5. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективно- Поступила в редакцию 9.07.2010 г. сти. М., 2005.
6. Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП. СПб.,
2004.
UDC 15
POSSIBILITY OF COACHING WITH PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF BUSINESS
Larisa Vasilyevna Abdalina, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of Psychology and Natural Sciences, e-mail: [email protected]
Irina Albertovna Klimenko, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia, Competitor of Psychology and Natural Sciences Department, e-mail:[email protected]
Article is based on in-depth analysis of domestic and foreign psychologists coaching advice in conditions of psychological support of business are discussed.
Key words: counseling; coaching; psychosocial guidance.
УДК 152.27+370.1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПОСТУПКА И НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКА
© Мария Сергеевна Молоканова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель кафедры педагогической психологии; средняя общеобразовательная школа № 31,
педагог-психолог, e-mail: [email protected]
В данной работе рассматривается проблема психологической профилактики влияния эффекта социальной желательности на нравственную сферу детей. Анализируется эффективность применения проблемного психологического тренинга и выявляются особенности его влияния на формирование нравственного выбора и поведения подростков.
Ключевые слова: подростки; нравственное развитие; психологический тренинг, поступок.
Формирование личности - процесс не только сложный, но и крайне противоречивый. Ведь противоречива сама социальная среда, в которой человек живет и действует. Именно среда оказывает влияние на человека, заставляет выстраивать свое поведение с учетом норм и правил, принятых в обществе.
Особенно сложно формирование личности происходит в подростковом возрасте, когда расширяется сфера общения, появляется стремление к индивидуализму, а формирующаяся нравственность вступает в противостояние с общепринятыми нормами морали. Существенным недостатком, часто встречающимся в практике образования, является то, что обучение детей моральным знаниям не опирается на их собственный жизненный опыт, т. е. осуществляется без привития моральных ценностей. Знания даются как бы абстрактно, тем самым не соз-
даются условия для упражнения детей в поведении, основанном на изученном и репродуктивно усвоенном. Более того, в процессе обучения часто отсутствует какая-либо система и моральные принципы излагаются фрагментарно, от случая к случаю, чаще в контексте - декларативном [1].
Исследования отечественных ученых показывают, что нравственная сфера личности наиболее успешно формируется в специально организованной системе воспитания, где не только сочетаются нравственное просвещение и практическая деятельность школьников, а, прежде всего, координируются нравственные отношения детей друг с другом, с педагогом, с обществом [2, 3]. В таких условиях дети не просто запоминают сумму приведенных правил и норм, но и накапливают личный опыт нравственного поведения, нравственных привычек, образую-
щихся в систему мотивации поведения, в нравственные убеждения.
Нравственная сфера личности проявляется в поступках, которые характеризуют нравственный выбор и нравственное поведение человека. Поступок - сознательное действие, основанное на самостоятельном выборе целей и способов поведения, иногда противоречащих общепринятым правилам и реализации их [4]. В поступке выражается утверждение личностью одних нравственных принципов, лежащих в основе социальной оценки отношений личности к миру, обществу, другому человеку, самому себе, и отвержением других. Благодаря поступкам происходит формирование самой личности.
Поскольку любому человеку важно осознавать себя востребованным в обществе, обладающим личностной значимостью, возникает необходимость оказания психологической поддержки подростку в самопознании и осознании того, как его нравственный выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность, показать пути и средства достижения жизненных целей, заинтересовать в реализации задуманного и научить рефлексии и саморефлексии поступка как внешнего отражения субъективной позиции человека, включенного в социальные отношения.
Выступая развернутым в своей противоречивости действием, поступок объединяет три момента, составляющих его сущность: ситуацию, мотивацию и действие. Но в отличие от деятельности, также состоящей из действий, он связан с необходимостью выбора конкретного действия в конкретной ситуации, когда целью и средством выступает социальный объект - конкретный человек с собственной системой мотивов, целью и нравственными ценностями, часто не совпадающими, что, в свою очередь, обусловливает драматичность выбора.
