Т). Ы. Васильев
Прогулка с Пушкиным по Пскову
Стараниями пушкиноведов нам известно, сколько раз и в какие годы Александр Сергеевич бывал в Пскове, кому наносил визиты и у кого останавливался. А как выглядел наш город без малого двести лет назад, в те далёкие от нас двадцатые-тридцатые годы позапрошлого (уже!) века, когда сюда приезжал Пушкин? Какие здания (естественно, кроме древних церквей и крепостных стен), в которых бывал или которые мог видеть поэт, сохранились до наших дней? Как изменился их облик с тех пор, и как изменился сам Псков?
Попробуем совершить мысленную (или, если кому-то удобнее использовать новомодные заимствования — виртуальную) прогулку вместе с поэтом. Представим себе, что по какому-то поводу он поехал в губернский город, и пригласил нас, чтобы скрасить занимательным разговором утомительное путешествие по колдобинам российских дорог.
Среди не слишком разнообразного и наскучившего глазу пейзажа по обеим сторонам дороги самым ярким (но не обязательно радужным) впечатлением от поездки являлись почтовые станции. Поскольку ни одна из таких станций, построенных в пушкинское время, не сохранилась до наших дней, нам придётся проиллюстрировать наш рассказ чертежами, любезно предоставленными в наше распоряжение Государственным архивом Псковской области. Вот перед нами фасад почтовой станции в Орлах (илл. 1), старательно вычерченный тогдашним псковским губернским архитектором Францем Ябсом1. Эта станция находилась между Псковом и Островом, вблизи сегодняшнего посёлка Черская, и Пушкин почти наверняка останавливался здесь во время своих поездок из Михайловского в Псков или обратно. Мы
Васшьев Владимир Иванович — научный руководитель проектов по сохранению объектов культурного наследия (институт «Псковгражданпроект»), председатель псковских региональных отделений Союза архитекторов и Союза реставраторов России.
можем себе представить, как взбегал поэт по ступенькам парадного крыльца (он, конечно же, не въезжал во внутренний двор, носивший чисто хозяйственное назначение) и, отметив подорожную (если ехал почтовыми лошадьми), направлялся в «чистую» половину станции (илл. 2), чтобы выпить чаю или отобедать.
Но вот наше недолгое путешествие подходит к своему благополучному завершению, и перед нами Псков сер. 1820-х гг. — периода Михайловской ссылки поэта. Проедем вместе с Александром Сергеевичем по улицам, используя в качестве путеводителя план города2, составленный в 1821 г. всё тем же Францем Ябсом (илл. 3). План этот, кстати говоря, хранится не за семью печатями, а доступен рассмотрению всеми посетителями Российского государственного исторического архива, что находится на Заневском проспекте в Петербурге. Однако этот любопытнейший документ многие десятилетия не привлекал к себе внимание исследователей, которых, вероятно, невольно вводило в заблуждение название данного чертежа, длинное и витиеватое: «План Губернскаго ГОРОДА ПСКОВА с поселенными при нем Слободами конфирмован 1778— года июня 16— дня». Увидев дату — 1778 год, — исследователи, открывавшие данный чертёж приходили, судя по всему, к выводу, что перед ними лежит очередная копия плана 1778 г., достаточно хорошо известного, и теряли к ней интерес. Но дело заключается в том, что, согласно существовавшим в Российской Империи правилам, такое наименование давали всем планам Пскова вне зависимости от года их составления вплоть до 1880 г., когда был утверждён следующий план города. А ведь каждый из этих нескольких «промежуточных» планов (на данный момент их известно пять) помимо отображения Высочайше утверждённой планировки города запечатлел особенности, характерные именно для того времени, когда данный чертёж был состав-
лен. Дело в том, что в ту далёкую доксерокс-ную эпоху копии Высочайше конфирмованного плана выполнялись достаточно часто (другое дело, что лишь немногие из них сохранились до наших дней), а целью составителей таких планов была именно фиксация существующего положения.
