ПЕДАГОГИКА
УДК 159.922.7
Гизатуллина Эльвира Рифовна
кандидат психологических наук [email protected]
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ «НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР»
В статье представлена программа развития нравственной сферы личности подростков посредством социально-психологического тренинга.
Ключевые слова: нравственная сфера личности, программа развития нравственной сферы личности подростков, критерии и уровни нравственного развития личности подростка.
Необходимость разработки программы развития нравственной сферы подростков обусловлена тем, что проблема нравственного развития особо остро проявляется именно в подростковом возрасте, когда подросток с его формирующимся мировоззрением нуждается в определении четких нравственных ориентиров.
С учетом методологических требований к психолого-педагогическим технологиям нами разработана программа нравственного развития подростков «Нравственный выбор» [2], формой реализации которой выступает социально-психологический тренинг, как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью раз-
вития компетентности в общении (И.В. Вачков, 2008).
Мы полагаем, что развитие нравственной сферы личности подростков возможно посредством социально-психологического тренинга, поскольку: ведущей деятельностью в подростковом возрасте является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм; развернутая социально признаваемая и социально одобряемая деятельность; в подростковом возрасте преобладает группоцентрическая центрация, когда определяющее значение имеет близкое окружение, чьи интересы и устремления отождествляются со своими, или ставятся выше собственных, мотивы
Задачи работы
Когнитивный блок
• Ознакомление с нравственными нормами, правилами и требованиями
• Формирование нравственных убеждений, идеалов и принципов.
• Развитие способности к усвоению, освоению и перестройке нравственных ценностей.
• Развитие представлений о себе, как активном субъекте жизнедеятельности, несущем ответственность за свой выбор.
• Развитие способности к этической рефлексии.
Эмоциональный блок
• Формирование нравственных чувств.
• Формирование ценностного отношения к себе, другим и миру, к жизни в целом.
• Развитие свойств субъекта самосознания как внутреннего источника оценки и самооценки.
• Развитие способности к анализу нравственных переживаний
Поведенческий блок
• Формирование нравственного поведения, основанного на ценностном отношении к себе, другим и миру.
• Формирование модели ответственного поведения
• Формирование нравственных привычек и поступков
• Развитие субъектных свойств личности
• Развитие нравственной активности.
Рис. 1. Процессуальная схема программы развития нравственной сферы личности подростков
© Гизатуллина Э.Р., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3 I
и эмоциональная направленность зависят от пользы для группы [6], [5], [1].
Целью программы является формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственной сферы личности подростков 13-15 лет.
Задачи программы:
1. Развитие субъектных свойств личности; формирование субъектной нравственной позиции, отражающей ценностное отношение к себе, к деятельности, к миру, к жизни в целом.
2. Формирование нравственных убеждений, принципов и идеалов; перестройка личностных смыслов, переоценка и присвоение нравственных ценностей.
3. Развитие нравственных чувств и способности к нравственным оценкам, самооценкам и переживаниям.
4. Формирование моделей нравственных отношений и нравственного поведения.
Психологическим механизмом развития нравственной сферы личности подростков выступает воздействие посредством субъективно-психологических факторов на все компоненты нравственной сферы личности.
Особенности содержания программы. Коррек-ционная работа в подростковых группах включает три блока, направленных на реконструкцию когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственной сферы личности подростка (рис. 1).
Процессуальная характеристика. Программа развития нравственной сферы личности подростков «Нравственный выбор» рассчитана на 55 часов. Занятия проводятся в форме интенсивного курса, ежедневно в течение 11 дней по 5 часов, что способствует более глубокой проработке Я-концеп-ции участников и более прочному усвоению навыков и умений; меньшей временной затрате на погружение в тренинговую работу, уменьшению сопротивляемости и увеличению восприимчивости.
Категорияучастников: программа предназначена для подростков 13-15 лет.