Поступок зрелой личности обычно кардинально отличается от поступка личности формирующейся, прежде всего, тем, что приближен по форме и целенаправленному влиянию человека на ситуацию и другого субъекта (окружение). Подростки же чаще руководствуются сиюминутным, ситуативным побуждением, лишенным антиципацион-ного компонента, а следовательно, и выбора.
Именно на данном этапе развития личности важна психологическая профилактика.
Профилактическая работа направлена на расширение осведомленности ребенка, повышение его психологической грамотности и личной ответственности за свои действия.
Данное направление деятельности психологической службы имеет достаточно широкий спектр форм и методов работы с ребенком, в числе которых наиболее эффективным, на наш взгляд, является психологический тренинг.
Концептуальной основой проблемного тренинга «Каждый выбирает для себя» является идея о том, что самостоятельный выбор характеризуется согласованностью когнитивной, аффективной и поведенческой составляющих нравственного самосознания личности.
Целью тренинга является создание психологических условий повышения уровня социальной компетентности подростка-де-приванта в условиях нравственного выбора. Тренинг ориентирован на подростков «группы риска», воспитанников детского дома.
Задачи:
1) расширить представления подростков о морально-нравственной сфере личности;
2) сформировать навыки ответственного нравственного решения жизненных проблем и выбора независимых, адекватных ситуации моделей поведения;
3) повысить уровень социально-психологической компетентности воспитанников учреждений интернатного типа;
4) тренировать навыки нонконформного высоконравственного поведения.
В соответствии с задачами тренинга выделены основные направления работы:
а) формирование когнитивной основы поведенческого навыка - дать подросткам знания об основных нравственных категориях и установить рамки оперирования данными категориями в конкретных социальных ситуациях;
б) демонстрация модели поведения -продемонстрировать возможности свободного нравственного выбора в различных условиях и обстоятельствах, научить подростков анализировать различные варианты поведения в заданных ситуациях;
в) генерализация поведенческого навыка -самоисследование нравственных представлений, расширение психологического видения проблемы, перенос выученных навыков по-
ведения в реальную жизнедеятельность на основании анализа ситуаций из собственной жизни (поиск альтернативных способов поведения).
Прогнозируемый результат:
- обучение ответственному поведению в рамках сделанного выбора;
- формирование социально-психологической компетентности, реализуемой в различных ситуациях ролевого взаимодействия;
- формирование нравственного отношения к собственному и чужому поведению;
- снижение проявлений эффекта социальной желательности и конформности в поведении подростков;
- воспитание ответственности подростка за совершенные поступки.
Методами реализации тренинга выступили:
- метод групповой дискуссии, дающий участникам возможность обсудить социально значимые проблемные ситуации, рассмотреть различные точки зрения и аргументировать выбор;
- метод ролевого проигрывания ситуаций эмоционально-нравственного содержания, направленный на развитие рефлексии собственных и чужих переживаний в ситуациях нравственного выбора и способности самостоятельно принимать адекватные сложившейся ситуации решения;
- метод творческого самовыражения, позволяющий раскрыть себя и свое отношение к заданной нравственной проблеме (дилемме) с различных сторон, в зависимости от задаваемых тренером условий;
- анализ конкретных жизненных ситуаций, нравственных проблем, задаваемых тренером, и обмен опытом решения конкретных жизненных ситуаций из опыта тренин-гуемого;
- мониторинг изменений нравственной позиции и отношений подростков-депри-вантов к совершаемым поступкам.
Тренинг ориентирован на работу с подростками в трех основных направлениях:
1) когнитивное (психологический анализ основных философских и нравственноэтических категорий: свобода, ответственность, добро и зло, долг, совесть, справедливость, достоинство. Преодоление нерационального, интеллектуально негибкого видения нравственных проблем и ситуаций);
2) аффективное (обучение участников тренинга открытости и искренности в выражении эмоций и чувств относительно конкретных жизненных ситуаций и поведенческих реакций; эмоционально адекватное отражение чувств партнера);
3) поведенческое (тренировка уверенности в межличностных отношениях, демонстрация социальной компетентности как способности к независимому поведению в противовес социальному приспособлению (эффект социальной желательности)).