Итак, поэт подъезжал к Пскову или со стороны Петербурга, или со стороны Острова, если ехал из Михайловского. В первом случае он почти наверняка подъезжал по старому Московскому шоссе, которое на плане Ябса названо «Большая дорога на Санкт-Петербург, Новгород и Москву». Трассу этой дороги практически полностью сохраняет её преемница - нынешняя улица Льва Толстого. Как и упомянутая улица, московское шоссе не имело прямого въезда в город, упираясь в линию петровских земляных укреплений и в крепостные стены Окольного города. Санкт-Петербургское соединительное шоссе — предтеча Кахановского бульвара и Октябрьского проспекта — было построено только в самом конце 1820-х гг. Оно тоже сначала упиралось в крепостные стены, пока губернатор А. Ф. Квитка не приказал всё тому же Ябсу спроектировать и выполнить сквозной проезд, соединивший Сергиевскую улицу с новым шоссе3. А до того времени экипажи, приезжавшие в Псков со стороны Петербурга и Новгорода, вынуждены были поворачивать и ехать вдоль крепостных стен и осыпающихся петровских бастионов к Великим или к Петровским воротам. На этой развилке, в самом начале московского шоссе сразу по завершении его строительства в 1770-х гг. стихийно выросла шеренга кузниц (а где острее встаёт необходимость подковать лошадь, как не перед выездом в дальнюю дорогу или по завершении путешествия?). Поэтому нет ничего удивительного в том, что столь же стихийно появившаяся объездная дорога, постепенно обстроенная обывательскими домиками, стала называться Кузнецкой улицей. Но по ней мы не поедем, а по Великолуцкой улице направимся к дому Гаврилы Петровича Назимова — старшего приятеля Пушкина.
Зданий, которые существовали в пушкинскую эпоху и сохранились до наших дней, осталось немного. Да, мы, конечно же, не можем не вспомнить церковь Успения с
Полонища (в ту пору её называли Новой Успенской): в её метрической книге Александр Сергеевич был указан в числе восприемников, находившихся в храме при крещении малолетних сыновей Г. П. Назимова. Церковь сохранилась практически в неизменном виде, но в 1820-е гг. её зрительное восприятие было иным, поскольку она находилась в центре небольшой прямоугольной площади, а не была зажата между дворами соседних домов и узкими тротуарами.
Неподалёку от Успенской церкви и дома Назимова, на берегу Великой стоит здание, известное псковичам как «усадьба Бе-клешова». В архивных фондах сохранились чертежи приспособления этого старинного здания под размещение в нём псковской губернской гимназии. Всего было выполнено три варианта, два из которых вычертил Франц Ябс — в 1831 ив 1833 гг. Первый из упомянутых вариантов4 является, по сути, фиксационным чертежом, содержащим предложение минимально необходимых переделок, поэтому дом Беклешова изображён на этом чертеже в том состоянии, в каком Пушкин мог видеть его вплоть до середины 1830-х гг. (илл. 4). Второй вариант5 близок нынешнему виду этого здания (илл. 5), но ремонт был начат уже после 1835 г., и Пушкин вряд ли застал его завершение.
Старая почта, или губернский почтамт — ну, как же не упомянуть и об этом здании, в стенах которого Пушкин должен был побывать неоднократно. О том, в какой степени оно изменилось, можно судить по архивному чертежу6, сделанному в 1819 г. Ф. И. Уткиным — архитектором петербургского почтамта, ставшим впоследствии псковским губернским архитектором. По этому чертежу, покрашенному сдержанной сепией (илл. 6), мы не можем судить о том, в какой цвет были выкрашены фасады почтамта в пушкинскую эпоху (в отличие от ярко-зелёного цвета 1793 г.). Обратим, однако, внимание на изящно прорисованную ограду почтового двора, примыкающего к почтамту с западной стороны. Нам, с незапамятной поры привыкшим видеть этот северный фасад «Старой почты» упёршимся в торец послевоенной пятиэтажки, непривычно и странно видеть красивую ограду, тянущуюся куда-то вглубь двора. Но
в том давнем Пскове, который мы почти потеряли, северный фасад почтамта выходил на главную площадь, и ограда почтового двора из утилитарного сооружения превращалась в обрамление этой площади.
Ещё одним псковским зданием, помнящим Пушкина, является т. н. «Дом губернатора», построенный в конце XVIII в. и хорошо знакомый псковичам как детско-юношеская библиотека им. В. Каверина. Резиденцией псковских губернаторов это здание стало с 1830 г., поэтому Пушкин, конечно же, не мог не бывать в нём. Вид этого здания, к настоящему времени обросшего разномастными пристройками, вплоть до середины 1840-х гг. был совсем иным. На хранящихся в РГИА чертежах7, выполненных в 1835 г., мы видим компактное мастерски' декорированное здание (илл. 7). К сожалению, отмывка сепией не передаёт цветового решения фасадов, но благодаря натурным исследованиям, выполненным в 2012 г., удалось установить цвет первоначальной окраски этого здания — светло-синий. Теперь Вы можете себе представить, уважаемый Читатель, как выглядело это здание, светло-синее с белыми деталями, царственно расположенное на возвышении, обращённое своим главным фасадом в сторону раскинувшегося внизу парка.
