Научная статья на тему 'Программно-методическое обеспечение музыкального развития и песенного творчества у детей дошкольного возраста'

Программно-методическое обеспечение музыкального развития и песенного творчества у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шикалова Т. Н.

В статье раскрываются вопросы музыкального развития и песенного творчества у детей дошкольного возраста через реализацию программы «Вдохновение». Автором дан анализ исследования в данной области, определены концептуальные идеи, основные идеи и задачи программы. Выделены особенности и этапы развития песенного творчества детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-методическое обеспечение музыкального развития и песенного творчества у детей дошкольного возраста»

Список литературы:

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.

2. Гребнев А.Н., Шевелева Т.А. Методология и методы педагогических исследований [Электронный ресурс]. - Режим доступа. http://ohota.ud-su.ru/collor/sem.

3. Кордонская И.Б. Теоретико-методологические основы Базисного изучения графический дисциплин: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - М.: РГБ, 2005.

4. Красильникова В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования: монография / В.А. Красильникова. - М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОЩ 2009. - 339 с.

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Шикалова Т.Н.*

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, г. Ижевск

В статье раскрываются вопросы музыкального развития и песенного творчества у детей дошкольного возраста через реализацию програм-мы «Вдохновение». Автором дан анализ исследования в данной области, определены концептуальные идеи, основные идеи и задачи программы. Выделены особенности и этапы развития песенного творчества детей дошкольного возраста.

В современной педагогике придается все большее значение свободному, непосредственному творчеству детей. Если ребенок научится творить, что-то менять, дополнять, варьировать по-своему усмотрению, то, несомненно, эти качества ему пригодятся в любом деле. У него навсегда закрепится потребность вносить в свой труд что-то новое, интересное, необычное, кроме того, он научится ценить, беречь и уважать произведения, созданные другими авторами. А без этого наше общество никогда не сможет быть прогрессивным.

В концепции дошкольного воспитания большое место отводится проблеме детского творчества, определяется его значимость на современном этапе: «... Творческий процесс - это качественный переход от уже извест-

* Старший преподаватель кафедры Дошкольного и начального школьного образования.

ного к новому и неизвестному... В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости и свободы детского восприятия и мышления... Все это обуславливает развитие потребности преобразовывать мир, оказывать влияние на других людей и самого себя.» [3].

К творческому процессу детей нужно подводить постепенно, начиная с младшего дошкольного возраста. Уже тогда дети должны пытаться творчески выполнить то или иное задание, доступное им. Именно творческий труд активизирует ребенка, пробуждает мысли, чувства, воображение, открывает целую «кладовую» еще нераскрывшихся способностей.

Главная идея и основные направления программы «Вдохновение» определяются потребностями общества. А общество сегодня требует от человека - инициативности, смелости, активности, творческого подхода к делу, высокой культуры и нравственно-эстетического отношения к действительности. Все это сводится к общей цели гуманистического воспитания. Задача педагогов - своевременно развивать у детей художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведения искусства, красоту окружающего мира. При этом очень важно, чтобы педагог поддерживал стремление детей проявить себя творчески в художественной деятельности: пении, игре на музыкальных инструментах, танцах, драматизации, играх. Научить детей ценить и любить произведения искусства, творчески подходить к любому делу - значит ввести в их жизнь особое измерение, сделать ее более емкой, многообразной и интересной. Белинский В.Г. считал, что у ребенка чувства и фантазию надо воспитывать в раннем возрасте, привлекая для этого произведения искусства, - ведь ребенку «нужны образы, краски, звуки» [1]. Целью многих новых программ, современных разработок является развитие творчества ребенка. Каждый автор выбирает свой путь, свое направление. Главное - идти вперед к нашей общей цели. Эта цель - Человек. Его развитие. Его индивидуальность. Его совершенствование. Его счастье!

Таким образом, главной идеей программы «Вдохновение» является развитие песенного творчества, музыкальных способностей и духовной культуры дошкольников на основе синтезаразных видов искусства.

Данной проблемой занимались многие исследователи - Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, К.В. Головская, Б.М. Теплов, H.A. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др. И среди музыкантов, педагогов, психологов немало было разногласий. Исследования в области развития песенного творчества дошкольников педагогов и психологов прошлых лет и современности помогли сформировать основные направления, принципы, методы и приемы программы «Вдохновение», определили преимущества и недостатки той или иной системы. И, как следствие, стали основой для разработки новой

методической системы, которая поможет педагогам решить многие задачи музыкального и творческого развития ребенка.

В основу программы легли педагогические идеи педагога-музыканта Болеслава Леопольдовича Яворского. Он был один из первых педагогов-музыкантов, который призывал к массовому развитию у детей школьного возраста навыков сочинительства. В своей педагогической работе Яворский стремился объединить различные пути музыкально-художественного воздействия и вызвать всестороннюю творческую активность учащихся при выполнении ими любого задания - в исполнении музыки, в ее восприятии и сочинении.

Процесс формирования, по мнению Яворского, должен проходить пять этапов: 1) накопление впечатлений; 2) спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных и речевых проявлениях;

3) импровизирование - двигательное, музыкальное, литературно-речевое;

4) создание оригинальных композиций (музыкальных, изобразительных, пластичных, литературных), являющихся отражением какого-либо художественного (изредка жизненного) впечатления; 5) музыкальное творчество - сочинение песен (одноголосных, двухголосных, трехголосных, несложных пьес для фортепиано» [4].

Неоспоримо, большое значение имеют идеи Б.Л. Яворского, выдвинутые еще в двадцатые годы, и для современных психолого-педагогических исследований. Его педагогические идеи послужили стимулом для изучения природы детского творчества, помогли определить основные факторы творческого развития, и на их основе создать систему по развитию песенного творчества дошкольников.

