Научная статья на тему 'Песенная импровизация как вид детского творчества'

Песенная импровизация как вид детского творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
479
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кольцовская И. Г.

Статья посвящена актуальной задаче музыкального воспитания дошкольников – развитие песенной импровизации, как одного из видов детского музыкального творчества. Автором отражены три взаимосвязанных направления развития песенной импровизации, а также выделены три группы показателей, влияющих на качество детской песенной импровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Песенная импровизация как вид детского творчества»

ный ракурс в истолковании педагогической действительности и тем самым реализовав давно назревшую потребность в свободном от догм анализе традиционного и нового знания. При этом динамика формирования собственного тер-минополя педагогической герменевтики свидетельствует о продуктивности этого методологического подхода в научных исследованиях, обширности возможностей приложения этих идей в теории и практике образования, широком диапазоне применения герменевтических идей как в обучении, так и в воспитании.

Список литературы:

1. Богин Г.И. Обретение способности понимать. - 2001.

2. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: монография. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ 2001. - 152 с.

3. Сулима И.И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. - 1999. - № 1. - С. 36-42.

4. Чермокина Р.Ш. Формирование коммуникативно-творческой направленности студентов - будущих педагогов на основе драмогерменевти-ческого подхода: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. - Ижевск, 2006.

5. Назаров Д.М. Компаративный анализ герменевтической научной методологии // Вестник ТГПУ - 2010. - № 5. - С. 32-36.

ПЕСЕННАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ВИД ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

© Кольцовская И.Г.*

Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород

Статья посвящена актуальной задаче музыкального воспитания дошкольников - развитие песенной импровизации, как одного из видов детского музыкального творчества. Автором отражены три взаимосвязанных направления развития песенной импровизации, а также выделены три группы показателей, влияющих на качество детской песенной импровизации.

Импровизация, в переводе с латинского означает - непредвиденный, внезапный, неожиданный, она по-своему может проявляться в каждом виде искусства. В музыкальной деятельности - это сочинение, непосредственно в процессе исполнения, будь то танец, игра на музыкальном инструменте или песня.

На Руси фольклор сопровождал человека в различных жизненных ситуациях: с песней он радовался, грустил и работал, поэтому песенная импровизация получила достаточно широкое свое развитие.

* Соискатель кафедры Управления дошкольным образованием.

Песня - самый массовый и доступный для детей исполнительский вид деятельности, а голос - прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. Поэтому развитие песенной импровизации - как вида детского творчества является одной из важнейших задач дошкольного музыкального воспитания.

В настоящее время на основе исследований известных отечественных ученых-педагогов Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, Т. С. Комаровой. Детское творчество рассматривается, как процесс создания ребенком, для него нового продукта (игры, песни, сказки, рисунка и.т.д.).

Как отмечает Б.М. Теплов: «раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка» [4, с. 156]. Развивая эту же точку зрения Н.А. Вет-лугина, отмечает, что музыкальная деятельность может быть творческой, если в ней активно участвовать: драматизировать песни, интерпретировать их, сочинять ритмы и песни. Дети могут импровизировать песни, или сочинять их на близкие и знакомые сюжеты [1, с. 139]. Ветлугина Н.А. считала, что одним из эффективных средств создания и воссоздания нового образа является музыкальное искусство. Наряду с Н.А. Ветлугиной, другие известные педагоги музыкального дошкольного воспитания, такие как Э.П. Костина, О.П. Радынова, А.И. Кантинене, М.Л. Палавандишвили рассматривают детское музыкальное творчество как вид музыкальной деятельности ребенка, которое имеет широкий диапазон (песенное, игровое танцевальное, инструментальное). В частности песенное творчество предусматривает импровизацию попевок, несложных мотивов, которые сопровождают игры.

Приобщение детей к песенному творчеству - одна из самых сложных задач современного музыкального образования в детском саду. В практической деятельности педагоги постоянно сталкиваются с различными трудностями и проблемами в процессе музыкальной деятельности, содействуя творческим проявлениям детей.

