую доминанту в развитии каждой личности;
- если оно на основе оптимального отбора и применения разнообразных стимулов способствует осознанию студентами самовоспитания как условия и средства личного и общественного благополучия, их включенности в социальные отношения, основанные, прежде всего, на профессиональной направленности их разнообразной деятельности и общения,
- если оно основано на демократизации и гуманизации отношений педагога и студентов, их сотрудничестве, в процессе которого одни увлекают других своим образом жизни, личным примером.
Установлено, что наиболее стимулирующее влияние на студентов оказывают те преподаватели, которые сами неустанно занимаются самовоспитанием. Переориентация воспитания на личность, развитие ее инициативы,
самостоятельности требует от преподавателей новой позиции и нового стиля отношений со студентами. В учебно-воспитательном процессе они должны быть равноправными партнерами. В этом процессе одни должны увлекать других своим примером, образом жизни, а не призывами, как надо жить.
Одним из важнейших условий эффективности профессионального становления студента является создание в вузе особой инновационной среды, под которой мы имеем в виду совокупность необходимых интеллектуальных, организационно-управленческих, научно-
методических, учебно-практических, материальнотехнических и других ресурсов и взаимосвязей между ними, обеспечивающих целенаправленное развитие учебного заведения как целостной педагогической системы.
Инновационная среда включает в себя обновление базовых компонентов образовательного процесса, создание благоприятного
психологической атмосферы и реализацию
инновационной управленческой политики,
ориентированной на изменение ценностных
ориентаций субъектов педагогического процесса (руководителей, педагогов, студентов, родителей, работодателей), задание новых образцов
личностного поведения, целенаправленное развитие готовности к нововведениям.
Ориентация на данную тенденцию требует педагогического поиска инновационной модели профессиональной подготовки, обеспечивающей возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным способностям студентов с учётом их интересов в профессиональном самоопределении и
саморазвитии.
Формирование конкурентоспособного специалиста невозможно без решения проблемы существенного повышения социальной
ответственности, дисциплины и самодисциплины россиян.
Российским студентам явно не достает рефлексивного опыта, отсюда неразвитость самосознания. Поэтому одной из наших задач должно быть развитие у обучающихся
заинтересованности и потребности в самоизменении, превращении в подлинный субъект образовательного процесса, жизнетворчества.
Сегодня все очевиднее становится необходимость понимания того, что высшей целью своей работы для педагога должна быть не сумма знаний (умений и навыков), а создание духовнонравственного и гражданского фундамента личности.
Эффективность наших усилий в формировании дисциплины и социальной ответственности личности находится в прямой зависимости от признания студента субъектом учебно-воспитательного процесса и
предусматривает делегирование самим молодым людям ответственности за свою судьбу. Не может быть подлинной дисциплины без самодисциплины. Поэтому правомерно говорить о развитии самодисциплины и социальной ответственности каждым молодым человеком как условии благополучия каждого и общества в целом.
Инновационные преобразования во всех сферах общества порождают проблему подготовки кадров качественно нового уровня - личности активной, самостоятельной, творческой, способной развивать себя как субъект профессиональной деятельности. Поэтому каждый студент сегодня должен быть готов к переучиванию, самообразованию, уметь сам добиваться успеха, не надеясь ни на кого, в том числе и государство, быть психологически приспособляем (адаптируем) к изменениям и восприятию нового.
Рынок может и должен стать мощным стимулом для развития чувства хозяина, самостоятельности и самодеятельности всех россиян. Поэтому очень важно выдвижение на первый план задачи побуждения каждого человека к самовоспитанию и повышение индивидуальной ответственности за его результаты [5].
Литература
1. Андреев, В.И. Конкурентология: Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности /
B.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных
технологий, 2004. - 468 с.
2. Вдовина, С.В. Роль самостоятельной работы в процессе общехимической подготовки бакалавров / С.В.Вдовина, О.С.Григорьева, Р.Л.Будкевич // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2013. - Т.16. - №2. - С.295-297.
3. Гирфанова, Е.Ю. Психолого-педагогические аспекты успешности самостоятельной работы студентов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2013. -Т.16. - №10. -
C.359-362.
4. Митина, Л.М. Психология развития
конкурентоспособной личности /Л.М.Митиниа. - М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.
5. Осипов, П.Н. Социальная ответственность, дисциплина и самодисциплина как средства формирования конкурентоспособных специалистов //Образование и саморазвитие. - 2010. - №5. - С.11-17.
6. Осипов, П.Н. Что мешает готовить
конкурентоспособных специалистов //Образование и саморазвитие. - 2013 - №3. - С.45-50.
7. Суворов, В.С. Как формировать конкурентоспособного специалиста: Пособие для руководителей/ В.С.Суворов, П.Н.Осипов. - Казань: ИСпО РАО, 2000. - 100 с.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 29
декабря 2012 г., № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации» (Опубликован 31 декабря
2012 г.)
© П. Н. Осипов - д-р пед. наук, проф. кафедры инженерной педагогики и психологии КНИТУ, [email protected]