РАЗВИТИЕ АПК
УДК 338.439.5
методологические вопросы организации и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции*
л. и. ЗининА, доктор экономических наук, профессор E-mail: t200157@mail. ru
о. А. БУрлАКоВА, преподаватель кафедры экономического анализа и учета E-mail: Cafedra605@yandex. ru мордовский государственный университет им. н. П. огарева
В статье рассматриваются проблемы формирования рынка сельскохозяйственной продукции в контексте обеспечения конкурентоспособности, роста потенциала регионального аграрного производства. Раскрываются сильные и слабые стороны формирования рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Мордовия. Выделены стратегические зоны хозяйствования, которые могут рассматриваться в качестве предпочтительных элементов организации исследуемого рынка.
Ключевые слова: рынок сельскохозяйственной продукции, государственная поддержка, платежеспособный спрос, стратегические зоны хозяйствования, продовольственная безопасность.
В доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации в качестве стратегической задачи рассматривается формирование социально эффективного национального рынка сельскохозяйственной продукции. В современных социально-экономических условиях большую теоретическую и практическую значимость приобретают вопросы
* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 11-06-00177.
совершенствования его организационно-экономического развития и государственного регулирования с позиций обеспечения конкурентоспособности, насыщения высококачественными продуктами питания, роста потенциала регионального аграрного производства. Решение этих задач имеет особое значение в связи со вступлением России в ВТО, жесткой конкуренцией на мировых рынках сбыта сельскохозяйственной продукции, что может привести к сокращению объемов производства и вытеснению отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка.
Россия обладает значительным агроэкономи-ческим потенциалом для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Рост платежеспособного спроса, снижение уровня мировых запасов продовольствия приводят к тому, что сельскохозяйственная продукция и продовольствие все больше становятся одним из основных рычагов политического и экономического воздействия в международных отношениях. Именно эти причины обусловливают необходимость реализации современной государственной агропродовольственной политики, а также дальнейшего совершенствования механизма
регулирования рынка сельскохозяйственной продукции. В контексте данной проблемы важными задачами являются увеличение доли отечественной сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, создание условий для обеспечения ее конкурентоспособности и роста экспорта, импортозамеще-ние, привлечение инвестиций, развитие товаропроводящей сети, поддержание доходности российских сельхозтоваропроизводителей.
Сущность, значение и особенности рынка сельскохозяйственной продукции проявляются посредством специфических функций, среди которых важнейшими являются следующие:
1) удовлетворение потребностей населения в продуктах питания;
2) формирование ассортимента, количества и качества продукции, обеспечивающих максимально полное удовлетворение платежеспособного спроса потребителей на продукты питания;
3) распределение продукции между различными социальными, возрастными группами населения;
4) поступление денежных ресурсов для нового производственного цикла и расширения производства;
5) стимулирование развития технологий производства, хранения и переработки продукции, в том числе в связи с изменением предпочтений населения и культуры потребления.
Основные положения организации и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции предполагают:
• стабилизацию и обеспечение конкурентоспособности, доходности товаропроизводителей, удовлетворение потребностей в высококачественных продовольственных ресурсах, достижение их физической и экономической доступности;
• рассмотрение уровня и динамики платежеспособного спроса, емкости и структуры рынка сельскохозяйственной продукции в качестве внешних факторов (в методологическом аспекте такое разграничение важно для научного обоснования организационно-экономического механизма воздействия органов государственного управления на товаропроизводителей);
• стимулирование продвижения сельскохозяйственной продукции из регионов производства до регионов потребления;
• увеличение доли отечественной сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке;
• сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки для производителей и потребителей;
• создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции;
• развитие товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.
Региональный рынок сельскохозяйственной продукции рассматривается как система экономических отношений, производственных и организационных взаимосвязей, направленная на обеспечение эквивалентного обмена при формировании, распределении и потреблении сельскохозяйственной продукции и продовольственного сырья, их конкурентоспособности и устойчивого продвижения к потребителю в объемах и качестве, необходимых для удовлетворения рациональных потребностей всех социальных групп населения.
Сущность регионального рынка сельскохозяйственной продукции целесообразно рассматривать с нескольких позиций:
а) усиления социально-экономической ориентации его воспроизводства и приоритета общественных потребностей;
б) реализации инновационного механизма для обеспечения производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
в) обеспечения современных критериев и приоритетных параметров сельскохозяйственной продукции как сырья и продовольствия с учетом требований продовольственной доктрины;
г) повышения социально-экономической эффективности формирования ресурсов сельскохозяйственной продукции и продовольствия в долгосрочном периоде.
