Научная статья на тему 'Совершенствование экономической политики региона в контексте развития локального рынка Республики Дагестан'

Совершенствование экономической политики региона в контексте развития локального рынка Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование экономической политики региона в контексте развития локального рынка Республики Дагестан»

Кайтуева Рашидат Абдуллаевна

преподаватель каф. «Национальная экономика» ФУЭ

Совершенствование экономической политики региона в контексте развития локального рынка Республики Дагестан

Дагестанский государственный университет

Аннотация: В статье предлагаются меры по развитию, становлению и регулированию локального рынка и механизмов, с помощью которых осуществляется взаимодействие его основных компонентов. Систематизированы взгляды и меры, направленные на разработку инструментов воздействия на экономическую систему региона. Приводится механизм реализации задач в рамках [email protected] концепции развития локального рынка Республики Дагестан.

Ключевые слова: региональный рынок, локальный рынок, экономическая политика, региональная экономика, развитие инфраструктуры.

Развитие и формирование локального рынка в Республике Дагестан, его организация и инфраструктура имеет свою специфику, выражающуюся в дифферинцированно-сти условий обеспечения факторными ресурсами в границах региона. Большое значение играют скорость и характер рыночных преобразований в регионе, которые зависят как от усилий региональных органов управления, так и от действий федеральных органов управления России. В соответствии с этим все факторы и условия развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры подразделяются на внутренние, обусловленные уровнем и особенностями развития производительных сил данного региона, и внешние, определяемые действиями и решениями федеральных органов управления. [1]

Структура системы локального рынка в значительной степени зависит от уровня исходных параметров развития хозяйственного комплекса региона. К ним относятся:

- место региона в территориальном (в т. ч. международном) разделении труда, характер и направления межрегиональных экономических связей;

- отраслевая и пространственная структура хозяйства региона;

- соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления;

- уровень развития сферы товарного обращения и финансово-кредитной системы;

- степень развития комплекса по производству товаров и услуг и его соответ-

ствие емкости и структуре локального рынка;

- наличие материально-технического потенциала и инвестиционно-строительной базы в регионе.

Поэтому при отсутствии системного подхода к проблемам организации и развития локального рынка в Республике Дагестан существует угроза нарушения эффективного и слаженного взаимодействия хозяйствующих субъектов и комплексов в рыночной системе региона.

По нашему мнению, необходимо, концептуальное понимание процессов становления и регулирования локального рынка и механизмов, с помощью которых осуществляется взаимодействие его основных компонентов. Результатом такой систематизации взглядов и мер, направленных на разработку инструментов воздействия в данном секторе экономической системы, должен стать механизм реализации задач в рамках концепции становления и развития локального рынка Республики Дагестан.

Разработка системы мероприятий развития локального рынка включает следующие элементы:

- целевые установки, определяющие направление деятельности в сфере каждого типа рынка, их качественные характеристики и прогноз возможных количественных параметров;

- организационные структуры, осуществляющие регулирование формирования и развития локального рынка;

- финансовые и информационные потоки, обеспечивающие функционирование рыночной системы региона;

- методы регулирования, обеспечивающие нормальные условия деятельности рыночной системы и достижение социально-экономических целей развития региона.

К наиболее важным мероприятиям по развитию локального рынка относятся следующие:

- разработка новых форм регионального экономического механизма, позволяющих обеспечить формирование системы локального рынка;

- создание механизма взаимодействия субъектов рыночных отношений - торговых, производственных, кредитных, финансовых и других организаций региона на основе согласования их интересов с учетом различных форм собственности;

- формирование конкурентной среды на основе научно обоснованных форм и методов приватизации предприятий сферы производства и обращения;

- разработка форм и методов регулирования процессов развития локального рынка;

- создание экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие торговли, промышленности и финансово-кредитных структур внутри региона, а также межрегиональные и внешнеэкономические связи;

- развитие специализированной инфраструктуры различных типов региональных рынков, обеспечивающей быстрое продвижение товаров и высокую скорость обращения.

Целью разработки направлений развития и регулирования локального рынка Республики Дагестан должно стать создание функционально-информационной системы взаимодействия всех элементов рынка и его инфраструктуры на уровне региона.

Вытекающими из цели задачами в связи с этим являются:

- Разработка системы предложений по совершенствованию экономического механизма регулирования процессов

развития локального рынка и рыночной инфраструктуры на уровне республики.

