Научная статья на тему 'Программа развития нравственной сферы личности подростков «Нравственный выбор»'

Программа развития нравственной сферы личности подростков «Нравственный выбор» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1483
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ / КРИТЕРИИ И УРОВНИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА / PERSON'S MORAL SPHERE / TEENAGERS' PERSONALITY MORAL SPHERE DEVELOPMENT PROGRAM / MORAL DEVELOPMENT CRITERIA AND LEVELS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гизатуллина Эльвира Рифовна

Программа развития нравственной сферы личности подростков «Нравственный выбор» В статье представлена программа развития нравственной сферы личности подростков посредством социально-психологического тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The program of development of moral sphere of teenagers’ personality “Moral Choice”

The article presents the program of development of moral sphere of the personality of teenagers through socially-psychological training

Текст научной работы на тему «Программа развития нравственной сферы личности подростков «Нравственный выбор»»

ПЕДАГОГИКА

УДК 159.922.7

Гизатуллина Эльвира Рифовна

кандидат психологических наук [email protected]

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ «НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР»

В статье представлена программа развития нравственной сферы личности подростков посредством социально-психологического тренинга.

Ключевые слова: нравственная сфера личности, программа развития нравственной сферы личности подростков, критерии и уровни нравственного развития личности подростка.

Необходимость разработки программы развития нравственной сферы подростков обусловлена тем, что проблема нравственного развития особо остро проявляется именно в подростковом возрасте, когда подросток с его формирующимся мировоззрением нуждается в определении четких нравственных ориентиров.

С учетом методологических требований к психолого-педагогическим технологиям нами разработана программа нравственного развития подростков «Нравственный выбор» [2], формой реализации которой выступает социально-психологический тренинг, как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью раз-

вития компетентности в общении (И.В. Вачков, 2008).

Мы полагаем, что развитие нравственной сферы личности подростков возможно посредством социально-психологического тренинга, поскольку: ведущей деятельностью в подростковом возрасте является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм; развернутая социально признаваемая и социально одобряемая деятельность; в подростковом возрасте преобладает группоцентрическая центрация, когда определяющее значение имеет близкое окружение, чьи интересы и устремления отождествляются со своими, или ставятся выше собственных, мотивы

Задачи работы

Когнитивный блок

• Ознакомление с нравственными нормами, правилами и требованиями

• Формирование нравственных убеждений, идеалов и принципов.

• Развитие способности к усвоению, освоению и перестройке нравственных ценностей.

• Развитие представлений о себе, как активном субъекте жизнедеятельности, несущем ответственность за свой выбор.

• Развитие способности к этической рефлексии.

Эмоциональный блок

• Формирование нравственных чувств.

• Формирование ценностного отношения к себе, другим и миру, к жизни в целом.

• Развитие свойств субъекта самосознания как внутреннего источника оценки и самооценки.

• Развитие способности к анализу нравственных переживаний

Поведенческий блок

• Формирование нравственного поведения, основанного на ценностном отношении к себе, другим и миру.

• Формирование модели ответственного поведения

• Формирование нравственных привычек и поступков

• Развитие субъектных свойств личности

• Развитие нравственной активности.

Рис. 1. Процессуальная схема программы развития нравственной сферы личности подростков

© Гизатуллина Э.Р., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3 I

и эмоциональная направленность зависят от пользы для группы [6], [5], [1].

Целью программы является формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственной сферы личности подростков 13-15 лет.

Задачи программы:

1. Развитие субъектных свойств личности; формирование субъектной нравственной позиции, отражающей ценностное отношение к себе, к деятельности, к миру, к жизни в целом.

2. Формирование нравственных убеждений, принципов и идеалов; перестройка личностных смыслов, переоценка и присвоение нравственных ценностей.

3. Развитие нравственных чувств и способности к нравственным оценкам, самооценкам и переживаниям.

4. Формирование моделей нравственных отношений и нравственного поведения.

Психологическим механизмом развития нравственной сферы личности подростков выступает воздействие посредством субъективно-психологических факторов на все компоненты нравственной сферы личности.

Особенности содержания программы. Коррек-ционная работа в подростковых группах включает три блока, направленных на реконструкцию когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственной сферы личности подростка (рис. 1).

Процессуальная характеристика. Программа развития нравственной сферы личности подростков «Нравственный выбор» рассчитана на 55 часов. Занятия проводятся в форме интенсивного курса, ежедневно в течение 11 дней по 5 часов, что способствует более глубокой проработке Я-концеп-ции участников и более прочному усвоению навыков и умений; меньшей временной затрате на погружение в тренинговую работу, уменьшению сопротивляемости и увеличению восприимчивости.

