YAK 373.2 ББК 74.100.544
МЕТОДИЧЕСКИМ РАЗДЕЛ
METHODIC SECTION
С.М. ЗЫРЯНОВА
S.M. ZYRYANOVA
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
USE OF INTEGRATED CREATIVE TASKS IN MUSICAL CREATIVITY DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
В статье рассматривается проблема развития творчества у детей как приоритетная задача современного дошкольного образования. Автор раскрывает опыт работы по использованию интегрированных творческих заданий в развитии музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста.
In the article the problem of creativity development of children as a priority task of modern preschool education is touched upon. The author presents the experience of using integrated creative tasks in musical creativity development at children of senior preschool age.
Ключевые слова: музыкальное творчество, творческие задания, дети дошкольного возраста.
Key words: musical creativity, creative tasks, children of preschool age.
Условием успешного самовыражения и самореализации личности ребенка является способность к творчеству как процессу, имеющему определенную специфику и приводящему к созданию нового. В области музыкальной деятельности творчество является высшим показателем овладения музыкальным искусством и отличается ярко выраженным личностным содержанием, проявляется в умении воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155), важным системным обновлением в модернизации системы дошкольного образования является обновление содержания образовательного процесса, ориентированное на личность, способную под руководством взрослого накапливать и реализовывать опыт познания, деятельности, творчества, постижения своих возможностей и самопознания, развития умения использовать полученные знания в практической деятельности. В связи с этим образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» определяет задачу на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [1].
Содержание указанной образовательной области может реализовы-ваться в таких видах художественной деятельности, как восприятие художе-
ственной литературы и фольклора, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) [1].
Развитие музыкального творчества дошкольников можно осуществлять через интеграцию художественных видов деятельности. Для этого используются творческие методы, осуществляется органическое слияние и одномоментное воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука и т. д.
Активным средством развития музыкального творчества являются творческие задания, за которыми легко «расшифровывается» мышление ребенка при создании представлений о художественном образе, о содержании которых он рассказывает сам (или с помощью наводящих вопросов педагога). Творческие задания в искусстве, с одной стороны, обращены к чувствам и мыслям ребенка, к его внутреннему миру, с другой - направлены на поиски выразительной и понятной другим формы воплощения чувства, мысли, оценки изображаемого. Благодаря таким заданиям ребенок понимает, что значит быть автором художественного произведения. При определении темы и средств работы создаются те «предлагаемые обстоятельства», в которых развернется собственное творчество ребенка. Данные задания ставят ребенка в позицию творца, вплотную подводят к той черте, за которой может начаться порождение собственных художественных замыслов.
Систему взаимосвязанных творческих заданий, отражающих последовательность этапов развития творческих проявлений детей дошкольного возраста, разработала Н.А. Ветлугина. К таким заданиям она относит:
1) задания, при выполнении которых дети ориентируются на предложенный музыкальный образец (закончить, сочинить конец мелодии, начатой взрослым; изобразить движениями текст и мелодию песни, выбрать из заданных элементов танца наиболее подходящие к характеру пьесы движения и т. п.);
2) задания, способствующие освоению способов творческих действий, поискам решений творческих задач (сочинить песню на заданный текст, придумать движения персонажей рассказанной сказки, придумать пляску, передающую движения сказочных персонажей и т. д.);
3) задания, требующие самостоятельных действий детей на основе осознания ими творческих задач (сочинить песню, выбрав по своему усмотрению текст из нескольких вариантов; сочинить мелодию; составить композицию простейшей пляски и т. д.).
В своем опытно-поисковом исследовании мы использовали творческие задания, позволяющие ребенку перейти от репродуктивной к творческой деятельности, к активному участию в сфере эмоционального восприятия музыки и произведений изобразительного искусства. При разработке приема творческих заданий внимание обращалось на систематизацию отобранного для занятий музыкального и изобразительного материала по признаку его познавательности и эмоциональной насыщенности, доступности содержания, форме вовлечения детей в самостоятельную творческую деятельность.
При подборе творческих заданий мы учитывали следующие требования: соответствие тематики задачам определенного этапа работы; включение различных поисковых ситуаций, направленных на развитие у детей творческого воображения, фантазии; применение приемов, стимулирующих музыкально-творческие способности ребенка, основанные на обеспечении более глубокого проникновения в музыкальное произведение, произведение изобразительного искусства, в его образ; создание условий для проявления эмоционального воздействия на ребенка, личного переживания художественного образа.
В процессе организации творческой деятельности старших дошкольников мы решали задачи на формирование у детей умений интегрировать выразительные средства музыкального и изобразительного искусства в создании представлений о художественном образе в процессе вокальных, двигательных, игровых импровизаций.
Для этого мы сочли целесообразным использовать прием «Цветовое моделирование музыки» (Н.А. Терентьева [2]), направленный на передачу представлений о художественном образе средствами изобразительного искусства. Данный прием развивает у детей художественно-творческое воображение через самостоятельное моделирование динамичного музыкального образа, обобщенность и предполагает несколько вариантов заданий:
а) составить цветовую композицию, отражающую эмоционально-семантическое содержание музыкального произведения, используя для этого адекватные музыке средства выразительности изобразительного искусства;
б) стать волшебником и с помощью волшебных красок нарисовать музыку;
в) зафиксировать в красках процесс движения, развития музыкального образа (смоделировать произведение как интонационно-аффективный процесс);
г) передать в цветовом решении, характере, темпе музыки динамику внешнего мира - разноцветный ручеек, грустный дождик и т. д.;
д) передать изменяющийся темпоритм музыки: «поднимаемся в гору - бежим по склону горы»;
е) подбор живописных полотен, адекватных музыкальному произведению (например: «Какие репродукции по настроению созвучны музыкальным композициям: «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Море» К. Дебюсси, «Осенняя песня» П.И. Чайковского, «В лесу» В. Зиринга?»).