- Разработка и внедрение современных механизмов и каналов товародвижения, финансовых и информационных потоков в регионе.

Основные параметры предлагаемых целевых установок и задач по развитию локального рынка Республики Дагестан можно разбить на следующие направления работы по осуществлению этих задач, о которых пойдет речь далее.

Развитие рыночной инфраструктуры региона.

В контексте развития рыночной инфраструктуры региона необходимыми являются мероприятия по мониторингу и оценке:

- экономического потенциала оптово-розничной торговой сети и сферы рыночных услуг;

- материально-технической базы транспортной системы;

- уровня развития системы связи, информационных служб и оценка их способности обеспечивать хозяйствующие субъекты коммерческой информацией;

- финансово-кредитной сферы, уровня ее развития и роли в обеспечении финансовых потребностей сферы товарного обращения.

Функции региональных органов власти по развитию инфраструктуры рынка должны быть направлены на:

- координацию деятельности предприятий рыночной инфраструктуры, направленной на создание благоприятного предпринимательского климата и усиление конкурентных позиций региона;

- стимулирование предпринимательской деятельности на локальном региональном рынке и ее малых форм;

- непосредственное организационное участие в формировании системы рыночной инфраструктуры;

- координацию деятельности областных, городских и районных органов власти в интересах развития локального рынка и рыночной инфраструктуры.

Итак, для планомерного и динамичного развития всей рыночной инфраструктуры региона адекватного современным процессам сложившимся экономике страны, да и в мировой экономике в целом необходимо:

1.Масштабное строительство объектов рыночной инфраструктуры, финансирование которого может осуществляться по принципу возвратного инвестирования или с помощью выделения определенного ежегодного процента из доходной части бюджета регионального уровня. Для привлечения инвестиций в инфраструктуру государством должны быть разработаны налоговые освобождения и льготы, достаточно привлекательные для возникновения желания вложить капитал в инфраструктуру.

2.Образования паевых фондов с участием, как государства, так и капитала частного предпринимательства.

3.Разработка мер, направленных на снижение инвестиционных рисков, что будет гарантировать реальным и потенциальным инвесторам возврат кредитных средств.

4.Активизирование и привлечение иностранного капитала под гарантии правительства, как инструментом может стать программа концессионного обеспечения региона, что подразумевает передача за вознаграждение иностранному предпринимателю прав на осуществление деятельности в пределах определенного срока на объектах государственной собственности.

5.Поддержка предпринимательской активности как ресурсного фактора эффективного функционирования региональной экономики, особенно в части создания условий для развития малого и среднего бизнеса, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса образуют основную массу посредничества.

Адекватно поставленной цели разработаны задачи и мероприятия, реализацию которых предполагается осуществлять поэтапно:

1. В качестве первоочередных мероприятий, формирующих нормативно-правовую «почву», регулирующих деятельность, как отдельных элементов товарных рынков, так и образующихся связей, предлагаются мероприятия по совершенствованию действующих документов. Внутренние расчеты и платежи осуществляются в соответствии с нормами и правилами бухгалтерской и налоговой отчетности. Появление (для некоторых -

реставрация) новых инфраструктурных форм, таких как биржи, торгово-терминальные центры, торговля через Интернет, требуют разработки и законодательного закрепления иных финансовых документов. К разработке новых документов предъявляется требование их универсальности и учет специфических особенностей отдельных инфраструктурных сегментов. Необходимы нормативные акты, упорядочивающие взаимоотношения участников товарных рынков.

2. В качестве направления повышения эффективности функционирования товарных рынков и элементов инфраструктуры, необходимы рекомендации по оптимизации размещения объектов складского хозяйства на региональном (межрегиональном) уровне и в отдельных секторах товарных рынков.

3. Унификация информационного обеспечения по формированию и развитию рыночной инфраструктуры в целях создания единой информационной среды.

4. Финансовое, организационное и кадровое обеспечение прогрессивных организационных структур управления товарными рынками. Разработка механизма регулирования деятельности торговых посредников на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях.

5. Внедрение новых технологий в развитие тароупаковочной индустрии и создание новых производственных мощностей по выпуску современных упаковочных материалов, способствующих повышению конкурентоспособности отечественных товаров и их продвижению на рынках.

6. Внедрение технологию терминально-транспортного обслуживания в Республике Дагестан для включения ее в систему межрегиональных товаропотоков и для улучшения инвестиционной привлекательности, поскольку транспортная подсистема является материальной базой рыночной инфраструктуры, и ее развитие будет способствовать развитию и новых элементов рыночной инфраструктуры.

