З, 2001
XX
♦ж»
1) профессиональной подготовки учите
весьма обнадеживают: учащиеся обнару-
куль- живают более глубокие и разносторонние
лузы- познания в процессе размышлений об эмо-кальной педагогики (в частности, осознания ционально-образном содержании и жанро-
также
целей, задач, принципов и методов музыкального воспитания школьников);
2) научно обоснованного отбора содер ния образования, музыкального материала:
фол
вой стилистике мордовских народных песен, условиях их бытования и исполнения, жизненном пути и фольклорных истоках творчества композиторов Мордовии, а также об истории, верованиях, обрядах морд-
лора, как особого вида художественного вы, ее представлениях о духовных ценнос-творчества, его аутентичные образцы, тях и национальном характере. Глубже и
эмоциональнее становится музыкальное восприятие, точнее и выразительнее - вокальное интонирование, аргументирован-
форм
кальной и инструментальной музыки;
4) опоры на развитые музыкально-слу-
ховые представления детей в области на- нее, доказательнее — рассуждения о нрав-
ционального музыкального мышления, его интонационно-попевочной основы;
5) разносторонней музыкальной деятельности;
ственнои сущности музыки и средствах ее выразительности.
Апробация альтернативных фольклорных программ - явление новое и малораспространенное, требующее специальной подготовки учительских кадров. Ежегод-ния, сочинения и импровизации народных но кафедра народной музыки проводит для
6) формирования
сфере
напевов;
учителей-музыкантов города и республи-7) проявления инициативы и самостоя- ки научно-практические конференции и се-
тельности со стороны студентов-практи-кантов в разработке моделей музыкального воспитания и эксперимента в школе.
За короткий период практики студенты не успевают достигнуть больших успехов в музыкальном развитии учащихся (формирование навыков варьирования и импровизации требует, как известно, длительно-
минары по освоению инновационных проектов и технологий, основанных на материале мордовской народной и профессиональной музыки. В дальнейшем потребуются объединенные усилия школы и вуза,
соответствующих министерств и ведомств в разработке системы музыкального образования в республике на основе интегра-
го времени). И все же контрольные уроки ции всех ее ступеней и звеньев.
■
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «РУССКО-МОРДОВСКИЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ КАК ДИАЛОГ (В СВЕТЕ МЕТОДОЛОГИИ М.М. БАХТИНА)»
Г.В. Карпунов, ведущий библиотекарь научной библиотеки
МГУ им. Н.П. Огарева
Учение М.М. Бахтина о диалоге куль-
путь и научные
тур в наше время привлекает все большее открытия крупнейшего ученого, проживше
внимание в научных кругах всего мира. О Бахтине имеются сотни научных работ, анализирующих различные аспекты его гуманитарных наук, требует обратить са-творческого наследия, во многих странах мое серьезное внимание на открытия, сделанные Бахтиным. Это связано со многи-
го в нашем городе около четверти века. Ситуация, складывающаяся в развитии
проводятся международные Бахтинские чтения. Проводятся они и в Саранске. Однако многие студенты-филологи Мордовского университета довольно смутно пред-
факторами.
1. В наше время особенно остро вста-гроблема межнациональных отношений.
© Г.В. Карпунов, 2001
Закономерности взаимосвязей между национальными культурами недостаточно изучены, так же как и причины, приводящие к недоразумениям и конфронтации между ними. Россия - страна полиэтническая, ее стабильное развитие во многом определяется уровнем взаимоотношений между населяющими ее народами. И для понимания сложных культурных процессов бахтинское учение о диалоге культур, его методология изучения диалогических процессов в культуре и литературе могут сыграть важную роль.
2. Резко усиливаются процессы взаимодействия между культурами различных стран и народов, что обусловлено развитием технических средств (радио, телевидение, звукозапись, компьютерная связь). Эти процессы сложны, часто хаотичны. Для их изу-
л
чения может быть актуальным привлечение бахтинского учения о диалоге культур.
3. В университетские программы в последние годы введено много нового материала. Студенты встречаются со сложными и неоднозначными отношениями между литературой и другими видами искусства (живопись, театр, кино), между различными направлениями в литературе (реализм, символизм, акмеизм, сюрреализм и т. д.). Для понимания этих процессов полезно знакомство с теоретическим наследием М.М. Бахтина.