В развитии отечественного рынка сельскохозяйственной продукции имеются специфические особенности, требующие развития эффективной системы его организации и регулирования. Отраслевая специфика рынка сельскохозяйственной продукции обусловлена:
1) низкой ценовой эластичностью спроса в связи с тем, что он предполагает ежедневное нормированное потребление;
2) определенным дефицитом продовольственного сырья;
3) зависимостью страны от импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия;
4) структурой и уровнем потребления сельскохозяйственной продукции населением, существенно влияющими на здоровье и трудоспособность нации;
5) цикличным характером производства сельскохозяйственной продукции, основанного на процессах биологического воспроизводства;
6) различным уровнем развития конкурентной среды в отраслях, поставляющих товарные ресурсы товаропроизводителям и приобретающих их продукцию.
Территориальная специфика рынка сельскохозяйственной продукции обусловлена прежде всего природно-климатическими различиями регионов, национальными традициями потребления продуктов питания, дифференцированным уровнем доходов населения на разных территориях, а также различным уровнем развития инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции в регионах и отдельных муниципальных образованиях.
В плане конкурентоспособности рынок сельскохозяйственной продукции следует рассматривать как систему экономических отношений, обеспечивающую получение прибыли на основе эффективного взаимодействия ее производителей, переработчиков, оптово-розничной торговли и потребителя, а также способную удовлетворять общественные потребности с учетом роста физической и экономической доступности продовольственных ресурсов, высокого уровня их потребительских свойств, современных требований организации товародвижения.
В результате исследования определено содержание организации и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, который рассматривается прежде всего как программа целенаправленной инновационной деятельности по созданию организационно-экономического механизма воз-
действия на процесс производства, обмена и продвижения сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего достижение ее конкурентоспособного состояния (как сырья, так и продовольствия) по основным критериям, таким как качество продукции и экологическая безопасность, ресурсоемкость и затратность, ценовая характеристика, емкость рынка, объем предложения и платежеспособного спроса, физическая и экономическая доступность, параметры освоения новых сегментов рынка, объем производства в расчете на душу населения, удельный вес продукции отечественного производства в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка. И все это в целях усиления конкурентного потенциала регионов и выполнения требований доктрины продовольственной безопасности страны.
Организационно-экономическое воздействие на функционирование рынка сельскохозяйственной продукции должно предполагать его структуризацию как последовательный процесс, состоящий из нескольких функциональных стадий, каждая из которых дополняет другую и является условием ее актуализации, характеризуется собственными задачами, критериями и параметрами (рис. 1).
Рис. 1. Структуризация процесса организационно-экономического воздействия на функционирование рынка сельскохозяйственной продукции
В результате анализа были определены сильные и слабые стороны формирования рынка сельскохозяйственной продукции Республики Мордовия. К сильным сторонам прежде всего можно отнести:
а) постоянное расширение ассортимента продовольствия, повышение его экономической доступности для населения;
б) удовлетворение потребностей населения в традиционных продуктах питания и снижение продовольственной и ресурсной зависимости от других регионов;
в) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям внешней среды;
г) стабильность хозяйствования в кризисных ситуациях.
При этом к слабым сторонам, по мнению авторов, следует отнести:
а) низкую платежеспособность населения;
б) несовершенство ценовой политики;
в) сложности в получении финансовых ресурсов;
г) трудности самостоятельного выхода на эффективные рынки сбыта;
д) сложности внедрения новых технологий.
Кроме того, выявлены тенденции и факторы
стимулирующего и противодействующего характера, влияющие на развитие производства и реа-
лизацию основных видов сельскохозяйственной продукции, а также приоритеты в обеспечении роста ее предложения (рис. 2).
Предлагаем осуществлять программно-целевой подход к организации и регулированию рынка сельскохозяйственной продукции с учетом обеспечения процесса ее продвижения. Это должны быть комплексные меры по обеспечению условий роста спроса и предложения, интенсивного формирования специализированной производственно-торговой инфраструктуры, активизации обмена сельскохозяйственной продукции в качестве сырья и продовольствия. В связи с этим нами выделены сферы целевого воздействия и соответствующие инструменты в каждой из них для регулирования процесса товародвижения и создания конкурентных преимуществ сельскохозяйственной продукции (см. таблицу).
