МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР И ШКОЛА:
К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОГО
И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.И. Одинокова, доцент кафедры народной музыки
МГУ им. Н.П. Огарева
Современная стратегия образования предусматривает разностороннее развитие личности на основе усвоения общекультурных и национальных духовных ценностей. Принципиально важное значение приобретает проблема музыкального воспитания школьников средствами народной музыки, знание которой осознается как необходимое условие формирования духовности, приобщения к истории и культуре своего народа, оптимизации межэтнических отношений.
Заметно возросшее за последние годы число различного рода конкурсов, концертов, фестивалей мордовской музыки, равно как и авторские программы отдельных учителей-энтузиастов, ориентированные (в рамках общих задач) на фрагментарное ознакомление с образцами мордовского музыкального искусства, не могут сами по себе решить проблему реализации национально-регионального компонента в музыкальном воспитании. Мордовскую музыку (народную и профессиональную) следует изучать планомерно и систематически как самостоятельный школьный предмет, имеющий постоянное место в учебном плане и в расписании занятий, обеспеченный учителями-специалистами и учебно-методическими материалами; притом в преемственной взаимосвязи всех ступеней и звеньев системы музыкального образования: от детского сада до высшего учебного заведения.
Основные причины, тормозящие этот
процесс, таковы:
1) недостаточная разработанность музыкальной этнопедагогической концепции, ее этномузыкологических и художествен-
но-педагогических основ;
2) отставание в области разработки и апробации альтернативных программ по музыке для национальных школ;
3) слабое обеспечение образовательных учреждений Мордовии научно-методическими разработками, рекомендациями, нотными сборниками, хрестоматиями и фонозаписями;
4) малочисленность учительских кадров, способных осуществлять все дело музыкально-эстетического воспитания школьников на материале мордовской музыки (народной и профессиональной);
5) малая степень использования в практике высшей и средней школы инновационных музыкально-образовательных проектов и технологий, в особенности в области освоения самобытных многоголосных форм народной (вокальной и инструментальной) музыки мокши и эрзи; .
I |
6)недостаточный уровень теоретического и практического освоения проблем интеграции высшего, среднего специального, школьного (общего и специального), а также дошкольного музыкального образования.
На наш взгляд, интересен опыт интегрированного освоения национально-регионального компонента в музыкально-педа-гогическом процессе вуза и школы. Эта проблема особенно актуальна в плане учебно-методического обеспечения специальности «Дирижирование народным хором» факультета национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева, выпускникам которой присваивается дополнительная квалификация «Преподаватель».
Учителя-музыканты такого профиля получают в университете специальное образование в области национальной культу-
© Т.И. Одинокова, 2001
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ |
ры и искусства. Они глубоко и разносторонне изучают музыкальный фольклор и фольклористику, музыку композиторов
3) приобретение специальных знаний теоретического, методологического и методического характера, обусловленных спе-
Мордовии и традиции исполнительства (на- цификой национальной (мордовской) куль-
родного, академического, самодеятельного, профессионального), а также музыкальный фольклор и профессиональную музыку родственных и соседних по отношению к мордве народов (финно-угорских, славян-
туры в ее взаимосвязях с культурами других этносов;
4) овладение практическими умениями и навыками организации и проведения уроков музыки (в студенческой группе, в ус-
ских, тюркских). Будущие руководители ловиях школы), частными методиками по народно-певческих коллективов и педаго- всем видам музыкально-творческой дея-
ги-музыканты владеют навыками сольного и хорового пения (в том числе в народной манере), дирижирования и руководства народным хором (фольклорным ансамб-
тельности;
5) приобретение опыта экспериментальной работы, творчества;
6) развитие музыкальных и творческих
лем), игры на фортепиано; имеют опыт со- способностей на материале мордовского
бирания и нотации народных напевов, их авторской обработки и аранжировки, работы в школьных хорах и фольклорных ансамблях. В целях приближения содержания ву-
музыкального искусства;
7) формирование художественно-эсте-тических вкусов и потребностей.