Поскольку Мордовия - регион, в котором взаимодействуют различные национальные культуры, студентам гуманитарных факультетов нашей республики важно знать основные принципы их взаимоотношений. Помочь в этом может спецкурс «Русско-мордовские литературные связи как диалог (в свете методологии М.М. Бахтина)», программа которого приводится ниже. Целью предлагаемого спецкурса, который может вестись на филологическом факультете и факультете национальной культуры, является ознакомление студентов с основными вехами жизненного и творческого пути М.М. Бахтина, с его теоретическим наследием, прежде всего с учением о диалоге культур, с развитием русско-мордовских культурных и литературных взаимосвязей, рассматриваемых согласно бахтинской методологии как диалог.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
Тема 1
Жизненный и творческий путь М. М. Бахтина. Его учение о диалоге культур
1. Основные вехи жизни и творчества Бахтина.
2. Годы жизни Бахтина в Саранске.
3. Диалог культур в трудах Бахтина. Истоки учения о диалоге культур. Основные понятия, введенные Бахтиным в гуманитарные науки, - «диалог культур», «большое время», «открытая целостность» культуры и т. д. Общее понятие о диалоге национальных культур.
4. Литература как часть культуры. Диалог культур и диалог литератур.
5. Практическое значение методологических принципов изучения диалога культур, предложенных Бахтиным.
Литература
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. 543 с.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель, 1963. 363 с.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и
Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М.: Прогресс, 1996. 342 с.
Карпунов Г.В., Борискин В.М., Евстифе-ева В.Б. Михаил Михайлович Бахтин в Саранске: Очерк жизни и деятельности. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. 32 с.
Конкин С.С., Конкина Л.С. Михаил Бахтин: Страницы жизни и творчества. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. 398 с.
Тема 2 Причины и предпосылки развития русско-мордовского культурного диалога
1. Давние связи двух народов. Роль природно-географических, торговых и других факторов, предопределивших сближение русского и мордовского этносов. Исторические события, укреплявшие взаимосвязи русских и мордвы.
2. Русско-мордовские контакты поданным этнографии и археологии. Связи в материальной культуре (костюм, архитектура, прикладное искусство). Бытовые контакты.
3. Многообразие форм культурного диалога.
Литература Абрамов В.К. По следу времени. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 304 с.
Лузгин A.C., Арсентьев Н.М. Особенности русско-мордовских взаимосвязей в традиционном хозяйстве и материальной культуре // Этнокультурные связи мордвы. Саранск, 1988. С. 68 - 82.
Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во,
1977. 280 с.
Смирнов И.Н. Мордва: Историко-эт-нографический очерк. Казань: Тип. Имп. Унта, 1895. 299 + V с.
Смирнов К.А. Русский элемент в культуре мордвы. Ульяновск: Тип. Облуправ-ления культуры, 1957. 22 с.
Циркин A.B. Русско-мордовские отношения в X - XIV вв. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1968. 111с.
Тема 3
Русско-мордовские взаимосвязи
в фольклоре
1. Место фольклора в народной культуре. Его особое значение для сохранения исторической памяти этноса и его традиционного мировоззрения.
2. Фольклорные взаимосвязи в различных жанрах: календарно-обрядовые жанры, свадебная поэзия, историческая и семейно-бытовая песня, сказка, предание, былич-
ка, частушка.
3. Значение фольклорных взаимосвязей для развития литературного диалога.
Источники
Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 1. Эпические и лиро-эпические песни. Саранск: Мордов. кн. изд-во,
1963.399 с.
Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 1, кн. 2. Исторические
песни XVI - XVIII веков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. 352 с.
Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 2. Лирические песни. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. 372 с.
Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 3, ч. 1. Мокшанские сказки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. 383 с.
Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 3, ч. 2. Эрзянские сказки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967.382 с.
Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 7, ч. 3. Календарно-обрядовые песни и заговоры. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 303 с.
Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 10. Легенды, предания, былички. Саранск: Мордов. кн. изд-во,
1983.265 с.
Литература
Алексеев H.H. Исторические связи мордовского фольклора и фольклора славянских народов // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972.
С. 33 -40.
Девяткина Т.П. Мифология мордвы. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1998. 336 с.
Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба// Избр. тр.: В 5 т. Саранск, 1966. Т. 5. С. 7 - 341.
Карпунов Г.В. Мордовская народная сказка «Двенадцать братьев» и ее истоки (в свете концепции М.М. Бахтина) // М.М. Бахтин: проблемы научного наследия: Межвуз. сб. науч. тр. Саранск, 1992. С. 150 - 155.
Костин В.И. Взаимосвязи традиционной русской и мордовской песенной лирики в современных условиях. Орел: Изд-во Орлов. ун-та, 1992. 111с.
Маскаев А.И. Славяно-мордовские связи по материалам эпической песни // Этногенез мордовского народа. Саранск,
1965. С. 290-302.
Самородов К.Т. О связи мордовского народа с другими народами по материалам обрядового фольклора// Этногенез мордовского народа. Саранск, 1965. С. 315 -322.
Тема 4
Начало русско-мордовского культурного диалога
1. Первые письменные тексты на мордовских языках и их связь с русской культурой XVIII в.
jj ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2. Мордва в творчестве русских писателей XIX - начала XX в. (С.Т. Аксаков, Ал. Алтаев, В.К. Кюхельбекер, И.И. Ла-
2. Жанровые традиции русской литературы и их связь с жанрами мордовской литературы (рассказ, повесть, роман, поэма.
жечников, П.И. Мельников-Печерский, роман в стихах). Рассказ как творческая
К.К. Случевский).
лаборатория писателя для создания круп-
3. Первые писатели из мордвы ных жанров. Рассказы К.Г. Абрамова как
(С.А. Аникин, З.Ф. Дорофеев) и связь их
V-/
творчества с традициями русской литературы.
4. Связь литературного диалога с общекультурными процессами. Роль в развитии литературного диалога этнографов,
пример творческого преломления традиций русской литературы. Традиции русского исторического и историко-биографического романа, романа в стихах в творчестве мордовских писателей (К.Г. Абрамов,
миссионеров, просветителей, фольклорис- А.Д. Куторкин, М.Т. Петров). Традиции
русской поэзии в творчестве мордовских поэтов.
3. Эпиграфы, цитаты, реминисценции
тов, переводчиков.
Источники Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука. М.: Худож. лит.,
1982.544 с.
из произведении русских писателей и поэтов в мордовской литературе (К.Г. Абрамов, М.А. Бебан, П. Гайни, И.П. Киш-
Алтаев Ал. В дебрях мордвы: Детство няков, С.С. Ларионов, А. Моро, М.Т. Пет-
патриарха Никона. Саранск: Мордов. кн. ров, Н. Эркай). изд-во, 1991. 71 с.
Аникин С.А. Плодная осень. Саранск:
Мордов. кн. изд-во, 1989. 244 с.
Источники
Абрамов К.Г. Найман: Роман. Саранск: Дорофеев З.Ф. Собр. соч. Т. 1. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960.388 с.
Мордов. кн. изд-во, 1964. 236 с.
Кюхельбекер В.К. Адо // Русская романтическая повесть. М., 1983. С. 143 - 164.
Абрамов К.Г. Степан Эрьзя: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977.446 с. Абрамов К.Г. Там за леском: Расска-
Лажечников И.И. Ледяной дом: Роман, зы. М.: Современник, 1987. 222 с.
М.: Худож. лит., 1988. 315 с.
Мельников-Печерский П.И. На горах: Роман. Кн. 1. М.: Сов. Россия, 1986. 592 с.
Случевский К.К. В снегах // Случевский К.К. Стихотворения. Поэмы. Проза.
М., 1988. С. 277-304.
Литература Алешкин A.B. О повести «В дебрях мордвы» и ее авторе // Алтаев Ал. В дебрях мордвы. Саранск, 1991. С. 68-71.
Алешкин A.B. Эпическая поэзия младописьменных народов Поволжья (доок-
Бебан М.А. Утренняя песня: Стихи и басни. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. 120 с.
Гайни П. Ветка черемухи: Стихи и поэмы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. 104 с.
Кишняков И.П. Исса течет в Волгу: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во,
1965. 224 с.
Куторкин А.Д. Яблоня у большой дороги: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во,
1991. 192 с.
Ларионов С.С. Хрустальные колокола:
тябрьский период): Учеб. пособие. Саранск: Роман. М.: Современник, 1976. 333 с.
Изд-во Мордов. ун-та, 1983. 84 с.
Моро А. Ветка дуба векового: Стихи и
Посадский А.Н. Мельников П.И. (Ан- поэма. М.: Сов. писатель, 1968. 144 с.
