ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
А. А. МЕРКУЛОВ, В. М. ЮРЬЕВ
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
The role of programming in a management of regional development is stated in the article from the systematic standpoint. The algorithm and contents of elaboration of programs of social-economic development are given.
Формирование и развитие региональных рынков происходят под воздействием различных форм и методов как административного, так и экономического характера, используемых различными органами управления.
В системе государственного управления развитием региональных рынков важная роль принадлежит представительному (законодательному) органу региона - законодательному собранию (думе), которое осуществляет правовое (законодательное) регулирование социально-экономического развития региона, определяет структуру управления регионом, утверждает региональный бюджет, принимает правовые акты о введении или отмене налогов, об изменении финансовых обязательств региона и др. [1].
Взаимоотношения региональных органов власти и субъектов региональных рынков должны рассматриваться с позиций каждого субъекта с учетом различных аспектов (финансового, инвестиционного, технологического и др.).
При анализе регионального налогообложения с точки зрения хозяйствующих субъектов выделяются такие аспекты, как влияние на прибыль, инвестиции, технологии, а с позиции региональных органов власти - свободный выбор состава региональных налогов, самостоятельное установление налоговых ставок, а также влияние внешних источников доходов и осуществление региональной финансовой политики. Следовательно, возможен всесторонний учет экономических интересов субъектов, что обеспечивает согласованность системы региональных рыночных отношений [2].
Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и региональной исполнительной власти должны рассматриваться как партнерские, а региональные налоги могут послужить эффективным средством
поддержания взаимовыгодных отношений. Располагая налоговыми поступлениями, региональные органы власти обеспечивают развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования хозяйствующих субъектов, охрану окружающей среды, развитие системы образования и здравоохранения.
Партнерство рассматривается, главным образом, как вопрос региональной компетенции, и в этом вопросе власти региона не должны зависеть от воли федеральных органов.
Отмеченные положения составляют базу нового экономического механизма регулирования развития региональных рынков. Таким образом, новая модель экономического механизма предполагает, что отношения региональной исполнительной власти с хозяйствующими субъектами строятся на взаимовыгодной основе. При этом укрепляются позиции регионального хозяйства [5].
В рыночных условиях региональная исполнительная власть самостоятельно выбирает направления использования местных финансовых ресурсов, например может предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы по ресурсам, и эти вопросы целесообразно решать на конкурентной, конкурсной основе [1].
Одна из важных функций региональных органов власти - поддержка и стимулирование развития малого предпринимательства в регионе. Эта функция тесно связана с функцией управления развитием рыночной инфраструктуры регионального хозяйства, поскольку малые предприятия являются объектами рыночной инфраструктуры, в том числе в сфере торговли, снабжения, сбыта, заготовок, общей коммерческой деятельности. Основная форма собственности в этих сферах - негосударственная.
В регионе также действует территориальный орган Федеральной антимонопольной службы, который участвует в государственном управлении рыночными процессами. Его главная задача -проведение государственной политики по содействию развитию рынков регионального хозяйства, предупреждению, ограничению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции [3].
Однако решить проблему развития региональной инфраструктуры без разработки программы развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры и механизма ее реализации невозможно. Поэтому цель такой программы состоит в том, чтобы на базе анализа ситуации и обобщения имеющегося опыта обосновать направления развития главных элементов системы региональных рынков и рыночной инфраструктуры, которые обеспечивали бы достижение устойчивого функционирования регионального хозяйства.
Разработка программы состоит из следующих этапов [6]:
- изучение факторов и процессов, воздействующих на развитие региональных рынков и рыночной инфраструктуры;
- оценка степени и характера развития различных типов региональных рынков, а также условий, обеспечивающих их эффективное функционирование ;
- анализ современных механизмов и каналов товародвижения, финансовых и информационных потоков в региональном хозяйстве и разработка направлений их совершенствования;
- разработка прогноза экономических и социальных последствий развития системы региональных рынков и распространения рыночных отношений на все процессы развития регионального хозяйства;
- разработка системы предложений по совершенствованию экономического механизма регулирования процессов развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры на региональном уровне.