Охарактеризуем концептуальные осно-
зовского образования к задачам и практи- вы программы «Мордовский музыкальный
ке школы (общеобразовательной и музы- фольклор в четырехлетней национальной
кальной) с учетом большой потребности (мокшанской, эрзянской) школе» (автор-
последней в учительских кадрах для веде- составитель Т.Н. Одинокова), по которой с
ния уроков мордовской музыки, а также недостаточного уровня профессиональной подготовки студентов вышеназванной спе-циальности к музыкально-педагогическому труду на кафедре народной музыки введены инновационные программы и курсы специализированного назначения. Среди них-
1998 г. проводится педагогическая практика в национальной гимназии № 14 г. Саранска. В ее основе - богатейшая народная музыка мокши и эрзи (вокальная, инструментальная), рассматриваемая в широком контексте национальных художественных традиций (через обращение к словесному,
«Методика преподавания мордовской му- хореографическому, драматическому фоль-
. зыки» и «Альтернативные программы» клору, к изобразительному искусству и про-
(«Мордовская музыка в начальной шко- фессиональному музыкальному творче-
ле», «Мордовский музыкальный фольклор ству), а также во взаимосвязях музыкаль-
в начальной школе», «Мордовский музыкальный фольклор в четырехлетней национальной школе»), дополняющие и конкре-
тизирующие основной курс истории и методики музыкального воспитания.
Теоретически и практически дисциплины специализации осваиваются факульта- усвоения ими художественных ценностей
ных культур различных и родственных этносов.
Цель программы - формирование национальной музыкальной культуры учащихся как важной составной части их общемузыкальной и духовной культуры путем
тивно на протяжении 6-го семестра, а затем в период педагогической практики (9-й семестр). При этом ставятся следующие цели и задачи:
1) совершенствование научной и методи- ющие:
мордвы, запечатленных в традиционном и современном народном (а также в профессиональном) музыкальном искусстве. Основные принципы программы следу-
ческой подготовки будущих специалистов;
1) приоритет национальных музыкаль-
2) освоение инновационных проектов и ных и шире — художественно-эстетических
технологий в интегрированных формах ву- духовных ценностей мокши и эрзи в про-
зовской и школьной музыкально-педагоги- цессе формирования национальной музы-
ческои деятельности;
кальной культуры учащихся;
№ 3, 2001
2) опора на аутентичный мордовский система жанров и художественной образ-
музыкальный фольклор, трактуемый как устойчивая и развивающаяся в современных условиях художественная система, особая сфера народного бытия;
3) опора на профессиональную музыку
ности, музыкальный язык и стилистика, особенности бытования и исполнения, взаимосвязи с профессиональной музыкой, с народным творчеством различных и родственных этносов); приобретение знаний об
в ее связи с традиционной культурой и pea- историческом прошлом, жизнедеятельное-
лиями современности;
4) опора на своеобразие мордовской
ти и духовных традициях мордвы (особенностях мировоззрения и многообразии ху-
музыкальнои культуры, ее типичные и на- дожественного творчества, нравственно-
ционально-характерные признаки при отбо- эстетических отношений человека к дей-
ре музыкально-педагогического репертуа- ствительности); усвоение нравственных
ра для школы;
5) принцип диалога культур и художе-
о
ственных сознании, предполагающий учет финно-угорских, славянских, тюркских этнокультурных традиций Мордовии и Повол- мосвязях с другими разновидностями на-
ценностеи, воплощенных в музыкальном фольклоре (категорий любви, добра, зла, долга, совести, жизни и смерти); изучение нравственных, духовных традиций во взаи-
жского региона, России и зарубежья;
родного художественного творчества (с
6) системное, комплексное изучение хореографическими, словесными, драмати-
музыкального материала в культурологи- ческими жанрами фольклора и народно-
ческом аспекте, в соответствии с основ- прикладного искусства, а также с профес-
ными слагаемыми понятий «музыкальная сиональной музыкой); приобретение зна-