В заключение хотелось бы упомянуть ещё один объект, который существовал в пушкинскую эпоху, но в наше время выглядит совершенно иначе. Если бы Александр Сергеевич чудесным образом оказался в современном Пскове и увидел церковь Покрова и Рождества от Пролома (илл. 8), то, весьма
вероятно, подумал бы, что его разыгрывают, ибо в начале XIX в. эти храмы имели совсем другой вид. Сегодня многочисленные туристы с подачи говорливых экскурсоводов умиляются уникальным обликом двух церковок, сросшихся наподобие сиамских близнецов. С недавних пор они даже включены в список всемирного наследия, охраняемого ЮНЕСКО. Но во времена Пушкина все, во-первых, прекрасно видели, что это две разные церкви, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Во-вторых, эти церкви были возведены в разные столетия, поэтому никак не могли быть зеркальным отражением друг друга. Это зафиксировано на всё том же плане Ябса (илл. 9). Предположение, что старательный немец вдруг ошибся, составляя свой чертёж, опровергает аналогичный план Пскова, составленный около 1802 г. другим губернским архитектором — К. Ф. Ждановым. На его чертеже две рассматриваемых церкви тоже показаны как отдельно стоящие, с хорошо различимым просветом (илл. 10).
Так что же перед нами: блистательное и талантливое воссоздание утраченного древнего храма, осуществлённое весьма уважаемым архитектором-реставратором В. П. Смирновым, или невольная мистификация — плод недостаточного изучения архивных документов?
Подытоживая нашу короткую виртуальную экскурсию, позволю себе надеяться, что мой рассказ поможет Вам, уважаемый Читатель, по-иному взглянуть на привычный облик знакомых Вам зданий.
Примечания
1. ГАПО. ф. 20. оп. 1. д. 691. л. 174.
2. РГИА. ф. 1293. оп. 167. д. 5. л. 1.
3. ГАПО. ф. 20. оп. 1. д. 835.
4. РГИА. ф. 1488. оп. 3. д. 776. л. 2.
5. РГИА. ф. 1488. оп. 3. д. 776. л. 1.
6. РГИА. ф. 1289. оп. 15. д. 335, л. 3.
7. РГИА. ф. 1488. оп. 3. д. 764.
Илл. 1, 2. Проект почтовой станции в Орлах. Фрагменты (чертёж Ф. Ябса, выполненный в 1827 г.)
оШГп
я
ШМШЩоТШ
--—
,ОМ1Г( П!'Ш1[ 11
—л
Л
Илл. 4. Проект реконструкции здания Псковской губернской гимназии. Первый вариант (1831 г.)
^/-лГ:/. I?&г>
Ш ' к
"У" .-¿¿..Л ¿У
1____'
,/ЛЛ-____
11 | ИГ||1 тгт\ж иШШЦи I I
■ | 1 на ■ I ■ Ш*М
1111111111
г— .— -Г -»--.. * -■•(-- ---г-
II 111
Илл. 5. Проект реконструкции здания Псковской губернской гимназии. Второй вариант (1833 г.)
1 1 ■ ни II 1
1 1 а ТТТ I» 1 ■ 1
ТГГ Г Г Г Г Г Г Г
Илл. 6. Фасад здания «старой почты», выполненный Ф. И Уткиным в 1819 г.
>
I 1 111
| II 8 •Я 1 1 Р Р г О Р г ш ' Р О р (-> Г) П Р | III 'ИШ |иК ! ЭГ —- — III 1 '1 1 :г~ 1 РГ
Я ■ ■■I | Й! Й Й! Й11 1! Й! Й ■ Й1
Илл. 7. Фасад дома губернатора до перестройки 1830-х гг.
Илл. 8. Церкви Покрова и Рождества от Пролома. Современный вид
/Л
Илл. 9. «Покровский угол» на плане Пскова 1821 г. - 124 -
Илл. 10. «Покровский угол» на плане Пскова 1802 г.