УДК 159.923.2; 159 922.776.4; 159.922.763 ББК Ю9 5 2
Р. В. Овчарова, Э. Р. Гизатуллина
Курган
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
ГСНТИ 15.21.51; 14.07.03
Код ВАК 13.00.01; 19.00.07
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нравственная сфера личности; нравственное сознание и самосознание; нравственные чувства и переживания; нравственные качества; нравственное поведение.
АННОТАЦИЯ. Представляются результаты сравнительного исследования нравственной сферы личности как интегрального системного образования.
R. V. Ovcharova, E. R. Gizatullina
Kurgan
PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF MORAL SPHERE OF A TEENAGER PERSONALITY
KEY WORDS: moral sphere of a person; moral consciousness and selfconsciousness; moral senses and experiences; moral qualities; moral behavior.
ABSTRACT. The results of comparative research of moral sphere of a person as an integrated system formation are presented.
Общественная структура неразрывно связана с принятыми в обществе социальными ценностями и нормами. Изменение социальных структур совпадает со сменой морали.
Отсутствие принятой обществом системы норм и ценностей дестабилизирует общество и ставит целый ряд проблем перед процессом социализации подрастающего поколения. Российское общество в данный период переживает глубокий нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни, теряет основания своего собственного бытия, все больше ориентируется на материальный успех, внешние достижения. Реалиями современного российского общества стали рыночные отношения, ориентация на инструментальные ценности, американизация жизни и др. В настоящее время про© Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р., 2011
блемы нравственности, нравственного развития и воспитания подрастающего поколения привлекают внимание многих исследователей. Подростковый возраст — это возраст, когда формируется мировоззрение, поэтому подросток особенно нуждается в определении собственных нравственных ценностей и четких нравственных ориентиров.
Нравственность — интегральное психологическое образование, включающее совокупность общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов, потребностей и поступков личности на основе свободного выбора. В психологических исследованиях нравственной сферы личности можно выделить самостоятельные направления, изучающие: когнитивный компонент: нравственные убеждения, знания, представ-
ления, понятия, оценочные суждения, ценности и ценностные ориентации, самосознание (Л. Н. Ан-тилогова, И. М. Ильичева, Л. И. Божович, В. Э. Чудновский, С. Л. Рубинштейн, Б. С. Братусь, А. И. Тита-ренко, Е. Е. Соловцова Т. Н. Маль-ковская, Н. Д. Зотов и др.); эмоциональный компонент: нравст-
венные чувства и переживания (С. Л. Рубинштейн, Е. П. Ильин, А. Г. Ковалев, Б. И. Додонов, А. Ф. Лазурский и др.); поведенческий компонент: нравственные действия, привычки, поступки, отношения (С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, В. И. Селиванов, М. С. Неймарк, Л. Н. Антилогова и др.).
Исследования когнитивной составляющей нравственной сферы личности. Нравственное сознание, как и сознание в целом, по мнению Л. Н. Антилоговой, представляет собой сложную многоуровневую и полиструктурную систему. В нравственном сознании исследователь выделяет убеждения и ценностные ориентации, которые составляют ядро нравственного сознания; нравственные способности, мотивы и нравственные качества, представляющие собой три основные сферы нравственного сознания: эмоционально-чувственную (нравственные эмоции и чувства), рациональную (нравственные знания), волевую (воля) сферы [3].
Нравственное сознание, согласно И. М. Ильичевой, является частью целостного сознания и отличается способностью отражать объективную действительность под императивнооценочным углом зрения; способностью определенным образом относиться к отражаемым событиям, явлениям, поступкам и связанным с этим переживаниям человека, проявляющимся в различных нравственных чувствах; способностью к самопознанию, итогом чего становится обоснование человеком своей моральной позиции; способностью к целеполаганию, под которым подразумевается свободный выбор субъектом своих действий на основе сравнительной оценки вариантов возможных целей в морально-эстетичес-
ком аспекте; способностью посредством языка обеспечивать коммуникацию людей, сохранять и передавать новым поколениям накопленный моральный опыт. Нравственному сознанию, как и сознанию в целом, по мнению автора, присущ ряд общих функций: познавательная, оценочная, регулятивная и др. [15].
По мнению Л. И. Божович, нравственные убеждения являются частью мировоззрения личности и представляют собой устойчивую обобщенную систему взглядов на мораль [5]. Нравственные оценочные суждения, выступающие основанием для морального выбора и проверки соответствия поведения человека социальным стандартам, рассматривались в работах О. Г. Дробницкого [10], Б. О. Николаи-чева [21] и др. Важную роль нравственных знаний в становлении нравственного сознания личности отмечали А. И. Раев [22], О. С. Богданова, О. Д. Калинина, М. Б. Рубцова [4] и др. Когнитивный аспект нравственных убеждений, перехода знаний в убеждения также рассматривается в работах Г. М. Шакировой [30], Г. Е. Залесского [11], М. И. Боришевского [6], В. Э. Чуд-новского [29].