Совершенствование механизма товародвижения на рынке сельскохозяйственной продукции предполагает:
— прогнозирование потребительского спроса; формирование ассортимента, количества, качества и сроков поставки продукции;
— выбор поставщиков;
— организацию процесса товародвижения путем транспортирования, складирования, сохранения
Сферы целевого воздействия и инструменты регулирования товародвижения на рынке сельскохозяйственной продукции
Сферы целевого воздействия Инструменты регулирования
Потребность в сельскохозяйственном сырье и продовольствии Разработка программ поддержки доходов населения, направленных на повышение платежеспособного спроса; регулирование цен; информационное стимулирование спроса; формирование государственных резервов продовольственных ресурсов
Предложение сельскохозяйственной продукции Проведение реструктуризации задолженностей предприятий; увеличение бюджетного финансирования; снижение таможенных пошлин на ввоз дефицитного оборудования для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; льготное кредитование товаропроизводителей; страхование рисков; контроль за качеством продовольственных ресурсов
Формирование специализированной производственно-торговой инфраструктуры Выплата разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков; лицензирование оптовой торговли по видам продовольствия; стимулирование развития инфраструктуры оптовой и розничной торговли; субсидирование хранения; информационное обеспечение и мониторинг рынка сельскохозяйственной продукции
Активизация внутреннего и внешнего обмена сельскохозяйственной продукции Предоставление дотаций экспортерам в виде экспортных премий; приведение в соответствие с положениями и нормами ВТО законодательной базы по вопросам стандартизации, сертификации и выполнения фитосанитарных правил; выдача предприятиям на льготных условиях экспортных кредитов; разработка целевых программ по развитию специализированных рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия и контроль за их выполнением; введение ограничений по качеству продовольственных ресурсов; повышение таможенных ввозных пошлин на иностранные сельскохозяйственные товары и введение квот на них; координация движения сельскохозяйственной продукции на иностранные рынки; лицензирование импортеров и экспортеров
Молоко и молочные продукты
Тенденции: рост цен на молоко и молочные продукты, вызванные ростом цен на фуражное зерно, а также ростом потребления молока и молочных продуктов в мире; изменение структуры рынка и потребительских предпочтений; укрупнение производств; повышение требований к качеству
Факторы, способствующие развитию
Факторы, препятствующие развитию
Реализация национального проекта, рост уровня потребления молочной продукции, первичная переработка, повышение уровня технологизации производства, наличие собственной кормовой базы, повышение продуктивности
Рост импортной продукции, низкое и непостоянное качество сырого молока, недостаток кормов и рост цен на них, технологическая отсталость производств, сокращение поголовья, рост доли крупного рогатого скота в хозяйствах населения
Стратегические приоритеты
Повышение качества и узнаваемости торговой марки, усиление контроля за качеством, переоснащение производств, формирование собственной сырьевой базы, укрупнение рынка, повышение продуктивности, установка охладительных молочных установок у производителей продукции, выстраивание взаимодействий с торговыми сетями
Птицеводство
Тенденции: рост стоимости кормов, рост объемов, реализуемых через торговые сети, реализация проектов в птицеводстве крупными торговыми сетями для формирования собственного продукта; высокие темпы роста производства и реализация инвестиционных проектов; рост конкуренции на рынке
Факторы, способствующие развитию
Факторы, препятствующие развитию
Рост потребления мяса птицы в связи с более низкой ценой по сравнению с другими видами, увеличение инвестиционного потока в отрасль, низкая себестоимость продукции в связи с массовым производством, близость к рынкам сбыта
Повышение тарифов на электроэнергию, слабое развитие поддерживающих производств, рост межрегиональной конкуренции, ориентированность на производство яйца
Стратегические приоритеты
Реализация проектов по техническому перевооружению, расширение ассортимента и поставок, реализация инвестиционных проектов по созданию новых производств, модернизация системы подготовки кадров, работа с сетевыми операторами рынка, брендиро-вание продукции и повышение качества упаковки
Мясо
Тенденции: снижение доли импортной продукции, увеличение доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в производстве, рост конкуренции на рынке и между производителями, консолидация предприятий по производству мясной продукции, рост объемов продаж через торговые сети, изменение предпочтений потребителей
Факторы, способствующие развитию
Факторы, препятствующие развитию
Увеличение потребления мясной продукции, снижение импорта, реализация направлений национального проекта, проведение модернизации производств, наличие холдингов, продвигающих продукцию в другие регионы
Рост уровня конкуренции, ужесточение требований к бренду и упаковке, слабое развитие целостной системы заготовительных предприятий
