Научная статья на тему 'Музыкально-творческое развитие дошкольников: идеи, подходы'

Музыкально-творческое развитие дошкольников: идеи, подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3381
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Елена Владимировна

Современные отечественные методики и технологии музыкально-творческого развития дошкольников отличаются разнообразием. В их основе лежат три принципиально различных подхода к детскому музыкальному творчеству: творчество как метод музыкального воспитания (К. Орф); творчество как необходимая составляющая музыкального образования детей (Н.А. Ветлугина и др.); развитие детского творчества на основе инновационных креативных педагогических технологий (Э.П. Костина). Изначальный выбор пути творческого развития дошкольников в нашей стране был обусловлен сложившейся к 60-м годам прошлого столетия практикой музыкального воспитания в детских садах. Система творческих заданий, разработанных Н.А. Ветлугиной, не нарушала традиционной структуры и содержания музыкальных занятий, не требовала принципиального изменения взаимодействия взрослого и ребенка в музыкальной деятельности. Детское творчество рассматривалось как одно из направлений музыкального воспитания. В основе современных отечественных методик музыкально-творческого развития дошкольников лежат как идея австрийского педагога, так и идея Н.А. Ветлугиной. Принципиально новым представляется подход к музыкальному воспитанию дошкольников Э.П. Костиной, основные положения которого изложены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкально-творческое развитие дошкольников: идеи, подходы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

УДК 78.07 ББК 85.310.7

Е.В. Пономарева

музыкально-творческое развитие дошкольников: идеи, подходы

Современные отечественные методики и технологии музыкально-творческого развития дошкольников отличаются разнообразием. В их основе лежат три принципиально различных подхода к детскому музыкальному творчеству: творчество как метод музыкального воспитания (К. Орф); творчество как необходимая составляющая музыкального образования детей (Н.А. Ветлугина и др.); развитие детского творчества на основе инновационных креативных педагогических технологий (Э.П. Костина). Изначальный выбор пути творческого развития дошкольников в нашей стране был обусловлен сложившейся к 60-м годам прошлого столетия практикой музыкального воспитания в детских садах. Система творческих заданий, разработанных Н.А. Ветлугиной, не нарушала традиционной структуры и содержания музыкальных занятий, не требовала принципиального изменения взаимодействия взрослого и ребенка в музыкальной деятельности. Детское творчество рассматривалось как одно из направлений музыкального воспитания. В основе современных отечественных методик музыкально-творческого развития дошкольников лежат как идея австрийского педагога, так и идея Н.А. Ветлугиной. Принципиально новым представляется подход к музыкальному воспитанию дошкольников Э.П. Костиной, основные положения которого изложены в статье.

Ключевые слова:

дошкольники, креативные технологии, музыкальное творчество, подходы к развитию, творческие задания.

Пономарева Е.В. Музыкально-творческое развитие дошкольников: идеи, подходы // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 4. -С. 124-127.

© Пономарева Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: evprgpu@gmail,com

Проблема развития детского музыкального творчества на протяжении не одного десятка лет находится в поле зрения теоретиков и практиков дошкольного музыкального образования. Интерес к ней не только со стороны ученых, но и практикующих педагогов-музыкантов возрос в значительной степени, когда развитие детского творчества стало одним из приоритетных направлений музыкального воспитания детей, а дошкольные учреждения получили возможность выбора образовательных программ, в том числе и музыкальных.

Огромный потенциал музыкального искусства в развитии креативных качеств личности ребенка ни у кого не вызывает сомнения, дискуссионным до настоящего времени остается вопрос о подходах к развитию детского музыкального творчества

в условиях массового музыкального образования.

Следует признать, что концептуальные идеи и подходы к развитию музыкального творчества детей периода 40-60-х годов прошлого столетия остаются ведущими и в современной теории и практике дошкольного музыкального образования.

Прежде всего - это идея музыкального воспитания детей на основе творческого музицирования К. Орфа [6]. Успех, которого достиг австрийский композитор, определялся многими факторами. К. Орф использовал синтетические формы музицирования: сочетание пения и движения, ритмизованного чтения стихов, игру на музыкальных инструментах. Продуктивным оказалось и обращение к истокам детского фольклора. Отобранный композитором музыкальный, поэтический,

игровои материал - народные попевки, считалки, дразнилки был выразителен и доступен детям. Немаловажное значение имело большое разнообразие детских музыкальных инструментов - мелодических и ударных, на которых легко играть, а также разработка инструментов нового типа с резонаторами - все это способствовало созданию особоИ атмосферы творческого общения.

К сожалению, система музыкального воспитания К. Орфа не получила должноИ поддержки и распространения в нашеи стране несмотря на то, что мысли о синтетической природе детского творчества, о том, что творчество детей носит импровизационный характер высказывали в своих работах известные отечественные ученые Л.С. Выготский [2] и Б.М. Теплов [10].