При разработке программ социально-экономического развития первоочередное значение имеет учет структуры системы региональных рынков, которая в значительной степени зависит от уровня исходных параметров развития регионального хозяйства, к которым относятся [6]:
- место регионального хозяйства в территориальном (в том числе международном) разделении труда, характер и направления межрегиональных экономических связей;
— отраслевая и пространственная структура регионального хозяйства;
— соотношение между рынком средств производства и рынком предметов потребления;
— уровень развития сферы товарного обращения и финансово-кредитной системы;
— степень развития комплекса по производству товаров и услуг и его соответствие емкости и структуре регионального рынка;
— наличие материально-технического потенциала и инвестиционно строительной базы в региональном хозяйстве.
Поскольку скорость и характер рыночных преобразований зависят не только от региональных органов власти, но и от действий федерального центра, факторы и условия развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры можно разделить так [7]:
— внутренние, которые обусловлены уровнем и особенностями развития производительных сил регионального хозяйства;
— внешние, которые определяются действиями и решениями федеральных органов власти.
Таким образом, этап изучения факторов и процессов, воздействующих на развитие региональных рынков и рыночной инфраструктуры, включает в себя следующее:
— выявление основных факторов развития регионального хозяйства и их влияния на функционирование региональных рынков;
— изучение процессов товародвижения и вариантов развития внутрирегионального производства и межрегиональных связей по различным направлениям и товарным группам;
— определение емкости потребительского рынка и рынка средств производства, а также перспектив развития рынка недвижимости, финансового рынка, рынка информации и др.;
— разработка перспектив развития отдельных видов рыночной инфраструктуры в региональном хозяйстве и их адаптация к схемам товародвижения;
— изучение интересов субъектов рыночных отношений и разработка механизмов их взаимодействия на региональных рынках.
Решение этих вопросов позволяет определить варианты развития региональных рынков в условиях конкретного регионального хозяйства с использованием методов экономического управления. Программа может состоять из следующих блоков [4]:
1) развитие региональных рынков. Разработка этого блока заключается:
- в анализе структуры производства в региональном хозяйстве с точки зрения ее соответствия потребностям рынка и оценке уровня насыщения региональных рынков товарами и услугами, производимыми в региональном хозяйстве;
- в изучении условий экономического роста в региональном хозяйстве (расширение производственно-технологических мощностей за счет усиления внутрирегиональной и межрегиональной кооперации; привлечение новых производств в интересах повышения уровня социальноэкономического развития региона; стимулирование развития производств, обеспечивающих комплексное использование ресурсного потенциала регионального хозяйства; привлечение дополнительных инвестиций в развитие рыночной инфраструктуры, расширение ее экономического потенциала и его обновление в соответствии с современными требованиями мирового рынка);
- оценке развития конкурентной среды региональных рынков;
2) развитие рыночной инфраструктуры, в том числе:
- экономического потенциала оптовой и розничной торговли, сферы рыночных услуг;
- материально-технической базы транспортной системы;
- системы связи, информационных служб, оценка их способности обеспечивать хозяйствующие субъекты коммерческой информацией;
- финансово-кредитной сферы, усиление ее роли в обеспечении финансовых потребностей сферы товарного обращения;
3) прогнозирование спроса на товары и услуги. На основе изучения тенденций, формирующихся на рынке потребительских товаров и услуг, разрабатываются прогнозы:
- денежных доходов населения и структуры расходов;
- изменения цен на товары и услуги и создания условий, необходимых для их стабилизации;
- распределения потребительских групп населения по уровням доходов;
4) развитие внешнеэкономической деятельности. Перспективы внешнеэкономической деятельности на региональных рынках должны оцениваться с учетом:
- интересов регионального хозяйства в развитии внешнеэкономических связей и государств ближнего и дальнего зарубежья в развитии экономических связей с регионом,
- эффективности внешнеэкономических связей.