Стратегические приоритеты
Увеличение перерабатывающих мощностей, вывод на рынок новых более качественных и современных продуктов, увеличение продаж, создание (привлечение предприятий, осуществляющих сбор, доставку, убой и разделку скота)
Зерно
Тенденции: снижение качества, рост затрат на производство, недостаточные государственная поддержка и субсидирование
Факторы, способствующие развитию
Факторы, препятствующие развитию
Внедрение прогрессивных технологий выращивания и уборки, применение продуктивных сортов и гибридов зерновых культур, выбор каналов реализации, применение ресурсосберегающих технологий
Рост цен на энергоносители и средства защиты растений, отсутствие оптовых рынков
Стратегические приоритеты
Реализация проектов по ресурсосберегающим технологиям, использование перспективных сортов продовольственного и фуражного зерна
Овощи
Тенденции: отсутствие круглогодичного поступления в продажу овощей, недопроизводство и неразвитость инфраструктуры, недостаточное инвестирование в парниковые хозяйства
Факторы, способствующие развитию
Факторы, препятствующие развитию
Рост объемов производства и реализации, расширение каналов сбыта, ориентация на потребление плодоовощной продукции, расширение ассортимента, географии возделывания
Отсутствие государственного воздействия на процессы ценообразования, разрушение системы материально-технического обеспечения, структура потребностей недостаточно увязана со структурой производства продукции, низкий уровень маркетинговых исследований предпочтений, хозяйственных связей между регионами
Стратегические приоритеты
Формирование оптовых рынков, упорядочение ценообразования с учетом спроса и предложения продукции, развитие агрохолдингов, создание товаропроводящих сетей и целевых программ развития, проведение маркетинговых исследований
Рис. 2. Тенденции, факторы, приоритеты в организации и регулировании рынка сельскохозяйственной продукции
потребительских свойств, поставок продукции в сферу продажи;
— развитие биржевой и оптовой торговли, в частности товарных бирж и оптовых продовольственных рынков;
— оценку социально-экономической эффективности конечных результатов.
Организация товаропроводящей инфраструктуры должна обеспечивать следующие условия:
• бесперебойное снабжение населения качественной продукцией;
• возможность устойчивого выхода на цивилизованный и конкурентный рынок;
• создание условий для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции;
• организацию встречных продаж продукции;
• рост эффективности распределения сельскохозяйственной продукции в регионе;
• ускорение движения сельскохозяйственной продукции к конечному потребителю;
• внедрение современных методов хранения и реализации продукции;
• деловые контакты с товаропроизводителями и содействие в развитии межрегиональных связей;
• формирование приемлемых рыночных цен за счет исключения многочисленных посредников между сельскохозяйственными производителями и потребителями;
• объективную информацию о спросе и предложении на сельскохозяйственную продукцию. Необходима целенаправленная политика по
стимулированию потребительского спроса на уровне конкретного предприятия-товаропроизводителя (программа реализации продукции). Она должна включать ряд элементов, основными среди которых являются:
а) выбор целесообразной структуры продаж всех видов продукции по формам торговли;
б) обеспечение выпуска качественной продукции по минимальным ценам, гарантирующим расширение спроса и устойчивое положение на рынке;
в) поддержание стабильности цен на товары, поскольку повышение цены под влиянием случайных факторов подрывает доверие покупателя;
г) перераспределение издержек в границах ассортимента товара: в период освоения новых видов его себестоимость может быть высокой, поэтому оправдана реализация по ценам ниже себестоимости
в пределах получения целевой прибыли по всему объему реализованных товаров;
д) применение эффективных форм взаиморасчетов с покупателями, обеспечивающих полное и своевременное поступление денежных средств;
е) постоянный мониторинг для выработки предложений по формированию равновесного объема спроса и предложения, уровня цен и условий реализации;
ж) создание информационной базы данных покупателей с классификацией по формам торговли, организационно-правовому статусу и другим признакам;
з) эффективные меры по привлечению покупателей, организация форм торговли с экономическим обоснованием их целесообразности;
и) расширение услуг по предпродажной подготовке продукции, формирование ее ассортимента.
Формирование современной концепции организации и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции должно предусматривать использование стратегической сегментации с выделением стратегических зон хозяйствования и определением их ресурсов (производственных, технологических, организационно-экономических). Они могут рассматриваться в качестве предпочтительных элементов организации исследуемого рынка с позиции реализации новых тенденций и возможностей его развития, а также необходимости дифференциации условий функционирования и достижения целевых индикаторов.