Категорияучастников: программа предназначена для подростков 13-15 лет.

Принципы групповой работы. Работа в группе строится в соответствии с общими принципами групповой работы:

1) принцип активности: предполагает включение в активную работу всех участников тренинга;

2) принцип искренности: с одной стороны, каждый участник вправе сам определять меру своей искренности, с другой - если он решил сообщать сведения, то они должны быть достоверные, и если он решил выразить свои мысли или чувства, то это следует делать искренне;

3) принцип доверительности: ориентирует на уважительное отношение участников друг к другу;

4) принцип «здесь и теперь»: заключается в преодолении тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе;

5) принцип исследовательской (творческой) позиции: создание креативной среды, стимулирующей участников к самоанализу, поиску вариантов решения проблем, исследованию особенностей и закономерностей межличностного взаимодействия и познанию других участников;

6) принцип моделирования: моделирование различных ситуаций, в которых участники демонстрируют негативные и позитивные формы поведения;

7) принцип объективации (осознания) поведения: перевод поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный. Осознание участниками своего поведения и принятие личной ответственности за собственные действия и поступки.

Каждое тренинговое занятие, согласно методологии, включает этапы:

1) краткое теоретическое введение; приветствие, создание эмоционального настроя на занятие;

2) вживание в тренинговую ситуацию, подготовка к основным упражнениям; инструктирование по правилам выполнения упражнений;

3) непосредственное выполнение упражнений;

4) обсуждение результатов упражнений тренинга в группе каждым участником;

5) рефлексия;

6) прощание друг с другом и с ведущим.

Занятия проводятся с учетом возрастных психофизиологических особенностей подростков: периоды интенсивной мыслительной деятельности чередуются с игровыми упражнениями (А.В. Ипатов, 2011).

Фазы развития тренинговой группы: динамика развития группы аналогична описываемой в литературе динамикой группового процесса и включает в себя следующие этапы:

1) подготовка: мотивирование участников на процессы развивающего взаимодействия, самораскрытия, изменения своего поведения;

2) осознание: основным процессом изменения является когнитивный компонент; самосознание при переходе на более высокий уровень характеризуется изменением рефлексивных процессов;

3) переоценка: использование когнитивных, аффективных и оценочных процессов изменения; появление у участников тенденции к осмыслению влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение и к переоценке собственной личности;

4) действие: закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, апробирование новых способов поведения, опирающихся на изменившуюся Я-концепцию. Толерантность к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение себя за способность к позитивным изменениям в поведении.

Модель объединяет основные процессы изменения: мотивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие. Многоуровневость тренинга, наличие нескольких этапов его подготовки, про-

18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Программа развития нравственной сферы личности подростков «Нравственный выбор»

Таблица 1

Учебный план программы развития нравственной сферы личности подростков «Нравственный выбор»

Блоки Тематика

Блок I. Когнитивный 1 Ознакомление с нравственными нормами, правилами и требованиями

2 Формирование нравственных убеждений, идеалов и принципов

3 Развитие способности к усвоению, освоению и перестройке нравственных ценностей

4 Развитие представлений о себе, как активном субъекте жизнедеятельности, несущем ответственность за свой выбор

5 Развитие способности к этической рефлексии

Блок II. Эмоциональный 1 Формирование нравственных чувств

2 Формирование ценностного отношения к себе, другим и миру, к жизни в целом

3 Формирование субъектной позиции, отражающей отношение к себе, деятельности, окружающим

4 Развитие свойств субъекта самосознания как внутреннего источника оценки и самооценки

5 Развитие способности к анализу нравственных переживаний

Блок III. Поведенческий 1 Формирование нравственного поведения, основанного на ценностном отношении к себе, другим и миру

2 Формирование модели ответственного поведения

3 Формирование нравственных привычек и поступков

4 Развитие субъектных свойств личности

5 Развитие нравственной активности

граммы шсттренингового сопровождения обусловливают высокую сложность проведения.

Программа развития нравственной сферы личности подростков 13-15 лет «Нравственный выбор» соответствует приведенному тематическому плану; при этом допускаются модификации, основанные на элементах спонтанности и творчества, исходящих от ведущего или участников группы [4].

Тематический план программы развития нравственной сферы личности подростков представлен в таблице 1.

Методические средства, используемые в социально-психологическом тренинге: диагностические процедуры; информирование; ролевые игры; драматизация; метод фиксированных ролей; проективный рисунок; психогимнастические упражнения; медитативные техники; элементы музыкотерапии; дебрифинг; групповая дискуссия; анализ ситуаций.

