Научная статья на тему 'Основные направления устойчивого развития инфраструктуры рынка овощей'

Основные направления устойчивого развития инфраструктуры рынка овощей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЫНОК / РАЗВИТИЕ / ОВОЩЕВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олонина C. И.

В статье анализируются теоретические аспекты понятия инфраструктуры рынка и ее современное развитие применительно к овощеводству. Представлена обобщенная классификация инфраструктуры рынка. Выявлены направления устойчивого развития инфраструктуры рынка овощей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления устойчивого развития инфраструктуры рынка овощей»

УДК 338.45:635

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

РЫНКА ОВОЩЕЙ*

C. И. ОЛОНИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики сельского хозяйства E-mail: Olonina-si@ mail. ru Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

В статье анализируются теоретические аспекты понятия инфраструктуры рынка и ее современное развитие применительно к овощеводству. Представлена обобщенная классификация инфраструктуры рынка. Выявлены направления устойчивого развития инфраструктуры рынка овощей.

Ключевые слова: устойчивость, инфраструктура, рынок, развитие, овощеводство.

Одно из основных условий функционирования рыночной экономики - наличие соответствующих институтов инфраструктуры. Эффективность функционирования рынка можно рассматривать лишь при условии восприятия его как целостной системы, включающей все элементы инфраструктуры рынка.

В отечественной экономической литературе понятие «рыночная инфраструктура» появилось в начале 1980-х гг. По определению профессора С. С. Носовой, рыночная инфраструктура представляет собой часть общественного производства, одну из ее специализированных форм, назначение которой состоит в обеспечении благоприятных условий для реализации продукции [7].

В начале 1990-х гг. в отечественной литературе понятие рыночной инфраструктуры приобрело

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского - Национальном исследовательском университете.

новое экономическое содержание. В современной экономической литературе, посвященной проблемам исследования инфраструктуры рынка, предлагаются различные подходы к определению ее содержания. Согласно определению профессора И. К. Белявского, инфраструктура рынка -совокупность вспомогательных подотраслей и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы - взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур [1]. В понятие инфраструктуры рынка он также включает материально-техническую базу, используемую для хранения, транспортировки и продажи товаров, а также вспомогательные службы (как государственные, так и частные).

Иначе подходит к определению рыночной инфраструктуры профессор И. Я. Петренко. Он полагает, что рыночная инфраструктура представляет собой систему коммерческих предприятий (организаций), призванных обслуживать всю совокупность рынков, создавать благоприятные условия для функционирования рынка рабочей силы, рынка земли, рынка сельскохозяйственной продукции, рынка средств производства (материальных ресурсов) и рынка финансов (капитала) [8]. Аналогичного взгляда придерживаются А. И. Гребнев [2], О. Ю. Мамедов [6], А. Я. Лившиц [5].

46

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

С точки зрения профессора Р. С. Каренова, рыночная инфраструктура - это комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к доведению товаров от производства к потребителям [3].

Исследование различных трактовок рыночной инфраструктуры в отечественной экономической литературе позволяет говорить об отсутствии в них понятия системы общественных экономических отношений, в которые вступают между собой субъекты экономики в сфере обращения товаров и услуг.

Таким образом, рыночная инфраструктура представляет собой емкое понятие. Она представляет собой, по мнению автора, во-первых, совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции; во-вторых, систему материально-технических объектов, создающих условия функционирования рынка; в-третьих, систему экономических отношений, в которые вступают субъекты рынка, обеспечивающих обмен и перелив различного рода ресурсов - товарных, сырьевых, финансовых, трудовых и информационных.

Современная экономика требует наличия мощных торговых комплексов, информационно-коммерческих сетей, высокоэффективных средств финансово-кредитных расчетов. В связи с этим рыночная инфраструктура представляет собой базис, на котором основывается система рынков.

Формирование развитой рыночной инфраструктуры является объективно необходимой предпосылкой эффективного функционирования воспроизводственного процесса в каждом конкретном виде экономической деятельности в условиях рыночной экономики. Основная функция рыночной инфраструктуры - это объединение сферы производства, обращения и потребления в единую последовательную цепочку для обеспечения ускорения оборота материальных, финансовых и информационных потоков в экономике, способствуя повышению эффективности работы каждого конкретного вида экономической деятельности.