В процессе достижения целевых параметров спроса и предложения сельскохозяйственной продукции следует выделить стратегические зоны хозяйствования, ориентированные:
— во-первых, на рост предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
— во-вторых, на эффективную реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
— в-третьих, на обеспечение формирования ресурсов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
— в-четвертых, на активизацию внешнеэкономических и межрегиональных связей;
— в-пятых, на повышение доступности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
— в-шестых, на снижение рисков хозяйствующих субъектов рынка.
(Л СП
31
&3
я о м о г я
3
со
€ §
€
Рост предложения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
1. Повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур, реконструкция и строительство мелиоративных систем.
2. Развитие животноводства и его кормовой базы.
3. Создание новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции.
4. Совершенствование инструментов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности предотвращения и устранения ценовых диспропорций на рынке сельскохозяйственной продукции и материально-технических ресурсов.
5. обеспечение эффективности государственной поддержки по созданию условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей.
6. Структурно-технологическая модернизация агропромышленного комплекса, воспроизводства природ-но-экологического потенциала.
7. Развитие системы подготовки
и повышения квалификации кадров.
8. Создание условий для реализации экономического потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной специализацией.
9. Освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском хозяйстве
Обеспечение формирования ресурсов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
1. Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования агропромышленного комплекса.
2. Осуществление мониторинга, прогнозирования и контроля за состоянием и перспективами достижения и поддержания заданного уровня ресурсов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
3. Формирование государственных информационных ресурсов в сфере обеспечения продовольственной безопасности
Повышение доступности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
1. Формирование механизмов оказания адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание.
2. Утверждение системы взаимосвязанных показателей, обеспечивающих безопасность и качество пищевых продуктов.
3. Разработка унифицированных требований
к системам контроля на пищевых предприятиях, гармонизированных с рекомендациями международных организаций.
4. Переход пищевой индустрии на комплексную государственную систему контроля безопасности и мониторинга качества
Активизация внешнеэкономических продовольственных связей
1. Применение мер таможенно-тарифного регулирования для целей обеспечения продовольственной безопасности.
2. Рационализация соотношения экспорта и импорта сырья и продовольствия.
3. Использование мер торговой защиты
при демпинговом, субсидированном или резко возросшем импорте.
4. Обеспечение эффективной работы системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с учетом международных правил и стандартов.
5. Снижение зависимости агропромышленного комплекса от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов
С нижение рисков хозяйствующих субъектов рынка
1. Увеличение уровня платежеспособного спроса населения.
2. Снижение ценовых диспропорций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия.
3. Обеспечение стабильности финансово-кредитной системы.
4. Развитие инфраструктуры внутреннего рынка.
5. Внедрение инновационных проектов.
6. Повышение выхода конечного продукта с 1 т продовольственного сырья.
7. Информационно-аналитическое обеспечение и мониторинг
Реализация сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
1. Оптимизация межотраслевых экономических отношений, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском хозяйстве.
2. Формирование механизмов ценообразования на основе индикативных цен на основные виды продукции.
3. Совершенствование системы поддержки кредитования в целях обеспечения доступности для большинства товаропроизводителей краткосрочных и инвестиционных кредитов.
4. Стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия.
5. Ускоренное развитие инфраструктуры внутреннего рынка.
6. Формирование единой товаропроводящей сети в рамках Таможенного союза.
7. Совершенствование государственной торговой политики, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
"-и
5» со еа
г
С1>
Ее-1=1 5*3
Рис. 3. Стратегические зоны хозяйствования в обеспечении организации и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции
N (Л
i
Со
N О н» N
В каждой из стратегических зон хозяйствования должны быть определены свои направления социально-экономического воздействия на обеспечение развития рынка сельскохозяйственной продукции (рис. 3).
Таким образом, совершенствование системы организации и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции требует применения программно-целевого подхода при разработке и реализации целевых программ по развитию специализированных рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия в целях обеспечения роста эффективности в системе «производство — переработка — реализация — потребление», достижения ее целевых параметров и стратегической конкурентоспособности рынка сельскохозяйственной продукции.
Список литературы
1. Беспахотный Г. В. Проблемы модернизации АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 7.
2. МинаковИ. А., Кувшинов В. А. Эффективность и особенности государственной поддержки сельского хозяйства региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 8.
3. Пошкус Б. И. Аграрные проблемы России сегодня и в перспективе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 9.
4. Пузанова Ю. А. Функционирование оптовой продовольственной торговли в Кемеровской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010 № 9.
5. Скрынник Е. Б. Основные направления развития сельского хозяйства России // Экономика сельского хозяйства России. 2010. № 7.