В данной серии заданий мы помогали детям сознательно обратить внимание на связь средств музыкальной выразительности, цветового решения с эмоциональным содержанием музыкального образа. Дети осознавали возможность передачи настроения музыкального произведения с помощью разного характера линий и штрихов, соответствующего сочетания красок.
Наиболее эффективным оказался практический метод, позволяющий выразить во внешних проявлениях свои переживания о музыке («пропустить музыку через себя»). Б.М. Теплов [3] доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковеде-ния, средств музыкальной выразительности.
Двигательно-пластические задания-импровизации «Создаем музыкально-сценический образ», связанные с перевоплощением, уподоблением конкретному образу, были использованы в контексте раскрытия темы, а также имели цель научить детей творческим способам действий, предусматривающим самостоятельное нахождение выразительно-изобразительных средств в исполнении, передаче в движениях задуманного характера. Данные задания позволяли детям пропустить образ через себя, вжиться в него. Движение помогало проследить за развитием образа, мобилизовало детей на вслушивание в музыкальную ткань, различать смену ее формы, средства музыкальной выразительности. Большое значение имела словесная установка вместе со звучащей музыкой, которые побуждали детей к поиску образной пластики движений для выражения представлений о художественном образе. Двигательная импровизация дошкольников соответствовала музыкальному и живописному образу, что включало в себя адекватность поиска выразительно-изобразительных средств для передачи музыкально-сценического образа, оригинальность созданных образов.
Широко использовались творческие задания, где дети при помощи звуковых импровизаций (голосом, хлопками, постукиванием и т. д.) стремились отобразить характер природных явлений, увиденных в репродукциях пейзажной живописи. Задания носили более сложный характер и проводились в сочетании с проблемной и воображаемой ситуацией. Они помещали ребенка в ситуацию активного действия, поиска на интуитивно-чувственном уровне тех выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, которые необходимы для создания представлений о художественном образе в творческой деятельности.
В процессе творческого задания «Сочиняем мелодии на контрастные по настроению поэтические тексты к пейзажным репродукциям» мы решали задачи на формирование способов сочинения детьми простейших попе-вок контрастного характера на заданный текст, развитие художественно-творческого воображения в процессе вокальной импровизации, подбор адекватных живописному образу элементов музыкального языка. После выразительного прочтения четверостиший дети соотносили их с определенной картиной, соответствующей по настроению. Рассматривание контрастных репродукций помогало детям сравнивать их по цвету, колориту, ритму, линиям, форме, что в дальнейшем способствовало осознанию мелодии контрастного характера в своих собственных сочинениях. Действуя совместно со взрослыми, дети получали представление о том, что музыка может так же, как и картина, выражать различные чувства. Перед сочинением мелодий внимание детей обращалось на яркие средства выразительности: краски, выбранные художником для характеристики живописных образов, ритм цветовых пятен, композиционное построение. Анализируя вокальные импровизации, можно сказать, что темная палитра красок в репродукции И. Левитана «Дождь» отражала в музыке детей мрачный, грустный характер образа картины. Это выражалось в умеренно-громкой динамике, восходящей или нисходящей мелодии, в быстром темпе, упругом ритме, минорном ладе. Светлая яркая палитра репродукции В. Ван-Гога «После дождя» отражала в музыке детей веселое радостное настроение образа картины. Это выражалось за счет громкой динамики, волнообразной мелодии, умеренного темпа, равномерного ритма, мажорного лада. Положительным представляется наличие в большинстве импровизаций определенной смысловой связи между музыкальными интонациями и живописным образом; в импровизациях была отмечена оригинальность созданных мелодий, яркое выражение в них соответствующего настроения, точность и выразительность вокального интонирования.
Индивидуальная методика «Юные композиторы» развивала у детей образные представления, фантазию, воображение и мышление. Кроме того, в дальнейшем предлагались различные варианты данной методики, такие ситуации как «Весенние голоса», «Летний день» и другие. После выбора ситуации ребенок вместе со взрослым размышлял о логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения искусства. Дети воплощали свой замысел голосом, сопровождая пластикой, игрой на детских музыкальных инструментах. Организуя творческую деятельность, мы наблюдали за процессом воплощения художественного замысла: как дети находят определенные средства выразительности, соответствующие замыслу, используют голос, пластику.
Такие творческие задания, составленные на основе музыкального и изобразительного искусства, стимулируют восприятие художественной образности песенного творчества, позволяют лучше ориентироваться в творческой деятельности: подбирать необходимую мелодическую линию, разнообразную ритмическую сторону песни, применять при исполнении нюансы (громко, тихо, протяжно, легко и т. д.) в соответствии с характером и настроением картины, а также развивают творческую активность детей.
Таким образом, необходимо отметить, что для успешного развития музыкального творчества у детей дошкольного возраста педагогу необходимо
использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на занятии атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности, выбирать приемы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности детей; различным образом импровизировать; разрабатывать и ставить серии творческих заданий. Развитие музыкального творчества было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания.
Литература
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. // Российская газета : Интернет-портал. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html (дата доступа: 10.02.2017 г.).
2. Терентьева, Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства [Текст] / Н.А. Терентьева. - М. : Прометей, 1990. - 184 с.
3. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теп-лов. - М. : Просвещение, 1985. - 335 с.