В состав рыночной инфраструктуры принято включать товарные (товарно-сырьевые), фондовые и валютные биржи, банковские структуры - государственные, кооперативные и коммерческие банки, брокерские компании (конторы), торгово-закупочные кооперативы, маклерские конторы, кредитные союзы, конторы коммерческой информации, юридических услуг и т. п. [9, 10].

Развивая различные взгляды на сущность и состав рыночной инфраструктуры, предлагается классифицировать рыночную инфраструктуру по различным признакам. В силу того, что от строения рыночной системы зависит конфигурация соответствующей инфраструктуры, поэтому и классификация рыночной инфраструктуры определяется особенностями рынков, в пределах которых функционируют ее элементы.

В настоящее время рыночная инфраструктура может быть разделена по уровню развития на следующие группы:

- инфраструктура, оставшаяся от старой системы и требующая коренных изменений с учетом современных требований бизнеса и коммерции;

- сформировавшаяся инфраструктура, которая по своим параметрам и характеристикам отвечает требованиям современного рынка;

- новая развивающаяся и формирующаяся инфраструктура.

Предприятия и организации рыночной инфраструктуры представлены различными формами собственности, что позволяет классифицировать их по этому признаку в следующие группы: инфраструктура частной, муниципальной, государственной форм собственности, инфраструктура, принадлежащая иностранным собственникам (филиалы иностранных банков, представительства торговых фирм), а также рыночная инфраструктура смешанной формы собственности.

По признаку обслуживания рынков инфраструктура может быть подразделена на общерыночную инфраструктуру универсального характера, обслуживающую различные типы рынков (коммерческие банки, консультационные, аудиторские фирмы, страховые компании), и инфраструктуру, обслуживающую отдельные типы рынков (потребительский рынок, рынок средств производства, финансовый рынок, рынок недвижимости).

По территориальному охвату рыночная инфраструктура подразделяется на международную (международные банки, биржи, страховые компании, торговые представительства иностранных фирм, филиалы иностранных банков, таможенные организации, международные ярмарки), национальную (Российская торгово-промышленная палата, крупные коммерческие банки, биржи общенационального значения), межрегиональную (межрегиональные биржи, крупные сбытово-посреднические фирмы, крупные региональные коммерческие бан-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

47

ки), региональную (посреднические торгово-закупочные организации, торговые дома, региональные инвестиционные фонды), городскую и районную (маркетинговые фирмы, аудиторские фирмы, оптовые и мелкооптовые организации).

По функциональному признаку инфраструктура может быть торговой, снабженческо-сбытовой, заготовительной, кредитной, страховой, информационно-консультационной, внешнеэкономической.

В зависимости от вида деятельности предлагается рыночную инфраструктуру группировать в зависимости от специализации производства.

Рыночная экономика требует наличия крупных и современных торгово-складских комплексов, страховых организаций, высокоэффективных средств финансово-кредитных расчетов, коммерческих сетей, информационно-консультационных центров.

Рыночная инфраструктура объединяет сферы производства, обращения и потребления в единую, последовательную цепочку. Основная ее функция -ускорение оборота материальных, финансовых и информационных потоков в экономике. Развитие рыночной инфраструктуры вносит существенный вклад в повышение эффективности функционирования экономики страны в целом через повышение эффективности процессов товарного обращения и оказания комплекса рыночных услуг хозяйствующим субъектам.

В современной отечественной экономической литературе сельскохозяйственный рынок определяют следующим образом: полнокровно и эффективно функционирующий комплексный рынок в сельском хозяйстве представляет собой совокупность его составляющих: систему специализированных рынков -рынок сельскохозяйственной продукции, рынок рабочей силы, рынок земли, рынок средств производства (материальных ресурсов), рынок финансов (капитала) - рыночной инфраструктуры, а также рыночного механизма хозяйствования [9, 10].

В силу того, что в сельском хозяйстве функционирует большое количество рынков, их принято объединять в следующие группы:

- сельскохозяйственные рынки (рынки собственно сельскохозяйственной продукции);

- рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства;

- рынок сферы услуг;

- рынок сферы торговли (маркетинговых услуг)

[4, 9].

По мнению Н. А. Попова, сельскохозяйственные рынки подразделяются на рынки продукции растениеводства, животноводства и переработки [9].