Импровизация - это создание песни непосредственно в процессе ее исполнения, без участия взрослого. Естественно, как любое детское творчество, на первых этапах требует от ребенка и взрослого совместных действий, ребенок вначале включается в выполнение отдельных творческих заданий, участвует в сочинении отдельных составных частей создаваемой песни. Эти задания - важнейший фактор, направляющий развитие детского песенного творчества. Творческие задания непосредственно связаны с поэтапным формированием песенного творчества, а впоследствии - к проявлению импровизации - как самостоятельного сочинения.

Импровизация дошкольника - является наивысшей ступенью в развитии песенного творчества, к которой необходимо ребенка подготовить. Опираясь на исследования Асафьева, Яворского, Ветлугиной, мы выделили три взаимосвязанных направления развития импровизации.

Первое направление - обогащение жизненных и музыкальных впечатлений ребенка, которая создает основу для импровизации, стимулирует заинтересованное отношение к музыке, в этом направлении велика роль взрослого, который выступает образцом для подражания песенного творчества.

Второе направление характеризуется знакомством со способами творческих действий. Во втором направлении роль взрослого и ребенка абсолютно равна, сочинение мелодий является общей целью. В этом направлении велика роль творческих заданий, которые побуждают ребенка импровизировать несложные мелодии и мотивы.

Третье направление - самостоятельное сочинение мелодий ребенком. В третьем направлении роль взрослого отсутствует, ребенок самостоятельно импровизирует мелодии на заданный текст. В этом направлении предполагается использование дидактических пособий, стимулирующих творческие проявления детей.

В первом и втором направлении в развитии песенных импровизаций отмечена огромная роль взрослого. В данных направлениях применимы те виды творческих заданий, которые были описаны выше, благодаря которым ребенок выходит на третье направление, характеризующееся самостоятельным импровизированием.

Ветлугина Н.А., завершая свое фундаментальное исследование по проблеме детского музыкального творчества, определила критерии качества песенной импровизации.

Ею были выделены три группы показателей, по которым оценивались:

а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;

б) способы творческих действий;

в) качество детской продукции.

К каждой группе показателей ею были определены критерии:

1. Отношение детей к творчеству, их интересы и способности:

- искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

- увлеченность, захваченность деятельностью - качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели;

- изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами;

- возникновение потребностей, интересов к творчеству в связи с различными видами художественной практики;

- развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт;

- способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;

- специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух).

2. Качества способов творческих действий:

- дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, применение известного в новых ситуациях;

- самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания;

- нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в применении их;

- быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях;

- подражание образцу, но применение его при воплощении новых образов;

- нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

3. Качество продукции детского художественного творчества:

- нахождение адекватных (соответствующих) выразительно -изобразительных средств для воплощения образов песне и т.д.;

- индивидуальный почерк детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

- соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям [2, с. 8].

Кроме этого, на качество песенной импровизации влияет музыкальное восприятие ребенка. Слух ребенка должен не только контролировать правильность спетой мелодии, а, прежде всего, формировать музыкальную мысль, создавая различные образы-фразы. Музыкальная мысль здесь существует на внутреннем и внешнем уровнях.

Внутренний уровень - предварительное слышание, которое организовывает импровизационное движение, созданных в голове музыканта фраз. Т.е. имеется в виду, что мелодия звучит в голове до того, как она поется.

Внешний уровень - само непосредственное воспроизведение созданных в голове музыканта фраз с помощью имеющихся технических навыков пения.

В музыкальной импровизации нет разделения функций композитора (сочинение музыки) и исполнителя (воспроизведение произведения, интерпретация); они образуют органическое единство и осуществляются музыкантом - импровизатором одновременно. Грамотная импровизация требует от музыканта знания определенных тем, их гармонических структур, формы будущего произведения (хотя бы в общих чертах). Чем больше различных музыкальных фраз, ритмических рисунков, которые знает музыкант, тем оригинальней получается импровизация. Поэтому так важна система подготовительной работы для ребенка - импровизатора, к тому же чем музыкальнее ребенок - тем оригинальнее произведение. К критериям оценки детского песенного творчества Н.А. Ветлугина относит:

1. мелодическая линия - ее целостность и общность, направление ее движения, соотношение восходящего и нисходящего движения, гармоническое сочетание интервалов;

2. тональное строение мелодий, наличие устойчивых и неустойчивых звуков;

3. ритм в смысле организованной последовательности звуковых длительностей - повторность и вариационность его;

4. общность темпа, динамики в образце, данном педагогом, и в ответе ребенка;

5. строение музыкальной формы - ее пропорциональность или ас-симетрия;

6. общность литературного текста и мелодии - единство смысловых и музыкальных акцентов [1, с. 254].