Проблеме нравственного самосознания в отечественной психологии уделялось значительное внимание (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. С. Братусь и др.). Нравственное самосознание включает в себя осознанное отношение человека к своим нравственным качествам, потребностям, мотивам, установкам, а также соотношение реального нравственного «Я» личности и нравственного «Я-идеала».
Б. С. Братусь отмечает, что нравственное самосознание определяется ценностно-ориентационными установками, т. е. направленностью и в целом мировоззрением личности. Он выделяет высшие смысловые образования, или «личностные ценности», которые и определяют отношение человека к миру, к себе, к другим людям и выражают нравственную позицию личности [7].
Ценности и ценностные ориентации
в качестве основных элементов нравственного сознания личности рассматривали С. Л. Рубинштейн, Б. С. Братусь, Л. И. Божович и др. Нравственная регуляция поведения осуществляется, по мнению авторов, прежде всего через систему ценностных ориентаций личности. Система ценностей определяет содержание тех моральных проблем, которые человеку приходится решать.
Б. С. Братусь среди «личностных ценностей» выделяет нравственные принципы и идеалы, которые объединяются в целостные смысловые образования и выполняют регулирующую функцию в непосредственной деятельности человека, а также составляют основу направленности личности [7]. Б. Г. Ананьев определял ценностные ориентации как базальные, «первичные» свойства личности, которые определяют мотивы поведения субъекта [2]. В качестве центрального элемента нравственного сознания выделяет ценности и ценностные ориентации А. И. Титаренко, который полагает, что они наиболее адекватно отражают суть данного феномена, и дает им следующее определение: ценностные ориентации — это устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания — основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия, а опосредованно — и наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы [28].
Содержанием ценностно-ориентационной подструктуры нравственного сознания личности, по мнению Е. Е. Солов-цовой, выступают мотивы и убеждения человека в необходимости нравственных норм поведения, представления о целесообразности конкретных нравственных правил и норм, устойчивый идеал поведения, ориентация на нравственное поведение как на ценность и в соответствии с этим на ценностные установки по отношению к миру, людям, опосредованные через нравственный опыт [27].
Т. Н. Мальковская считает, что нравственные ценности определяют направленность всех форм социальной
активности, однако в научной литературе понятие «нравственная активность» встречается редко [19]. Так, Н. Д. Зотов отмечает, что нравственную активность можно рассматривать как специфическую активность сознания и воли, направленную на практическое осуществление моральных требований, исходящих от общества. Характеризуя нравственно активную личность, Н. Д. Зотов полагает, что это личность, чаще всего совершающая нравственные действия, более устойчиво, чем другие, следующая требованиям долга, личность, проверяющая идеалами добра свой жизненный путь. Рассматривая нравственные способности как индивидуально-психологические особенности сознания личности, позволяющие усваивать моральные нормы и ценности, осуществлять правильный моральный выбор, устанавливать моральные взаимоотношения с другими людьми, автор подчеркивает, что их реализация возможна только при наличии у индивида нравственной активности и потребностей, стремления к выполнению моральных норм [13].
Эмоциональный компонент нравственной сферы личности составляют нравственные чувства и переживания. Определение нравственных чувств, их происхождение и связь с моральным поведением рассматривались в работах С. Л. Рубинштейна, Е. П. Ильина, А. Г. Ковалева, Б. И. Додонова, А. Ф. Лазурского и др.
С. Л. Рубинштейн указывает, что человеку свойственно относиться определенным образом к себе и к тому, что его окружает. Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания Моральные чувства соответствуют предметному восприятию и предметному действию, что означает их более высокий уровень проявления и выражает осознанное переживание отношения человека к чему-либо [24]. Нравственные чувства и переживания имеют глубоко личностную окраску, дают человеку удовлетворение от благородного поступка или намерения, вызывают угрызения совес-
ти при нарушении нравственных норм.
Е. П. Ильин нравственными называет чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Нравственные чувства отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности в общении с ними, отношение к ним. К нравственным чувствам Е. П. Ильин относит чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, патриотизма, долга и т. д. [14].
А. Г. Ковалев рассматривал совесть как эмоционально-оценочное отношение личности к собственному поведению. Это отношение, по его мнению, может возникнуть только в результате глубокого усвоения и принятия норм нравственности, как результат превращения объективных требований общества к поведению личности в личную потребность субъекта в определенном образе жизни [16].