Лишь в 2003 г. в нашей стране Татьяной Эдуардовной Тютюнниковой была разработана программа и методика элементарного музицирования, в которой нашла воплощение идея австрийского композитора. У автора она сформулирована так: «идея творческого музицирования как коллективной синкретической деятельности» [11, с. 5]. Способом организации музыкальной деятельности выступает игра и детское импровизационное творчество. Виды деятельности, используемые Т.Э. Тютюнниковой, аналогичны системе К. Орфа: пение, речевые игры, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация нацелены на привитие детям первоначальных навыков совместного творческого музицирования. Существенно, что процесс творческого обучения, хотя и предполагает большую свободу детей, не является хаотичным, а следует принципу - «от простого к сложному». Отсюда разделение его на ступени: учебное, творческое, концертное музицирование. Системность творческого обучения обусловливает и перспективное планирование содержания занятий для каждой возрастной группы [12].

Отечественными учеными и методистами изначально был предложен другой путь, отличный от системы К. Орфа: развитие детского музыкального творчества осуществлялось на основе специально разработанных и последовательно усложняющихся творческих заданий (Н.А.Ветлугина, К.В. Головская) [1]. Такой подход к развитию творчества не требовал изменения основного содержания и традиционной структуры музыкальных

занятий, характер взаимодействия ребенка и взрослого также оставался прежним. Творческое развитие рассматривалось как необходимый компонент в структуре развиваемых способностей ребенка. Этой идеи придерживаются и современные педагоги-исследователи: М.А. Михайлова, О.А. Скопинцева, Г.П. Новикова и др.

Аналогично Н.А. Ветлугиной, Ольга Амуровна Скопинцева условно разделяет процесс формирования детского песенного творчества на три этапа: первоначальная ориентировка в песенном творчестве, усвоение детьми способов музыкально-творческих действий, применение детьми усвоенных способов творчества в новых ситуациях. Упражнения на развитие у детей музыкально-слуховых представлений (соотношение звуков по высоте, длительности, динамике и др.) предлагаются одновременно с начальными творческими заданиями: ритмизация стихов, сочинение ритмического сопровождения песен, импровизация окончаний мелодий и др. Таким образом, процессы развития музыкальных способностей, обучения элементарным музыкальным знаниям и формирования песенного творчества идут параллельно. Творческие задания на развитие собственно песенного творчества - мелодические вопросы и ответы, сочинение небольших песенок на предложенные стихи, сочинение песенок в определенном жанре соответствуют системе последовательно усложняющихся заданий Н.А. Ветлуги-ной. Следует отметить, что, несмотря на основную направленность методики О.А. Скопинцевой на формирование песенного творчества, педагог-исследователь широко использует на занятиях игровые технологии К. Орфа и Э. Нотдорф - импровизации голосом дополняются импровизациями инструментальными, ритмическими, пластическими [9, с. 29-33]. Это, безусловно, способствует развитию у детей творческого мышления, делает процесс сочинения «своей» музыки увлекательным, формирует интерес к сочинительству.

М.А. Михайлова начинает формирование песенного творчества у дошкольников, начиная с раннего возраста. Особенностью методики является то, что все задания предлагаются в игровой форме. Детям от 2-х до 4-х лет предлагаются задания на подражание (вокализацию) звуков окружающего мира: машины, птички, лошадки; затем - на подражание интонациям колыбельной, плясовой музыки - дети, укладывая куклу спать или танцуя с куклой, поют на слоги «баю-баю», «ля-ля-

о

ля». В примечании к творческим заданиям этой возрастной группы автор отмечает: «Предлагаемые и подобные игры являются предварительным, первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений у детей. На этом этапе ставится цель: развивать у детей ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребенок комбинирует музыкальные звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности, динамике» [7, с. 155]. В сущности, это предварительные упражнения на формирование музыкально-слуховых представлений, которые были предложены Н.А. Ветлугиной, но более простые и в игровой форме.

Игровые задания для детей 5-7-ми лет также начинаются со звукоподражаний - детям предлагается самостоятельно находить интонации более высоких и низких звуков; импровизировать, подражая звукам горна, барабана и др.; затем - петь имена, импровизировать мотив из 2-3-х звуков, воспроизводить на металлофоне придуманные интонации; а далее - аналогично системе заданий Н.А. Ветлугиной: закончить песню, начатую взрослым (текст должен быть знакомым), придумать песенку - пчелы, самолета, парохода, используя звукоподражания; сочинить песенку на коротенький текст из 2-3-х строчек. Для закрепления навыков сочинения предлагается игра «Музыкальное лото». Текст карточек-картинок читает взрослый, а ребенок сочиняет короткую песенку, например:

Утром на опушке

Квакали лягушки (М. Картушина)

Или:

Дождик льет как из ведра

Загрустила детвора (А. Ганчева)

В своей методике развития творческой активности дошкольников Галина Павловна Новикова также опирается на систему творческих заданий Н.А. Ветлугиной, но широко использует народный фольклор. Автор, основываясь на собственном опыте, полагает, что «использование фольклора в развитии детского музыкального творчества значительно облегчает и ускоряет процесс овладения средствами музыкальной речи для создания детьми собственных сочинений» [10, с. 49]. Помимо традиционных творческих заданий, Г.П. Новикова использует оригинальные. Например, простучать ритм на барабане (ксилофоне, металлофоне) и на основе ритмического рисунка сочинить мелодию; сочинить песню, сочетающую два лада - мажорный и минорный и др.