Принципы групповой работы. Работа в группе строится в соответствии с общими принципами групповой работы:
1) принцип активности: предполагает включение в активную работу всех участников тренинга;
2) принцип искренности: с одной стороны, каждый участник вправе сам определять меру своей искренности, с другой - если он решил сообщать сведения, то они должны быть достоверные, и если он решил выразить свои мысли или чувства, то это следует делать искренне;
3) принцип доверительности: ориентирует на уважительное отношение участников друг к другу;
4) принцип «здесь и теперь»: заключается в преодолении тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе;
5) принцип исследовательской (творческой) позиции: создание креативной среды, стимулирующей участников к самоанализу, поиску вариантов решения проблем, исследованию особенностей и закономерностей межличностного взаимодействия и познанию других участников;
6) принцип моделирования: моделирование различных ситуаций, в которых участники демонстрируют негативные и позитивные формы поведения;
7) принцип объективации (осознания) поведения: перевод поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный. Осознание участниками своего поведения и принятие личной ответственности за собственные действия и поступки.
Каждое тренинговое занятие, согласно методологии, включает этапы:
1) краткое теоретическое введение; приветствие, создание эмоционального настроя на занятие;
2) вживание в тренинговую ситуацию, подготовка к основным упражнениям; инструктирование по правилам выполнения упражнений;
3) непосредственное выполнение упражнений;
4) обсуждение результатов упражнений тренинга в группе каждым участником;
5) рефлексия;
6) прощание друг с другом и с ведущим.
Занятия проводятся с учетом возрастных психофизиологических особенностей подростков: периоды интенсивной мыслительной деятельности чередуются с игровыми упражнениями (А.В. Ипатов, 2011).
Фазы развития тренинговой группы: динамика развития группы аналогична описываемой в литературе динамикой группового процесса и включает в себя следующие этапы:
1) подготовка: мотивирование участников на процессы развивающего взаимодействия, самораскрытия, изменения своего поведения;
2) осознание: основным процессом изменения является когнитивный компонент; самосознание при переходе на более высокий уровень характеризуется изменением рефлексивных процессов;
3) переоценка: использование когнитивных, аффективных и оценочных процессов изменения; появление у участников тенденции к осмыслению влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение и к переоценке собственной личности;
4) действие: закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, апробирование новых способов поведения, опирающихся на изменившуюся Я-концепцию. Толерантность к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение себя за способность к позитивным изменениям в поведении.
Модель объединяет основные процессы изменения: мотивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие. Многоуровневость тренинга, наличие нескольких этапов его подготовки, про-
18
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Программа развития нравственной сферы личности подростков «Нравственный выбор»
Таблица 1
Учебный план программы развития нравственной сферы личности подростков «Нравственный выбор»
Блоки Тематика
Блок I. Когнитивный 1 Ознакомление с нравственными нормами, правилами и требованиями
2 Формирование нравственных убеждений, идеалов и принципов
3 Развитие способности к усвоению, освоению и перестройке нравственных ценностей
4 Развитие представлений о себе, как активном субъекте жизнедеятельности, несущем ответственность за свой выбор
5 Развитие способности к этической рефлексии
Блок II. Эмоциональный 1 Формирование нравственных чувств
2 Формирование ценностного отношения к себе, другим и миру, к жизни в целом
3 Формирование субъектной позиции, отражающей отношение к себе, деятельности, окружающим
4 Развитие свойств субъекта самосознания как внутреннего источника оценки и самооценки
5 Развитие способности к анализу нравственных переживаний
Блок III. Поведенческий 1 Формирование нравственного поведения, основанного на ценностном отношении к себе, другим и миру
2 Формирование модели ответственного поведения
3 Формирование нравственных привычек и поступков
4 Развитие субъектных свойств личности
5 Развитие нравственной активности
граммы шсттренингового сопровождения обусловливают высокую сложность проведения.
Программа развития нравственной сферы личности подростков 13-15 лет «Нравственный выбор» соответствует приведенному тематическому плану; при этом допускаются модификации, основанные на элементах спонтанности и творчества, исходящих от ведущего или участников группы [4].
Тематический план программы развития нравственной сферы личности подростков представлен в таблице 1.
Методические средства, используемые в социально-психологическом тренинге: диагностические процедуры; информирование; ролевые игры; драматизация; метод фиксированных ролей; проективный рисунок; психогимнастические упражнения; медитативные техники; элементы музыкотерапии; дебрифинг; групповая дискуссия; анализ ситуаций.
Методические средства, используемые в социально-психологическом тренинге: диагностические процедуры; информирование; ролевые игры; драматизация; метод фиксированных ролей; проективный рисунок; психогимнастические упражнения; медитативные техники; элементы музыкотерапии; дебрифинг; групповая дискуссия; анализ ситуаций.