Методические средства, используемые в социально-психологическом тренинге: диагностические процедуры; информирование; ролевые игры; драматизация; метод фиксированных ролей; проективный рисунок; психогимнастические упражнения; медитативные техники; элементы музыкотерапии; дебрифинг; групповая дискуссия; анализ ситуаций.

Критерии программы развития нравственной сферы личности подростков 13-15 лет «Нравственный выбор».

Так как нравственная сфера личности выступает как системное интегральное единство и взаимодействие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, выделена иерархическая структура его критериев:

- характер внутренней позиции личности по отношению к нравственным ценностям, нормам и требованиям (объектная, субъектная, объектно-субъектная (противоречивая);

- развитость личности подростка как субъекта самосознания, общения и учебной деятельности, предполагающая возможность морального выбора и проявления нравственной активности в различных сферах;

- целостность нравственной сферы личности самосознания как единство и взаимодействие ее когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов;

- ведущий компонент нравственной сферы личности (характерный для данного возраста);

- единство и взаимодействие нравственного сознания, чувств, отношений и поведения.

Выделенные критерии отражают основные закономерности развития нравственной сферы личности подростков; с их помощью устанавливаются связи между компонентами нравственной сферы личности подростка; качественные показатели выступают в единстве с количественными.

С опорой на выделенные критерии выделены уровни нравственного развития личности подростка: уровень нравственной пассивности; уровень нравственной аффективности; уровень нравственной активности [3].

Таким образом, система выделенных критериев выступает как система эталонов, задающих вектор нравственного развития подростка, а уровень нравственного развития - как степень проявления его критериев.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 6-13.

2. Гизатуллина Э.Р. Технология формирования нравственной сферы личности подростков. - Курган, 2011. - 96 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

19

3. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Развитие нравственной сферы личности подростка. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2011. - 147 с.

4. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 256 с.

5. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 31-41.

6. Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2008. - 144 с.

УДК 373.5.016:51

Журавлев Иван Александрович

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

[email protected]

ПОТЕНЦИАЛ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Рассматривается организация групповой работы учащихся с точки зрения развития у них универсальных учебных действий (УУД). Выделяются этапы групповой работы на уроке, условия и средства реализации каждого этапа, оцениваемые как потенциал развития УУД. Приведено описание методики проведения урока по конкретной теме.

Ключевые слова: групповая работа, состав группы, этапы групповой работы, универсальные учебные действия (УУД), методика развития УУД.

В концепции ФГОС среднего образования одним из ключевых моментов является установка на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Подробное описание УУД, на которое мы будем в дальнейшем опираться, приведено, например, в [2; 8].

Напомним, что в современной педагогике под УУД понимают совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию [7].

Продуктивная работа учащихся в малых группах без сомнения способна развивать коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные УУД. Однако специально такой вопрос практически не рассматривался. Да и в самом понятии групповой работы учащихся разные исследователи делают акцент на разных сторонах этой формы организации учебной деятельности. Поэтому рассмотрим имеющиеся в педагогической литературе характеристики групповой работы, обращая особое внимание на то, что, по нашему мнению, может играть ключевую роль в формировании УУД.

Х.Й. Лийметс писал: «Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность...» [4, с. 13]. Близкое определение дает В.В. Котов, который описывает групповую работу как «способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи в составе группы» [3, с. 37].

В определении, данном В.В. Котовым, обозначена цель совместной деятельности учащихся, что

совсем не звучит в определении Х.Й. Лийметса. Однако не раскрыт вопрос, кем эта цель формируется. Напомним, что с точки зрения формирования личностных и регулятивных УУД, целеполагание должно осуществляться самими учащимися.

В учебном пособии, вышедшем под редакцией П.И. Пидкасистого групповая работа описана через ряд признаков. «Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы» [5, с. 319-320].

Перечисленные в данном определении признаки характеризуют групповую работу, как с точки зрения распределения ролей, организации групповой работы и взаимодействия учащихся в рамках образовательного процесса, так и с точки зрения целей совместной деятельности учащихся.

Дополняя приведенные выше определения с точки зрения развития УУД, отметим, что групповая работа может являться одним из фрагментов урока, после чего учащиеся переходят, например, к фронтальной работе с учителем (обсуждение результатов работы). В рамках групповой работы учащимся предлагается получить некий результат, после чего они должны представить краткий отчет о своей деятельности. Такой отчет может быть пред-

20

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Журавлев И.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.