Таким образом, взяв за основу разработанную еще в 60-х годах систему творческих заданий Н.А. Ветлугиной, современные педагоги-исследователи интерпретировали ее по-своему, привнесли в нее оригинальные идеи и методические приемы.

Подход к развитию детского творчества на основе последовательно усложняющихся творческих заданий показал себя как достаточно эффективный. Автор статьи в педагогической практике применяла систему творческих заданий в игре на детских музыкальных инструментах: звукоподражания, импровизированные аккомпанементы песенкам и пьесам, импровизации на инструментах в процессе рассказывания сюжетных историй, сочинение мелодий на заданный текст и др. Дети с удовольствием музицировали, творческие проявления со временем становились все более осмысленными. Продуктивные формы музицирования способствовали и качественному освоению исполнительских навыков, развитию устойчивого интереса к этому виду музыкальной деятельности.

Качественно новый подход к решению проблемы развития детского музыкального творчества предложила Э.П. Костина - крупный ученый в области дошкольного музыкального образования. Она полагает, что будущее в развитии детского музыкального творчества - за инновационными креативными педагогическими технологиями. В 2007 году ею была разработана и апробирована «Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников». Что отличает предложенную Э.П. Костиной педагогическую технологию от традиционной системы музыкального образования дошкольников? - креативность содержания, музыкально-педагогического процесса и взаимодействия субъектов.

Основные положения креативной педагогической технологии Э.П. Костиной:

- системное музыкально-творческое развитие ребенка;

- реализация творческого потенциала ребенка в различных видах музыкальной деятельности;

- перевод доминанты процесса музыкального образования с регламентируемых на нерегламентируемые формы музыкальной деятельности детей вне занятий;

- использование музыкально-образовательной среды как фактора и средства развития творческих качеств личности ребенка;

- ориентация на игровую и проблемную стратегию музыкально-творческого развития ребенка;

- креативность взаимодействия субъектов музыкально-образовательного процесса, ориентация на освобождение сил ребенка для творчества, его устремленность к самостоятельном поискам решений, активность, умение справляться с творческими задачами обучения и воспитания [4].

Содержательная часть технологии изложена в авторской программе Э.П. Костиной «Камертон» [5].

Следует отметить, что в настоящее время идет процесс создания педагогических технологий (хотя и немногочисленных), которые включают в себя подбор нового предметного содержания, новых методов и приемов его реализации. Так, например, развитие музыкального творчества дошкольников в танце Е.В. Горшковой основано на идее взаимопроникновения обучающих и творческих моментов в едином процессе [3]. Осмысление ребенком выразительности движений происходит параллельно с освоением музыкально-двигательных навыков. С помощью упражнений, этюдов дети знакомятся с обобщенно-образными значениями отде-

льных пантомимических и танцевальных движений, учатся передавать различные настроения, отношения. Обучение детей языку движений постепенно подводит их к пониманию, что каждое движение, композиция танца несут в себе определенное смысловое содержание. Использование танцев на сюжетной основе способствует развитию композиционного творчества.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить три основные концептуальные идеи развития детского музыкального творчества в современной теории и практике музыкального образования дошкольников:

- творчество как метод музыкального воспитания (К. Орф, Т.Э. Тютюнникова);

- творчество как необходимая составляющая музыкального образования детей (Н.А. Ветлугина, М.А. Михайлова, О.А. Скопинцева, Г.П. Новикова и др.);

- развитие детского творчества на основе инновационных креативных педагогических технологий (Э.П. Костина, Е.В. Горшкова и др.).

В каком направлении будет развиваться педагогическая мысль - покажет время, но перспективными все же представляются идея К. Орфа и идея создания новых креативных педагогических технологий.

Список литературы:

[1] Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1968. - 414 с.

[2] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Союз, 1997. - 96 с.

[3] Горшкова Е.В. От жеста к танцу: Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. - М.: «Гном и Д», 2004. - 120 с.

[4] Костина Э.П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников / Дисс. д. пед. наук. - Московский гос. университет культуры и искусств. - М., 2004. - 37 с.

[5] Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 223 с.

[6] Леонтьева О.Т. Карл Орф. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1984. - 334 с.

[7] Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 238 с.

[8] Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2003. - 220 с.

[9] Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества дошкольников. - Волгоград: Учитель», 2010. - 111 с.

[10] Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. -1947, вып. 11. - 168 с.

[11] Тютюнникова Т.Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»: Программа. - М., 2005. - 24 с.

[12] Тютюнникова Т.Э. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение»: Систематическое планирование курса музицирования для дошкольников и младших школьников. - М., 2009. - 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.