культура» и «национальная музыкальная ний о структурно-композиционных законо-
культура»;
7) соответствие программных требова-
мерностях и средствах выразительности народно-песенной речи (интонация, приемы
ний (целеполагающих установок, задач, развития, формы мелострофы, типы ладо-
содержания, принципов, форм и методов образований, мелодики, ритмики, многого-
музыкального воспитания) возрастным лосия); освоение типологии и специфики
особенностям младших школьников;
8) принцип «спиралевидности» в логике развертывания учебно-воспитательного процесса, обеспечивающий его поступательное движение с поэтапным расширением, углублением и усложнением образо-
мордовскои народной музыки, основ национального музыкального мышления; приобретение музыкально-творческого опыта, исполнительских навыков (вокальных, инструментальных); усвоение культуры самобытного народно-песенного многоголосия,
вательных задач путем «забегания вперед» в особенности стиля двух-трехголосной
бурдонной полифонии, навыков варьирования и импровизации, развитие всех видов музыкального слуха учащихся (интонаци-
и «возвращения к пройденному»;
9) принцип тематического построения программы, ориентирующий на глубокое и разностороннее изучение жизни и музыки онного, звуковысотного, тембрового, реги-
мордовского народа, запечатленных в мно- стрового, ладового, ритмического, гармо-
нического); формирование навыков музы-
шлого и настоящего, в современном соци- кального восприятия на основе развитых
уме, в диалоге культур и художественных музыкально-слуховых представлений, при-
гообразии музыкальных произведений про-
сознании.
В связи с целеполагающими установками программы определены обучающеразвивающие и воспитательные задачи: развитие интереса и любви к национальной (мордовской) музыке, к музыкальным занятиям; изучение фольклора как вида искусства в единстве его художественно-эстетической и практической сторон (приро-
обретенных знаний и опыта музыкально-
творческои деятельности; изучение творчества композиторов Мордовии в связи с традиционной культурой, формирование умений осознанно воспринимать в композиторских сочинениях черты национальнохарактерной художественной образности и своеобразия национального музыкального языка; введение учащихся в область нала, специфика, функции, признаки, свойства, родного и профессионального музыкально-
п
fl л л л л л л
с ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
го искусства родственных и соседних по отношению к мордве народов (финно-угорских, славянских, тюркских); формирование
лосных структур ангемитонного и диатонического строения в позднейших по происхождению или трансформированных песнях
умений размышлять о музыке мордвы и лирической и лирико-эпической традиции).
других народов в сравнительно-сопостави-
Значительное место занимают произве-
тельном плане, с целью выявления некото- дения композиторов Мордовии, в особеннос-
рых черт общности и различий в содержании и форме музыкальных произведений; приобщение учащихся к процессам взаимодействий, диалога культур и художественных сознаний с учетом этнокультурных традиций региона и финно-угров зару-
ти отмеченные чертами народности и национальной характерности. Детям предлагаются высокохудожественные сочинения Л.П. Кирюкова, Л.И. Воинова, Г.И. Сурае-ва-Королева, Г.Г. Вдовина, Н.И. Бояркина, Н.В. Кошелевой, Г.Г. Сураева-Королева, бежья; развитие эмоционально-нравствен- H.H. Митина, С .Я. Терханова, Е.В. Кузи-
ной сферы учащихся, их художественного и музыкального кругозора, интонационного слуха, певческого голоса, творческих способностей, художественно-эстетических вкусов и потребностей; нравственное, эстетическое, экологическое, патриотическое, интернациональное воспитание школьников, возрождение культурных традиций и форми-
ной, М.И. Волкова и др.
Тематическое построение программы и распределение музыкального материала осуществлены на основе следующих положений:
1) поэтапное усвоение истории, культу-
ры, духовных традиции мордвы;
2) поэтапное усвоение типологии и спе-
рование национального самосознания; опти- цифики мордовской народной музыки, за-мизация межэтнических отношений.