Особое внимание следует уделить внимание мероприятиям в области развития производственной инфраструктуры, которые должны включать:

- разработку программы кооперации и создание на предприятиях области новых производств и участков по вы-

пуску комплектующих изделий, оснастки, запчастей и других изделий на взаимовыгодных условиях;

- создание при областной администрации центра по координации внутрирегиональных и межрегиональных хозяйственных связей;

- учреждение специального внебюджетного фонда поддержки промышленной кооперации за счет добровольных отчислений предприятий, направление средств фонда на развитие межотраслевых вспомогательных производств;

- организацию областного Центра информации и конъюнктуры рынка средств производства, ведущего базы данных о потребностях предприятий области в ресурсах и предложении продукции, а также обеспечивающего оперативный обмен информацией с другими региональными центрами и отдельными предприятиями на основе современных средств компьютерной связи;

- развитие системы специализированных коммерческих центров оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения, нефтепродуктами, продуктами лесоперера-ботки, продуктами агрохимии и другими;

- реконструкцию материально-технической базы рынка средств производства: специализированных складов, хранилищ, погрузочно-разгрузочных механизмов, подъездных путей и т.д.

Развитие потребительского рынка. Необходимо отметить, что достаточно важным условием эффективного функционирования потребительского рынка является государственное регулирование процессов его развития.

По характеру воздействия на рыночные процессы инструменты государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные, по широте воздействия - на общеэкономические и селективные, по каналам воздействия - на экономические и административные, по политике действий и формам реализации - на налоговые, бюджетные, кредитно-денежные, ценовые, ан-

тимонопольные, внешнеэкономические, институциональные и др.

Направлениями комплексного развития рынка потребительских товаров и услуг являются:

- развитие оптово-посреднических организаций и складского хозяйства, отвечающих требованиям рыночной экономики;

- формирование информационного обеспечения товарных рынков;

- развитие тароупаковочной индустрии;

- развитие транспортного обслуживания товарных рынков;

- разработку кредитно-финансового, организационного и нормативного обеспечения функционирования потребительского рынка.

Мероприятия, относящиеся к области регионального потребительского рынка:

- совершенствование кредитования оптовой и розничной торговли на основе создания целевых региональных фондов и механизмов перераспределения прибыли, а также формирование сети посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товара с минимальными затратами;

- разработка механизма регулирования розничной и оптовой торговли на основе гибкой системы торговых скидок и льготного налогообложения;

- формирование механизма социальных гарантий и регулирования цен в сфере торговли социально значимыми товарами;

- повышение конкурентоспособности товаров за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам и активизация внешнеэкономической деятельности по развитию конкурентной среды на рынках потребительских товаров;

- создание по инициативе и при участии региональной администрации торговых представительств в странах СНГ в целях обеспечения эффективных торгово-экономических связей, рынков сбыта для продукции предприятий ре-

гиона, а также организации крупных оптовых закупок продовольствия и других товаров для поддержания относительно низкого уровня цен на товары первой необходимости;

- содействие заключению договоров с производителями продовольственных товаров сельских районов на поставку продукции по прямым связям в муниципальные торговые организации городов, а также на предоставление помещений для открытия фирменных магазинов предприятий сельского хозяйства, мясомолочной и пищевой промышленности на условиях долгосрочной аренды с оплатой по льготных расценкам;

- развитие оптовых продовольственных рынков, включая формирование в регионе крупного оптового продовольственного рынка зонального (межрегионального) значения и нескольких оптовых рынков областного и районного значения;

- расширение сети предприятий торговли для малообеспеченных граждан за счет предоставления таким магазинам налоговых льгот, льгот по аренде помещений, а также за счет сокращения издержек обращения (вторичное использование торгового оборудования, переоборудование помещений под торговые площади и т. д.);

- организация товарных интервенций для стабилизации цен на потребительском рынке за счет госзакупок крупных оптовых партий товаров, как на предприятиях области, так и в других регионах России и СНГ, формирования страховых запасов социально значимых товаров и реализации этих товаров через сеть муниципальных магазинов по стабильным ценам с учетом изменения конъюнктуры на потребительском рынке;

- введение обязательной системы безналичных расчетов между оптовыми и розничными торговыми организациями, установление лимитов на налично-денежные расчеты при оптовой закупке товаров, введение форм строгой отчетности по налично-денежным операциям;