Функциями региональных органов власти по развитию региональных рынков могут быть:
1. координация деятельности субъектов рыночной инфраструктуры, направленной на создание благоприятного предпринимательского климата и усиление конкурентных позиций регионального хозяйства;
2. стимулирование предпринимательской деятельности на региональных рынках;
3. непосредственное организационное участие в формировании системы рыночной инфраструктуры.
Программа развития региональных рынков является документом долговременного действия, поэтому цели и задачи программы могут на отдельных этапах развития меняться.
Выполнение программ осуществляется в три этапа [7]:
1) выход из кризиса и стабилизация региональных рынков;
2) развертывание рыночных отношений во всех сферах регионального хозяйства;
3) перспективное развитие системы региональных рынков.
Основные мероприятия первого этапа:
- стабилизация социально-экономической обстановки на потребительском рынке;
- поддержание необходимого уровня меж-хозяйственных экономических связей, обеспечивающих удовлетворение спроса на рынке средств производства;
- стабилизация денежного обращения и оборота финансово-кредитных ресурсов;
- формирование конкурентной среды на региональных рынках;
- создание основных элементов системы рыночной инфраструктуры;
- разработка комплексного прогноза развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры, включая прогноз емкости рынка, основанный на современных методах изучения спроса, прогноз потребности в товарах легкой и пищевой промышленности в ассортиментном разрезе с учетом спроса различных социальных групп населения, прогноз развития материальнотехнической базы оптовой и розничной торговли;
- разработка механизма регулирования взаимоотношений субъектов региональных рынков, включая взаимодействие региональных и рыночных структур - коммерческих банков, ассоциаций оптовой торговли, системы потребительской кооперации и других организаций;
- обоснование рациональной структуры розничной и оптовой торговли, совершенствование
территориальной структуры размещения торговых организаций, техническое перевооружение торговли, необходимое для выполнения комплекса технологических процессов на пути движения товаров от производителей к потребителям.
Основные мероприятия второго этапа:
- реализация новых форм и методов управления развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры области;
- осуществление новой региональной налоговой, кредитной и инвестиционной политики в сфере оптовой, розничной торговли и производства;
- формирование экономических механизмов, обеспечивающих мотивацию деятельности субъектов региональных рынков, направленной на удовлетворение потребностей населения и хозяйства региона;
- адаптация новых организационных и рыночных структур.
На третьем этапе должны быть достигнуты конечные цели программы, направленные на достижение высокого уровня развития системы региональных рынков, обеспечивающего удовлетворение потребностей всех хозяйствующих субъектов и населения, устойчивое развитие и экономический рост в регионе.
В заключение хотелось бы отметить, что разработка программы и выполнение ее мероприятий позволят региональным органам управления осуществлять единую экономическую и научно-
техническую политику развития рыночной инфраструктуры, обеспечить комплексный подход к развитию всех элементов системы региональных рынков, а также эффективное взаимодействие и согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов, участвующих в формировании и развитии региональных рынков.
Литература
1. Бетин О. И. Бюджетный федерализм в России: проблемы регулирования и управления. М.: Издательство МГУ, 1999.
2. Гапоненко А. Г., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Изд-во РАГС, 1999.
3. Гапоненко А. Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: Изд-во РАГС, 2001.
4. Гранберг А. Г. Региональная политика в программах экономических реформ // Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт / Под ред. В. Е. Селиверстова. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1995.
5. Лаженцев В. Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 1996.
6. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Программные методы регулирования территориального развития // Российский экономический журнал. 1996. № 2.
7. Николаев А. В. Сущность и составляющие региональной инвестиционной политики // Особенности роста и развития региональных социально-экономических систем: Сб. мат-лов II Всерос. науч.-практич. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2006.