Б. И. Додонов, классифицировав эмоции, которые придают ценность самому процессу деятельности человека, среди прочих выделил альтруистические эмоции, которые возникают на основе потребности в содействии, помощи другим людям и проявляются в заботе, преданности, участии, жалости, нежности к близким. Под альтруистическим поведением понимается поведение, направленное на благо других и не рассчитанное на какую-либо внешнюю награду [9]. А. Ф. Лазурский отмечал, что в основе альтруизма лежит комплекс эмоциональных свойств человека: чувство симпатии, или процесс «вчувствования», аффективная возбудимость, сила и продолжительность эмоций, а также значительное развитие волевой деятельности, направленной на помощь страждущим и нуждающимся, отсутствие эгоизма и себялюбия, доходящее часто до самозабвения и самопожертвования, значительное развитие нравственных качеств, интерес к внутренним, душевным переживаниям.
Исследования поведенческой составляющей нравственной сферы личности представлены в работах С. Л. Ру-
бинштейна, Л. И. Божович, В. И. Селиванова, М. С. Неймарк, Л. Н. Антилого-вой и др. По их мнению, нравственное поведение в отличие от других его форм обусловлено прежде всего общественными моральными нормами, ценностями, идеалами и выступает как совокупность поступков, имеющих нравственное значение.
С. Л. Рубинштейн отмечает, что именно отношение к моральным нормам может выступать в качестве определяющего момента поведения человека. Самым существенным в нем является общественное, моральное содержание. Единицей поведения он считает поступок. Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали [24]. Так как в поступке главным выступает его моральное содержание, то он не сводится к внешнему действо-ванию, а в некоторых случаях воздержание от участия в каком-нибудь действии само может быть поступком, но только тогда, когда оно выявляет нравственную позицию и отношение человека к окружающему. При этом формальное, внешнее исполнение моральных норм и мотивы этих поступков не всегда совпадают. И. С. Кон также подчеркивает, что нравственная позиция раскрывается в поступках и формируется поступками же, причем особенно важную роль в установлении единства знаний, убеждений и деятельности играют конфликтные ситуации.
Л. Н. Антилогова определяет нравственное поведение как ряд социально ценных поступков индивида по отношению к обществу, другим людям, в основе которых лежат нравственные мотивы, действия, регулируемые общественными нормами и совестью человека [3].
Участие волевых процессов в нравственной регуляции поведения отечественными психологами расценивается по-разному. Так, Л. И. Божович полагала, что подлинно нравственный поступок никогда не определяется сознательным волевым актом, а является
результатом морального чувства и моральной привычки [5]. И. М. Селиванов считал, что нравственным человека можно назвать лишь тогда, когда он не удовлетворяется достигнутым и постоянно мобилизует все волевые усилия в достижении нравственной цели [26]. М. С. Неймарк, объединяя эти две точки зрения, указывает, что нравственные качества человека могут проявляться на двух уровнях: на уровне сознательных намерений, когда требуется волевое усилие; на уровне непосредственных нравственных потребностей, по нравственной привычке [20].
Несмотря на разнообразие подходов в классификации нравственных качеств личности, в настоящее время общепризнанной типологии не существует. На основании приведенных подходов к изучению нравственных качеств личности, мыделаем следующий вывод: нравственные качества личности как структурный компонент ее нравственной сферы выступают внутренним механизмом, лежащим в основе саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и личностной зрелости.
Таким образом, в отечественной психологии выделяются различные составляющие нравственной сферы личности: интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая, моти-вационно-потребностная и другие, являющиеся по своей сути теоретическим моделями ее структуры, не подтвержденными эмпирически.
В настоящее время существует целостная концепция нравственного развития личности Р. В. Овчаровой, Н. В. Мельниковой, которая содержит эмпирически подтвержденную модель содержательной структуры нравственной сферы личности ребенка дошкольного возраста, представляющая интерес для данного исследования. По определению авторов, нравственная сфера личности — это интегральное взаимодействие когнитивного (нравственное сознание, нравственный смысл, нравственные ценности, нравственные образы, нравственные нормы), эмоционального (нравственные чувства, эмпатические проявления в нравственных отношени-
ях), поведенческого компонентов (нравственное поведение, поступки и действия в их мотивационной направленности) в личностной сфере, обеспечивающее единство нравственного сознания и поведения» на основе свободного выбора [22. С. 36].
Исходя из теоретического анализа, мы полагаем, что структура нравственной сферы личности подростка может быть представлена тремя компонентами.