- совершенствование системы сбора

налогов с оптовых и розничных торговых организаций за счет усиления контроля за товарно-денежным оборотом и выявления неучтенного оборота;

- создание экономических предпосылок для сокращения теневого оборота на потребительском рынке (упрощение организационной системы регистрации и лицензирования, сокращение ставок налогообложения, введение льгот для отдельных категорий предприятий и т. д.);

- усиление административно-правового контроля за соблюдением законодательства в сфере оптовой и розничной торговли;

- введение эффективных форм лицензирования оптовых и розничных торговых предприятий области;

- контроль за соблюдением обязательных требований к предприятиям розничной торговли (наличие стационарных помещений, техническая оснащенность торговым, весовым, кассовым оборудованием, кадровая обеспеченность торговыми специалистами, наличие ассортиментного минимума товаров и т.д.);

- участие в создании торговых ассоциаций, объединяющих мелкорозничную сеть и оптово-посреднические фирмы, поддержка франчайзинга.

- совершенствование нормативно-правовых основ функционирования товарных рынков и их инфраструктуры;

- создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков;

- научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры товарных рынков;

- организация подготовки и переподготовки кадров.

Развитие финансового рынка. В состав мероприятий в области регионального финансового рынка входят:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание регионального информационно-консультативного центра с информационной базой данных по основным секторам финансового рынка: рынку кредитных ресурсов, рынку акций, рынку облигаций и другим;

- создание республиканского специали-

зированного независимого регистратора с отделениями в городах Республики Дагестан.

- разработка программы технического оснащения расчетов сводного финансового баланса области с учетом операций на областном финансовом рынке;

- подготовка кадров — специалистов в области рынка ценных бумаг, консультантов по инвестициям, менеджеров для инвестиционных фондов, юристов в области финансового права и др.

- совершенствование кредитования торговых организаций под конкретные товары, обеспечение контроля за целевым использованием кредитных ресурсов;

- создание фонда льготного кредитования предприятий области, производящих потребительские товары, предоставлению льготных кредитов на основе конкурсов, проводимых администрацией области;

- организация системы кредитования и поддержки развития малого бизнеса, финансирование конкретных проектов с высокой социальной и экономической эффективностью, организация экспертизы инвестиционных проектов;

- создание клиринговых расчетных центров, обеспечивающих быстрые взаиморасчеты внутри области, а также между областями на основе взаимодействия с клиринговыми центрами в других областях.

- создание ассоциации профессиональных участников регионального фондового рынка.

Развитие рынка недвижимости. Характерным для локальных рынков недвижимости является значительное превышение платежеспособного спроса над предложением. Соотношение спроса и предложения будет меняться, и для того чтобы опережение уровня предложения по отношению к спросу не было значительным, считаем, что необходимы проводить регулирующую роль по следующим направлениям:

- Демонополизировать строительную отрасль и привлекать к строительству мелких застройщиков;

- Реорганизавать городские территории с освоением примыкающих территорий;

- Дифференцировать недвижимость по всем основным видам на дорогую и дешевую по качественным параметрам — месторасположение, комфортность, престижность, отвечающие современным требованиям проекты, строительные материалы, оборудование и технологии;

- Внедрять новые формы инвестирования в недвижимость в виде финансовых инструментов, обеспечением по которым является недвижимость и привлечение институциональных инвесторов.

- Внедрение схемы кредитования застройщиков банками под гарантии муниципальных властей

- Содействие развитию жилищно-накопительных объединений граждан, позволяющих гражданам как накопить средства на первоначальный взнос при строительстве жилья, так и получить ссуду на оплату стоимости строительства жилья.

- Субсидирование граждан отдельных категорий на компенсацию части полученного в банке ипотечного жилищного кредита или субсидирование этим гражданам части первоначального взноса.

- Оказание финансовой поддержки отдельным категориям граждан.

- Формирование муниципального маневренного жилищного фонда и разработка порядка предоставления жилых помещений в таком фонде гражданам, на чье жилье было обращено взыскание на основании ипотеки.

- Формирование дополнительного слоя собственников жилых помещений и потенциальных участников рынка жилья путем приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе жилых помещений в муниципальных общежитиях.

- Разработка схемы привлечения средств крупных предприятий для финансирования строительства жилья для сотрудников.

- Привлечение к работе на локальном рынке жилья страховых и пенсионных

фондов.