Вышеперечисленные задачи музыкального воспитания конкретизированы на уровне определенного объема знаний, умений и навыков по основным видам музыкальнотворческой деятельности и последовательно распределены по учебным четвертям на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Содержание вышеназванной програм- нительства;
кономерностеи национального музыкального мышления;
3) постепенное и систематическое усвоение типичных интонаций и попевок, типов ладообразований и мелодики, музыкальной и стиховой ритмики, мелострофи-ки и многоголосия;
4) постепенное формирование навыков многоголосия и народно-песенного испол-
мы представлено в конкретных музыкальных произведениях, отобранных в художественно-педагогических целях с позиций определенных требований. Рекомендуемый
5) планомерное формирование навыков музыкального восприятия в процессе слушания и исполнения музыки;
6) постепенное развитие музыкальных
репертуар включает образцы народной и и творческих способностей учащихся;
композиторскои музыки мордвы и других финно-угорских народов (марийцев, удмуртов, коми, эстонцев, карел, финнов, сету, ливов, венгров и др.), а также славянских (русских, украинцев, белоруссов) и тюркских (татар, башкир, чувашей).
7) постепенное усложнение музыкального материала в эмоционально-образном
#
и музыкально-стилевом плане;
8) постепенное постижение взаимосвязей народной и композиторской музыки.
Содержание образовательного процесса
Наиболее широко и разнообразно пред- составляют музыка и жизнь мордовского
народа, изучаемые в широком контексте общекультурных традиций этноса, атакже
ставлен мордовскии музыкальный материал, основную и самую многочисленную
часть которого составляет мокшанскии и в его взаимосвязях с культурами других
фольклор (свыше 300
народов. Тематический принцип, положен-
нии вокальной и инструментальной музы- ный в основу образовательного процесса, ки, охватывающих все традиционные жан- раскрывает перед учащимися целостную,
ры и стили: от детских игровых, напевов календарно-земледельческой и свадебной обрядности - до высокоразвитых многого-
обширную и многокрасочную панораму жизнедеятельности мокши и эрзи - их историю, быт, верования, обряды, представ-
ления о народной морали и педагогике, нравственном и эстетическом идеале, особенностях мировосприятия и национального характера, о процессах общения, диалога, взаимовлияний этнокультур.
Каждая четверть имеет главную тему и ряд подтем. «Край наш, Мордовия», «Наши игры, наши песни», «Мы любим сказки», «Зимушка-зима», «Весна-красна», «Рождественский дом», «А мы Масленицу дожидаем», «Весну закликаем», «Мордовская свадьба», «Народная песня - летопись истории», «Народ - великий художник», «Между музыкой моего народа, других народов Мордовии и стран финно-угор-ского мира нет непереходимых границ», «Мы и фольклор» - эти и другие темы программы позволяют осветить жизненные связи и функции мордовского фольклора, систему его жанрово-стилевых видов и художественной образности, место и роль среди других музыкальных культур, процессы их общения и диалога, а также осознать национальное своеобразие музыки своего народа и ее основополагающую роль в становлении и развитии профессионального музыкального искусства Мордовии, преемственность времен, поколений и традиций, характерные признаки современного худо-жественно-педагогического мышления, проявляющиеся в сопряжении понятий «человек и природа», «человек и общество», «человек и искусство».
Из года в год учащиеся изучают музыку и жизнь мордвы - в соответствии со сменой времен года и сопутствующими им календарно-земледельческими обрядами и праздниками, событиями семейного и общественно-социального значения, в связи с функциональной обусловленностью фольклорных жанров в традиционной и современной культуре. Таким образом, познание музыки и жизнедеятельности мордовского народа происходит как бы «по спирали», с «забеганием вперед и возвращением к пройденному», что дает возможность постепенно расширять круг образовательных задач на каждом новом «витке» и вместе с тем четко следовать логике учебно-воспита-тельного процесса в целом. Ежегодно возвращаясь к воспроизведению фрагментов народных обрядов и праздников, равно как и образцов необрядового фольклора, обус-
ловленных жизненными реалиями, учащиеся начинают воспринимать народное творчество как неотъемлемую часть жизни, как самобытный фактор преемственности поколений, традиций и новаций, как особую сферу народного бытия, сохраняющую жизнеспособность и духовную востребованность в настоящее время. «Спиралеобразный» принцип познания дает возможность, во-первых, закреплять ранее полученные знания, умения и навыки; во-вторых, постепенно осваивать новые в процессе их введения в образовательный процесс; в-третьих, расширять, углублять и постепенно усложнять содержание, формы и методы музыкального образования.