Изучение работ таких авторов, как H.A. Ветлугиной, Е.И. Юдиной, О.П. Радыновой, Т.Ю. Тютюнниковой, Э.П. Костиной по вопросам музыкального воспитания также оказали существенное влияние на содержание программы, помогли определить основные задачи:

- эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств ребенка средствами музыкального искусства;

- формирование навыков восприятия произведений разных видов искусства;

- развитие музыкально-сенсорных способностей через восприятие музыки и исполнительскую деятельность;

- формирование вокальных навыков и умений, необходимых для певческой деятельности и творческого развития;

- развитие личности ребенка, способного к самовыражению через песенное творчество и другие виды музыкальной деятельности;

- развитие творческого воображения и ассоциативного мышления.

Основные отличительные особенности программы «Вдохновение» заключаются в следующем:

1. организация музыкальной деятельности предполагает комплексное воздействие факторов, влияющих на развитие песенного творчества: сенсорно-эмоциональный, знания о музыке, умения и навыки, создание музыкальной среды, творческой атмосферы в повседневной жизни детского сада и в семье;

2. работа по развитию песенного творчества строится поэтапно на основе восприятия музыкального образа, образов других видов искусства (изобразительного, литературного), самовыражения через разные виды детской художественной деятельности, исполнительской деятельности;

3. в программе используются новые формы организации музыкальной деятельности, такие как: занятия на природе, «Музыкальный фестиваль детского творчества», «Творческие союзы» на музыкальном занятии, создание детьми совместно с педагогом музыкальных сказок, детских опер;

4. музыкально-развивающая среда в группе способствует развитию песенного творчества и обеспечивается новыми пособиями («Альбом юных композиторов, поэтов и художников», «Сочини песню», «Дерево творчества» и т.д.).

Бесспорно, что творчество «из ничего» возникнуть не может. И, тем не менее, многие педагоги организуют работу по развитию творчества, начиная с самого творчества. А ведь так необходимо сначала заложить тот необходимый фундамент, на котором и будет выстраиваться вся дальнейшая работа по развитию творческих способностей дошкольников.

Что же является фундаментом творчества?

В первую очередь, это развитие способности восприятия, эмоционального отклика на музыку. Мелодия, пройдя через сердце ребенка, не оставит его равнодушным к музыке. Это и есть первый шаг творческого развития ребенка.

Кроме того, для создания целостной картины мира, более яркого восприятия образа ребенком, обучение необходимо строить на основе интегрированного подхода. Для этого следует использовать разные виды искусства и включать в занятия различные виды детской художественной деятельности.

Следующий и не менее важный шаг - это развитие исполнительских способностей. Эстетический способ отражения мира всегда связан с практической деятельностью. В процессе трудового освоения действительности развивается творчество человека, действующего по «законам красоты». В процессе труда зародилось и искусство. Исходя из этого, ставится цель - научить ребенка правильно и чисто извлекать звуки, пользоваться средствами музыкальной выразительности. Эти навыки являются средством реализации творческих проявлений ребенка, они помогут ему в дальнейшем более точно и выразительно исполнять мелодии, которые родились в его душе.

Только после этого переходим к этапу самого творчества. И здесь педагог должен быть максимально осторожен! Ребенок создает первую пес-

ню, мелодию или просто звук. В любом случае, это открытие, это начало творческого пути...

А каким будет этот путь, во многом зависит от нас, педагогов! Самое главное в этот момент - поддержать ребенка, похвалить, укрепить его веру в собственные силы! И не так важно - есть ли развитие, продолжение у этой мелодии, насколько сложен или прост ритм, динамика, главное не в этом, а в том - откуда идет эта мелодия, какие струны души были затронуты в процессе творческой деятельности. Очень важно в нужный момент заметить проявление интереса ребенка к творческому процессу, стремление к самовыражению и создать все условия для развития его духовного начала, его внутреннего мира. Только в творческом процессе ребенок начинает прислушиваться к себе, к другим, ко всему окружающему миру, становиться более чутким, внимательным, у него появляется живой интерес к музыке. А когда его нет, трудно добиться чего-либо в любой деятельности. Или, как утверждал Б.В. Асафьев: «... каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает» [2].

Полученные знания и опыт на музыкальных занятиях ребенок начинает активно использовать и в самостоятельной деятельности. А деятельность, возникающая по инициативе детей, успешно развивается при целенаправленном гармоничном сочетании переживаний ребенка, его интересов и правильно организованных педагогических условий.

Ребенку следует создавать условия для творческого и музыкального развития не только на занятиях, но и в повседневной жизни детского сада и дома. Постигать мир музыкального искусства, творить и создавать прекрасное ребенку необходимо по порыву его души, а не по строго регламентированному заданию педагога.

Поэтому, если не подкрепить его чувства жизненной реальностью, поддержкой его творческих начинаний среди других педагогов и родителей, то все наши усилия будут напрасны.

Ребенку необходимо прекрасное видеть и слышать и в природе, и в быту, и в жизни, и в искусстве - везде. Очень важно, чтобы чувство прекрасного стало для ребенка основным стимулом его творческого развития.

Таким образом, программа «Вдохновение» основана на ведущих психолого-педагогических закономерностях и предусматривает тесную связь обучения и творчества. Только на основе усвоенных знаний, умений и навыков ребенок сможет создать что-то новое и неповторимое.

Список литературы:

1. Белинский. В.Г. О детских книгах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bibliogid.ru/readers/sutdela/belinsky-sutdela1.

2. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1968. - С. 57.

3.Концепция дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. -1989. - № 5. - С. 17-23.

4. Морозова С.Н. Далекое - близкое. (Б.Л. Яворский о музыкальном воспитании детей) // В кн.: Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1985. - С. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.