Когнитивный компонент — когнитивные репрезентации, содержанием которых является знание нравственных категорий, система взглядов на мир; осознание себя как активного субъекта жизнедеятельности, способного применять нравственные нормы в различных жизненных ситуациях, совершающего свободный выбор и несущего за это ответственность. Включает в себя нравственное сознание, нравственные знания и убеждения, нравственные идеалы и нравственные ценности.
Эмоциональный компонент — направленность эмоций по отношению к собственной нравственной деятельности, эмоциональная окраска сопровождающих оценок образа «Я» в нравственном аспекте; способность к со-чувствованию сопереживанию. Включает нравственные чувства и нравственные переживания.
Поведенческий компонент выступает рациональной основой нравственной деятельности личности. Отражает степень соответствия нравственным ориентирам, осознанное переживание ценности собственных поступков. Включает нравственные потребности, нравственные мотивы, нравственные поступки, определяющие линию нравственного поведения.
Системообразующим компонентом является нравственная позиция личности как система личностных смыслов и ценностей. Таким образом, мы определили нравственную составляющую в структурной организации личности. Предложена психологическая структура нравственной сферы личности, которая представлена тремя компонентами: когнитивным (нравственное сознание, нравственное самосознание, нрав-
ственные знания и убеждения, нравст- венные поступки, нравственное пове-
венные идеалы и нравственные ценно- дение). Именно единство и взаимодей-
сти); эмоциональным (нравственные ствие всех компонентов нравственной
чувства и нравственные переживания); сферы обеспечивают высший уровень
поведенческим (нравственные потреб- нравственного развития личности.
ности, нравственные мотивы, нравст-
ЛИТЕРАТУРА
1. АБУЛЬХАНОВА-СЛАВСКАЯ К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991.
2. АНАНЬЕВ Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001.
3. АНТИЛОГОВА Л. Н. Нравственное сознание личности и его структура. ОМСК, ОМГПУ, 1999.
4. БОГДАНОВА О. С., КАЛИНИНА О. Д., РУБЦОВА М. Б. Этические беседы с подростками: кн. для учителя. М. : Просвещение, 1987.
5. БОЖОВИЧ Л. И. Проблемы формирования личности. М. : Воронеж, 1997.
6. БОРИШЕВСКИЙ М. И. Развитие нравственных убеждений. Киев : Радяньска школа, 1986.
7. БРАТУСЬ Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М. : Роспедагентство, 1994.
8. ВЫГОТСКИЙ Л. С. Развитие высших психических функций. М. : Изд-во АПН, 1960.
9. ДОДОНОВ Б. И. Эмоция как ценность. М. : Политиздат, 1978.
10. ДРОБНИЦКИЙ, О. Г. Моральное сознание и его структура // Вопр. психологии, 1977. №2.
11. ЗАЛЕССКИЙ Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М. : Изд-во МГУ, 1982.
12. ЗНАКОВ В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопр. психологии. 1998. № 3.
13. ЗОТОВ Н. Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление. Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1984.
14. ИЛЬИН Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2011.
15. ИЛЬИЧЕВА И. М. Психология духовности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003.
16. КОВАЛЕВ А. Г. Психология личности. М. : Просвещение, 1970.
17. ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Деятельность, сознание, личность. М. : Политиздат, 1975.
18. ЛОМОВ Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М. : Наука, 1984.
19. МАЛЬКОВСКАЯ Т. Н. Психолого-педагогические основы формирования социально активной позиции школьников // Формирование активной жизненной позиции школьников. М., 1979.
20. НЕЙМАРК М. С. К вопросу об экспериментальном исследовании направленности личности // Вопр. психологии. 1973. № 1.
21. НИКОЛАИЧЕВ Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М. : Изд-во МГУ, 1976.
22. ОВЧАРОВА Р. В., МЕЛЬНИКОВА Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. СПб. : Амалтея, 2008.
23. РАЕВ А. И. Избранные труды по педагогической психологии / сост. Г. И. Вергелес. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
24. РУБИНШТЕЙН С. Л. Человек и мир. М. : Наука, 1997.
25. СВЕТЛОВА Н. В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.
26. СЕЛИВАНОВ В. И. Избранные психологические труды. Рязань, 1992.
27. СОЛОВЦОВА Е. Е. Механизм психической регуляции нравственных аспектов деятельности младшего подростка : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. Е. Соловцова. М., 1999.
28. ТИТАРЕНКО А. И. Структура нравственного сознания : опыт этико-философского исследования. М. : Мысль, 1974.
29. ЧУДНОВСКИЙ В. Э. Актуальные проблемы психологии становления убеждений // Вопр. психологии. 1990. № 5.
30. ШАКИРОВА Г. М. Психологические особенности усвоения учащимися понятий о нравственности на уроках литературы // Вопр. психологии. 1990. № 1.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев