Научная статья на тему 'Программа спецкурса «Русско-мордовские литературные связи как диалог (в свете методологии М. М. Бахтина)»'

Программа спецкурса «Русско-мордовские литературные связи как диалог (в свете методологии М. М. Бахтина)» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
228
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа спецкурса «Русско-мордовские литературные связи как диалог (в свете методологии М. М. Бахтина)»»

З, 2001

XX

♦ж»

1) профессиональной подготовки учите

весьма обнадеживают: учащиеся обнару-

куль- живают более глубокие и разносторонние

лузы- познания в процессе размышлений об эмо-кальной педагогики (в частности, осознания ционально-образном содержании и жанро-

также

целей, задач, принципов и методов музыкального воспитания школьников);

2) научно обоснованного отбора содер ния образования, музыкального материала:

фол

вой стилистике мордовских народных песен, условиях их бытования и исполнения, жизненном пути и фольклорных истоках творчества композиторов Мордовии, а также об истории, верованиях, обрядах морд-

лора, как особого вида художественного вы, ее представлениях о духовных ценнос-творчества, его аутентичные образцы, тях и национальном характере. Глубже и

эмоциональнее становится музыкальное восприятие, точнее и выразительнее - вокальное интонирование, аргументирован-

форм

кальной и инструментальной музыки;

4) опоры на развитые музыкально-слу-

ховые представления детей в области на- нее, доказательнее — рассуждения о нрав-

ционального музыкального мышления, его интонационно-попевочной основы;

5) разносторонней музыкальной деятельности;

ственнои сущности музыки и средствах ее выразительности.

Апробация альтернативных фольклорных программ - явление новое и малораспространенное, требующее специальной подготовки учительских кадров. Ежегод-ния, сочинения и импровизации народных но кафедра народной музыки проводит для

6) формирования

сфере

напевов;

учителей-музыкантов города и республи-7) проявления инициативы и самостоя- ки научно-практические конференции и се-

тельности со стороны студентов-практи-кантов в разработке моделей музыкального воспитания и эксперимента в школе.

За короткий период практики студенты не успевают достигнуть больших успехов в музыкальном развитии учащихся (формирование навыков варьирования и импровизации требует, как известно, длительно-

минары по освоению инновационных проектов и технологий, основанных на материале мордовской народной и профессиональной музыки. В дальнейшем потребуются объединенные усилия школы и вуза,

соответствующих министерств и ведомств в разработке системы музыкального образования в республике на основе интегра-

го времени). И все же контрольные уроки ции всех ее ступеней и звеньев.

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «РУССКО-МОРДОВСКИЕ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ КАК ДИАЛОГ (В СВЕТЕ МЕТОДОЛОГИИ М.М. БАХТИНА)»

Г.В. Карпунов, ведущий библиотекарь научной библиотеки

МГУ им. Н.П. Огарева

Учение М.М. Бахтина о диалоге куль-

путь и научные

тур в наше время привлекает все большее открытия крупнейшего ученого, проживше

внимание в научных кругах всего мира. О Бахтине имеются сотни научных работ, анализирующих различные аспекты его гуманитарных наук, требует обратить са-творческого наследия, во многих странах мое серьезное внимание на открытия, сделанные Бахтиным. Это связано со многи-

го в нашем городе около четверти века. Ситуация, складывающаяся в развитии

проводятся международные Бахтинские чтения. Проводятся они и в Саранске. Однако многие студенты-филологи Мордовского университета довольно смутно пред-

факторами.

1. В наше время особенно остро вста-гроблема межнациональных отношений.

© Г.В. Карпунов, 2001

Закономерности взаимосвязей между национальными культурами недостаточно изучены, так же как и причины, приводящие к недоразумениям и конфронтации между ними. Россия - страна полиэтническая, ее стабильное развитие во многом определяется уровнем взаимоотношений между населяющими ее народами. И для понимания сложных культурных процессов бахтинское учение о диалоге культур, его методология изучения диалогических процессов в культуре и литературе могут сыграть важную роль.

2. Резко усиливаются процессы взаимодействия между культурами различных стран и народов, что обусловлено развитием технических средств (радио, телевидение, звукозапись, компьютерная связь). Эти процессы сложны, часто хаотичны. Для их изу-

л

чения может быть актуальным привлечение бахтинского учения о диалоге культур.

3. В университетские программы в последние годы введено много нового материала. Студенты встречаются со сложными и неоднозначными отношениями между литературой и другими видами искусства (живопись, театр, кино), между различными направлениями в литературе (реализм, символизм, акмеизм, сюрреализм и т. д.). Для понимания этих процессов полезно знакомство с теоретическим наследием М.М. Бахтина.

Поскольку Мордовия - регион, в котором взаимодействуют различные национальные культуры, студентам гуманитарных факультетов нашей республики важно знать основные принципы их взаимоотношений. Помочь в этом может спецкурс «Русско-мордовские литературные связи как диалог (в свете методологии М.М. Бахтина)», программа которого приводится ниже. Целью предлагаемого спецкурса, который может вестись на филологическом факультете и факультете национальной культуры, является ознакомление студентов с основными вехами жизненного и творческого пути М.М. Бахтина, с его теоретическим наследием, прежде всего с учением о диалоге культур, с развитием русско-мордовских культурных и литературных взаимосвязей, рассматриваемых согласно бахтинской методологии как диалог.

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

Тема 1

Жизненный и творческий путь М. М. Бахтина. Его учение о диалоге культур

1. Основные вехи жизни и творчества Бахтина.

2. Годы жизни Бахтина в Саранске.

3. Диалог культур в трудах Бахтина. Истоки учения о диалоге культур. Основные понятия, введенные Бахтиным в гуманитарные науки, - «диалог культур», «большое время», «открытая целостность» культуры и т. д. Общее понятие о диалоге национальных культур.

4. Литература как часть культуры. Диалог культур и диалог литератур.

5. Практическое значение методологических принципов изучения диалога культур, предложенных Бахтиным.

Литература

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.

Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. 543 с.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель, 1963. 363 с.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и

Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М.: Прогресс, 1996. 342 с.

Карпунов Г.В., Борискин В.М., Евстифе-ева В.Б. Михаил Михайлович Бахтин в Саранске: Очерк жизни и деятельности. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. 32 с.

Конкин С.С., Конкина Л.С. Михаил Бахтин: Страницы жизни и творчества. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. 398 с.

Тема 2 Причины и предпосылки развития русско-мордовского культурного диалога

1. Давние связи двух народов. Роль природно-географических, торговых и других факторов, предопределивших сближение русского и мордовского этносов. Исторические события, укреплявшие взаимосвязи русских и мордвы.

2. Русско-мордовские контакты поданным этнографии и археологии. Связи в материальной культуре (костюм, архитектура, прикладное искусство). Бытовые контакты.

3. Многообразие форм культурного диалога.

Литература Абрамов В.К. По следу времени. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 304 с.

Лузгин A.C., Арсентьев Н.М. Особенности русско-мордовских взаимосвязей в традиционном хозяйстве и материальной культуре // Этнокультурные связи мордвы. Саранск, 1988. С. 68 - 82.

Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во,

1977. 280 с.

Смирнов И.Н. Мордва: Историко-эт-нографический очерк. Казань: Тип. Имп. Унта, 1895. 299 + V с.

Смирнов К.А. Русский элемент в культуре мордвы. Ульяновск: Тип. Облуправ-ления культуры, 1957. 22 с.

Циркин A.B. Русско-мордовские отношения в X - XIV вв. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1968. 111с.

Тема 3

Русско-мордовские взаимосвязи

в фольклоре

1. Место фольклора в народной культуре. Его особое значение для сохранения исторической памяти этноса и его традиционного мировоззрения.

2. Фольклорные взаимосвязи в различных жанрах: календарно-обрядовые жанры, свадебная поэзия, историческая и семейно-бытовая песня, сказка, предание, былич-

ка, частушка.

3. Значение фольклорных взаимосвязей для развития литературного диалога.

Источники

Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 1. Эпические и лиро-эпические песни. Саранск: Мордов. кн. изд-во,

1963.399 с.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 1, кн. 2. Исторические

песни XVI - XVIII веков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. 352 с.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 2. Лирические песни. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. 372 с.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 3, ч. 1. Мокшанские сказки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. 383 с.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 3, ч. 2. Эрзянские сказки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967.382 с.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 7, ч. 3. Календарно-обрядовые песни и заговоры. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. 303 с.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 10. Легенды, предания, былички. Саранск: Мордов. кн. изд-во,

1983.265 с.

Литература

Алексеев H.H. Исторические связи мордовского фольклора и фольклора славянских народов // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972.

С. 33 -40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Девяткина Т.П. Мифология мордвы. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1998. 336 с.

Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба// Избр. тр.: В 5 т. Саранск, 1966. Т. 5. С. 7 - 341.

Карпунов Г.В. Мордовская народная сказка «Двенадцать братьев» и ее истоки (в свете концепции М.М. Бахтина) // М.М. Бахтин: проблемы научного наследия: Межвуз. сб. науч. тр. Саранск, 1992. С. 150 - 155.

Костин В.И. Взаимосвязи традиционной русской и мордовской песенной лирики в современных условиях. Орел: Изд-во Орлов. ун-та, 1992. 111с.

Маскаев А.И. Славяно-мордовские связи по материалам эпической песни // Этногенез мордовского народа. Саранск,

1965. С. 290-302.

Самородов К.Т. О связи мордовского народа с другими народами по материалам обрядового фольклора// Этногенез мордовского народа. Саранск, 1965. С. 315 -322.

Тема 4

Начало русско-мордовского культурного диалога

1. Первые письменные тексты на мордовских языках и их связь с русской культурой XVIII в.

jj ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

2. Мордва в творчестве русских писателей XIX - начала XX в. (С.Т. Аксаков, Ал. Алтаев, В.К. Кюхельбекер, И.И. Ла-

2. Жанровые традиции русской литературы и их связь с жанрами мордовской литературы (рассказ, повесть, роман, поэма.

жечников, П.И. Мельников-Печерский, роман в стихах). Рассказ как творческая

К.К. Случевский).

лаборатория писателя для создания круп-

3. Первые писатели из мордвы ных жанров. Рассказы К.Г. Абрамова как

(С.А. Аникин, З.Ф. Дорофеев) и связь их

V-/

творчества с традициями русской литературы.

4. Связь литературного диалога с общекультурными процессами. Роль в развитии литературного диалога этнографов,

пример творческого преломления традиций русской литературы. Традиции русского исторического и историко-биографического романа, романа в стихах в творчестве мордовских писателей (К.Г. Абрамов,

миссионеров, просветителей, фольклорис- А.Д. Куторкин, М.Т. Петров). Традиции

русской поэзии в творчестве мордовских поэтов.

3. Эпиграфы, цитаты, реминисценции

тов, переводчиков.

Источники Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука. М.: Худож. лит.,

1982.544 с.

из произведении русских писателей и поэтов в мордовской литературе (К.Г. Абрамов, М.А. Бебан, П. Гайни, И.П. Киш-

Алтаев Ал. В дебрях мордвы: Детство няков, С.С. Ларионов, А. Моро, М.Т. Пет-

патриарха Никона. Саранск: Мордов. кн. ров, Н. Эркай). изд-во, 1991. 71 с.

Аникин С.А. Плодная осень. Саранск:

Мордов. кн. изд-во, 1989. 244 с.

Источники

Абрамов К.Г. Найман: Роман. Саранск: Дорофеев З.Ф. Собр. соч. Т. 1. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960.388 с.

Мордов. кн. изд-во, 1964. 236 с.

Кюхельбекер В.К. Адо // Русская романтическая повесть. М., 1983. С. 143 - 164.

Абрамов К.Г. Степан Эрьзя: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977.446 с. Абрамов К.Г. Там за леском: Расска-

Лажечников И.И. Ледяной дом: Роман, зы. М.: Современник, 1987. 222 с.

М.: Худож. лит., 1988. 315 с.

Мельников-Печерский П.И. На горах: Роман. Кн. 1. М.: Сов. Россия, 1986. 592 с.

Случевский К.К. В снегах // Случевский К.К. Стихотворения. Поэмы. Проза.

М., 1988. С. 277-304.

Литература Алешкин A.B. О повести «В дебрях мордвы» и ее авторе // Алтаев Ал. В дебрях мордвы. Саранск, 1991. С. 68-71.

Алешкин A.B. Эпическая поэзия младописьменных народов Поволжья (доок-

Бебан М.А. Утренняя песня: Стихи и басни. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. 120 с.

Гайни П. Ветка черемухи: Стихи и поэмы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. 104 с.

Кишняков И.П. Исса течет в Волгу: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во,

1965. 224 с.

Куторкин А.Д. Яблоня у большой дороги: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во,

1991. 192 с.

Ларионов С.С. Хрустальные колокола:

тябрьский период): Учеб. пособие. Саранск: Роман. М.: Современник, 1976. 333 с.

Изд-во Мордов. ун-та, 1983. 84 с.

Моро А. Ветка дуба векового: Стихи и

Посадский А.Н. Мельников П.И. (Ан- поэма. М.: Сов. писатель, 1968. 144 с.

дрей Печерский) и мордовский край. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. 93 с.

Тема 5

Традиции русской литературы в развитии мордовской литературы

Петров М.Т. Боярин Российского флота: Исторический роман. Саранск: Мордов.

кн. изд-во, 1981. 456 с.

Петров М.Т. Румянцев-Задунайский:

Исторический роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984-1985.Кн. 1. 1984.414 с.; Кн. 2.

1. Использование опыта русской лите- 1985. 528 с.

ратуры как условие быстрого развития мордовской литературы в начале XX в.

Эркай Н. Живу с тобою: Стихи. М.: Сов. писатель, 1977. 136 с.

Литература Васильев Л.Г. Всегда вместе. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. 128 с.

Девяткин Г.С. Мордовский рассказ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. 216 с.

История мордовской литературы (Ред-кол.: Н.И. Черапкин (отв. ред.) и др.). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1981. 383 с.

Кирюшкин Б.Е. Мордовский советский роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. 182 с.

Макушкин В.М. Обретение зрелости. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. 224 тыс.

Чернов Е.И. История мордовской литературы. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993.91 с.

Тема 6

Культура и фольклор мордвы в русской литературе XX века

1. Мордовский народ в творчестве А.М. Горького.

2. Мордовский фольклор и русская историческая проза (Б.В. Дедюхин, В.И. Ко-стылев, В.И. Макарихин).

3. Мордва в изображении писателей русского зарубежья (И.А. Бунин, М.Д. Ка-ратав, А.И. Куприн).

4. Русские поэты о мордовском народе (Э.Г. Багрицкий, С.А. Есенин, Л.К. Татья-ничева, А. Ширяевец).

5. Мотивы мордовской мифологии в русской литературе (особенности создания женских образов, образы мифологических персонажей).

Источники Багрицкий Э.Г. Звезда мордвина // Багрицкий Э.Г. Стихотворения и поэмы. М.,

1984. С. 219-223.

Бунин И.А. Мордовский сарафан //Соч:

В 3 т. М., 1982. Т. 2. С. 379 - 382.

Горький А.М. Знахарка // Полн. собр.

соч. М., 1973. Т. 17. С. 76 - 88.

Горький А.М. Мордовка // Полн. собр. соч. М., 1970. Т. 8. С. 394 - 421.

Дедюхин Б.В. В братстве без обиды: Роман. Саратов: Приволж. кн. изд-во,

1989. 515 с.

Дедюхин Б.В. Чур меня: Роман. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1982. 342 с.

Есенин С.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Ху-дож. лит., 1977. Т. 1. 429 с.

Каратаев М.Д. Русь и Орда: Роман. Т. 1. М.: Современник, 1991. 413 с.

Костылев В.И. Жрецы: Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. 304 с.

Костылев В.И. Иван Грозный: Роман-трилогия. Кн. 1. Саранск: Мордов. кн. изд-

во, 1987. 423 с.

Куприн А.И. Царев гость из Наров-чата // Собр. соч.: В 6 т. М., 1958. Т. 6. С. 490-500.

Макарихин В.И. Дикое поле: Историческая повесть. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1980. 223 с.

Русские писатели о мордовском народе. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1957.

130 с.

Татьяничева Л.К. Мордовская речь // Татьяничева Л.К. Корабельный бор: Стихи. М., 1974. С. 33 -34.

Ширяевец А. Песня о Волге: Стихи и поэмы. Куйбышев: Куйбышев, кн. изд-во,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1980. 168 с.

Литература Воронин И.Д. Литературные деятели и литературные места в Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. 336 с.

Карпунов Г.В. Мифологический образ Кереметя в интерпретации А.М. Горького // Вдохновение: Лит.-худож. сб. Саранск, 1991. С. 277-286.

Карпунов Г.В. Мордовский национальный костюм в произведениях русских писателей (к вопросу о диалоге культур) // Регионология. 2000. № 2.

С.297 - 305.

Карпунов Г.В. Мотив мордовской мифологии в рассказе А.М. Горького «Знахарка» // Вдохновение: Лит.-худож. сб. Саранск, 1990. С.207 - 219.

Черапкин Н.И. Горячее сердце большого друга. Саранск: Мордов. кн. изд-во,

1974. 328 с.

Черапкин Н.И. По заветам Горького.

Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.