В силу специфики организации, технологии производства, ценообразования и ряда других факторов рынки продукции растениеводства представляют собой совокупность специализированных рынков зерна, технических культур, картофеля, овощей и т. д.

Анализ теоретических разработок по вопросу сущности рынка и его инфраструктуры для выявления направлений и перспектив развития овощеводства в новых экономических условиях позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, в отечественной и зарубежной экономической литературе сформулированы взаимодополняющие по своей сути определения рынка. При этом каждое конкретное определение исходит из определенных целей и задач исследования. По мнению автора, именно совокупность всех аспектов и включает в себя данная категория.

Во-вторых, сущность рыночной инфраструктуры характеризуется специфическими подходами, связанными с ее основными функциями. Например, одни авторы рассматривают рыночную инфраструктуру как систему каналов товародвижения, при этом берется во внимание исследование экономических и финансовых проблем, у других - главное внимание уделяется такой важной функции, как обеспечение процессов реализации товаров на рынке, третьи рассматривают рыночную инфраструктуру как систему общих условий развития рынка, и ее главная функция видится в создании благоприятного климата для развития коммерческой деятельности. Однако в представленных определениях не отражена одна из основных функций инфраструктуры. Это обеспечение экономических связей и, следовательно, рассмотрение ее как системы экономических отношений. Таким образом, учет всех перечисленных функций в совокупности определяет сущность рынка и рыночной инфраструктуры.

В процессе продвижения овощной продукции от товаропроизводителя к потребителю реализация осуществляется либо посредством прямого акта купли-продажи у сельхозпроизводителя, либо косвенно через торгового посредника. Зачастую наблюдается многоступенчатое посредничество, при котором между производителем и потребителем продукции стоят несколько посредников. Доминирующей и оптимальной формой продвижения свежей овощной

48

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШбТ^сЯ те ЪР/ГКЖЪХА

продукции от производителя к потребителю должен стать одноуровневый канал распределения, так как со стороны производителя решаются вопросы, связанные с трансфертными издержками, а покупатель приобретает товар по более доступной цене.

Состав участников товарного рынка овощей следующий:

- локальные товаропроизводители (агрокомби-наты, сельскохозяйственные производственные кооперативы, личные подсобные хозяйства населения);

- государственные, кооперативные и частные торгово-закупочные предприятия, организации потребкооперации;

- перерабатывающие предприятия овощеконсер-вной промышленности;

- предприятия общественного питания;

- интегрированные формирования маркетингового типа (агрофирмы, агрообъединения);

- предприятия и организации, обслуживающие сельское хозяйство (железная дорога, водный транспорт);

- хозяйственные формирования рыночной инфраструктуры (посреднические организации, ярмарки, рекламные службы).

Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю. Сбыт овощей включает в себя следующие стадии:

- оптовые поставки продукции промежуточным потребителям - предприятиям перерабатывающей промышленности, оптовым заготовительным организациям;

- оптовый сбыт свежей овощной продукции в розничную торговую сеть, реализация продукции населению через предприятия общественного питания;

- розничная продажа овощной продукции конечным потребителям, т. е. населению (в отдельных случаях реализация продукции работникам предприятия в счет оплаты труда). Выбор того или иного канала сбыта определяется организационно-экономическими условиями реализации, масштабами реализации, конкурентоспособностью продукции, состоянием инфраструктуры.

До 1990 г. развитие рыночной инфраструктуры можно охарактеризовать как период развития ма-

териально-технической базы оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, заготовительной и торгово-закупочной деятельности. Для этого периода характерно преобладание государственной собственности и стабильность организационных структур управления процессами в сфере обращения.

С 1991 г. начинается период формирования и развития новых институтов рыночной инфраструктуры: товарных бирж, фондовых бирж, торговых домов, коммерческих банков, оптовых фирм, информационно-консультационных центров. Необходимо отметить, что создание новых оптовых фирм происходило на базе бывших государственных предприятий, но не за счет нового строительства инфраструктурных мощностей, а на основе перераспределения собственности. В конечном итоге оптовые базы стали сдавать в аренду складские помещения предприятиям различных сфер деятельности, что привело к перепрофилированию их основной деятельности.