Важнейшая задача музыкального воспитания - развитие всех видов музыкального слуха учащихся, их музыкального мышления и музыкально-слуховых представлений. От этого зависит качество музыкального восприятия и в слушании, и в пении, и в овладении закономерностями народно-песенного многоголосия, вокальными и инструментальными исполнительскими традициями. В соответствии с указанной задачей выстроена логика освоения основных типов ладообразований и мелодики, музыкальной и стиховой ритмики, мелострофики и многоголосия. Особое внимание уделяется развитию навыков ритмического и мелодического варьирования, вокальной и инструментальной импровизации, сочинения и «распевания» народной мелодии на несколько голосов в национально-характерных традициях совместного пения.
Развитие музыкальных и творческих способностей учащихся, формирование их вокально-хоровой культуры являются своего рода ядром, главным стержнем данной программы, связывающим воедино все звенья учебно-воспитательного процесса. Постижение основ национального музыкального мышления и народного ансамблевохорового искусства красной нитью проходит через все стадии обучения. Постепенно приобретая музыкально-творческий опыт в совместном вокальном музицировании, дети как бы «изнутри» познают его структурно-композиционные закономерности и особенности национального музыкального языка, учатся сочинять и импрови-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ;
зировать, понимать стилистику мордовской народной музыки в ее многоголосных формах вариационно-импровизационным путем. Принципиально важно уметь построить
мордовской литературы, заметные успехи художественной самодеятельности, активное участие в культурно-просветительских
мероприятиях школ города, республики и
весь учебно-образовательный процесс с многое другое) вносит существенный вклад
опорой на закономерности изучаемого и в дело музыкального воспитания школь-
предмета, в данном случае на природу, специфику, функции, свойства и признаки фольклора как особого вида искусства.
Разносторонняя музыкальная деятельность, как известно, выступает важным
ников средствами мордовского музыкального искусства. В этом национальной гимназии помогают студенты-музыканты университета: систематически выступают с концертами (с исполнением сольных номе-
условием формирования музыкальной куль- ров или в составе фольклорных ансамб-
туры учащихся. Поэтому в программу лей), принимают участие в организации
включены слушание музыки, хоровое пение, и проведении фольклорных праздников,
игра на народных музыкальных инструмен- лекций и бесед на материале народного
и композиторского творчества, ведут уроки музыки и внеклассную работу по альтернативным программам, репетируют с солистами и фольклорными коллектива-песен и сказок о животных, ритмическое и ми в период педагогической практики,
занимаются опытно-экспериментальной
тах, музыкально-ритмические движения, народные игры, пляски и танцы, фрагменты обрядов и театрализованных представлений, небольшие инсценировки сюжетных
мелодическое варьирование, сочинение, импровизация, нотная грамота, сольфеджи-рование и сольмизация, пластическое интонирование и четырехручие в игре на фортепиано.
Важный методический принцип программы - обеспечение педагогических условий для детского творчества, для прохождения самими детьми процесса создания народного напева от узкообъемных одноголосных структур до высокоразвитых образцов в стиле двух-трех- (четырех-) голосной бурдонной полифонии.
Программа по сути своей вариативна. При соответствующей переработке, расширении и углублении ряда тем, «переносе» их на более поздние возрасты (например, финно-угорский блок и др.) она применима не только в начальной школе, но и в 5 - 8-х классах.
и научно-исследовательскои деятельностью (по результатам НИРС по окончании педагогической практики проводится научно-практическая конференция, где звучат наиболее интересные студенческие доклады).
Приступая к работе по вышеназванной фольклорной программе, разработанной на кафедре народной музыки, студенты-практиканты обычно проводят предварительное тестирование учащихся для выявления уровня сформированности у них музыкальных знаний, умений и навыков в области национального музыкального искусства. Далее выдвигается гипотеза, согласно которой эффективность усвоения младшими школьниками мордовского музыкального материала достигается в условиях научно обоснованной этнопедагогической кон-
Возвращаясь к проблеме интеграции цепции данной программы, методически
высшего и среднего (начального) музы- выстроенной и конкретизированной в по-
урочных разработках, не исключающих проявлений творческой свободы учителя в выборе музыкального материала, равно как и внесения некоторых корректив в сценарии уроков.