Песенная импровизация рассматривается как средство накопления музыкального песенного опыта, формирования интонационного «словаря», осмысления законов формообразования. Например, в программе музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костиной, усложнение песенных импровизаций происходит в соответствии с четко поставленными задачами. При этом мелодия импровизации также должна отвечать задачам данной ступени. Например, в Азбуке шестой программы Э.П. Костиной «Камертон» ребенок должен уметь:

- Уметь применять различные виды песен (колыбельная, плясовая, маршевая), тематику.

- Осознанно использовать в песне: характер (задорный, спокойный, торжественный, шуточный), интонацию (просящая, сердитая, нежная, грубая), их изменение, динамику в развитии музыкального образа.

- Применять различные средства музыкальной выразительности, на основе комбинирования которых в песне передается динамика музыкального образа:

• музыкальные: темп (очень быстрый, быстрый, умеренно медленный, медленный), регистр (высокий, средний, низкий в пределах октавы), динамику (громко, умеренно громко, тихо, очень тихо), ритмические особенности (ритм марша, польки, вальса, ритмы суммирования, дробления, пунктирный ритм), тембр (нежный, звучный, яркий, голос ребенка, взрослого).

• внемузыкальные: невербальные: (выразительная осанка, поза, жесты, мимика), вербальная (выразительность слов, фразы, песни) [3, с. 110].

Таким образом, проблема развития песенной импровизации играет достаточно важную роль в дошкольной практике нашей страны, признающая музыкальное творчество как метод музыкального воспитания детей.

Список литературы:

1. Ветлугина Н.А Музыкальное развитие ребенка. - М.: «Просвещение», 1967. - 415 с.: нот.

2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н.А. Ветлу-гиной. - М., «Просвещение», 1974. - 175 с.: ил.

3. Костина Э.П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста / Э.П.Костина. - М.: Просвещение, 2004. - 223 с.

4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1985. - 384 с.

НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО ВУЗА В СТРУКТУРЕ КОММУНИКАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

© Корсакова И.А.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье анализируется роль вузовского научного сообщества как коллективного субъекта в новой образовательной коммуникативной парадигме, рассматривается модель, основанная на приоритете личности, в которой преподаватели и студенты выступают равноправными участниками диалога.

Проблема коммуникации является одной из центральных проблем современной гуманитарной науки. Коммуникативны по своей природе искусство, образование, культура в целом, и сам человек. Коммуникационные процессы становятся все более значимой сферой российской политики, экономики, образования. С переходом общества в новую информационную эпоху возникают новые способы коммуникации, обусловленные новым образом жизни, новыми формами жизнедеятельности человека. Все это выступает причиной перехода культуры и образования к другой системе ценностных ориентации.

Образовательное пространство является частью культурного пространства - фундамента, на котором духовная деятельность обретает свои ценностные ориентиры, строит модель социума, опираясь на вечные ценности бытия, включая постоянно расширяющуюся духовную деятельность (в том числе, и образовательную и просветительскую), который влияет на мироощущение человека, направляет его восприятие на гуманистическую сущность мироздания, формирует эстетические идеалы, определяющие строительство личностного мироздания.

В формировании и развитии культурных процессов важнейшую роль играют способы и средства коммуникации, получившие научное определение «коммуникативный формат» [3]. На каждом уровне эволюционного развития возникает обеспечивающая его и соответствующая ему коммуникационная система. Каждый этап развития человеческого общества создает средства коммуникации, обслуживающие его потребности. Смена культурно-коммуникативного формата влияет не только на способы и средства му-

* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.