Состояние и развитие инфраструктуры рынка, т. е. предприятий, обеспечивающих основную деятельность по купле-продаже товаров и товародвижению, в значительной мере определяют интенсивность и скорость рыночных процессов.

Инфраструктура рынка, обеспечивающая товародвижение свежей внесезонной овощной продукции, имеет специфические черты развития, а именно:

- в современных условиях в сбыте тепличных комбинатов преобладает продажа мелким оптом и отсутствует закупка продукции крупными партиями;

- в последние годы развивается сеть специализированных торговых точек, владельцами которых являются производители. Доля продаж по этим каналам сбыта из года в год возрастает;

- развитие центров логистики на сельскохозяйственных предприятиях;

- по причине ненасыщенности рынка свежими овощами в зимние месяцы товарную нишу занимают зарубежные поставки. Причем государство полностью отказалось от централизованного импорта овощей, следовательно, прибыль от операций по продовольственному импорту уходит в коммерческие структуры, и только незначительная ее часть поступает в доход государства;

- ликвидирована система магазинов Горплодово-щторга по причине их перепрофилирования;

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгбТЪЯ те ЪР*?жгеЪ4

49

- сосредоточение торговли на розничных рынках, торговых площадках, в ларьках либо в универсамах и супермаркетах с большим товарооборотом и радиусом обслуживания;

- торгово-закупочные базы, имея возможность сдачи торговых площадей в аренду на более выгодных условиях, сократили закупку свежих овощей. Для изменения сложившейся ситуации этим предприятиям необходимо заключение предварительных договоров поставки как с местными товаропроизводителями, так и с крупными предприятиями или торговыми фирмами из других регионов;

- отсутствует единая информационная база о состоянии рынка. Для стимулирования сбыта товаропроизводители должны более динамично развивать рекламную деятельность всей номенклатуры производимой продукции. Инфраструктура товарного рынка овощей на

современном этапе характеризуется существенным отставанием по уровню и качеству оказываемых тор-гово-посреднических и кредитно-финансовых услуг, что является одним из сдерживающих факторов перехода к развитым рыночным отношениям. Отсутствие нормальной рыночной среды, которую должны формировать предприятия и организации рыночной инфраструктуры, сдерживает развитие деловой активности, не способствует развитию производства, не стимулирует привлечение инвестиций.

Проведенное исследование рынка овощей и его инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что для устойчивой и оптимальной работы специализированных хозяйств, предприятий розничной и оптовой торговли необходимо:

- совершенствование структуры производства свежих овощей в тепличных комбинатах во внесезонный период для удовлетворения населения в качественной и конкурентоспособной продукции;

- налаживание прямых поставок продукции производителями, минуя посредников, для

сокращения торговой наценки, которая имеет

значительную долю в цене; - рационализация структуры объектов розничной

и оптовой торговли.

Таким образом, отказ государственных органов управления от регулирования производственной и сбытовой деятельности предприятий, производящих свежую овощную продукцию, повлек за собой значительный спад производства продукции. Товародвижение продукции по стадиям производственного процесса приобрело неконтролируемый и стихийный характер. Функционирование рынка требует создания адекватной рыночной инфраструктуры для регулирования спроса и предложения, анализа текущей оптовой и розничной цены, прогнозирования рыночной деятельности, накопления и распространения необходимой информации, рекламы отечественной продукции.

Список литературы

1. Белявский И. К. Статистика рынка товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 1995.

2. Гребнев А. И. Экономика торгового предприятия: учебник. М.: Экономика, 1996.

3. Каренов Р. С. Терминология рыночной экономики и бизнеса. Алма-Ата: Кайнар, 1994.

4. Коваленко Н. Я. Экономика сельского хозяйства. М.: ЭКМОС, 1998.

5. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М.: Высшая школа, 1994.

6. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Ростов н/Д: Феникс, 1995.

7. Носова С. С. Производственная инфраструктура в системе государственно-монополистического капитализма. М.: Высшая школа, 1983.

8. Петренко И. Я. Экономика сельскохозяйственного производства. Алма-Ата: Кайнар, 1992.

9. Попов Н. Я. Экономика сельского хозяйства. М.: ЭКМОС, 1999.

10. Федько В. П., ФедькоН. Г. Инфраструктура товарного рынка. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

50

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.