Критерии программы развития нравственной сферы личности подростков 13-15 лет «Нравственный выбор».
Так как нравственная сфера личности выступает как системное интегральное единство и взаимодействие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, выделена иерархическая структура его критериев:
- характер внутренней позиции личности по отношению к нравственным ценностям, нормам и требованиям (объектная, субъектная, объектно-субъектная (противоречивая);
- развитость личности подростка как субъекта самосознания, общения и учебной деятельности, предполагающая возможность морального выбора и проявления нравственной активности в различных сферах;
- целостность нравственной сферы личности самосознания как единство и взаимодействие ее когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов;
- ведущий компонент нравственной сферы личности (характерный для данного возраста);
- единство и взаимодействие нравственного сознания, чувств, отношений и поведения.
Выделенные критерии отражают основные закономерности развития нравственной сферы личности подростков; с их помощью устанавливаются связи между компонентами нравственной сферы личности подростка; качественные показатели выступают в единстве с количественными.
С опорой на выделенные критерии выделены уровни нравственного развития личности подростка: уровень нравственной пассивности; уровень нравственной аффективности; уровень нравственной активности [3].
Таким образом, система выделенных критериев выступает как система эталонов, задающих вектор нравственного развития подростка, а уровень нравственного развития - как степень проявления его критериев.
Библиографический список
1. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 6-13.
2. Гизатуллина Э.Р. Технология формирования нравственной сферы личности подростков. - Курган, 2011. - 96 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
19
3. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Развитие нравственной сферы личности подростка. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2011. - 147 с.
4. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 256 с.
5. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 31-41.
6. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2008. - 144 с.
УДК 373.5.016:51
Журавлев Иван Александрович
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
ПОТЕНЦИАЛ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Рассматривается организация групповой работы учащихся с точки зрения развития у них универсальных учебных действий (УУД). Выделяются этапы групповой работы на уроке, условия и средства реализации каждого этапа, оцениваемые как потенциал развития УУД. Приведено описание методики проведения урока по конкретной теме.
Ключевые слова: групповая работа, состав группы, этапы групповой работы, универсальные учебные действия (УУД), методика развития УУД.
В концепции ФГОС среднего образования одним из ключевых моментов является установка на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Подробное описание УУД, на которое мы будем в дальнейшем опираться, приведено, например, в [2; 8].
Напомним, что в современной педагогике под УУД понимают совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию [7].
Продуктивная работа учащихся в малых группах без сомнения способна развивать коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные УУД. Однако специально такой вопрос практически не рассматривался. Да и в самом понятии групповой работы учащихся разные исследователи делают акцент на разных сторонах этой формы организации учебной деятельности. Поэтому рассмотрим имеющиеся в педагогической литературе характеристики групповой работы, обращая особое внимание на то, что, по нашему мнению, может играть ключевую роль в формировании УУД.
Х.Й. Лийметс писал: «Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность...» [4, с. 13]. Близкое определение дает В.В. Котов, который описывает групповую работу как «способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи в составе группы» [3, с. 37].
В определении, данном В.В. Котовым, обозначена цель совместной деятельности учащихся, что
совсем не звучит в определении Х.Й. Лийметса. Однако не раскрыт вопрос, кем эта цель формируется. Напомним, что с точки зрения формирования личностных и регулятивных УУД, целеполагание должно осуществляться самими учащимися.
В учебном пособии, вышедшем под редакцией П.И. Пидкасистого групповая работа описана через ряд признаков. «Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы» [5, с. 319-320].
Перечисленные в данном определении признаки характеризуют групповую работу, как с точки зрения распределения ролей, организации групповой работы и взаимодействия учащихся в рамках образовательного процесса, так и с точки зрения целей совместной деятельности учащихся.
Дополняя приведенные выше определения с точки зрения развития УУД, отметим, что групповая работа может являться одним из фрагментов урока, после чего учащиеся переходят, например, к фронтальной работе с учителем (обсуждение результатов работы). В рамках групповой работы учащимся предлагается получить некий результат, после чего они должны представить краткий отчет о своей деятельности. Такой отчет может быть пред-
20
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Журавлев И.А., 2014