дрей Печерский) и мордовский край. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. 93 с.
Тема 5
Традиции русской литературы в развитии мордовской литературы
Петров М.Т. Боярин Российского флота: Исторический роман. Саранск: Мордов.
кн. изд-во, 1981. 456 с.
Петров М.Т. Румянцев-Задунайский:
Исторический роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984-1985.Кн. 1. 1984.414 с.; Кн. 2.
1. Использование опыта русской лите- 1985. 528 с.
ратуры как условие быстрого развития мордовской литературы в начале XX в.
Эркай Н. Живу с тобою: Стихи. М.: Сов. писатель, 1977. 136 с.
Литература Васильев Л.Г. Всегда вместе. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. 128 с.
Девяткин Г.С. Мордовский рассказ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. 216 с.
История мордовской литературы (Ред-кол.: Н.И. Черапкин (отв. ред.) и др.). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1981. 383 с.
Кирюшкин Б.Е. Мордовский советский роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. 182 с.
Макушкин В.М. Обретение зрелости. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. 224 тыс.
Чернов Е.И. История мордовской литературы. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993.91 с.
Тема 6
Культура и фольклор мордвы в русской литературе XX века
1. Мордовский народ в творчестве А.М. Горького.
2. Мордовский фольклор и русская историческая проза (Б.В. Дедюхин, В.И. Ко-стылев, В.И. Макарихин).
3. Мордва в изображении писателей русского зарубежья (И.А. Бунин, М.Д. Ка-ратав, А.И. Куприн).
4. Русские поэты о мордовском народе (Э.Г. Багрицкий, С.А. Есенин, Л.К. Татья-ничева, А. Ширяевец).
5. Мотивы мордовской мифологии в русской литературе (особенности создания женских образов, образы мифологических персонажей).
Источники Багрицкий Э.Г. Звезда мордвина // Багрицкий Э.Г. Стихотворения и поэмы. М.,
1984. С. 219-223.
Бунин И.А. Мордовский сарафан //Соч:
В 3 т. М., 1982. Т. 2. С. 379 - 382.
Горький А.М. Знахарка // Полн. собр.
соч. М., 1973. Т. 17. С. 76 - 88.
Горький А.М. Мордовка // Полн. собр. соч. М., 1970. Т. 8. С. 394 - 421.
Дедюхин Б.В. В братстве без обиды: Роман. Саратов: Приволж. кн. изд-во,
1989. 515 с.
Дедюхин Б.В. Чур меня: Роман. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1982. 342 с.
Есенин С.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Ху-дож. лит., 1977. Т. 1. 429 с.
Каратаев М.Д. Русь и Орда: Роман. Т. 1. М.: Современник, 1991. 413 с.
Костылев В.И. Жрецы: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. 304 с.
Костылев В.И. Иван Грозный: Роман-трилогия. Кн. 1. Саранск: Мордов. кн. изд-
во, 1987. 423 с.
Куприн А.И. Царев гость из Наров-чата // Собр. соч.: В 6 т. М., 1958. Т. 6. С. 490-500.
Макарихин В.И. Дикое поле: Историческая повесть. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1980. 223 с.
Русские писатели о мордовском народе. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1957.
130 с.
Татьяничева Л.К. Мордовская речь // Татьяничева Л.К. Корабельный бор: Стихи. М., 1974. С. 33 -34.
Ширяевец А. Песня о Волге: Стихи и поэмы. Куйбышев: Куйбышев, кн. изд-во,
1980. 168 с.
Литература Воронин И.Д. Литературные деятели и литературные места в Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. 336 с.
Карпунов Г.В. Мифологический образ Кереметя в интерпретации А.М. Горького // Вдохновение: Лит.-худож. сб. Саранск, 1991. С. 277-286.
Карпунов Г.В. Мордовский национальный костюм в произведениях русских писателей (к вопросу о диалоге культур) // Регионология. 2000. № 2.
С.297 - 305.
Карпунов Г.В. Мотив мордовской мифологии в рассказе А.М. Горького «Знахарка» // Вдохновение: Лит.-худож. сб. Саранск, 1990. С.207 - 219.
Черапкин Н.И. Горячее сердце большого друга. Саранск: Мордов. кн. изд-во,
1974. 328 с.
Черапкин Н.И. По заветам Горького.
Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. 120 с.