- Подготовка и принятие правовых актов территориального планирования, правил землепользования и застройки.

- Создание на муниципальном уровне информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, размещение в этой системе информации о земельных участках, сформированных из состава государственных, муниципальных земель, для предоставления в целях жилищного строительства.

- Оптимизация процедуры согласования и получения разрешительной документации.

- Организация и проведение торгов по предоставлению коммерческим инвесторам застройщикам подготовленных земельных участков для жилищного строительства

- Инженерное и транспортное обустройство земельных участков под жилищное строительство с привлечение средств бюджета РФ и субъектов РФ.

- Резервирование земельных участков под строительство жилья социального использования и некоммерческого жилья.

- Разработка программ, проектов и схем комплексного развития жилищно-гражданского строительства на территории города.

- Привлечение для участия в застройке жилых территорий внешних крупных компаний и банковских структур.

- Разработка системы арендных ставок на землю и налоговых льгот для застройщиков, осуществляющих строительство социального жилья.

- Принятие и реализация программ строительства жилья для предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма.

- Оказание содействия жилищным инвесторам при строительстве жилья.

- Разработка проектов жилых домов разных типов - для массового, социального и специализированного жилья.

- Формирование пакета инвестиционных проектов по участкам застройки и реконструкции.

Развитие рынка труда. Существует множество форм и методов государственного регулирования рынка труда в регионе, все они обусловлены конкретной ситуацией в социально-экономическом развитии и следовательно политика государственного регулирования занятости не может быть действенной и эффективной без учета специфики каждого региона, обусловленной историческими, социальными, политическими, культурными, религиозными и другими особенностями.

Государственное регулирование и заключается, прежде всего, в обеспечении всем регионам равных условий в вопросах занятости с учетом конкретной ситуации, складывающейся на их рынках труда.

В связи с этим политика занятости и формирование системы мер государственного регулирования в подобных регионах должны быть нацелены в первую очередь на:

- Стабилизацию ситуации на рынке труда.

- Снижение уровня безработицы..

- Повышение уровня занятости и формирование рациональной ее структуры.

- Развитие системы профессионального обучения и профессиональной ориентации, которая способствует повышению конкурентоспособности рабочей силы, сдерживанию роста безработицы, снижению спроса на рабочие места, обеспечению социальной защиты граждан, потерявших работу, получению новой профессии в оптимально короткие сроки.

- Поощрение предпринимательской инициативы в регионе, как одного из важнейших факторов способствующих самозанятости населения.

Взаимоотношения региональных органов власти и субъектов локального рынка должны рассматриваться с позиций каждого субъекта во взаимосвязи различных аспектов (финансового, инвестиционного, технологического и др.). При рассмотрении регионального налогообложения с точки зрения предприятий выделяются такие аспекты, как влияние на прибыль, инвестиции, технологии, а при оценке с позиции региональных органов власти - свободный выбор состава местных налогов, самостоятельное установление налоговых ставок, а также влияние внешних

источников доходов и осуществление региональной финансовой политики. Таким образом, возможен всесторонний учет экономических интересов субъектов, что обеспечивает согласованность и взаимовыгодность системы региональных рыночных отношений.

Взаимоотношения предприятий и региональных органов управления должны рассматриваться как партнерские, а местные налоги могут послужить эффективным средством поддержания взаимо-

выгодных отношений. Располагая широкой базой налогообложения, региональные власти обеспечивают развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования предприятий, охрану окружающей среды, развитие системы образования и здравоохранения. Партнерство рассматривается, главным образом, как вопрос региональной компетенции, и в этом вопросе власти региона не должны зависеть от воли федеральных органов.

Литература:

1. Гончаров В.Д. О регулировании продовольственного рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, №11. - 2002. - с. 48.

2. Факеров X. Проблемы регулирования потребительского комплекса Таджикистана // Общество и экономика - 2003. - № 7-8. - С.205-216.

Kaytueva R. A. IMPROVEMENT OF ECONOMIC POLICY IN THE REGION IN THE CONTEXT OF THE LOCAL MARKET IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The paper proposes measures for the development, establishment and management of the local market and the mechanisms by which cooperation is carried out its main components. Systemized the views and actions aimed atdeveloping tools to influence economic system in the region. We give amechanism to implement the tasks under the concept of a local market in the Republic of Dagestan. Keywords: regional market, local market, economic policy, regional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.