Для экспериментальной проверки эффективности предлагаемого нами психологического тренинга были созданы две группы испытуемых - экспериментальная и контрольная. Эти группы создавались методом рандомизации. Из имеющейся совокупности испытуемых случайным образом нами были отобраны 24 человека в экспериментальную группу и 24 человека в контрольную группу. Отбор производился с помощью таблицы случайных чисел.
Статистическая проверка эквивалентности экспериментальной и контрольной групп производилась на уровне а = 0,05 путем оценки различий этих групп по данным, полученным до проведения формирующего эксперимента с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни (Mann-Whitney).
По всем измеренным параметрам контрольная и экспериментальная группы не имеют статистически значимых различий по величине среднего ранга, что позволяет считать контрольную группу эквивалентной экспериментальной группе.
При оценке влияния экспериментального воздействия в форме психологического тренинга на зависимые переменные производилось сравнение изменений в экспериментальной и контрольной группах, а также выявлялись различия в этих изменениях в исследуемых группах. Проверка показала наличие значимых различий на уровне а = 0,05 между контрольной и экспериментальной группами после эксперимента и отсутствие статистически значимых изменений в контрольной группе (а = 0,05), а также статистически значимые изменения в экспериментальной группе (а = 0,05). Это позволяет сделать вывод о том, что изменения в экспериментальной группе вызваны формирующим воздействием в виде проведенного нами тренинга.
7 6 5 4 3 2 1 0
Соц. жел. Добро/зло Свобода Ответст. Самост. Принцип.
ЛЛж
і і
Рис. 1. Изменения эффекта социальной желательности и нравственных представлений у испытуемых экспериментальной группы
7 6 5 4 3 2 1 0
Соц. жел. Добро/зло Свобода Ответст. Самост. Принцип.
Рис. 2. Изменения эффекта социальной желательности и нравственных представлений у испытуемых контрольной группы
Количественные показатели, характеризующие эффект социальной желательности и нравственные представления испытуемых экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента, показаны на рис. 1 и 2.
В экспериментальной группе произошли существенные изменения измеренных показателей, а в контрольной группе эти изменения практически отсутствуют. При этом в экспериментальной группе эффект социальной желательности снизился в среднем на 2,67 балла, что составляет 40 % от исходной величины. Такие же существенные измене-
ния произошли в нравственных представлениях испытуемых; особенно по показателю «добро/зло». Это свидетельствует о том, что респонденты проявляют особенно высокую чувствительность к вопросам добра и зла, что соответствует их возрастным особенностям и является следствием специфики социализирующего воздействия. Вторую позицию занимает нравственный показатель «ответственность». Он увеличился в среднем на 1,25 балла, что позволяет сделать вывод о том, что примененная нами процедура воздействия особенно эффективна по отноше-
нию к этому показателю. Наблюдается осознание необходимости принятия ответственности за собственные поступки при осуществлении нравственного выбора. Другие нравственные показатели - «свобода», «самостоятельность» и «принципиальность» - изменились в меньшей степени, но также существенно (от 0,92 до 1,08 балла).
Таким образом, изменение основных параметров в нравственной сфере подростков свидетельствует о том, что разработанный нами психологический тренинг является результативным средством воздействия на проявление эффекта социальной желательности и такие личностные детерминанты нравственного выбора, как представления о добре и
зле, свободе, ответственности, самостоятельности и принципиальности.
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
2. Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3.
3. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1999.
4. Психология. Иллюстрированный словарь / отв. ред. И.М. Кондаков. СПб., 2007.
Поступила в редакцию 25.06.2010 г.
UDC 152.27+370.1
PSYCHOLOGICAL TRAINING AS EFFECTIVE MEANS OF CORRECTION OF AN ACT AND MORAL AREA OF TEENAGER
Mariya Sergeyevna Molokanova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Competitor of Pedagogical Psychology Department; Secondary General School № 31, pedagogue-psychologist, e-mail: [email protected]
In the given work the problem of psychological preventive maintenance of influence of effect of social desirability on moral area of teenagers is considered. Efficiency of application of problem psychological training is analyzed and features of its influence on formation of moral choice and behavior of teenagers are revealed.
Key words: teenagers; moral development; psychological training, act.