Предлагаемая этнопедагогическая концепция освоения мордовской музыки (народной и профессиональной) в рамках новой школьной программы дает положительный результат в следующих художествен-
кального образования, отметим, что факультет национальной культуры и, в частности, кафедра народной музыки давно и плодотворно сотрудничают с национальной гимназией № 14. Это учебное заведение (директор П.П. Тропина) со сложившимися художественно-эстетическими традициями в области реализации национально-регионального компонента музыкального образования (свидетельство тому — разносто-
ронняя деятельность уникального музея но-педагогическихусловиях:
З, 2001
XX
♦ж»
1) профессиональной подготовки учите
весьма обнадеживают: учащиеся обнару-
куль- живают более глубокие и разносторонние
лузы- познания в процессе размышлений об эмо-кальной педагогики (в частности, осознания ционально-образном содержании и жанро-
также
целей, задач, принципов и методов музыкального воспитания школьников);
2) научно обоснованного отбора содер ния образования, музыкального материала:
фол
вой стилистике мордовских народных песен, условиях их бытования и исполнения, жизненном пути и фольклорных истоках творчества композиторов Мордовии, а также об истории, верованиях, обрядах морд-
лора, как особого вида художественного вы, ее представлениях о духовных ценнос-творчества, его аутентичные образцы, тях и национальном характере. Глубже и
эмоциональнее становится музыкальное восприятие, точнее и выразительнее - вокальное интонирование, аргументирован-
форм
кальной и инструментальной музыки;
4) опоры на развитые музыкально-слу-
ховые представления детей в области на- нее, доказательнее — рассуждения о нрав-
ционального музыкального мышления, его интонационно-попевочной основы;
5) разносторонней музыкальной деятельности;
ственнои сущности музыки и средствах ее выразительности.
Апробация альтернативных фольклорных программ - явление новое и малораспространенное, требующее специальной подготовки учительских кадров. Ежегод-ния, сочинения и импровизации народных но кафедра народной музыки проводит для
6) формирования
сфере
напевов;
учителей-музыкантов города и республи-7) проявления инициативы и самостоя- ки научно-практические конференции и се-
тельности со стороны студентов-практи-кантов в разработке моделей музыкального воспитания и эксперимента в школе.
За короткий период практики студенты не успевают достигнуть больших успехов в музыкальном развитии учащихся (формирование навыков варьирования и импровизации требует, как известно, длительно-
минары по освоению инновационных проектов и технологий, основанных на материале мордовской народной и профессиональной музыки. В дальнейшем потребуются объединенные усилия школы и вуза,
соответствующих министерств и ведомств в разработке системы музыкального образования в республике на основе интегра-
го времени). И все же контрольные уроки ции всех ее ступеней и звеньев.
■
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «РУССКО-МОРДОВСКИЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ КАК ДИАЛОГ (В СВЕТЕ МЕТОДОЛОГИИ М.М. БАХТИНА)»
Г.В. Карпунов, ведущий библиотекарь научной библиотеки
МГУ им. Н.П. Огарева
Учение М.М. Бахтина о диалоге куль-
путь и научные
тур в наше время привлекает все большее открытия крупнейшего ученого, проживше
внимание в научных кругах всего мира. О Бахтине имеются сотни научных работ, анализирующих различные аспекты его гуманитарных наук, требует обратить са-творческого наследия, во многих странах мое серьезное внимание на открытия, сделанные Бахтиным. Это связано со многи-
го в нашем городе около четверти века. Ситуация, складывающаяся в развитии
проводятся международные Бахтинские чтения. Проводятся они и в Саранске. Однако многие студенты-филологи Мордовского университета довольно смутно пред-
факторами.
1. В наше время особенно остро вста-гроблема межнациональных отношений.
© Г.В. Карпунов, 2001